Дуалистическая монархия, что это?

Дуалистическая монархия с примерами стран

Дуалистическая монархия

Определение 1

Дуалистическая монархия – это конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена конституционными актами и Конституцией, при этом монарх фактически и формально сохраняет свои властные полномочия.

Дуалистическую монархию также называют исполнительной монархией. При этом виде монархии власть монарха в сфере законодательства ограничивает парламент. Монарх обладает правом абсолютного вето относительно принимаемых законов, неограниченным правом роспуска парламента. Монарх формирует правительство, поэтому полнота политической власти принадлежит монарху.

Замечание 1

Характерной особенностью исполнительной монархии является формально-юридическое разделение между монархом и парламентом государственной власти. При этом в руках монарха находится исполнительная власть, а в руках парламента – законодательная.

Парламент избирается подданными (или их определенной частью). Монарх осуществляет исполнительную власть через назначаемое лично им правительство или самостоятельно. Монарху принадлежит судебная власть, которая может быть в определенной степени независимой.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Дуалистическая монархия с примерами стран 490 руб.
  • Реферат Дуалистическая монархия с примерами стран 260 руб.
  • Контрольная работа Дуалистическая монархия с примерами стран 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Дуалистическая монархия является первоначальной формой конституционной (ограниченной) монархии. Разделение властей при дуалистической монархии урезанное. Монарх вправе издавать чрезвычайные указы, которые имеют силу закона. Распуская парламент, монарх фактически заменяет исполнительную монархию абсолютной. Так, после роспуска парламента Иордании в 1974 году, следующие парламентские выборы прошли только в 1989 году.

Правительство несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В свою очередь, парламент может оказывать воздействие на правительство, используя право устанавливать бюджет государства. Это мощный способ управления, однако использовать его можно не чаще, чем раз в год. В то же время, депутаты стремятся не вступать с правительством вступая в конфликт и через него – с монархом, так как постоянно находятся под угрозой роспуска парламента.

Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим. Государственный режим представляет собой ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия – это определенный компромисс между властвующей верхушкой общества, представленной феодалами и остальной частью населения, в котором преобладание остается за монархом и его окружением.

Примеры стран с дуалистической монархией

В истории дуалистическая монархия встречается нечасто. К наиболее ярким примерам можно отнести следующие страны и периоды их существования:

  • Российская империя – 1905-1917 гг.;
  • Австро-Венгрия – 1867-1918 гг.;
  • Германия – 1871-1918 гг.;
  • Япония – 1890-1947 гг.

Российская империя (1905-1917 гг.). В начале XX века наблюдаются процессы реформирования всей системы власти Российской империи. Появляется новое звено политической системы – Государственная Дума (первое в России представительное учреждение). Российское законодательство 1905-1906 гг. имело противоречивый характер, что касалось, главным образом, Основных государственных законов 1906 года, которые многие авторы называют Конституцией того времени. Конституционные преобразования еще не были завершены окончательно. Государственный Совет и Государственная Дума являлись первым российским парламентом.

Основные государственные законы установили некоторые конституционные ограничения абсолютной власти российского императора. В тоже время, оставшаяся совокупность его прав в областях исполнительной и законодательной властей оставалась довольно обширной. Императору принадлежали право абсолютного вето и учредительная власть. Монарх, благодаря отсутствию разграниченности сферы регулирования закона и указа мог единолично осуществлять регулирование важнейших общественных отношений. Практически полностью сохранилась неограниченная власть императора в сфере государственного управления. Монарх одновременно выступал законодательным органом, участником законодательного процесса, главой правительства и государства, верховным судьей.

Положение Государственной Думы, ее функции указывают на то, что в начале XX века объем полномочий народного представительства был намного уже, чем у законодательных органов западноевропейских стран. Государственная Дума была значительно ограничена в праве законодательной инициативы, в контрольной и бюджетной сферах.

Австро-Венгрия (1867-1918 г.). Представляла собой многонациональное государство и двуединую монархию в Центральной Европе. Было третьем по величине государством Европы того времени. Австро-Венгрия выступала реальной унией Австрии и Венгрии. Цислейтанский закон 1867 года определял компетенции унии: оборона, внешнеполитические дела и др. Правительство империи составляли союзные министерства, руководившие общими вопросами. Император возглавлял правительство. Для осуществления законодательства по общим вопросам было создано общеимперское представительство, в которое венгерский сейм и рейхсрат делегировали своих представителей на пропорциональной основе. Делегации Австрии и Венгрии заседали и принимали решения отдельно, но каждая из них могла потребовать общего заседания. Австрией управлял император из династии Габсбургов. Он же являлся королем Венгрии и Богемии. Исполнительную власть монарх осуществлял через министров, которые контрассигновали его акты. Законодательную власть император осуществлял посредством рейхсрата.

Германия (1871-1918 гг.). Эпоха Второго рейха. Во главе государства находился король Пруссии. Ему принадлежала законодательная и исполнительная власть (издавал распоряжения, обнародовал законы, отвечал за безопасность, назначал и увольнял чиновников исполнительной власти, назначал рейхсканцлера). Главой исполнительной власти в стране являлся канцлер, который нес ответственность перед депутатами рейхстага. Фактически, канцлер был единственным в стране министром. Все остальные министерские должности были у государственных секретарей. Двухпалатный парламент включал Бундесрат, или Союзный Совет – Верхняя палата и Рейхстаг – Нижняя палата. Состав Бундесрат формировался исходя из назначений местных правительств, а Рейхстаг избирался народом.

Японская империя (1890-1947 гг.). Своим образцом для создания Конституции 1890 г. Япония взяла Конституцию Пруссии. В соответствии с Конституцией император обладал практически неограниченной исполнительной, законодательной и судебной властью. Однако император никогда не принимал никаких важных решений без советников. Их власть распространялась довольно широко. В состав советников также входили: совет маршалов и адмиралов; министерство императорского двора; генро – особый совет из представителей крупных феодальных родов. Тайный совет рассматривал наиболее важные государственные дела, к нему обращались члены правительства при рассмотрении тех или иных дел, он одобрял императорские указы и т.д. Министерство императорского двора в состав кабинета министров не входило, ему не подчинялось.

Примеры дуалистической монархии в современном мире

Дуалистическая монархия в той или иной степени нашла отражение и в современном мире. Список стран, в которых существует исполнительная монархия сегодня невелик:

  1. Эмират Кувейт. Главой государства является эмир. Он назначает главу правительства, может распустить парламент, подписывает законопроекты и, при необходимости, отправляет их на доработку в Меджлис. Эмир пользуется юридической неприкосновенностью. Он назначает кронпринца, кандидатура которого также должна быть одобрена членами правящей семьи, утверждена Национальной ассамблеей. Премьер-министр назначается из членов правящей семьи. Он назначает посты в правительстве. Основными министерствами руководят члены правящей семьи. Законодательная власть принадлежит Национальной Ассамблее и эмиру.
  2. Княжество Лихтенштейн. Управление государством осуществляет князь. Он визирует принимаемые парламентом – ландтагом законодательные акты, обладает правом помилования и назначает государственных служащих. Князь имеет право налагать вето на решения референдумов, законопроекты, назначать и снимать членов правительства, распускать все правительство, назначать судей. Правительство – исполнительный орган, включает правительственного начальника и правительственных советников.
  3. Княжество Монако. Глава государства – князь, обладающий практически неограниченной властью. Глава правительства – Государственный министр и Государственный совет представляют исполнительную власть. Законодательную власть делят между собой князь и парламент в виде Национального Совета. Совет вносит поправки к правительственным проектам, ратифицирует международные договоры. Князь возглавляет судебную власть.
  4. Королевство Иордания. Власть сосредоточена у короля и его совета министров. Король подписывает законы, может наложить вето, которое можно отменить 2/3 голосов палат Национальной Ассамблеи. Король назначает судей, утверждает изменения в Конституции, назначает Премьер-министра.
  5. Королевство Марокко. Власть сосредоточена у короля и его совета министров. Король подписывает законы, может наложить вето, которое можно отменить 2/3 голосов палат Национальной Ассамблеи. Король назначает судей, утверждает изменения в Конституции, назначает Премьер-министра.
  6. Королевство Эсватини. Король обладает всей полнотой исполнительной власти, может назначать Премьер-министра и своих представителей в палатах парламента. Парламент — высший законодательный орган в стране, однако по настоящему законодательной властью не обладает, выполняя консультативные функции.

Дуалистическая монархия

Формы правления, политические режимы и системы

Портал:Политика · править

Дуалистическая монархия (лат. dualis — двойственный; англ. executive monarchy — исполнительная монархия) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией или конституционными актами, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Дуалистические монархии

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента.

Примеры

Российская империя в качестве дуалистической монархии существовала в 1905—1917 годах. Также дуалистическими монархиями были Германия (1871—1918) и Япония (1890—1947).

Дуалистической монархией была Австро-Венгрия, причем в данном случае термин «дуалистический» имеет как правовое, так и территориально-административное значение.

Современность

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 марта 2018 года.

  • Эмират Кувейт
  • Герцогство Люксембург
  • Княжество Лихтенштейн
  • Княжество Монако
  • Королевство Иордания
  • Королевство Марокко
  • Королевство Свазиленд

Примечания

Это заготовка статьи по государствоведению. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011 года.

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (13 мая 2011)

Дуалистическая монархия (лат. dualis — двойственный; англ. executive monarchy — исполнительная монархия) — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией или конституционными актами, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной властимежду монархом и парламентом. Исполнительная властьнаходится в руках монарха, законодательная — у парламента.

Российская империя в качестве дуалистической монархии существовала в 1905—1917 годах. Также дуалистическими монархиями были Германия (1871—1918) и Япония (1890—1947).

Дуалистической монархией была Австро-Венгрия, причем в данном случае термин «дуалистический» имеет как правовое, так и территориально-административное значение.

Facebook

Конституционная Монархия — форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. Конституционная Монархия принято подразделять на дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная монархия Абсолютные монархии возникли в Европе в условиях перехода стран от феодального общества к обществу индустриальному. Главными чертами абсолютной монархии, как она предстает в теориях Ж. Бодена или Т. Гоббса, являются сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха, акцентирующего внимание на развитии налоговых институтов и обладающего правом распоряжения государственными финансами.

В абсолютистском государстве управленческие функции сосредоточиваются в руках обширного бюрократического аппарата во главе с верховным правителем, появляются постоянная армия и полиция, осуществляется регламентация государственной службы и повседневной жизни населения.

Классическим является французский абсолютизм,а самым ярким воплощением его служит образ абсолютного монарха — Людовика XIV. В немецкой истории аналогичный пример дает нам прусский король Фридрих Вильгельм I. Однако немецкий абсолютизм в территориальных государствах в XVII и XVIII вв. был скорее намерением, чем реализованной практикой.

Только в теории он покоился на неограниченной и безраздельной власти одной личности. Император и немецкие князья и государи в большинстве случаев не обладали в своей стране монопольной властью. Их самовластие ограничивалось органами сословного представительства: рейхстагом — на имперском уровне, ландтагами и другими учреждениями — в отдельных территориальных государствах.

Сословное представительство не было легитимировано избирательным договором, но покоилось на признанных сословных правах. При всех различиях представительных учреждений в разных землях у них было общее, что их объединяло. Они всегда выступали против притязаний монархов на чрезвычайные политические полномочия. Государи, со своей стороны, редко оспаривали этот порядок.

Абсолютизм в рамках империи и в многочисленных немецких государствах имел разнообразные проявления. Но если понимать под «абсолютизмом» неограниченную власть суверенного государя, то такого абсолютизма в имперском союзе не было.

В большинстве княжеств Германии существовала такая форма абсолютизма, при которой государь признавался носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти, но в пределах полномочий, предоставленных ему сословным представительством. Он не мог превысить свои прерогативы без согласия сословий и обязан был соблюдать законные права подданных.

Легитимации абсолютной власти в XVII в. способствовало представление о ней как о силе, которая предотвращает гражданские конфликты, обеспечивает порядок, пропитание, защищает собственность. Соответственно определялись функции монаршей власти: объединить разные властные права, создать собственные постоянные законы и судебный аппарат, органы управления и чиновничество, взять на себя управление церковью и организовать финансы для содержания постоянного войска, создать свою дипломатию.

Удавалось это в полном объеме только большим немецким территориальным государствам, в то время как в малых княжествах появились только отдельные элементы абсолютизма. Тем не менее именно государи и их правительства задавали темп политическому развитию. От них исходили наиболее сильные инициативы в управлении, политике, экономике. Они увеличивали свое воздействие на население с помощью полицейских мер, армии и управленческого аппарата.

Таким образом, можно констатировать, что, хотя в самых важных для будущего политического развития Германии немецких государствах в XVII и XVIII вв. в целом сильнее всего проявляла себя монархическая власть, нельзя недооценивать и значения сословного представительства.

Абсолютная монархия — это такая форма государственного прав­ления, когда вся полнотагосударственной власти сосредоточивается в руках самого монарха, который пользуется ею без всяких ограничений и безусловно, не деля эту власть ни с кем. Абсолютная монархия несо­вместима с принципом разделения властей, поскольку в ней единствен­ным источником власти, носителем государственного суверенитета вы­ступает монарх, олицетворяющий собой неразделимое единство выс­шей законодательной, исполнительной и судебной властей. Ни о какой системе сдержек и противовесов или балансе ветвей власти здесь гово­рить не приходится, ибо эта форма правления в самой своей основе отрицает существенные принципы демократии и действительного конституционализма. Власть монарха самодержавна: он сам издает зако­ны, сам или через посредство назначаемых им чиновников управляет страной, сам вершит высший суд; все его подданные изначально бес­правны и являются его слугами, включая министров, и только он наде­ляет их тем или иным объемом прав. Обладание высшей духовной властью еще более усиливает власть такого монарха.

Исторически такая государственная форма была характерна для доиндустриальных обществ. В современном мире абсолютные монар­хии встречаются крайне редко и представляют собой политико-право­вой анахронизм, сохраняющийся благодаря определенным историчес­ким, национальным, конфессиональным и иным особенностям разви­тия соответствующих стран и вряд ли имеющий большое будущее. Уже сегодня они в какой-то мере, хотя и медленно, модернизируются, а отдельные из них, как Непал в 1990 г., превращаются из абсолютных монархий в конституционные монархии. К числу современных абсо­лютных монархий можно отнести прежде всего ряд арабских стран Персидского залива — Саудовскую Аравию, Оман, Кувейт, ОАЭ, Бах­рейн, Катар, а также султанат Бруней в другой части Азии. В сравни­тельно чистом виде абсолютная монархия сохранилась только в Омане, где нет конституции и парламента или иного представительного орга­на, вся общественная и государственная жизнь опирается на Коран, а король является одновременно и высшим духовным лицом. В других таких странах хотя и имеются конституции, а в ряде из них даже про­водились парламентские выборы, тем не менее абсолютистский характер государственной власти от этого не изменился, поскольку в них речь идет об октроированных (дарованных) монархами конституциях, над которыми к тому же стоит Коран, а парламенты в них крайне ограничены в своих функциях, носят характер совещательных органов. В Саудовской Аравии в 1992 г. король также издал конституционный акт, согласно которому парламент был заменен совещательным сове­том, все 60 советников которого назначаются самим королем. Большую роль в абсолютных монархиях может играть такой неформальный орган, как семейный совет, поскольку нередко члены семьи и родствен­ники монарха занимают важные руководящие посты в центре и на местах.

После буржуазных революций в ряде стран на смену абсолютным монархиям пришли ограниченные конституционные монархии, где наряду с главой государства (монархом) существует другой высший орган (например, парламент). Среди ограниченных монархий различают дуалистическую и парламентскую монархии. Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти (он формирует правительство, т.е. назначает и смещает министров по своему усмотрению, и они несут перед ним ответственность). При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей (депутатов), который выражает интересы буржуазии и других слоев населения. В современном мире такая монархия почти не встречается (примером могут служить Марокко, Иордания).

Парламентской (парламентарной) называется монархия, при которой монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен, и это юридически закреплено в основном законе (конституции). Даже если монарх назначает министров, то они несут ответственность перед парламентом и зависят от его вотума доверия. Таких монархий в современном мире много: это Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония и др. В Великобритании нет писаной Конституции как единого правового акта, но действуют иные законы, ограничивающие власть монарха, почему и говорят, что «монарх царствует, но не управляет». При такой форме правления монарх является главой государства, символом единства нации, народа, государства, обеспечивая стабильность общества, выполняет представительские функции.

Недостатки монархии.

Главный недостаток династической монархии, как мне кажется, —

случайность рождения.

Оба эти недостатка можно устранить составными политическими

системами, в которых монархия — не единственная форма, а действует в

сочетании с другими формами – аристократией или демократией.

Исторические разновидности монархий.

Монархия как форма правления весьма неоднородна, и показала на

протяжении веков свою гибкость и изменчивость, качества, благодаря которым

ей и удается существовать в современных высокоразвитых демократических

государствах. Рассмотрим разновидности монархий.

Патриархальная монархия (традиционная).

Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из

развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец

своих подданных).

Патриархальная монархия, так же, как и сакральная, имеет один древний

обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву

во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода

изложено в классическом труде Р. Грейвса «Греческая мифология». Он пишет,

что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской

цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические

обряды).

Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании

людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва,

принесенная Иисусом Христом — так она и воспринимается в христианском

богословии.

Сакральная монархия.

Сакральная монархия — это монархия, где первенствующие функции

монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из

библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи

был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными

обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта,

где основной функцией фараона была жреческая.

Многовековая история сакральных монархий привела к относительной

сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности

особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов

королевская кровь считалась настолько священной, что даже

незаконнорожденные королевские потомки признавались принцами крови.

Деспотическая монархия.

По-гречески, слово «деспот» означает «владыка», «повелитель».

Деспотическая монархия складывается в милитаризированных обществах. Если

сакральный монарх по происхождению — жрец, то деспотический — генерал. В

деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в

сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных.

Как уже говорилось, подданные в таких монархиях — народ-войско.

Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь,

армянский царь Древности и Раннего Средневековья, а также хан тюркской или

монгольской орды (выборный деспотический правитель). Впоследствии такая

форма монархии выродилась в военную диктатуру, свойственную странам, где

государственный переворот был совершен военными.

Надо отметить, что сословным обществам монархия, безусловно, полезна,

потому что монархический принцип позволяет главу государства сделать

надсословным, а следовательно, сделать его судьей в случае межсословных

конфликтов.

Распространенно мнение историков, что сословное представительство и тем

самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за

объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко

встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли

боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и

горожан (бюргеров).

Она уже не существует, однако в отдельных

странах сохранились ее реликты (пережитки), закрепленные государственным

правом. Сословное представительство представляет собой принцип организации

представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных

учреждений представляют не все население страны или ее отдельные

территориальной части, а закрытые социальные группы — сословия, от которых

эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное

представительство было исторически первой системой представительства (в

Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в

ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ

в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В

настоящее время рудиментом сословного представительства является, например,

Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и

личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и

дворянства. Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за

единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент —

Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в

отечественной истории — Земский собор кн. Всеволода III — Большое Гнездо

(1211 г.), то есть наш парламент на 54 года старше английского, созванного

впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной

Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с

середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-

представительная монархия — это уже составная политическая система.

Современная абсолютная монархия.

Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической

формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим

сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной,

исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках

монарха.

Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными

историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и

этатизмом.

Большому государству свойственна либо монархия с аристократией, либо

монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с

бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером

Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического

абсолютизма.

Абсолютная монархия связана с антихристианскими тенденциями эпохи

Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации

западноевропейской культуры. Существовал так называемый «просвещенный

абсолютизм», который, подозреваю, означает лишь одно: на троне сидит

абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из

приближенных «просветителей».

В эпоху Просвещения существовал принцип общественного договора в

варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах

дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются

государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип

был реализован в абсолютизме.

В настоящее время в мире сохраняются 7 абсолютных монархий: Бахрейн,

Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние

десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока

не изменили абсолютного характера монархий.

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная

теократическая монархия

— особая форма организации государственной власти,

при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой

монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная

власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ватикан — город-государство, расположенный в Риме, на холме Монте-

Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на

правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя

резиденция Пап).

Ватикан — абсолютная теократическая монархия. Глава государства — избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа

Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему

принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра

исполняет государственный секретарь. Административное управление

территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший

консультативные органы — Вселенский Собор римско-католической церкви

(последний раз созывался в 1962 — 65 гг.), коллегия кардиналов и

епископский собор.Практическое руководство религиозной, политической и экономической

деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе — секретариат,

совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие

службы.Охрану резиденции несет швейцарская папская гвардия. Численность населения — 870 чел., в основном служащие

государственных учреждений и персонал музеев (1999 г.).Ватиканское гражданство имеют около 400 чел.Государственная религия — католицизм.Государственные языки — латинский и итальянский. Ватикан владеет огромными капиталами. Его вклады в итальянские банки

составляют около 32 000 млрд. лир. Ватикан владеет акциями многих компаний

в электронной, химической, текстильной, пищевой отраслей промышленности по

всему миру. Имущество Ватикана в США оценивается в 40 млрд. дол. Ватикан —

крупный земельный собственник. Значительная часть доходов поступает в

Ватикан в виде налогов на церковь, доходов от иностранного туризма, продажи

почтовых марок. До 1870 г. под управлением Пап находилась область в центральной

Италии, включая Рим (папская область). В 1870 г. войска Итальянского

королевства вторглись на территорию папской области и присоединили ее к

остальной Италии. Под властью Пап остался только западный район Рима —

Ватикан. В 1929 г. между Италией и Ватиканом были подписаны Лактеранские

соглашения. В них были урегулированы государственные и финансовые отношения

между сторонами. Соглашения действуют и поныне.

Современная Конституционная монархия.

Конституционная (ограниченная) монархия

является особой

разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха

ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент

и независимые суды. Характерными институтами данного вида монархии являются

т.н. контрассигнатура и цивильный лист.

Контрассигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью

главы правительства или министра, означающее, что юридическую и

политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр.

Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства

неответственен за свои действия. Контрассигнатура была введена в Англии в

начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля.

Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной

победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание

монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается

законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен,

но не уменьшен.

В зависимости от степени ограничения власти монарха конституцией

различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Дуалистическая монархия.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде

дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Это

первоначальная форма ограниченной (или конституционной) монархии. Здесь мы

наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во

всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Отличие

дуалистических монархий от парламентских состоит в сосредоточении в руках

монарха бульших полномочий в сфере государственной власти. Дуалистическая

монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к

парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который

избирается подданными или определенной частью их (если избирательное право

цензовое). Исполнительная власть принадлежит монарху, который может

осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.

Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее

независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно

урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом

абсолютного вето (от лат. veto — запрещаю). Этот акт не позволяет закону

вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным

правом на издание указов, т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие

силу закона. А главное, может распускать парламент, заменяя фактически

дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска

парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-

м.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет

ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.

Последний может воздействовать на правительство, только используя свое

правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно

мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того,

депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него — с монархом,

не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен

авторитарный политический режим. Государственный же режим может

характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия

есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества

и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом

и его окружением.

Одним из представителей современной дуалистической монархии является

Таиланд. Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского

королевства в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый

тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом

кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на

кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий.

Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома

Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал,

впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и

вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица

перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX (Bhumibol Adulyadej,

полное имя с титулом — Phrabaatsomdet Boramintaramahaphumiphonadunyadet)

является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и

получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как

конституционная монархия.

В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не

по закону, а «согласно уважаемой традиции» и не подвергается любого рода

наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после

преждевременной смерти своего брата, который правил всего год.

В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX. По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев

воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и

национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные

отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по

закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи

— 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется

отзываться либо уважительно, либо никак. В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не

буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при

звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати

сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и

музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика

должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.

Парламентарная монархия

В отличие от дуалистической парламентарная монархия является довольно

распространенной формой правления. Она существует сегодня во многих странах

мира (Великобритания, Испания, Япония и др.). Парламентарная монархия

характеризуется тем, что монарх не обладает реальными полномочиями по

управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный

характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного

нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты.

При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой

правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или

иного документа монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя

из принципа «монарх не ответственен» (монарх не может нести политическую и

юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно

нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью

премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава

правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт

монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх

скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в

отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем

полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков.

Он варьируется от практически полного отстранения монарха от участия в

государственной деятельности и сведения его полномочий к функциям внешнего

представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями

(Испания, где король согласно конституции 1978 г. является

главнокомандующим испанской армией). Верховенство парламента выражается в

том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно

пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх,

следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии,

имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции

партий, таким большинством располагающей.Полномочия монарха могут включать в себя и некоторые «резервные», так

называемые спящие прерогативы на случай возможных политических кризисов

(Великобритания, Бельгия, Нидерланды).

Монарх не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его

семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете и эта

строка именуется «цивильным листом».

Особенности монархии в некоторых странах

Для начала определим признаки, характерные абсолютно для всех

монархий:

1. Власть монарха наследственна и передается в установленном законом

порядке.

2. Власть монарха не ограничена сроками полномочий.

3. Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на

мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что

монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде

материального предмета бывает различной. Титул, в Свазиленде, напр., монарх

именуется «Король — Лев». В международных отношениях обращение к монарху

начинается с титула.

4. Монарх не несет ответственности перед народом.

Рассмотрим статус монарха, способ осуществления полномочий,

ограничение королевской власти на примере 3-х стран: Великобритании,

Японии, Испании.

Начнем с титула. Во всех трех странах глава государства —

монарх, именуемый в каждой стране по-разному — в Испании и Великобритании

это Король (Королева), в Японии – Император.

Порядок наследования:

В Великобритании и Испании действует кастильская система

наследования.

Великобритания — трон покойного короля переходит к старшему сыну, либо,

если сына нет – к старшей дочери. Принадлежит ему по праву рождения, т.е.

он наследует и занимает её пожизненно. Английский монарх должен быть

протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком.

Испания – ст.57 1. Испанская Корона наследуется преемниками Его Величества

Дона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии.

Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства и

представительства, отдается предпочтение предшествующей ветви перед

последующими , в той же ветви — более близкой степени родства, при той же

степени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему перед

младшим.

2. Наследный Принц со дня его рождения или же с момента, когда он таковым

будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского, так же, как и

все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследнику испанской

Короны,

3. В случае, если угасают все ветви династии, имеющие право на наследование

Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании в наиболее

подходящей для интересов Испании форме.

В Японии же — салическая система – трон наследуют только мужчины.

ст.2 “Императорский трон является династическим и наследуется в

соответствии с Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом».

Конституция Великобритании запрещает брак с католиком, Конституция

Смотреть что такое «Дуалистическая монархия» в других словарях:

  • ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ — (от лат. dualis двойственный) один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентарной (см. также Монархия). Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При Д.м. власть монарха ограничена… … Юридический словарь

  • Дуалистическая монархия — (англ. dual monarchy) в конституционном праве разновидность конституционной монархии (наряду с парламентарной монархией), при которой полномочия монарха ограничены, как правило, в сфере законодательства. Выборный … Энциклопедия права

  • ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ — (от лат. dualis двойственный) в науке конституционного права один из видов конституционной монархии, исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При Д.м. власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е … Юридическая энциклопедия

  • дуалистическая монархия — (от лат. dualis двойственный) один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентарной (см. тж. монархия). Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При Д.м. власть монарха ограничена конституцией … Большой юридический словарь

  • ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ — (от лаг dualis двойственный) в науке конституционного права один из видов конституционной монархии, исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При Д.м. власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ — (лат. dualis двойственный) разновидность конституционной (ограниченной) монархии, характеризующаяся отделением законодательной власти от исполнительной. В основе дуалистических и парламентарных форм правления лежат идеи Ж. Ж. Руссо о единстве… … Энциклопедия юриста

  • МОНАРХИЯ ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ — ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ … Юридическая энциклопедия

  • Монархия — (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

  • МОНАРХИЯ — (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Юридический словарь

  • Монархия — Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия