Авиастроение факторы размещения

Особенности размещения мирового авиастроения

Авиастроение — одна из ведущих отраслей машиностроения, которая существенно влияет не только на развитие машиностроения в целом, но и на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства.

Авиастроение является материальной основой технического перевооружения экономики. Научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической революции является быстрый моральный износ способов производства.

Технический прогресс побуждает все более частую смену типов и моделей изделий. Модели продукции стареют и меняются значительно раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для изготовления этого изделия. Существенно растет удельный вес серийного, а иногда и мелкосерийного выпуска. Например, в США 85-90% наименований машин запускается в производство партиями не более 25 штук.

Большое значение в современной промышленности — и прежде всего в авиастроении — имеет проблема гибкости, которую можно причислить к первым рядам экономических проблем технического прогресса.

Основные факторы, которые влияют на размещение предприятий авиастроения. Повышение эффективности авиастроения определяется не только внедрением в производство новых типов машин и оборудования, усовершенствованием его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением. Большие возможности скрыты в усовершенствовании территориальной организации отрасли, лучшем размещении ее предприятий.

На это существенно влияет традиционный уровень авиастроения и использования производственных мощностей, а также разнообразные региональные факторы и условия, потребность районов в продукции отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие полигонов для испытания новой продукции и т.д. Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли является наличие трудовых ресурсов, в частности квалифицированных кадров.

Усложнение авиастроительного производства способствовало разделению стран на производителей массовой и наукоемкой продукции. Это сберегло высококвалифицированные производства в странах с высоким уровнем научно-технического прогресса, где имеют место большие затраты на научные исследования при освоении новых видов продукции.

Следует подчеркнуть немалую роль специализации и кооперирования в авиастроении. Специализация производства предусматривает концентрацию выпуска конструктивно и технологически подобных изделий, а также концентрацию отдельных операций в отдельных отраслях, на предприятиях. Преимущество специализации выражается в широкой механизации и автоматизации производства, возможности усовершенствования конструкций и технологических процессов. Она способствует увеличению производительности труда за счет использования более производительного оборудования.

Предметная специализация предусматривает сосредоточение использования конструктивно похожих машин и оборудования на специализированных предприятиях.

Еще одной разновидностью является подетальная, или узловая, специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на предметно специализированных предприятиях. Примером подетально специализированных предприятий могут быть подшипниковые заводы, заводы двигателей реактивных самолетов и т.д.

Дальше следует отметить технологическую специализацию, которая предусматривает создание предприятий для выполнения отдельных технологических операций (процессов).

Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, которые принимают участие в совместном изготовлении продукции. Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.

Не в каждой стране есть условия для развития прогрессивного специализированного производства, рассчитанного на массовый или серийный выпуск авиастроительной продукции. Препятствует недостаток вместительного внутреннего рынка, способного использовать продукцию большого предприятия, сырья, кадров ученых и специалистов. Между тем чрезвычайно развита внутренне- и межотраслевая специализация в США, где предприятия, которые выпускают сложную продукцию, часто являются всего лишь собирательными, которые получают детали и узлы от многочисленных субподрядчиков.

Особенности размещения авиастроения в мире. Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как авиастроение, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как авиастроение требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.

Рассмотрим размещение крупных предприятий в мире.

США. США — экономически высоко развитое государство, занимающее лидирующие позиции в мировом авиастроении. Крупные авиастроительные предприятия здесь расположены в таких городах как Индианаполис, Кливленд, Су-Фолс, а также в окрестностях Нью-Йорка и Вашингтона. Советский энциклопедический словарь, стр. 1238 Такое размещение предприятий в США объясняется тем, что территория благоприятствует размещению крупных предприятий: имеется место для размещения мощных заводов вдали от населения, для полигонов и т.д.

Западная Европа. Такие страны Западной Европы как Франция, Германия, Испания и Великобритания свои авиастроительные компании объединили в мощную компанию «Эйрбас Индастри», заводы которой расположены в Эссене, Франкфурте, Берлине (Германия), в Париже (Франция), Милане (Италия), Берне (Швейцария), Лондоне, Эдинбурге (Великобритания). Такое расположение объясняется мощным экономическим потенциалом и устойчивым экономическим положением вышеуказанных стран, а также наличием территории для размещения крупных предприятий.

В Украине авиастроительный комплекс расположен в основном на востоке государства (Харьков, Запорожье и т.д.). Это объясняется сосредоточением машиностроительного комплекса в целом именно на востоке Украины из-за наличия множества природных ресурсов, нужных для создания экономически выгодного комплекса предприятий.

1 курс / ЭГиРМ / Авиационная промышленность

1. Место и роль Авиационной промышленности в экономике России

Авиационная промышленность — отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.

Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Слюсарь Юрий Борисович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил: «Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть, авиация — это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики»…

Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)

Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.

В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.

2. Основные места размещения

Главные факторы размещения производственных предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение — КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.

Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.

  1. Предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск)

  2. Авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск)

  3. Вертолетостроительные (Москва, Казань, Ростов)

Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и Оборонные конструкторские бюро. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.

3. Основные факторы размещения предприятий авиационной промышленности:

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии:

  1. Наукоемкость. Производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

  2. Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

  3. Трудоемкость. машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

4. Проблемы и перспективы авиационной промышленности

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:

  1. Острую нехватку финансовых средств.

  2. Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа.

  3. Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,

  4. Ослабление кадрового потенциaлa и т.д.

Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров

Авиастроение в России: чем может похвалиться отрасль

Отрасль авиастроения является одной из самых важных в России. Особенно на фоне того, что некоторое время она была в некотором загоне – на нее просто не обращали внимание, заменив приобретенными зарубежными лайнерами. Однако жизнь не стоит на месте и требует развития, в том числе и отечественного. Ведь в таких отраслях, как например, военная сфера, надежнее иметь свои лайнеры. Гражданская авиация также демонстрирует некоторые успехи. В результате, авиастроение в России начало сдвигаться с места и уже может представить ощутимые результаты.

Конкурентоспособность авиаотрасли по сути своей является свидетельством экономического и технического развития государства и его растущего потенциала. Авиапромышленность задействует большое количество предприятий. Так, например, для подготовки и разработки одного самолета требуется взаимодействие разных корпораций и предприятий:

  • Научно-исследовательских институтов
  • Производственных предприятий
  • Компаний-партнеров и т.д.

Все их усилия вместе позволяют создавать конкурентоспособный товар и не краснеть на международных рынках.

Как развивалась отрасль в Союзе

Активную свою фазу становления и развития авиаотрасль получила в СССР. Она стартовала в 20-х годах после того, как вышел документ, регламентирующий национализацию заводов. Тогда вся промышленность а авиасфере имела лишь 15 небольших авиазаводов, разбросанных по стране. На них работали 10 тысяч человек.

Активный толчок к своему развитию авиаотрасль в стране получила, как ни странно, во времена Великой Отечественной войны и период до нее – с 1939 по 1945 гг. После она уже развивалась достаточно активно и передала свои традиции российской авиаотрасли.

Российские показатели

Эксперты утверждают, что современная авиационная промышленность в России является лидирующей в мире по числу техники, производимой на заводах, и комплектующих. В оборонной среде авиапромышленность является ведущей.

Центры авиастроения в России находятся в разных городах и показывают качественные результаты. Сегодня в производствах этого рода работают:

  • 20 довольно крупных предприятий по профилю авиации, занятых производством целых серий лайнеров
  • 4 компании, занятых в сфере опытного строительства и экспериментальных разработок и наработок
  • заводы по ремонту
  • заводы по строительству и подготовке комплектующих и расходников

На сегодняшний день перспективными названы два авиапредприятия: Иркутский авиазавод и Нижегородский завод «Сокол».

Сделано в Сибири

Иркутский авиазавод начал свою деятельность с 1934 года, чуть позже он считался одним из самых знаменитых в Союзе. Здесь появился крупный авиазавод, который интенсивно развивается и по сегодняшний день. Специалисты называют данное предприятие одной из самых наукоемких и высокотехнологичных структур в стране.

На предприятии в Сибири активно работают на экспорт. Лайнеры, вышедшие отсюда, продаются в почти 40 стран мира:

  • Китай
  • Египет
  • Вьетнам
  • Индию и т.д.

Специалисты предприятия способны осуществить полный комплекс работ:

  • Проектирование
  • Строительство
  • Испытание произведенных лайнеров
  • Послепродажное обслуживание

За все годы своего существования Иркутский авиазавод выпустил более 6700 лайнеров. Сегодня специалисты предприятия специализируются на создании таких моделей, как:

  • Су-30
  • Як-130
  • МС-21
  • Як-152

Причем все они крайне популярны у конечных пользователей. Сейчас завод динамично развивается и активно продает свою продукцию, а также повышает ее рентабельность и конкурентоспособность.

Нижегородские достижения

Авиационный завод «Сокол» построен в 1932 году и за все годы своего существования заработал звание значимого предприятия в авиаиндустрии страны. Здесь планировалось поначалу сосредоточиться на разработке таких самолетов, как истребители, варианты разведывательного характера, пассажирские модели. Здесь было основано известное конструкторское бюро, которое возглавил Лавочкин. Под его руководством создавались, а после усовершенствованы такие легендарные лайнеры, как:

  • ЛаГГ-3
  • Ла-5
  • Ла-5ФН
  • Ла-7

На фронта во время ВОВ было поставлено почти 2 десятка тысяч таких летательных аппаратов. А это, по статистике того времени, каждая 4-я авиамашина.

Какие самолеты сегодня являются российскими

На сегодняшний день в стране действует несколько крупных и популярных фирм:

  • Туполев
  • Ильюшин
  • Сухой
  • Бериев
  • Камов
  • Миль

Все они специализируются на производстве разного типа судов – от гражданских до военных и транспортных. В числе новейшей техники, которая сегодня предложена миру, такие лайнеры, как:

  • Сухой Суперджет 100 – самолет ближнемагистральный и соответствующий всем современным стандартам
  • Иркут-21 – лайнер нового поколения
  • Ил-96 – самолет, рассчитанный на использование у средних и крупных авиалиний
  • Ту-204/214 – подходит для полетов по средней длины магистралям

Военной авиаотрасли также есть, чем похвастаться. Современные военные списки пополнились такими вариантами, как:

  • Су-27
  • Су-30
  • Су-33
  • Су-35

Отдельные достижения отмечаются и в отрасли вертолетостроения.

Сегодня Россия уделяет особое внимание развитию одной из своих важнейших экономических отраслей. Это помогает выполнять масштабные объемы работ по исследовательскому профилю, проводить работы по проектированию на высшем уровне. Направление авиапромышленности также требует решения проблем по современному производству и по эксплуатации летательных аппаратов. Ведь каждый из них олицетворяет страну и должен отвечать всем требованиям мировых стандартов.