Должностные регламенты

Вопрос 11. Должностной регламент государственного гражданского служащего: понятие, структура, правовое регулирование

Статья 47 ФЗ № 79. Должностной регламент является основным нормативным документом, определяющим содержание и результаты деятельности гражданского служащего при замещении им конкретной должности, учрежденной в соответствующем государственном органе.

Должностной регламент утверждается одновременно со служебным контрактом представителем нанимателя, а не руководителем структурного подразделения, как это имеет место в правоприменительной практике, подписывается гражданским служащим в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле гражданского служащего как приложение к служебному контракту.

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;


8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Вопрос 12. Служебный контракт: понятие, форма и содержание

Служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Гражданин, поступающий на гражданскую службу обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

В служебный контракт включаются права и обязанности сторон. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

1) наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

2) дата начала исполнения должностных обязанностей;

3) права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;


4) виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

5) права и обязанности представителя нанимателя;

6) условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

7) режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

8) условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

9) виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.

Статья 25. Срок действия служебного контракта

1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:1) служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»;

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

6.1) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе,

7) замещения должности гражданской службы установлен особый порядок оплаты труда;

7.1) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;

Должностной регламент — это что такое?

Должностной регламент — это нормативный акт, регламентирующий и контролирующий профессиональную деятельность гражданских служащих, согласно занимаемой должности. Он издается представителем работодателя и направлен на оптимизацию трудового процесса. Документ содействует правильному подбору кадров и их размещению на соответствующих должностях, улучшению профессиональных качеств сотрудников, эффективным взаимоотношениям и разделению обязанностей между ними. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Должностной регламент — это что такое?

Понятие и цели составления должностного регламента

Согласно ст. 47 ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.), работа гражданского служащего регламентирована должностным регламентом, который выступает составляющей административного документа госоргана. Он определяет требования к квалификации, права, функции, ответственность сотрудника, взаимоотношения с коллегами и иными предприятиями. Помимо этого, регламент содержит список госуслуг, правила их предоставления. Он также выступает непременной составляющей служебного контракта (ст.24 ФЗ №79). Похожей документацией считаются должностные регламент муниципального сотрудника и инструкция.

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта (Фз № 79)

Положения документа опираются на действующее законодательство РФ, при его составлении важно соблюдать определенные правила. Должностной регламент применяется в сфере госслужбы для оптимального подбора кадров, оценки уровня их профессиональных качеств. То есть основными целями документа выступают:

  • организация нормативно-правовой основы работы служащих;
  • усиление ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач с опорой на контракт о прохождении госслужбы;
  • гарантия объективной оценки при конкурсном отборе на замещение вакантной должности или причислении сотрудника в кадровый резерв, при аттестационных мероприятиях, квалификационном экзамене, премировании.

ВНИМАНИЕ! Должностной регламент наделен значительной юридической силой и правотворческими полномочиями. Он представляет собой документ с перечнем разделов, которые обязательны для выполнения госслужащими.

Порядок разработки и утверждения

Общей формы должностного регламента для предприятий госслужбы не разработано. Отдельные ведомства создают и утверждают его самостоятельно на основании стандартной документации.

Таблица. Нормативная база для разработки должностного регламента

Документ Описание
ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.) Разъясняет назначение, структуру, содержание регламента
Документация о госоргане Указывает функции, описывает рабочий процесс, список услуг и правила их предоставления
Штатное расписание Предоставляет информацию о должностях и подразделениях
Документация о внутреннем подразделении Описывается место службы, к которому причисляется рассматриваемая должность
Должностные функции и права сотрудника Составляются совместно с начальником
Примерная форма (утвержденная) В ней обозначены требуемые разделы, при необходимости их дополняют

За образец принимают типовой регламент, например, представленный ниже. На основании примерной формы разрабатывают собственный документ, который затем необходимо согласовать.

Типовая форма должностного регламента, стр. 1

Типовая форма должностного регламента, стр. 2

Типовая форма должностного регламента, стр. 3

Подготовленный регламент утверждается отделом кадров, юридической службой и непосредственно начальником госсотрудника. Сведения о согласователе, его замечаниях, изменениях вносятся в специальный лист. Каждый участник ставит дату и свою подпись.

Лист согласования

Готовый документ утверждается руководителем органа госслужбы и приобретает силу после оформления приказа. При подписании последнего (если не оговорено иное) регламент считается действительным.

Структура и содержание регламента

Информация, которая обязательно присутствуют в регламенте, обозначена в ч.2. ст. 47 ФЗ № 79:

  • общие сведения — название должности, рабочего подразделения, обозначение лица, утверждающего приказ о принятии на вакантное место и кому сотрудник будет подчиняться;
  • требования к профкачествам, образованию, квалификации;
  • права и функции сотрудника, меры ответственности за их игнорирование или ненадлежащую деятельность;
  • список моментов, которые служащему допустимо разрешать самостоятельно;
  • вопросы, по которым сотрудник участвует в подготовке нормативной базы, принятии управленческих и иных решений;
  • сроки, правила принятия, согласования задач;
  • профессиональные взаимоотношения между сотрудником и иными гражданскими служащими (того же или другого госоргана), со сторонними лицами и организациями;
  • список и правила предоставления госуслуг населению и предприятиям;
  • параметры оценки эффективности работы служащего.

Статья 47. Должностной регламент (ФЗ № 79)

ВНИМАНИЕ! При оформлении на должность служащий должен прочитать регламент. Далее в специальном листе он ставит свою подпись, подтверждающую ознакомление с бумагой.

Принципы должностного регламента

Признаками должности, относящейся к гражданской службе, выступают ее утверждение госорганами власти, включение в соответствующий реестр и наличие регламента. При разработке последнего важно соблюдать принципы:

  • законности;
  • результативности;
  • соответствия полномочиям госоргана;
  • повышения инициативности и самостоятельности госслужащих;
  • личной ответственности сотрудника за выполнение задачи;
  • постоянства должностных функций;
  • применения прогрессивных технологий.

При составлении должностного регламента также используют принцип последовательности. То есть разработку ведут от более общих сведений к частным.

Правила при внесении изменений

Поскольку должностной регламент выступает составляющей служебного контракта, внесение изменений в него требует проведения установленной законом процедуры. Первоначально подготавливается проект документа с поправками, он согласовывается и утверждается по стандартной схеме. Далее проводится информирование сотрудника о грядущих изменениях.

ВНИМАНИЕ! Уведомление служащего о поправках в должностном регламенте осуществляется за 2 месяца до даты приобретения правовой силы новым документом.

Информирование вручается лично под подпись или отправляется по почте. Его форма законодательно не установлена, документ составляется в произвольном порядке.

Образец уведомления об изменениях в регламенте

Далее служащий принимает решение, готов ли он продолжать работу в новых условиях или нет. При его согласии оформляют дополнительное соглашение к действующему контракту (п. 5 ст. 24 ФЗ №79). В нем прописываются все изменения, бумага заверяется у служащего и представителя нанимателя. Отказ сотрудника продолжать работу также оформляется письменно (п. 4 ст. 29 ФЗ №79). Документ становится основанием для прекращения действия служебного контракта (п. 7 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 79).

Статья 33.Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (ФЗ № 79)

Возможные трудности и распространенные ошибки при составлении

При разработке регламента возникновение сложностей и неточностей обусловлено отсутствием общей формы документа, наличием у отдельных должностей нюансов и особенностей. К распространенным ошибкам составления акта относятся:

  • недостаточная трактовка или неполный список должностных функций и прав — становятся причиной разногласий, неорганизованной и несогласованной деятельности;
  • урезанный перечень госуслуг, нечеткая формулировка их объема;
  • наличие только общих требований к квалификации без пояснений и уточнений.

Во избежание ошибок и неточностей при составлении регламента целесообразно воспользоваться рекомендациями:

  • максимально разграничить типы действий, выполняемых служащими разных должностей;
  • точно распределить функции и права, опираясь на иерархическую структуру организации;
  • обозначить меры ответственности со ссылками на нормативную документацию;
  • конкретизировать показатели, по которым будет оцениваться деятельность служащего;
  • для уточнения и пояснения информации допустимо введение дополнительных положений (например, об обязанностях этико-психологического характера).

Должностной регламент обладает весомой правовой силой и полномочиями. Внедрение документа в организациях выступает важным направлением административной реформы в РФ. Регламентация деятельности госслужащих позволяет повысить ее эффективность за счет увеличения требовательности к результату деятельности, ответственности за нее, связывания показателей труда с его оплатой и премированием.

Статья 18. Должностной регламент

2. В должностной регламент муниципального служащего включаются:

1) квалификационные требования к уровню и характеру, знаний и навыков, предъявляемые к муниципальному служащему, замещающему соответствующую должность муниципальной службы, образованию, стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности;

2) должностные обязанности, права и ответственность муниципального служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями структурного подразделения муниципального органа и функциональными особенностями замещаемой должности муниципальной службы в нем;

3) перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения;

4) перечень вопросов, по которым муниципальный служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности муниципальной службы;

6) процедуры служебного взаимодействия муниципального служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с муниципальными служащими в муниципальном органе, гражданами и организациями;

7) показатели эффективности и результативности служебной деятельности муниципального служащего.