Административные барьеры

Административные барьеры — одна из главных причин, тормозящих развитие малого предпринимательства. Пути устранения административных барьеров

Практика деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что на пути развития предпринимательства имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Многие исследователи считают, что административные барьеры — это затраты предприятий, связанные с исполнением законодательства и многочисленных нормативных документов, так называемых подзаконных актов. Ресурсный центр малого предпринимательства дает следующее определение административных барьеров: «помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти».

С позиции узкого понимания административные барьеры представляют собой чинимые органами государственной власти или органами местного самоуправления препятствия, которые, могут выражаться, как в действиях, так и в бездействии органов власти, тормозящих, осложняющих или делающих невозможным прохождение процедур, предусмотренных действующим законодательством Рубин Ю.Б. Основы Бизнеса: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под. ред. Ю.Б. Рубина. — 8-е издание, переработанное и дополненное. — М.: «Маркет ДС», 2010. С.120.

Традиционно в юридической литературе под административными барьерами в сфере предпринимательства понимаются действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающиеся в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, в злоупотреблении и превышении своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.

Административные барьеры можно классифицировать на следующие виды:

  • 1) ограничение прав хозяйствующих субъектов путем установления различного рода условий, не предусмотренных действующим законодательством;
  • 2) установление не предусмотренных законом сборов и обязанностей;
  • 3) принятие правовых актов с превышением предоставленных полномочий.

Существует и иная классификация административных барьеров:

  • 1) административные барьеры при входе предпринимателей на рынки: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредитованию, лизингу и выделению субсидий, заключение контрактов на государственные или муниципальные закупки;
  • 2) административные барьеры, связанные с допуском товаров (услуг) на рынки: сертификация, маркирование, паспортизация;
  • 3) административные барьеры, связанные с проведением государственного контроля (надзора), делопроизводство, многочисленные формы обязательной отчетности.

Наибольшее количество административных барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, существует при входе на рынок. При этом подлежат применению основные законодательные акты, затрагивающие главные проблемные аспекты взаимоотношений государственных структур и предпринимателей при входе на рынок.

Первым нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который является важным элементом административно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Положительными моментами указанного Федерального закона являются, во-первых, введение единого порядка регистрации по принципу «единого окна» по всей территории РФ и упрощение процедур регистрации. Вторым положительным моментом Закона №129-ФЗ является сокращение перечня предоставляемых документов для государственной регистрации. Согласно ст. 12 Закона №129-ФЗ, для юридических лиц — это заявление, решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины; а для индивидуальных предпринимателей, в силу ст. 22.1 Закона №129-ФЗ — это заявление, копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о рождении, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица, подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица не содержит сведений о таком адресе, нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним, документ об уплате государственной пошлины.

К проблемным моментам применения Федерального закона относятся:

1. Допущение дублирования наименований юридических лиц.

Нормами ГК РФ, введенными в действие с 01 января 2008 года установлены требования, связанные с использованием фирменных наименований для коммерческих организаций. Статьей 1473 параграфа 76 ГК установлено, что юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Очень распространены случаи, когда юридическим лицом нарушаются требований статьи 1474 ГК, то есть использование одним юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. В данном случае, право на подачу иска о прекращении использования фирменного наименования принадлежит юридическому лицу — правообладателю. Но такое право у него возникает, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. В данном случае у налогового органа нет права на отказ в государственной регистрации. Спор между юридическими лицами будет разрешаться в судебном порядке.

  • 2. Отсутствие унифицированной системы идентификации субъектов предпринимательства и получение разных номеров при постановке на учет в различных ведомствах.
  • 3. Реальные сроки регистрации (от недели до месяца) отличаются от официально декларируемых в законе (5 дней — ст. 8 Закона №129-ФЗ).
  • 4. Стоимость регистрации превышает установленный размер государственной пошлины в 4000 рублей для юридических лиц и 800 рублей для индивидуальных предпринимателей Рубин, Ю.Б. Основы Бизнеса: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под. ред. Ю.Б. Рубина. — 8-е издание, переработанное и дополненное. — М.: «Маркет ДС», 2010. С.124.

Вторым нормативно-правовым актом, с которым сталкиваются предприниматели при входе на рынок является Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

К положительным моментам данного Федерального закона относится существенное сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (до 74 пунктов за исключением 15 видов деятельности, которые должны регулироваться техническими регламентами) и упрощение порядка лицензирования на всей территории России.

Проблемными моментами применения данного Федерального закона являются:

  • 1. Реальные сроки получения лицензий и их средняя цена значительно больше установленных в законе.
  • 2. Большое количество отсылочных норм и подзаконных актов, закон не приведен в порядок в соответствии с действующим законодательством. В п. 3 ст. 12 Закона упоминается утративший силу ФЗ № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
  • 3. Установлен различный порядок лицензирования для однородных объектов.

Вторым крупным блоком институциональных барьеров выступают неформальные институты, которые в основном представляют теневые экономические отношения. Неформальные институты также формируют ограничения в виде барьеров на товарных рынках. Как было показано в предыдущем разделе, их воздействие выражается, в первую очередь, в увеличении трансакционных издержек хозяйствующих субъектов. Традиционно к числу институциональных барьеров неформального характера относят коррупцию, «откат», «крышу» и др.

Мы практически каждый день сталкиваемся с теневой экономикой, причем не обязательно с наиболее явным ее проявлением — черным рынком, где прибыль извлекается из деятельности, нарушающей уголовное законодательство. Нелегальная торговля оружием, наркотиками и даже людьми в большинстве стран мира находится в «социальном подполье» и в повседневной жизни не видна. Гораздо чаще на поверхность всплывает так называемая серая экономика, т. е. вся хозяйственная деятельность, которая не попадает в статистическую отчетность (либо отражается в этой отчетности с искажениями) и не фиксируется в хозяйственных договорах. Частные уроки музыки, тенниса и иностранных языков, помощь с уборкой дома — все эти виды доходной деятельности являются составной частью серой экономики.

Масштабы теневой экономики огромны. Хотя ее точная оценка затруднена (ведь теневая экономика, собственно, и возникает из-за стремления избежать измерения), ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие дать ей относительную оценку.

Масштабы теневой экономики в России существенно дифференцируются по сферам и отраслям. Так, по оценкам Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8 % деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63 %. Около трети всей внешней торговли России осуществляется сегодня «челноками», перевозящими огромную массу товаров из соседних стран. Челночный бизнес получил статус официально признанной, легальной экономической субкультуры, сохранившей многие черты теневой экономической деятельности Грядов, С.И. Организация предпринимательской деятельности / С.И. Грядов, П.Е. Подгорубских, В.А. Удалов и др.; Под ред. С.И. Грядов. — М.: КолосС, 2010. С.184.

В значительной мере существование теневой экономики обусловлено высокими институциональными барьерами включения в легальную предпринимательскую деятельность, которые полностью отсекают «от участия в легальном бизнесе людей с невысокими доходами, но зато дают обширный простор для адресной раздачи привилегий («блата») и коррупции». Таким образом, основной причиной расширения теневой экономики следует считать высокие административные барьеры, в результате существования которых «процветание компании в меньшей мере зависит от того, насколько хорошо она работает, и в большей — от издержек, налагаемых на нее законом. Предприниматель, который лучше манипулирует этими издержками или связан с чиновниками, оказывается более успешным, чем тот, кто озабочен лишь производством».

Важной чертой теневой экономики в России является широкое распространение скрытой занятости. Более четверти трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в посреднической деятельности, треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в челночном бизнесе.

На мой взгляд, теневая занятость при определенных условиях также может служить институциональным барьером. Институт «отката» государственным чиновникам по своему механизму в большой степени отличается от прямой коррупции тем, что выбор чиновником конкретного подрядчика является конкурентным.

Институт «отката» существует и в коммерческих организациях. В силу того что в коммерческих структурах любые действия должностных лиц, направленные на ухудшение финансового положения предприятия, легче выявляемы и жестче контролируемы, чем в государственных, описанные выше схемы «отката» здесь не применимы. В результате этого в частном секторе институт «отката» существует лишь в условиях ограниченности или недоступности определенного вида ресурсов.

Например, широкое распространение этот институт получил в банковской сфере. В условиях трансформационного спада лишь некоторые предприятия имели высокие показатели «развития и были инвестиционно привлекательными. Поэтому доступа к банковским кредитам для текущего функционирования и перспективных инвестиций у большинства российских предприятий не было.

Наиболее распространенная форма «отката» — обналичивание. Для снижения налогового бремени предприятия вынуждены пользоваться наличными расчетами как единственным средством, позволяющим уйти от контроля. Но так как данный вид расчетов является рискованным и более затратным, то многие предприниматели стараются его избегать. В результате этого у предприятий, скрывающих свои доходы, появляется необходимость в так называемом «обналичивании средств» Грядов, С.И. Организация предпринимательской деятельности / С.И. Грядов, П.Е. Подгорубских, В.А. Удалов и др.; Под ред. С.И. Грядов. — М.: КолосС, 2010. С.186.

Рисунок 1 — Возможные общие пути преодоления административных барьеров

Определенные меры, направленные на снижение избыточного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства уже приняты.

Правительством Российской Федерации регламентирован уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, который позволяет сократить количество разрешительных документов, необходимых для ее осуществления.

С 01.05.2009 года внеплановые проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся после согласования органами прокуратуры. На сегодняшний день можно констатировать снижение количества необоснованных контрольных мероприятий.

Ознакомиться со сводным планом проведения плановых проверок можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети интернет www.genproc.gov.ru.

Качественное взаимодействие между органами власти и предпринимательским сообществом способно стать не только показателем открытости власти к диалогу с общественными институтами, но и дать серьезный практический эффект, к примеру, в виде роста экономических показателей отдельного муниципалитета или региона в целом Шумпетер, И.А. Организация предпринимательской деятельности / И.А. Шумпетер. — М.: Наука, 2009. С.154.

Что это такое – административные барьеры?

Предприниматели, говоря о своих проблемах, в первую очередь указывают на административные барьеры, мешающие производственной деятельности. Барьеры эти заключаются в затягивании решений местными администрациями, неравном отношении к участникам экономических отношений, вымогании чиновниками «откатов» при выполнении своих обязанностей.

Чтобы определиться с причинами административных барьеров, надо выявить основные предпосылки проблемы.

Местная власть состоит из местного совета и администрации города или района.

Определяющей властью города и района является местный совет, который действует не на постоянной основе и принимает стратегические решения о развитии населенных пунктов. Депутаты местного совета бюджетных средств за свою деятельность в качестве представителей местной власти не получают. И обеспечивают свой доход по месту основной работы.

На постоянной основе действует администрация населенного пункта, которая исполняет распоряжения местного совета и осуществляет текущую работу по взаимодействию с населением, экономическими субъектами и вышестоящей властью.

Казалось бы, бизнесмены, представленные во власти, знают все проблемы, которые есть у предпринимателей и других участников экономической деятельности. И могли бы решить проблемы. Почему таких решений нет?

Следует отметить, что местные советы городов и районов на 90 процентов состоят из представителей бизнеса и высшего менеджмента предприятий и организаций. Так что решения по созданию благоприятных условий для предпринимательства и созданию новых рабочих мест в их силах.

Причина видится в том, что представители бизнеса под решением проблем бизнеса понимают свои личные проблемы.

Говоря экономическими терминами, обеспечивают конкурентное превосходство над другими участниками предпринимательской деятельности. Создают более благоприятные условия для предприятий, которыми управляют или владеют. Затрудняют условия деятельности конкурентам. Это ведет к сокращению рабочих мест и снижению общего дохода города и района.

Непропорциональное отражение общественных слоев населения в депутатском корпусе выливаются потом в административные барьеры.

Виновата в этом низкая активность общественных организаций. При проведении местных выборов они своих представителей практически не выдвигают и еще больше ослабляют свои позиции.

Средний класс как основа государственности практически не имеет представительства в местных советах городов и районах.

Дело может дойти до того, что местная власть станет коммерческим предприятием группы высшего менеджмента. И выльется это не только в административные барьеры, а в более серьезные препятствия.

Поэтому общественные организации требуют большего внимания со стороны государства. Необходима большая поддержка правозащитных организаций. Государство принимает меры по устранению административных барьеров. Эти меры обеспечат в сочетании с активной позицией населения стабильное развитие всех сфер экономики, рост объемов производства и занятости населения.

Мероприятия по снижению административных барьеров для бизнеса

Тема защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, равно как и при осуществлении надзорных мероприятий становится весьма актуальной и востребованной.

Сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности предусмотрено рядом нормативных правовых документов, посвященных регламентации стратегических направлений, проводимых в стране реформ. Управлением обеспечивается предоставление 5 государственных услуг, в т.ч.:

— по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке;

— по государственной регистрации продукции;

— по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. №584;

— по лицензированию отдельных видов деятельности: деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.

Для каждой государственной услуги Роспотребнадзором разработаны и своевременно актуализируются административные регламенты, содержащие исчерпывающую информацию об административных процедурах.

В целях оптимизации административных процедур при оказании государственных услуг, Роспотребнадзором постоянно проводится работа, направленная на снижение административных барьеров, а именно:

— общедоступность нормативных и правовых документов, с размещением их в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте управления;

— популяризация и расширение перечня государственных услуг оказываемых в электронном виде;

— оказание государственных услуг через многофункциональные центры;

— эффективное использование системы межведомственного электронного взаимодействия для обмена сведениями с федеральными органами исполнительной власти;

— четкое выполнение административных процедур в соответствии с Административными регламентами Роспотребнадзора по предоставлению государственных услуг;

— мониторинг качества предоставления государственных услуг Управлением;

— анализ поступивших опросных модулей по оценке деятельности Управления по предоставлению им государственных услуг;

-упрощения процедуры начала осуществления предпринимательской деятельности;

— уменьшения количества услуг, на которые ранее выдавались санитарно-эпидемиологические заключения и увеличения сроков их действия, вплоть до бессрочного;

— уменьшение количества продукции, подлежащей государственной регистрации.

Федеральный закон от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при поведении государственного и муниципального контроля (надзора)» входит в пакет законодательных актов, направленных на снятие излишних административных барьеров в сфере малого и среднего предпринимательства. Настоящий закон, согласно Указу Президента РФ от 15 мая 2008г. № 797, закрепил принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности сначала для 20 видов деятельности. В последующем этот перечень был неоднократно дополнен и в настоящее время уведомительному принципу подлежат более 60 основных группировок видов деятельности и производств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», принятое в развитие Федерального Закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при поведении государственного и муниципального контроля (надзора)» — один из этапов продолжающейся деятельности по снижению административных барьеров на пути малого и среднего бизнеса. В целях упрощения процедуры начала осуществления предпринимательской деятельности Управлением зарегистрировано с 2009 года по настоящее время 19395 уведомлений, в т.ч. за истекший период 2017 года – 873.

На официальном сайте Управления (www.61.rospotrebnadzor.ru) выставлена подробная информация о порядке представления и регистрации уведомлений, в т.ч. правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета уведомлений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г. № 584, форма уведомления. Еженедельно проводится анализ принятых и зарегистрированных уведомлений, результаты проведенного анализа также доступны на официальном сайте Управления.

В целях повышения качества предоставляемых государственных услуг, снижения административных издержек со стороны организаций, связанных с получением государственных услуг, Федеральной службой Роспотребнадзора проведены мероприятия по переводу государственных услуг в электронный вид.

Обеспечено предоставление в электронном виде государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений. Заявление и документы, необходимые для получения данной государственной услуги, могут быть представлены в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ).

Выведены на единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) услуги «лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)» и «лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)» и реализована возможность подачи заявлений и документов через ЕПГУ для получения указанных государственных услуг.

Планируется вывод на ЕПГУ государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.

В настоящее время полностью переведена в электронный вид государственная услуга по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584.

Управлением продолжается работа по приему уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. В настоящее время принято и зарегистрировано 187 уведомлений, поданных в электронном виде.

В целях упрощения административных процедур, сокращения количества запрашиваемых документов Управлением осуществляется работа в системе электронного межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг с Федеральным Казначейством, Федеральной налоговой службой, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на текущий момент 2017 года осуществлено 1598 запросов, обработано 40 запросов, поступивших из Департамента Потребительского рынка Ростовской области (получателя сведений по государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания).

В рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 596 от 05.06.2012г. «О реализации мероприятий по формированию электронного правительства», в первом полугодии 2017 года продолжалась работа по взаимодействию между Управлением и государственным казенным учреждением Ростовской области «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Первоначально в 16 МФЦ Ростовской области, а в настоящий момент в 55-ти МФЦ организованы удаленные рабочие места для предоставления государственных услуг по принципу «одного окна». В настоящее время управлением зарегистрировано 1304 уведомления, поступивших через МФЦ.

Административные барьеры — это что такое?

Административные барьеры – это одна из многочисленных проблем, влияющих на успешное и эффективное развитие экономики в нашей стране и сопутствующего ей ремесла. В данной статье будет подробно изучено, что это за проблема, а также рассмотрены ее разновидности и возможности по устранению.

Определение

Административные барьеры – это некие препятствия, с которыми сталкиваются предприниматели и субъекты рыночных отношений и которые перед ними ставят органы законодательной власти того государства, где эта деятельность ведется, в виде свода определенных правил. Соблюдать эти правила обязаны все игроки рынка, при этом обязательно выплачивая государству определенные суммы (идущие, впрочем, не в бюджет страны) за ряд разных нормативно-правовых процедур и услуг в сфере бюрократического аппарата.

Проблема административных барьеров – это одна из очень значительных и больших проблем современной экономики в Российской Федерации. Особенно высока их концентрация в области хозяйства.

Группы

Поделить рассматриваемые в данной статье барьеры можно условно на три группы:

  • Первые возникают в случае, если подвергаемый им субъект намеревается завладеть доступом к каким-либо экономическим ресурсам и официальным юридическим правам на использование этих ресурсов в своей деятельности (в пример можно привести попытку субъекта зарегистрировать новую компанию или ее статусную реформу, арендовать то или иное помещение, получить какие-либо материальные ценности в кредит или лизинг и т. д.).
  • Вторые возникают в случае, если подвергаемый им субъект намеревается осуществить законное получение прав на ведение деятельности, связанной с хозяйственными работами (в пример можно привести попытку субъекта законно добиться лицензии для своего труда, сертифицировать или провести регистрацию какого бы то ни было товара в его торговом обороте и т. д.)
  • Третьи возникают в случае, если подвергаемый им субъект попросту ведет свою деятельность в сфере хозяйства (в пример можно привести получение каких-либо льгот на осуществление данной деятельности, санкции, вводимые в случае игнорирования установленных государством правил и т. д.)

Виды

Каким бы то ни было образом подробно структурировать и классифицировать все возможные виды административных барьеров не представляется возможным, поскольку их существует огромное множество, и все они могут быть разнообразными в соответствии с конкретной ситуацией, в которой находится хозяйствующий субъект. В дальнейшем в статье будут указаны некоторые характерные черты для условных групп этих административных барьеров, и доступность услуг, связанных с данными регулирующими экономическими процедурами, также будет определена ниже.

Проблемы данного подхода

Процессы управления и регулирования, основанные на введении административных барьеров как сдерживающих факторов, имеют ряд серьезных недостатков, выражающихся в последствиях, негативно сказывающихся на развитии и движении экономики в стране. Если обобщать в целом эти недостатки, можно таким же образом выделить три пункта:

  • В первую очередь существует такая проблема, что без снижения административных барьеров общество будет претерпевать значительные потери в плане экономики. Потери эти могут быть явно выраженными (к примеру, рост цен, вызванный увеличением государственным регулирующим аппаратом издержки производителя на осуществление своей деятельности, введение дополнительных пошлин, налогов и т. д.), а могут быть и не столь открытыми (например, показатели валового внутреннего продукта могут указывать на недостаточность его производства в связи с нерациональным и неправильным распределением и последующим за этим использованием экономических ресурсов).
  • Также нельзя не отметить, что лишь устранение административных барьеров сможет дать государству толчок к использованию альтернативных, в значительной мере более продуктивных способов регулирования нужных экономических процессов. Наличие же барьеров вовсе не означает, что они успешно осуществляют решение тех проблем и задач, которые изначально и подразумевали их создание в принципе.
  • Ну и наконец, существующий ныне уровень административных барьеров во многом определяет и влияет на мотивы и действия чиновников из государственных структур, которые все в большей и большей мере ориентируются на принцип рентабельности в получении своего дохода, а также на коммерческие предприятия и прочие структуры, находящиеся у них во владении. Все они, понятное дело, имеют большую выгоду от прямого вовлечения в бизнес, связанный с экономическими барьерами.

Основные виды экономических потерь

Существование административных барьеров в бизнесе, а особенно в хозяйстве, – это несомненные общественные потери. Состоят они из двух основных видов. А именно:

  • Первый вид – это финансовые потери тех предприятий, перед которыми и ставятся барьеры, пущенные на дополнительные издержки по статьям расходов, определенных надобностью преодоления административных барьеров. Достаточно внушительная часть этих издержек в дальнейшем преобразуется в повышение розничных рыночных цен, что является прямой экономической потерей общества.
  • Второй вид – это уменьшение коэффициента эффективности, связанного с грамотным использованием и распределением имеющихся в запасе страны ресурсов, а также недостаточное производство стоимости. Административные барьеры в экономике являются фактором, значительно осложняющим процесс выхода на рынок новых игроков, в особенности представителей малого или среднего бизнеса. Это, в свою очередь, способствует снижению уровня имеющейся в экономической системе конкуренции, что, следовательно, уменьшает общий показатель экономической эффективности. Эти потери являются косвенными.

Прямые потери во многом обусловлены еще и тем, что ради хотя бы формального выполнения тех правил, которые устанавливают органы, регулирующие экономическое движение и выставляющие административные барьеры предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты производят множество лишних, а порой и чрезмерных выплат, которые, более того, могут быть не только официальными и законными, но и теневыми, то есть осуществляемыми нелегально и/или не поступающими в бюджет государственной казны. Причем платят субъекты не за сами экономические ресурсы, а лишь за право или пользоваться, поэтому такие затраты по определению являются трансакционными.

Примеры

Приведем несколько примеров для полноты отображения рассматриваемой в данной статье темы. Развитие предпринимательства и административные барьеры – это антонимы, что подтверждается следующей информацией.

Сертификация различных услуг, а в особенности товаров, – это обязательная процедура, которой обязаны следовать примерно 80 % всех экономических деятелей. Причем, по финансовым оценкам, соответствующим самым минимальным и исходящим из прямых стандартов соответствующих законодательных органов, суммы, которые в течение одного календарного года тратятся на данную процедуру, по приблизительным подсчетам, составляют 130 миллионов долларов США, а идет она из торговых и промышленных секторов. Более того, совершенно уверенно можно утверждать, что это только самый минимум, потому как в расчет не берутся многие финансовые операции, не являющиеся столь прямыми, как непосредственные затраты на сертификацию. Вот и говори после этого, что снижение административных барьеров экономической составляющей страны ничего не даст.

Лицензирование определенных видов экономической деятельности также можно отнести к представителю данных регулирующих барьеров. Еще в 2000 году их число составляло около пятисот, однако с тех пор оно постоянно растет, и список данных видов пополняется, иногда даже посредством деления какой-либо деятельности на составные части.

Понятное дело, что это деление совершенно ничем не обосновано. Более того, невзирая на тот факт, что законодательством Российской Федерации прямо прописано отношение к органам, обладающим правом производить процедуру выдачи лицензий, только таких органов, как государственных и муниципальных, на деле же специально под эти цели регистрируются все новые и более крупные центры и предприятия (принадлежащие к отдельным регионам, состоящие из определенных экспертов и т. п.), которые обязательны для прохождения тем экономическим субъектам, которые в принципе рассчитывают на лицензирование. Создание же таких совершенно излишних организаций обосновывается напрямую постановлениями органов управления: чаще всего локальных, хотя нередки случаи, когда само правительство Российской Федерации выпускает регламентирующее данный вопрос постановление, что в крайне сильной степени осложняет снятие административных барьеров даже в потенциальной перспективе.

Эффективность барьеров

Рассматриваемые нами сегодня барьеры в целом могут быть созданы со стороны регулирующих государственных органов даже по причине необходимости решения таких управленческих задач общего экономического уровня, решение которых, в принципе, является крайне полезным шагом для роста и развития экономического русла в стране. Доходы, которые получают частные лица с административных барьеров и доступности услуг в сфере регламентирующей их деятельности, растут в соответствии со сроком существования эксплуатируемого барьера, а сам этот срок, в свою очередь, определяется уже тем, насколько субъекты экономических отношений мотивированы в вопросе избавления от него себя и всего предпринимательского общества.

Барьеры по-настоящему работают так, как изначально и задумывались, только в тех ситуациях, когда они обязывают большое число экономических агентов вносить небольшие суммы для того, чтобы их преодолеть. В таком случае они действительно выполняют свои функции и могут даже оказаться полезными для развития экономики в стране, в отличие от вымогающих финансы схем, ориентированных на ренты, в которых все происходит в точности до наоборот и небольшое количество экономических агентов вынуждено вносить крайне большие денежные суммы для того, чтобы соответствовать излишнему и вредному для них и их деятельности регламенту.

Основные проблемы ликвидации барьеров

Важно учитывать, что если издержки какого-то определенного частного лица, которые идут на следование тому перечню правил, который диктует экономический барьер, в целом достаточно невелики, то те затраты, которые подразумевает борьба экономического общества с этим же барьером, могут в разы превышать размеры, которые готовы тратить граждане, недовольные существованием на рынке такой административной проблемы. Именно по этой причине остается острой проблема мотивации, которой у многих экономических субъектов в этой связи может просто не оказаться.

В том случае, когда количество экономических агентов, которых так или иначе касается проблема концепции снижения административных барьеров и повышения доступности услуг по осуществлению их предпринимательской деятельности, становится достаточно велико, то им придется заняться вопросами об объединении и совместном решении возникшей перед ними проблемы, что может быть достаточно затруднительно как с точки зрения человеческого фактора, так и с юридической стороны (имеются в виду трудности составления официальных контрактов, регламентирующих совместную деятельность в пользу решения данной проблемы).

Ликвидация барьеров

Таким образом, все граждане, участвующие в процессе экономического движения, сталкиваются с одной проблемой в вопросе избавления от барьеров как таковых – им необходимо объединить свои усилия и потратить на это достаточно много финансов из бюджета своих предприятий, что осуществить, пожалуй, практически невозможно. Поэтому снижение административных барьеров и повышение доступности государственных услуг могут быть осуществлены только за счет самого государства либо же каких-то отдельных компаний, за которыми стоят конкретные физические лица или субъекты, обладающие возможностью оказать влияние на ход решения проблемы.

Если же говорить непосредственно о государстве, то для успешного осуществления такого снижения в систему государственного контроля за рынком и экономическими процессами должен быть внесен ряд серьезных изменений, которые обеспечат усиление защитного механизма правительственного надзора по отношению к субъектам экономических отношений. Выглядеть эти изменения должны следующим образом. Необходимо:

  • Создать четко прописанный и регламентированный список закрытого типа, в котором будут состоять все органы власти, имеющие право осуществлять контроль экономической деятельности каких бы то ни было предприятий, а также отдельно выписать все их функции и возможности, чтобы избежать любых повторений. Чтобы осуществить такое, необходимо провести колоссальную трудовую деятельность, направленную на изменение всех юридических постановлений, регламентирующих работу подобных органов.
  • Тщательно прописать все основные этапы и тонкости, касающиеся осуществления проверок этими органами экономической деятельности предприятия. Это необходимо для того, чтобы минимизировать риски недобросовестного использования контролирующих и надзорных механизмов с целью оказания давления на подвергаемых проверке субъектов, а также во избежание случаев прямого денежного вымогательства.
  • Создать возможность для проведения процедур, касающихся контроля и надзора, на принципе безвозмездности, без необходимости крупных выплат со стороны проверяемых субъектов.
  • Создать возможность для всех этих субъектов обжаловать результаты или процессы проведения проверок.
  • Свести к минимуму число тех проверок, которые приводятся в жизнь на основании личной инициативы каких-либо исполнительных органов. Здесь имеется в виду, что проверки должны проводиться только в случае подачи на предприятие аргументированных жалоб со стороны его потребителей или конкурентов.

Важно понимать, что все данные пункты могут быть осуществлены в соответствии со всеми нормативно-правовыми (и тоже необходимыми к пересмотру) документами лишь в случае соблюдения некоторых определенных мер и условий, которые выглядят следующим образом:

  1. Все хозяйствующие субъекты экономических отношений, которые участвуют в процессе реформации и поддерживают концепцию снижения административных барьеров, должны действовать активно и создавать такие рычаги давления и ответственности, которые помешают государственным регулирующим аппаратам действовать без законных оснований. Здесь важную роль может сыграть такой процесс, как социализация бизнеса.
  2. Правительство должно действовать решительно и поступательно, чтобы в итоге прийти к необходимому результату, а также избавиться от рисков лоббирования интересов тех категорий служащих чиновников, которые к административным барьерам относятся с пиететом по причине получения ими от них какой бы то ни было (чаще всего, конечно, денежной) личной выгоды.
  3. Необходимо создать такую систему, ответственную за урегулирование споров и экономических конфликтов, которая будет защищать интересы и частных лиц, а не только государственных, как это устроено сейчас благодаря тому, что любые неурядицы решаются исключительно в судебном порядке, при котором возможен нечестный исход процесса.

Итог

Таким образом, в данной статье была рассмотрена такая экономическая проблема, как административные барьеры. Проблему эту необходимо решать, и некоторые действия по ее решению уже предпринимаются, в том числе и со стороны государства, хотя и без глобальных изменений в целом. Подведем же несколько выводов:

  1. Административные барьеры в качестве способа, которым органы государственной власти управляют процессами экономического движения, – это система, которая лишена всякой эффективности и приводит к чрезмерным затратам со стороны субъектов, так или иначе формирующих весь рынок с его ценами и соотношением спроса и предложения, а также непродуктивному использованию и распределению ресурсов страны.
  2. Количество барьеров постоянно увеличивается в связи с тем, что новые должны обеспечивать эффективность изживших себя старых, но впоследствии оказываются даже менее необходимыми, чем они. А с ростом количества работающих барьеров растут и суммы издержек.
  3. Значительная часть представителей государства заинтересована в том, чтобы барьеры оставались в силе, что приводит к лоббированию интересов в отношении устранения административных барьеров.
  4. Изменить всю систему способны только кардинальные решения и шаги, которые должно принять непосредственно само государство. Правительству важно уяснить, что поддержание барьеров идет на пользу только определенному кругу его лиц, в то время как реальная экономика всей страны из-за этого начинает страдать, что сказывается и на внутренней и внешней политике, и на гражданах Российской Федерации, и на многих других аспектах жизни нашего общества.

Так или иначе, данная статья разрешила некоторые вопросы, относящиеся к рассматриваемой сегодня теме. Снижение административных барьеров – это необходимая мера, однако, к сожалению, практически неосуществимая до тех пор, пока управляющими и осуществляющими процедуры контроля и надзора за экономической деятельностью каких бы то ни было предприятий органами не будут предприняты определенные действия, включающие в себя все то, что было перечислено в данной статье, в соответствующих ее разделах, а также многое другое, о чем вы можете узнать при более подробном изучении данной темы.