Автономные некоммерческие организации

Содержание

Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (I часть)

Что представляет собой АНО? Для какой сферы деятельности удобна такая организационно-правовая форма? Какими особенностями обладает АНО и как зарегистрировать такую структуру?

В последние годы растет число некоммерческих организаций, выбравших форму АНО. На практике данная структура, чаще всего, создается для оказания платных образовательных услуг (школы, детские сады, учебные центры и пр.). Тем более что такая форма организации имеет льготные условия налогообложения.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рассмотрим особенности функционирования данной структуры, права ее учредителей.

Правовая основа АНО

Статус АНО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ) и ст.123.24 ГК РФ, в которых дается определение АНО.

АНО представляет собой унитарную некоммерческую организацию, которая:

  • не имеет членства;
  • создана на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц (т.е. источником финансирования являются добровольные материальные взносы);
  • создана для предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

АНО может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

Особенности функционирования АНО

По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия.

Так, деятельность АНО не основана на членстве (как, например, в случае с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами).

По целевой направленности АНО имеет различие с фондами.

Создание АНО, прежде всего, предполагает предоставление услуг физическим и юридическим лицам (образовательные, медицинские, спортивные и иные услуги). Целью создания благотворительного фонда является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) помощь гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях. Такая помощь может быть оказана в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

АУТСОРСИНГ, БУХУЧЕТ

В соответствии с п. 3 ст.123.24 ГК РФ имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО (в отличие от учреждений). При этом учредители АНО не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО. И наоборот. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей (решение АС Калужской области от 28.01.2016 г. №А23-7121/2015, постановление АС Центрального округа от 22.09.2015 г. №А35-9176/2014).

То есть учредитель АНО теряет право собственности на переданное в АНО имущество.

РЕГИСТРАЦИЯ АНО: ЦЕНА

Важно! Любой учредитель может выйти из состава учредителей АНО. Однако в случае выхода из АНО бывший учредитель не получит имущество (денежный эквивалент имущества), ранее внесенное в АНО.

В случае ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана. А учредители при ликвидации АНО не получают даже части ее имущества.

АНО может быть ликвидирована в том же порядке, что и «обычная» некоммерческая организация (в отличие от фонда).

Важно! Ответственность АНО ограничено имуществом, переданным учредителем в собственность. На это имущество может быть наложено взыскание.

Например, в части религиозных организаций не на все имущество может быть наложено взыскание. В отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения) действует иммунитет. В отношении имущества АНО такого иммунитета нет.

Законом выдвинуты определенные требования к содержанию устава АНО (ст.123.24 ГК РФ).

Устав АНО должен содержать сведения:

  • о наименовании АНО (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»);
  • о месте нахождения;
  • о предмете;
  • о цели деятельности;
  • о составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
  • иные предусмотренные законом сведения.

Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями (п.3 ст.26 Закона №№7-ФЗ).

Управление АНО

Управление деятельностью АНО осуществляется ее учредители. Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Порядок управления АНО устанавливается уставом, утвержденным ее учредителями (п.1 ст.123.25 ГК РФ).

В АНО может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (по решению ее учредителей). Компетенция коллегиального органа устанавливается уставом АНО.

Учредители АНО назначают ее единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан (п.3 ст.123.25 ГК РФ).

РЕГИСТРАЦИЯ АНО

Важно! На учредителей АНО возложена надзорная функция за ее деятельностью.

Преобразование АНО

Согласно п.3 ст.17 Закона №7-ФЗ и ст.123.24 ГК РФ АНО вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании АНО принимается ее высшим органом управления в порядке, предусмотренном ее уставом (п.5 ст.17 Закона №7-ФЗ). И наоборот.

В соответствии с нормами ГК РФ в АНО могут быть преобразованы следующие некоммерческие организации:

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ?

Автономная некоммерческая организация (АНО) – организация, не имеющая членства, существующая за счёт добровольных взносов, целью которой является предоставление услуг в области науки, культуры, здравоохранения и образования, физкультуры и спорта.

Учредителями такой организации могут быть как физические, так и юридические лица. Законодательство устанавливает за АНО некоммерческий статус деятельности. Это значит, что учредители не ориентируются на получение прибыли при создании организации.

Граждане объединяются в организацию для реализации целей, поставленных в сферах здравоохранения, культуры, спорта, благотворительности и защиты прав граждан. Такие объединения могут заниматься коммерческой деятельностью, только если она направлена на реализацию задач, поставленных организацией.

В качестве примера автономных некоммерческих организаций можно назвать частные детские сады и школы, клиники и больницы, клубы и кружки по интересам, спортивные школы и благотворительные общества.

Государство поощрительно относится к открытию и функционированию некоммерческих организаций, предоставляя им право льготного налогообложения.

Особенности деятельности

Статья 10 ФЗ№7 «О некоммерческих организациях» регламентирует правовые нормы деятельности АНО.

Основные их особенности таковы:

  1. Учредители, предоставившие своё имущество некоммерческой организации, утрачивают право на владение этим имуществом, оно становится собственностью АНО.
  2. Учредители не несут ответственности по обязательствам, созданной ими организации, и организация, в свою очередь, не несет ответственности за учредителей.
  3. Надзор за деятельностью некоммерческой организацией осуществляют её учредители на основании Устава организации. Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях.
  4. Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.
  5. Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек). Должен быть создан и ответственно функционировать исполнительный орган, но он может быть как коллегиальным, так и единоличным.

Устав

Статья 28 ФЗ №7 закрепляет за Уставом автономных некоммерческих организаций право определять нормы системы управления любой автономной некоммерческой организацией.

Устав должен раскрывать структуру этой системы, права и обязанности каждой из её ветвей, компетенцию и механизм взаимодействия отдельных её звеньев.

Устав регламентирует перечень прав и обязанностей учредителей организации, их поле ответственности, формы отчётности.

Один из разделов Устава содержит формулировку целей и задач, которые ставит перед собой организация. Документом закрепляется порядок управления организацией: основные структурные звенья, направление их деятельности и компетенции.

Каким образом учредители могут реализовывать свои права и обязанности совершать надзор за деятельностью организации?

Законодательство не детализирует решение этого вопроса, передавая всю ответственность учредителям.

Те же, в свою очередь, могут организовать надзор, избрав один из предлагаемых вариантов:

  1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
  2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
  3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
  4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.

Скачать образец устава автономной некоммерческой организации в формате .doc (Word)

Регистрация АНО

Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.

Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:

  • заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
  • копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
  • копию паспорта будущего руководителя АНО;
  • перечень ОКВЭД;
  • сведения о месте нахождения организации;
  • квитанцию об уплате госпошлины;

Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.

Ликвидация

При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.

При добровольном, непринудительном прекращении деятельности АНО нужно поставить в известность управление Минюста, налоговые службы, территориальные отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Этапы процедуры ликвидации:

  1. Создание учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации АНО, ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации.
  2. В СМИ размещается объявление о ликвидации некоммерческой организации.
  3. Составление бухгалтером промежуточного баланса, отражающего наличие долгов и должников, уплате всех налогов с отметкой налоговой службы.
  4. Работа с кредиторами, погашение всех задолженностей.

После этого отводится 2 месяца для подготовки ликвидационной документации.

Инициировать ликвидацию АНО может и управление Минюста в случаях отсутствия со стороны организации деятельности, декларируемой её Уставом. Ликвидация проводится решением суда без обязательного присутствия учредителей АНО.

Документы для ликвидации:

  • заявление о государственной регистрации АНО;
  • выписка из протокола общего собрания учредителей АНО с информацией о ликвидации;
  • промежуточный баланс;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • паспортные данные учредителей;
  • копия выписки из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об изменениях;
  • подтверждение, опубликования в СМИ объявления о ликвидации;
  • документ, подтверждающий факт уничтожения печати;

По окончании этапа подготовки документации, пакет подаётся в государственные органы, уполномоченные вести дела по ликвидации некоммерческих организаций. После этого следует ожидать решения о ликвидации.

Преимущества и недостатки некоммерческих организаций

При формировании учредительных документов АНО следует внимательно отнестись к декларированию некоторых нюансов некоммерческой деятельности: разграничение уставной и коммерческой деятельности, порядок создания имущества с помощью членских и целевых взносов учредителей, статьи использования этих поступлений. Нескрупулезное отношение к регламентированию этих вопросов в Уставе организации может «плюсы» льготного налогообложения превратить в «минусы».

Проанализируем преимущества и недостатки некоммерческих организаций в сравнении с коммерческими по некоторым направлениям:

  1. Виды деятельности. Некоммерческая организация может осуществлять только деятельность, предусмотренную учредительными документами и в соответствии с поставленными перед ней целями. В то время как коммерческое предприятие может принимать участие в осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законодательством РФ. Кроме того, некоторые виды деятельности, например, банковская и дилерская, могут реализовывать только коммерческие организации.
  2. Извлечение прибыли. Целью создания коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческая организация тоже может заниматься предпринимательством, но она должна быть направлена на реализацию поставленных целей и задач.
  3. Распределение прибыли. Прибыль в коммерческих предприятиях распределяется между его участниками, в то время как законодательством запрещено распределение прибыли между учредителями АНО, она должна направляться на реализацию целей организации. Но все-таки учредители АНО могут извлекать выгоду из её деятельности в виде: учредители вместе с участниками АНО могут получать услуги и блага, продуцируемые организацией, либо заработную плату за выполнение конкретных обязанностей.
  4. Ответственность учредителей. Исходя из законодательно установленных правил, учредители не несут ответственности по обязательствам организации. Проигрывают в этом пункте те коммерческие и некоторые виды некоммерческих организаций, которым предусмотрена субсидиарная ответственность по обязательствам организации или предприятия.

Основные положения об автономной некоммерческой организации

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Основные положения об автономной некоммерческой организации

Это унитарная, не предоставляющая членства организация, учрежденная при помощи имущественных вкладов.

Основополагающие особенности указываются в статье 123.24. ГК РФ. Помимо этого, юридические аспекты регламентируются 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Рассмотрим возникающие вопросы и некоторые особенности юридического статуса этой разновидности объединений.

Понятие автономной некоммерческой организации

Статья 50 ГК РФ регламентирует возможность регистрации объединений, ведущих некоммерческую деятельность, в организационной форме автономных.

Автономная некоммерческая организация – это:

  • унитарная;
  • не предоставляющая членства или участия в ней;
  • учрежденная при помощи имущественных вкладов добровольного характера от физических или юридических лиц;
  • основанная для оказания услуг образовательной, социальной, культурной, научной специфики и прочих разновидностей услуг некоммерческого характера.

Признаки автономной некоммерческой организации

Существует несколько главных нюансов, признаков и характерных особенностей, отличающих рассматриваемый вид учреждений от иных:

  • унитарное;
  • отсутствие возможности членства;
  • основание производится посредством вкладов в материальном эквиваленте от физических или юридических лиц;
  • цели осуществляемой деятельности обязательно должны носить исключительно некоммерческую специфику;
  • создание может быть произведено одним лицом;
  • имущество, передача которого была осуществлена учредителями, отходит в собственность самого учреждения;
  • учредители не располагают правами на имущество, отданное в распоряжение организации;
  • учредители не несут рисков по материальным обязательствам предприятия;
  • организация, в свою очередь, не несет рисков по задолженности учредителей перед третьими лицами.

Статья 65.1. ГК РФ разделяет понятия корпоративных и унитарных объединений. По положениям Кодекса, унитарными считаются предприятия, в которых учредителям не предоставляется членство.

Ранее мы отметили, что автономная некоммерческая организация является унитарной, соответственно выделим ее основные отличия от корпоративной:

  • учредители не становятся членами;
  • учредители не располагают заинтересованностью в осуществлении управления деятельностью компании, так как унитарное учреждение заблаговременно наделяется требуемым имуществом, в отличие от корпоративных, где учредителям требуется осуществлять взносы и быть заинтересованными в извлечении прибыли;
  • считаются организациями, не приносящими прибыль.

Требования к содержанию устава автономной некоммерческой организации

Главные требования к уставу указываются в части 2 статьи 123.24. ГК РФ.

Положения статьи регламентируют наличие в типовом уставе следующих сведений:

  • название учреждения, обязательно с включением словосочетания “автономная некоммерческая организация”;
  • местоположение;
  • предмет, цели осуществляемой деятельности;
  • состав, порядок формирования и особенности компетенции органов управления;
  • другая информация, установленная законом.

Права учредителей автономной некоммерческой организации на использование оказываемых ею услуг

И ГК РФ, и 7-ФЗ содержат идентичные нормативные нюансы касательно имеющихся у учредителей прав на пользование услугами, которые предоставляются автономной организацией.

Положения законов гласят:

  • учредители имеют право на использование услуг, производимых автономной организацией;
  • право возникает, если использование осуществляется на принципах равноправия с третьими лицами.

Специальные правила по поводу возможности осуществления автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности

В части 2 статьи 10 ФЗ № 7 указано, что рассматриваемые учреждения имеют право ведения такой деятельности, если она не противоречит задачам и целям, для реализации которых было основано предприятие.

В части 5 статьи 123.24. ГК РФ также регламентируется правовая возможность автономных объединений принимать участие в деятельности, имеющей предпринимательскую основу.

При этом указываются следующие особенности:

  • право на ведение данного вида деятельности возникает в случаях, если таковая необходима для реализации целей, определенных в момент создания учреждения;
  • предпринимательская деятельность должна иметь соответствие целям и задачам и не противоречить им;
  • автономная организация имеет возможность учреждать хозяйственные общества для ведения деятельности предпринимательского характера;
  • автономное учреждение располагает правом принимать непосредственное участие в ведении деятельности созданных хозяйственных обществ.

Таким образом, положения Кодекса расширяют особые правила и вводят возможность по созданию автономными объединениями хозяйственных обществ.

Однако часть 4 статьи 50 ГК РФ гласит, что любое некоммерческое учреждение может вести деятельность, которая приносит доход, если:

  • данная возможность предусматривается уставом;
  • деятельность будет способствовать реализации целей, определенных при создании учреждения;
  • деятельность соответствует целям, определенным в уставе, и не противоречит им.

Поскольку статья 50 ГК РФ не определяет для некоммерческих компаний права на ведение деятельности, имеющей предпринимательскую основу (а лишь той, которая приносит доход), статья 123.24. выделяет специализированные правила для автономных объединений по осуществлению именно данного вида деятельности.

Ограничения по преобразованию автономной некоммерческой организации

Часть 7 статьи 123.24. ГК РФ определяет некоторые запреты, накладываемые на возможность преобразования автономной организации в иные формы.

Вследствие того, что автономная организация является унитарной и, одновременно, некоммерческой, преобразование не может быть осуществлено в правовую форму корпорации или коммерческой организации.

Нормативными положениями данной статьи устанавливается лишь одна разновидность правовой формы, в которую может быть произведено преобразование автономного учреждения – это фонд.

Решение о преобразовании принимают учредители объединения.

Правовое положение автономных некоммерческих организаций

Основополагающие аспекты юридического статуса регламентируются ГК РФ. Регулирующие нормы, не установленные Кодексом, определяются 7-ФЗ.

Основные нормативные положения такого закона не могут находиться в противоречиях с Кодексом по отношению к автономным организациям.