Антимонопольное государство

Способы реализации антимонопольной политики

Методы борьбы с монополиями

К числу наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся (2, 5, 16):

  • 1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
  • 2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
  • 3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано некогда со «Стандарт Ойл»);
  • 4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
  • 5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;
  • 6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.

Однако некоторые формы монополии современная экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела захватить значительную долю рынка за счет (7, 15):

создания уникального товара;

эффективного маркетинга;

разработки и освоения новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Слова «не лишаясь прибыли» стоят того, чтобы обратить на них внимание. Дело в том, что одним из методов обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, также караемый по закону.

Выгода демпинга в том, что он позволяет вытеснить с рынка конкурентов и стать монополистом. А уж тогда можно взвинтить цены и с избытком компенсировать потери прибыли от продаж по демпинговым ценам.

Поэтому антимонопольные органы строго проверяют фирмы, продающие свои товары значительно дешевле, чем их конкуренты. Многие страны карают демпинговую практику и иностранных фирм-импортеров, если те пытаются таким образом проникнуть на их национальные рынки.

Конечно, граждан другой страны нельзя посадить в свою тюрьму по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства. Но повысить цену товаров до уровня местных производителей вполне возможно. Для этого уличенные в демпинге иностранные фирмы обязывают уплатить при ввозе товаров в страну дополнительную плату.

Надо сказать, что многие российские фирмы были наказаны в результате антидемпинговых разбирательств в ряде стран Европы и в США. Их обвинили в попытке захватить рынки сбыта за счет продажи товаров по «бросовым» ценам и покарали введением повышенных импортных пошлин (иногда в размере до 100% цены).

Например, осенью 1995 г. швейные фирмы США подали жалобу на демпинг со стороны российских фирм, которые предложили на американский рынок большую партию женских пальто по смешной цене — 100 долларов. Скорее всего, в действительности российские фирмы были неповинны в демпинге — просто у них были исключительно низкие затраты на производство из-за крайней заниженности заработной платы в России и относительной дешевизны других видов производственных ресурсов.

Но страх перед демпингом и последующей гибелью разоренных им фирм (на смену которым придет применивший демпинг монополист) столь велик, что суды зарубежных стран охотно применяют против российских фирм антидемпинговые процедуры. Тем самым они защищают своих производителей от разорения и ухода с рынка.

Впрочем, в 1995 г. право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка получили и отечественные фирмы. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом (9, 10, 17).

Вести работу в этом направлении антимонопольным органам России придется еще долго, пока они найдут наиболее действенные именно для нашей страны способы поддержки конкуренции и ограничения монополистических проявлений. Ведь первые попытки регулирования деятельности монополий, предпринятые в нашей стране в 1992-1993 гг., особого успеха не принесли. Стало ясно, что особая структура российского хозяйства, снижает действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа.

Антимонопольная политика государства

Государственное регулирование монополии

Антимонопольное регулирование — это система законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие добросовестной конкуренции и преодоление негативных последствий монопольной власти предприятия на рынке товаров, услуг и факторов их производства.

Основными методами антимонопольного регулирования являются:

  • ограничение монополизации рынка;
  • постоянный государственный мониторинг;
  • запрещение установления монополистических цен;
  • сохранение и поддержание конкуренции на рынке.

Антимонопольное законодательство представляет собой законодательно закрепленные правила функционирования участников хозяйственной деятельности и органов государственного регулирования на рынке товаров и услуг. Основными целями государственного антимонопольного законодательства являются:

  • обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве;
  • снятие всех преград для развития конкуренции на правовой основе и предотвращение доминирующего положения отдельных участников рынка;
  • исключение монополистических действий центральных органов власти и диктат отдельных участников хозяйственного оборота;
  • определение правового режима регулирования ответственности участников рынка за нарушение правил честной и добросовестной конкуренции.

Борьба государства с монополией

Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:

  • по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;
  • монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;
  • монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;
  • монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий являются одними из важнейших функций государства. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Основными экономическими мерами поддержания конкуренции и борьбы с монополией являются:

  • поощрение создания новых товаров и товаров-заменителей;
  • поддержка новых фирм и предприятий среднего и малого бизнеса;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • учреждение совместных предприятий и создание зон свободной торговли;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

Государственная антимонопольная политика

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

  • интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;
  • поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
  • создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:

  • подкупа;
  • шантажа;
  • предоставления заведомо ложной информации потребителю;
  • сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;
  • заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
  • промышленного шпионажа;
  • подделки продукции конкурентов.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Меры поддержания конкуренции в России

Основные административные меры поддержания конкуренции отражены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ранее действовал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Этот закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

  • монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер по совершенствованию антимонопольного законодательства, системе налогообложения, денационализации, разгосударствлению и приватизации собственности, поощрению создания и развития малых предприятий.

Регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм и методов государственного регулирования. В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования (табл. 1).

Таблица 1. Формы и методы государственного регулирования экономики

Формы

Методы

Административные

Лицензирование и квотирование; контроль за ценами и качеством

Правовые

Законодательные; нормативные (правила, инструкции и т.д.)

Косвенные экономические

Субсидии; дотации; пособия; льготное кредитование; налоговые льготы

Прямые экономические

Кредитно-денежные; налогово-бюджетное регулирование; тарифные методы регулирования

Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер — идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.

Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.

В современных условиях важнейшей задачей государства в реализации антимонопольной политики является создание равных условий для всех субъектов предпринимательства, а целью антимонопольного регулирования — развитие конкуренции, увеличение объемов производства и потребления товаров и услуг, повышение качества и уровня жизни населения.

Направления антимонопольной политики государства

Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен;
  • налогообложение;
  • регулирование естественных монополий.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Рис. 1. Установление максимально допустимых цен

На рис. 1 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 2).

Рис. 2. Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q«), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р«). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

  • потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
  • поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

1. Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

п=TR-(TC+tQ),

а условие максимизации прибыли принимает вид

(п)`=0,

dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ,

MR=MC+t,

где t — ставка потоварного налога.

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на рис. 3

Рис. 3. Установление потоварного налога на монополию

Пусть MC1 — кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 — оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие этого, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, поэтому рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Многие экономисты считают, что данный налог не может рассматриваться как подходящее средство контроля за монополиями, поскольку часть налогового бремени перекладывается на потребителя.

2. Группа паушальных налогов

Поскольку данная группа налогов взимается независимо от объема реализации, то в отличие от потоварных налогов, они являются частью постоянных издержек монополиста (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия определенным видом деятельности) и не влияют на величину предельных издержек.

В этом случае прибыль монополиста составит

п=TR-TC-g,

где g — ставка паушального налога за период времени (=const).

Условие максимизации прибыли записывается как

(п)`=0,

(TR)`=(TC)`,

MR=MC.

Таким образом, введение паушальных налогов не меняет оптимального объема и цены, однако величина прибыли, получаемой монополистом, сокращается. Данный налог нельзя переложить (даже частично) на покупателя через более высокие цены и меньший объем выпуска, как при потоварном налоге.

3. Налог на прибыль

Влияние налога на прибыль, цены и объем производства аналогично влиянию паушальных налогов. После уплаты налога на прибыль, точка оптимума монополиста остается той же, что и до уплаты налога. Это происходит потому, что налог основан на некотором определенном, фиксированном проценте прибыли и не изменяет объем, при котором MC=MR. Доказать это можно следующим образом.

Обозначим через t — ставку налога на прибыль (в %). Тогда условие максимизации чистой прибыли (т.е. прибыли за вычетом налога) может быть записано как:

max(пN )=TR-TC-t(TR-TC)=(100-t)(TR-TC),

(пN )`=(100-t)(MR-MC)=0.

Если ставка налога меньше 100%, т.е. t < 100, то (100 — t) > 0 и, следовательно, условие будет выполняться только при равенстве предельных издержек предельному доходу, MC=MR. Это и означает, что при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем и оптимальная цена остаются прежними. Вся тяжесть налогообложения падает на продавца. Это выгодно отличает этот вид налога от потоварных налогов и считается эффективным средством контроля за деятельностью монополий.


История антимонопольного регулирования в России

В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.
В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталия Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.
9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

Согласно Постановлению Правительства РФ №1489 от 25 декабря 2014 года ФАС России переданы функции Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ) по контролю в сфере государственного оборонного заказа. Постановление вступило в силу 1 января 2015 года.

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 19

Зачем нужна антимонопольная политика?

Относиться к монополизму однозначно отрицательно нельзя, т.к. существуют технологические олигополии, естественные монополии, обусловленные экономией от масштаба. Кроме того, временными монополистами становятся и фирмы-лидеры по внедрению научно-технических разработок. В этих случаях деятельность монополий экономически оправдана.

Однако когда в экономике усиливаются тенденции применения монопольной власти, монополизм становится болезнью экономики, разрушающей рыночные механизмы. Он ведет к взвинчиванию цен, консервированию существующих технологий производства и, что особенно страшно, препятствует появлению новых капиталов в производстве.

Антимонопольная политика государства — политика, направленная на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и на защиту конкуренции.

Поэтому государство берет на себя функцию контроля деятельности монополий. Создается правовая база регулирования деятельности монополий и специальный орган, уполномоченный следить за выполнением антимонопольного законодательства. Во всех странах, где развивается промышленность, существует объективная необходимость принятия законодательства, ограничивающего возможность применения «нечестных» методов конкурентной борьбы, проявления монопольной власти на рынках несовершенной конкуренции.

Первой страной, начавшей применять антимонопольное законодательство, стали США. Первым антимонопольным документом стал акт Шермана, который был принят в 1890 году и ограничивал власть формировавшихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти — в 1914 году организована Федеральная торговая комиссия, позже — антитрестовский отдел Министерства юстиции США.

Сегодня все государства, идущие по пути развития промышленного производства (в т.ч. и Россия), испытывают необходимость ограничивать монопольную власть и поддерживать здоровую конкурентную среду, без которой эффективное развитие экономики невозможно.

В России основными документами, регламентирующими деятельность монополий, являются: Закон «О конкуренции» (принят в 2006 году), а также Закон «О естественных монополиях» (принят в 1995 году). Следить за выполнением антимонопольного законодательства России призван Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Антитрестовская политика

2.1 Антитрестовская политика

Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы .

Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и новая функция у государства — антимонопольная деятельность. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Скрытая в монополизме угроза свободному предпринимательству приводит к деформации нормальных рыночных отношений, что идет вразрез с общественными интересами и вызывает обеспокоенность государственных органов.
С конца ХIХ века, с момента появления монополий общество пыталось взять под контроль их деятельность, поскольку реально ощутило отрицательные результаты монополизации. Вследствие этого и возникли законы, направленные на ограничение возможностей проявления монополизма. Сущность этих законов состоит в поддержании эффективно функционирующей рыночной экономики, упреждающей или пресекающей любые проявления монополизма. Такая деятельность включает в себя создание антимонопольной законодательной базы и основанных на ней нормативных актов, предусматривающих комплексные мероприятия, направленные на контроль и, по возможности, предотвращение процессов монополизации. Практически во всех развитых странах антимонопольная деятельность государства сосредотачивается на двух основных направлениях. Первое направление объединяет средства воздействия на рыночную среду, в которой действуют монополисты, не затрагивая их самих. Это так называемые превентивные, упреждающие антимонопольные средства, включающие снижение таможенных налогов, отмену количественных ограничений (квот), ликвидацию иных барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции, стимулирование диверсификации и многие другие приемы.

Второе направление антимонопольной деятельности государства представляет совокупность приемов и методов непосредственного воздействия на монополию, а именно: применение штрафных санкций, жесткий контроль за процессами объединения и поглощения предприятий, в крайних случаях возможно также разукрупнение монополий. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

1)обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

2)определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

3)стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

4)создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго . Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

— охрана и поощрение конкуренции; > контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

— контроль над ценами;

— защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса .

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на » трех китах «, трех основных законодательных актах:

Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.

Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: » ножницы цен «, ценовая дискриминация и др.

Основные инструменты антимонопольного регулирования направлены на выходные параметры деятельности компаний регулируемых отраслей. Основным таким параметром являются цены. Наиболее распространенный метод их регулирования состоит в том, что цены на товары и услуги, поставляемые корпорациями, находящимися преимущественно в частной собственности, устанавливаются государственными органами. Наибольшее распространение такая практика получила в производстве и распределении электроэнергии, телефонной связи, авиационном, железнодорожном транспорте, в грузовых автомобильных перевозках.

Существует несколько способов установки цен. В общих чертах проведём наиболее распространённые из них. При включении отрасли в состав регулируемых уровень цен продукции действующих в ней компаний определяется необходимостью обеспечения каждой из них дохода, полученного в неком базовом, или «пробном», году. Сведения о доходе черпаются из бухгалтерской отчетности фирмы, которая тщательно проверяется.

В качестве основной составляющей дохода регулируемой компании выступают средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и реализации продукции, амортизацию материальных носителей основного капитала, суммы выплачиваемые фирмой в виде налогов. Доход должен также включать так называемую дополнительную прибыль, размер которой определяется на основе нормы.

Масса прибыли исчисляется умножением ее нормы на так называемую базу, включающую неамортизированную часть инвестиций компании в регулируемый бизнес. После того как требования к уровню дохода компании определены, государственное агентство, регулирующее данную отрасль, устанавливает цены, тарифы на товары и услуги, которые должны обеспечить одобренный государством уровень дохода.

Еще один способ ценообразования в регулируемых отраслях – установление цен на базе ранее существовавших издержек производства. Он применялся в военные годы преимущественно для контроля цен на нефтепродукты. Широкого распространения этот способ не получил, потому, что его суть заключается в поддержании цен или их потолка на том уровне, на котором они держались на определенную дату в прошлом.

Государственные регулирующие органы периодически пересматривают «потолки» цен по мере появления новых видов продукции, изменений в спросе и общеэкономических условиях.

Использование методов государственного ценообразования в регулируемых отраслях сопровождается периодическим возобновлением конкурсов за право доступа в них. В этих конкурсах помимо фирмы, которая уже осуществляет регулируемый бизнес, участвуют и компании, стремящиеся занять ее место в отрасли.

Отказав ранее укоренившейся в регулируемой отрасли фирме в продлении лицензии, уполномоченное государственное агентство может предотвратить таким образом монополистическую практику и необоснованное взвинчивание цен. На практике такое лицензирование не смогло стать достойной заменой регулирования уровня цен. Реализация такой практики сопряжена с длительными слушаниями, а принимаемые решения зачастую обвинялись в их неоправданности или противоречии интересам отдельных заинтересованных социальных групп и категорий.

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части . Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.

В 80-е годы в антимонопольной политике многих стран мира произошло существенное изменение акцентов: приоритетным направлением стала защита потребителей. Больше внимания стало уделяться проблемам роста эффективности и динамики потребительских цен.

Сложился взгляд, что важны не уровень рыночной концентрации и не масштабы корпорации самой по себе, а последствия монополизации отрасли для потребителей. Было осознано, что далеко не всегда появление многих более мелки фирм – благо для потребителей. Изменились и критерии для запрета слияний и поглощений в отраслях: государства стали более терпимыми в отношении этого явления среди крупных корпорациях.

Кредитовавшие тресты крупнейшие банки США располагались на небольшой нью-йорской улице – Уолл-стрит, ставшей деловым центром станы. В Соединенных Штатах установилось фактическое господство финансовой олигархии.

Добиваясь удовлетворения своих интересов, тресты и банки подкупали членов правительства, чиновников, судей, проводили послушных им кандидатов на выборные должности. Хозяева банков и трестов сами стали занимать многие высшие должности в стране. Угодные им должностные лица получали крупные пакеты акций, посты в руководстве трестами и банками. Так финансовая олигархия срасталась с государственным аппаратом.

Информация о работе «Государство и проблемы монополий» Раздел: Право
Количество знаков с пробелами: 129123
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

79005 0 0

… работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией. Антимонопольное регулирование История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование …

51465 0 1

… и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству. История возникновения и развития монополии в России. Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных …

21803 0 14

… неоднократно пытались избавиться от термина «полезность», имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известный русский экономист Н. X. Бунге предлагал использовать термин «годность». Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это …

61040 0 0

… работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах). Методы регулирования деятельности естественных монополий. Назначение государственно-правового регулирования — соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей. Высокая экономическая эффективность …