Должностное лицо в уголовном праве

Должностное лицо

Выберите букву

С понятием должностное лицо мы сталкиваемся повсеместно, в газетах, на радио и телевидение, в общении с друзьями и в сообщениях интернет сми о выявленных нарушениях в которых замечена группа должностных лиц, наделенных некими возможностями и властью, в рамках государственного регулирование общества.

Что такое должностное лицо

Должностное лицо это физическое лицо осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в государственных учреждениях (госучреждениях), предприятиях (ООО, ПАО и т.д.), организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющее их по специальным полномочиям.

Должностное лицо вправе устанавливать и изменять права и обязанности, что и приводит к возникновению или прекращению административных отношений в сферах государственной, муниципальной или частноправовой деятельности.

Должностное лицо в УК РФ

В 2004 году Госдума приняла в первом чтении поправки в УК РФ, распространяющие понятие «должностное лицо» как квалифицирующий признак состава преступления на весь Уголовный кодекс.

При необходимых 226 голосах документ поддержали 390 депутатов, голосовавших против и воздержавшихся не было.

Ранее понятие «должностное лицо» предусматривалось как квалифицирующий признак состава преступления в статье «Злоупотребление должностными полномочиями» и главой 30 УК «Преступление против госвласти, госслужбы и службы в органах местного самоуправления». Должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Должностное лицо в КоАП РФ

Административной ответственности согласно ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.

Статус должностного лица

обусловлен правовой регламентацией его полномочий и не зависит от их объективной реализации. Должностное лицо в зависимости от существа административного отношения вправе осуществлять вверенные ему права и обязанности либо воздерживаться от таких действий. Отождествление публичной и частноправовой деятельности, отнесенной к ведению должностного лица, характерно только для административного права: должностное лицо в уголовном праве наделено только публичными полномочиями (прим. 1 к ст. 285 УК).

Даныыми лицами признаются физические лица постоянно или временно занимающие в организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением:

  1. организационно-распорядительных функций, которые выражаются в осуществлении руководства подчиненных по службе лиц;
  2. административно-хозяйственных функций, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;
  3. функций представителя власти, выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности;
  4. а равно лица, не занимающие должностей, связанных с выполнением соответствующих функций, но осуществляющие такие функции по специальному полномочию».

Правонарушения должностных лиц

В «особой части» российского Административного кодекса содержится 442 статьи. Из них 330 посвящены ответственности должностных лиц — это почти три четверти. Большинство статей посвящены предпринимательской и организационно-хозяйственной деятельности граждан.

Здесь стоит выделить правонарушения в следующих сферах:

  • посягательство на гражданские права (50 статей из главы 5 КоАП РФ);
  • охрана имущества (29 статей из главы 7 КоАП РФ);
  • экология, природопользование и защита окружающей среды (38 статей из главы 8 КоАП РФ);
  • сельское хозяйство, мелиорация и ветеринария (14 статей из главы 10);
  • связь и информация (23 статьи из главы 13 КоАП РФ);
  • промышленность, энергетика и строительство (14 статей из главы 9);
  • финансы и налоги, а также предпринимательская деятельность (59 статей из глав 14 и 15);
  • таможенная сфера (21 статья из главы 16);
  • посягательство на органы государственной власти РФ (10 статей из главы 17);
  • воинский учет (4 статьи из главы 21);
  • порядок управления (19 статей из главы 19).

Таким образом, ответственность должностных лиц в КоАП предусматривается чуть ли не повсеместно.

Административная ответственность должностных лиц

В КоАП РФ такая ответственность введена ст. 2.4, где сказано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Основную смысловую нагрузку несет примечание к данной статье, где сказано, что под должностным лицом необходимо понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, ч. 3 ст. 14.57, ст. ст. 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, ч. 9 ст. 19.5, ст. ст. 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32, 7.32.5, ч. ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Уголовная ответственность должностных лиц

О должностных лицах, подлежащих уголовной ответственности, говорится в примечании к ст. 285 УК РФ.
Должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ именуются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (п. п. 3 — 5) информирует правоприменителей, что к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

То же Постановление Пленума в п. 11 напоминает, что судам надо отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена ст. 201 УК РФ. Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

Иные виды ответственности должностных лиц

В первую очередь следует упомянуть дисциплинарную ответственность.
В ст. 192 ТК РФ определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Действительно, ответственность некоторых должностных лиц всецело закреплена дисциплинарными уставами или уставами о дисциплине (Вооруженных сил РФ, Таможенной службы РФ, работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии и др.). Например, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 14.10.2012 N 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации», Указ Президента РФ от 16.11.1998 N 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 08.03.2011 N 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии».

Гражданско-правовая ответственность должностных лиц также предусмотрена, в частности, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который в ст. 76 гласит, что ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Вопрос ответственности здесь чрезвычайно актуален с учетом того, что в отсутствие специального регулирования факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, служащий основанием для взыскания с них возмещения ущерба, определяется в конкретном случае по усмотрению суда.

На практике указанный вопрос наиболее проблематичен в отношении судебных приставов-исполнителей — п. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» устанавливает, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

В п. 9 ст. 18 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» указано, что сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Нормы о соответствующей ответственности должностных лиц, пусть и в разных конфигурациях, включены во многие нормативные акты: ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.
Заметим, что в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непосредственно говорится о возможности привлечения гражданского служащего не только к дисциплинарной, административной, уголовной, но и к гражданско-правовой ответственности.

И, наконец, общие нормы ответственности должностных лиц, не исключая лиц, не являющихся государственными (муниципальными) служащими, присутствуют в ч. 1 ст. 1068 ГК РФ, где указано, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Соответственно, впоследствии эти лица вправе обратиться к виновному с регрессным требованием в предусмотренных законом (допустим, гл. 39 ТК РФ) случаях и порядке.

Поделиться с друзьями

Должностное лицо в УК РФ — понятие и признаки

Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285. Должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, в основе понятия должностного лица лежит указание на ответственные функции, выполняемые этими лицами в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности.

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Организационно-распорядительные функции означают управленческие функции, связанные с руководством деятельностью других людей в связи с их служебной или производственной деятельностью. К организационно-распорядительной деятельности относится подбор кадров, контроль и проверка исполнения выполненной работы, организация труда.

Административно-хозяйственные функции — это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом. Такими функциями наделяются начальники хозяйственных служб и их заместители, зав. складами и магазинами и др.

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.

Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Под специальным полномочием следует понимать кратковременное выполнение указанных функций без занятия соответствующей должности, но на основании закона, приказа, положения или другого правового акта. Так, по специальному полномочию действуют народные и присяжные заседатели. По специальному полномочию возможно разовое выполнение соответствующих функций.

Таким образом, по определению закона выделяются две категории должностных лиц:

  1. представители власти;
  2. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в войсковых и воинских формированиях.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления должностными лицами не являются, если они не наделены полномочиями организационно-распорядительного характера.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

  1. Отдельные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
    • Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
    • Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
    • Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ)
    • Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
    • Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ)
    • Служебный подлог (ст. 292 УК РФ)
    • Халатность (ст. 293 УК РФ)
  2. Уголовная ответственность за взяточничество
    • Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
    • Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Список подсудных

Сегодня ряд руководителей компаний невозможно привлечь за некоторые коррупционные преступления, так как формально эти люди не являются должностными лицами и под «чиновничьи» статьи УК не попадают. Прежде всего речь о руководителях различных дочерних структур, созданных государственными компаниями.

Лица, занимающие высокие посты в дочерних структурах госкомпаний, не попадают под статьи Уголовного кодекса, наказывающие за злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность. А значит, предъявлять претензии к ним можно только как к обычным бизнесменам. Но ведь такие начальники наносят ущерб обществу и государству. А спрос с них — как с неумелых частников.

Более того, как обращают внимание правительственные эксперты, нередко на проворовавшихся руководителей дочерних структур никто не пишет заявление.

Есть такой правовой нюанс: если преступление в частной сфере, то должен быть пострадавший, и без его заявления дело не начнется. В данном случае пострадавшими являются материнские структуры: собственно госкомпании. А они порой не заинтересованы в широкой огласке. Поэтому даже если у правоохранителей будет достаточно материалов, они ничего не смогут сделать, чтобы защитить государственное по сути добро.

Предлагаемые поправки позволят обвинять проворовавшихся руководителей компаний с государственным участием, в том числе дочерних структур, в коррупционных преступлениях.

Тонкости уголовного судопроизводства эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»

В ходе общественного обсуждения инициативы советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Бородин высказывал мысль, что предлагаемые изменения давно назрели.

«Законодательная инициатива направлена на устранение правового пробела, — сказал он. — В настоящее время в Уголовном кодексе РФ содержатся две статьи, устанавливающие наказание за злоупотребление полномочиями, — ст. 201 УК РФ (устанавливает ответственность для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации) и ст. 285 УК РФ (устанавливает ответственность для должностных лиц).

На практике имеются существенные сложности в квалификации таких деяний применительно к работникам хозяйственных обществ с государственным участием».

Статья 201, которая сейчас применяется к представителям дочерних структур, находится в главе 23 УК «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях». Она распространяется на частные структуры, соответственно, подходы здесь мягче.

Статья 285 находится в главе 30 УК «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Она наказывает за коррупционные преступления, совершенные государственными людьми. Именно в этой главе находится, например, статья, карающая за получение взяток. В статье 285 перечислен круг лиц, на которых распространяется вся глава. В первую очередь, конечно, это государственные чиновники. Есть в списке и представители государственных компаний.

Подготовленные поправки расширяют перечень. Должностным лицом, которого могут обвинить в том числе во взятке, будут считаться помимо всех прочих ответственные лица хозяйственных обществ, в которых государство имеет возможность прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов. Или если государство вправе назначать более половины членов советов директоров.

Кстати, по данным Верховного суда России, за год по статье «Получение взятки» было осуждено 1,4 тысячи человек. 15 процентов из осужденных за получение взяток были представителями коммерческих и иных организаций.

Большинство преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления совершается должностными лицами. Развернутое понятие этих субъектов дано в ч. 1 примечания к ст. 285 УК.

Должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в соответствующих государственных и местных органах власти и учреждениях. Исходя из данного определения должностное лицо должно обладать хотя бы одним из следующих признаков:

1. Представитель власти, т. е. лицо, наделенное властными полномочиями, имеющее право в пределах своей компетенции давать обязательные указания и при необходимости применять меры принуждения не только внутри своего ведомства, но и к широкому неопределенному кругу граждан, не подчиненных ему по службе. К представителям власти относятся работники МВД, прокуратуры, суда, таможенных и налоговых органов, Государственной Думы, санитарных, пожарных и иных инспекций, контрольно-ревизионных органов и т. п.

2. Организационно-распорядительные функции заключаются в руководстве деятельностью учреждений, государственных органов и людей, подчиненных по службе. Суть этих функций сводится к организации работы учреждения (его отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения. К лицам, обладающим данными функциями, относятся руководители учреждений, отделов и т. п.

3. Административно-хозяйственные функции сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. Подобными функциями наделены начальники АХЧ, главные (старшие) бухгалтеры, заведующие складами и т. д.

Любое должностное лицо наделено публично-правовыми властными полномочиями. Один и тот же субъект может иметь как один признак должностного лица, так и несколько. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, суд должен указывать тот признак, ко-•{чэрый был использован при совершении преступного деяния.

Постоянное или временное осуществление должностных функций возможно, если лицо занимает соответствующую должность в государственных или муниципальных органах или учреждениях. Специальные полномочия — это осуществление разовых либо срочных поручений должностного характера без занятия должности. Основанием для таких полномочий должны быть правовые акты (законы, приказы, доверенности и т. п.).

Некоторые категории работников (например, педагоги и медицинские работники), не являясь должностными лицами, при осуществлении профессиональных обязанностей (лечение, Проведение занятий, прием зачетов и экзаменов и т. п.) совершают юридически значимые действия, т. е. такие, которые порождают права и обязанности у других лиц (например, выписывают листок временной нетрудоспособности, устанавливают группу инвалидности, выставляют оценки на вступительных и выпускных экзаменах). В этом случае они также относятся к категории должностных лиц.

В то же время нельзя причислять к этой категории референтов, консультантов, секретарей и т. п., поскольку они не наделены ни одним из признаков должностного лица и их действия не могут устанавливать, изменять или прекращать правоотношения. Содеянное ими при наличии необходимых признаков может быть квалифицировано по ст. 288 УК К сожалению, в судебной практике были случаи осуждения референтов за должностные преступления. Так, за получение взятки «1)ыл в свое время осужден консультант Л. И. Брежнева Бровин.

В ряде составов, входящих в анализируемую главу, содержится квалифицирующий признак, относящийся к характеристике субъекта, — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или главы органа местного самоуправления. Государственные должности России и субъектов Федерации предусмотрены Конституцией страны, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. К этим лицам относятся, в частности, Президент России, Председатель федерального Прави-teльcтвa, председатели палат Федерального Собрания, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, губернаторы, председатели Дум субъектов Федерации, председа-

тели палат представителей и т. д. В соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы все должности в государственных органах подразделяются на категории «А», «Б», «В», перечень которых дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. Лица, занимающие государственные должности России и субъектов ее Федерации, перечислены в категории «А» Реестра.

№48 злоупотребление должностными полномочиями