Асоциальный

Асоциальный человек

Асоциальный человек – это личность, выбирающая основой своего поведения поступки, не вписывающиеся в правила социального поведения людей, а также моральные предписания. При этом люди, ведущие асоциальный образ жизни, не являются нарушителями или преступниками, скорее они похожи на равнодушных, изолированных от общества элементов со своими системами ценностей и приоритетов, не поддерживающих общих правил и устоев. У асоциального человека нет ярко выраженного желания взаимодействовать, все социальные контакты происходят только по необходимости или же при наличии редких эмоциональных связей.

Асоциальное поведение человека может настораживать постоянным выбором индивидуальных видов деятельности, отсутствием полноценного общения, избегания совместных мероприятий. Экстровертированным людям такое поведение может показаться грубостью, недовольством или же прямым оскорблением, но на самом деле за этим нет открытой неприязни или ненависти, просто человеку лучше в одиночестве и самостоятельных видах деятельности.

Что значит асоциальный человек

Чтобы понять, кто такой асоциальный человек и не путать данное понятие с антисоциальными, мизантропичностью и прочими, необходимо разобрать психологические первопричины особенности данного типа характера, относящегося не к патологическим нарушениям, а к социопатическому спектру. Изначально это связано с нарушениями эмоционального спектра, таким людям не только тяжело активно и бурно демонстрировать свои эмоции, но даже выразить их словесно, некоторые состояния остаются закрытыми для описания, и только психотехники помогают разобраться с тем, что происходит внутри. Поскольку окружающие демонстрируют свои чувства ярче, говорят о них чаще, асоциальному типу становится неуютно и непонятно в их компании.

В ценностях и важности преобладают собственные взгляды и приоритеты, поэтому общественные правила и нормы будут игнорироваться. Например, если асоциальному человеку стало скучно, то он не будет выдерживать культурную паузу, дожидаться прощания, а просто уйдёт (спектакль, гости – не важно). Улыбаться кому-то ради того, чтобы произвести приятное впечатление он также не будет, улыбка появится только при хорошем настроении, а вежливое общение только при условии наличия уважения к собеседнику.

Из-за сниженной чувствительности в эмоциональной области распространённой реакцией на любое вторжение или попытки навязать общественные нормы является агрессия. Она является единственным способом реагирования на любые раздражители, при этом, чтобы добиться своего желаемого от других людей асоциальная личность легко использует манипулирование, ложь, надевает любые роли. Получается, что асоциальное поведение человека не исключает адаптацию, а использует её только в тех ситуациях, когда это необходимо ему, иначе просто включается жестокое противостояние.

Высокий уровень импульсивности не даёт возможности асоциальному человеку найти адекватные пути удовлетворения своих желаний, зато потребность их реализации становится крайне обострённой и требует выполнения в секунду возникновения. Это приводит к тому, что люди осуществляют не очень хорошие поступки только чтобы получить желаемое быстрее, а объяснить им недостойность такого выбора тяжело, поскольку они не способны понять чувств других и их страданий или боли, отсутствует стыд и вина, как основные регуляторы социального поведения.

Исправлять недостойные поступки асоциальные люди также не спешат, поскольку даже при виде слёз, боли и огорчении других полностью уверены в своей правоте, а нежелательное поведение других рассматривают в качестве манипуляции и попыток оказывать давление. Свои негативные поступки они не анализируют и не используют как опыт, т.е. раз извинившись перед кем-то, они могут продолжать делать те же самые вещи.

Из таких личностных черт может сложиться много паттернов поведения, поэтому описать социопатичность или асоциальность как проявление чего-то одного в ограниченном наборе невозможно. Тут не будет инструкции с цитатами, а только понимание внутренней мотивации человека и его социальной отгороженности. Даже к своим партнёрам, которые могут быть центром вселенной и действительно любимыми, асоциальная личность не будет проявлять чувств, особенно чуткость. В это сложно верить тем, кто не находится с ними в близкой связи, потому что на поверхностных отношениях асоциальные личности очень харизматичны и вызывают интерес практически у всех.

Причины асоциального поведения

Люди становятся асоциальными, а не рождаются, несмотря на то, что биологические факторы также немного предрасполагают, но не оказывают ключевое воздействие на формирование социопатических качеств. Наследственные факторы формируют склонность к криминальному поведению, но исключительно благодаря высоким показателям импульсивности и инфантильности, что при правильном воспитании можно скомпенсировать. Негативное воздействие курения, алкоголя и наркотиков во время беременности не даёт нормально сформироваться нервной системе, вследствие чего происходят не только эмоциональные сбои, но и самоконтроль и возможность понимать других.

Даже при здоровом формировании нервной системы и развитии плода без генетических отклонений асоциальность развивается в негативных условиях семейной жизни. Когда к ребенку применяется насилие, как направляющий фактор поведения, общая атмосфера негативная и агрессивная, то эмоциональная сфера рушится и происходит социальное дистанцирование.

Чрезмерная холодность, равнодушие со стороны взрослых (особенно характерно, когда родители не готовы к рождению) формирует замкнутую личность, с пониманием, что равнодушие и преследование только своих интересов является единственным способом существования.

Дети с гиперактивностью своим будущим во многом обязаны родителям и их отношению, так как такая непрямая особенность нервной системы может легко развиться в асоциальность, если пустить на самотёк или проявлять излишнюю жестокость.

Оставляя таких детей часто без присмотра, повышается риск возникновения преступных паттернов поведения по принципу вседозволенности. И пока это происходит в стенах дома без взрослых, в психике остаётся отпечаток, что и в большом мире можно вести себя как угодно, несмотря на знание официальных запретов. Чем младше ребёнок, тем легче он подчиняется правилам взрослых (родители или прохожие), поэтому снижение вероятности контакта с нестабильными элементами является профилактикой асоциальности.

Окружающая среда также влияет, например, в странах, где высокая плотность населения, а вся возможная работа связана с контактами, люди редко становятся асоциальными, только при условии серьёзных биологических факторов. Если же человек имеет выбор относительно своей деятельности и его не устраивает обстановка вокруг, то асоциальность является сознательным выбором. Это случается в ситуации несоответствия личности и её уровня культуры окружающим – когда скромная интеллигентная девушка живёт в селе, где общаются матом и регулярно пьют, то дистанцироваться от такого общества, уйти в интернет-заработок и полностью игнорировать их норму и требования может быть единственным спасением.

Так получается, что причины асоциальности могут появиться и до рождения и после середины жизни, в зависимости от психической структуры и окружающей обстановки, но при любых вариантах это качество нельзя отнести исключительно к негативу или позитиву. В одних ситуациях это приводит к развитию девиантного поведения, преступлениям и нарушению социальных связей, в других это помогает спасти собственную внутреннюю структуру и психику.

Как избавиться от асоциальности

Профилактика асоциального поведения человека – наиболее действенный метод тотального избавления от этого явления. Для этого со стороны учебного заведения тех детей, у которых присутствует отстранённость и другие признаки асоциального человека необходимо максимально привлекать к творческой деятельности и спорту, как способам направления их активности и социализации. Хороши любые внеклассные работы, дополнительные кружки и подготовки – всё, что обеспечит выплеск энергии и систематизацию свободного времени, где уменьшится влияние негативных элементов.

Также к профилактике относятся психологические беседы, как с детьми, так и с родителями. Это важно, ведь асоциальность начинает развиваться с раннего возраста, и наиболее подвержена семейному влиянию. Как бы не работали социальные службы и школы, если в семье нет соответствующего обращения, поддержки, то развитие социальных навыков будет идти по неправильному пути, в сторону закрытия личности или искажения эмоционально-поведенческих паттернов. Родителям необходимо начать следить за своим поведением, а не только ругать детей, создавать обстановку доверия вместо авторитарной диктатуры.

Если вопрос об изменении асоциального поведения возникает у взрослых, при этом само дистанцирование не несёт негативных последствий (лишения свободы, снижения успеваемости, зарплаты и т.д.), то стоит оценить, откуда это желание. Часто общество навязывает стереотипы общения, открытости, полного контакта и непрерывной доступности, но это может не подходить лично вам. Если окружение требует пить с ними каждый вечер, то скорее это путь деградации и имеет смысл усилить асоциальность или же переехать. Когда асоциальность человека обусловлена причинами собственного выбора и желанием развития, то следует идти по пути замещения – неприятных знакомых интересными, большого круга товарищей небольшим количеством значимых людей.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Асоциальность

Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали.

Асоциальность (социальное безразличие) — отсутствие сильной мотивации к социальному взаимодействию и/или присутствие одной мотивации для одиночной деятельности. Асоциальность отличается от антисоциальности тем, что последняя подразумевает открытую неприязнь к другим людям и/или к обществу в целом. Не следует также асоциальность путать с мизантропией.

История

Понятие «асоциальность» стало использоваться, в основном, с первой половины XX века в качестве собирательного политического термина, обозначающего неблагополучных людей из низших слоёв общества. «Асоциальными» считались и, применительно к различным обществам, продолжают считаться попрошайки, бродяги, бездомные, проститутки, сутенёры, получающие пособие по социальному обеспечению, наркоманы, алкоголики, цыгане и лица, недееспособные вследствие психического расстройства.

Асоциальность является скорее положительной чертой характера в некоторых монашеских традициях, в частности в католицизме, буддизме и суфизме. В православной традиции асоциальное поведение верующего мирянина или монашествующего — признак удаленности от мира и близости его к Богу (блаженные, юродивые и пр.)

Асоциальными элементами чаще всего являются интроверты.

Асоциалы в концентрационных лагерях Третьего рейха были вынуждены носить значки с чёрными треугольниками. Такой же опознавательный знак был у умственно отсталых, психически больных, бездомных, алкоголиков, проституток и пацифистов.

Асоциальность при психических расстройствах

Крайняя асоциальность наблюдаются у больных шизофренией. Она характеризуется неспособностью сопереживать, чувствовать близость с кем-либо или неспособностью сформировать близкие отношения с другими людьми.

Выделяется гебоидность — не полностью развернувшееся гебефреническое состояние, проявляющееся дурашливостью, нарушениями влечений, развязностью в поведении и асоциальностью:238. Асоциальное поведение у них способствует снижению нравственных установок, отказу от учёбы и отказу от труда:332.

Подростки и юноши с шизотипическим расстройством (так как расстройство начинает проявляться именно в этом возрасте) часто вовлекаются в компании лиц с асоциальным поведением:432.

У страдающих алкоголизмом на поздних стадиях болезни происходят изменения психики, деградация личности с асоциальностью.

Лица с инфантилизмом легко вовлекаются в асоциальную среду они принимают стиль жизни, образ мыслей и поведение, соответствующие этой среде:95.

В подростковом возрасте при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характерны хулиганские выходки и асоциальное поведение:245.

У употребляющих опиаты характерно асоциальное поведение и асоциальные черты в преморбиде:146.

Асоциальность у подростков

Для многих подростков молодёжные субкультуры и асоциальный образ жизни — одна из форм протеста против привычного образа жизни:342.

Национал-социализм

В эпоху национал-социализма асоциальными называли людей, ставших жертвами активного преследования. Акция «не работающий на рейх» стала кульминацией «преследования асоциального» в национал-социализме. С 1938 года Управление социального обеспечения Германии призвало полицию арестовывать «асоциальных» личностей. Вместо помощи, нуждающиеся и бездомные собирались и уничтожались властями. В этом социальном строе было претворено в жизнь полное уничтожение людей с девиантным поведением.

Критика

Концепция асоциальности понимается противоречиво, так как общество может восприниматься только как единое целое. То, что называют асоциальным, может являться таковым только по отношению к обществу. Эта концепция, довольно часто, применяется для произвольного отчуждения групп, которые определяют себя как преобладающее большинство.

Примечания

См. также

  • Девиантное поведение
  • Десоциализация
  • Антисоциальность
  • Нравственное помешательство
  • Социальное поведение
  • Социопат

Ссылки

В современных условиях традиционные причины, толкающие людей к нарушению социальных норм, дополняются, усиливаются и усложняются кризисными явлениями в экономике, социальной нестабильностью, безнравственностью и правовым нигилизмом. Изменения, происходящие во всех областях жизнедеятельности нашего общества, ставят перед социально-гуманитарными науками, в том числе и перед криминологией, задачу предупреждения негативных социальных отклонений.

Пьянство и алкоголизм остаются в России крайне сложной и социально запущенной проблемой.

Неполнота и несовершенство правового регулирования производства оборота этилового спирта и алкогольной продукции, государственного контроля в этой сфере хозяйственной деятельности, налогообложения участников хозяйственных процессов явились одним из основных причин криминализации отрасли, бюджетных потерь, обострения социально-экономической ситуации, ростом пьянства и алкоголизма.

Становление рыночных отношений в Российской Федерации обусловливают значительные изменения и в структуре криминальных проявлений.

В частности, появились нелегальные структуры, подпольно производящие и реализующие спиртные напитки низкого качества без отчисления налоговых платежей в бюджеты различных уровней, извлекающие многомиллионные доходы из криминального бизнеса, подрывающие экономические основы государства. Произошел раздел сфер влияния на рынке алкогольной продукции. Криминализовалась и его легальная составляющая.

Нестабильность экономической и общественно-политической жизни страны, падение жизненного уровня половины населения страны ниже черты бедности, деградация традиционных нравственных основ, а также ряд других факторов создали благоприятные условия для пьянства, алкоголизма и «пьяной» преступности. Многочисленные реформы, направленные на прогрессивное развитие общественных отношений, объективно повлекли за собой и негативные последствия в виде возникновения новых сфер проявления криминальных тенденций.

Усиление и ужесточение алкогольного законодательства не решает проблемы предупреждения преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, о чем свидетельствует практика правоохранительной деятельности.

Эти трудности в настоящее время связаны: во-первых, с отсутствием научно-обоснованной методики предупреждения пьянства и алкоголизма в изменившихся социально-экономических условиях. Во-вторых, современное состояние предупреждение пьянства и алкоголизма требует научного переосмысления его методов и способов.

Важно учитывать и то обстоятельство, что на протяжении длительного времени данная проблематика рассматривалась в рамках изучения отдельных видов социальных отклонений.

Вышеуказанные исследования носили разрозненный характер. Они не давали целостного представления о ростках социологии отклоняющегося поведения на российской почве. Важным шагом к комплексному подходу в освещении данной проблемы явилось издание монографии «Социальные отклонения», значительная часть которой написана академиком В.Н.Кудрявцевым. В книге впервые предпринята попытка дать целостное представление о девиантном поведении, его социальной обусловленности, структуре и динамике, включая и историографические аспекты изучения этих проблем.

Однако, изменившиеся социально-экономические и организационно-правовые условия (за последние годы изменилось гражданское, уголовное законодательство, принят ряд новых нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих область оборота алкогольной продукции), внесли существенные коррективы в ряд наиболее ключевых вопросов, касающихся предупреждения пьянства и алкоголизма как социального негативного явления.

В связи с вышеизложенным, тема настоящего исследования представляется весьма актуальной как в научном, так и в практическом плане.

Целями исследования являются: изучение социально-правовой природы отклоняющегося поведения; теоретический анализ законодательства, изучение практики органов внутренних дел и судов и разработка на этой основе рекомендаций и предложений по совершенствованию деятельности субъектов криминологической профилактики по предупреждению пьянства и алкоголизма.

Содержание указанной цели достигается решением следующих задач:

— исследование социальных условий антиобщественного поведения;

— характеристика лиц, ведущих антиобщественный образ жизни;

— исследование методов и форм профилактики антиобщественного образа жизни.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с антиобщественным образом жизни.

Предметом исследования является антиобщественное поведение.

Методология исследования базировалась на системе философских и экономических знаний, определяющих основные правила по применению различных форм, приемов и методов научного познания, с учетом последних достижениях российских и зарубежных ученых в области криминологии, уголовного, гражданского права, а так же других отраслей наук близких с темой настоящего исследования. В процессе исследования применялись общенаучные и частные научные методы теоретического и прикладного анализа изучаемых явлений, методы статистического и криминологического обобщения эмпирических материалов, а также социологические методы: опрос, наблюдение, анкетирование и др.

АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ

АССОЦИАТИ́ВНЫЙ О́БРАЗ (поэтический) (от позднелат. associatio — соединение), образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий, обладающий повышенной метафоричностью и субъективностью. Ассоциативность лежит в основе всякого художественного образа, особенно тропа, но А. о. построен на интенсивном выявлении дополнительных, как бы необязательных, непреднамеренных связей; это намек, который должен быть уловлен читателем; требующий напряженного читательского восприятия. Именно такие дополнительные связи (нередко — целая цепочка их) сообщают А. о. оригинальную авторскую неповторимость (а иногда и метафорическую перенасыщенность). «Давно ль под сенью орденских капи́тулов, / Служивших в полном облаченьи хвой, / Мирянин-март украдкою пропитывал / Тропинки парка терпкой синевой?» — так, используя возникающие у читателя ассоциации (капитул и аскетическая католическая церковность), говорит Б. Л. Пастернак о невидимом «греховном» наступлении весны. <p class=»tab»>Поэтические ассоциации могут быть эмоционально-психологическими, предметно-смысловыми и культурно-символическими. Последние возникают при обращении автора к реалиям, обладающим устойчивым семантическим ореолом (например, такими реалиями насыщена поэма А. А. Ахматовой «Без героя», многие стихотворения раннего В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама). Ассоциативная образность свойственна преимущественно поэзии XX в. (ср. Метафора); восточной поэзии, культивирующей поэтику намеков, она присуща с древнейших времен. </p><p class=»tab»>Л. М. Щемелева.</p>… смотреть

Понятие и сущность антиобщественного образа жизни. Антисоциальная направленность и общественная опасность лиц, совершивших преступления

Соответствующие материальные условия позволяют на довольно высоком уровне осуществить социализацию личности. Снижение жизненного уровня общества неизменно продуцирует соответствующее снижение уровня жизни отдельных групп и индивидов, что может провоцировать определенную часть населения на преступные проявления.

Образ жизни определяется условиями жизнедеятельности, а уровень жизни — степенью удовлетворения потребностей.

Пьянство, проституция, наркомания, безнадзорность, преступления — лишь внешнее выражение поведения человека, а их внутренняя сущность — характерный для него образ жизни, который подчиняет себе все помыслы и интересы, чтобы удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках, сексе, в свободе выбора друзей, в уходе от родительской опеки.

Общепринятый образ жизни должен соответствовать определенным социальным нормам (общим правилам), под которыми понимают устойчивые формы социального взаимодействия людей, осуществляемые для достижения стоящих перед ними целей. Они не только предписывают определенный способ поведения, одобренный как обществом в целом, так и его различными подсистемами, но и вызывают в сознании индивида решающие мотивы а пользу этого поведения. Общепринятый образ жизни — это одобряемые обществом и большинством людей способы поведения, стимулирующие его различные нравственные и законопослушные формы проявления.

Отклоняющийся от общепринятого образ жизни можно подразделить на: аморальный; асоциальный; криминогенно-криминальный; преступный.

Типыантиобщественного образа жизни:

1) аморальный образ жизни. Для него характерны следующие черты: а) малая продолжительность по времени; б) в структуре поведения преобладают проступки; в) наиболее деформирована сфера досуга; г) влияние на окружающих незначительное;

2) асоциальный образ жизни: а) средней или малой продолжительности по времени; б) в структуре поведения преобладают правонарушения; в) наиболее деформированы досуговая и учебно-трудовая сферы; г) влияние на окружающих незначительное либо среднее;

3) криминогенно-криминальный образ жизни: а) средний либо длительный период продолжительности; б) в структуре сочетаются правонарушения с преступлениями; в) наиболее деформированы досуговая, учебно-трудовая, семейно-бытовая сферы: г) среднее или значительное негативное влияние на окружающих;

4) преступный образ жизни: а) длительный период продолжительности; б) в структуре преобладают преступления; в) значительно деформированы все сферы образа жизни; г) значительное влияние на окружающих.