Бюджетное учреждение

Государственное бюджетное учреждение: виды, финансирование

Бюджетное учреждение — это понятие, с которым представители населения любой страны сталкиваются почти каждый день. Что это за организации? Какие особенности деятельности характерны для них? Рассмотрим все это далее более детально.

Общее понятие

Бюджетными учреждениями называются такие организации, которые создаются на государственном уровне или отдельным субъектом, входящим в состав РФ. Такая организация не имеет коммерческого характера, то есть ее деятельность не преследует цели, связанной с получением выгоды. Создаются такие типы для того, чтобы реализовать какие-либо программы, а также совершать некий вид деятельности, который, как правило, связан с предоставлением услуг населению.

На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют учреждения, создание которых было произведено с целью оказания услуг населению в сфере науки, образования, культуры, медицины, спорта, социальной защиты, занятости, а также в некоторых других отраслях, которые важны для организации нормальной жизни российского населения в отдельных регионах и во всей стране в целом.

Более детальное определение бюджетного учреждения дается в актах нормативного характера, действующих в Российской Федерации. Так, в Бюджетном кодексе сказано, что к числу таковых заведений относятся структуры, созданные государственными органами для совершения научно-технических, управленческих, а также социально-культурных функций, имеющих некоммерческий характер, спонсирование деятельности которых осуществляется через государственные фонды на основании предварительно составленной сметы расходов и доходов.

Нормативное регулирование деятельности

В современном законодательстве имеется ряд актов нормативного характера, содержанием которых регулируется деятельность бюджетных организаций, функционирующих в государстве. К их числу, прежде всего, относится Конституция страны, которая своим содержанием закрепляет наличие таковых структур в общем числе предприятий, а также определяет основной источник финансирования их деятельности.

Особенное значение также имеет российский закон «О некоммерческих организациях», который своим содержанием закрепляет перечень возможных видов таких структур, их особенности, а также порядок создания, функционирования и последующей ликвидации юридических лиц данного вида. Частично аналогичные понятия раскрываются и в содержании ФЗ о госрегистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Что касается основных характеристик, свойственных организациям некоммерческого типа, то они предусмотрены содержанием Гражданского кодекса РФ. Более того, данный акт предписывает особенности отношения этих организаций к имуществу, а также ответственность по возможным долгам и цели функционирования.

Отдельное внимание следует уделить бюджетному законодательству, представленному кодексом, а также Инструкцией по учету. Эти акты нормативного характера включают в свое содержание особенности финансирования рассматриваемых организаций.

Подобные вопросы также регулируются различными приказами, изданными Министерством финансов.

Образование

Отдельное внимание следует уделить процессу образования бюджетных учреждений. При образовании такого учреждения создается устав, содержание которого предусматривает основы его деятельности, а также порядок расходования выделенных средств и реорганизации структуры.

На основании решения указанных выше органов также осуществляется изменение типа ранее созданного учреждения. Решение о создании федерального государственного бюджетного учреждения, а также о его реорганизации или изменении типа принимается Правительством, а те же вопросы относительно учреждений отдельных субъектов РФ решаются высшим органом исполнительной власти того же самого субъекта. Аналогичные решения относительно муниципальных учреждений принимаются органами самоуправления на местах.

Виды

Рассматривая понятие государственных бюджетных учреждений, следует определить возможные виды данного типа организаций. На сегодняшний день по всей территории России функционируют не только бюджетные, но также автономные и муниципальные учреждения. В качестве таковых выступают образовательные учреждения разного типа и уровня, в которых процесс предоставления услуг исключительно или преимущественно производится за счет бюджетных средств. К перечню бюджетных учреждений относятся государственные больницы, орган исполнительной власти, представленные в виду служб и фондов и т. п.

В последнее время довольно распространенной формой учреждений рассматриваемого типа стали автономные организации, которые отличаются тем, что на деле обладают более широкими возможностями в сфере хозяйственной и финансовой деятельности. Кроме них также функционируют казенные учреждения. Рассмотрим далее более детально особенности каждого из перечисленных видов организаций.

Казенный вид

Государственное бюджетное учреждение казенного типа — это организация, работа которой направлена на исполнение функций государства, а также совершение действий, основная цель которых — обеспечение функций, предусмотренных законодательством страны для реализации прав ее граждан, а также соблюдения правопорядка. Более того, их основная функция — способствование реализации полномочий исполнительной власти, а также органов самоуправления на местах.

Финансирование деятельности казенных учреждений производится за счет средств обособленного бюджета. Что касается ответственности организаций рассматриваемого типа, то они несут ее за исполнение своего бюджета. В том случае, если обнаруживается недостаточность заявленного ранее объема средств, то ответственность приобретает субсидиарный характер и полностью возлагается на собственника имущества.

Если данное обстоятельство предусмотрено учредительными документами организации, то она имеет право на осуществление деятельности, приносящей материальный доход. Все средства, полученные в рамках ведения доходной деятельности, поступают в специализированный фонд, из которого впоследствии производится дальнейшее финансирование деятельности организации. Для приема средств организация должна открыть единый расчетный счет, что производится через Федеральное казначейство.

Что касается процедуры заключения договоров и контрактов, то казенные учреждения в них отмечаются как публично-правовые образования. Если данные структуры имеют необходимость размещения заказа, то процедура совершается в порядке, установленном законом для муниципальных бюджетных учреждений.

Автономные учреждения

На сегодняшний день довольно часто стало встречаться понятие автономного учреждения. Оно представляет собой некоммерческую организацию, которая создается, чтобы совершать работы и оказывать услуги, необходимые для того, чтобы органы исполнительной власти и самоуправления на местах могли реализовывать свои полномочия в разных жизненно важных сферах: спорта, медицины, образования, социальной защиты, культуры, науки, занятости населения и т. п.

Что касается ответственности автономных учреждений, то она распространяется в полной мере на все имущество, которое находится у него на праве оперативного управления. Исключением является то имущество, которое относится к категории недвижимого, а также движимого, обладающего особенной ценностью. Собственник учреждения рассматриваемого типа не несет какой-либо ответственности по обязательствам организации. Все договоры такая организация имеет право заключать исключительно от собственного имени.

Что касается процедуры размещения заказов, то она совершается не на основании порядка, установленного для муниципальных и бюджетных учреждений- подобный порядок прописывается для них индивидуально.

Учреждения автономного типа имеют право открывать специализированные счета — данная процедура производится на основании порядка, прописанного актами Федерального казначейства. Счет для автономных организаций государственного типа может быть открыт в территориальных органах казначейства или в кредитных организациях.

Муниципальные учреждения

Рассматривая перечень организаций, отдельное внимание следует обратить на муниципальные бюджетные учреждения в районах. Они могут быть организованы исключительно на основании решений, принятых органами самоуправления на местах. Основная их задача — это предоставление услуг представителям местного населения в различных сферах: образовательной, культурной, медицинской, социальной и т. п.

От федеральных государственных бюджетных учреждений муниципальные отличаются тем, что они подчиняются органам, стоящим выше, а также имеют определенную дисциплину, режим работы и смету, установленную вышестоящим органом. Финансовая деятельность таковых учреждений регулируется на основании постановлений Министерства финансов. Что касается имущественной деятельности, то она полностью регулируется муниципалитетом.

Бюджетные организации

Федеральные бюджетные учреждения — это организации некоммерческого типа, которые создаются субъектами Российской Федерации или муниципальных образований для того, чтобы совершать работы и оказывать услуги, направленные на реализацию полномочий органов власти в государстве в различных сферах.

По всем своим обязательствам данная организация отвечает всем тем имуществом, которое находится у него в собственности, а также тем, которое было приобретено им за счет средств из собственных фондов. Что касается собственника учреждения, то он не может нести ответственность по каким-либо обязательствам организации.

Государственное бюджетное учреждение города имеет право на ведение деятельности, приносящей прибыль, но только в том случае, если это предусмотрено учредительным документом. Доходы, полученные в результате ведения деятельности организации бюджетного типа, могут быть направлены на приобретение ею имущества.

Все контракты, а также разные типы соглашений организация рассматриваемого типа может совершать только от своего имени. Что касается открытия счетов, то это производится только в Федеральном казначействе.

Образовательные учреждения

При рассмотрении перечня организаций следует обратить свое внимание на государственные бюджетные образовательные учреждения. Деятельность данного типа организации направлена на предоставление услуг населению в сфере образования и науки. В соответствии с действующими нормативными актами, в настоящее время на территории РФ активно функционируют дошкольные учреждения. К их числу относятся детские садики и ясли, а также общеобразовательные, в ряду которых находятся те, которые предоставляют начальные знания, основное и полное общее образование. Если говорить о наивысшей ступени рассматриваемых учреждений, то к их числу относятся те, которые проводят обучения в рамках получения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также предоставляют знания, необходимые для послевузовского обучения.

Дополнительно в бюджетных и муниципальных образовательных учреждениях могут получить знания те лица, которые имеют некие отклонения в своем развитии и нуждаются в особенном подходе в процессе преподнесения информации, а также дети-сироты, которые остались без попечения законных представителей и родителей (дома-интернаты). Практика показывает, что наряду с перечисленными бюджетными учреждениями, могут функционировать дополнительные их виды, к которым можно отнести лицеи, гимназии, вечерние и специализированные школы, в которых обучение производится с учетом определенного уклона.

Особенность бюджетного образовательного учреждения состоит в том, что финансирование его деятельности осуществляется из местных фондов, специально предназначенных для этого. Расчет средств производится на каждого обучающегося по любому типу учреждения. При планировании финансирования учреждения особенное внимание надо уделить специфике его работы, а также учесть все расходы, связанные с обслуживанием его зданий, штатного оборудования учреждений и прочие факторы.

В каких направлениях муниципальные бюджетные образовательные учреждения могут расходовать выделяемые им средства? В число таких расходов могут входить растраты, связанные с оплатой труда наемных работников, а также переводы в счет страховых фондов и трансферты. Расходы также могут быть направлены на оплаты услуг и товаров по заключенным муниципальным контрактам, а также работу других лиц, учтенную в предварительно составленную смету. Различные компенсации работникам, в том числе и командировочные, также выплачиваются за счет специально созданных фондов. Законодатель категорически запрещает использовать выделенные средства не по назначению, а также сверх отведенной суммы.

Учреждения здравоохранения

Если рассматривать особенности функционирования государственных бюджетных учреждений здравоохранения, то непременно следует выделить особенности их финансирования. Практика показывает, что такая деятельность осуществляется не только из специально созданного государственного фонда и других аналогичных, к числу которых относятся средства федерального и добровольного медицинского страхования. Более того, на финансирование государственных бюджетных учреждений здравоохранения направлены средства, выделяемые из отчислений предприятий, благотворительные взносы, а также деньги, уплаченные населением за оказание услуг медицинского характера. Что касается порядка распределения средств, имеющихся в специализированных фондах, то данный процесс осуществляется органами самоуправления на местах, а также субъектами, осуществляющими исполнительную власть.

К системе муниципальных и бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере предоставления медицинских услуг населению, относятся не только больницы, но также и лечебно-профилактические организации, аптеки и санитарно-эпидемиологические службы, созданные на государственных началах. Структура заведений данного рода является довольно разветвленной, так как каждый указанный тип заведений может быть представлен несколькими видами.

Процесс финансирования современных бюджетных учреждений здравоохранения может осуществляться в двух формах: в виде субсидий на возмещение затрат, предписанных планом, а также других расходов и бюджетных инвестиций. Если конкретная организация здравоохранения принимает участие в государственной программе по обязательному страхованию в сфере медицины, то финансирование ее деятельности может быть осуществлено третьим путем — перечислением денежных средств в форме трансфертов из основного бюджета в территориальный фонд, выделенный на расходы по медицинскому страхованию. Учет всех средств, затраченных на работу учреждений здравоохранения, ведется на основании контроля за лицевыми счетами организации, открытыми в установленном порядке через Федеральное казначейство.

Что такое бюджетное учреждение

Бюджетное учреждение: основные сведения

Определение

Примеры бюджетных учреждений

Для каких целей создается бюджетное учреждение

Создание бюджетного учреждения

Устав

Имущество

Руководитель

Финансы

Типы бюджетных учреждений

Некоммерческие государственные учреждения: сравнение

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Виды бюджетных учреждений

Бюджетное учреждение: основные сведения

Определение

Бюджетным учреждением считается юридическое лицо, соответствующее совокупности признаков (ч. 1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ):

  • Является некоммерческой организацией.
  • Создано РФ, субъектом РФ (государственное бюджетное учреждение) или муниципальным образованием (муниципальное бюджетное учреждение). Хозяйственные общества, предприниматели, прочие частные субъекты не могут организовать учреждение такого вида (даже если оно потом будет получать от государства субсидии).
  • Создано для оказания услуг или выполнения работ в целях исполнения госфункций и полномочий в различных сферах деятельности.

Примеры бюджетных учреждений

К таким учреждениям относятся юридические лица со следующими организационно-правовыми формами.

Для каких целей создается бюджетное учреждение

В законе обозначено, что организации данного вида создаются для предоставления государственных услуг/работ в различных сферах деятельности, таких как наука, образование, здравоохранение, культура, соцзащита и т. д. При этом федеральным законодательством не регламентировано, какими именно видами работ/услуг может заниматься учреждение.

Виды деятельности бюджетного учреждения определяются актами государственных или муниципальных органов о его создании, а также фиксируются в уставе бюджетного учреждения.

Обратите внимание! Бюджетное учреждение может также предоставлять населению и организациям платные услуги, не относящиеся к основным видам деятельности этого учреждения. Стоимость таких услуг и работ определяется по унифицированной схеме (см. приказ Ростехнадзора от 24.08.2010 № 796). Полученные «внебюджетные» средства переходят в распоряжение бюджетного учреждения (а не зачисляются в бюджет, например). Однако использованы они могут быть только для нужд этого учреждения при осуществлении им своей основной деятельности.

Вывод! Таким образом, главная цель создания бюджетного учреждения — предоставление населению государственных или муниципальных услуг. При этом получение прибыли не может стать для собственника юрлица целью учреждения, т. к. оно является некоммерческой организацией.

Создание бюджетного учреждения

Для создания бюджетного учреждения выносится решение (ч. 2 ст. 13 закона № 7-ФЗ):

  • Правительством РФ — для создания ФГБУ;
  • высшими органами исполнительной власти субъекта РФ — для ГБУ уровня субъекта;
  • органами местного самоуправления — для МБУ.

Примеры:

  • порядок создания, реорганизации, изменения типа (например, с бюджетного на автономное учреждение и т. п.), ликвидации и утверждения устава ФГБУ установлен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539;
  • порядок создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации и утверждения устава госучреждений в Тюменской области определен постановлением правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 393-П и др.

Устав

Учредительным документом бюджетного учреждения является устав (ч. 1 ст. 14 закона № 7-ФЗ). Устав должен быть утвержден учредителем организации посредством издания соответствующего правового акта (например, распоряжения об утверждении устава).

Устав бюджетного учреждения должен содержать (ч. 3 ст. 14 закона № 7-ФЗ, п. 33 постановления № 539):

  • наименование юридического лица;
  • его местонахождение;
  • указание на тип учреждения;
  • сведения о собственнике его имущества;
  • исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять;
  • указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, регламент их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности;
  • раздел об имуществе и финансовом обеспечении организации;
  • сведения об обособленных подразделениях;
  • иные разделы — в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Имущество

Имущество бюджетному учреждению предоставляется на праве оперативного управления (о таком праве подробно рассказывается в нашей статье «Право хозяйственного ведения и оперативного управления»).

Собственником данного имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ). Без согласия собственника бюджетное учреждение не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом.

Обратите внимание! К особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, при отсутствии которого деятельность бюджетного учреждения будет затруднена или невозможна:

  • транспортные средства;
  • серверное оборудование;
  • оборудование систем связи;
  • оборудование, предназначенное для обслуживания посетителей;
  • оборудование электроподстанций и др.

Остальным имуществом (в т. ч. самостоятельно приобретенным) учреждение распоряжается по собственному усмотрению (ч. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).

Руководитель

Назначение на должность руководителя бюджетного учреждения (как и его освобождение от должности) происходит на основании акта, издаваемого учредителем бюджетного учреждения (например, решения о назначении руководителя).

Права и обязанности руководителя учреждения, его компетенция определяются нормативно-правовыми актами, уставом, внутренними документами организации, регулирующими деятельность руководителя. К его функционалу, в частности, относится:

  • организация работы учреждения;
  • осуществление действий от имени учреждения без доверенности;
  • заключение договоров, включая трудовые;
  • утверждение должностных обязанностей для персонала учреждения;
  • выдача доверенностей и совершение иных юридических действий;
  • подписание годовой бухгалтерской отчетности и внутренней документации учреждения;
  • утверждение штатного расписания учреждения;
  • применение мер дисциплинарного воздействия или поощрения по отношению к персоналу учреждения;
  • издание приказов, распоряжений, указаний и др.

Финансы

Финансирование деятельности бюджетной организации происходит за счет субсидирования из бюджета соответствующего уровня (государственного, субъекта РФ или муниципалитета, внебюджетного фонда). Субсидирование производится в соответствии с государственным/муниципальным заданием (ч. 3 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ).

Для произведения расчетов организация открывает лицевые счета в казначействе или финансовом органе субъекта РФ. Средства, полученные из бюджета и в результате приносящей доход деятельности, хранятся на разных счетах.

Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства на депозитах, участвовать в операциях с ценными бумагами (ч. 14 ст. 9.2 закона № 7).

Основой финансового планирования для организации является смета доходов и расходов. Этот документ составляется до начала фингода в обязательном порядке, по истечении отчетного периода оформляется баланс исполнения сметы (ч. 1 ст. 78.1, ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).

Рекомендуем! Больше об особенностях финансовой деятельности в некоммерческих организациях вы узнаете из материала «Финансы в некоммерческих организациях (нюансы)».

Типы бюджетных учреждений

Важно! Не все организации (в т. ч. государственные), получающие финансирование из бюджета, являются бюджетными в понимании закона. Нередко в число подвидов бюджетных организаций ошибочно включают, например, казенные и автономные учреждения. Да, они тоже выступают получателями бюджетных средств, однако законодатель разделяет эти термины и термин «бюджетное учреждение». В нашей статье мы говорим о бюджетном учреждении в том смысле, в каком оно понимается в законе.

Некоммерческие государственные учреждения (сравнение)

Сравним казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Рекомендуем! Об автономных некоммерческих организациях подробно рассказывается в нашей статье «Автономная некоммерческая организация — особенности».

Виды бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения можно классифицировать по нескольким признакам. Мы рассмотрим только самые основные, они представлены на схеме ниже.

***

Мы рассказали о том, что такое бюджетное учреждение, по каким признакам оно отличается от прочих государственных организаций, каковы основные функции бюджетных учреждений, каким образом можно классифицировать такие организации, каковы виды деятельности бюджетного учреждения.

Особенности финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений

Следующая группа НКО, учредителем которых выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, — государственные (муниципальные) учреждения. Такие организации учреждаются в форме автономных, бюджетных и казенных }щреждений.

Основной источник формирования имущества государственных (муниципальных) учреждений — имущественный взнос учредителя.

Для обеспечения деятельности автономных и бюджетных учреждений учредитель, будучи собственником имущества, закрепляет за ними имущество на праве оперативного управления. Закрепление за учреждением имущества на праве оперативного управления означает, что организация не является собственником полученного имущества, а только владеет и пользуется закрепленным за ним государственным (муниципальным) имуществом и ограничено в распоряжении им: учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Закрепляемое за автономными и бюджетными учреждениями имущество делится на три категории:

  • • недвижимое имущество;
  • • особо ценное движимое имущество;
  • • движимое имущество, не включенное в состав особо ценного движимого имущества.

Перечни видов особо ценного движимого имущества определяются в отношении:

  • • автономных и бюджетных учреждений, учредителем которых является Российская Федерация (федеральные учреждения), — федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;
  • • автономных и бюджетных учреждений, учредителем которых является субъект РФ (региональные учреждения), — в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • • автономных и бюджетных учреждений, учредителем которых является муниципальное образование (муниципальные учреждения), — в порядке, установленном местной администрацией.

В обязательном порядке особо ценным движимым имуществом признается имущество, балансовая стоимость которого находится в интервале:

  • • 200—500 тыс. руб. — федеральные учреждения;
  • • 50—500 тыс. руб. — региональные учреждения;
  • • 50—200 тыс. руб. — муниципальные учреждения.

К особо ценному движимому имуществу относится и иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества.

К особо ценному движимому имуществу автономных и бюджетных учреждений также относится все движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Например, к таким видам имущества относятся музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Имущество, закрепляемое за казенными учреждениями, не имеет подобного деления.

Имущество, приобретаемое автономным или бюджетным учреждением исключительно за счет доходов, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, которая предусмотрена уставом учреждения, не относится к особо ценному движимому имуществу и находится в собственности учреждения. Имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, данные учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Финансирование текущей деятельности автономных и бюджетных учреждений осуществляется как за счет средств, получаемых из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации: субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции, средства, полученные от выполнения государственных или муниципальных заказов, так и за счет доходов, получаемых ими от оказания платных услуг (выполнения работ).

Для автономных и бюджетных учреждений финансирование выполнения государственного (муниципального) задания сумма субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием, определяется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Средства субсидий, полученные для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями, должны быть использованы в текущем финансовом году. Если они в текущем финансовом году использованы не полностью, то остаток средств субсидий может быть использован бюджетным учреждением в следующем финансовом году, но только на те же цели. Автономные учреждения полученными субсидиями распоряжаются самостоятельно — они поступают в их полное распоряжение и используются для достижения уставных целей.

Автономные и бюджетные учреждения также могут получать из средств соответствующего бюджета субсидии на иные цели (целевые субсидии) и бюджетные инвестиции.

Субсидии на иные цели, выделяемые таким учреждениям, имеют целевую направленность и используются ими на финансирование конкретных потребностей организации, не отнесенных к затратам, связанным с оказанием ими в соответствии с заданием услуг.

Бюджетные инвестиции — форма финансирования учреждения, при которой средства соответствующего бюджета используются для создания или увеличения стоимости государственного (муниципального) имущества, находящегося в распоряжении учреждения. Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства подлежат возврату бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены данным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств.

Кроме средств, получаемых от учредителя, автономные и бюджетные учреждения имеют и другие источники финансового обеспечения своей деятельности. К ним относятся:

  • • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • • доходы от предпринимательской и иной деятельности;
  • • доходы, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • • доходы, получаемые от собственности;
  • • добровольные имущественные взносы граждан и юридических лиц;
  • • другие, не запрещенные законодательством РФ поступления.

Кроме заданий учредителя автономное учреждение по своему усмотрению оказывает платные услуги и выполняет работы для граждан и юридических лиц. В этом случае автономному учреждению необходимо соблюдать два условия: работы и услуги должны относиться к его основной деятельности и условия оказания однородных услуг должны быть одинаковыми. Доходы, полученные автономным учреждением от оказания платных услуг и выполнения работ, а также приобретенное за счет таких доходов имущество поступают в полное самостоятельное распоряжение учреждения.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение осуществляет только те виды приносящей доходы деятельности, которые служат достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Автономные и бюджетные учреждения также могут получать доходы от использования закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества. Если учреждение получает доходы от сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за организацией учредителем или приобретенного ею за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Автономное учреждение вправе приобретать ценные бумаги, вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Доходы, полученные учреждением от подобных операций, поступают в его распоряжение и используются для финансового обеспечения исполнения уставных задач.

В отличие от автономного учреждения бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами.

Финансовое обеспечение текущей деятельности казенного учреждения осуществляется исключительно за счет средств, получаемых из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, признаются неналоговыми доходами бюджета. Казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты и займы, приобретать ценные бумаги, а также участвовать в капитале других юридических лиц.

Главный документ, на основании которого осуществляется финансовое планирование в автономных и бюджетных учреждениях, — план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Цель его составления:

  • • планирование общих объемов поступлений и выплат;
  • • определение сбалансированности финансовых показателей;
  • • управление доходами и расходами учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. Планом финансово-хозяйственной деятельности утверждаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

В показатели по поступлениям включаются: субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, целевые субсидии, бюджетные инвестиции, поступления от приносящей доход деятельности, поступления от реализации ценных бумаг, данные о публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащие исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) переданы в установленном порядке учреждению.

В плановые показатели но выплатам включаются расходы: на оплату труда и начисления на оплату труда, оплату услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение материальных запасов, приобретение ценных бумаг и иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности и его форма устанавливается органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета казенного учреждения на текущий финансовый год составляется казенным учреждением на основании доведенных лимитов бюджетных обязательств по расходам соответствующего бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения на период одного финансового года.

15.2.3. Особенности финансового обеспечения деятельности некоммерческих организаций, учрежденных гражданами и (или) юридическими лицами

К НКО, учрежденным гражданами и (или) юридическими лицами, относятся фонды, частные учреждения, автономные некоммерческие организации и некоммерческие партнерства. Вид ПКО, а также целевая направленность ее уставной деятельности, непосредственно влияют на особенности финансового обеспечения текущей деятельности.

Финансы таких некоммерческих организаций строятся на следующих принципах:

  • 1) внешнее финансирование;
  • 2) целевой характер расходования денежных фондов;
  • 3) затратность деятельности (отсутствие самоокупаемости).

Финансовое обеспечение деятельности НКО всех указанных правовых

форм осуществляется за счет:

  • • регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов);
  • • добровольных имущественных взносы и пожертвования;
  • • выручки от реализации товаров, работ, услуг;
  • • дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • • доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации;
  • • других, не запрещенные законом поступлений.

Однако состав источников и их соотношение неодинаковы для некоммерческих организаций различных правовых форм.

К регулярным и единовременным поступлениям от учредителей (участников, членов) относятся взносы:

  • • вступительные;
  • • членские;
  • • целевые.

Учредителями НКО различных форм могут выступать граждане и юридические лица. Виды, размеры и порядок внесения взносов определяются учредительными документами.

Взнос учредителя в НКО может осуществляться денежными средствами и имуществом. Правовой режим вносимого имущества различается в зависимости от формы НКО: в частных учреждениях переданное учредителем имущество используется на праве оперативного управления, а в фондах, автономных НКО и некоммерческих партнерствах — на праве собственности. То есть частные учреждения могут распоряжаться переданным имуществом только с согласия учредителя — собственника имущества, а остальные организации — по собственному усмотрению.

Форма НКО также влияет на распределение ее имущества при ликвидации организации. В случае ликвидации частного учреждения оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается его собственнику. При ликвидации фонда и автономной некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом. Размер передаваемого имущества не может превышать размер их имущественных взносов; если же размер распределяемого имущества превышает размер имущественных взносов, то разница направляется на цели, ради которых НКО была создана, или на благотворительные цели.

Из всех перечисленных форм НКО только некоммерческое партнерство предусматривает членство. Следовательно, только у него одним из источников финансового обеспечения служат членские взносы. Членские взносы являются регулярными и обязательными для всех членов партнерства денежными взносами. Периодичность уплаты и размер и направления использования членских взносов определяются уставом некоммерческого партнерства или решением высшего органа партнерства. Как правило, средства, полученные за счет членских взносов, используются на покрытие административно-хозяйственных и иных расходов, непосредственно связанных с деятельностью некоммерческого партнерства. Для НКО иных форм членские взносы не предусмотрены.

Для всех форм НКО присущи нерегулярные целевые взносы учредителей (участников, членов), которые направляются на финансирование отдельных программ и мероприятий, реализуемых некоммерческой организацией. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное организацией и использованное ею по назначению, определенному источником целевого финансирования. Так, ТК, цель которых — предоставление услуг в сфере культуры, привлекают средства участников в виде целевого взноса для проведения отдельных культурных мероприятий.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 251 НК РФ вступительные и членские взносы участников НКО не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль у НКО также не учитываются доходы в виде целевого финансирования. Но это возможно только в случае, если организация ведет раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Существенный источник финансового обеспечения деятельности некоммерческой организации — добровольные взносы и пожертвования, поступившие от юридических и физических лиц, не являющихся участниками НКО, для осуществления уставной деятельности. К таким взносам относятся, в частности, целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, включая гранты.

Грант — это средства в денежной или имущественной форме, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной, чаще всего конкурсной основе, российскими или иностранными дарителями НКО для выполнения работ, представляющих научную, технологическую, культурную и социальную значимость, с последующим отчетом об их использовании. Полученные в виде гранта средства признаются собственностью НКО и могут использоваться только на цели, предусмотренные условиями гранта. Грантополучатель обязан представить грантодателю отчет о целевом использовании полученных средств. В некоторых случаях условиями гранта может быть предусмотрено, что имущество, приобретенное НКО на средства гранта и используемое по назначению, становится собственностью организации.

Так как гранты представляют собой один из видов целевого финансирования, то они не считаются доходами НКО, учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В целях налогообложения грантами признаются денежные средства или иное имущество в случаях, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  • • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, НКО, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями, по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
  • • гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта (пи. 14 п. 1 сг. 251 НК РФ).

Деятельность НКО затратна в том смысле, что она не всегда в состоянии обеспечить свои расходы за счет взносов участников и целевых поступлений третьих лиц. Поэтому НКО вправе осуществлять деятельность по производству и реализации товаров и услуг (предпринимательскую деятельность) при условии, что полученная в результате прибыль будет направлена в полном объеме на финансирование ее уставных целей и задач. На эти же цели направляются и доходы, полученные в виде дивидендов от участия в хозяйственных обществах, проценты по облигациям, а также доходы от реализации ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.

Все средства, поступающие в НКО, должны направляться на финансовое обеспечение достижения ее уставных целей. Можно выделить следующие группы расходов:

  • • административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации;
  • • расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений;
  • • расходы при ведение предпринимательской деятельности.

Управление финансами НКО осуществляется так же, как и в коммерческих: финансовое планирование, управление и финансовый контроль, но с учетом специфики их деятельности.

Объемы получаемых финансовых ресурсов и направления их использования отражаются в финансовом плане, форма которого определяется уставными документами. Такой план может быть представлен в форме баланса доходов и расходов либо в форме сметы доходов и расходов.

Оперативное управление финансами некоммерческих организаций заключается в анализе отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленческих решений по выполнению заявленных целей и задач деятельности организации. Получаемая в ходе анализа информация служит основанием для внесения изменений в финансовые планы некоммерческих организаций.

Форма контроля финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации устанавливается ее уставными документами. Контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), формируемой высшим органом некоммерческой организации, внешний — аудиторской организацией с целью подтверждения достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствии организации бухгалтерского учета установленным требованиям. Законодательство РФ не предусматривает для некоммерческих организаций обязательной аудиторской проверки, поэтому она может быть произведена по инициативе руководителя некоммерческой организации либо по инициативе ее учредителей (участников, членов).

  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 2010 г. № 538 «О порядке отнесенияимущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимогоимущества».
  • Под лимитом бюджетных обязательств подразумевают объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнениев текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Районы Москвы

Статьи

Когда отдавать ребенка в детский сад 2020-06-01

Когда наступает время отдавать ребенка в детский сад, для большинства родителей это превращается в серьезную проблему. Практически везде в нашей стране, а также в странах ближнего зарубежья, сложилась такая ситуация, что все детские сады переполнены…

Пожарная безопасность на предприятии: обучение ПТМ и экспертиза 2020-05-13

На каждом предприятии и в каждой организации есть сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. Это правило регулируется законом «О пожарной безопасности» 1994 года. В связи с этим все руководители…

Типы керамических коронок 2020-05-11

Каждый мечтает о красивой улыбке. А это значит здоровые, белоснежные и ровные зубы. Между тем, неправильная гигиена полости рта, болезни, генетическая предрасположенность, травмы и, наконец, течение времени означают, что не каждый может похвастаться такой улыбкой…

Спутниковые системы мониторинга транспорта: как это работает? 2020-04-23

Система мониторинга транспортных средств от компании «Триви» предназначена для индивидуальных клиентов и предприятий, которые стремятся оптимизировать функционирование автомобильного и другого наземного транспорта…

Грузоперевозки: квартирные и офисные переезды в Москве и области 2020-04-23

У вас намечается грандиозный переезд или вам нужно доставить крупногабаритный груз, и вы не знаете с чего начать? В первую очередь, нужно выяснить, сами вы будете переезжать, наймете кого-то со стороны или же отдадите сие ответственное мероприятие в руки профессионалов…

Гастрономический туризм в Казани 2020-04-07

Гастрономической карточкой Татарстана является её национальная кухня и традиции. Поэтому многие хотят посетить данное место, чтобы насладиться лучшими блюдами местной кухни…

Современное лечение алкоголизма и основные его характеристики 2020-03-19

Скорая наркологическая помощь – это в последнее время очень распространенная услуга не только в больших городах, но и мегаполисах. В чем же основная проблема такой ситуации?..

Поверка счетчиков. Как самому заменить счетчик воды в квартире? 2020-03-13

После четырех лет эксплуатации счетчиков горячей воды и пяти лет счетчиков холодной необходимо либо сменить их, либо провести поверку. Это прописано в законодательстве и обсуждению не подлежит. Однако на жильцах лежит ответственность…

Театр Петра Фоменко: на какой спектакль сходить? 2020-02-27

В Москве большое количество различных театров, в который каждый день проходят спектакли и постановки на любой вкус — от классических до модерновых и андеграундных. Среди множества площадок многие москвичи и гости столицы выделяют для себя именно Мастерскую Петра Фоменко…

Главные достопримечательности Москвы: куда сходить туристу 2020-02-24

Москва — огромный и очень разнообразный город. Здесь всегда есть и будет что посмотреть даже искушенному туристу и гостю столицы. Масса интересных и уникальных мест, большое количество мероприятий и событий…

Частные детские сады: в чем их преимущество? 2020-02-21

Сегодня все большей популярностью пользуются частные дошкольные учреждения. И этому есть логическое объяснение, ведь родителям бывает очень тяжело оформить своих детей в государственные детские сады Москвы — мест на всех желающих не хватает…

О спектакле «Ромео и Джульетта» в театре РАМТ 2020-02-08

«Ромео и Джульетта» — это история о долгой вражде между семьями Монтекки и Капулетти. Эта вражда вызывает трагические результаты для главных героев пьесы, Ромео и Джульетты….

Лучшие способы укрепить иммунитет в зимний период 2020-01-14

Иммунитет — это важнейшая способность организма человека оказывать сопротивляемость различным инфекциям и вирусам. Иммунная система наполовину зависит от образа жизни человека, а на 50% от наследственности…

Как оформить кредит по чужому паспорту и возможно ли это 2019-12-30

Согласно законодательству брать кредит по чужому паспорту запрещено. Предоставление банку заведомо ложной информации подпадает под действие ст. 159.1 УК РФ «Мошенничество в сфере кредитования»…

Проектирование и монтаж систем видеонаблюдения 2019-12-23

Проектирование системы видеонаблюдения необходимо для того, чтобы правильно распределить финансы, требуемые для покупки и монтажа видеооборудования, а также для того, чтобы обеспечить слаженность и бесперебойное функционирование всей системы…

6 преимуществ владения кредитной картой 2019-12-04

В жизни каждого человека иногда возникают ситуации, когда вопрос о необходимости денег не терпит переноса и ожидания. И, к сожалению, не у всех сегодня имеются денежные накопления, с помощью которых можно быстро решить возникшую проблему…

Все триместры беременности — происходящие изменения 2019-12-01

Каждая женщина мечтает иметь ребенка. Это важный этап в жизни, и следует быть заранее подготовленным к нему, чтобы в будущем с легкостью справляться со всеми сложными ситуациями. И важная задача — правильное планирование беременности, а также соблюдение правили образа жизни во время беременности…

Подготовка к IELTS и другим экзаменам в Москве 2019-11-29

Чтобы учиться, работать, жить за рубежом, нужно сдать специальный экзамен – IELTS, FCE или TOEFL. Есть немало лингвистических школ, которые помогут подготовиться к сдаче международных экзаменов по иностранному языку…

Дешевый колл-центр для бизнеса в Москве 2019-11-28

При выборе недорогого call-центра владельцы бизнеса сталкиваются с различными проблемами – количество и качество услуг, число операторов, которые будут работать по проекту, наличие персонального менеджера, степень детализации отчётности и пр…

История Большого театра в Москве 2019-11-22

Знаменитый Большой театр сначала был личным театром князя Урусова. Официальная дата основания театра – 28 марта 1776 года. В этот день Екатерина II своим указом дала разрешение на проведение спектаклей, балов и других развлечений…