3 вида управления

Виды управления как одна из категорий менеджмента

Управление — это деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению и дезорганизации и приведению в новое состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды.

Выделяют следующие виды управления:

  • — механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);
  • — естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);
  • — социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

В научной литературе управление подразделяют на виды по различным признакам или основаниям.

В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности различают:

  • — управление обществом в целом
  • — экономическое управление
  • — социальное управление
  • — политическое управление
  • — духовно-идеологическое управление

В зависимости от природы субъекта управления:

  • — государственное управление (субъект управления — государство)
  • — общественное управление (управляющий субъект — общество и его структуры)
  • — менеджмент (субъект управляющего воздействия — предприниматель, хозяин дела, собственник) *
  • — местное самоуправление (управляющий субъект — население муниципального образования)

Назначение государственного и муниципального управления состоит в урегулировании и упорядочении жизнедеятельности общества, отношений личности, различных коллективов, государства и общества, установлении их рациональных взаимосвязей с помощью власти.

В отличие от других существующих форм управления государственное и муниципальное управление носит публичный характер, поскольку осуществляется на основе публичной государственной и муниципальной власти. Особенность публичной власти состоит в том, что она возникает не в любом коллективе людей, как-то семья, а в публичном коллективе, члены которого связаны общественными отношениями. Публичная власть непосредственно связана с асимметрией общества и с общими интересами, на определенном этапе приобретающими общественный характер. Поэтому государственная власть и возникает в обществе страны, а муниципальная — в коллективе людей осевших первоначально для совместной жизни на территории муниципального образования. Обе разновидности власти имеют много общего, но вместе с этим они имеют существенные отличительные черты: по территории воздействия, по полномочиям, по количеству людей, от имени которых они действуют. Эти различия находят свое отражение и в формах управления.

В зависимости от структуры общественных отношений:

  • — экономическим и политическим развитием общества
  • — социальным и духовным развитием общества

По объекту управления:

  • — экономическое (хозяйственное)
  • — социально-политическое
  • — управление духовной жизнью

По характеру и объему охватываемых управлением общественных явлений:

  • — управление обществом
  • — управление государством
  • — управление отраслями и сферами народного хозяйства
  • — управление предприятиями, организациями, учреждениями.

Существуют различные виды управления:

  • 1. хозяйственное управление (управление производственной, маркетинговой, финансовой и кадровой службами)
  • 2. техническое управление (управление техникой и технологиями, ремонт и профилактика машин и т.д.)
  • 3. управление социально-психологическими вопросами совместной деятельности людей.

Рассматривая управление в широком значении, можно сказать, что

В сфере материального производства выделяют следующие виды управления:

  • 1) управление производством — выбор основных параметров работы техники и применения технологий, определение объема выпущенной продукции или оказания услуг;
  • 2) управление снабжением и сбытом (маркетинг) — заключение хозяйственных договоров на поставку и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля;
  • 3) управление финансовой деятельностью — формирование и распределение финансовых ресурсов, составление бюджета и финансового плана, формирование портфеля инвестиций и т.д.;
  • 4) управление кадрами — решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха, управление социально-психологическими процессами, создание морально-психологического климата, организация работы с профсоюзами;
  • 5) управление инновациями — организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок.

Инновационный менеджмент — элемент стратегического управления: целенаправленная постоянная деятельность по прибыльному использованию новых форм и методов хозяйствования, изобретений, новых продуктов и услуг .

Основу инновационного менеджмента составляет «инновационный проект». Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.

Другими словами, инновационный менеджмент — это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

  • 6) управление эккаутингом — сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действительных показателей с плановыми, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более полного использования потенциала предприятия.
  • 7) управление рисками — это деятельность, направленная на смягчение влияния рынка на конечные результаты: защиту от рисков, их предупреждение, сокращение неблагоприятных последствий;
  • 8) стратегическое управление — управление посредством постановки целей, определения миссии организации и стратегии деятельности.

То есть стратегический менеджмент — процесс управления, направленный на разработку и осуществление стратегий и планов организации, поддерживающих ее длительную жизнеспособность в постоянно меняющейся внешней среде.

Таким образом, существует значительное количество видов управления. Разнообразие видов управления этим не исчерпывается. Так, вне поля зрения остались многочисленные разновидности управления, связанные с его функциональной специализацией, такие, как управление сбытом, запасами, транспортом, трудом, издержками, качеством, инвестициями и т.д. Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления.

Эффективность муниципального управления

Муниципальное управление — это такая система управления местными делами, которая осуществляется органами местного самоуправления, непосредственно представляющими на — селение той или иной административно-территориальной единицы страны.

В отличие от классического менеджмента, который направлен на максимизацию прибыли организации, главной целью муниципального управления является социально-экономическое благополучие населения города, региона. Ввиду этого, эффективность управления в данной отрасли будет кардинально отличаться от своих аналогов, так как существует зависимость от элементов, которые редко встречаются в менеджменте предприятий и организаций . Одним из таких элементов можно считать саму личность муниципального служащего и его статус в правовой системе.

Как уже отмечалось выше, главной целью органов местной власти является повышение социально-экономического благополучия населения на всей территории муниципалитета, поэтому эффективность стоит определять, исходя из специфики управления муниципальным образованием.

Эффективность местного самоуправления зависит от множества факторов, которые условно можно разделить на:

  • — базовые (устойчивость государственной власти, степень демократизации государственного управления, многоукладная экономика, приемлемость условий хозяйствования);
  • — экономические (финансовая самостоятельность местного самоуправления, совмещенность интересов властей всех уровней, оптималь — ность небюджетных отношений и пр.);
  • — политико-правовые (организационная самостоятельность, выборность и подконтрольность местного самоуправления государству, правовая обеспеченность и грамотность органов местного самоуправления);
  • — структурно-функциональные (оптимальная структура, состав и численность персонала местного самоуправления, наличие вертикали власти, соответствие функций, полномочий, ответственности и целей местного самоуправления);
  • — организационные (территориальная доступность органов местного самоуправления населению, участие населения в самоуправлении, информационная работа, качество и оценка работы органов местного самоуправления);
  • — ресурсные (качество кадровой базы, техническая оснащенность, информационная обеспеченность, прозрачность работы органов местного самоуправления).

Все эти факторы значимы, однако решающую роль среди них играют базовые. Объясняется это тем, что без сильной государственной власти нельзя достичь соблюдения законов, построить гражданское общество; без демо — кратизации государственного управления не могут быть созданы дееспособ — ные институты местной власти, а наличия многоукладной экономики и при — емлемых условий хозяйствования — обеспечена эффективная деятельность хозяйствующих субъектов. В свою очередь, демократизация государственно — го управления невозможна без децентрализации межбюджетных отношений

Эффективность — это максимальная отдача при использовании минимальных затрат.

Различают внутреннюю и внешнюю эффективность муниципального управления:

  • — внутренняя эффективность — это эффективность работы органов, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений, способствующих повышению качества жизни населения;
  • — внешняя эффективность — это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования.

Но вся проблема состоит в том, что в реальности довольно сложно добиться этой эффективности. Именно здесь важную роль играют личности сотрудников органов местного самоуправления .

Можно выделить следующие компоненты оценки эффективности муниципального управления:

  • — обоснование и выбор системы и структуры показателей эффективности муниципального управления, причем как для текущего функционирования, так и для стратегического развития территории;
  • — определение критериев и измерителей эффективности муниципального управления;
  • — разработка методов расчета отдельных показателей.

При определении системы критериев и измерителей эффективности муниципального управления можно выделить следующие критерии оценки муниципального управления: действенность, экономичность, качество, соотношение результатов и затрат, удовлетворенность работой, внедрение инноваций.

Измерителями эффективности муниципального управления могут быть:

  • — общей социальной эффективности — динамика уровня и качества жизни населения;
  • — эффективности организации и системы муниципального управления — соотношение затрат и результирующих показателей управленческого труда (текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатация технических средств, содержание зданий и по-мещений, подготовка и переподготовка кадров управления; соответствие численности состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления техническими средствами).

Очень часто из-за своей халатности, муниципальные служащие допускают много ошибок в управлении, тем самым ухудшая политическое, экономическое и социальное положение в своем регионе. В последнее десятилетие участились случаи нарушений среди чиновников, такие как: неисполнение своих основных обязанностей, коррупция, теневые доходы. Все это говорит о нарушении правового статуса муниципального служащего. По мнению многих жителей России, большинство чиновников элементарно не выполняют свои обязанности, и поэтому население с большой неохотой обращается за помощью к муниципальным служащим .

При такой ситуации эффективность управления будет очень низкой, так как повлечет за собой большие затраты ресурсов и времени. Население также отмечает «раздутость» аппарата управления. С ними нельзя не согласиться, данное положение сильно затрудняет координацию и согласованную работу подразделений администрации (а значит, замедляет сам процесс управления и снижает возможную отдачу от этого процесса).

В России действует Федеральный закон №25-ФЗ «О муниципальной службе», который содержит основные права и обязанности данной категории служащих. Но очень часто мы видим нарушение этих обязанностей.

Одним из главных условий успешного управления является компетентность чиновников. Компетентность — наличие опыта и знаний, в определенной области, для успешной деятельности в этой сфере .

Если перенести это понятие на муниципальных служащих, то они должны пройти специальную подготовку, включающую интеллектуальную и практическую образованность, умение планировать и прогнозировать, быстро реагировать на изменения внешней среды и принимать правильные управленческие решения, т.е. получить соответствующее образование и опыт. Верно подмечено, но в действительности лишь небольшой процент современных чиновников имеет профильное образование.

Действительность указывает на то, что часть от общего числа сотрудников учится управлять по ходу трудовой деятельности, но метод проб и ошибок зачастую абсолютно неприменим в условиях социума, так как происходит снижение уровня социально-экономического развития территории. Профильное образование позволяет снизить издержки на обучение чиновников и повысить эффективность управления территорией, развить необходимые качества и навыки.

Одним из показателей компетентности муниципального служащего является готовность оказания помощи населению, которое по своей сущности является объектом управления. Но в настоящее время, очень часто поступают жалобы от населения на грубое отношение чиновников. Причина может быть в том, что управленцы, представители власти забывают о том, что когда-то они тоже были рядовыми гражданами, которыми и являются до сих пор.

Безусловно, очень сложно ежедневно выслушивать и выполнять просьбы населения, так как необходимо порой забывать о собственных интересах. Но они муниципальные служащие, т.е. люди, которые, в первую очередь, принадлежат государству и служат выражением воли народа. Таким образом, о грубости и хамстве чиновников не может идти и речи. Ведь это абсолютно неприемлемо для представителя власти. Подобная жалоба в его адрес — прямое обвинение в непрофессионализме. Всякое девиантное поведение со стороны чиновника можно рассматривать как фактор, тормозящий процесс управления, т.е. снижающий его эффективность.

Одним из признаков неэффективного управления также выступает проявление бюрократии. Изначально сам смысл этого явления не носит негативной окраски, но форма, в которой оно проявляется в России, является явно искаженной. Традиционно ее связывают с представителями власти и представляют в виде неповоротливой системы, которая не может быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Ввиду этих обстоятельств у населения сформировалось отрицательное мнение о бюрократии, как о факторе, снижающем отдачу в социальном аспекте, влекущей за собой большие издержки в виде времени и ресурсов.

В целом, причин в той или иной степени влияющих на управление муниципальным образованием достаточно много, однако одной из основной проблем данного явления являются сами муниципальные служащие.

Основными факторами, снижающими эффективность процесса управления могут быть работа чиновников с нарушением должностной инструкции, некомпетентность, социально-психологический и этический аспекты.

Для ликвидации данных проблем, можно применить следующие варианты решения. Во-первых, формирование небольшого по численности аппарата управления, куда бы входили специалисты с профильным образованием, обладающие необходимыми для управленцев качествами и навыками. Потому что подобная мера позволит успешно координировать работу подразделений, так как неоднократно на практике было доказано, что управлять меньшим количеством людей гораздо легче, так как снижение затрат несет за собой высокий результат.

Во-вторых, повышение уровня компетентности и профессионализма муниципальных служащих при помощи специальных экзаменов и аттестаций. Государство использует аттестацию для проверки квалификации своих служащих, но, на наш взгляд, стоит обратиться к зарубежному опыту касательно этой ситуации. Например, в Японии прием на работу идет после сдачи специального экзамена, затем идет испытательный срок, и только после этого официальное назначение на должность .

Это позволит наиболее подходящим кандидатам на пост чиновника показать все свои способности и принести максимальную пользу государству.

В-третьих, необходимо наладить максимально тесный диалог между представителями местной власти и населением для более быстрого решения вопросов местного значения, чтобы снизить затраты времени и ресурсов.

Российская Федерация — сравнительно молодое государство и обеспечивать эффективность управления в органах муниципальной власти для него пока затруднительно. Должно пройти еще несколько десятилетий для того, чтобы сформировалась необходимая почва для эффективных реформ в сфере управления. Нужно отрегулировать слаженность систем нормативных актов и обеспечить высокую степень эффективности работы муниципальных органов власти, вследствие этого, чиновники должны обеспечивать непрерывную работу этой системы и пресекать любые нарушения.

Государство должно допускать до управления только высококвалифицированных людей, имеющих соответствующее образование и опыт работы в этих сферах. Принципиально важно принимать на работу людей честных, справедливых, ответственных, энергичных и обладающих обширными познаниями в различных сферах жизни. Подобные качества должны закладываться в учебных заведениях при изучении учебных дисциплин, а также усваиваться будущими чиновниками самостоятельно.

Правительство РФ и рядовые чиновники должны объединиться для решения этих проблемы и тогда процесс эффективного реформирования и устранения причин некомпетентного управления пойдет гораздо быстрее. В противном случае эти реформы будут носить незавершенный характер и разрушать все системы управления, как на местных уровнях, так и в самом государстве в целом.

Таким образом, основной целью существования муниципальной системы управления территорией должно являться создание, сохранение, улучшение и оптимальное использование благоприятных условий для удовлетворения общественных интересов и социально-экономического развития всех форм собственности на управляемой территории — муниципальном образовании. Эффективность же муниципального управления может быть измерена системой показателей. Для измерения эффективности муниципального управления требуется совокупность нескольких методических подходов, при каждом из которых эффективность имеет свое качественное содержание. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо обосновать и разработать систему критериев и показателей, которая по своей сложности соответствовала бы сложности самого объекта управления. При этом наряду с локальными и частными критериями, отражающими отдельные стороны и уровни управления, необходимы обобщающие критерии и интегрированные показатели эффективности.

Список использованных источников

управление муниципальный менеджмент

Управление

Управление представляет собой многозначное понятие, которое рассматривается в двух основных аспектах:

  1. Управление — это деятельность. В этом значении управление рассматривается (прежде всего, по отношению к человеческой деятельности) как воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик. Объектом управления может быть любая организованная система различной природы (биологическая, социальная, техническая — см. Система). В социальных системах управление понимается как совокупность социальных практик, направленных на организацию, сохранение и регулирование форм человеческой деятельности, поведения и общения. Деятельность управления может осуществляться двумя основными путями: a) стихийное управление, обусловленное управляющим воздействием, возникающим в результате взаимодействия определённых субъектов; b) иерархическое управление, обусловленное сознательным управляющим воздействием определённого субъекта на определённый объект.
  2. Управление — это функция. В этом значении управление рассматривается (безотносительно к человеческой деятельности) как функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), возникших естественным (эволюционным) или искусственным (креационным) путём, которая обеспечивает: a) сохранение определённой структуры системы и её системных характеристик; b) поддержание установленного режима деятельности системы и его оптимизацию; c) реализацию (явно или латентно) заданной программы деятельности системы (достижение цели). Наиболее общей функцией управления считается целенаправленное воздействие на внутренние и внешние (по отношению к системе) процессы, связанные с её функционированием.

Понятие «управление» широко используется как одна из ведущих категорий в ряде научных дисциплин (прежде всего, в общественных и технических науках), каждая из которых трактует его в контексте разрабатываемых ими теорий и обладает самостоятельным полем исследования тех или иных аспектов управления (см. Наука). Операциональный анализ проблемы управления развивается в русле кибернетики, теории систем, теории автоматов, теории информации, методологии (см. Методология). В методологическом контексте управление понимается как деятельность, объектом которой является другая деятельность. Ряд выработанных в этой связи категорий, концепций и схем, связанных с управлением, получил определённое методологическое значение. В последнее время обозначилась тенденция представить эти методологические категории и схемы в качестве элементов философского знания (см. Философия).

Первая универсальная системная модель управления была предложена Н. Винером в 1948 году (Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine, 1948) и включала в себя следующие элементы:

  1. управляющую систему;
  2. управляемую систему;
  3. управляющую связь;
  4. обратную связь.

Системная модель управления предполагает наличие шести элементов:

  1. цель (или цели) управления;
  2. потенциальная возможность её достижения;
  3. модель объекта управления в распоряжении управляющего субъекта;
  4. действенность управляющей связи;
  5. реакция объекта (управляемость);
  6. действенность обратной связи (информирующей об изменении состояния объекта).

Понятие управления составило основу кибернетики как науки об общих законах управления и связи в биологических и технических системах. Концептуальная схема, в рамках которой формулируется любая задача управления, может быть представлена следующим образом (Рис. № 1).

Рис. № 1. Концептуальная схема управления.

Система управления на основе наблюдений среды и объекта управления и соответствия этих наблюдений цели формирует решение по выбору управляющего воздействия на объект (в частном случае это может быть «пустое» решение). Если при сложившейся ситуации в среде и на объекте управления цель достигнута — продолжается наблюдение за средой и объектом. Если цель не достигается — необходимо некоторое воздействие на объект. Это воздействие выбирается блоком принятия решений на основе модели среды и модели объекта управления и выполняется блоком реализации решений. Воздействие вызывает переход объекта в новое состояние и, как следствие, некоторые возмущения в среде. Новое состояние пары «объект управления — среда» может быть ближе к цели или, наоборот, удалять нас от неё. Мы можем оценить это, наблюдая объект и среду и сравнивая сложившуюся реальную ситуацию с целью. Результат такого наблюдения и сравнения инициирует либо новые решения в случае, когда цель не достигается, либо пассивное наблюдение в случае, когда цель достигнута.

Различные аспекты представленной концептуальной схемы изучаются различными теориями. Так, например, связи между объектом и системой управления, между средой и системой управления, изучаются в рамках теории кодирования или, более широко, теории информации; выбор разумного (оптимального, целесообразного) решения составляет основную задачу теории принятия решений; теория автоматов, теория игр, теория оптимального управления и многие другие — это углублённое изучение различных аспектов указанной схемы.

Согласно современным представлениям, управление присуще только системным объектам, для которых характерно понижение энтропии, направленность на упорядочение.

Для технических систем (см. Техника) характерно наличие низкого уровня разнообразия (например, по сравнению с аналогичными биологическими системами), обусловленного тем, что их создание всегда определяется принципом «отсечения лишнего», так как создающий эти системы человек намеренно упрощает окружающий мир, чтобы получить возможность овладеть и управлять им. Уменьшение разнообразия является одним из основных методов регулирования в технических системах, поскольку поведение системы становится более предсказуемым. Поэтому технические системы — это статические системы, не изменяющиеся во времени (заданного времени их функционирования), линейные по структуре (организации) и жёстко (ригидно) детерминированные. Управление технической системой подразумевает реализацию заданной программы её функционирования путём организованного управляющего воздействия. Сложные технические системы, в которых как непременный элемент управления принимает участие человек-оператор, принято называть автоматизированными системами, в отличие от автоматических систем, функционирующих по заданной им программе без непосредственного участия в них человека.

Для биологических систем характерно наличие высокого уровня разнообразия и обособление двух уровней управления — организменной и поведенческой, первая из которых воспроизводится наследственно и ориентирована на самосохранение биологического вида или его экосистемы, вторая обеспечивает удовлетворение потребностей системы во взаимодействии с внешней средой. В определённых ситуациях возможно рассматривать управляющие системы организма, популяции, биоценоза как ориентированные на повышение эффективности их жизнедеятельности; в применении к биосфере или виду в целом такая точка зрения неоправданно телеологична.

Для социальных систем (см. Общество) характерно наличие высокого уровня разнообразия и формирование особого надбиологического уровня управления — культуры (см. Культура) как системы инструментальных и символических средств (знаний, ценностей, норм, образцов деятельности, поведения и общения, воплощённых в социальных институтах), обеспечивающих воспроизводство и развитие социальной жизни. Будучи системным образованием, культура генерирует функции социального управления, направленные на организацию, сохранение и регулирование форм человеческой деятельности, поведения и общения.

Социальное управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей социальной подсистемы) на социальный объект (управляемую социальную подсистему), с тем, чтобы обеспечить требуемое его поведение или изменение его характеристик. В качестве объекта социального управления может выступать как общество в целом, так и его отдельные сферы (экономическая, политическая, социальная, духовная), а также индивиды, группы, общности разного уровня организации, и другие социальные образования. В контексте социальных систем (где и субъект, и объект управления осуществляют свою деятельность) управление рассматривается как деятельность (субъекта управления) по организации деятельности (объекта управления).

Природа социальных систем в целом исключает их жёсткую детерминированность, поэтому управление в них отличается чрезвычайной вариативностью и предполагает широкий спектр управляющих воздействий — как прямых, так и косвенных. Так, в условиях значительной неопределённости (поскольку не может быть известен результат отдельного воздействия) формируются различные системы опосредованного управления, в которых механизмами управляющего воздействия служат каналы трансляции семиотических средств управления.

Широкое распространение опосредованного управления характерно для высокоразвитых социальных систем «открытого типа» с высоким уровнем разнообразия и связанной с этим неопределённости. С другой стороны, согласно «принципу необходимого разнообразия», сформулированному У. Р. Эшби и формально доказанному в работе «Введение в кибернетику» (Introduction to Cybernetics, 1956), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на неё (при этом управляющая система может иметь меньшее разнообразие, чем управляемая, однако в этом случае она не будет иметь возможности полного управления). В социальных системах это требование реализуется благодаря: a) иерархизации системы управления, уменьшающей разнообразие в управляемых структурах на каждом уровне; b) упрощению самих показателей разнообразия. Поэтому в системах «закрытого типа» с низким уровнем разнообразия (прежде всего, в социотехнических системах) управление предельно рационализируется и упрощается, что в определённых ситуациях создаёт условия для возникновения замкнутых систем «тотального» управления, подразумевающих детальную регламентацию режима управляющей деятельности и исключающих автономию отдельных уровней, сфер и субъектов управления.

Виды управления и их характеристика

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 44

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Управление – это система определенных действий, нацеленных на правильную координацию и упорядочение всех элементов данной системы, позволяющая сделать любые шаги как можно более слаженными и эффективными для достижения максимально высоких результатов функционирования.

Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

Признаки управления:

обязательно качество целостной организованной системы;

наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

служит интересам взаимодействия основных элементов;

обеспечивается системой определенных средств.

Управленческая деятельность – это основная опора в организации/планировании любых действий. Она определяется согласно выбранной цели или задаче, а также, как правило, доверяется профессионалам, выбранным в зависимости от вида деятельности или направленности определенного субъекта управления. Виды управления условно позиционируются следующим образом: структурные или бесструктурные.

Структурное управление осуществляется напрямую путем обращения к объектам через определенные команды. То есть основной управляющий аппарат, для ускорения рабочих процессов, а также в целях необходимого контроля производительности, реализует руководство действиями непосредственно при личном присутствии, по ходу деятельности, корректируя работу субъектов и контролируя их движения в нужном направлении согласно поставленной цели. Такие виды управления применяются в социуме чаще всего в гос. структурах или при организованной деятельности большого количества субъектов, объединенных для выполнения четко определенных действий или задач.

Бесструктурное управление не так эффективно, как структурное, и часто происходит бесконтрольно и даже неосознанно, но является одной из составляющих установок определенного субъекта. Оно не предполагает открытого применения команд в отношении объекта управления. Вместо этого создается необходимое информационное поле или обстоятельства, в связи с непосредственным влиянием которых объект неосознанно принимает решения и выполняет действия, необходимые в сложившейся ситуации (в зависимости от требуемых установок). При этом объект может и не подозревать, что его действиями кто-либо управляет, будь то определенный человек или сложившиеся обстоятельства.

Виды управления:

— механическое или техническое, то есть машинами, технологическими процессами; (управление станками, сложными машинами)

— биологическое – процессами жизнедеятельности живых организмов; (птицеводство, селекция, животноводство и т. д.);

— социальное – это управление общественными процессами, в том числе людьми и организациями. (трудовой коллектив, учащиеся и т. д.),

Самым сложным по своей структуре является управление государством, которое в широком смысле представляет собой объединение групп людей (трудовых коллективов, общественных объединений, наций и т. д.). Именно социальное управление является основной составляющей в содержании управления в целом. Особенностями социального управления являются:

а) объект – это всегда человек или группа людей;

б) возникающие в ходе социального управления отношения носят организованный, правовой характер;

в) социальное управление имеет властно -волевой характер, т. е. осуществляется на основе приоритета воли субъектов управления, закрепления за ними особых прав;

г) специальный субъект управления – органы власти или иное уполномоченное лицо.

Управление встречается в самых различных ситуациях. Различны объекты и цели управления, его средства и механизмы. Очевидно, что видов управления тоже много. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Приведем краткую классификацию видов управления:

· по степени автоматизации – автоматическое, автоматизированное, неавтоматизированное управление;

· по учету фактора времени – управление в реальном масштабе времени, опросное (выборочное) управление, управление с задержкой;

· по виду управляющих воздействий – управление посредством команд, управление через алгоритм, управление на основе системы правил и пр.

Виды государственного управления

В зависимости от критерия классификации можно выделить различные виды государственного управления. Управление может быть демократическим, цивилизованным или антидемократическим, т.е. авторитарным, тоталитарным, диктаторским. В нашей стране на протяжении практически всего XX века господствовала система государственного управления, основанная на идеологическом и политическом диктате.

По иерархической структуре власти гос управление может быть федеральным, региональным и местным. Некоторые авторы выделяют:

а) международное публичное управление, которое осуществляется органами, которые созданы либо мировым сообществом, либо региональными международными объединениями;

б) гос управление на общенациональном уровне;

в) управление на уровне субъектов федерации;

г) управление в автономных ограниченных образованиях;

д) управление на уровне муниципальных образований.

По объекту управленческого воздействия оно может быть функциональным (отраслевым и межотраслевым) и территориальным.

Функциональное управление предполагает наличие вертикальной соподчиненности от центра до предприятия. Оно реализуется через министерства, службы и агентства, которые осуществляют единую политику в отрасли или сфере управления, разрабатывают соответствующую нормативно-правовую базу управления, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции, осуществляют соответствующий контроль и надзор, оказывают гос. услуги населению.

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития. Оно обеспечивается разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. В Российской Федерации управление осуществляется из трех «центров»:

1) федеральных органов власти силами федеральной государственной службы,

2) органов власти субъектов федерации и их государственной гражданской службой,

3) местных органов власти и муниципальной службы.

В зависимости от целей, задач и временных рамок управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое управление предполагает долгосрочную ориентацию развития общества по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям определяет цели развития общества и задает основной вектор деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются стратегические планы, концепции и программы, ориентированные на качественное: изменение социума, сравнимые с лучшими мировыми достижениями.

Тактическое управление — конкретные действия по реализации намеченных целей. Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. В рамках оперативных решений осуществляется корректировка показателей стратегического плана, пересматриваются промежуточные цели и задачи.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. При этом используется ситуационный подход анализа объективной реальности, при котором выбирается более приемлемый вариант дальнейшего развития ситуации.

По содержанию и методам управленческого воздействия гос управление может быть (по методике ООН) политическим, экономическим, административным и социальным.

Политическое управление — разработка политики, принятие политических и соответствующих правовых решений, их практическая реализация.

Экономическое управление представляет собой процесс принятия и реализации гос. решений, касающихся экономической сферы. Это воздействие осуществляется косвенно, путем воздействия на экономические интересы, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Государство обладает исключительным правом на налоговое, инвестиционное, тарифное, таможенное, экологическое и другое регулирование. В данном случае отсутствует прямое директивное принуждение, объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае их противоправности, к нему применяются экономические, административные и даже уголовные санкции.

Административное управление — проведение политики с помощью эффективного, ответственного и «прозрачного» государственного администрирования. Административное воздействие — это непосредственное влияние на интересы управляемых объектов методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. Суть такого управления — воздействие на управляемых по схеме «приказ-подчинение». Примером может служить любое постановление или распоряжение органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, где содержатся правовые императивы — обязательные предписания нижестоящим субъектам совершать те или иные действия.

Социальное управление — организация и управленческие процедуры в гражданском обществе, защищающие культурные и религиозные ценности, создающие благоприятную атмосферу для самореализации личности

8. Понятие и характерные черты государственного управления.

Управление:

1) внешнее воздействие субъекта на объект управления, направленное на достижение конкретной цели;

2) стремление субъекта поступить правильно в рамках неких правил;

3) действие субъекта, направленное на укрепление сосуществования с реальностью.

Сущность управления –

это управляющее воздействие

(не управленческое) на сознание, поведение и деятельность людей, подчиняющее их реализации намеченных целей.

— государственное:

1) федеральное;

2) региональное;

3) военное;

4) функциональное (отраслевое);

5) территориальное;

6) стратегическое (долгосрочное);

7) тактическое (краткосрочное);

8) оперативное (текущие задачи);

— МСУ;

— менеджмент.

Отличия менеджмента от ГУ:

1) м-т ориентирован на экономическую рентабельность, а ГУ – на соц. эффективность;

2) м-т основан на частных инвестициях, индивидуальных вкладах и продаже услуг, ГУ – на налогообложении и бюджетном распределении нац. доходов и средств;

3) продукт фирмы осязаем и имеет свою потребительскую стоимость и цену, продукт ГУ – незрим и практически не поддается выражению в количественных и ценовых показателях;

4) УР в м-те в основном регулируется нормами частного права (гражданского, предпринимательского, коммерческого, трудового) , ГУ связано с правовым регулированием нормами публичного права (конституционного, административного, экологического, международного);

5) ГУ в большей степени контролируется обществом;

6) в ГУ – объект – все общество;

7) методы регулирования в м-те – диспозитивные (возможность свободно применять), в ГУ – императивные (обязательные, безусловные);

— общественное;

— групповая (коллективная) саморегуляция;

— целесообразное поведение человека.

Рекомендуемые страницы:

Механическое управление

Смотреть что такое «Механическое управление» в других словарях:

  • механическое управление — — Тематики нефтегазовая промышленность EN mechanical control … Справочник технического переводчика

  • механическое управление — mechaninis valdymas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. mechanical control vok. mechanische Steuerung, f rus. механическое управление, n pranc. commande mécanique, f … Fizikos terminų žodynas

  • Управление — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/30 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

  • Механическое транспортное средство — Механическое транспортное средство транспортное средство, предназначенное для передвижения по суше. Россия Правила дорожного движения Российской Федерации относят к числу механических транспортных средств тракторы и … Википедия

  • Механическое фортепьяно — фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством для воспроизведения музыки. К струнным инструментам принцип построения механических музыкальных инструментов был применён в конце 16 нач. 17 вв. нем. мастером С. Бидерманом (1540… … Музыкальная энциклопедия

  • Штурвальное управление — условное наименование систем, связывающих отклонение рычагов управления (РУ) ЛА (колонка штурвальная, центральная или боковая ручка управления, педали управления) с отклонением органов управления (ОУ). Через систему Ш. у. (СШУ) лётчик… … Энциклопедия техники

  • штурвальное управление — штурвальное управление — условное наименование систем, связывающих отклонение рычагов управления (РУ) летательного аппарата (колонка штурвальная, центральная или боковая ручка управления, педали управления) с отклонением органов управления… … Энциклопедия «Авиация»

  • штурвальное управление — штурвальное управление — условное наименование систем, связывающих отклонение рычагов управления (РУ) летательного аппарата (колонка штурвальная, центральная или боковая ручка управления, педали управления) с отклонением органов управления… … Энциклопедия «Авиация»

  • Братья Райт — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Райт (фамилия). Уилбур Райт Wilbur Wright … Википедия

  • Орвилл Райт — Orville Wright Род деятельности: лётчик, изобретатель, авиаконструктор Дата рождения: 19 августа 187 … Википедия

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УПРАВЛЕНИЯ

Управление и его элементы: понятие управления, его разновидности, субъект и объект управления

Управление многообразно и существует в самых различных видах:

• техническое управление, то есть управление различного рода естественными и технологическими процессами — подачей электроэнергии, движением транспорта, обработкой деталей на станках;

• государственное управление социально-экономической жизнью общества через различные институты — правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти;

• идеологическое управление, которое состоит во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями и группировками;

• управление социальными процессами, например, в защиту окружающей среды или в защиту мира;

• хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рамках рыночных отношений.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.

Субъекты управления — отдельный человек или группа людей — направляют и осуществляют управленческую деятельность. Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления. Элементы, на которые направлена такая деятельность, образуют объект управления, который обычно имеет пространственные и временные границы.

От субъекта управления следует отличать субъект управленческой деятельности,который может быть только физическим лицом, живым человеком. Следует отметить, что именно через субъектов управленческой деятельности, принадлежащих как к объекту, так и субъекту управления, реализуются управленческие отношения. Так например, в качестве субъекта управления на промышленном предприятии можно рассматривать директорат, а в качестве объекта — производственные подразделения. В то же время субъектами управленческой деятель­ности будут выступать руководители различных рангов и исполнители.


Управленческая деятельность представляет собой специфическую разно­видность трудового процесса, а следовательно характеризуется всеми присущими ему элементами:

• предметом и продуктом труда. В управлении предметом труда является,
прежде всего, информация. Однако, в процессе управленческой деятельности на основе поступающей информации и в результате ее преобразования создаеся управленческое решение, согласно которому объект управления может предпринимать конкретные действия;

• средствами труда является все то, что будет способствовать осуществлению операций с информацией — от канцелярских принадлежностей и оргтехники до самого человека;

• самим трудом (умственным, инженерным, конструкторским, исследовательским и пр.), а также его результатом.

Условия эффективности управленческих отношений:

1) субъект и объект управления должны соответствовать друг другу (иначе они не смогут понять друг друга в процессе работы), а также должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования (в противном случае неизбежно появятся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы).

2) в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью (например, в бывшем Союзе ССР излишняя концентрация власти в едином Центре привела к противоречиям между экономическими интересами Москвы и местными, республиканскими условиями, а в дальнейшем и к разрыву административных связей, на которых основывалось единство страны).

3) субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

4) и субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии: первый — в отдаче необходимых в данной ситуации команд, а второй — в их своевременном и точном исполнении. Таким образом, степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей его объекта. И это составляет одну из самых главных проблем управления, если его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УПРАВЛЕНИЯ.

Таким образом, управление — это деятельность руководителей и управленческих подразделений по согласованию и координации труда работников. В соответствии с этим различают следующие типы управления:

I. Классификация в зависимости от используемых средств управления:

· административно-командное управление,при котором делается упор на власть и жесткие требования;

· экономическое управление,при котором используют экономические интересы человека и коллектива;

· социально-экономическое управление,при котором используются экономические и социальные методы воздействия;

· технократическое управление,при котором огромное внимание уделяется технике производства.

П. Классификация в зависимости от роли рынка в управлении:

· планово-директивное управление- это тип управления, сложившийся в эпоху функционирования бывшего Союза ССР;

· маркетинговое управление,которое характеризуется преувеличенной ролью рынка, где интересы людей игнорируются, если они не совпадают с интересами рынка;

· целевое управление,базирующееся на целях;

· программно-целевое управление,при котором программа стоит на первом месте, а цель уходит достаточно далеко. В результате отсутствует реализация программы.

III. Классификация в зависимости от организационных форм управления:

· регламентное управление,ориентированное на предельно-жесткое расписание того, что необходимо делать;

· нормативное управление- управление по заданному нормативу;

· социально-регулируемое управление,при котором главный упор делается на правильный подбор и расстановку кадров. Этот тип управления требует творческого, интуитивного начала у менеджера;

· распорядительное управление,в основе которого лежит ориентация на сиюминутную ситуацию.

IV. Классификация в зависимости от степени научности управления (роль научного подхода):

· научное управление,то есть чисто теоретическое управление, основы которого были заложены Адамом Смитом, Робертом Оуэном, Т. Эмерсоном, Фредериком Тейлором, Лилиан и Френк Гилберты и другими;

· концептуальное управление,в основе которого лежит определяющая идея, характеризующая принцип действия и метод реализации этих действий;

· эмпирическое управление,то есть управление, целиком полагающееся только на опыт;

· прагматическое управление,в основу которого берут только существующее дело, смысл деятельности организации, без оценки окружения и последствий. Из рассмотренных типов управления, менеджменту в определенной степени соответствуют такие типы, как экономическое управление и социально-экономи­ческое управление, маркетинговое и целевое управление, нормативное и социаль­но-регулируемое управление, концептуальное и эмпирическое управление.