3 экономические зоны Китая

Особые (свободные) экономические зоны Китая

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это отдельные территории государства, на которых действуют особые законы и правила экономики . Они предусматривают выгодные условия для ведения бизнеса. Законы касаются сферы валютного, трудового, арендного и прочих режимов. Распространяются правила как на отечественных, так и на зарубежных предпринимателей.

Создание СЭЗ Китая

В КНР первые свободные экономические зоны появились в середине 1980 года. В провинции Гуандун ныне функционируют три зоны:

  • Чжухай;

  • Шеньчжэнь;

  • Шаньтоу.

Две другие Свободные экономические зоны Китая (созданы немного позже):

  • Сямынь (провинция Фуцзянь);

  • Хайнань (в одноименной провинции).

В пяти СЭЗ Китая зарегистрировано и работает более сорока тысяч производств с участием привлеченного иностранного капитала. На эти зоны приходится около 20% внешнего товарооборота КНР.

Обратите внимание! В Китае, кроме свободных экономических зон, функционируют 32 зоны технико-экономического развития и новая зона развития Пудун. Эти образования имеют некоторую схожесть с СЭЗ, однако отличаются юридическим статусом зоны.

Зачем были созданы особые экономические зоны Китая

Из приоритетных целей СЭЗ в Китае можно выделить:

  • создание условий для ускоренного развития страны:

  • внедрение передовых технологий в производственную сферу Китая;

  • освоение иностранного опыта управления внутри страны;

  • рациональное расходование природных ресурсов Китая;

  • создание благоприятных условий для вложения иностранного капитала в экономику страны;

  • подготовка собственных национальных кадров Китая;

  • приумножение валютной выручки страны от экспортных торговых операций;

  • предварительная «обкатка» планируемых реформ и связанных с ней мероприятий;

  • мобилизация финансовых ресурсов китайской эмиграции.

Свободные экономические зоны в Китае смогли сформироваться и развиться благодаря наличию объективных благоприятных факторов:

  • выгодное географическое расположение Китая (наличие морских портов);

  • большое количество дешевой рабочей силы;

  • обилие природных ресурсов страны;

  • возможность заниматься тропическим земледелием и туризмом (на Хайнане);

  • близость таких стран, как Гонконг, Тайвань, Макао.

К субъективным факторам, способствующим образованию и развитию СЭЗ, следует отнести курс правительства страны. Основными его принципами являются открытость и стремление к реформам. Юридические гарантии и экономические льготы сделали привлекательным ведение бизнеса на территории Китая для китайского и иностранного инвестора.

Чем выделяются Специальные экономические зоны Китая

Создание свободных экономических зон практикуют многие государства. Только в Российской Федерации существует около 30 таких образований. Однако лишь китайским СЭЗ удалось достичь наиболее эффективного стимулирования развития экономики страны.

Причиной китайского успеха являются ключевые особенности СЭЗ КНР:

  1. Полная независимость зоны от центральных органов власти.

  2. Стремление привлечь в производство как можно больше иностранных финансовых вложений.

  3. Использование импортного сырья.

  4. Ориентирование производства на внешние рынки.

  5. Тесное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

  6. Система налогообложения, разработанная с учетом региональных особенностей.

  7. Деятельность предприятий ориентирована на потребительский рынок. В то время как в остальных районах Китая практикуется плановая экономика.

Благодаря этим принципам китайские СЭЗ являются более эффективными, чем подобные экономические модели других стран.

Проблемы функционирования СЭЗ Китая

Несмотря на успешное функционирование, СЭЗ Китая сталкиваются с проблемами, тормозящими их развитие. Главными препятствиями являются:

  1. Недостаточный процент иностранных инвестиций.

  2. Отсутствие квалифицированных специалистов, низкий уровень подготовки местных рабочих. Этот фактор тормозит внедрение новых технологий.

  3. Дефицит собственного сырья и недостаток энергии для производства.

  4. Бюрократия.

  5. Недобросовестность инвесторов.

  6. Рост цен на аренду земли, оплату труда, и пр.

  7. Отсутствие единого для всех СЭЗ закона.

Создание СЭЗ благоприятно сказалось на развитии китайской экономики в целом. Несмотря на наличие ряда проблем, страна развивается, создавая условия для повышения уровня социальной защищенности своих граждан и роста их благосостояния.

СЭЗ. Краткий ликбез по специальным экономическим зонам Китая

4 Декабря 2014 6266 Артем Жданов

Изображение: REUTERS/Bobby Yip

«Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны», — отмечал в свое время советский и российский дипломат, посол России в Китае Игорь Рогачев.

Действительно, специальные (они же особые и свободные) экономические зоны (СЭЗ, 经济特区) в КНР стали одной из ключевых составляющей «китайского экономического чуда».

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Такое определение дает ОЭЗ Википедия. Цель создания таких зон — решение стратегических задач страны или отдельных регионов.

Китайские СЭЗ ставят в пример, как одни из самых эффективных в мире. А началось все с Всекитайского Собрания Народных Представителей в августе 1980 года, когда постановлением Постоянного комитета ВСНП были созданы три из пяти ныне существующих в Китае специальных экономических зон. Все три было решено создать в южной провинции Гуандун: часть Шэньчжэня (с 2010 года статус СЭЗ распространился на всю территорию города), Чжухай и Шаньтоу. Затем в этом же году Пекин создал еще одну СЭЗ в городе Сямэнь провинции Фуцзянь. Пятая СЭЗ появилась в 1988 году, ей стала островная провинция Хайнань.

В 1990 году подобный статус получил и шанхайский район Новый Пудун, однако традиционно выделяют именно 5 китайских СЭЗ:

  • Шэньчжэнь;
  • Чжухай;
  • Шаньтоу;
  • Сямэнь;
  • Хашгар (получил статус СЭЗ в 2010 году);
  • провинция Хайнань.

Правительство Китая с помощью СЭЗ планировало активизировать привлечение иностранных инвестиций, на которые была сделана ставка в экономических реформах. Однако даже в этих зонах существуют определенные ограничения на объемы иностранных инвестиций -до 50 млн долл., но не менее 25% уставного капитала открываемого предприятия.

В отношении предприятий, базирующихся в СЭЗ, действует льготная ставка налога на прибыль и так называемые 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года — налог не взимается, последующие 3 года — 50% от действующей ставки).

Стоит отметить, что до 2008 года налог на прибыль составлял только 15% (вне СЭЗ — 33%). Однако с 2008 года был назначен переходный период на новые ставки по налогу на прибыль, и на настоящий момент она составляет 25%.

Отчасти это связано с тем, что СЭЗ уже не играют настолько важную роль, как это было изначально. И хотя привлечение иностранного капитала и технологий по-прежнему остается важным для китайской экономики, роль главных «ворот» Китая они уже не играют. Одним из «ударов» по СЭЗ стало вступление КНР в ВТО. Китайским властям пришлось пойти на многие уступки, чтобы сделать свой рынок более однородным по требованию ВТО. Постепенно упраздняются многие льготы, которые были введены для иностранных инвесторов. Многие эксперты считают, что со вступлением в ВТО эпоха специальных экономических зон закончилась и сейчас идет становление других, более эффективных, способов работы на китайском рынке. Но не нужно недооценивать вклад СЭЗ в экономическое развитие на современном этапе. Так, в 2013 году общий объем внешней торговли СЭЗ увеличился на 14,7% по сравнению с 2012 годом и составил почти $700 млрд.

Пекин, стремясь выровнять перевес, который образовался в пользу СЭЗ и прилегающих к ним территорий, активно начал развивать внутренние районы страны. С 90-х годов по всему Китаю начинают массово появляться десятки так называемых «зон технико-экономического развития государственного уровня» (ЗТЭР). На настоящий момент создано 90 таких зон (в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Тяньцзине, Даляне, Харбине, Урумчи, Ухане и других крупных городах).

Кроме того, существуют 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и недавно открытая Шанхайская зона свободной торговли. Все они по сути являются особыми экономическими зонами. В зависимости от вида, в них действуют те или иные льготы и преференции.

Интересно, что несмотря на многолетнюю историю развития СЭЗ, в Китае до сих пор нет единой законодательной базы, контролирующей деятельность подобных зон. Каждая из них утверждается отдельными постановлениями, а общую координацию осуществляет специальная межведомственная комиссия, куда входят представители различных министерств, валютных управлений и силовые органы.

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в различных странах

В 1980 году в Китае были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Зоны были расположены в Шенжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Ксиамене (провинция Фуджиан).

Когда экономика Китая стала открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты. В 1981 году на долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока ПИИ в Китай, причем 51% ПИИ пришлись на долю зоны, расположенной в Шенжене, на остальные зоны – приблизительно по 3% совокупного притока ПИИ в страну.

Спустя 3 года на долю СЭЗ все еще приходилось 26% от совокупного ПИИ, полученного государством. К концу 1985 года 20% совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ. Китайские вложения в СЭЗ были значительно выше, чем инвестиции иностранцев. И, прежде всего, они осуществлялись в инфраструктуру и предприятия.

Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом – и в других регионах страны.

Стремительный рост экономики Китая в последние три с половиной десятилетия не имеет аналогов в мире. С тех пор как Китай принял политику «открытых дверей» и начал проводить реформы в 1978 году, ВВП Китая стал расти в среднем на 9% ежегодно. Еще боле быстрыми темпами возрастал объем экспорта государства. Значительно вырос и показатель ВВП на душу населения.

По итогам 2011 года объем мирового экспорта товаров составил 18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай.

В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда начало осуществляться реформирование Китая – всего лишь 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.

Реформа «открытых дверей», начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том случае, если бы реформирование было признано неудачным.

СЭЗ в Китае отличаются от других свободных экономических зон в азиатских странах более широкой диверсификацией деятельности и охватом гораздо более значительных территорий. У СЭЗ было выгодное расположение — на территории прибрежных зон, имеющих исторический опыт внешней торговли, вблизи Гонконга, Макао и Тайваня.

Открытие свободной экономической зоны на территории Шенженя стало важным стратегическим решением, так как Шенжень расположен в непосредственной близости от Гонконга. Опыт этого специального административного района Китай использовал для стимулирования экономического роста. И результат оказался крайне позитивным. С самого начала сочетание благоприятных условий для работы и правильно выбранных направлений деятельности вылилось в беспрецедентный рост экономики. По мнению Вилфреда Лу, Вице-президента JURONG Consultants, «управление СЭЗ похоже на воспитание ребенка, необходимо постоянно поддерживать ее развитие, пока она не сможет эффективно работать самостоятельно».

Темпы роста экономики Шенженя были очень высоки: с 1980 по 1984 годы ВВП Шенженя возрос в 6 раз (58% роста ВВП ежегодно), в то время как в Китае экономика возросла «лишь» в 1,5 раза. В других СЭЗ рост экономики отставал от шенженьского, но также был высоким: в Чжухае 32%, в Шаньтоу 9%, в Ксиамене 13%. С 2000 по 2010 годы экономика Шенженя возросла в 4,4 раза, а с 1979 года по 2010 год – в 4 852 раза (в текущих ценах). ВВП Шенженя в 2010 году составил 146 млрд. долларов. В июле 2012 года Шенжень был назван одним из 13 крупнейших мегаполисов Китая, его население составляет приблизительно 14 млн. человек.

В 1996 году в Шенжене дополнительно был учрежден индустриальный парк, предприятия которого специализируются на таких областях как биотехнологии и фармацевтика, строительство и производство строительного материала, химическое производство, медицинское оборудование, электроника, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и т.д. Развитие огромного китайского мегаполиса, еще 30 лет назад бывшего небольшим рыболовецким городком, продолжается.

В настоящее время составной частью экономических реформ Китая является «политика открытости», которая направлена на привлечение иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организацию совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капитала через специальные экономические зоны (СЭЗ).

Основными целями создания СЭЗ являлись:

· привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

· увеличение экспортной валютной выручки;

· стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;

· эффективное использование природных ресурсов;

· стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

· создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);

· мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

· обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.

В настоящее время в Китае действуют следующие 6 СЭЗ, 4 из которых расположены на юго-восточном побережье страны:

СЭЗ Шаньтоу – (более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95% объема иностранных инвестиций поступает от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).

СЭЗ Шэньчжэнь – (свыше 17,5 тыс. предприятий, 85% инвестиций в которых приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии).

СЭЗ Чжухай – (более 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала – это инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).

СЭЗ Сямэнь – (свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых 80% — инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования — электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность).

СЭЗ Хайнань – (более 7320 предприятий, совокупный объем конктрактных инвестиций — 22,3 млрд. долл. США).

Новый район Пудун (создан в 1990 г., составная часть Шанхая – насчитывает свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике).

Система управления СЭЗ характеризуется наличием следующих особенностей:

· специальные налоговые стимулы для иностранных инвестиций;

· большая независимость в международном сотрудничестве;

· экономические характеристики представлены в виде так называемых «четырех принципов»:

· конструкция в первую очередь рассчитана на привлечение

· использование иностранного капитала;

· основными экономическими формами являются китайско-иностранные совместные предприятия и партнерства, а также полностью иностранные предприятия;

· производство в первую очередь экспортно-ориентированной продукции;

· экономическая деятельность в первую очередь определяется рынком.

Существует система стимулов, применяемая в СЭЗ для привлечения иностранных инвестиций:

  • уменьшение ставок таможенных пошлин или отсутствие таковых;
  • отсутствие импортных квот;
  • либерализация или отсутствие валютного контроля;
  • неограниченная репатриация прибыли;
  • снижение ограничений на иностранную собственность;
  • снижение бюрократических барьеров;
  • развитая инфраструктура;
  • упрощение административных правил с относительной независимостью местных плановых органов;
  • прямой доступ к плановым структурам провинциального и центрального уровня;
  • «налоговые каникулы». В отношении предприятий-резидентов СЭЗ применяются льготная ставка налога на прибыль и 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года – налог не взимается, следующие 3 года – 50% от действующей ставки). До 2008 г. льготная ставка налога на прибыль составляла 15% (на других китайских предприятиях вне льготных зон — 33%). В соответствии с Уведомлением № 39 Госсовета КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26 декабря 2007 г. для предприятий-резидентов СЭЗ с 1 января 2008 г. введен 5-летний переходный период на новые ставки указанного налога: в 2008 г. – 18%, 2009 г. – 20%, 2010 г. – 22%, 2011 г. – 24%, 2012 г. – 25%. Данное правило распространяется только на резидентов, которые были зарегистрированы в СЭЗ до 15 марта 2007 г. и ранее пользовались льготной ставкой налога в размере 15%. В отношении «новых» резидентов СЭЗ, зарегистрированных после 15 марта 2007 г., с 1 января 2008 г. действует единая для всех предприятий КНР новая ставка налога на прибыль в размере 25%;
  • налоговая скидка до 0% на производственные материалы;
  • самостоятельность при приеме на работу и увольнении работников;
  • повышенные нормативы на амортизационные отчисления;
  • согласованные ограничения доступа на китайский внутренний рынок для товаров, производимых в зоне;
  • предоставление вида на жительство, разрешения на работу и налоговых льгот для иностранцев, работающих в зоне.

Каждая из шести СЭЗ была создана на основе соответствующего акта Правительства КНР, конкретные вопросы их деятельности регулируются специальными правилами и положениями, принимаемыми на уровне местных властей с правами провинциального уровня.

Иностранный инвестор, намеревающийся инвестировать в ту или иную СЭЗ, должен следовать положениям «Каталога отраслей – руководства для иностранных инвестиций» на предмет соответствия предлагаемого им проекта действующему в СЭЗ законодательству. На сайтах администраций СЭЗ опубликована подробная информация о разрешенных формах иностранного присутствия в зонах, процедурах учреждения компаний с иностранным капиталом, требуемых для регистрации документах, режиме налогообложения, таможенном, экспортно-импортном режимах и др.

Важно отметить, что система стимулов для иностранных инвесторов действует не только в пределах указанных СЭЗ. Следует также иметь в виду, что в крупных и средних городах Китая с середины 80-х годов были созданы 54 зоны технико-экономического развития государственного уровня, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня, в которых местным законодательством предусмотрены соответствующие налоговые и административные преференции в отношении иностранных инвесторов.

Практика функционирования китайских СЭЗ и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ в Китае как китайские, так и зарубежные специалисты относят высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.

СЭЗ в КНР (помимо общих с другими странами целей спецзон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход «всех разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом.

Специфика китайского опыта регулирования СЭЗ заключается в том, что СЭЗ для современного Китая — это нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др.

В СЭЗ Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI в. будет жить практически весь Китай.

< Предыдущая

Экономические зоны современного Китая

Территория современного Китая поделена на семь экономических зон, а они в свою очередь состоят из провинций. Северная, Восточная, Северо-Восточная, Центральная, Западная, Юго-Западная и Северо-Западная. Транспортная инфраструктура Китайской Народной Республики развивается довольно динамично, а потому, доставка товаров из любой зоны этой страны не вызывает особых трудностей у современных логистических компаний. Больше того, именно транспортировка грузов из Китая в настоящее время является одним из наиболее перспективных направлений мирового бизнеса.

Северная экономическая зона.

В Северной экономической зоне Китая находится не только политическая и культурная столица государства — Пекин, но и крупнейший китайский порт Тяньцзинь, а также известные провинции Хэбэй и Шаньдун.

Пекин, кроме того, известен еще и как город, где расположены крупные предприятия электронной, компьютерной и фармацевтической промышленности. Доставка грузов из Пекина может быть организована практически любым удобным видом транспорта, однако многие транспортные компании предпочитаю использовать мультимодальные грузоперевозки, где задействованы сразу несколько видов транспорта. Так как наиболее сильными сторонами транспортной инфраструктуры Пекина являются авиационный и разветвленная сеть автодорог, то чаще всего используют схемы доставки с использованием автомобильного и морского , автомобильного и доставку самолетом, железнодорожного и автомобильного .

Тяньцзинь является не просто крупнейшим портом Китайской Народной Республики, здесь находятся самые большие контейнерные терминалы в этой стране. Кроме того, в этом городе наиболее ярко представлены следующие отрасли экономики: автомобилестроение, сталепрокатные предприятия, микроэлектроника, предприятия по производству оборудования для связи и для механической промышленности, предприятия морской химической и нефтехимической промышленности.

Провинция Хэбэй также имеет один из крупнейших в Китае портов, а, кроме того, крупный железнодорожный узел. Здесь хорошо развита текстильная и легкая промышленность, фармацевтика и электроника. Провинция Шаньдун является энергетической базой страны, и вместе с тем, она расположена на трансконтинентальном торговом пути Азия — Европа.

Восточная экономическая зона.

Наиболее крупным городом государственного подчинения Восточной экономической зоны Китая является Шанхай. Ведущими отраслями экономики здесь широко представлены: машиностроение, химическая и металлургическая промышленность, предприятия по производству средств связи. Кроме того, Шанхай — это еще и один из крупнейших в мире транспортных узлов, а потому доставка товаров отсюда может быть осуществлена любым удобным видом транспорта. При транспортировке китайских товаров из Шанхая в Россию обычно используют авиатранспорт, либо доставку морским путем.

Провинция Цзянсу, которая также входит в Восточную экономическую зону Китая, имеет ряд крупных предприятий механической, электронной и нефтехимической промышленности, а также развитое машиностроение. Кроме того, трансконтинентальный Евразийский мост начинается именно здесь и заканчивается аж в Роттердаме. А развитая железнодорожная инфраструктура делает привлекательной эту провинцию для логистических компаний. То же самое можно сказать и Чжаньцзян, это тоже провинция Восточной экономической зоны. Кроме сети автомобильных и железных дорог, здесь налажено авиационное сообщение, действуют пять морских портов. В этой провинции довольно развита текстильная и фармацевтическая промышленность, электроника, производство обуви и одежды.

Южная экономическая зона.

В Южную экономическую зону входят Гуандун, Фуцзянь, Гуанси и много других провинций интересных российским импортерам. К примеру, Гуандун знаменит своей бытовой техникой, электроникой, пластмассовыми изделиями, производством одежды и текстиля. Транспортная инфраструктура этой провинции связывает более ста портов. Похожую производственную базу имеет и провинция Фуцзянь, однако здесь кроме этого располагаются еще и предприятия нефтехимической и машиностроительной промышленности, развито строительство и производство строительных материалов. Наиболее удобно при вывозе товаров из этой провинции использовать авиатранспорт, а также морские перевозки.

Северо-Восточная экономическая зона.

В Северо-Восточной экономической зоне находятся такие провинции как Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь. Причем провинция Ляонин является одним из опорных центров китайской индустрии. Здесь сосредоточены нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная отрасли, которые представляют основу экономики Китая. Кроме того, привлекательные в настоящее время для инвесторов информационные технологии находятся также здесь. Поэтому не удивительно, что здесь создана наиболее развитая железнодорожная инфраструктура этого государства, действуют шесть крупных международных аэропортов, которые связывают Китай с Россией, Японией, Южной Кореей и многими другими странами.

В провинции Цзилинь также довольно развитое железнодорожное сообщение, именно здесь проходит центральная магистраль Китайской Народной Республики, соединяющая Пекин и Харбин. Из отраслей экономики здесь широко представлены пищевая, нефтехимическая, фармацевтическая, хорошо развито автомобилестроение и электронная промышленность.

Если есть необходимость перевезти товары из провинции Хэйлунцзян, которая также относится к Северо-Восточному округу Китая, то лучше всего воспользоваться авиационным транспортом или доставкой по железной дороге, тем более что здесь проходит транспортная магистраль Маньчжурия — Харбин — Суйфэньхэ, которая входит в состав трансконтинентального транспортного моста Европа — Азия. Из отраслей экономики этого региона наибольший интерес, пожалуй, представляют химическая, пищевая, электронная и фармацевтическая промышленность, также хорошо развито здесь и автомобилестроение.

Северо-Западная экономическая зона.

Наибольший интерес в Северо-Западной экономической зоне Китайской Народной Республики представляют провинции Ганьсу, Шэньси. Причем провинция Шэньси является своеобразным транспортным узлом всего Китая. В западном направлении железные дороги идут отсюда аж до Амстердама (через центр провинции проходит трансконтинентальный транспортный мост Европа — Азия), на восток удобно перевозить грузы железнодорожным транспортом до порта Ляньюньган. В принципе из этой провинции можно осуществлять доставку практически любым удобным видом транспорта за исключением морского. Наиболее развитые отрасли экономики в провинции Ляньюньган — электроника и фармацевтика.

В провинции Ганьсу сосредоточены металлургические и нефтехимические предприятия, а также заводы по производству стройматериалов, хорошо развита энергетика. А так как эта провинция, как это ни странно, является географическим центром Китая, ведь относится она к Северо-Западной экономической зоне, то транспортная инфраструктура здесь, конечно же, хорошо развита.

Центральная экономическая зона.

В Центральной экономической зоне наибольший интерес для российских импортеров представляют провинции Хэбэй и Хунань. Товары отсюда удобно доставлять автомобильным транспортом, либо через сеть крупных морских портов. Хорошо развит также и авиационный транспорт. В провинции Хэбэй широко представлена химическая и пищевая промышленность, хорошо развита строительная индустрия, металлургия и машиностроение. Металлургия и машиностроение также являются основой и в провинции Хунань, но наряду с этими отраслями здесь также развита электроника, энергетическая отрасль, много предприятий пищевой промышленности.

Юго-Западная экономическая зона.

В Юго-Западную экономическую зону входят такие провинции как Юньнань, Чунцин, Гуйчжоу, Сычуань, а также другие. Провинция Гуйчжоу известна своими предприятиями табачной и винокуренной отраслей, электронной промышленности. Кроме того, здесь сосредоточены крупнейшие в Китайской Народной Республике заводы по переработке алюминия. Для доставки товаров здесь используется только внутренняя китайская транспортная сеть.

А вот в провинции Сычуань хорошо развито железнодорожное транспортное сообщение. Именно этим способом и рекомендуется доставлять отсюда китайские товары. В этой провинции широко представлены предприятия медико-фармацевтической и телекоммуникационной отраслей экономики, достаточно развиты металлургия, гидроэнергетика и машиностроение.

Центром провинции Чунцин является город государственного подчинения с таким же названием. Более половины предприятий этого города относятся к фармацевтической отрасли, этим он собственно и интересен российским импортерам. При транспортировке грузов из этого региона Китая в Россию рекомендуется уделить внимание авиационной транспортной составляющей маршрута доставки.