Чрезвычайное положение

Содержание

Что означает введение режима чрезвычайной ситуации

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 апреля 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ЧС).

Что такое режим ЧС — в материале ТАСС.

Режимы функционирования органов госуправления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций прописаны в законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот документ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 21 декабря 1994 года. Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три подобных режима:

— повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);

— режим повышенной готовности (если такая угроза существует);

— непосредственно режим чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 10 той же статьи, при режиме как повышенной готовности, так и ЧС власти могут:

— ограничивать доступ людей и транспортных средств в зону чрезвычайной ситуации;

— приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и других граждан;

— осуществлять иные меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина, создавать необходимые условия для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Также органы власти устанавливают порядок использования различных резервов на случай возникновения ЧС, в том числе транспортных средств и средств оповещения. Более подробные правила и полномочия органов власти были прописаны в решении правительства 3 апреля 2020 года.

Как вводятся режимы повышенной готовности и ЧС

До 2020 года режим ЧС вводился и отменялся указами органов исполнительной власти субъектов РФ или местными властями. Федеральные власти могли вводить режим ЧС только для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На уровне регионов введение ЧС является достаточно распространенной практикой при разного рода стихийных и техногенных бедствиях (паводках, природных пожарах, землетрясениях и др.). На федеральном уровне режим ЧС в современной истории России не вводился. Однако в 2013 году во время паводков на Дальнем Востоке, затронувших несколько регионов, глава МЧС Владимир Пучков назвал сложившуюся ситуацию «чрезвычайной ситуацией федерального уровня». 1 апреля 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому право введения режима ЧС как на уровне регионов, так и на уровне Федерации получило правительство РФ.

Отличие режима ЧС от ЧП

Следует отличать режим ЧС от режима чрезвычайного положения (ЧП). Последний может вводиться президентом РФ (на основании федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года) в случае природных катаклизмов, включая эпидемии. Однако режим чрезвычайного положения предусматривает гораздо более радикальные меры, в том числе ограничивающие свободы и права граждан. В частности, при ЧП власти в праве временно переселять жителей в безопасные районы, мобилизовывать трудоспособное население, отстранять от работы в экстренном порядке руководителей государственных и негосударственных организаций и т. д.

Что такое ЧС, ЧП, самоизоляция и карантин

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU — В России на фоне пандемии коронавируса COVID-19 в некоторых субъектах Федерации были введены режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС). На всей территории России режим ЧС не вводился, не объявляли и режим ЧП (чрезвычайного положения). Объясняем, в чем разница между этими режимами и что их введение означает для граждан.

Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации

Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» статьи 11 ФЗ-68).

31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.

В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

На примере Москвы

Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.

С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.

В некоторых регионах РФ из-за риска распространения коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации, например, еще в конце января — в поселке Забайкальск на границе с Китаем.

Отличие карантина от самоизоляции

Карантин — это изоляция по решению должностного лица (врача) человека, инфицированного или подозреваемого в возможном заражении коронавирусом. Эта мера применяется, когда человек уже болен, но находится на домашнем лечении, контактировал с больными или может быть заражен по какой-то другой причине. На время его пребывания дома ему выдается больничный лист.

Тем, кто находится под карантином, нельзя выходить из дома, и соблюдение этого правила отслеживается. Так, в Москве за заболевшими коронавирусом, которые остались лечиться дома, следят в том числе с помощью мобильного приложения «Социальный мониторинг» и геолокации телефона.

19 марта глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление об обязательной двухнедельной изоляции людей, приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19.

Нарушение карантина наказывается жестче, чем нарушение режима самоизоляции, при котором максимальное число граждан находятся у себя дома и не контактируют между собой. При этом люди в режиме самоизоляции могут покидать свои жилища в некоторых случаях — для похода в ближайший продуктовый, в аптеку, вынести мусор или выгулять вблизи от дома собаку, а также для поездок на работу и т.д.

Наказание за нарушение и контроль за соблюдением

31 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовном наказании нарушителей карантина или других санитарно-эпидемиологических правил. За простое нарушение законопроект предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей либо до двух лет лишения свободы. Если в результате нарушения умирает два человека и более, закон предусматривает за это до семи лет лишения свободы. Если нарушение приведет по неосторожности к смерти человека или создаст угрозу массового заболевания, за это предусмотрен штраф от 1 млн до 2 млн рублей, либо до пяти лет колонии.

В России31 марта 2020

Президент России 1 апреля подписал закон об уголовной ответственности за распространение фейков о ЧС. УК РФ был дополнен новой статьей — 207.1, наказание по которой — штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей либо ограничение свободы на срок до трех лет.

31 марта депутаты также приняли в третьем чтении поправки в КоАП РФ, усиливающие ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За такое нарушение для граждан предусмотрены штрафы от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или закрытие на срок до месяца.

Если нарушения повлекут вред здоровью человека или смерть, но не содержат уголовно наказуемого деяния, то штраф для граждан вырастет до 150-300 тыс.рублей, для должностных лиц — до 300-500 тыс. рублей или их могут дисквалифицировать на срок до трех лет. Для ИП и юрлиц за такие нарушения предусмотрены штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей или приостановка работы на срок до 90 дней.

Поправки также вводят в КоАП статью об ответственности за неподчинение правилам при ЧС или угрозе ее возникновения. Если нарушение не повлекло тяжких последствий, штрафы для граждан составит от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для ИП — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Штрафы за повторное нарушение или за нарушения, которое влечет вред здоровью или имуществу человека, будут выше. Для граждан они могут достигать 50 тыс. рублей, для должностных лиц — 500 тыс. рублей, для ИП и юрлиц — до 1 млн рублей.

2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон о поправках в КоАП Москвы, которыми вводятся штрафы за нарушение режима самоизоляции: граждан за первое нарушение штрафуют на 4 тысячи рублей, а за повторное или за совершенное с использованием автомобиля — на 5 тысяч рублей.

Сейчас режим самоизоляции введен в большинстве субъектов РФ. В некоторых регионах соблюдение режима самоизоляции контролируют, выдавая спецпропуска тем, кому необходимо продолжать ездить на работу, а в Татарстане заработала система выдачи СМС-пропусков на выход из дома. Выйти на улицу жителям республики можно не более двух раз в сутки, и каждый раз необходимо указывать цель — поездку на дачу, в суд, банк, больницу, на почту или чтобы привезти лекарства больным родственникам.

Режим чрезвычайного положения

Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток, но далее может продлеваться.

На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.

В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.

Коронавирус и форс-мажор

В некоторых регионах России, как, например, в Москве, распространение коронавируса, повлекшее объявление режима повышенной готовности, было официально признано обстоятельством непреодолимой силы. «Если меры по профилактике распространения инфекции помешали гражданам или бизнесу исполнить свои обязательства, это считается обстоятельством непреодолимой силы. Такие меры снижают формальное юридическое давление на бизнес и граждан, а также позволяют пересмотреть условия исполнения действующих договоров и соглашений», — говорится на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. При этом там не уточняется, как именно будет снижено юридическое давление и пересмотрены условия договоров.

Эксперты отмечают, что форс-мажор может быть признан только при наличии договора. Пункт «об обстоятельствах непреодолимой силы» имеется практически в каждом договоре, и в нем прописан порядок действий в случае наступления форс-мажора. Формулировка этого пункта может быть различной.

Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.

С точки зрения закона отсутствие средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Тем не менее, имеет смысл обратиться в банк, чтобы в индивидуальном порядке узнать о возможности «кредитных каникул».

Что касается ипотеки, то в соответствии с законом у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть возможность взять «ипотечные каникулы», приостановив выплаты по ипотеке или снизив размер платежей на срок до полугода.

Что касается предпринимательской деятельности, то, согласно п. 3 статьи 401 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

В конце марта парламент принял закон, разрешающий правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и существенном изменении курса рубля».

Режим повышенной готовности, ЧС, чрезвычайное положение. В чем разница?

Из-за коронавируса в новостях сейчас то и дело мелькают слова «режим ЧС», «режим повышенной готовности», а то и вовсе «чрезвычайное положение». Выглядит это пугающе: воображение рисует патрули и полный запрет на выход из дома. Однако эти три вещи — не одно и то же. Мы разобрались, как сценарии для чрезвычайных происшествий работают в России и в чем их отличия.

Совсем коротко:

  • режим повышенной готовности — когда что-то ужасное может произойти или вот-вот произойдет;
  • чрезвычайная ситуация — когда что-то ужасное уже произошло;
  • чрезвычайное положение — когда произошло что-то настолько ужасное, что без крайне жестких мер уже не обойтись.

Режим повышенной готовности. Что это такое?

Режим повышенной готовности означает, что МЧС и другие службы, ответственные за чрезвычайные ситуации, находятся на низком старте. Еще они обязаны довести до людей, что может произойти и как от этого защититься.

Сейчас запретили массовые мероприятия и перевели всех, кто работает в офисах, на удаленку. Это тоже обязательно при режиме повышенной готовности?

Нет. Все это главы регионов рекомендовали отдельно из-за коронавируса.

В каких ситуациях объявляют режим повышенной готовности?

Его объявляют, если вот-вот может что-то случиться: например, надвигается большой ураган. Или при угрозе эпидемии, как сейчас.

Кто может ввести режим повышенной готовности?

Местные и федеральные власти.

Как он отражается на повседневной жизни?

Зависит от ситуации. Пока ее можно предотвратить, власти будут стараться снизить риск для людей — например, при угрозе эпидемии они могут перевести школы на дистанционное обучение.

Что мне делать, если в моем регионе ввели режим повышенной готовности?

Слушать рекомендации властей и МЧС, готовиться к грядущему (закупка гречки — на ваше усмотрение).

Режим чрезвычайной ситуации — это что-то другое?

Это опасная обстановка, которая сложилась в результате каких-то природных или техногенных обстоятельств. Например, из-за лесного пожара или прорыва дамбы.

Полицейское оцепление в Кировской инфекционной больнице / newsler.ru

Кто может ввести режим чрезвычайной ситуации?

Местные и федеральные власти.

Как он отражается на повседневной жизни?

Опять же, зависит от чрезвычайной ситуации. Например, в Абакане, столице Хакасии, ввели режим чрезвычайной ситуации из-за коронавируса. В целом, меры там не отличаются от всероссийских, но с поправкой на город. Например, отменены командировки за его пределы, а все, въезжающие в Абакан, обязаны уведомить хакасский Роспотребнадзор и самоизолироваться на две недели.

Что мне делать?

Следить за новостями, соблюдать рекомендации ВОЗ и беречь себя.

Чрезвычайное положение. Что это такое?

Если вкратце, это особый режим, при котором допустимы ограничения некоторых конституционных прав и свобод человека. При чрезвычайном положении неприкосновенными, по сути, остаются только право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, свобода совести, жилище и справедливый суд. Как можно заметить, многие вещи, вроде права на медпомощь или свободы слова, в этот список не входят.

А так можно?

Да, по 56-й статье Конституции. Но ограничения и их срок должны быть подробно прописаны в указе о чрезвычайном положении. При этом само чрезвычайное положение по всей России не может длиться дольше тридцати дней, а на отдельной территории — дольше шестидесяти.

В каких ситуациях объявляют чрезвычайное положение?

Согласно Федеральному конституционному закону «О чрезвычайном положении», его можно ввести, если конституционному строю страны или ее гражданам угрожает что-то настолько ужасное, что без совсем радикальных мер уже не обойтись. Угрозами конституционному строю считаются попытка революции, массовые беспорядки, гражданская война, в двух словах — неконтролируемое насилие. А гражданам непосредственно угрожают разного рода стихийные бедствия — природные катаклизмы, аварии, эпидемии и даже мор скота. Основной критерий чрезвычайности для ситуации — нужно срочно разворачивать масштабную спасательную операцию.

Арт-объекс «Вирус» в Екатеринбурге / E1.ru

Кто может ввести чрезвычайное положение?

Ввести или продлить чрезвычайное положение может только президент. Совет Федерации должен утвердить (или не утвердить) указ в течение 72 часов.

Как оно отразится на повседневной жизни?

Государство может ввести много разных мер, в зависимости от конкретного случая. Правительство может запретить забастовки и все мероприятия, ввести ограничения на передвижение, разрешить массовые проверки документов. Полный список — в третьей главе закона о чрезвычайном положении. Единственное обязательное правило — отмена всех выборов.

И что, при эпидемии коронавируса могут ввести ЧП?

Такая вероятность есть — если инфекция будет распространяться очень быстро. Но есть два обстоятельства: во-первых, уже есть опыт других стран (Южной Кореи, например), что нужно делать, какие меры принимать. Во-вторых, давайте будем честными: вряд ли ЧП введут до общенародного голосования (22 апреля) по поправкам в Конституцию — отменять его никто не станет. Правда, сейчас есть слухи, что само голосование могут перенести на июнь.

Конечно, можно предположить, что из-за переноса могут ввести режим ЧП хотя бы на месяц до выборов по политическим причинам — чтобы недовольные «обнулением» не затеяли массовые протесты. Но эта версия кажется больше конспирологической, чем реальной опцией: всё-таки ЧП — это дорого и радикально.

Порядок введения и снятия режима чрезвычайной ситуации

Основные понятия

Основные понятия изложены в Федеральном законе РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон).

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация обусловленная подтоплением жилых домов и инфраструктуры

Критерии и основания введения ЧС

Согласно постановлению Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

Характер Зона ЧС Количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, чел, ЛИБО материальный ущерб, руб.
Локального
характера
Не выходит за пределы территории организации (объекта) не более 10 не более 240 тыс.
Муниципального характера Не выходит за пределы территории одного муниципального образования не более 50 не более 12 млн.
Прим.: данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера
Межмуниципального характера Затрагивает территорию 2 и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения не более 50 не более 12 млн.
Регионального характера Не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации свыше 50, но не более 500

свыше 12 млн., но не более 1,2 млрд.

Межрегионального характера Затрагивает территорию 2 и более субъектов Российской Федерации

свыше 50, но не более 500

свыше 12 млн., но не более 1,2 млрд.

Федерального характера свыше 500 свыше 1,2 млрд.

Уровни реагирования на ЧС

При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования (п. 8 ст. 4.1. Федерального закона):

Объектовый уровень реагирования – решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

Местный уровень реагирования:

  • решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения;
  • решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения, либо межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
  • решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
  • решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородской территории города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя;

Региональный (межмуниципальный) уровень реагирования – решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

Федеральный уровень реагирования – решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

Также читайте познавательный материал от МЧС России:

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Образец постановления

О введении режима чрезвычайной ситуации доступен в конце статьи по кнопке СКАЧАТЬ

Основные мероприятия

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются (п. 28 постановления Правительства):

в режиме повышенной готовности

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;
  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме ЧС

  • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;
  • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
  • информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.

Полномочия

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 11 Федерального закона):

органов государственной власти субъектов РФ

  • принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
  • осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;
  • осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
  • осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
  • содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

  • содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
  • вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • устанавливают региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
  • осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
  • создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
  • устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации.

органов местного самоуправления

Они самостоятельно:

  • осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
  • принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
  • осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
  • создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
  • участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
  • создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти

Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Федерального закона):

1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

  • разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
  • утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
  • финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
  • организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Дополнительный материал по теме:

о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), каковы ее задачи, структура, органы управления, силы и средства, режимы функционирования и управления

.

Источник: письмо МЧС России от 14.03.2019 № 5-4-443 «О направлении материалов по режиму ЧС».