Беспошлинной торговли

Владелец магазина беспошлинной торговли

Деятельность владельца магазина беспошлинной торговли регламентируется ст. 33–37 ТК ТС, ст. 81–84 Закона о таможенном регулировании, а также положениями приказа Ф’ГС России от 01.02.2011 № 186 «Об утверждении формы свидетельства о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, порядка его заполнения и формы Реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли».

Под «владельцем магазина беспошлинной торговли» согласно п. 1 ст. 33 ТК ТС понимается юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным п. 1 ст. 34 ТК ТС.

Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.

В Российской Федерации владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Приобретение статуса владельца магазина беспошлинной торговли связано с включением юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Отметим, что порядок получения такого статуса носит разрешительный характер.

Вопросы включения в реестр таможенных перевозчиков и исключения из него определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

В ст. 34 ТК ТС установлены основные условия включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли:

  • 1) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, пригодных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли и отвечающих требованиям, установленным законодательством государств – членов Таможенного союза;
  • 2) наличие регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством государств – членов Таможенного союза;
  • 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
  • 4) отсутствие фактов привлечения в течение года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.

Перечень условий включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли не является закрытым и может дополняться иным требованиями, которые могут быть установлены таможенным законодательством национального и наднационального уровней.

Конкретизация условий включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов на уровне законодательства государств – членов Таможенного союза является обязательной, поскольку применение положений ТК ТС без такой конкретизации становится не выполнимым.

К дополнительным условиям включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли относятся:

  • • предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере не менее 2,5 млн руб. (ч. 4 ст. 82 Закона о таможенном регулировании);
  • • согласование открытия магазина беспошлинной торговли в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ;
  • • указание определенной информации (например, местонахождение торгового зала, дату выдачи свидетельства и его номер и др.) в свидетельстве о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.

В соответствии с установленным порядком для включения в реестр владельцев таможенных складов заинтересованное российское юридическое лицо должно обратиться в таможенный орган с заявлением о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Заявление составляется в произвольной письменной форме, и оно должно включать:

  • 1) обращение заявителя в таможенный орган с просьбой о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли;
  • 2) сведения о наименовании, организационно-правовой форме, о месте нахождения, об открытых банковских счетах заявителя;
  • 3) сведения о помещениях, находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли, о месте их нахождения, обустройстве, оборудовании и материально-техническом оснащении;
  • 4) сведения о предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • 5) сведения о регистрационных или разрешительных документах на розничную торговлю;
  • 6) сведения о согласовании открытия магазина беспошлинной торговли в соответствии с порядком установления режима в пунктах пропуска.

К такому заявлению должны прилагаться следующие документы, подтверждающие заявленные сведения:

  • 1) учредительные документы заявителя;
  • 2) документ, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в ЕГРЮЛ;
  • 3) свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
  • 4) документы, подтверждающие право владения заявителем помещениями, предназначенными для использования в качестве магазина беспошлинной торговли;
  • 5) планы и чертежи помещений, предназначенных для использования в качестве магазина беспошлинной торговли;
  • 6) документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • 7) подтверждения из банков об открытых в них счетах заявителя;
  • 8) регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю.

К сожалению, на сегодняшний день в Российской Федерации нет норм права, регламентирующих порядок включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, поэтому данные вопросы остаются урегулированными утвержденной приказом ФТС России от 01.02.2011 № 186 формой свидетельства о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли и порядком заполнения такого свидетельства.

Заявление о включении заявителя в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли рассматривает таможенный орган, он же принимает соответствующее решение.

Приобретение юридическим лицом статуса владельца таможенного склада подтверждается свидетельством о его включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, которое выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Такое свидетельство должно содержать:

  • • наименование владельца магазина беспошлинной торговли, указание его организационно-правовой формы и места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
  • • место нахождения торгового зала магазина беспошлинной торговли;
  • • место нахождения склада магазина беспошлинной торговли;
  • • сведения о площади склада магазина беспошлинной торговли;
  • • наименование таможенного органа, выдавшего свидетельство;
  • • дату выдачи свидетельства и его номер.

За включение лиц в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли плата не взимается.

Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом, основанном на решениях КТС/ЕЭК. Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли ведется в электронном и бумажном видах и подлежит опубликованию в официальных изданиях ФТС России.

На владельца магазина беспошлинной торговли возлагается ряд обязанностей:

  • 1) обеспечивать сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных, в соответствии с правилами, предусмотренными ТК ТС;
  • 2) соблюдать условия и требования, установленные ТК ТС;
  • 3) обеспечивать возможноеть проведения таможенного контроля;
  • 4) вести учет поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации в этом магазине, а также представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;
  • 5) уплатить таможенные пошлины и налоги при возникновении обязанности по их уплате в соответствии со ст. 306 ТК ТС;
  • 6) информировать таможенный орган, включивший юридическое лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений.

За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требований соблюдения таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Согласно ст. 35 ТК ТС юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев таможенных складов в следующих случаях:

  • 1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, установленных в подп. 1–2 и 5 п. 1 ст. 34 ТК ТС;
  • 2) несоблюдение владельцем магазина беспошлинной торговли обязанностей, предусмотренных ст. 36 ТК ТС;
  • 3) заявление владельца магазина беспошлинной торговли об исключении его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;
  • 4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;
  • 5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Магазины беспошлинной торговли

Применение таможенной процедуры беспошлинной торговли

Ст. 33 Таможенного кодекса ЕАЭС определены особенности процедуры беспошлинной торговли:

  • содержание, применение, сроки;
  • условия помещения товаров под процедуру;
  • возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе срок их уплаты и исчисление.

Таможенная процедура беспошлинной торговли применяется в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС. В соответствии с ней такие товары находятся и реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли (далее – МБТ) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Но только в том случае, если соблюдаются условия помещения товаров под эту таможенную процедуру и критерии их использования.

До вступления в силу Кодекса Союза товары, помещённые под таможенную процедуру беспошлинной торговли (далее – Товары Дьютифри), реализовывались:

  • физическим лицам, покидающим таможенную территорию ЕАЭС;
  • дипломатическим представительствам; консульским учреждениям;
  • представительствам государств при международных организациях; международным организациям или их представительствам, расположенным на таможенной территории Союза;
  • членам дипломатического персонала дипломатического представительства, международных организаций или их представительств;
  • консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними;
  • персоналу (сотрудникам, должностным лицам) представительств государств при международных организациях.

Новшеством стало расширение круга физических лиц, которым разрешена реализация Товаров Дьютифри:

  • физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС;
  • физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена;
  • иным организациям или их представительствам и их персоналу, если такая реализация предусматривается законодательством государства-члена, на территории которого расположены такие организации или их представительства.

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2018 года № 1512 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным или водным транспортом» установлен перечень пунктов пропуска. В этих пунктах пропуска допускается расположение торговых залов МБТ, где разрешена реализация Товаров Дьютифри физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС.

В случае реализации Товаров Дьютифри физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС, отпуск алкогольных напитков и пива, табака и табачных изделий должен осуществляться с соблюдением количественных норм, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов. В настоящее время количественные нормы по ввозу алкогольной продукции, табака и табачных изделий регламентированы Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Перечень магазинов беспошлинной торговли в РФ, в которых товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализуются категориям лиц, обозначенным до вступления в силу Кодекса Союза, в настоящее время Правительством РФ не определён.

Если иностранные Товары Дьютифри реализуются физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена в другое государство-член, и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член из другого государства-члена (пп. 2 п. 2 ст. 247 Кодекса Союза), то завершение таможенной процедуры происходит после помещения данных иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уже после реализации.

В новом законодательстве о таможенном регулировании также закреплены нормы о применении таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенная процедура таможенного транзита не завершает таможенную процедуру беспошлинной торговли в отношении иностранных товаров Дьютифри (норма ч. 6 ст. 178 Федерального закона о таможенном регулировании (далее – Закон)) в следующих случаях:

  1. При перемещении Товаров Дьютифри между складом и торговым залом одного владельца магазина беспошлинной торговли, если указанные помещения МБТ располагаются в регионах деятельности различных таможенных постов, но в пределах одной таможни (таможенного органа, включившего юридическое лицо – владельца магазина — в реестр владельцев МБТ).
  2. При перемещении товаров между местом хранения, в котором они находились при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли, и складом (торговым залом МБТ), если указанные место хранения и помещения МБТ располагаются в регионах деятельности различных таможенных органов. Норма, к примеру, применяется при помещении ювелирных изделий под таможенную процедуру беспошлинной торговли при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС на Специализированных таможенных постах не в регионе деятельности таможни, где функционирует магазин беспошлинной торговли. После выпуска в таможенной процедуре беспошлинной торговли ювелирные изделия под таможенным транзитом перемещаются со Специализированного таможенного поста в магазин беспошлинной торговли без завершения таможенной процедуры беспошлинной торговли.

Владельцы магазинов беспошлинной торговли

Условия включения юридического лица в реестр владельцев магазина беспошлинной торговли (далее – Реестр МБТ) устанавливаются Таможенным кодексом ЕАЭС (Глава 60) и Законом.

Условия включения в Реестр МБТ

  1. Сооружения и (или) помещения (части помещений), предназначенные для использования в качестве магазина беспошлинной торговли находятся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде и отвечают требованиям, устанавливаемым ст. 380 Закона. Если сооружения, помещения или их части находятся в аренде, то договор аренды в их отношении день подачи заявления о включении в реестр владельцев МБТ должен быть заключен на срок не менее 6 месяцев.
  2. Получены регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством РФ. Например, если владелец МБТ планирует ввозить в магазин беспошлинной торговли алкогольную продукцию для реализации, то, в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», необходимо получить соответствующую лицензию.
    При этом, если юридическое лицо не планирует осуществлять розничную торговлю в МБТ товарами, требующими наличия разрешений (лицензий), то данное условие не повлияет на включение этого лица в Реестр МБТ.
  3. На день обращения в таможенный орган отсутствует просроченная задолженность по таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, пеням, процентам.
  4. Предоставлено обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, в размере двух с половиной миллионов рублей. Предоставленное обеспечение распространяет свое действие на все территории МБТ, включая торговые залы одного владельца магазинов беспошлинной торговли, функционирующих в регионе деятельности одного таможенного органа, включившего соответствующее лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
    Поскольку юридическое лицо в Реестр МБТ включает таможня (административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, утверждённой приказом ФТС России от 25.11.2011 № 2398), то обеспечение на все помещения территории МБТ предоставляется в таможню.
  5. Отсутствует просроченная задолженность по уплате административного штрафа, назначенного владельцу МБТ на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 16.2, 16.3, 16.14, 16.15,16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ.
  6. Юридическое лицо не является:
    • казенным предприятием;
    • организацией или государственным унитарным предприятием, указанным в части 1 статьи 274 Закона;
    • организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанное в части 1 статьи 274 Закона.
  7. Регистрация в личном кабинете. Личный кабинет представляет собой информационный ресурс, принадлежащий федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в области таможенного дела (ФТС России). Ресурс размещен в сети «Интернет» и используется для организации обмена электронными документами и (или) сведениями в электронной форме между таможенными органами и заинтересованными лицами (в данном случае владельцем МБТ).

Ещё важными условиями включения юридического лица в Реестр МБТ являются:

  • согласование открытия МБТ с пограничными органами РФ (ч. 4 ст. 377 Закона);
  • согласование порядка функционирования МБТ с таможней (ч. 5 ст. 377 Закона).

Причём согласование порядка функционирования МБТ с таможней является новеллой в законодательстве РФ о таможенном регулировании. Сведения, которые должны обязательно содержаться в данном порядке, определяются в ст. 380 Закона.

Свидетельство о включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли должно содержать:

  • наименование владельца магазина беспошлинной торговли, указание его организационно-правовой формы и места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения торгового зала МБТ;
  • место нахождения склада МБТ;
  • сведения о площади склада МБТ;
  • наименование таможенного органа (таможни), выдавшего свидетельство;
  • дату выдачи свидетельства и его номер.

Форма Свидетельства, порядок его выдачи утверждается Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли, утверждённой приказом ФТС России от 25.11.2011 № 2398.

Основания исключения из Реестра МБТ

  1. Если владельцем МБТ не соблюдаются условия включения в Реестр МБТ, таможенная процедура беспошлинной торговли, а также присутствуют административные правонарушения в области таможенного дела:
    1. Владелец МБТ не выполняет обязанности по соблюдению условий включения в реестр владельцев МБТ:
  • В собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде отсутствуют сооружения и (или) помещения (части помещений), предназначенные для использования в качестве магазина беспошлинной торговли либо они не отвечают требованиям, устанавливаемым статьёй 380 Закона.
  • Отсутствуют или прекратили свое действие регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если обязанность их получения предусмотрена законодательством РФ.
  • Владелец МБТ не исполняет обязанности по соблюдению дополнительных условий включения в Реестр МБТ в соответствии с Законом:
    • Не предоставляет обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, в размере двух с половиной миллионов рублей, либо нарушает условия непрерывности обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ согласно пункту 5 статьи 63 Таможенного кодекса ЕАЭС.
    • Имеет просроченную задолженность по уплате административного штрафа, назначенного владельцу МБТ на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 16.2, 16.3, 16.14, 16.15, 16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ.
    • Юридическое лицо является казенным предприятием, организацией или государственным унитарным предприятием, указанным в части 1 статьи 274 настоящего Закона, организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанное в части 1 статьи 274 настоящего Закона.
    • Не зарегистрирован в личном кабинете ФТС России.

  • Не соблюдаются условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли, установленных пунктом 3 статьи 244 Таможенного кодекса ЕАЭС.
  • Сохранность товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и не реализованных в магазине беспошлинной торговли, не обеспечивается.
  • Не обеспечивается возможность проведения таможенного контроля.
  • Отсутствует возможность ведения учёта поступления товаров в МБТ и их реализации в этом магазине, а также представления таможенным органам отчетности о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством РФ.
  • Не исполняется обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, предусмотренных статьей 247 Таможенного кодекса ЕАЭС, не позднее последнего дня срока, указанного в уведомлении, направленном таможенным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 55 и пунктом 3 статьи 73 Таможенного кодекса ЕАЭС.
  • Владелец МБТ привлекается к административной ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела, предусмотренное частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и (или) два и более раза привлекается к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.2, 16.3, 16.15, частями 2 и 3 статьи 16.19, частями 2 и 3 статьи 16.23 КоАП РФ, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов по указанным статьям составляет, по совокупности, пятьсот тысяч рублей и более.
  • Заявление владельца МБТ об исключении его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли.
  • Ликвидация юридического лица, включенного в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
  • Реорганизация юридического лица, включенного в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством РФ.
  • Включение в Реестр МБТ

    Для включения в Реестр МБТ заявитель подаёт соответствующее заявление в электронном виде, заверенное усиленной квалифицированной электронной подписью. Это Заявление о включении в Реестр МБТ включает:

    • обращение заявителя в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр МБТ;
    • сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о месте нахождения, об открытых банковских счетах заявителя;
    • сведения о сооружениях и (или) помещениях (частях помещений), находящихся во владении заявителя и предназначенных для использования в качестве МБТ, об их месте нахождения, обустройстве, оборудовании и о материально-техническом оснащении;
    • сведения о предоставлении обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, если такое обеспечение предоставлено до подачи или одновременно с подачей заявления о включении в Реестр МБТ;
    • сведения о регистрационных или разрешительных документах на розничную торговлю, если такое разрешение предусмотрено законодательством РФ;
    • сведения о согласовании открытия МБТ с пограничными органами;
    • сведения о согласовании порядка функционирования МБТ с таможней, в регионе деятельности которых предполагается нахождение МБТ.

    Для подтверждения сведений, указанных в заявлении о включении в Реестр МБТ, заявитель, в соответствии с ч. 2 ст. 379 Закона, прилагает следующие подтверждающие документы:

    1. Свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе.
    2. Документы, подтверждающие право владения заявителем сооружениями и (или) помещениями (частями помещений), предназначенными для использования в качестве МБТ: свидетельство о праве собственности, договор аренды (субаренды) или иные документы.
    3. Планы и чертежи сооружений и (или) помещений (частей помещений), предназначенных для использования в качестве МБТ с указанием площадей, размеров, указанием входа (входов) в помещения МБТ.
    4. Документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в качестве владельца МБТ, если такое обеспечение предоставлено до подачи или одновременно с подачей заявления о включении в Реестр МБТ. Такими документами являются в зависимости от вида обеспечения:
    • копия платёжного поручения и копия электронной таможенной расписки о принятии денежного залога (в настоящее время таможенные расписки оформляются в электронном виде и направляются заявителю через личный кабинет);
    • копия ранее принятой таможней банковской гарантии (если оригинал ранее направлялся в таможню) и копия электронной таможенной расписки;
    • копия договора поручительства (оригинал, как правило, направляет в таможню компания-поручитель) и копия электронной таможенной расписки.
  • Подтверждение из банков об открытых в них счетах заявителя.
  • Регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю, если такие документы предусмотрены законодательством РФ.
  • Вместе с документами, указанными в ч. 2 ст. 379 Закона, заявитель вправе представить документ, подтверждающий факт внесения записи о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

    Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли, порядок его учреждения и функционирования определены ст. 380 Закона.

    Поскольку МБТ располагаются на территории РФ, то к ним применяются все правила реализации товаров, которые установлены законодательством РФ. При этом, согласно мнению Минфин РФ, изложенному в письме от 21.09.2018 № 03-10-11/67745, подготовка отдельных правил реализации товаров в МБТ в настоящее время не требуется.

    Новеллой законодательства РФ о таможенном регулировании является тот факт, что одним из оснований включения лица в Реестр МБТ считается наличие согласованного с таможней порядка функционирования МБТ согласно ст. 380 Закона. При этом на основании ч. 2 ст. 381 Закона владелец МБТ сам определяет категории лиц, которым допускается реализация товаров, после согласования этого порядка с таможней, в регионе деятельности которой функционирует магазин.

    Под категориями лиц подразумеваются лица, указанные в п. 2 ст. 423 Таможенного кодекса ЕАЭС.

    Беспошлинная торговля: таможенная процедура и налогообложение

    

    • Таможенная процедура беспошлинной торговли
    • Условия помещения товаров под таможенную процедуру
    • Магазин беспошлинной торговли по законодательству Российской Федерации о таможенном деле
    • Завершение таможенной процедуры
    • Налоговая составляющая таможенной процедуры беспошлинной торговли

    Таможенная процедура беспошлинной торговли

    Беспошлинная торговля означает буквально совершение внешнеторговых операций, необлагаемых таможенными пошлинами. В этом смысле беспошлинная торговля представляет собой одну из разновидностей торгово-политического режима, который устанавливается многосторонними или двусторонними международными соглашениями и предусматривает осуществление внешнеторговых операций без обложения таможенными пошлинами. Во внешнеторговой политике беспошлинный режим торговли может распространяться как на весь товарный спектр внешнеторговых отношений, так и на какие-то отдельные товары или группы товаров.

    Примером такого режима в международных экономических отношениях может быть внешнеторговый режим зоны свободной торговли (free trade zone) — начальный этап экономической интеграции нескольких государств, предполагающий осуществление беспошлинной взаимной торговли. Иными словами, без взимания таможенной пошлины осуществляется только взаимная торговля, то есть торговые операции между государствами — участниками соглашения о свободной торговле. Что же касается внешнеторговых операций государства — участника соглашения о свободной торговле с третьим государством, не участвующим в этом интеграционном проекте (соглашении о создании зоны свободной торговли), то они облагаются таможенными пошлинами и налогами (НДС, акцизами).

    От беспошлинной торговли как института международного экономического права, разновидности торгово-политического режима международной торговли, следует отличать беспошлинную торговлю — институт таможенного права, одну из предусмотренных законодательством таможенных процедур.

    Отличие между этими двумя инструментами современной международной торговли проявляется, прежде всего, в их правовой природе. Если торгово-политический режим беспошлинной торговли имеет конвенциональную природу и устанавливается путем заключения соответствующего многостороннего или двустороннего международного договора, то таможенная процедура беспошлинной торговли имеет автономную природу, она применяется в соответствии с предписаниями таможенного законодательства конкретного государства или Таможенного союза.

    Таможенная процедура беспошлинной торговли предполагает локализованное осуществление внешнеторговых операций без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

    Локализация беспошлинной торговли как таможенной процедуры проявляется в том, что такая торговля, как правило, территориально ограничена (локализована) и распространяется на ограниченные (установленные законом) группы лиц.

    Во-первых, под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться товары, которые реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза.

    Во-вторых, объектом применения таможенной процедуры беспошлинной торговли может стать реализация товаров:

    • иностранным дипломатическим представительствам;
    • приравненным к ним представительствам международных организаций;
    • консульским учреждениям;
    • дипломатическим агентам и членам их семей;
    • консульским должностным лицам и членам их семей.

    Заметим, что в Таможенном кодексе РФ 1993 года и Таможенном кодексе РФ 2003 года соответствующая таможенная процедура понималась исключительно как реализация товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории. Так, например, в Таможенном кодексе РФ 2003 года (ст. 258) эта таможенная процедура определялась следующим образом: «Беспошлинная торговля — таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

    В Таможенном кодексе РФ 1993 года (ст. 52) эта таможенная процедура называлась не «беспошлинная торговля», а именно «магазин беспошлинной торговли»: «Магазин беспошлинной торговли — таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики».

    В Таможенном кодексе ТС в первоначальной редакции таможенная процедура также понималась исключительно как розничная торговля, осуществляемая в магазинах беспошлинной торговли. И только спустя некоторое время Протоколом от 16 апреля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» норма, определяющая содержание таможенной процедуры, была дополнена положениями, в соответствии с которой под данную таможенную процедуру могут помещаться товары, реализуемые иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.

    Примечание. Протокол был ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. N 113-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года».

    Условия помещения товаров под таможенную процедуру

    В соответствии со ст. 303 Таможенного кодекса ТС под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, кроме:

    1. товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию ТС, а также вывозу за пределы таможенной территории ТС;
    2. товаров, запрещенных к обороту на территориях государств — членов ТС;
    3. товаров, используемых для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли (торговое оборудование, холодильники и т.д.);
    4. товаров, которые не могут быть помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государств в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии.

    Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли, установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур». В нем к товарам, которые нельзя поместить под таможенную процедуру беспошлинной торговли, отнесены:

    • продукция военного назначения, боеприпасы, военное снаряжение, наркотические и психотропные вещества;
    • товары производственного и военно-технического назначения;
    • тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);
    • спирт этиловый неденатурированный;
    • товары для розничной торговли, не расфасованные в потребительскую тару;
    • товары ТС, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения.

    В отношении последней категории товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим беспошлинной торговли, необходимо сделать два уточнения.

    Во-первых, Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами ТС в торговле с третьими странами, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования». К таким товарам отнесены, например, озоноразрушающие вещества, отдельные виды лесоматериалов, ядовитые вещества, некоторые виды лекарственных средств, товары, при экспорте которых установлено исключительное право (природный газ, минеральные или химические удобрения) и т.д.

    Во-вторых, запрет на помещение под таможенную процедуру беспошлинной торговли товаров ТС, облагаемых вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не является безусловным. В том же решении Коллегии Евразийской экономической комиссии содержится Перечень товаров, относящихся к данной категории, но которые все же могут быть помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Речь идет о таких товарах, как:

    • изделия из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных, икры и изделий из нее (кроме икры осетровых), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;
    • икра осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированная в соответствии с Конвенцией от 3 марта 1973 года о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;
    • лекарственные препараты, применяемые в медицинских целях без рецепта врача и зарегистрированные в установленном порядке в государствах — членах ТС, в упаковках для розничной продажи (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики);
    • сувениры или изделия народного промысла из бумажной массы, деревянных или металлических материалов.

    Условиями помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли в соответствии с таможенным законодательством ТС (ст. 304 Таможенного кодекса ТС) являются следующие особенности порядка декларирования:

    • во-первых, декларантом товаров может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация этих товаров;
    • во-вторых, товары ТС помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли только путем подачи таможенной декларации. Это касается той ситуации, когда товары Таможенного союза намерена реализовать в своем магазине российская организация — владелец магазина беспошлинной торговли. Помещение под процедуру беспошлинной торговли невозможно в такой ситуации через подачу ни транспортных документов, ни товарных (коммерческих) документов, но только через подачу в таможенный орган таможенной декларации на товары.

    Магазин беспошлинной торговли по законодательству Российской Федерации о таможенном деле

    По вопросам функционирования магазинов беспошлинной торговли на единой таможенной территории таможенное законодательство ТС (ст. 304 Таможенного кодекса ТС) передает соответствующие нормотворческие полномочия на уровень государств — членов ТС. Актами национального законодательства государств — членов ТС определяются:

    • требования к магазинам беспошлинной торговли, касающиеся их расположения, обустройства и оборудования;
    • порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли;
    • правила реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли;
    • порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

    В Российской Федерации требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли установлены в ст. 84 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

    Помещения магазина беспошлинной торговли состоят из торговых залов, подсобных помещений, складов, которые должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров и возможность проведения в отношении их таможенного контроля. Ко всем помещениям магазина беспошлинной торговли устанавливается общее требование, в соответствии с которым они должны располагаться таким образом, чтобы исключить всякую возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля.

    Территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы.

    Использование помещений магазина беспошлинной торговли для хранения и реализации товаров, не заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли, не допускается.

    Торговые залы. Продажа товаров может осуществляться исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, которые должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории ТС, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории.

    Торговые залы должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу ТС. Кроме того, они должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию ТС.

    Подсобные помещения и склад магазина беспошлинной торговли должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы исключить доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц, а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации.

    Примечание. Под посторонними лицами понимаются лица, не являющиеся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающие полномочиями в отношении товаров либо не являющиеся представителями лиц, обладающих полномочиями.

    Складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение; использование в этом качестве открытых площадок не допускается. Склад может располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу ТС, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли.

    На складе должно быть весовое оборудование с различными пределами взвешивания, обеспечивающее возможность взвешивания реализуемых товаров.

    Не могут располагаться на таком складе коридоры для прохода лиц, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки.

    В соответствии со ст. 81 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.

    Юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Таможенные органы ведут реестры владельцев магазинов беспошлинной торговли и обеспечивают их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.

    На владельца магазина беспошлинной торговли возложен ряд обязанностей (ст. 36 Таможенного кодекса ТС), невыполнение которых влечет за собой привлечение к юридической ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также исключение его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. Такими обязанностями являются обязанности:

    • по обеспечению сохранности товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
    • по соблюдению установленных условий и требований, установленных таможенным законодательством;
    • по обеспечению возможности проведения таможенного контроля;
    • по ведению учета поступления товаров в магазин беспошлинной торговли и их реализации, а также по представлению таможенным органам отчетности о таких товарах;
    • по уплате таможенных пошлин и налогов, причитающихся в связи с помещением товаров под таможенный режим беспошлинной торговли;
    • по информированию таможенного органа, включившего юридическое лицо в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, об изменении ранее заявленных сведений (на выполнение этой обязанности отводится пять дней).

    Завершение таможенной процедуры

    Действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается одним из двух способов.

    Во-первых, завершением таможенной процедуры может стать реализация помещенных под эту таможенную процедуру товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли. В этом случае товары могут быть реализованы либо физическим лицам, выезжающим с таможенной территории ТС, либо иностранным дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними. Данный способ завершения таможенной процедуры отражает саму суть таможенной процедуры и соответствует предназначению магазинов беспошлинной торговли.

    Во-вторых, таможенная процедура беспошлинной торговли может быть завершена помещением товаров под иные таможенные процедуры, например: таможенного склада, отказа в пользу государства, уничтожения и т.д. В отношении отдельных видов товаров выбор иной процедуры для завершения процедуры беспошлинной торговли становится вполне очевидным. Так, например, с целью завершения таможенной процедуры беспошлинной торговли продукты питания с истекшим сроком хранения подлежат помещению под таможенную процедуру уничтожения.

    Особо следует остановиться на особенностях завершения таможенной процедуры беспошлинной торговли в связи с прекращением деятельности магазина беспошлинной торговли. В этом случае товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение одного месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности магазина. Если в течение установленного срока товары не были помещены под иную таможенную процедуру, то они подлежат задержанию таможенными органами в соответствии с предписаниями Таможенного кодекса ТС (гл. 21 «Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля»).

    Налоговая составляющая таможенной процедуры беспошлинной торговли

    Суть таможенной процедуры беспошлинной торговли, как уже отмечалось, состоит в реализации товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли определенным категориям покупателей без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

    Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов возникает в связи с помещением под таможенный режим беспошлинной торговли иностранных товаров. Возникает такая обязанность у декларанта (в этом качестве, как уже отмечалось, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли) с момента регистрации таможенной декларации.

    Прекращается обязанность декларанта по уплате налогов и сборов в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, несколькими способами. Во-первых, при реализации этих товаров в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории ТС, либо иностранным дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.

    Во-вторых, при помещении этих товаров под иную таможенную процедуру. В этом случае в отношении декларанта, подавшего новую таможенную декларацию, будут действовать новые налоговые правила, установленные для той таможенной процедуры, под которую были помещены эти товары.

    В-третьих, обязанность декларанта по уплате налогов и сборов в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, прекращается при задержании товаров таможенными органами при проведении таможенного контроля (порядок такого задержания предусмотрен гл. 21 Таможенного кодекса ТС).

    Наконец, в-четвертых, обязанность прекращается по общим правилам, предусмотренным таможенным законодательством:

    • после уплаты или взыскания таможенных пошлин и налогов в установленных размерах;
    • после помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами;
    • по факту безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы;
    • ввиду незначительного размера налоговой задолженности (не более эквивалента 5 евро);
    • после помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства (если обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру);
    • после обращения товаров в собственность государства — члена ТС;
    • после обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров и т.д. (п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса ТС).

    При установлении факта пользования и распоряжения иностранными товарами в нарушение требований и условий таможенной процедуры беспошлинной торговли, а также в случае утраты иностранных товаров (например, при их хищении) ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей, исчисленных на день регистрации таможенной декларации, по которой товары помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

    Примечание. За исключением уничтожения товаров или их безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли. В перечисленных случаях обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов прекращается в силу предписаний п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса ТС.

    В указанных ситуациях сроком уплаты таможенных пошлин и налогов считается день совершения действий, нарушающих установленные требования и условия, или день утраты товаров. Если этот день не может быть установлен, то сроком уплаты будет считаться день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

    Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов в указанных ситуациях, является владелец магазина беспошлинной торговли. Материальной гарантией такой ответственности становится предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в размере не менее 2,5 млн. руб. в соответствии со ст. 82 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». При этом ФТС России разъяснила, что обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в размере 2,5 млн. руб. должно предоставляться в отношении магазина беспошлинной торговли независимо от количества помещений такого магазина. Законодательство не предусматривает необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов на каждый торговый зал, подсобное помещение и склад магазина беспошлинной торговли (письмо ФТС России от 1 ноября 2011 г. N 01-11/52686 «О предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли»).

    Дальнейшее развитие правового регулирования таможенной процедуры напрямую связано с созданием нормативной базы, которая устанавливала бы порядок применения таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.

    Российский законодатель наделяет Правительство РФ правом устанавливать порядок организации беспошлинной торговли для таких категорий лиц. Однако до сих пор соответствующее постановление Правительства РФ не принято, а, следовательно, данная таможенная процедура не может быть применена к иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, работающим в них должностным лицам и проживающим вместе с ними членами их семей.

    На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект такого постановления Правительства РФ, разработанный МИД России <6>. Одной из особенностей подготовленного проекта нормативного правового акта является наделение рядом существенных полномочий по организации беспошлинной торговли федерального государственного унитарного предприятия «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» (ГлавУпДК при МИД России), которое представляет в магазин беспошлинной торговли образцы документов, удостоверяющих аккредитацию иностранных лиц при Министерстве иностранных дел РФ; определяет места нахождения магазинов беспошлинной торговли; осуществляет отбор владельцев магазинов беспошлинной торговли путем проведения открытого конкурса; определяет ассортимент товаров, предназначенных для продажи через магазины беспошлинной торговли.

    Козырин Александр Николаевич, заведующий кафедрой финансового, налогового и таможенного права Высшей школы экономики, доктор юридических наук, профессор.

    Что такое беспошлинная торговля

    Беспошлинная торговля – специальный таможенный режим, в случае применения которого, товары реализуются на территории страны, но пошлины за них не уплачиваются. Простым примером такой схемы есть магазины – Duty Free. Цены на реализуемые товары при подобном режиме ниже среднерыночных на 18-25%

    Суть и условия действия

    Этот таможенный режим действует в пределах магазинов Дьюти Фри, на территории страны. Беспошлинная торговля это режим, согласно которому разрешен:

    1. Ввоз в РФ товаров иностранного производства.
    2. Вывоз российских изделий.
    3. Оборот товаров, кроме тех, что относятся к запрещенным по закону.

    Во всех указанных случаях пошлины не взимаются. Еще одно существенное правило – запрет на оптовую торговлю продуктами, которые не подвергаются налогообложению.

    Если некий объем партии, помещенной в режим «беспошлинная торговля» не удается реализовать, его разрешено переоформить под другую процедуру. Причем сделать это нужно в течение 15 суток с момента вынесения законного решения, касательно товаров.

    Товары

    Таможенная процедура беспошлинной торговли может быть применена к товарам, которые являются разрешенными к продаже и обороту на территории РФ. Но также существует продукция, которая не может быть помещена в данный режим, ни при каких условиях. Конкретней:

    • Та, что не предназначена для личного использования физическими лицами.
    • Если вес единицы превышает 20 кг, сумма размеров – 2 м.
    • Упаковка товара такова, что не может быть реализована розничная продажа.

    Помогут разобраться в том, что такое беспошлинная торговля законные неэкономические запреты и ограничения, которые ограничивают процедуру помещения товаров под рассматриваемый режим. Но в этот перечень, ни в коем случае не могут быть включены: лекарства, что продаются без рецепта, ювелирные изделия, любые сувениры.
    Допускается продажа алкоголя и табачных изделий без акцизных марок, но при условии, что на упаковке есть отметка, что данные изделия предназначены исключительно для реализации в сети Duty Free.

    Особенности открытия магазина

    Процедура беспошлинной торговли доступна только при условии оснащения магазина должным образом. Также выдвигаются требования к юридическому лицу, которое планирует его открыть. Они следующие:

    1. Гражданство России.
    2. Отсутствие протоколов за административные нарушения в сфере таможенного права за 1 год до момента обращения.
    3. Финансовые возможности для уплаты налогов в объеме от 2,5 млн. рублей. От налога на прибыль собственник не освобождается.

    Требования к торговой точке:

    • Территория магазина и складских помещения такова, что гарантирует ограничение доступа третьих лиц.
    • Обеспечение свободного доступа инспекторам для осмотра.
    • Стеллажи и витрины, которые удобны для потенциального покупателя.
    • Оснащение отдельной площади не меньше 5х5 м для проведения таможенного контроля.

    Любой магазин, который работает в рассматриваемом режиме, должен иметь необходимым образом оформленную лицензию на такую деятельность.

    Открытие магазина накладывает на собственника обязанность вести учет продукции и предоставлять отчет в таможенные органы в установленные законом сроки.

    Вывод

    Понятие беспошлинной торговли содержится в таможенном законодательстве многих стран. В одних нормы жестче, в других мягче. Так, например, Андорра является страной беспошлинной торговли и по совместительству раем для шопоголиков.

    Узнайте, как работают дьюти-фри, или сразу пролистайте к сравнению цен в аэропортовых беспошлинных и обычных магазинах.

    → Что такое дьюти-фри и где их искать
    → Почему отличаются цены в разных дьюти-фри
    → Выгодно ли покупать в дьюти-фри
    → Как правильно перевозить покупки дьюти-фри на самолете

    Как работают магазины дьюти-фри

    Дьюти-фри — это режим торговли, при котором товары продаются без уплаты акцизов, пошлин и части налогов при условии вывоза покупки за границу.

    Идея в том, что турист вправе не платить некоторые национальные налоги и пошлины, которые заложены в стоимость товара. Поэтому он покупает в дьюти-фри, к примеру, бутылку виски без акцизных марок, НДС и импортных пошлин и ввозит ее в другое государство как частное лицо. Если порог беспошлинного ввоза не превышен, то на таможне он не заполняет декларацию и ничего не платит.

    От каких именно налогов и сборов освобождены товары в дьюти-фри, зависит от правил страны, к которой принадлежит магазин. Это одна из причин, почему цены в разных дьюти-фри отличаются.

    Где находятся магазины Duty Free

    Магазины дьюти-фри есть в большинстве международных аэропортов в зоне после паспортного и таможенного контроля. Иногда бывают и на входе в аэропорт, но покупать там можно только при наличии билета. На наземном КПП, вокзале или в морском порту у вас тоже есть шансы заскочить в магазин, где продаются конфеты и духи без налогов и пошлин.

    Дьюти-фри по прилете встречаются реже, но количество таких мест растет. Магазины беспошлинной торговли для прилетевших пассажиров есть, например, в Стамбуле, Хургаде, Сингапуре, Сеуле, Лондоне, Пекине, Цюрихе и Осло. В России дьюти-фри в зонах прилета уже открылись в Москве (Шереметьево, Внуково), Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Казани и Ростове-на-Дону.

    Бывают и совсем приятные исключения:

    • На Филиппинах есть целый беспошлинный молл в километре от аэропорта Манилы: за покупками можно приехать в течение 48 часов после прилета, сохранив посадочный талон.
    • В Таиланде в магазинах сети King Power можно без спешки выбрать все что хотите прямо в городе и забрать покупки в аэропорту.

    Почему в дьюти-фри разные цены

    Цены на один и тот же товар в разных дьюти-фри-магазинах могут отличаться в полтора–два раза. И совершенно не факт, что шоколадка в дьюти-фри будет дешевле, чем в магазине у дома.

    Почему так происходит?

    Во-первых, продавец освобождается не от всех налогов, а только от их части. Остаются, например, страховые взносы, налоги на прибыль и имущество. Сколько конкретно налогов и пошлин «зашито» в цену товара, зависит от правил страны.

    В шенгенских странах в аэропортовых дьюти-фри на некоторые товары бывают разные цены: для вылетающих за пределы Шенгена и для тех, у кого внутренний рейс.

    Во-вторых, в стоимость товаров включаются расходы на зарплаты сотрудников, доставку товаров, лицензию на право беспошлинной торговли и куча других вещей. Всю разницу в налогах запросто может «съесть» дорогая аренда торговых площадей в аэропорту.

    В-третьих, дьюти-фри, как и обычные магазины, вправе устанавливать цены по своему вкусу.

    Большинство магазинов беспошлинной торговли принадлежат нескольким крупным сетям, в том числе Dufry, Lotte Duty Free, The Shilla Duty Free, China Duty Free Group, Lagardère Travel Retail, Gebr Heinemann и DFS Group.

    Выгодно ли покупать в дьюти-фри

    Считается, что в дьюти-фри дешевле покупать алкоголь и табак, потому что из цены вычитаются высокие акцизы. Парфюм, косметику, сувениры, сладости — наоборот, как говорят, не выгодно. Но общие советы — это ерунда.

    📌 Чтобы воспользоваться Duty Free с гарантированной выгодой для себя, перед поездкой устройте небольшое исследование. Зайдите на сайты дьюти-фри тех аэропортов, через которые собираетесь лететь, и сравните цены на нужные товары. Потом проверьте, сколько то же самое стоит в обычных магазинах. Например:

    • Вы возвращаетесь в Москву из Сеула и хотите купить туалетную воду Fahrenheit. Срочно передумайте, потому что в Корее она стоит 94 €, а в московских интернет-магазинах — от 67 €.
    • Бельгийский шоколад Neuhaus выгоднее купить в аэропорту Брюсселя за 104 €, чем в фирменном магазине за 12 €.
    • Порой доходит до абсурда: в дьюти-фри Хитроу скотч Johnnie Walker Blue Label King George V стоит 485 €, а в дьюти-фри Домодедово — 405 €. Шотландский виски в России дешевле, чем в Британии.

    Правила провоза покупок Duty Free

    Чтобы без проблем довезти коробки с конфетами и бутылки с ликером домой, нужно учесть два аспекта: требования к ручной клади и таможенные правила.

    Дьюти-фри в ручной клади

    • Все, что вы берете с собой в самолет, должно соответствовать нормам ручной клади авиакомпаний. К примеру, на борт «Аэрофлота» разрешают взять один запечатанный пакет дьюти-фри габаритами 115 см по сумме трех измерений.
    • Алкоголь и парфюм в бутылках больше 100 мл покупайте после контроля безопасности, чтобы не попасть под правило о жидкостях в ручной клади. Если не устояли при входе в аэропорт, придется сдавать в багаж.
    • На рейсах с пересадками заходите в дьюти-фри перед последним перелетом.
    • Не пейте алкоголь из дьюти-фри на борту. По правилам, пакеты Duty Free должны оставаться запечатанными до выхода в город в конечном аэропорту.

    Покупки дьюти-фри на таможне

    • Узнайте, сколько алкоголя и табака можно без пошлин ввозить в страну, в которую вы прилетаете. К примеру, в Россию можно беспошлинно ввезти 3 литра алкоголя. Максимально допустимый лимит ввоза алкоголя в Россию — 5 литров, из которых за два придется заплатить пошлину по 10 € за литр.
    • Если покупки не превышают лимит беспошлинного ввоза, то на таможне проходите через зеленый коридор. Если по правилам вы должны заплатить пошлину, то придется заполнить таможенную декларацию и пройти через красный коридор.
    • Не покупайте в дьюти-фри больше, чем в принципе разрешено ввозить в страну (например, пять блоков сигарет при перелете в Бангкок), иначе, скорее всего, придется заплатить штраф.

    Сравнение цен товаров в магазинах дьюти-фри от Москвы до Японии

    Мы составили список распространенных товаров — спиртного, сладостей и парфюмерии, — которые с большой долей вероятности можно встретить в любом дьюти-фри мира. Собрали цены на них в аэропортовых дьюти-фри разных стран, перевели из местных валют в евро и заодно сравнили с ценами в обычных российских магазинах. Цены актуальны на декабрь 2019 года.

    Сравнение цен на спиртное в дьюти-фри

    В сравнении цен в дьюти-фри участвовали вермут Martini Bianco и виски Jack Daniel’s Black Label.

    Цены в дьюти-фри на алкоголь Martini Bianco, 1 литр

    Аэропорт или магазин Цена в евро
    Берлин (Шёнефельд) 8,30
    Осло 8,41
    Копенгаген 8,70
    Тель-Авив 8,80
    Будапешт 8,90
    Москва (Домодедово) 9,30
    Сингапур 10,90
    «Перекресток» в Москве 11,33
    Лондон (Хитроу) 11,72
    Супермаркет Winestyle 14,09
    Доставка продуктов «O’КЕЙ» 14,87

    Цены в дьюти-фри и обычных магазинах меняются, но при сравнении в декабре 2019 года получилось, что москвичам выгоднее купить бутылочку Jack Daniel’s в Домодедове или в магазине в городе, чем в других дьюти-фри из нашего исследования.

    Цены в дьюти-фри на алкоголь Jack Daniel’s Black Label, 0,5 л

    Аэропорт или магазин Цена в евро
    Москва (Домодедово) 15,81
    «Перекресток» в Москве 16,29
    Берлин (Шёнефельд) 16,70
    Осло 16,72
    Будапешт 17,70
    Тель-Авив 18,08
    Копенгаген 18,60
    Супермаркет Winestyle 20,81
    Доставка продуктов «O’КЕЙ» 21,40

    Сравнение цен на парфюмерию в дьюти-фри

    Мы выяснили, сколько в дьюти-фри стоят парфюмерная вода My Burberry и туалетная вода Paco Rabanne 1 Million.

    Цены в дьюти-фри на парфюм My Burberry Eau de Parfum, 50 мл

    Аэропорт или магазин Цена в евро
    Лондон (Хитроу) 67,54
    Москва (Домодедово) 69,75
    Осло 71,11
    Бангкок (Суварнабхуми) 72,86
    Берлин (Шёнефельд) 74,90
    Копенгаген 76,02
    Интернет-магазин OZON 80,66
    Анталья 82,00
    Афины 82,60
    Дубай 88,15
    Интернет-магазин Lamoda 98,62
    Магазин «Л’Этуаль» 118,60

    Оказалось, что цена туалетной воды Paco Rabanne 1 Million в дьюти-фри Тель-Авива и Антальи отличается почти вдвое.

    Цены в дьюти-фри на Paco Rabanne 1 Million eau de Toilette, 100 мл

    Аэропорт или магазин Цена в евро
    Тель-Авив 47,24
    Осло 49,35
    Берлин (Шёнефельд) 49,90
    Будапешт 49,90
    Копенгаген 50,72
    Лондон (Хитроу) 64,02
    Сидней 67,09
    Москва (Домодедово) 68,82
    Интернет-магазин OZON 69,33
    Сингапур 73,14
    Мумбаи 74,67
    Афины 79,80
    Дубай 81,05
    Бангкок (Суварнабхуми) 85,63
    Анталья 81,00
    Интернет-магазин Lamoda 98,28
    Магазин «Л’Этуаль» 100,25
    Магазин «Иль Де Ботэ» 103,93

    Сладости

    Мы сравнивали, сколько стоят конфеты Ferrero Rocher и негласный символ магазинов дьюти-фри — шоколад Toblerone в треугольной упаковке.

    Большая шоколадка «Тоблерон» в аэропорту Берлина обойдется в два раза дешевле, чем в аэропорту Мумбая.

    Однозначно назвать самые дорогие и самые дешевые дьюти-фри мира нельзя — слишком велика зависимость от конкретного набора товаров. В исследовании Скайсканера самыми дешевыми чаще других оказывались магазины в аэропортах Берлина, Осло и Лондона, самыми дорогими — Сингапур, Копенгаген, Анталья, Дубай и Абу-Даби. Москва попала в обе категории: что-то в столичном аэропорту Домодедово стоит дешевле, чем в других дьюти-фри, что-то дороже.

    Выгодно ли покупать в дьюти-фри или лучше купить в городе либо в интернет-магазине — зависит от конкретного товара.

    Официальные сайты магазинов Duty Free

    У некоторых беспошлинных магазинов в аэропортах есть сайты с ценами. Скайсканер собрал ссылки на некоторые из них, чтобы вы еще до вылета могли проверить стоимость нужных товаров и решить, выгодно ли покупать их в дьюти-фри.

    • Казань, Иркутск, Москва (Домодедово, Жуковский), Самара в России, Саудовская Аравия, Баку (Азербайджан), Минск (Беларусь) — mydutyfree.net
    • Москва (Внуково, Шереметьево), Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды — regstaer.ru
    • Лондон, Эдинбург и еще два десятка аэропортов Великобритании — worlddutyfree.com
    • Нью-Йорк, Вашингтон, Майами и другие аэропорты США — dutyfreeexpress.com
    • Будапешт (Венгрия) и города Австрии и Германии — heinemann-dutyfree.com
    • Множество городов по всему миру — shopdutyfree.com
    • Осло — tax-free.no, Копенгаген — cph.dk, Дубай — dubaidutyfree.com, Абу-Даби — addf.ae, Тель-Авив — dutyfree.co.il, Токио — duty-free-japan.jp

    Эти сайты могут пригодиться не только для сравнения цен, но и для экономии времени. Во многих дьюти-фри есть услуга предзаказа: вы выбираете нужные товары онлайн за несколько дней до вылета, а в аэропорту просто забираете свои покупки.

    Другой способ не платить налоги с покупок за границей — вернуть их по системе Tax Free. Это когда вы сначала оплачиваете обычную стоимость товара, а потом в аэропорту вам возвращают сумму НДС. Читайте подробнее, как правильно воспользоваться системой Tax Free и сэкономить на шопинге за рубежом 👌

    Что еще полезно почитать перед поездкой:

    Как сэкономить на аренде машины

    Задержка и отмена рейса: права пассажиров и обязанности авиакомпаний

    15 полезных сервисов Скайсканера, о которых вы могли не знать

    Как возить в самолете негабарит и нестандартный багаж

    Как возить ручную кладь и багаж на рейсах «Аэрофлота»

    Выберите уютный отель:

    • Коронавирус: советы путешественникам
    • 12 великолепных маршрутов для путешествия на машине
    • Прекрасные места для путешествия по России, где однажды должен побывать каждый
    • 13 проверенных мест, куда можно съездить в Подмосковье на выходные
    • Ваш первый отдых за границей: куда лучше поехать в отпуск в первый раз