Екатерина 2 просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

  • в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)
  • в Португалии — Помбал (1760—1777) при Иосифе Эмануиле
  • в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV
  • в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)
  • в Дании — Кристиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772)
  • в Швеции — Густав III (1771—1792)
  • в Бадене — Карл Фридрих
  • в Польше — Станислав Понятовский (1764—1795)
  • в России — Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» — таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составление свода законов, отличавшегося простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет из себя эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

Эпоха Просвещения

Выдающиеся люди эпохи по странам

Австрия

Иосиф II | Леопольд II | Мария Терезия

Франция

Пьер Бейль | Фонтенель | Шарль Луи Монтескьё | Франсуа Кёне | Вольтер | Жорж Луи Леклерк де Бюффон | Жан Жак Руссо | Дени Дидро | Гельвеций | Жан Д’Аламбер | Гольбах | Маркиз де Сад | Кондорсе | Лавуазье | Олимпия де Гугес | см. также: Французские энциклопедисты

Германия

Эрхард Вейгель | Готфрид Лейбниц | Фридрих II | Иммануил Кант | Готхольд Эфраим Лессинг | Томас Аббт | Иоганн Готфрид Гердер | Адам Вейсгаупт | Иоганн Вольфганг Гёте | Фридрих Шиллер | Карл Фридрих Гаусс | Мозес Мендельсон

Великобритания

Томас Гоббс | Джон Локк | Исаак Ньютон | Джозеф Аддисон | Ричард Стил | Сэмюэл Джонсон | Давид Юм | Адам Смит | Джон Уилкс | Эдмунд Бёрк | Эдуард Гиббон | Джеймс Босуэлл | Джереми Бентам | Мэри Уолстонкрафт | см. также: Шотландское Просвещение

Италия

Джамбаттиста Вико | Чезаре Беккариа

Нидерланды

Гуго Гроций | Бенедикт Спиноза

Польша

Станислав Конарский | Станислав Август Понятовский | Игнацы Красицкий | Гуго Коллонтай | Игнацы Потоцкий | Станислав Сташиц | Ян Снядецкий | Юлиан Урсын Немцевич | Анджей Снядецкий

Россия

Пётр I | Екатерина II | Екатерина Дашкова | Антиох Кантемир | Михаил Ломоносов | Николай Новиков | Александр Радищев | Иван Бецкой | Иван Шувалов | Михаил Щербатов

Испания

Гаспар Мельчор де Ховельянос | Николас Фернандес Моратин

США

Бенджамин Франклин | Дэвид Риттенхаус | Джон Адамс | Томас Пейн | Томас Джефферсон

Капитализм | Гражданские права | Критическое мышление | Деизм | Демократия | Эмпиризм | Просвещённый абсолютизм
Свободные рынки | Гуманизм | Натурфилософия | Рациональность | Разум | Sapere aude | Наука | Секуляризация | Физиократия | Хаскала

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2

Политика “Посвещённого абсолютизма” получила распространение в Европе, когда в ходе закономерного развития государств появился новый класс – буржуазия. Прогрессивные философы того времени открыто клеймили отсталость феодального строя. В России политика “Просвещённого абсолютизма” проводилась в правление Екатерины II.

“Наказ” Екатерины Великой

Необходимость реформ во всех сферах внутренней политики России, Екатерина II осознала, едва взойдя на престол. Начитавшись трудов Монтескье, императрица пишет “Наказ”, который был пока теорией по переустройству политических сфер государства. В дальнейшем “Наказ” лёг в основу “Просвещённого абсолютизма Екатерины II :

  • Чтобы лучше организовать общество, нужно создавать свод идеальных законов. Идеальные законы способен создать только “идеальный” монарх, который одарит “блаженством каждого и всех”.
  • Власть монарха не должна быть ничем ограничена, его право вершить судьбы людей в государстве никем не должно оспариваться.
  • Граждане делятся на тех, кто повелевает и тех, кто повинуется. Так появляется их разница в статусе и сословности.
  • “Естественное право” каждого гражданина, так же, как и теория “общественного договора”, полностью отвергается императрицей.
  • Екатерина II отвергает пытку как метод дознания. Суд, по теории Екатерины, должен основываться на свидетельских показаниях, а не просто на присяге обвинителя.

Создание “Наказа” было политической идеологией, которую предстояло внедрить во все сферы политической жизни России.

Рис. 1. Портрет молодой Екатерины Второй.

Отмежевание церковных земель

Идея отбора земли у церкви для передачи их в государственное пользование принадлежала ещё Петру I. Однако, секуляризация монастырской земли по-настоящему началась в эпоху Екатерины II. Убедившись в ослабленности позиций Русской Православной Церкви императрицей в 1764 году было проведено отмежевание церковных земель. Результатом стало:

  • монастырские вотчины были переданы в экономию коллегий;
  • 914 тысяч монастырских крестьян были переданы государству;
  • секуляризация церковной земли позволила избежать Екатерине II финансовых кризисов.

Проводимая политика просвещённого абсолютизма Екатериной II окончательно ликвидировала Соборное Уложение 1649 года.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Просвещенный абсолютизм
  • 2. Эпоха дворцовых переворотов
  • 3. Основные положения крестьянской реформы (1861)
  • 4. Государственные реформы Петра 1

Уложенная Комиссия 1767 года

Екатерина Великая решила сделать своим главным совещательным органом выборную Уложенную Комиссию. Депутаты, заседавшие в Комиссии, получали множественные привилегии. На словах императрица уверяла, что Комиссия будет всесословной, на деле же получилось так:

  • дворянство получило 752 места (около 46% от общего количества);
  • черносошные крестьяне получили 22 места;
  • однодворные крестьяне получили 41 место;
  • нерусское население получило 49 мест;
  • казачество получило 43 места;

В Комиссии не имели права заседать выборные представители дворцовых крестьян, крепостные помещичьи крестьяне, ни крестьянство Прибалтики и Украины.

Открытие Комиссии состоялось в Москве 30 июля 1767 года. Всего было проведено 203 собрания.

Рис. 2. Уложенная Комиссия 1767 года.

Уложенная Комиссия не являлась парламентским органом, она больше напоминала показательные выступления для европейских стран и способствовала вовлечению дворянства в дела государства. Хотя наболевшие крестьянские вопросы время от времени и звучали на этих собраниях.

Преобразования Екатерины Великой после Крестьянской войны 1773-1775 годов.

Говоря кратко о политике “Просвещённого абсолютизма” Екатерины II, можно заметить, что преобразования императрицы были не способны сгладить острые углы противоречий, возникших в обществе. Более того, крепостные крестьяне превратились, перед восстанием крестьянства под руководством Емельяна Пугачёва, в рабов.

Социальный взрыв Крестьянской войны ошеломил царицу. После подавления восстания, Екатерина приступила к новым преобразованиям, хотя они и носили весьма противоречивый характер. Всего было составлено 19 проектов поддержанных видными государственными деятелями и сановниками:

  • В 1775 году Россия была разделена на 50 губерний. Каждая губерния делилась в свою очередь на уезды, число которых могло быть от 10 до 15. Главной управляющей фигурой был губернатор, ему были подчинены суд и полиция.
  • Согласно реформе 1775 года город становился самостоятельной единицей. Главой города был городничий, он выбирался из дворянского сословия.
  • После передачи части дел местной власти, роль коллегий перестала быть столь значимой и в 80-х годах XVII века они были упразднены. Три основных оставшихся коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел, как и непосредственно Синод, подчинялись центральной власти.
  • В 1782-1786 годах была создана система среднего образования. Создавались закрытые училища, воспитательные дома, открывались университеты. Однако крестьянство доступа в эти учреждения не имело.

Реформированная система губернских учреждений, несмотря на свои противоречия, оказалась по-настоящему прочной и смогла продержаться вплоть до реформы 1861 года.

Жалованная грамота дворянству 1785 год

Кроме преобразований российского государственного управления, императрица уделила огромное внимание сословному устройству страны. Согласно “Жалованной грамоте” дворяне наделялись особым правом не служить на государственных службах, освобождались от налогов. Судить дворянина мог только дворянин, по закону имущество дворянина не могло подлежать конфискации. Этот период вошел в истории как “золотой век дворянства”, так как официально были закреплены и увеличены привилегии этого сословия.

В 1785 году была издана “Жалованная Грамота Городам”. По этому новому документу население городов разделялось на шесть сословий:

  • к высшему первому сословию, естественно принадлежало дворянство;
  • ко второму разряду относилось купечество, вне зависимости от гильдии;
  • к третьему разряду относились рабочие, закрепленные за каким-либо предприятиям (цеховые рабочие) и ремесленники;
  • к четвёртому разряду принадлежали иностранцы и иногородние люди;
  • пятый разряд состоял из “именитых горожан”: крупных магнатов-промышленников и предпринимателей;
  • большая часть горожан, приписанных к шестому разряду состояла из посадских людей.

Право на участие в городском самоуправлении получали граждане, чей годовой капитал составлял не менее 5 тысяч рублей. К судебным функциям городского магистрата были добавлены административные. Судебные дела были поделены на уголовные и гражданские.

В следующей таблице представлены основные преобразования Екатерины Великой:

Дата

Содержание преобразования

Результат

1763 год

Образование Вольного экономического общества

Были попытки внедрить новейшие изобретения аграрной техники

1764 год

Отмежевание церковных земель

Церковь перестала быть независимой от государства

1767 год

Разрешалось покупать ткацкие станки предпринимателям

Постепенно развивалась экономика

1767 год

Денежная реформа

Введение в обиход бумажных денег

1767 год

Созыв Уложенной Комиссии

Попытка создать что-то похожее на Парламент с созывом депутатов от всех сословий.

1769 год

Разрешается печататься журналам с ограниченной свободой слова

Попытки дать свободу слова окончились провалом. Были закрыты журналы “Трутень” и “Живописец”

1775 год

Губернские реформы

Россия поделилась на 50 губерний с местной губернаторской властью.

1785 год

Жалованная Грамота дворянам

Расширились привилегии дворянства

1786 год

Образовательная реформа

Появление среднего образования. Открываются новые школы и университеты.

Рис. 3. Портрет Екатерины Второй. Рокотов Ф. С..

Что мы узнали?

Итогами реформ Екатерины Великой допускались некоторые экономические и политические свободы населению, церковь была подчинена государству. Вместе с тем, сохранение крепостного строя, политическая незрелость буржуазии и патриархальность населения, сделали преобразования императрицы однобокими и направленными только на улучшение жизни дворянства и укрепление самодержавия.

Тест по теме

Оценка доклада

Политика просвещенного абсолютизма

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Российский просвещенный абсолютизм

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины 2 заключалась в следующем:

  1. Секуляризация церковных земель;
  2. Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
  3. Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
  4. Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
  5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
  6. Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
  7. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
  8. Создание вольных топографий в 1783 году;
  9. Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.

Что такое эпоха просвещенного абсолютизма: идеи, суть реформ

В VIII веке в Европе возникает новое политическое явление: просвещенный абсолютизм. Данная концепция появилась как следствие развития общества. С одной стороны, люди еще считали власть монарха от Бога. Но с другой — появилось убеждение, что не только подданные обязаны выполнять повеления государя, но сам король должен служить своему народу и стране. Эпоха просвещенного абсолютизма охватывает период с середины XVIII века до начала XIX века.

Суть понятия просвещенный абсолютизм

Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.

Новая политическая концепция, прежде всего, отвечала требованиям зарождающихся национальных государств и их буржуазии. Государствам нужны был грамотные люди, а еще нужно было создавать крупные армии и флот, что требовало развития производства.

Основные признаки:

  • совершенствование управления с помощью аппарата государственных чиновников;
  • уничтожение системы вассалитета, крупные феодалы становятся подданными монарха;
  • появление крупных армий с высокой ролью артиллерии;
  • возникновение прослойки капиталистов и зажиточных крестьян, заинтересованных в сильной власти короля;
  • защита внутреннего рынка от иностранных товаров пошлинами, исчезновение внутренних таможен, поддержка отечественных производителей.

Страны

Просвещенный абсолютизм коснулся большинства европейских монархий, включая Австрию, Швецию, Пруссию и другие германские государства, Францию, Испанию, Данию, Португалию. Не обошел он и Российскую империю.

Рис. 1. Вольтер

Родоначальником концепции выступил английский философ Томас Гоббс. Его идеи развили французские мыслители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье.

Представители просвещенного абсолютизма

Среди наиболее ярких представителей просвещенного абсолютизма называют австрийского императора Иосифа II, шведского короля Густава III, прусского короля Фридриха II.

Рис. 2. Фридрих II

Среди русских монархов самым ярким примером считают Екатерину II.

Реформы

С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.

Можно выделить ряд основных изменений:

  • Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
  • Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
  • Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
  • Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
  • Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
  • Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.

Рис. 3. Здание Академии Наук, построенное при Екатерине

Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России

В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.

Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.

Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.

Результат Просвещения в России

Лучше всего суть просвещения, как его понимала сама Екатерина II, выражает наказ Уложенной комиссии, принадлежащий перу императрицы.

Рис. 4. Екатерина пишет наказ

Основными идеями наказа были:

  • самодержавие — единственная форма правления в России;
  • «естественное» деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют;
  • главенство закона над всем сословиями;
  • свобода для всех, разрешено все, что не запрещено законом, воля монарха направляет подданных в нужном направлении;
  • долг государя заботиться о подданных.

В основном эти идеи остались только на бумаге. 90% подданных реформы вообще не коснулись — крестьянство осталось в крепостной зависимости, которое только усилилось.