5 правил поведения в театре

Правила посещения театра

Походы в театр — популярный вид культурного досуга, возможность получить яркие эмоции от живой игры актеров и погрузиться в атмосферу вдохновения. Посещение театра сравнимо с приемом или торжеством, потому в обществе существуют официальные и негласные правила поведения в театре. Некоторые правила театрального этикета идут с давних времен, однако не теряют актуальности и сегодня.

Внешний вид при посещении театра

Театр подобен празднику, потому зрители предпочитают нарядную одежду повседневной. Посещение представлений как выход в высший свет: издавна женщины считали его поводом блеснуть шикарными нарядами, а мужчины — показать хорошие манеры.

Сегодня в театрах нет строгого дресс-кода (за исключением закрытых показов или церемоний вручения наград), однако существуют негласные требования к одежде и внешнему виду зрителей.

Выбор одежды

Платья в пол для женщин и строгие смокинги для мужчин не являются обязательными при посещении театра, однако одежда должна быть уместной.
Для женщин подойдут однотонное платье, юбка до колен или классические брюки с блузой. Мужчина может прийти в театр в офисной одежде (в брюках, рубашке, пиджаке) или в свободном стиле (в брюках, свитере). Парам уместно договориться о едином стиле в одежде.

В театральном гардеробе недопустимы:

  1. Спортивная одежда.
  2. Джинсы.
  3. Мини-юбки.
  4. Платья с глубоким декольте и широкими вырезами.
  5. Одежда из блестящих, сверкающих или прозрачных тканей.

Не стоит бояться, что одежда выглядит слишком строго и скучно, поскольку целью посещения театра является получение впечатлений, а не демонстрация стиля.

При использовании ароматов надо соблюдать меру. Пользоваться туалетной водой непосредственно перед спектаклем считается дурным тоном.

Выбор прически

Театральная прическа не должна быть объемной и высокой. Лучше исключить и будничные косы и хвосты.

Длинные и средней длины волосы можно поднять наверх, оставив пару прядей свободно струиться, или собрать в аккуратный пучок. Приемлемы распущенные волнистые или прямые волосы.

Короткую стрижку желательно оформить воздушной укладкой. Приветствуются сверкающие невидимки, но нужно избегать заколок в виде бабочек и бантиков: они упрощают прическу.

Выбор обуви

Обувь должна сочетаться с одеждой. В зависимости от погоды и времени года это могут быть туфли, босоножки или ботильоны. Обувь на каблуке подчеркивает элегантность наряда, однако каблук не должен громко цокать: это будет привлекать лишнее внимание окружающих.

Главное требование для мужской обуви — чистота и ухоженность. При входе в театр уместно протереть туфли влажной салфеткой или специальной губкой.

Выбор аксессуаров

Финальный штрих театрального образа — маленький клатч, подобранный в тон. Его удобно носить под мышкой или в руках. Объемные сумки в театре смотрятся нелепо.

Украшений не должно быть слишком много.

Подходящая комбинация аксессуаров:

  1. Массивный браслет, если у платья короткий рукав.
  2. Цепочка с кулоном или бусы для декольте.
  3. Серьги с камнями.

Правила поведения мужчины и женщины

Сегодня женщина может пригласить мужчину в театр, однако и в этом случае мужчина должен играть ведущую роль. Задача джентльмена — быть внимательным спутником на протяжении вечера. Женщина же, оказавшись в театре в сопровождении мужчины, должна ощущать себя в роли актрисы, идущей по красной дорожке, или дамы на светском приеме.

Когда лучше приходить в театр

Приезжать в театр принято заранее — за 30-45 минут до начала спектакля.

За это время гости успевают:

  1. Сдать верхнюю одежду в гардероб.
  2. Сменить обувь.
  3. Привести в порядок внешний вид (например, поправить прическу и макияж).
  4. Посетить туалетную комнату.
  5. Осмотреть картины и внутренний музей театра в фойе.
  6. Пройти к своему месту в зале.

Спешка и суета перед представлением могут испортить впечатление от спектакля, поэтому время прихода в театр лучше планировать с запасом.

Как вести себя в гардеробе

Гардероб театра располагается вблизи вестибюля — найти его несложно. По правилам этикета, мужчина в гардеробе сначала помогает снять верхнюю одежду даме, передает вещи гардеробщице и только после этого раздевается сам. Мужчина забирает себе номерки и хранит у себя до конца вечера.

Номерки следует сразу убрать во внутренний карман или портмоне: держать их в руках или тем более вертеть на пальце считается дурным тоном.

Кроме одежды, в гардероб можно сдать личные вещи — например, рюкзак, пакет, дипломат. Иногда хранение — это платная услуга, но воспользоваться ей стоит, т. к. проносить в зал лишние предметы, которые могут помешать другим зрителям, нежелательно.

Как вести себя в фойе

Фойе театра предназначено для прогулок перед спектаклем и после него. На стенах могут быть развешаны картины и портреты артистов — уместно рассмотреть их и обсудить со спутником. Не следует красоваться перед зеркалом и пристально разглядывать себя: это считается показателем дурного тона.

Как нужно заходить в зал

В зал мужчина заходит первым, неторопливо провожает женщину до места, двигаясь вдоль ряда спиной к сцене. Продвигаясь мимо сидящих зрителей, следует принести извинения за беспокойство. Кавалер помогает даме сесть, опустив сиденье, затем садится сам.

Правила поведения в зрительном зале

Заняв место в зрительном зале, нужно соблюдать правила приличия:

  1. Переговариваться тихо, не привлекая внимания.
  2. Не смотреть в бинокль на других людей.
  3. Не делать замечания соседям.
  4. Привставать для пропуска приходящих зрителей.

По этикету непозволительно аплодировать в ожидании начала спектакля.

Что делать, если пришлось опоздать

Опоздание на спектакль — это неприятно, но не катастрофично. В ритме жизни современных городов задержки в пути иногда не зависят от человека, поэтому не стоит нервничать и накручивать себя.

Подходя к зрительному залу с опозданием, нужно отключить звук на мобильном телефоне. Зрителей просят об этом после третьего звонка, но пришедшие позже гости не слышат этого напоминания и могут забыть о телефоне.

На входе в зал следует извиниться перед контролером, объяснить ситуацию и попросить помощи. Контролер пропустит опоздавшего на место по билету или предложит занять ближнее свободное. Если не удается попасть на законное место, не стоит спорить и создавать лишний шум: пересесть можно будет во время антракта.

Заходя в зал во время представления, нужно тихо пройти к нужному креслу, двигаясь спиной к зрителям и лицом к актерам.

Как правильно сидеть в кресле

В кресле принято сидеть прямо, держа ноги параллельно друг другу. Нельзя разваливаться или облокачиваться на спинку переднего кресла.

Неправильно класть руки на оба подлокотника, использовать можно только правый.

Соблюдение тишины

Чтобы не мешать другим зрителям и не отвлекать артистов, нужно соблюдать правила:

  1. Нельзя жевать, употреблять пищу. В исключительных случаях можно пить воду из бутылки.
  2. Не следует переговариваться и шептаться с соседями (для обсуждения спектакля предусмотрен антракт).
  3. Не нужно делать речевых замечаний соседям, даже если те ведут себя некорректно. Контроль за порядком в зале — это обязанность служащих театра.
  4. Желательно избегать кашля и чихания во время спектакля.

Правила этикета во время антракта

Антракт предназначен для обсуждения спектакля и обмена впечатлениями. Также это время можно потратить на посещение буфета. При этом роль джентльмена — оставаться рядом с дамой. Если женщина хочет посетить дамскую комнату или прогуляться в фойе, спутник может выступить в роли сопровождающего.

Использование смартфона во время антракта — признак дурного воспитания. В театре нужно отключиться от повседневных проблем и забот.

Когда уместны аплодисменты

Аплодисменты являются органичными составляющими спектакля, однако они неуместны при открытии занавеса и в течение представления. Хлопки могут сбить артистов, из-за чего потеряется эффект сцены. По окончании действия или спектакля можно отблагодарить участников и выразить признательность. Аплодировать можно сидя и стоя, продолжительность оваций показывает уровень впечатления зрителей.

Чтобы преподнести цветы исполнителю, не нужно подниматься на сцену: можно протянуть ему букет, когда он выйдет для поклона. Во многих театрах принято до начала спектакля передавать цветы служащему для вручения исполнителю.

Если представление не нравится, покинуть зал можно во время антракта, не дожидаясь окончания спектакля. Выходить из зала во время представления неэтично.

Что делать по окончании спектакля

После окончания спектакля артисты выходят на поклон (возможно, пару раз), потому не стоит выбегать из зрительного зала с последними аккордами музыки и спешить за одеждой в гардероб. Чтобы избежать очередей, можно прогуляться по фойе, обсудить спектакль.

В гардеробе мужчина первым получает одежду, одевается и затем помогает одеться женщине.

Для продолжения праздника после окончания спектакля кавалер может пригласить даму в ресторан.

Театральный этикет для детей

Чтобы театр остался в памяти ребенка сказкой, необходимо подготовить малыша к посещению спектакля:

  1. Дать краткий экскурс о театре: что это такое и для чего существует.
  2. Совместно выбрать тему из репертуара детских спектаклей.
  3. Объяснить, как надо себя вести в театре и почему.

Спектакль должен подходить по возрасту: тогда юному зрителю не будет скучно.

Ребенок должен почувствовать праздничную атмосферу еще дома во время сборов — по нарядной одежде, прическе, сумке.

Родители должны объяснить малышу, что театр — это культурное заведение, в котором нужно соблюдать правила приличия.

Детям в театре запрещено:

  1. Бегать перед спектаклем и в антракте.
  2. Кричать, шептаться, шаркать ногами. Лишние звуки мешают во время просмотра. Если ребенок капризничает, лучше выйти с ним из зала.
  3. Есть что-либо, шелестеть фантиками, греметь бутылками в зале. Для маленького зрителя нужно предусмотреть бесшумный перекус.
  4. Спать по время представления. Если ребенок засыпает, лучше увести его домой.
  5. Пользоваться мобильным телефоном или другими гаджетами.

Перед спектаклем и во время антракта следует отвести ребенка в туалетную комнату.

По окончании спектакля нужно объяснить юному зрителю необходимость поблагодарить артистов аплодисментами.

Дети любят праздники, поэтому культпоход в театр не должен стать обременительным делом. Со временем ребенок усвоит правила поведения и станет ходить на спектакли с удовольствием.

Если посещение театра проходит в рамках школьной учебной программы, школьники должны следовать указаниям сопровождающего. Учитель в данном случае отвечает за безопасность и поведение учащихся.

Что делать в театре непозволительно

Кроме негласных правил поведения, существуют и официальные запреты:

  1. Идти в театр в рабочей одежде, шортах, майке.
  2. Свистеть, кричать, топать ногами.
  3. Оставлять после себя мусор в зале.
  4. Использовать жвачку.
  5. Пользоваться фото- и видеотехникой во время представления.

Театральный этикет можно использовать и в жизни: в гостях, на приемах, в офисе и дома. Это внутренняя культура человека, уместная в любом обществе.

Правила поведения в зрительном зале, на различных сценических площадках и за кулисами

Саразева Светлана
Правила поведения в зрительном зале, на различных сценических площадках и за кулисами

Уважаемые коллеги, в завершении образовательного года, нам предстоит масштабная концертная подготовка, для того чтобы наши воспитанники могли достойно показать себя на выпускных балах. А у нас еще проходит ежегодный районный фестиваль-конкурс детского творчества «Весенняя капель».Поэтому были разработаны «Правила поведения в зрительном зале, на различных сценических площадках и за кулисами» адресованы воспитателям и музыкальным руководителям, воспитанникам, а также их родителям и направлены на повышение общекультурного уровня образования детей. Которые сопровождались мастер классом для воспитателей и музыкальных руководителей.

Цель:

пропаганда формы внешнего поведения, опирающейся на высокую

нравственную культуру личности, формирование социальной уверенности, развитие

навыков социального поведения и взаимодействия, создание благоприятной

обстановки.

Задачи:

1. знакомство воспитанников с правилами этикета в общественных местах и на

различных творческих площадках;

2. популяризация общения, основанного на взаимном уважении.

Общие правила:

1. В концертном зале и на различных творческих площадках, как и в других

общественных местах, соблюдаются этикетные требования, предъявляемые к

поведению личности.

2. Вести себя нужно сдержанно; проявлять чувство такта, доброжелательность,

внимательное и уважительное отношение к людям;

3. Бережно относятся к принадлежностям концертного зала, вещам, находящимся в

личном и общественном пользовании;

4. Соблюдать чистоту и порядок в зале;

5. Соблюдать правила техники безопасности.

6. В зрительном зале строго воспрещено курить и пользоваться открытым огнем.

Правила поведения в зрительном зале :

1. Перед тем, как войти в зал на представление, зрители отключают мобильные

телефоны.

2.Одежда должна соответствовать предназначению: торжественная — для спектакля

или представления, рабочая — для репетиций. Приводить себя в порядок можно

только в туалетной комнате или предоставленной комнатой, либо раздевалкой, а не

на виду у всех.

3. Зрители продвигаются вдоль ряда к своему месту только лицом к сидящим. При этом

мальчик проходит впереди девочки. Тот, кто проходит, должен извиниться и

поблагодарить вставших.

4. Сидя в кресле, не занимают оба подлокотника.

5. Если спектакль задерживается, не полагается рукоплескать.

6. После подъема занавеса разрешается аплодировать в знак одобрения декораций.

7. Нельзя делиться впечатлениями по ходу представления. Это допускается только

перед домашним телевизором.

8. Есть в фойе или зрительном зале считается неприличным, это можно сделать только

в буфете.

9. Если в зрительном зале жарко или душно ни во время антракта, ни тем более во

время представления не стоит обмахиваться программкой или каким-либо другим

предметом. Это неприлично.

10. Запрещается ходить во время действия спектакля или выступления.

11. На сценическую площадку, за кулисы, в гримерные комнаты к артистам не заходят;

12. По окончанию концерта сначала уходят артисты со сцены, а потом – зрители из зала;

13. Зрители не забывают свои вещи.

Правила поведениявоспитанников во время репетиций и выступлений:

1. Дети соблюдают общие правила поведения в концертных залах.

2. Готовясь к репетиции или выступлению в группе, надо вкладывать в работу максимум

сил; стараться все подготовить накануне вечером – собрать все вещи, которые

понадобятся, приготовить костюм, все аксессуары, заранее продумать свое

расписание на день выступления.

3. Приходят на концерт без опозданий, в установленное время.

4. Выход на сцену возможен только в сценической обуви (уличная обувь исключена).

5. Запрещается входить на сцену без воспитателя или музыкального руководителя, а

так же без приглашения ответственного за концерт, а также трогать реквизит и

электроприборы, оставлять после себя мусор.

6. Необходимо отключить средства связи.

7. После того, как появился зритель в зале, прекращаются любые передвижения по

сцене. С появлением зрителя вы становитесь артистами и должны строго хранить

таинство сцены.

8. Работать на репетиции следует так, как если бы ты выступал перед зрителями на

сценической площадке.

9. Во время выступления употреблять пищу нельзя.

10. Из гримерок или предоставленных кабинетов артисты не выходят ни куда, кроме как

на сцену.

11. Находясь за сценической площадкой во время программы, необходимо сохранять

тишину, разговаривать шепотом, не высовываться на сцену во время чужого номера,

не выходить на сцену во время чужого выступления, не толпиться, загораживая

проход тем, кто выступает раньше вас и препятствуя выходу с нее тех, кто уже

выступил.

12. Все, что принес – унеси с собой;

13. Выступая в группе, следует стараться работать не столько на собственный успех,

сколько на общий успех всего коллектива, помогать отстающим — от них тоже

зависит успех выступления.

14. Необходимо помнить, что ты представляешь свой коллектив, поэтому за сценой также

следует соблюдать правила поведения.

15. Когда кто-то при тебе выходит на сцену, уместно пожелать ему удачи.

16. Выражать вслух критические отзывы о других выступающих, распускать слухи о

других коллективах, по меньшей мере, непрофессионально.

17. Желательно наблюдать за другими выступающими, уметь по достоинству оценить их

талант и умение.

Правила поведения воспитателя или руководителя сопровождающего группу

выступающих воспитанников:

1. Выводить группу на сцену можно только за один номер до начала вашего

выступления;

2. Танец – это визуальное искусство. Для выхода на театральную сцену существует для

каждого отдельно взятого номера существует свой «дресс-код». Тщательно

проследить за опрятностью каждого артиста, от ног до помады одного цвета и

лежащего не так волоска.

3. Следить на протяжении всего номера как стоит ваш воспитанник, как держит руки,

куда смотрит и с какой мимикой отрабатывает свой номер.

4. Если воспитатель или руководитель решает подсказать движение выступающему, то

делать это он должен в зеркальном отражении правой и левой стороны, чтобы не

вводить в заблуждение выступающего.

5. Выход к зрителю и уход со сцены во время концерта – это полная внутреннего смысла

самодостаточная церемония, отрепетированная с воспитателем или руководителем.

Поэтому стараемся запомнить, как и из какой кулисы,мы делаем выход и уход.

Воспитатель или руководитель должен знать, что правая кулиса – для девочек, а

левая — для мальчиков.

6. Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ прикасаться к кулисам и другим украшениям сцены. Выход

и уход осуществляем аккуратно, проследив, чтобы ваши артисты не задевали кулисы,

и, не сшибали декорации.

7. Воспитатели и музыкальные руководители должны проследить за ожидающими за

сценой своего выхода танцорами,чтоб они не разговаривали на бытовые темы.

Говорим тихо, если есть необходимость и только по вопросам, касающимся данного

мероприятия.

8. Доказано – невозможно выглянуть из-за кулисы, чтобы этого никто не заметил из зала.

Поэтому наблюдаем, что ничто и ни при каких обстоятельствах не заставило артистов

и тех кто находится за кулисами выглянуть «на секундочку» из-за кулис во время

концерта.

9. Перед концертом чувства обострены у всех участников. Бережно и уважительно

относитесь к выступающим и педагогам-хореографам и руководителям, как в вашей,

так и в других группах. Дайте другим «прорепетировать нормально» и другие дадут

вам!

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЗРИТЕЛЕЙ.

1. Верхнюю одежду сдаем в гардероб.

2. Передвигаемся по залу,только в перерывах между выступлениями.

3. После выступления своего ребенка, НЕ ПОКИДАЕМ концертный зал, а остаемся до

окончания всей программы, уважайте и других детей тоже.

Конечно все эти правила можно найти в литературе указанной ниже. А можно что то новое подобрать и для вашей группы. Чтобы наши дети приобщались к культуре поведения в общественных местах и нам за них не было стыдно.

Список литературы:

1. Андреев В. Ф. Золотая книга этикета. М.: Вече, 2004

2. Астахова Н. (ред.) Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007.

3. Кузина С. Правила этикета на все случаи жизни. М.: АСТ, 2016.

4. Ллуэллин М. Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона М.:

Центрполиграф, 2004.

Театр начинается… нет, не с вешалки. И даже не с парадного входа и афиши. Театр начинается еще дома, с выбора наряда, с элегантных туфель и чайной розы в руках. Театр – это культура, искусство, праздник. Поэтому правила поведения в театре мы познаем с раннего детства, посещая первые спектакли для маленьких зрителей.

Театр для ребенка – это сказочный мир, где в темном зале рождается чудо, сказка, волшебство. Ходить с детьми в театр можно и нужно, но очень важно научить юных зрителей элементарным правилам посещения театральных спектаклей

Правила поведения детей в театре нужны, в первую очередь, для того, чтобы научить их уважать других зрителей, игру актеров и тех, кто убирает зал. Основные правила базируются на соблюдение тишины, чистоты и опрятности внешнего вида. Требования хоть и зависят от возраста детей, но, практически, не меняются.

Тему хорошо дополнят правила поведения для школьников в общественных местах.

Дошкольник в театре – как вести себя ребенку

Театр – это не только «взрослое» развлечение. Для маленькой публики каждый из театров готовит свой, отдельный репертуар. Малышей радушно встречают герои-куклы, а дети старшего дошкольного возраста посещают детские музыкальные комедии и спектакли драматических театров.

Первый раз в театр ребенок идет в сопровождении родителей (бабушек). Именно их задача научить его тому, что мы называем этикетом, но сегодня эти правила для них:

  1. Заранее расскажите ребенку о театре, о том, что это такое;
  2. Оденьте ребенка празднично. Ассоциации «театр – праздник» должны прочно укорениться в его памяти. Есть в этом и еще один смысл – красиво, празднично одетые мы ведем себя более галантно и сдержано;
  3. Сводите ребенка в туалет до начала спектакля;
  4. Ни в коем случае не давайте ему телефон или планшет во время представления;
  5. Позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой была вода, платочки или влажные салфетки;
  6. Если ребенок маленький, то не всегда он может высидеть без перекуса. Если вы берете с собой еду, то пусть это будут не хрустящие печенья. Чтобы не шуршать оберткой или бумагой, предварительно положите печенье в маленький пакет.

Помните Детям дошкольного возраста культуру поведения в театре можно привить только личным примером.

Поведение в театре для ребенка школьного возраста

Дети школьного возраста уже вполне взрослые для того, чтобы понимать, что есть хорошо, а что плохо. Они в состоянии вести себя в театре «как взрослые», поэтому правила поведения распространяются на них в полной мере.

Опрятный внешний вид, элегантная обувь (джинсы и кроссовки – дурной тон), приветливость и учтивость – обязательные условия.

Как вести себя ребенку в театре:

  1. Сдать верхнюю одежду в гардероб в порядке очереди. В очереди не толкаться, не пытаться «пролезть вперед». Передать одежду через борт вперед. Поблагодарить гардеробщицу;
  2. Посетить туалет до начала спектакля;
  3. Занять свое место, указанное на билете;
  4. Не бегать по зрительному залу до начала спектакля;
  5. Не вставать с занятого места без надобности;
  6. Продвигаться по зрительному ряду лицом к сидениям;
  7. Не шуметь и не разговаривать с товарищем или со взрослыми;
  8. Выключать телефон и не доставать его до конца представления;
  9. Не есть во время спектакля;
  10. Во время антракта стараться сделать все, что необходимо: позвонить, сходить в туалет, перекусить и попить воды;
  11. Не покидать зрительный зал до тех пор, пока актеры на сцене.

Видео урок для самых маленьких.

Поход в театр всем классом – памятка для учеников

Все мы знаем, что один ребенок ведет себя всегда лучше, чем в большой компании таких же, как он веселых, озорных и готовых к приключениям ребят. Когда рядом родители, дети стараются вести себя лучше. Намного сложнее сопровождать на премьеру целый класс. Велика ответственность, велико их желание баловаться – это знает каждый педагог. Поэтому так важна организация, дисциплина.

Организовывая классный поход в театр, педагогу очень важно провести с учащимися воспитательную беседу, объяснив подробно и строго, как нужно вести себя в театре. Лучше всего для этого подходит памятка, которая можно распечатать и раздать каждому из учеников заранее.

Памятка поведения детей в театре

  • Подготовься к походу в театр заранее. Оденься чисто и опрятно. Не бери с собой то, что может тебя отвлекать;
  • По дороге в театр всегда держись рядом со своими товарищами, чтоб педагогу не пришлось тебя искать;
  • В гардеробе веди себя воспитанно. Не толкайся в очереди, не наступай товарищам на ногу, не старайся пролезть вперед;
  • Подавая одежду гардеробщице, перекидывай ее через бортик, предварительно проверив, чтобы в кармане не осталось ничего, что тебе может понадобиться;
  • НЕ ОСТАВЛЯЙ В КАРМАНЕ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ ТЕЛЕФОН, ДЕНЬГИ И ЦЕННЫЕ ВЕЩИ;
  • Помогай тем, кто ниже тебя ростом;
  • Успей сделать все необходимое до начала представления. Вставать и выходить во время спектакля – дурной тон;
  • В зрительный зал заходи не позже третьего звонка;
  • Занимай место, указанное в билете. Если у класса забронирован ряд – подожди, когда свои места займут девочки;
  • Проходя по зрительному ряду, поворачивайся лицом к сидящим людям;
  • Подбери ноги, если кто-то проходит по ряду;
  • По окончанию спектакля не беги в гардероб, сломя голову. Все успеют получить свои вещи и уйти.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • Пользоваться сотовыми телефонами во время представления, отвечать на звонок;
  • Есть, и пить во время спектакля. Ты не в кинотеатре. Перед тобой актеры, и они играют для тебя. Уважай их труд;
  • Мусорить в зрительном зале;
  • Шуметь и разговаривать с товарищами;
  • Покидать свое место до тех пор, пока актеры все еще на сцене.

Видео-презентация.

Театральный этикет

Сколько театров в нашей стране! Несмотря на пару телевизоров в каждой квартире, на десятки телевизионных программ, на возможности, предоставленные Интернетом – включил, сиди, смотри – количество театров не уменьшается, наоборот, с каждым годом увеличивается.

И не канула в Лету фраза: «У вас нет лишнего билетика?» И не исчезли очереди в театральные кассы, особенно перед праздниками, детскими каникулами или в те дни, когда театр объявляет скидку. И каждый вечер заполняются тысячи театральных залов от Москвы, как говорится, до окраин.

Театр жил, жив и будет жить! А вместе с ним театральный этикет и правила поведения в театре.

Дресс-код в театр

Лет 200 назад почтеннейшая театральная публика, занимающая места в партере и ложах, была разряжена во всё самое лучшее, самое новое, самое яркое. В бинокли рассматривались не только актёры. На сцене шло действо, а в зале – демонстрация богатства, нарядов и украшений.

Со временем в театр был допущен разночинный народ, привилегии стёрлись, и, с учётом удобства для артистов и зрителей, театральный дресс код перестал быть официальным.

Дресс-код – форма одежды, предписанные нормы в гардеробе для того или иного мероприятия. Дресс-код бывает служебным и событийным. К первому типу относятся школьная и студенческая форма, а также деловой стиль в одежде. Дресс-код второго типа зависит от времени и торжественности мероприятия и всегда указывается в официальном приглашении.

Одежда

В театре применение дресс-кода возможно на закрытых театральных премьерах или вручении театральной премии. Приглашённые мужчины должны надеть чёрные смокинги, белые рубашки и чёрные галстук или бабочку. А женщины надевают длинные вечерние платья и туфли на каблуке. Вот и все обязательные случаи «правильной одежды» (так переводится сочетание «дресс-код»). Современные требования к туалетам, в которых можно прийти на спектакль, довольно демократичны. Допустимы и торжественные наряды для классической оперы или балета, и джинсы с кроссовками для экстравагантного модного спектакля.

Главное качество театрального платья – не привлекать к себе внимания. Поэтому:

на нём нет больших декольте и разрезов;

оно не прозрачно, не блестит, не сверкает;

цвет ткани спокойный и сдержанный;

длиной от колена до щиколотки;

элегантно, удобно, красиво.

Не бросается в глаза и мужской костюм. Классический вариант с галстуком или джинсы с пиджаком не должны быть яркими, мятыми, рваными.

О требованиях к одежде можно узнать на официальных сайтах театральных площадок. Большой театр в Москве, например, не пропустит в зал зрителя в шортах. Мариинский театр и другие театры Санкт-Петербурга – в пачкающей (грязной) одежде.

Причёски

Театральный этикет гласит – всем должно быть удобно. Это относится и к причёскам зрителей. Считается дурным вкусом приходить в театр с длинными распущенными волосами, цепляющимися не только за спинки кресел, но и за одежду зрителей. Пышная причёска, как и высокие начёсы у женщин мешают смотреть спектакль тем, кто сидит позади.

С короткими волосами проблем нет. Оптимальный вариант для длинноволосых – аккуратная невысокая укладка с использованием заколок.

Обувь

Голос артиста нужно беречь не только от холода, но и от пыли, поднимающейся с пола. По этой причине в театрах лежат ковровые дорожки, а перед входом установлены автоматы, очищающие обувь зрителей от грязи, снега, песка. Нет автоматов? Есть обувная губка. Нет губки? Есть сменная обувь. А уличная – складывается в пакет и сдаётся в гардероб вместе с пальто.

Обувь должна быть удобной, комфортной для ног в течение всего времени просмотра спектакля, который может идти от 2 до 6 часов. Так же, как и одежда, она не должна быть яркой и сверкающей.

Неприемлемы для театра:

  • шлёпанцы,
  • пляжные тапочки,
  • вьетнамки,
  • футбольные шиповки.

Аксессуары

Украшения из драгоценных камней и меховые палантины редко встретишь в современных театрах. А вот скромные золотые колечки, серёжки, браслеты, качественная бижутерия часто подчёркивают индивидуальность своих хозяев.

С помощью шейных платков и шарфов костюм вышедшего из офиса менеджера можно в считанные секунды превратить в элегантную и праздничную одежду.

У опытных театралок в руках всегда маленькая сумочка-клатч.

Этикет для противоположных полов

Мужчина, который пришёл в театр с дамой, должен обеспечить ей максимальное удобство. Поэтому именно он:

  • открывает перед дамой все двери и предъявляет билеты на входе;
  • помогает спутнице снять пальто, а потом снимает своё, и наоборот при уходе;
  • к сохраняемым билетам добавляет гардеробные номерки;
  • предлагает даме посетить театральный буфет;
  • покупает ей программку;
  • ведёт к местам в зале, как проводник, чуть впереди;
  • усаживает свою спутницу справа от себя;
  • не оставляет свою даму одну ни перед спектаклем, ни в антракте.

Если в театр идёт компания, мужчины занимают крайние места, а женщины садятся в середине.

Ну а женщина:

  • благосклонно принимает оказываемые мужчиной услуги;
  • соглашается с предложением или отказывается от посещения буфета;
  • если ей не нравится место, меняется с мужчиной местами.

Приходить лучше заранее

Настоящие театралы приходят в театр минут за 30 до начала. Полчаса времени перед спектаклем позволяют:

  • спокойно раздеться, если надо, переобуться;
  • найти туалетную комнату, поправить причёску и макияж;
  • прогуляться по фойе и холлам театра, посмотреть фотографии труппы и выставки;
  • узнать, где находится буфет, и попробовать театральный кофе с классическим бутербродом;
  • купить у капельдинера программку и выяснить, с какой стороны лучше пройти к своему месту;
  • если места находятся в середине ряда, занять их пораньше, чтобы не заставлять вставать большое количество зрителей.

Поведение в гардеробе

Воспитанный зритель, прежде, чем снять пальто, осмотрится и определит, где ему лучше раздеться. В маленьких театрах гардероб один. В более крупных их несколько.

Вещи аккуратно передаются через барьер гардеробщику. В гардероб сдаются и имеющиеся на руках громоздкие сумки и пакеты.

С шуршащим пакетом, каким бы он ни был красивым и маленьким, в зал театра не пропустят.

Если нужен бинокль, его берут за определённую плату в гардеробе. Кстати, это прекрасная возможность получить свои вещи после спектакля без очереди.

В фойе

В каждой гардеробной секции всегда расположены зеркала. В них можно взглянуть на себя, чтобы определить, всё ли в порядке. Долго стоять перед ними не стоит, чтобы не мешать прибывающему потоку зрителей.

Фойе перед гардеробом предназначено для удобного раздевания. На его скамейки можно присесть, чтобы сменить обувь, или поставить сумку, положить одежду в ожидании, например, своей спутницы.

Рядом с гардеробным фойе всегда располагаются другие фойе, с выставками или удобными креслами для беседы.

Как зайти в зрительный зал

Бывает так, что двери в зрительный зал закрыты, хотя времени до начала спектакля осталось немного. Такие ситуации происходят при непредвиденных обстоятельствах: неожиданной замене актёра, сбоях в работе техники. Театр – искусство живое. В закрытые двери зала ломиться не стоит. По знаку ведущего спектакль режиссёра они откроются капельдинером. Он же подскажет, где находятся места, указанные на билете.

В зал входят спокойно, не создавая помех для других зрителей. Люди, пришедшие в театр большой компанией, идут к своим местам парами или по одному. Не нужно надолго останавливаться по центру прохода, для того, чтобы уточнить ряд и место. Не возбраняется вежливо спросить о ряде и цифре на кресле у сидящих зрителей. Проходя к своему месту, расположенному в середине ряда, поворачиваются лицом к зрителям, спиной к сцене.

Как вести себя в зрительном зале

  • Заняв своё место допустимо спокойно оглядеть сцену и зал.
  • Увиденным знакомым не стоит махать руками и кричать, лучше просто кивнуть и улыбнуться, отложив разговор до антракта.
  • Если знакомые оказались в одном ряду, и возникло обоюдное желание сесть вместе, можно предложить зрителям-соседям свои более комфортные места.
  • До начала спектакля разрешается переговариваться со спутниками, не раздражая соседей громкой речью и смехом.
  • В случае отсутствия программки спектакля невежливо просить её у соседей.
  • Не ожидая предупреждения стоит выключить телефон или перевести его в режим вибрации.
  • Все жевательные манипуляции нужно закончить до третьего звонка и лучше в буфете, а не в зрительном зале.
  • А вот кашляющему зрителю, пришедшему в театр, настоятельно рекомендуется подготовить леденцы для рассасывания во избежание приступа сухого кашля.

Если вдруг опоздали

Бывают ситуации, когда зритель приходит в театр с опозданием. Если это произошло до того, как был дан третий звонок, есть шанс успеть занять свои места. В этом случае надо слушать капельдинера и чётко выполнять его указания. Только после информации от всех дежурных по секторам, что зритель в зале, раздаётся последний третий звонок.

Если же спектакль начался, опоздавшие зрители увидят его первое отделение с балкона или верхнего яруса. В худшем случае – стоя, в лучшем – с крайних свободных мест партера. Свои места согласно купленным билетам можно будет занять после первого акта.

Правило третьего звонка

Все театры соблюдают правило, обеспечивающее отсутствие помех во время спектакля актёрам и зрителям. Правило прописано на сайтах театров и театральных билетах:

Вход после третьего звонка в зал маленьких театров или в партер, амфитеатр, бельэтаж больших – не разрешается!

Как сидеть в кресле

Места, на которых сидит зритель в театре, бывают разные:

— обычные стулья или кресла;

— лавки или банкетки без спинок;

— полукруглые деревянные или мягкие скамьи со спинками и без подлокотников;

— специальные театральные кресла с откидными сиденьями.

Независимо от вида пользоваться ими надо так же, как и стулом в гостях:

— не сидеть нога на ногу,

— не качаться на краешке,

— не разваливаться, вытянув ноги,

— не облокачиваться о спинку сиденья переднего ряда,

— не крутиться, разглядывая через бинокль зрителей в зале,

— не закидывать ноги на подлокотник.

Если театральное кресло имеет общие с другими зрителями подлокотники, хозяину места принадлежит тот, что находится справа.

Соблюдайте тишину в зале

Дан третий звонок, гаснет свет в зале, открывается занавес. И начинается то, чем театр отличается от кино – неповторимый процесс творчества, в котором сиюминутная игра актёра зависит не только от реплик партнёров, но и от атмосферы, царящей в зале. Поэтому зрителя просят перед спектаклем выключить телефон, поэтому запрещены фото- и киносъёмки, поэтому нельзя ёрзать в кресле, кашлять, шуршать конфетными фантиками. Внимательная тишина в зале способствует полному раскрытию актёрского таланта и удовольствию зрителей.

Этикет во время антракта

Обсуждать спектакль и игру артистов начинают в антракте. В это же время можно посетить буфет, выйти на свежий воздух (не забыв при этом билет), встретиться со знакомыми, которых увидели в зале перед спектаклем.

До начала спектакля, а ещё лучше до похода в театр, следует уточнить его длительность и количество запланированных антрактов. Есть спектакли, где антракта нет. Есть спектакли, чаще всего это опера, где антрактов несколько.

Ну а если (бывает и такое) первое действие спектакля не понравилось, в антракте можно уйти из театра, не доставив неудобства зрителям и не обидев актёрскую труппу.

Когда можно аплодировать

Аплодисменты – оценка работы актёра, режиссёра и всех, кто работал над спектаклем. Поэтому аплодисментами можно высказывать своё одобрение

  • после удачной сцены, арии, танца;
  • после окончания первого действия;
  • по окончании спектакля.

Проявляют своё восхищение и криками «Браво!» А вот «бисировать», то есть просить повторить выступление, можно только на музыкальных представлениях: балете, опере, мюзикле или концерте.

Если представление вызвало неподдельный восторг, аплодировать можно долго и стоя, в знак глубочайшего уважения к спектаклю и всем его создателям.

По окончанию спектакля

В момент последних аплодисментов артистам вручаются цветы. В каждом театре свои правила их вручения. В больших театрах корзины и букеты передаются капельдинеру, который относит их за кулисы и вручает артисту на последних поклонах. В небольших театрах зритель дарит букеты сам, подойдя к сцене. Вручение букета сопровождается словами благодарности за прекрасную игру.

Пока артисты получают букеты и аплодисменты, покидать зал невежливо. В случае необходимости уйти раньше, стоит в антракте поменять место на то, что ближе к выходу. Если спешить некуда, из зрительного зала выходят спокойно. Самая длинная очередь в театральный гардероб рассасывается в течение 5-7 минут. Можно это время посвятить обсуждению спектакля на одном из диванчиков театрального фойе или постоять в очереди, подключив к обмену мнениями других зрителей.

Правила поведения в театре для детей – памятка

Хорошо, что сейчас на билетах ставится возраст, на который ориентирован спектакль. Поэтому дети на взрослых спектаклях встречаются редко, да и взрослые не пойдут на спектакль от 6+. По многолетним наблюдениям лучший возраст для восприятия театрального действа начинается не раньше 5 лет.

Хотя в угоду мамам и папам, считающим своё чадо умным не по возрасту, появились театры, ориентированные на зрителя от года до 3 лет. Это ещё не спектакли, а скорее игровые развивающие программы по сюжетам сказок для малышей. Здесь ещё рано говорить о правилах поведения. Главное для ребёнка – мама рядом, значит всё хорошо.

С трёх лет детей можно повести на кукольное представление, если оно ориентировано на этот возраст. Не зря в детских садах на утренниках для детей до 5 лет нет Деда Мороза и Бабы Яги. А вот с 5 лет начинается настоящий театр. Почти все театры имеют в своём репертуаре детские спектакли, обычно проводимые в первой половине дня.

Памятка для взрослых, которые впервые хотят отвести своего ребёнка в театр

  • Не покупайте билет на спектакль, не подходящий по возрасту Вашему ребёнку. Ему будет непонятен спектакль, созданный режиссёром для другой возрастной категории. Скучающий ребёнок – самый неблагодарный зритель, вызывающий раздражение и у тех, кто пришёл смотреть спектакль и у тех, кто его создал.
  • Если Вы хотите воспитать настоящего театрала, превратите поход в театр в праздник. Сообщите о предстоящем спектакле, как о чудесном подарке. Подберите наряд, в котором ребёнок пойдёт в театр. Отмечайте в календаре оставшиеся до спектакля дни. Все эти небольшие дела останутся в памяти ребёнка, закрепив уважительное и внимательное отношение к посещению театра.
  • Хорошо, если разговор о правилах поведения в театре для детей, произойдёт у Вас с ребёнком в домашней обстановке. Спокойная беседа позволит задать ребёнку все интересующие его вопросы, а Вы сможете подробно на них ответить.
  • После посещения театра поговорите с ребёнком о спектакле, похвалите его достойное поведение, обратите внимание на ситуации, где он или кто-то из детей-зрителей вёл себя неправильно.
  • Не забывайте обсуждать с ребёнком каждое последующее посещение театра.

После такой подготовки ребёнок сам расскажет о том, как должны вести себя дети в театре.

Правила поведения в театре

Что мы представляем себе, слыша слово «театр»? Тихое шуршание занавеса, открывающего таинственную глубину сцены? Угасающие огни нарядных люстр и сумрак зрительного зала?

Не правда ли, похоже на праздник?

Посещение театра и есть маленький праздник. Только чтобы не испортить его ни себе, ни соседям, нужно соблюдать некоторые несложные правила.

1. Прежде, чем приобретать билеты, изучите план зала, висящий рядом с окошком кассы, и выберите наиболее удобные для вас места.

2. Приходите в нарядной одежде. Мужчины обыкновенно надевают тёмный костюм, а женщины – выходное платье. Конечно, если Вы придёте в джинсах, Вас пропустят. Но помните, что дамам надевать в театр брюки считается не самым хорошим тоном. Зимой женщины обычно берут в театр туфли, оставляя сапоги в гардеробе, так как вечернее платье не очень хорошо смотрится с зимней обувью.

3. Пожалуйста, в меру пользуйтесь духами, даже самыми дорогими.

4. Позаботьтесь, чтобы в руках у Вас не было больших сумок и шуршащих пакетов. Шуршание пакета будет мешать вашим соседям.

5. Приезжайте в театр минут за 20-30 до начала. Этого времени вполне достаточно, чтобы успеть раздеться, поправить прическу, купить программку и занять свои места.

6. Как правильно пройти к своим креслам? Если Ваши места в середине ряда – постарайтесь занять их раньше, чтобы не беспокоить сидящих. Если всё же придётся проходить по заполненному ряду – повернитесь лицом к сидящим и тихим голосом или кивком головы извинитесь перед сидящими за причиненное беспокойство. Если Ваше место занято, следует обратиться к администратору. Не стоит ждать 3-го звонка, входите в зал раньше.

7. Заняв места, не следует занимать оба подлокотника. Ваш сосед имеет такое же право опереться, как и Вы. Не стоит сидеть, прильнув друг к другу, поскольку нужно помнить о сидящих сзади. Они тоже хотят видеть сцену.

8. Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, яблоки. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка.

9. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актёров. При нарушении этих правил администратор имеет право попросить вас покинуть театр.

10. Перед началом действия отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам.

11. Фото- и видеосъёмка в зале возможна только с разрешения администрации театра.

12. Если Вы простужены – воздержитесь от похода в театр: кашель и чихание очень мешают публике и артистам. Если Вам внезапно стало нехорошо – постарайтесь выйти из зала как можно тише.

13. В финале спектакля не стоит бегом устремляться в гардероб, чтобы получить свою одежду. Пять минут Вас не спасут, а настроение будет испорчено. К тому же артисты выходят на поклон, и зачастую не один раз. Разве Вы не хотите еще раз увидеть людей, работавших для Вас два-три часа? Поблагодарите их аплодисментами. И разве приятно артистам видеть, что люди, для которых они работали, думают только о гардеробе?

14. В случае замены или отмены спектакля билеты можно вернуть в кассу.

15. Если Вы хотите подарить цветы актёрам, передайте их через администратора театра, а можно и самому преподнести, когда актёры выходят на поклон.

Мы надеемся на взаимное понимание и уважение.

Всегда рады видеть Вас в нашем театре!