Административное правонарушение и ответственность

1. Административное право регулирует

1) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения
2)отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти
3) отношения в области авторского права
4) порядок трудоустройства на предприятиях
2. Что из перечисленного относится к административному правонарушению?
1) невыплата зарплаты рабочим
2) расторжение договора аренды
3)безбилетный проезд
4) вандализм на транспорте
3. Предписания, содержащие нормы административного права, всегда носят:
1) рекомендательный характер
2) условный характер
3)императивный характер
4) моральный характер
4. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) высшая юридическая сила, всенародное голосование 3) правовой обычай, судебный прецедент
2) договор, право собственности, возмещение ущерба
3) правовой обычай, судебный прецедент
4)деяние, виновность, общественная опасность
5. Примером нарушения нормы административного права является
1)охота на уток без охотничьего билета
2) неуплата кредита
3) дача ложных показаний в суде
4) неуплата арендной платы
6. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста
1) 12 лет
2) 14 лет
3)16 лет
4) 18 лет
7. Что из перечисленного относится исключительно к видам административного наказания?
1) ограничение свободы
2) конфискация имущества
3)предупреждение
4) лишение свободы
8. Появление гражданина в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, в публичном месте относят к административным правонарушениям против
1)общественного порядка
2) государственной собственности
3) личности
4) порядка управления
9. Выберите административное наказание, которое может быть наложено на юридическое лицо.
1) дисквалификация
2)административный штраф
3) административное выдворение за пределы РФ
4) обязательные работы
10. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «административные наказания». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
1) предупреждение 2) дисквалификация 3) увольнение 4) конфискация 5) штраф
11. Сравните преступление и проступок. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) особая тяжесть последствий
2) противоправное деяние
3) уголовная ответственность
4) причинение вреда

й оно указано. 1) парламент 2) правительство 3) министерство 4) орган власти 5) мировой суд Задание 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют формы государства. 1) федерация 2) президентская республика 3) иммунитет 4) унитарное государство 5) политический режим 6) территория Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. Задание 3. Выберите два верных суждения о пропорциональной избирательной системе: 1) в представительные органы власти проходят только те кандидаты, которые включены в партийные списки 2) победителем на выборах становится один кандидат, набравший большинство голосов 3) для предотвращения чрезмерной фрагментации представительного органа может использоваться заградительный барьер от 3 до 7% Задание 4. Выбор правильного ответа: Любое государство характеризуется: 1) разделением властей 2) наличием армии 3) осуществлением тотального контроля над личностью 4) многопартийностью Задание 5. Выбор правильного ответа: Политикой древние греки называли: 1) искусство ведения домашнего хозяйства 2) ораторское искусство 3) искусство управления государством 4) политический талант Задание 6. Умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных типах политической партий, и одно предложение, раскрывающее одну из функций партии в жизни общества. Задание 7. Умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук. Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе. Задание 8. Анализ представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой, однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое полномочие) Перед кем ответственно правительство? Задание 8. Анализ представленной информации, объяснение связи социальных объектов, процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. Во многих странах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения. Задание 9. Составление сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические режимы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Задание 10. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним функциям государства.

Виды административной ответственности

За совершение административных правонарушений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 3.2) устанавливает следующие административные наказания:

• предупреждение;

• административный штраф;

• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

• обязательные работы;

• лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

• административный арест;

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

• дисквалификация;

• административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Лишение специального права. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП Российской Федерации. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию -соответствующими должностными лицами.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП Российской Федерации, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Административное наказаниеза совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии КоАП Российской Федерации.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность (статья 4.2 КоАП Российской Федерации), признаются:

• раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

• предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

• совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

• совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (статья 4.3 КоАП Российской Федерации), признаются:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

• повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

• вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

• совершение административного правонарушения группой лиц;

• совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Перечисленные выше обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом также в порядке гражданского судопроизводства.

Обязательным признаком административного правонарушения является :

1) определенная общественная опасность2) административная противоправность3) нарушение внутреннего порядка конкретной организации4) административная наказуемость5) виновность​

ПОМОГИТЕ ОООООЧЕНЬ НАДО ПРОШУУУУ Что из нижеприведённого внутренние угрозы безопасности нашей страны? 1) угроза мировой войны 2) нестабильная обстановка в Средней Азии 3) деятельност ь незаконных вооруженных формирований 4) нарушение государственной границы 12. Кем в первую очередь отмечается праздник- День России? СРОЧНО НАДО ПОМОГИТЕ ПРОШУУУ Выписать основные положения из кодекса гражданского права РФ и семейного права РФ. Написать какую роль в праве они играют. Які потрібно здавати нормативи при вступі в МНС у Вінниці дівчатам? ОТВЕТЫ РАЗВЕРНУТЫЕГражданка Армении Ануш Мкрчан, постоянно проживающая в России, обратилась в российский суд с требованием о расторжении брака с гражд анином Армении Кареном Мкрчаном и взыскании алиментов на проживающего с ней несовершеннолетнего ребенка Армена (8 лет). При этом в исковом заявлении отмечалось, что супруг 2 года назад переехал на постоянное место жительство в г. Ереван (Армения), в содержании и воспитании не участвует, ссылаясь на то, что не имеет постоянного заработка.Компетентен ли суд в Российской Федерации рассматривать такой спор?Какими видами иностранного элемента осложнены спорные отношения?Какими коллизионными нормами должен руководствоваться суд, определяя применимое право – национальными или международными? Какие международные соглашения с участие России и Армении может применять суд в этом случае?Найдите коллизионные нормы, подлежащие применению к приведенной ситуации, определите их вид и особенности применения через призму известных вам классификаций коллизионных норм. Как в современном мире решаются экономические проблемы? Согласно российской внешнеполитической доктрине, оптимальной моделью глобального мироустройства является: Какой физиологической особенностью обладал даргомыжский после перенесенной в детстве болезни?? СРОЧНО!!!​ Изложите свои мысли (свою точку зрения, свое отношение) по поводу поднятой проблемы. Экономика. «Два человека беспощадно трудились и без пользы старал ись: тот, кто копил богатства и не пользовался им, и тот, кто учился наукам, но не применял их»

Понятие «административной наказуемости» административного правонарушения

Важный признак административного правонарушения — его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности. Их суть состоит в том, что применение к правонарушителю административного наказания влечет для него состояние административной наказанности; в его правовой статус включается элемент, характеризующий новое правовое положение личности.

Статьей 4.6 КоАП установлено, что состояние административной наказанности, как правило, если иное не установлено законом, продолжается в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без особого решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергнутым административному наказанию.

Повторное совершение административного правонарушения при состоянии административной наказанности до истечения сроков давности привлечения к ответственности, установленных действующим законодательством, может повлечь назначение более сурового административного наказания, как правило крупных штрафных санкций и даже административного ареста.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение — основание административной ответственности, с другой, такая ответственность — признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. Меры административной ответственности направлены на прекращение правонарушения и привлечения нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, так и другими лицами.

По общему правилу административные правонарушения являются формальными, состоят в самом факте противоправного поведения. Но имеются и материальные, влекущие, кроме противоправности, реальные неблагоприятные последствия. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Например, материальные составы образуют правонарушения, повлекшие причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ), создание помех в движении транспортных средств (ст. 12.30 КоАП РФ).

Цель лекции: анализ юридического состава административного правонарушения, особенностей административной ответственности.

План лекции

1. Понятие административного правонарушения и его признаки.

2. Юридический состав административного правонарушения и его элементы.

3. Классификация административных правонарушений.

4. Понятие и основные черты административной ответ­ственности.

1. Понятие административного правонарушения и его признаки. Основанием административной ответственности является ад­министративное правонарушение.

Согласно ст. 2.1 КоАП административ­ным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:

а) антиобщественность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учету). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как дей­ствием, так и бездействием (например, нарушение правил охра­ны водных объектов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчеркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений.

Какое деяние в рамках института административной ответствен­ности является антиобщественным, определяется законодатель­ством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правона­рушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нару­шающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не толь­ко к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охра­няется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финан­сового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при ук­лонении от уплаты налога — нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать админист­ративного правонарушения и повлечь административную ответ­ственность.

Виновность деяния физического лица означает, что оно со­вершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правона­рушения, если будет установлено, что у него имелась возмож­ность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена админис­тративная ответственность, но данным лицом не были приня­ты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины — обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправ­ности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством пре­дусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение — ос­нование административной ответственности, с другой, такая ответственность — признак административного правонарушения, оп­ределяющий его юридическую природу.

2. Юридический состав административного правонарушения и его элементы. Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулирован­ные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конк­ретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в со­вершении действий, примерный перечень которых дан в форму­лировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совер­шение, а делает это путем установления за деяние администра­тивной ответственности.

Объективная сторона заключается в действии или бездей­ствии, запрещенном административным правом. Как уже отме­чалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объ­ективной стороны административного правонарушения законода­тель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вред­ных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — неоднократность, повторное, длящееся нарушение.

Субъектами административного правонарушения признают­ся:

  • физические лица;
  • юридические лица.

Среди физических лиц различаются: а) граждане РФ; б) дру­гие весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъек­тами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, соци­альных функций, состояния здоровья.

Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания привлечения к административной ответственности, для других — ограничение применения ее мер.

К числу первой группы относятся должностные лица, водите­ли транспортных средств и др.

Ко второй группе относятся лица, которые за административ­ные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положе­ниями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, и в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях.

Субъективная сторона административного правонарушения — психическое отношение субъекта (физического лица) к противо­правному действию или бездействию и его последствиям. Оно мо­жет быть выражено в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в ука­занных формах, при наличии других признаков состава право­нарушения, признается виновным в его совершении. Вина как обя­зательный признак административного правонарушения предус­мотрена ст. 2.1 КоАП РФ.

Иными словами, это означает также, что вина есть психичес­кое отношение лица к совершенному им противоправному дей­ствию или бездействию и возможным их последствиям. Вина, сле­довательно, может проявляться в форме умысла и неосторожно­сти.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего дей­ствия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их до­пускало либо относилось к ним безразлично.

Неосторожное административное правонарушение имеет мес­то в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездей­ствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчи­тывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Только при наличии состава административного правонаруше­ния лицо, его совершившее, может быть привлечено к админист­ративной ответственности.

3. Классификация административных правонарушений. По субъектам выделяются правонарушения, субъектами ко­торых признаются:

В зависимости от видов наказаний выделяются административные правонарушения, за которые предусмотрены только ос­новные наказания, их подавляющее большинство; основные и дополнительные наказания (ст. 5.19, 6.14, 7.15, 19.23, 20.3, 20.4 и др.); основные наказания в качестве альтернативных (ст. 9.3, 14.22); основные и дополнительные наказания не предусмотрены в ка­честве альтернативных.

Каждый их вид предусмотрен за то или иное правонарушение и может применяться в качестве дополнительного либо обязательного к основному (ст. 20 ч. 3 и 9), либо по усмотрению субъекта, уполномоченного на его применение за дан­ное административное правонарушение.

Предупреждение обычно устанавливается в качестве основ­ного наказания, альтернативного административному штрафу за некоторые административные правонарушения. В иных случаях предупреждением не может быть заменен административный штраф.

Административный штраф является универсальным наказа­нием, предусмотренным за все административные правонаруше­ния. В этом качестве он не может быть принят за самостоятель­ный критерий классификации административных правонаруше­ний.

Административный арест, лишение специальных прав и дисквалификация влекут существенные ограничения прав гражда­нина. Поэтому они предусмотрены за небольшое число наиболее серьезных административных правонарушений и назначаются судьей.

4. Понятие и основные черты административной ответ­ственности. Административная ответственность — вид юридической от­ветственности, которая выражается в применении уполномочен­ным органом или должностным лицом административного нака­зания к лицу, совершившему правонарушение. Административ­ная ответственность внешне обладает всеми признаками юриди­ческой ответственности.

В то же время в законодательстве общие признаки юриди­ческой ответственности специфически преломляются примени­тельно к административной ответственности, а также закрепля­ются лишь ее характерные признаки.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается феде­ральными законами и законами субъектов РФ об административ­ных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок.

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной — физичес­кие лица.

г) за административные правонарушения предусмотрены ад­министративные наказания. За преступления — уголовные на­казания, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыс­кания.

д) административные наказания применяются широким кру­гом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; испол­нительной власти и др.; уголовные наказания — только судом; дис­циплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компе­тенции.

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами к не подчиненным им правонарушителям. По этому признаку административная ответственность отличает­ся от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органам, дол­жностным лицам.

ж) применение административного наказания не влечет су­димости и увольнения с работы, за исключением дисквалифика­ции. Лицо, к которому применено административное наказание, считается имеющим его в течение установленного срока.

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производ­ство по делам об административные правонарушениях. Уголов­ные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производ­ства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонару­шение, а мерами — административные наказания.

Федеральным законом, регулирующим административную от­ветственность в РФ, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он принят Го­сударственной Думой 20 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 июля 2002 г.

Контрольные вопросы и задания

  1. В чем состоит отличие административного правонарушения от преступления?
  2. Что составляет объективную сторону административного правонарушения?
  3. Раскрыть основные признаки административной ответственности.
  4. Назвать основные меры административной ответственности.

Литература