Авиационный безопасность

Правила безопасности в аэропорту

  • Пропала виза из-за коронавируса. Что делать? 12
  • Какие справки нужны для путешествия и куда можно ездить без них? 16321
  • Куда и когда можно улететь россиянам (обновлено 9.06) 12455
  • О людях, которые помогают вам обменять или вернуть билеты 7650
  • Новые правила путешествий от Росавиации 9776
  • О чем молчат экскурсоводы? 8766
  • Как сшить медицинскую маску за полчаса 6729
  • Куда поедем весной 2021? 7504
  • COVID-19: Как мы можем обезопасить ваши путешествия? 4300
  • Для тех, кто путешествует с нами 9278
  • Обмен и возврат билетов: как это происходит? 8245
  • Шенгенская виза: расшифровка и значение 12152
  • Что такое «блэже-тревел»? 3711
  • Реальные истории: как проходит карантин в других странах 5262
  • Куда поедем летом и осенью? 6604
  • Что делать, если мою покупку признали подозрительной? 9333
  • 5 способов уберечь себя от вируса 13067
  • О работе Службы поддержки сервиса KUPIBILET.RU 12374
  • Как организовать рабочий процесс на удалёнке 7731
  • Инструкция: как обменять или вернуть билет, если коронавирус помешал поездке? 165960
  • Куда поехать на майские праздники 2020? 7340
  • Коронавирус и туризм: как путешествовать во время эпидемии 11607
  • Золотое кольцо России: как провести отпуск интересно и красиво 6782
  • Куда поехать в марте на праздники? 3459
  • ТОП-10 бюджетных мест 2020 года 7611
  • Что нельзя делать в Европе 10913
  • Как я ездила в Турин на соревнования и получила от авиакомпании 179 евро 8336
  • Страны с pet-friendly отелями 709
  • Куда слетать в отпуск весной: праздники за границей 6307
  • Шенгенская виза: новые правила 2020 года 16809
  • Каково это – быть тревел-блогером? 10426
  • Ваш посадочный талон – счастливый билет для мошенника 18392
  • Что посмотреть в Стокгольме за 6 часов? 8253
  • Нужно ли делать второй загранпаспорт? 9653
  • Куда поехать влюблённым на 14 февраля? 5650
  • Как путешествовать дёшево в 2020 году? 8275
  • Париж за 2 дня: как провести время с пользой 3613
  • Путешествие зимой: что взять с собой и как одеваться 16983
  • Где и сколько оставлять чаевых? 5627
  • В Мюнхен на выходные: чем заняться и куда сходить 4540
  • Где и как сделать самые популярные визы 1401
  • Заброшенные города: 5 мест, где остановилось время 4101
  • Путешествие, в котором всё не так 8149
  • Где отдыхать в январе 2020? 6390
  • Бесплатный транспорт за границей 10415
  • Как правильно выбрать попутчика в путешествие 7527
  • Какие приложения помогут сэкономить в путешествии? 16530
  • 7 городов Европы, где ждут приключения 4941
  • Дополнительные услуги Купибилета 8913
  • Акклиматизация: симптомы и профилактика 3691
  • Правило первого въезда: миф или реальность 11627
  • Внутренний туризм: Челябинск и область 7175
  • FAQ по замене загранпаспорта 3248
  • Как сэкономить в Монако 6127
  • Личный опыт: как получить визу в США за границей 38315
  • Путешествие на Алтай доступнее, чем вы думаете 7696
  • Почему вас могут не пустить на рейс? 11872
  • Можно ехать: в Грузии всё спокойно 4596
  • Как добраться до чуда света? 13811
  • Куда поехать на Новый год 2020? 8457
  • Как пробежать марафон в отпуске? 4399
  • В Казань на выходные 4264
  • Как аэропорт работает изнутри? 9381
  • Барселона: куда сбежать из шумного города 5912
  • Сервисы для поиска жилья 9991
  • Авторский гайд: Рига 4972
  • Как купить авиабилет, если под рукой нет паспорта? 11513
  • Что такое экотуризм и где им заниматься 3793
  • Шенгенская виза: какую ещё делать, кроме финской 17360
  • Куда поехать осенью 2019? 5086
  • Что делать после покупки авиабилета? 10621
  • В каких странах самое дешёвое жильё? 7370
  • В чём разница между отелем, хостелом, B&B или апартаментами? 12490
  • Как организовать путешествие большой компании 6395
  • Что делать, если потерялся паспорт накануне вылета 2583
  • Как путешествовать в старости? 5818
  • Как не купить фальшивый авиабилет 8139
  • В какие страны нужны прививки и от чего 10423
  • Какие бонусные программы есть у авиакомпаний 8478
  • Где заняться сёрфингом в России 3446
  • Правила поведения при аварии в самолёте 10732
  • Краснодар: куда пойти и что посмотреть 9444
  • Чартерные рейсы: плюсы и минусы 11361
  • Как не потратить лишнего в путешествии 5126
  • Можно ли летать внутри России по загранпаспорту? 23650
  • Почему важно больше путешествовать в молодости 7292
  • Чем отличается бизнес от эконома? 8644
  • Пустят ли с гипсом в самолёт? 5518
  • Как работает Служба заботы о клиентах Купибилета 3718
  • Города Италии: неизвестные города и их колорит 7503
  • Новый вид мошенничества с милями авиакомпаний 6482
  • У меня есть билет в Грузию. Что с ним теперь делать? 8576
  • Как улететь в Грузию после запрета? 4946
  • Указатели в аэропорту 5410
  • 7 мифов о путешествиях 4097
  • Аэропорт Парижа Шарль-де-Голль: схемы, цены, транспорт 5481
  • Что посмотреть в Турции, кроме Стамбула и моря 2767
  • Как купить дешевый авиабилет на Купибилет 4453
  • Споттинг в Пулково. Личный опыт. 3099
  • Как вернуть билет в день покупки 8251
  • Что посмотреть в Калининграде 9160
  • Как поменять данные пассажира в авиабилете 22208
  • Отпуск под парусом: рассказываем про яхтинг 4697
  • Что вы делаете не так, собираясь в путешествие 5248
  • Москва: 2 дня без Москва-сити и Красной площади 2434
  • Родина-мать: где в России не хуже, чем за границей 2388
  • Лучшие районы Европы для тусовок на несколько дней 11184
  • Страховка перед путешествием: что ещё важно, кроме здоровья? 2689
  • Не лучшее время: когда на море «не сезон» 6026
  • Танзания: нестандартный и доступный отдых 3562
  • Ручная кладь: как правильно собраться в дорогу 16695
  • Как путешествовать с родителями и оставаться дружной семьёй 5883
  • За что вас не выпустят за границу? 10749
  • Что посмотреть в Роттердаме за 2 дня 5209
  • Планирование путешествия для ленивых 6151
  • Увидеть Португалию и захотеть остаться 4504
  • Воздушное путешествие: лучшие канатные дороги Европы 3544
  • Куда поехать без визы в 2019 году 11205
  • Индия, приятно познакомиться! 2868
  • Места съёмок восьмого сезона Игры престолов 3467
  • Восточная Европа без туристов: вы там ещё не были 4648
  • Аэропорт Чанги: сад, бассейн и бабочки 7575
  • Пивная энциклопедия: где что пить в Баварии 4410
  • Аэропорт Хитроу: вся нужная информация 7295
  • Хватит это терпеть: куда поехать на море в 2019 году 4653
  • Теперь не потеряетесь: что и как в аэропорту Дубая 7137
  • 5 приключений на 8 марта 5214
  • Япония: переодеваемся в гейшу и едим суши с конвейера 5693
  • Аэрофлот: всё самое нужное 10705
  • Куда, блин? To Dublin: что делать в столице Ирландии 5836
  • Бесплатные услуги в отелях, о которых не все знают 8922
  • Приложения для комфортных путешествий 8787
  • Провоз багажа и ручной клади на рейсах «Utair» 29317
  • Где отдохнуть без визы зимой в 2019 году 8757
  • Как прокачать английский в путешествии 10215
  • Будапешт: слишком круто, чтобы возвращаться домой 8382
  • 5 проблем в путешествии, о которых надо знать 11809
  • Амстердам и Копенгаген: неделя вседозволенности 5110
  • Как купить дешевый билет на праздники 5894
  • Го катать: статья про горнолыжные курорты 4030
  • Бесплатные услуги на борту: о чём просить бортпроводника 7619
  • Гид по Франции: пустыня, искусство и прованские фьорды 5379
  • Провоз багажа и ручной клади на рейсах «S7 Airlines» 32770
  • Чёрная пятница в Купибилете 4264
  • Другая Эстония: что посмотреть кроме Таллина. Часть 2 6860
  • Другая Эстония: что посмотреть кроме Таллина. Часть 1 11499
  • Онлайн-регистрация на рейс «Utair». Инструкция. 56913
  • А мне норм: места для одиночного путешествия 3399
  • Лучшие места в самолёте Airbus A320 у S7 Airlines 25759
  • 5 причин уехать за пределы Лондона 2811
  • Онлайн-регистрация на рейс «S7 Airlines». Инструкция. 33965
  • Смотрим свысока: лучшие смотровые площадки мира 3829
  • Получите кэшбэк с бронирования отеля на booking.com 3293
  • Едем на Хайнань вместо Таиланда 3777
  • Приложение Купибилет: покупаем авиабилеты дёшево и быстро 3778
  • Когда всё складывается: топ компактных вещей для путешествий 4248
  • Что такое «смарт-маршруты» и почему так дешевле летать 13331
  • Пересадка во Франкфурте: как всё успеть без крика и слёз 34767
  • Как не попасть в черный список авиапассажиров? 5191
  • Куда поехать на ноябрьские праздники 5623
  • Танцуют все: как получить 3 000 рублей от банка Тинькофф 5273
  • Летим на сладенькое: где самые вкусные десерты 5505
  • Транслитерация имён для загранпаспорта 13786
  • Италия: 6 городов за 40 000 рублей, горы, море и невкусная еда 7362
  • Как заполнять суффикс при покупке авиабилета? 30775
  • Чтоб я так жил: самые красивые замки Европы 5197
  • Я была на краю земли: до Нордкапа и обратно за 9 000 рублей 11202
  • Отпуск с ребёнком: как правильно подготовиться 52916
  • Куда свозить депрессию: 7 мест для отдыха в октябре 8497
  • Куда поехать за красивыми фотографиями 7776
  • Как привлечь внимание спонсоров и прессы к своему проекту 7211
  • Познать мир через Арктику и шторм: как превратить экспедицию в проект 5821
  • А теперь мы к вам! Сколько стоит слетать к победителям ЧМ-2018 4952
  • Твори добро и путешествуй бесплатно 3815
  • Вандруки Пати в Петербурге: как это было 4719
  • Жизнь в Бургасе: как отдохнуть дёшево и не стать жертвой обмана 5286
  • Как переехать в Чехию: история Вадима и Алины 26415
  • Оле-оле-оле! Пулково-2 встретит болельщиков чемпионата мира по футболу 3412
  • Дорога длиной в 35 тысяч километров, 65 городов и 10 месяцев 3681
  • Шенгенская виза. Самое главное, что нужно знать 26180
  • ТОП-10 стран для путешествий в 2019 году 13205
  • Задержка рейса: что делать и как отстоять свои права 38410
  • Провоз алкоголя в самолете 179417
  • Образец заполнения анкеты на Шенгенскую визу 174161
  • Можно ли брать в самолет еду? 171281

Авиационная безопасность

Статья 205. Террористический акт
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.
2. Те же деяния:
а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) повлекшие по неосторожности смерть человека;
в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.
Статья 205.1. Содействие террористической деятельности
1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений — наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо без такового или пожизненным лишением свободы.
3. Пособничество в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205, 206, 208 настоящего Кодекса, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.
Статья 206. Захват заложника
1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
ж) в отношении двух или более лиц;
з) из корыстных побуждений или по найму, — наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
1. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное в отношении объектов социальной инфраструктуры либо повлекшее причинение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
3. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти, — наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от шести до восьми лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до десяти лет.
Примечания. 1. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
2. Под объектами социальной инфраструктуры в настоящей статье понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры.
Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава
1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, — наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, — наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

В мире различают два направления обеспечения безопасности в гражданской авиации: безопасность полетови авиационная безопасность.

Безопасность полетов(БП) — комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

Обеспечение безопасности полетов гражданских воздушных судов (ВС) — сложная задача, которая решается совместным трудом изготовителей гражданской авиационной техники и эксплуатантов этой техники. При этом на стадии проектирования, изготовления и испытания авиационной техники требования по безопасности полетов закладываются и воплощаются в конструкцию ВС и в технологию его изготовления. На этапе эксплуатации эти требования обеспечиваются благодаря соответствующей организации работ соответствующих служб эксплуатирующих ВС на земле и в воздухе. Одним словом, безопасность полетов — это надежность воздушных судов и квалификация персонала, обслуживающего и эксплуатирующего эти ВС.

Авиационная безопасность(АБ) — комплекс мер, а также людские и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, т.е. — это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Другими словами, авиационная безопасность — это отсутствие риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Основная задача системы авиационной безопасности — обеспечение безопасности, регулярности и эффективности деятельности гражданской авиации Российской Федерации.

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности и подразделениями охраны аэропортов и авиакомпаний, а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Таким образом, безопасность полетов обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем повышения надежности (совершенствования) авиационной техники и квалификации авиационного персонала, а авиационная безопасность обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем и защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

ФАП «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам АОН»

Приказ Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения»

В соответствии со статьей 84 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383) и в целях реализации мер по государственному регулированию деятельности авиации общего назначения и повышения уровня авиационной безопасности на воздушном транспорте приказываю:

  1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения».
  2. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России довести настоящий приказ до руководителей организаций гражданской авиации и эксплуатантов авиации общего назначения.
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра А.В.Нерадько.

Министр С.Франк
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2003 г.
Регистрационный N 4456

Приложение

Федеральные авиационные правила
» Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения»
(утв. приказом Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29)

I. Общие положения (п.п. 1 — 2)
II. Обеспечение авиационной безопасности (п.п. 3 — 12)
III. Командир воздушного судна АОН (п.п. 13 — 17)

I. Общие положения

  1. Федеральные авиационные правила «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения» (далее — Правила) устанавливают меры авиационной безопасности, обязательные для выполнения эксплуатантами авиации общего назначения (далее — АОН), обеспечивающие защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
  2. Настоящие Правила разработаны на основании статьи 84 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, статья 1383) и в соответствии с действующими нормативными актами международных организаций (ИКАО, ИАТА, ЕКГА, ИСО).
  3. II. Обеспечение авиационной безопасности

  4. Эксплуатант АОН обязан разработать программу обеспечения авиационной безопасности, являющуюся частью Руководства по производству полетов, а также все необходимые инструкции и технологии для персонала эксплуатанта в части обеспечения авиационной безопасности.
    Требования к документации по авиационной безопасности эксплуатанта АОН устанавливает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
  5. Эксплуатант АОН обязан организовать подготовку персонала по авиационной безопасности в пределах его функциональных обязанностей.
  6. Авиационная безопасность эксплуатанта АОН включает в себя мероприятия, направленные на обеспечение безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, которые проводятся в соответствии с установленными требованиями авиационной безопасности.
  7. Основными мероприятиями по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность эксплуатанта АОН (далее — АНВ) являются:
  8. а) соблюдение пропускного и внутриобъектового режима в аэропортах базирования;
    б) организация и обеспечение охраны воздушных судов и объектов эксплуатанта АОН;
    в) оборудование воздушных судов противоугонными устройствами;
    г) обеспечение экипажей воздушных судов инструктивными документами по авиационной безопасности;
    д) досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, грузов, почты и бортовых запасов;
    е) предполетный досмотр гражданских воздушных судов;
    ж) организация и принятие мер по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с АНВ.

  9. При базировании (временной стоянке) воздушных судов эксплуатанта АОН в аэропорту меры авиационной безопасности осуществляются службой авиационной безопасности эксплуатанта АОН, или службой авиационной безопасности аэропорта.
  10. При базировании (временной стоянке) воздушных судов эксплуатанта АОН вне аэропорта меры авиационной безопасности осуществляются командиром воздушного судна или назначенным им членом экипажа эксплуатанта АОН самостоятельно.
  11. Эксплуатант АОН при этом обязан обеспечить следующие меры авиационной безопасности:
    а) установку тормозных и противоугонных устройств;
    б) закрытие и блокирование (опечатывание на воздушном судне дверей, люков (лючков), заправочных горловин;
    в) уборку (удаление) от воздушного судна посадочных трапов и лестниц;
    г) уборку (удаление) от воздушного судна переносных лестниц, подъемных устройств и пассажирских транспортных средств;
    д) постоянный контроль за доступом к стоянке воздушного судна.

  12. Воздушные судна эксплуатанта АОН, используемые для перевозки пассажиров, должны располагать специальным оборудованием установленного образца для хранения оружия, боеприпасов и спецсредств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета.
  13. Стоянки воздушных судов эксплуатантов АОН не должны находиться в непосредственной близости к стоянкам воздушных судов, осуществляющих коммерческие перевозки, в целях избежания снижения уровня авиационной безопасности в отношении этих воздушных судов, багажа, грузов, почты, бортовых запасов.
  14. В аэропортах постоянного базирования воздушных судов эксплуатантов АОН должно быть исключено смешивание вылетающих и прилетающих экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН с пассажирами коммерческих рейсов.
  15. Предполетный досмотр вылетающих экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН должен проводиться отдельно от пассажиров коммерческих рейсов. Доставка экипажей воздушных судов эксплуатантов АОН и пассажиров АОН на борт воздушного судна организуется в сопровождении сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта.

  16. При вылете из аэропорта (с аэродрома), где отсутствует служба авиационной безопасности, предполетный досмотр членов экипажа, пассажиров, в том числе вещей, находящихся при них, багажа, грузов, почты, воздушного судна, бортовых запасов проводится сотрудниками службы авиационной безопасности эксплуатанта АОН.
  17. В случае выполнения полетов с аэродромов или посадочных площадок, где отсутствуют служба авиационной безопасности аэропорта и служба авиационной безопасности эксплуатанта АОН, досмотр осуществляет командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.

    III. Командир воздушного судна АОН

  18. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества (пункт 2 статьи 57 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»).
  19. Командир воздушного судна обязан пройти специальную подготовку по авиационной безопасности в учебном заведении гражданской авиации.
  20. Командир воздушного судна имеет право отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу в части, касающейся обеспечения мер авиационной безопасности, и требовать их исполнения, а также применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажа воздушного судна, безопасности полета и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.
  21. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам.

  22. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также грузов и почты.
  23. При АНВ, произошедшем в полете, командир воздушного судна и члены экипажа обязаны передать сигналы бедствия, сообщить об АНВ, свой позывной, местонахождение (координаты), высоту, курс полета, данные об остатке топлива, имеющиеся сведения о правонарушителях и их вооружении и действовать в соответствии с памяткой экипажу воздушного судна по действиям в чрезвычайной обстановке.

При угрозе или совершении АНВ, произошедшем до или после выполнения полета, командир воздушного судна или уполномоченный работник эксплуатанта АОН по разрешении инцидента должны немедленно направить информацию и отчет о таком акте в адрес специально уполномоченного органа в области гражданской авиации.

Авиационная безопасность

(англ. aircraft safety/security) — по воздушному законодательству РФ состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (ст. 83 ВозК РФ*). Под незаконным вмешательством в деятельность в области авиации понимаются противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий. Понятие деятельности в области авиации раскрыто в ВозК РФ.

А.б. обеспечивается службами А.б. аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами А.б. эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы А.б. аэродромов или аэропортов и службы А.б. эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Основные правила об А.б. установлены гл. XII ВозК РФ. Требования А.б. и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению А.б.

А.б. может обеспечиваться путем: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и др. опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в т.ч. осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Службы А.б. имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования А.б., а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или др. граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством РФ. Сотрудникам служб А.б. при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.