Абилитация и реабилитация

Адаптация в широком смысле в психологии понимается ка приспособление человека к окружающим условиям.

Адаптация — приспособительные акты человека, представляющие внутренние изменения его самого и направленные на восстановление нарушенного равновесия между индивидом и средой, вследствие возникших изменений в окружающей среде.

Адаптация человека имеет два аспекта:

1) биологический (приспособление организма);

2) психологический — приспособление человека как личности к существованию в обществе (микро- и макросоциальной среде) в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях развития характеризуется:

— недостатками определенных функциональных систем, вызванными органическими повреждениями анализаторов или ЦНС;

— проявлениями некоторых общих закономерностей нарушенного психического развития — наибольшее влияние на процесс адаптации оказывают:

а) трудности взаимодействия с окружающими людьми и

б) замедленная скорость приема и переработки информации.

— своеобразием адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены.

Процессы адаптации у детей с недостатками развития протекают медленнее, состояние дезадаптации возникают легче, чем у нормально развивающихся детей.

Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближение психического развития аномальных детей к нормальному (нормализация) достигаются путем коррекции и компенсации недостатков развития.

Коррекция в современном понимании — это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.

Коррекция — мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.

В отечественной дефектологии термин “коррекция” (педагогическая коррекция) впервые применен В.П. Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.

Психологами и педагогами (итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), российский педагог А.Н. Граборов (1885-1949), Г.М. Дульнев) разрабатывались системы коррекционной работы с детьми с отставанием в развитии, с умственной отсталостью.

В программы включались:

1) сенсомоторная коррекция:

— сенсорное развитие (обогащение чувственного опыта);

— развитие моторики

2) овладение родным языком, речью;

3) изучение общеобразовательных предметов;

4) специальные занятия по воспитанию культуры поведения,

5) учной труд, 6) игры, 7) рисование, 8) пение, 9) движения, Þ формирование сенсорной культуры; Þ формирование культуры действий

10) развитие процессов памяти,

11) формирование мыслительной деятельности (сенсомоторика, речь, общеобразовательные предметы и др. способствуют развитию мышления);

Как отмечал Л.С. Выготский, коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития, первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных (психолого-педагогических) воздействий.

Компенсация. Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью “прочности”, т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат ”возмещение”).

Компенсация — сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.

Компенсация — восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.

Компенсация функций — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.

Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

Все компенсанаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях (В.М. Сорокин)

Первый — биологический (или телесный).

Второй — психологический уровень компенсации — сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачивается действие сознательных действий усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.

Третий уровень — социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия — процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

Четвертый (высший) уровень организации компенсаторных процессов — социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

СОЦИАЛЬНЫЙ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ

Уровни реализации компенсаторных процессов

В реализации компенсанаторных процессов принимают участие как биологические, так и социальные факторы — они присутствуют на каждом из перечисленных уровней — в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора и наоборот.

В.И. Лубовский. Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм — поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы (первичные нарушения) возникают нарушения других, связанных с ней функций (вторичные нарушения). Возникает ряд изменений в организме, которые связаны с вторичными дефектами (дефекты третьего порядка).

Выделяют 2 вида компенсации нарушенной функции (уровни):

— внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы — происходит перестройка деятельности частично нарушенной функции (иногда с включением других систем);

— межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции. Представляет более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других непострадавших функциональных систем путем усиления их деятельности (замещение функции поврежденной системы — деятельностью другой, сохранной).

Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.

Компенсация функций более эффективна в детском возрасте — так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.

Компенсация сложных психических функций осуществляется путем сознательного переобучения. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, введением приемов запоминания (мнемотехники).

При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов (например, зрения) процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). Такое влияние может быть преодолено через активное и более раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) незначительных остатков зрения, которые обычно не используются детьми.

Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира.

Наиболее сложной проблемой является компенсация функций при поражении коры головного мозга — нарушаются механизмы процессов умственного развития и обучения. Компенсаторные процессы при таких поражениях наиболее сложны.

В процессе компенсации выделяют два этапа:

— срочной.

— долговременной компенсации.

Например, при утрате правой руки человек сразу же начинает использовать левую руку — срочная компенсация первое время оказывается несовершенной. В дальнейшем в результате обучения и формирования в головном мозге новых временных связей развиваются навыки, обеспечивающие долговременную компенсацию — относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой.

Во многих случаях одним из условий успешности компенсации является применение медицинских мероприятий, психотерапия.

Применение психотерапии в специальной психологии долгое время ограничивалось в связи с представлением о том, что все психотерапевтические процедуры основаны на приемах, требующих от клиента вербальной коммуникации, участие интеллекта и др. компонентов, присущим людям с нормальным интеллектом.

В настоящее время взгляд на использование психотерапии в работе с нарушенным развитием изменился:

— умственно отсталым свойственна интеллектуальная деятельность — можно использовать вербальные средства;

— в работе могут быть использованы несловестные средства психотерапии (арттерапия);

— умственно отсталым детям свойственна повышенная внушаемость, что связано с недостаточным взаимодействием первой и второй сигнальных систем мозга.

Успешные результаты были получены в психотерапевтических занятиях с детьми-олигофренами, с ЗПР.

Н.П. Вайзман (1992) проводил занятия в форме словестного внушения; дети находились в состоянии бодрствования.

Было установлено, что после психотерапевтических занятий у школьников-олигофренов:

— улучшается внимание,

— восприятие (зрительное и слуховое),

— увеличивается объем памяти,

— повышается работоспособность,

— улучшаются показатели психомоторики

— улучшаются показатели учебной деятельности.

С помощью психотерапии можно также воздействовать на личностные установки школьников, менять их поведение, формировать самоконтроль.

Адаптация и компенсация — 1) это единые процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом путем внутренних изменений человека; 2) это разнонаправленные процессы
Адаптация Компенсация
равновесие нарушается при средовых изменениях — включаются адаптационные механизмы, приводящие к внутренним изменениям, которые уводят индивида от исходного состояния, тем самым восстанавливая равновесие. равновесие нарушается за счет изменений в самом индивиде — включаются компенсаторные механизмы, приводящие к внутренним изменениям, направленным на возвращение индивида к исходному утерянному состоянию
Компенсация и коррекция Различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности или функции.
Компенсация — процесс возмещения нарушенной или утраченной функции Коррекция — исправление тех или иных функций
Компенсация играет более значительную роль в преодолении более сложных, тяжелых нарушений — первичных недостатков Коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития
Коррекция и реабилитация — представляют систему внешних мероприятий по отношению к человеку
Коррекционные воздействия ориентированы весьма локально, т.е. нацелены на исправление отдельных функций или сторон жизнедеятельности человека реабилитационные мероприятия направленны на восстановление полноценного общественного бытия личности в целом
Реабилитация — абилитация По содержанию мероприятия реабилитационные и абилитационные могут ничем не отличаться. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.
Реабилитация Абилитация
В случае возникновения нарушения в процессе жизни человека — проводится реабилитация — восстановление того, что было утрачено. Реабилитация — это система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования человека в обществе. В ситуации абилитации факта и момента утраты не было — человек от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. В таком случае речи о восстановлении не идет. Абилитация — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для человека пределах.

Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения статья на тему

Доклад

Тема: «Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения»

Подготовила

Социальный педагог КГКОУ Школа:3

Нитовкина Г. А.

г. Комсомольск-на-Амуре

2016 г.

Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов в условиях специального образовательного учреждения

В настоящее время усилиями ученых в различных областях знаний разрабатываются теоретические, правовые и научно-методические основы абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов. В современной специальной педагогике происходит интенсивное расширение и обогащение научных представлений об особенностях развитияи воспитания детей с особыми потребностями. Возрастает интерес исследователей к психолого-педагогическому изучению детей-инвалидов, имеющих различные проблемы развития (двигательные нарушения, те или иные формы сенсорной, интеллектуальной недостаточности и искаженного психического развития, сочетанные нарушения).

Для решения проблем организации и содержания психолого-медико- педагогической помощи данному контингенту детей необходимо понимание социальной ситуации развития ребенка-инвалида, совокупности проблем воспитывающей его семьи, комплексности, индивидуально-личностной

Ориентированности коррекционно-воспитательных и поведенческих воздействий на психофизиологическое развитие ребенка. В настоящее время дети-инвалиды могут посещать образовательные учреждения разного типа (как специальные, так и общеобразовательные),если в них созданы соответствующие условия для их развития.

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации: означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.

В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. Абилитация — означающий в дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качестважизни, которое было утрачено индивидом. Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная не адаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать, как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации.

В материалах пособия «Совершенствование образования». Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья»поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».

Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно.

Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско. И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом образовательном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве; а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.

Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу. Качество образования в школе для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики: Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в

школе для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, — разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, — формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

Социально-средовая реабилитация — это восстановление способности человека к жизни в обществе и создание оптимальных условий его жизнедеятельности за пределами дома. С ее помощью реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение человека в общество.

Социально-средовая реабилитация так же, как и социально-бытовая, осуществляется с помощью тех же методов, которые, конечно, теперь имеют иную специфику. Итак, данный вид реабилитации реализуется с помощью следующих процессов:

1) социально-средовая ориентация, которая предполагает:

• установление взаимоотношений с людьми;

• знакомство с территорией;

• изучение находящихся на территории объектов (магазинов, учреждений, предприятий, спортивно-оздоровительных учреждений и т.д.).

2) социально-средовое образование5 которое включает в себя:

• обучение навыкам пользования средой;

• обучение навыкам перемещения в окружающей среде;

• обучение навыкам пользования транспортом;

• обучение умению самостоятельно приобретать продукты и вещи;

• обучение умению посещать общественные места.

• обучение навыкам самостоятельного проживания;

• обучение умению распоряжаться деньгами;

• обучение умению пользоваться гражданскими правами;

• обучение умению участвовать в общественной деятельности;

• обучение навыкам проведения отдыха, досуга;

• обучение знаниям и умениям в различных видах спорта;

• обучение пользованию необходимыми техническими средствами;

• воспитание адекватного отношения к профессии и семье;

• половое воспитания и воспитание детей и др.

3) социально-средовая адаптация, являющаяся процессом и результатом приспособления человека к объектам жизнедеятельности, овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения и пользования гражданскими правами, включает в себя:

• обучение людей необходимым навыкам;

• создание специально оборудованных для инвалидов квартир;

• оборудование, облегчающие передвижение инвалидов на колясках в жилых и общественных зданиях, в виде широких дверных проемов, широких лифтовых кабин и входов в лифты, пандусов, поручней и т.д.;

• приспособленные для инвалидов транспорт, тротуары, подземные переходы в виде низких бордюрных камней, пандусов в подземных переходах, а также создание островов безопасности на оживленных транспортных магистралях;

• оснащенность средствами звуковой и световой сигнализации автобусных остановок, переходов, транспортных развилок, вокзалов, аэропортов, учреждений торговли и социально-бытового обслуживания.

4) льготы, различные вспомогательные устройства и приспособления, среди которых следует отметить следующие:

• бесплатные лекарства инвалидам II группы;

• снижение оплаты за телефон, квартиру, коммунальные услуги;

• бесплатный проезд в городском транспорте;

• льготы при проезде на транспорте междугороднего сообщения;

• бесплатные протезные изделия;

• автомобили с ручным управлением для инвалидов детства и инвалидов по общему заболеванию;

• магнитофоны, радиоаппаратура, книги с шрифтом Брайля для слепых;

• санаторно-курортное лечение и др.

Таким образом, социально-средовая реабилитация является много аспектным длительным процессом, помогающим реализовать процесс социализации личности с помощью ориентации, образования, адаптации, льгот и разного рода вспомогательных устройств, и приспособлений.

Комплексное сопровождение ребенка-инвалида

Результат комплексного сопровождения — это способность ребенка-инвалида выполнять социальные функции, свойственные здоровым сверстникам. Под социальными функциями или социальными умениями понимаются игровая, трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность ит.д.

Задача развития навыков интеграции решается посредством развития необходимых личностных качеств, повышения личностного статуса ребенка, формирования адекватной самооценки, адекватного отношения к своему дефекту, перцептивным и интеллектуальным возможностям. Специальными проблемами коррекции стали такие личностные особенности детей-инвалидов, как неадекватность самооценки, тревожность, пониженная стрессоустойчивость, неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка. Основа коррекции самооценки базировалась на формировании адекватной ориентации ребенка на свои возможности. Важное место в этом процессе занимало развитие самоконтроля и умения владеть собой. Проблема регуляции самоконтроля, произвольности поведения у детей-инвалидов связана с недостаточностью волевого поведения, т.е. неумением преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели. В связи с этим очень важным представлялось научить детей управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения. В психическом и личностном развитии ребенка основным условием является та или иная деятельность, поэтому в ходе работы взаимодействие детей-инвалидов и других групп изучается в процессе игровой, учебной, трудовой, досуговой деятельности. Под адекватностью взаимодействия мы понимаем сформированность коммуникативных навыков. Дети учатся общаться, снимать напряжение, расслабляться, развивать и сохранять активное и произвольное внимание, правильно вести себя в совместной деятельности со здоровыми сверстниками.

Основными принципами работы являются: государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам; комплексный подход к их реабилитации и интеграции в общество; непрерывность, поэтапность и преемственность социально-педагогической и медицинской реабилитации детей-инвалидов; эффективность мер социальной поддержки таких детей. Важным условием на этом пути может стать социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Социально-педагогическая реабилитация способствует становлению личности ребенка-инвалида, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей. Исследование показывает, что социально-педагогическая реабилитация обеспечивает эффективность интеграции детей-инвалидов в социум при раннем выявлении детей с ограниченными возможностями и комплексном сопровождении.

Как показала практика работы, интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации обладает уникальными возможностями сопровождения не только детей, но и их родителей, которые тоже нуждаются в этом. Более того, в процесс комплексного сопровождения в качестве социальных партнеров привлекаются общественность, межведомственные, государственные структуры.

Участие социума в решении проблем детей-инвалидов стимулирует деятельность родителей по реабилитации своих детей, вселяет в них надежду на выздоровление, развитие, образование и на успешную интеграцию их в общество. Социальное партнерство способствует гуманизации социального окружения, подготовке общества к принятию таких детей.

Результаты работы в специальном образовательном учреждении позволяют сделать следующие выводы:

1. Педагогическое содержание категории «интеграция детей-инвалидов в социум» заключается в том, что ребенок-инвалид становится личностью, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни всоциуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей.

2. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в социуме основана на создании условий, которые: обогащают их субъективный опыт; актуализируют их потребность в использовании всех внутренних сил собственной личности для продуктивного решения возникающих проблем; стимулируют их к выбору оптимального пути социализации.

3. Основными социально-педагогическими условиями интеграции детей-инвалидов в социум являются: гуманизация среды, изменение отношения социального окружения к ребенку-инвалиду, принятие его как личности и предоставление равных возможностей развития, образования, реабилитации посредством участия специалистов и социальных партнеров; включение детей в многогранное взаимодействие с социумом, в социально-реабилитационный процесс; актуализация личностного смыслового развития и саморазвития детей через включение их в разные виды социальной деятельности; обеспечение развивающей среды для совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми сверстниками.

4. Критериями интеграции детей-инвалидов в социум являются: способность к интерпретации наблюдаемых ими социальных отношений; рефлексивность личности на действия других и себя, на деятельность в социуме; самоорганизация, проявляющаяся в волевых усилиях, стремлении добиться поставленной цели.

5. В современных условиях развития общества наметились пути интегрированного обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством социально-педагогической реабилитации.

Интеграцию мы понимаем, как процесс включения ребенка-инвалида в многогранное взаимодействие с факторами социального окружения и субъектами социальной деятельности.

6. Социально-педагогическая реабилитация обеспечивает детям-инвалидам восстановление психического, физического, нравственного здоровья и социального статуса и способствует интеграции в социум при комплексном сопровождении.

Сопровождение как метод социально-педагогической реабилитации оказывает помощь и поддержку ребенку-инвалиду в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.

Социальный педагог Нитовкина Г.А.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Реабилитация — система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Он не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.

Ряд патологических факторов инвалидизируют больного, в связи с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации. Среди таких факторов — внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. В раннем детском возрасте к таким факторам относятся воспалительные, травматические и другие поражения нервной системы.

У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесенных энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее часто инвалидизирующие состояния возникают при сосудистых заболеваниях, нapyшениях мозгового кровообращения.

У детей раннего возраста самой частой причиной абилитационных мероприятий являются поражения нервной системы, приводящие к формированию синдромов детского церебрального паралича. В нашей стране имеется хорошо налаженная система лечения и абилитации детей с детскими церебральными параличами. Эта система предусматривает поэтапное лечение в различных учреждениях: родильный дом, специализированное отделение для новорожденных, поликлиника, неврологическое и ортопедическое отделения, специализированные санатории, ясли, детский сад школа-интернат, детский дом. На всех этапах применяют комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Большое значение имеют активная коррекционно-воспитательная работа и необходимая логопедическая помощь. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счет правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) средств. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой. Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми-одиннадцати лет. Опыт последних лет свидетельствует о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни. Практика опровергает мнение некоторых врачей и педагогов, считающих бесперспективной абилитацию больных с церебральными параличами и врожденными поражениями нервной системы. Такой нигилизм в отношении этих больных обусловлен рядом факторов. Среди них можно назвать недостаточное знакомство с недавно сложившейся эффективной абилитационно реабилитационной системой, наличие большого числа больных с медико-педагогической запущенностью, наличие лиц, явно бесперспективных в отношении абилитации. Однако процент бесперспективных больных, подлежащих, как правило, устройству в учреждения социального обеспечения, относительно невелик. К тому же детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей на первом году жизни обычно позволяет выявить этих больных. Таким образом, отрицательное отношение врачей и педагогов к абилитации и реабилитаии детей с тяжелыми поражениями нервной системы должно уступить место настойчивому и кропотливому труду, направленному на восстановление нарушенных функций и частичную или полную адаптацию детей в обществе

ПОНЯТИЕ О СИМПТОМЕ И СИНДРОМЕ Нарушения Функций нервной системы, которые могут быть следствием каких-то заболеваний, патологических состояний, развившихся после перенесенных заболеваний, травм нервной системы, врожденных нарушений развития, проявляются в виде каких-либо отклонений от нормального функционирования той или другой функциональной системы или того или иного отдела нервной системы. Эти отклонения от нормального функционирования есть признак, или симптом, патологического состояния. Например, головная боль может быть симптомом повышения внутричерепного давления, невозможность совершить движение рукой или ногой — признаком их паралича, а отсутствие самостоятельной речи у ребенка 3—4 лет — признаком нарушения речевого развития. Один и тот же симптом может наблюдаться при различных заболеваниях или патологических состояниях. Нередко поражение какого-либо отдела нервной системы проявляется в форме совокупности симптомов. Например, поражение мозжечка проявляется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движений, нарушением равновесия и т.д. Такое патологическое состояние, характеризующееся стойким сочетанием нескольких характерных для него симптомов, называется синдромом, или симптомокомплексом.

Как правило, поражению определенного отдела нервной системы соответствует определенный характерный синдром. Многим заболеваниям также нередко соответствует определенный комплекс признаков — синдром, причем в этом случае под синдромом понимают не случайный набор различных признаков заболевания, а именно устойчивый, характерный для этого заболевания, комплекс признаков. Например, для менингита (воспаление мозговых оболочек) типичен следующий синдром: повышенная температура тела, головная боль, рвота, гиперестезия (повышенная чувствительность к тактильным, световым и слуховым раздражениям), специфические симптомы раз дражения мозговых оболочек. При менингите могут отмечаться многие другие симптомы заболевания, но именно перечисленные симптомы являются наиболее устойчивыми, встречающимися чаще других, характерными именно для этого заболевания. Комплекс этих симптомов составляет так называемый менингеальный синдром

СИНДРОМЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Для осуществления двигательного акта необходимо, чтобы импульс из двигательной области коры беспрепятственно был проведен к мышце. При повреждении корково-мышечного пущ на любом его участке (двигательная зона коры головного мозга пирамидный путь, двигательные клетки спинного мозга, передний корешок, периферический нерв) проведение импульса становится невозможным, и соответствующая мускулатура принимать участия в движении уже не может — она оказывается парализованной.

Таким образом, паралич, или плегия, — это отсутствие движения в мышце или группах мышц в результате перерыва двигательного рефлекторного пути. Неполная утрата движения (ограничение его объема и силы) называется парезом.

В зависимости от распространенности параличей различают моноплегии (парализована одна конечность), гемиплегии (паралич одной половины тела), параплегии (паралич обеих рук или ног), тетраплегии (паралич всех четырех конечностей). При поражении периферического двигательного нейрона и его связей с мышцей (периферический нерв) возникает периферический паралич. При повреждении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич. Качественная характеристика этих параличей различна

Абилитация и реабилитация инвалидов

Состояние гражданина с ОВЗ оценивается в ходе МСЭ (медико-социальной экспертизы). Здесь же устанавливается группа, степень ограничений, а также формулируются прогнозы относительно возвращения организма обследуемого к нормальной жизнедеятельности. В рамках МСЭ здоровье и возможности анализируются по психологической, социально-бытовой, профессионально-трудовой направленности и в случае выявления потенциала для восстановления к инвалиду применяют определённые меры реабилитации и абилитации. В особенностях данных понятий разбираемся далее.

Правовая база

Значимые аспекты абилитационных и реабилитационных программ регулируются:

1) «Конвенцией о правах инвалидов» от 3 мая 2008 года;

2) законом федерального уровня «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов» (акт под номером 419-ФЗ издан 1 декабря 2014 года);

3) Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 486, изданном 13 июня 2019 года;

4) распоряжением Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (акт № 2782-р имеет силу с 31 декабря 2015 года).

Разница между реабилитацией и абилитацией инвалида

Инвалиды по причине состояния здоровья относятся к социально незащищённой категории, а это подразумевает, что государство должно оказывать им содействие с помощью финансового обеспечения, лечения и реализации специальных программ. В последнем случае речь идёт об абилитации и реабилитации.

Абилитация представляет собой лечебно-педагогические процедуры, способствующие не только устранению реакций патологического характера у детей, но и предупреждению нарушений в организме. В целом абилитация направлена на формирование отсутствовавших у инвалидов способностей к различным видам деятельности (бытовые, общественные, профессиональные и тд). Её главная цель — содействовать развитию или обретению не сформированных умений.

Что касается реабилитации, её программа — это сумма мероприятий по поддержке гражданина с ОВЗ. После прохождения курса инвалид может решать бытовые задачи, трудиться, исходя из текущих физических возможностей. Реабилитация подразумевает восстановление навыков, функций и реализуется поэтапно с периодичностью во времени независимо от тяжести недуга, начиная с первых дней инвалидизации.

Направления абилитации и реабилитации

В целом детей с ограничениями по здоровью абилитируют и реабилитируют по таким направлениям, как:

— медицина — включает реконструктивную хирургию, ортезирование, протезирование, восстановительную терапию, лечение в санатории;

— психолого-педагогическая поддержка — подразумевает получение общего образования, коррекцию в психологическом и психологическом аспектах;

— профессиональное самоопределение — заключается в профориентации и спецобразовании, производственной адаптации и содействии по трудоустройству;

— социум — здесь возможны социально-психологическая и педагогическая помощь, социально-средовая, бытовая и социокультурная адаптация, спорт и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

В любом случае предусмотренные программы должны удовлетворять требованиям по достижению инвалидами здоровья и ведению максимально качественной жизни. С этими целями перечисленные выше направления осуществляются благодаря:

— предоставлению лицам с ОВЗ необходимых технических средств;

— созданию условий для того, чтобы инвалиды беспрепятственно могли попасть в объекты различных структур, пользоваться транспортом, средствами информации и связи;

— просвещение граждан с ограничениями и их семей по вопросам абилитации и реабилитации.

Важно! Реабилитационные и абилитационные программы должны реализовываться аккредитованными организациями независимо от их организационно-правовых форм в установленном законом порядке.

Источники финансирования

Ранее основные расходы на лечение, приобретение техсредств и медикаментов покрывали родители инвалида. Также финансовую и иную поддержку оказывают благотворительные фонды. А в 2020 году в федеральный бюджет заложили средства на проведение программ по абилитации и реабилитации.

Деньги выделяются на основании распоряжения правительства № 2782-р из фонда соцстрахования. Целевые пособия поступают в органы местного самоуправления на определённый срок, в течение которого должны быть проведены соответствующие мероприятия. В случае не целевого использования средств всю сумму предписано вернуть.

При этом в региональном ФСС обязаны:

— выдать нуждающимся протезы, препараты;

— организовать работу медучреждений по оказанию лицам с ОВЗ требуемых услуг.

Программы для инвалидов

В отношении граждан с инвалидностью применяют затрагивающие все сферы жизни программы, а именно:

— психолого-социальную, содействующую возврату в социум полноценной личности, то есть предоставляют помощь психолога, а также определяют доступные для инвалида возможности и развивают их;

— педагогическую, призванную помочь самоопределиться в жизни, получить знания;

— медицинскую, в рамках которой стремятся восстановить значимые функции организма для поддержания нормальной жизнедеятельности;

— индивидуальную (ИПРА), создаваемую с учётом потребностей и возможностей конкретного инвалида;

— комплексную, состоящую из мероприятий социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.

Индивидуальная и комплексная программы

ИПРА оставляется с ориентировкой на:

— тяжесть выявленной болезни или травмы;

— актуальное состояние здоровья гражданина;

— физические и психические особенности организма;

— остаточные умения, навыки независимо от их вида.

ИПРА является официальным документом, разработанным на основании предписаний нормативно-правовых актов МСЭ. В индивидуальной программе содержатся сведения о приемлемых для инвалида мероприятиях, порядок их реализации, сроки, объём и форма. В ходе соблюдения рекомендаций ИПРА человек с ОВЗ восстанавливает организм, компенсирует какие-то его функции и улучшает свои возможности.

Что касается недавно внедрённой комплексной реабилитации, она действует согласно предписаниям акта «Конвенция о правах инвалидов». Осуществляют её, как правило, в восстановительной фазе или при проявлении последствий болезни. В комплексную программу включены мероприятия медицинской, социальной, профреабилитации и в сумме принятые меры помогают не допустить осложнений, стабилизировать патологию, найти психологический ресурс.

Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.

Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.

Важно! В федеральный бюджет на 2020 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.