Бюджетно налоговая политика государства

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

2.бюджетно налоговая политика современного государства направлена на
1)сокращение частных предприятий
2)рост числа инвистиционных фондов
3)регулирвание государственных расходов и доходов
4)увеличение денежной массы
3. К мерам государства. связанным с ислючением отрицательных последствий внешних эффектов, не относится:
1) разработка стандартов безопаснсти
2)субсидирование(для вредных последствий)
3) рекламные компании
4)убеждение
4. Свободный план сора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных государственных органов-это
1)внутренний государственный долг
2) внешний государственный долг
3) государственный бюджет
4) генеральное соглашение
5. Верны ли суждения о дефиците государственного бюджета?
1)дефицит государственного бюджета может погашаться за счет продажи государственных ценных бумаг
2)дефицит государственного бюджета может погашаться за счет снижения таможенных пошлин
6. Верны ли следующие суждения о политике учетной ставки процента?
1)повышению ставки процента способствует повышению инфляции
2)понижению учетной ставки процента способствует подъему производства
ЕЩЕ НА ФОТО 2 ЗАДАНИЯ

зицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). ПРИЗНАКИ ТИП ОБЩЕСТВА1) основным богатством считается земля А) традиционное2) широкое распространение получили электронные средства массовой информации Б) постиндустриальное3) значительную роль играет религия 4) основу общества составляет средний класс 2) Укажите все правильные ответы: Назовите черты, отличающие природу от общества.1) действуют только объективные законы, не зависящие от воли людей2) представляет собой совокупность взаимосвязей людей3) является естественной средой обитания человека4) формируется в результате деятельности людей5) представляет собой все человечество в целом3)Установите соответствие между типом экономики и его характерными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). ПРИЗНАКИ ТИП ЭКОНОМИКИ1) цены устанавливает специальный государственный орган А) рыночная2) производитель самостоятельно определяет количество продукции Б) командно-административная3) предприятия свободно конкурируют между собой 4) государство сосредотачивает в своих руках основные средства производства 4)Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). СИТУАЦИИ ПРАВООТНОШЕНИЯ1) Семья нашла клад во время ремонта дома. А) семейные2) Работник без уважительной причины не вышел на работу Б) административные3) Гражданка оформила опеку над племянником В) трудовые4) Гражданин нарушил правила дорожного движения Г) гражданские5) Рассмотрите ситуацию и впишите ответ в строку:В результате дорожно-транспортного происшествия причинен ущерб двум машинам. Госавтоинспекция установила, что виноват был водитель машины ВАЗ-2104 гражданин Н.. Гражданину И., водителю другой машины, необходимо возместить причиненный ущерб. Но Н. отказался от добровольного возмещения ущерба и даже не явился на оценку его размера. Куда следует обратиться водителю И. с требованием о взыскании причиненного ущерба?_____ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Экономика. 11 класс

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

Ответ:

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.

Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Финансовая политика государства. Современная денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика РФ.

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Денежно-кредитная политика представляет собой систему взаимо­связанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком (Банком России), Правительством РФ, законодательными органами страны по улучшению денежного и кредитного обращения в стране.

Субъекты, цели и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных инструментов обеспечения стабильности цен, повышения деловой актив­ности и роста производства. Достижение этих стратегических целей макроэкономического развития обеспечивается посредством эмиссии (выпуска денег в обращение), проведения операций на открытом денеж­ном рынке, изменения банковской учетной ставки процента, нормы обязательных резервов и других инструментов.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляет Цент­ральный банк (Банк России). Он контролирует и направляет деятель­ность других банков и финансово-кредитных учреждений страны, вы­полняет функции выпуска (эмиссии) денег, кредитования других бан­ков, хранения их депозитов и резервов.

Центральный банк осуществляет свою деятельность на основе законов и других нормативных актов, принимаемых Государственной Думой и Президентом РФ. Ряд важных правомочий по регулированию кредитно-денежного обращения осуществляют казначейство и министер­ство финансов. Активную роль в проведении монетарной политики играют также региональные органы управления, муниципалитеты, ком­мерческие (универсальные) и специализированные банки, финансовые корпорации, внебюджетные фонды, кредитные организации, другие предприятия и учреждения, наделенные правом эмиссии ценных бумаг и проведения операций с ликвидными активами.

Финансы — совокупность общественных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств. Финансы организуются и используются государством для решения трех взаимо­связанных задач:

1) формирование денежных доходов хозяйствующих субъектов;

2) распределение совокупного (валового внутреннего) продукта;

3) контроль за формированием и использованием денежных средств.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.


Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая — это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая — это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Автоматическая фискальная политика — это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Встроенные стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

1. автоматические изменения в налоговых отчислениях в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления возрастают, обеспечивая снижение покупательной способности населения и сдерживая экономический рост, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, вызывая увеличение покупательной способности, формируя эффективный спрос;


2. совокупность пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, сдерживая совокупный спрос.

Сдерживающая и стимулирующая фискальная политика: условия применения

В зависимости от воздействия на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно подразделить на стимулирующую и сдерживающую. В зависимости от фазы цикла, в которой находиться экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику — её основные виды. Что касается методов этой политики, то они определяются в зависимости от того, какая цель государственного развития признаётся авторитетной — стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном.

Стимулирующая фискальная политика применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъектов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется комплекс фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства.

Сдерживающая фискальная политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывании системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате светывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства.

Рис. 2.1 Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика

Если экономическая система находиться в состоянии спада, возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, для обеспечения которой правительство прибегает к поощрению расходов и повышению реального объёма выпуска ВВП. Для этого используется модель сбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения.

В механизм равновесного состояния между ними вклинивается государство, стимулируя либо совокупный спрос, либо совокупное предложение посредством активизации государственных расходов. Благодаря этому, развивается спрос и растет национальный доход, а значит, увеличиваются сбережения и активизируются инвестиции. Такая стимулирующая политика эффективна в период спада экономики.

Рис.2.2 Стимулирующая фискальная политика

Предположим, что государство в целях преодоления экономического спада увеличивает расходы на некоторую величину N. В результате эффективный спрос возрастает от значения до .Величина эффективного спроса проецируется на графике производственной функции , посредством чего определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса также сдвинется вправо с до , а это, в свою очередь, вызовет рост спроса на труд, а значит, и рост занятости населения с до (при неизменном предложении труда). Вследствие этого в экономике будет наблюдаться оживление экономической активности при некотором росте цен (от 0 до ).

Будет достигнуто новое равновесие в точке , но оно будет устойчиво только в краткосрочном периоде и будет корректироваться с равновесием в долгосрочном периоде с учетом роста цен. Вследствие этого кривая начнет двигаться от начала координат, и занятость будет убывать, а положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий начнут пропадать.

Свои подходы к стимулирующей роли фискальной политики имеют монетаристы. В отличие от кейнсианцев, придающих особое значение количеству находящихся в обращении денег, монетаристы отдают предпочтение портфельным активам, при этом к последним они причисляют не только акции, облигации и другие ценные бумаги, но и реальный капитал: предметы потребления длительного пользования, человеческий капитал, научные идеи, изобретения и т.д.

Механизм воздействия портфельных активов на рыночную конъюнктуру строиться следующим образом. Допустим, что для покрытия дефицита государственного бюджета государство прибегает к эмиссии облигаций. Получив их в свое распоряжение, субъекты хозяйствования воспринимают их, во-первых, как собственное дополнительное имущество; во-вторых, как внешний элемент, нарушающий ранее сложившуюся оптимальную структуру портфельных активов. Это двоякое восприятие государственных долговых средств вызывает у предпринимателей двоякого рода ответные действия, проявляющиеся как эффект имущества и эффект субституции.

Эффект имущества состоит в том, что хозяйствующие субъекты воспринимают государственное облигации как собственное дополнительное имущество, начинают увеличивать свои потребительские расходы, ориентируюсь на совокупную величину своего имущества, а это приводит к росту совокупного и национального дохода. Таким образом, эффект имущества оказывает положительное стимулирующее воздействие не только на отдельные структурные звенья, но и на всю экономику страны.

Обратим внимание на эффект субституции. К моменту выпуска в обращение государственных облигаций государственных облигаций на рынке уже имеют хождение ранее выпущенные облигации, поэтому вновь выпущенные будут положительно восприняты только в том случае, если процентные выплаты по ним окажутся выше выплат по ранее выпущенным облигациям. Значит, рост процентной ставки по вновь выпущенным облигациям становиться объективной необходимостью. Но в доходах субъектов хозяйствования все взаимоувязывается: рост процентной ставки по облигациям неизбежно повлечет за собой повышение доходности по акциям (дивидендов), что равносильно снижению спроса на реальный (физический) капитал и, следовательно, сократиться спрос на инвестиции. Значит, эффект субституции приводит к понижающему воздействию на совокупный спрос и национальный доход общества. С этой точки зрения практика дополнительного выпуска облигаций нежелательна.

Можно сделать заключение, что эффект имущества и эффект субституции действуют в противоположных направлениях. При их оценке следует исходить из того, какое из указанных действий окажется сильнее и как будет строиться взаимосвязь внутри портфельных активов, между облигациями и акциями. От этого будет зависеть эффективность фискальной политики.

Рис.2.3 Налоговый мультипликатор

На рисунке 2.3 по горизонтальной оси отложены значения равновесного дохода; по вертикали — расходы; на биссектрисе угла обозначены точки равновесия между доходами и расходами; линии и характеризуют заданное значение автономного налога; отрицательное значение прироста налога $Т показывает, что автономный налог понизился, а не повысился.

Уменьшение автономных налогов на величину Т увеличит на эту же величину располагаемый доход и потребление возрастет на величину mpc*$ Т. График совокупных плановых расходов сдвинется вверх на величину прироста потребления, равную mpc*$T.

Макроэкономическое равновесие на рынке благ сместится из точки А в точку В, а национальный доход возрастет с до на величину %У.

Увеличение налогов вызовет обратный эффект.

Налоговый мультипликатор есть отношение изменения объема производимой продукции (дохода) к изменению автономных налогов.

Мировой экономический кризис, начавшийся несколько лет назад, стал причиной повышения уровня безработицы, снижения уровня жизни населения, огромного роста инфляции, резких колебаний курса валют. Все это обусловило пересмотр политики многих государств, в том числе и фискальной.

Российская Федерация проводит стимулирующую фискальную политику. Это связано с проведением выборов в Думу и Президентских выборов.

Однако, действия проводимые правительством РФ могут спровоцировать рост инфляции. Вероятно, потребуется дополнительное ужесточение, чтобы вернуть экономику на путь роста. Для анализа рассмотрим налоговые доходы и государственные расходы РФ.

Таблица 2.1 Налоговые доходы в консолидированном бюджете РФ (в % от ВВП)

36.33 %

30.09 %

27.4 %

28.95 %

Таблица 2.2 Расходы федерального бюджета РФ

Из данных таблиц 2.1 и 2.2 видно, что государственные расходы растут, а налоговые поступления, наоборот, падают, значит, есть необходимость продолжать проводить стимулирующую фискальную политику.

Великобритания также проводит стимулирующую фискальную политику. Фискальная политика Великобритании осуществляется в соответствии со следующими пятью принципами: открытость целей и задач фискальной политики и всех трат денег налогоплательщиков; стабильность в осуществлении фискальной политики и ее влияния на экономику; ответственность за распределение государственных денежных средств; справедливость; эффективность разработки и осуществления фискальной политики, управления как расходами, так и доходами государства.

Греция, которая оказалось в катастрофическом экономическом положении, проводит не просто стимулирующую, а агрессивную фискальную политику.

Турция проводит стимулирующую фискальную политику ещё с 90-х годов.

Швеция проводит наиболее эффективную стимулирующую политику, именно из-за проводимой фискальной политику Швеция отказалась вступать в Европейский Валютный Союз.

Азиатские страны, в том числе Япония и Китай также проводят стимулирующую фискальную политику, причем сроки отказа от стимулирующей политики буду соответствовать индивидуальной ситуации страны, учитывая инфляционные риски, возникающие при уменьшении спада производства, а также уровни долгов.

Можно сделать вывод, что выбор фискальной политики, проводимой государством, зависит от состояния экономики страны, а также от состояния экономики в мире.

Таким образом, фискальная политика бывает стимулирующая и сдерживающая. Выбор фискальной политики зависит от состояния экономики. Если наблюдается спад национального производства, то применяется стимулирующая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика применяется для торможения темпов экономического роста.