Договор до 100 тысяч

Что такое закупки малого объема по 44-ФЗ, и каковы ограничения на малый объем закупок?

Закупки малого объема в рамках 44-ФЗ осуществляются в упрощенном порядке. Законодательство о контрактной системе позволяет заказчикам проводить закупки у единственного поставщика при цене контракта в пределах 100 тыс. р.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Понятие

Под малыми закупками, которые можно производить без трудоемких и сложных процедур, понимаются закупки в размере от 100 до 400 тыс. р. На такие закупки накладываются существенные ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Для некоторых категорий заказчиков установлены повышенные лимиты закупок малого объема. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в число таких заказчиков входят:

  1. Государственные и муниципальные образовательные учреждения.
  2. Культурные учреждения, которые функционируют в целях использования и популяризации объектов культурного наследия.
  3. Планетарии.
  4. ПКиО.
  5. Зоопарки.
  6. Заповедники.
  7. Ботанические сады.
  8. Национальные и природные парки.
  9. Театры.
  10. Ландшафтные парки.
  11. Концертные учреждения.
  12. Цирки.
  13. Музеи.
  14. Библиотеки.
  15. Дома и дворцы культуры.
  16. Архивы.

Для указанных категорий заказчиков малыми закупками считаются закупки на сумму до 400 тыс. р.

Ограничения на годовой объем малых закупок

Для того чтобы понять, вправе ли заказчик приобретать товары, работы и услуги, которые стоят менее 100 тыс. р., внеконкурентным способом, ему следует первоначально рассчитать СГОЗ, а затем определить предельный размер таких контрактов.

Осуществлять закупочные процедуры без торгов у единственного поставщика на сумму в пределах 100 тыс. р. допускается при условии, что их годовой объем не превышает у данного заказчика величины в 2 млн р. (если СГОЗ менее 40 млн р.) либо 5% от совокупного годового объема закупок и 50 млн р. (в случае превышения СГОЗ величины в 50 млн р.).

Для заказчиков, для которых установлены повышенные лимиты для отнесения закупок к малым, установлены другие ограничения на годовые объемы закупок.

Для них годовой объем не может превышать 50% от совокупного годового объема или составлять более 20 млн р.

Указанные два лимита для госзакупок в пределах 100 тыс. р. и 400 тыс. р. являются взаимодополняющими. Это значит, что определенный заказчик может закупить товары и услуги в пределах 100 тыс. р. на 2 млн р. и 50% от всех своих закупок осуществлять у единого поставщика до 400 тыс. р.

При закупках для обеспечения муниципальных нужд у сельских учреждений отсутствуют лимиты на применение закупок. Им разрешается закупать товары и услуги до 100 тыс. р. без учета их предельного значения.

Отступление от указанных нормативов допускается и для органов исполнительной власти, которые могут самостоятельно определять лимиты закупаемых таким способом товаров и услуг.

За превышение установленных законом лимитов заказчику грозит административная ответственность. В рамках КоАП по ч. 1 ст. 7.29 на них может быть наложено наказание в виде штрафа до 30 тыс. р.

В ранее действующем 94-ФЗ содержалось такое понятие, как одноименные товары. При закупке в малом объеме товаров такого рода нужно было учитывать отдельные квартальные лимиты для них. В новом 44-ФЗ такое понятие, как одноименные товары, отсутствует.

Порядок и особенности проведения

Проведение закупок малого объема по 44-ФЗ обладает следующими особенностями:

  1. В отчете заказчику невозможно и нецелесообразно обосновывать иные способы определения поставщика, кроме закупок у единственного поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия по ч. 3 ст. 93 44-ФЗ.
  2. Нет необходимости включать в отчет обоснование цены контракта по ч. 4 ст. 93 44-ФЗ.
  3. Не нужно отображать результаты отдельного этапа исполнения госконтракта, информацию о товаре для поставки или выполненной работе по ч. 9 ст. 94 44-ФЗ.

Контракт с поставщиком заключается в любой форме, которая не противоречит гражданско-правовому законодательству, согласно ч. 14 ст. 34 44-ФЗ. Такой госконтракт не нужно согласовывать с антимонопольным органом.

Схема закупки будет в данном случае предельно простая: заказчик находит подходящего поставщика и подписывает с ним договор.

В подписываемом договоре нужно предусмотреть закупаемые товары и услуги, а также то, на каких условиях они будут поставляться и выполняться по п. 2 ст. 434 ГК (в том числе в какие сроки и по какой цене). В такой договор можно не включать такие данные:

  1. Условия об ответственности сторон по госконтракту по ч. 4-9 44-ФЗ.
  2. Типовые условия контрактов по ч. 11 ст. 34 44-ФЗ.
  3. Условия о порядке и сроках исполнения госконтракта, а также прочие условия по ч. 12, 13 ст. 34 44-ФЗ.

Унифицированный формат такого договора и особые требования к его названию отсутствуют: он может именоваться как «Государственный контракт», так и «Договор на поставку». Такая позиция приведена в разъясняющем письме Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-2017.

Помимо заключения письменного договора, стороны вправе приобрести нужные им товары, работы и услуги без него через оплату по счетам. В данном случае двустороннее соглашение не оформляется, а контракт подписывается через подписание актов или накладных на поставку товаров либо оплату по счету, согласно п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса.

Также при приобретении определенных товаров, работ и услуг у юрлица или индивидуального предпринимателя на сумму до 100 тыс. р. могут практиковаться наличные расчеты, согласно пп. 2, 5, 6 Указания ЦБ от 2013 года №3073-У. Они осуществляются из наличных средств, которые были выданы заказчику под отчет. При наличной оплате договор в письменной форме также не заключается. Подтверждением целевого расходования денежных средств выступают товарные, кассовые чеки и прочие документы по п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса.

С 1 июля 2018 года начал работать сайт единого торгового агрегатора ЕАТ «Березка». В обязанности большинства федеральных заказчиков входит осуществление закупок с помощью указанного сервиса. Проведение закупки за ее пределами также допускается, но при условии, что заказчик нашел цену ниже. Сведения о том, что тот или иной товар закуплен на этом сайте, размещаются на нем.

Если объект закупки составляет гостайну, то приобретать его допускается вне ЕАТ «Березка». Остальные заказчики могут пользоваться сервисом по своему желанию, согласно Правительственному распоряжению №824-р от 2018 года. С конца 2018 года все заказчики должны будут использовать сервис для приобретения в ЕАТ канцелярских товаров, цена которых менее 100 тыс. р. по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Таким образом, приобретение товаров, работ и услуг в пределах 100 тыс. р. по 44-ФЗ осуществляется в упрощенном порядке у единственного поставщика. Для отдельных категорий заказчиков по 44-ФЗ указанные лимиты приведены в повышенном размере и составляют 400 тыс. р. При этом заказчику следует учитывать годовые лимиты с учетом совокупного годового объема закупаемых товаров, работ и услуг. По подобным закупочным мероприятиям допускается не готовить извещение для размещения его в ЕИС, а также допускается не включать в контракт обоснование и расчет стоимости. Предельный объем малых закупок в неконкурентной форме лимитируется законодательно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Заключение контракта до 100 тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ) в рамках внесенных изменений в 44-ФЗ

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию: 8-912-351-26-42
8 (3532) 26-16-01

В редакции, внесенной Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ звучит, как осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

По смыслу вышеуказанной статьи заказчикам с небольшим совокупным годовым объемом законодатель упростил проведение закупок, разрешив заключать контракты на общую сумму до 2 миллионов рублей в год дроблением (заключением) до 100 тысяч рублей.

В качестве примеров для правильного понимания статьи можно привести следующие.

1) Организация с совокупным годовым объемом 10 миллионов рублей. Ранее можно было заключать контракты в размере только 5%, что оставляло возможность заключения контрактов (до 100 000 рублей) в размере 500 000 рублей в год.

В силу изменений в рамках закона 140-ФЗ вышеуказанный заказчик имеет право заключать контракты (до 100 000 рублей) на 2 миллиона рублей в год.

2) Организация с совокупным годовым объемом 100 миллионов рублей. Годовой объем закупок (до 100 000 рублей) не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика, т.е. заказчик имеет право заключать контракты (до 100 000 рублей) на 5 миллиона рублей в год.

В силу Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ действие положений пункта 4 части 1 статьи 93 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Следовательно, организациям с небольшим совокупным годовым объемом законодатель упростил жизнь, если у кого уже был исчерпан пятипроцентный лимит.

До изменений, внесенных Законом 140-ФЗ, при заключении контракта (до 100 000 рублей) должен быть перечень следующих документов:

1) Обоснование о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с определением существенных условий контракта (например: срок поставки, цена, объем работ и т.д.).

2) Обоснование НМЦК.

3) Контракт.

4) Акт о приемки товара, работ, услуг, подтвержденный документами (например: товарная накладная, сертификаты и т.д.).

5) Отчет об исполнении контракта.

В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, при заключении контракта до 100 000 рублей более не требуется предоставление обоснования о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, обоснование и расчет НМЦ, а исполнение договора осуществляется в общем порядке.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 73 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В рамках ч. 2. ст. 73 БК РФ реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

Следовательно, заказчик должен вести внутренний реестр закупок по контрактам до 100 000 и 400 000 рублей.

Закупка малого объема – это осуществление заказчиком закупки работы, товара или услуги на сумму, которая не превышает трехсот или четырехсот тысяч рублей. По-другому закупку малого объема еще называют заключением прямого контракта. Это значит, что заказчик не проводит никаких конкурсных процедур и сам определяет исполнителя.

Когда можно закупать до 300 тыс. рублей?

Федеральный закон № 44-ФЗ дает заказчику право на заключение контракта до 300 тысяч рублей в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или не превышает 5% от СГОЗ и не составляет более 50 млн. рублей.

Данная процедура закупки является одной из самых быстрых и простых в документации для заказчика. Например, необходимо заключить договор на техническое обслуживание транспортного средства, оказание услуг экспертов, курьерские услуги и т.д.

Проще всего осуществить закупку малого объема. Закупать можно до тех пор, пока у заказчика имеются на то лимиты денежных средств, однако, не стоит забывать об ограничениях. К примеру, если субъект, с которым заказчик намеревается заключить контракт, является монополистом, например «Почта России», и даже если закупка будет по сумме до 300 тысяч рублей, контракт необходимо заключать по основанию, предусмотренному п.1.ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Когда можно закупать до 600 тыс. рублей?

Такую закупку могут осуществлять заказчики, являющиеся государственным или муниципальным учреждением культуры, основной деятельностью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения, перечисленные в п.5.ч.1.ст.93. При этом сумма контракта не должна превышать 600 тысяч рублей, годовой объем закупок не должен быть выше 5 млн. руб или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не составляет более чем 30 млн. руб

Устанавливать обеспечение контракта, составлять расчет и обоснование цены, как и в случае с закупкой до 300 тысяч, не нужно.

Как проводить закупки малого объема?

Как и заключение любого контракта, начать необходимо с выявления потребности в заключении такого контракта. Заказчик определяет объект закупки, цену контракта, его условия. Затем доводит эту информацию до планируемого исполнителя. В случае принятия предложения, обе стороны согласовывают и подписывают контракт.

Важной деталью заключения контракта до 300 тысяч рублей является включение в контракт основания, согласно которому заказчик осуществляет закупку, в данном случае это будет п.4.ч.1.ст. 93 44-ФЗ.

Закон не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках малого объема, это является его правом. Однако заказчику необходимо вести журнал регистрации контрактов и хранить всю документацию, так как в конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться, путем составления отчетов, которые размещаются, в том числе и в ЕИС.

Какова ответственность за превышение объема закупок?

В случае превышения заказчиком допустимых лимитов, он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. Штрафы по данной статье начинаются от 30 000 рублей. Для того чтобы их избежать, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.

Как контролировать лимиты по закупкам малого объема?

Контролировать ограничения по закупкам малого объема можно вручную или автоматически. Автоматический контроль ограничений по п.4 и п.5 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ возможен в специализированных программах для госзаказчиков. Одна из таких программ — «Эконом-Эксперт».

«Эконом-Эксперт» показывает, сколько закупок до 100 и 400 тыс. запланировано, какие проводятся, а какие проведены. Эта информация сопоставляется с допустимыми ограничениями. В случае нарушения заказчик увидит нарушение в специальном отчете «Контроль по 44-ФЗ».

Пример контроля по 44-ФЗ в программе для госзаказчиков.

Закупка малого объема: договор или контракт?

Федеральный закон № 44-ФЗ в п.3.ч.1.ст.1 достаточно четко регулирует этот вопрос. Гражданско-правовой договор, в котором поставка товара, оказание услуги или выполнение работ являются его предметом, и заключается такой договор от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения или иного юридического лиц в соответствии с нормами, предусмотренными ч.1., ч.4., ч.5. ст. 15, является контрактом.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО 44-ФЗ:

Получить материалы!

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ЭКОНОМ-ЭКСПЕРТ»:

Записаться на демонстрацию

  • Электронный аукцион;
  • Запрос котировок;
  • СГОЗ (совокупный годовой объем закупок);
  • «Эконом-Эксперт».

Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Малыми признаются госзакупки, осуществляемые в большинстве случаев у поставщика-монополиста в объёме, не свыше 5% от затрат бюджета государства и на сумму от 100.000 до 400.000 рублей.

На данный вид закупок законом наложены существенные ограничения, поскольку они осуществляются без проведения торгов.

Основное преимущество заключается в том, что заказчик может приобретать товары и услуги в любом необходимом объёме. Кроме того, это является отличным способом стимуляции и поддержки местных производителей. К недостаткам можно отнести повышенный риск коррупции. Некоторые недобросовестные заказчики дробят контракты на несколько мелких, с целью избежать торгов и передать контракт определённой фирме.

Важным моментом при осуществлении любой закупки малого объёма по 44-ФЗ является оферта, то есть предложение со стороны поставщика о предоставлении услуг или поставке необходимого товара. Осуществление малых торгов происходит путём акцептирования (принятия) такой оферты либо её отвержения заказчиком.

Основания и ограничения

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закупки у единого поставщика ведутся в упрощённом порядке. Это обосновано тем, что для небольших объёмов проведение торгов является нецелесообразным и влечёт несоразмерные расходы.

Осуществить закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100.000 рублей, может любой заказчик. В отношении такого варианта действуют лимиты по годовому обороту средств. Максимально возможный объём не должен превышать 5% от всех закупок предприятия, либо сумму 2 миллионов рублей.

В расчёт принимаются в том числе те контракты, которые были заключены до начала финансового периода, но были оплачены уже после его наступления.

Закупки в размере от 100.000 до 400.000 рублей могут делать только муниципальные и государственные учреждения. В их отношении тоже имеются годовые ограничения: объём не более 50% от всех закупок заказчика, сумма — не более 20 миллионов рублей.

Обозначенные лимиты могут дополнять друг друга. Это означает, что заказчик может закупить товары или услуги у единого поставщика не только на сумму до 100.000 рублей, соблюдая соответствующие условия, но и в соответствии с лимитами от 100.000 до 400.000 рублей, если по закону он может осуществлять такие процедуры.

Эти ограничения не распространяются на закупки в сфере сельскохозяйственной деятельности. Для малых торгов такого характера предельные значения не учитываются. Кроме того, эти правила не распространяются на органы исполнительной власти — они сами определяют лимиты.

Порядок проведения

Процедура осуществления малых торгов урегулирована Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Порядок проведения по 223-ФЗ:

  1. Государственное или муниципальное учреждение, либо организация выставляют лот на покупку, где содержится информация о необходимом объёме товаров или услуг к приобретению.
  2. Поставщик создаёт заявку с указанием своей цены и срока выполнения заказа. Так как малые торги проходят в закрытом режиме (т. е. в них участвует только одна компания), он автоматически признаётся победителем. По каждому лоту составляется отдельный контракт с поставщиком.

Ввиду особого способа осуществления госзакупок в малом объёме допускается не включать в контракт обоснование и расчёт стоимости. А также не является обязательным размещение сведений о ней в ЕИС.

Малая закупка по 223-ФЗ должна осуществляться заказчиком в соответствии с возложенными на него ограничениями. Процент публичной от общих должен соответствовать определённым в законе нормам (2 млн. руб. или 5%).

При совершении притворной сделки, по которой заказчик намеренно разделяет крупный контракт на несколько мелких с целью передачи их единственному исполнителю, он подлежит ответственности в соответствии с ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ. Кроме того, лицо, умышленно превышающее объёмы малых закупок, в соответствии с 223-ФЗ должно быть внесено в реестр недобросовестных заказчиков или исполнителей.

Специальные порталы

Для упрощения процедуры осуществления закупок в малом объёме существуют специальные электронные площадки, позволяющие автоматизировать процесс. Исполнители размещают свои цены, а заказчики — лоты на покупку определённых товаров или услуг, что значительно упрощает их взаимодействие.

Порталы реализованы на основе различных торговых электронных площадок. Ростовский сайт для осуществления закупок малого объёма создан на основе платформы РТС-Тендер. Воронежский портал основан на принципе организации интернет-магазинов, содержит подробные инструкции, справочную информацию и удобен в использовании. Официальный сайт для проведения малых торгов в Самарской области также ориентирован на максимальный комфорт сторон, участвующих в процессе закупок.

Для поставщиков преимущества использования электронных региональных площадок заключаются в следующем:

  • возможность получения информации о закупках небольшого объёма региональных заказчиков;
  • поиск заказчиков по определённым категориям, их учёт;
  • бесплатные рассылки по интересующим видам закупок;
  • размещение своих предложений в удобной форме;
  • подача заявок на участие в отборе;
  • бесплатное пользование всеми возможностями площадки.

Площадки для осуществления закупок в малом объёме позволяют снизить затраты и оптимизировать процесс размещения и принятия к исполнению соответствующих заказов. Пользование такими порталами существенно упрощает взаимодействие сторон, в том числе позволяя заказчику ознакомиться со всеми возможными исполнителями и выбрать лучшего. Кроме того, при данном способе закупок возможно использование электронного документооборота, что тоже существенно экономит время и силы.

Региональные порталы не только повышают прозрачность процесса осуществления малых торгов, но и помогают поднять спрос на продукцию местных производителей, что стимулирует развитие бизнеса и здоровой конкуренции, особенно в последнее время.

Помимо региональных площадок, с 1 марта 2019 запущен единый агрегатор закупок малого объёма «Берёзка». Федеральные и казённые заказчики осуществляют закупки вне данной системы только в тех случаях, когда необходимая продукция отсутствует в каталоге. Росгвардия и ФСО вправе проводить закупки, не превышающие 20% объёма от всех годовых закупок вне данной системы в соответствии с п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Малые закупки — это хороший способ удовлетворить потребности заказчика в подходящем ему объёме, а также возможность для развития бизнеса в регионах. Осуществление данного вида закупок экономит бюджетные средства, так как проведение торгов осуществляется в закрытом режиме.

Поставщикам, начинающим свой путь в данной сфере, стоит обратить внимание на возможность осуществления данного вида торгов, так как со временем именно от небольшого количества поставок будет проще расширить своё производство и перейти к крупным заказам.