Экологическая политика российской федерации

Экологическая политика государства

Экологическая политика направлена на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие биосферы, что призвано обеспечить безопасную жизнедеятельность человека.

Экологическая проблематика актуализировалась в общественно-политическом дискурсе России в последние десятилетия в связи с обострением экологического кризиса, влияющего на развитие всех сфер жизни общества. Если 30 лет назад приближение глобальной экологической катастрофы и демографического коллапса обдумывали всего несколько экологов на планете, то сегодня огромные массы простых людей самостоятельно почувствовали нарастающее давление экологических проблем. В России экологическая проблематика не сходит со страниц печати, с экранов телевидения. Эксперты отмечают, что переживаемая ныне экологическая ситуация резко отлична от всего, с чем когда-либо в своей истории сталкивалось человечество, хотя бы потому, что опасные изменения окружающей среды приобрели сегодня глобальный характер. Они распространились на все подсистемы и компоненты среды, на всю поверхность планеты вплоть до ее полюсов, не затронув разве что океанских глубин, и это подтверждается данными самых разных научных наблюдений.

Важным этапом на пути развития государственной экологической политики России стала Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Основные положения экологической доктрины нацелены на реализацию устойчивого развития России, высокое качество жизни и здоровья ее населения, национальную безопасность, что может быть обеспечено только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого Россия последовательно реализует единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное природопользование. Наша страна играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, поскольку на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала России обусловливают ее важную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Сегодня эксперты к признакам деградации природной среды на мировом уровне относят следующие факторы:

  • — рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов;
  • — увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания людей;
  • — деградация основных компонентов биосферы, включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим снижение способности природы к саморегуляции и как следствие невозможность существования человеческой цивилизации;
  • — возможные изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
  • — возрастание экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • — недостаточный для перехода к устойчивому развитию человеческой цивилизации уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем и регулирования процессов глобализации;
  • — продолжающиеся военные конфликты и террористическая деятельность.

В связи с нарастанием комплекса экологических угроз 30 апреля 2012 г. Президентом РФ был утвержден новый документ — Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В документе подчеркивается, что глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан.

Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах РФ более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн гектаров. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.

1. Стратегическая цель и принципы государственной политики в области экологического развития

Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Реализация государственной экологической политики осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • — соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • — обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • — научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • — охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • — приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • — ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (далее — органы государственной власти) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • — презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности;
  • — обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической и иной деятельности;
  • — запрещение осуществления экономической и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • — обеспечение соответствия экономической и иной деятельности установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • — соблюдение права каждого человека на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
  • — участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;
  • — ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;
  • — полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
  • — участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, учет их мнения при принятии решений о планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  • — развитие международного сотрудничества в решении глобальных экологических проблем и применении международных стандартов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  • 2. Основные задачи государственной политики в области экологического развития

Достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением следующих основных задач:

  • — формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;
  • — совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • — обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий;
  • — предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду;
  • — восстановление нарушенных естественных экологических систем;
  • — обеспечение экологически безопасного обращения с отходами;
  • — сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
  • — развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • — совершенствование системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата;
  • — научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • — формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания;
  • — обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности;
  • — развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  • 3. Основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития

При решении задачи формирования эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти, используются следующие механизмы реализации государственной политики в области экологического развития:

  • — совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • — установление такого критерия оценки эффективности деятельности органов государственной власти, как состояние окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, определяемого на основе системы объективных показателей и индикаторов;
  • — повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях;
  • — внедрение в систему управления качеством окружающей среды методологии определения и оценки экологических рисков с целью повышения обоснованности принятия управленческих решений. При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:
  • — принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;
  • — создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
  • — создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;
  • — усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.

При решении задачи обеспечения экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий используются следующие механизмы:

  • — формирование эффективной, конкурентоспособной и экологически ориентированной модели развития экономики, обеспечивающей наибольший эффект при сохранении природной среды, ее рациональном использовании и минимизации негативного воздействия на окружающую среду;
  • — внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций;
  • — учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду при государственном регулировании природоохранной деятельности и планировании мероприятий по охране окружающей среды, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

При решении задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду используются следующие механизмы:

  • — экологическое нормирование на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения;
  • — поэтапное исключение практики установления временных сверхнормативных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • — снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов по видам

экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах;

  • — установление обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации экологически опасных объектов, включая радиационно, химически и биологически опасные объекты;
  • — совершенствование процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и ее учет при принятии решений на всех уровнях, в том числе гармонизация процедуры проведения такой оценки в соответствии с международными договорами Российской Федерации и создание нормативно-правовой базы для стратегической экологической оценки;
  • — увеличение объема строительства зданий и сооружений, сертифицированных в системе добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения «зеленых» стандартов;
  • — осуществление мер, предусмотренных Климатической доктриной Российской Федерации и документами, направленными на ее реализацию.

При решении задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем используются следующие механизмы:

  • — инвентаризация территорий с целью установления районов с неблагополучной экологической ситуацией для осуществления программ, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
  • — организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологических последствий прошлой экономической и иной деятельности;
  • — развитие правовых, экономических, организационных и методических механизмов возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
  • — сохранение и восстановление защитных и средообразующих функций естественных экологических систем вне особо охраняемых природных территорий.

При решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы:

  • — предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
  • — внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
  • — создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
  • — поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
  • — установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;
  • — обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

При решении задачи сохранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира, используются следующие механизмы:

  • — укрепление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;
  • — создание эффективной системы мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и мест их обитания;
  • — формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
  • — предотвращение неконтролируемого распространения на территории Российской Федерации чужеродных (инвазивных) видов животных, растений и микроорганизмов;
  • — сохранение генетического фонда диких животных;
  • — решение экологических проблем Байкальской природной территории, регионов Севера и Арктики, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

При решении задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

  • — установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;
  • — замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
  • — стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства при государственном финансировании (софинансировании) мероприятий по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью;
  • — формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг;
  • — осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
  • — развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • — обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям;
  • — стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресурсосберегающих технологий, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;
  • — поэтапное внедрение системы декларирования соблюдения экологических требований и проведения экологического аудита;
  • — повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;
  • — стимулирование деятельности по сбору, сортировке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;
  • — государственное регулирование ввоза в Российскую Федерацию техники (оборудования) и технологий, не соответствующих экологическим требованиям, в том числе международным.

При решении задачи создания современной системы государственного экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также изменений климата используются следующие механизмы:

  • — создание и развитие единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга, оснащенной современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами;
  • — внедрение методов учета негативного воздействия на окружающую среду с использованием инструментальных (автоматизированных) систем;
  • — обеспечение развития сети наблюдений и программ обработки данных, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • — использование результатов экологического мониторинга при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и иной деятельности, осуществлении государственного экологического надзора, а также при составлении прогнозов социально- экономического развития.

При решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:

  • — расширение комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата;
  • — разработка и использование научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности;
  • — стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности.

При решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:

  • — формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;
  • — государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;
  • — включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;
  • — обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
  • — государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
  • — развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  • — включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

При реализации задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности, используются следующие механизмы:

  • — участие бизнес-сообщества, научных и образовательных организаций, общественных объединений и некоммерческих организаций в разработке, обсуждении и принятии решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также в природоохранной деятельности;
  • — участие и учет законных интересов заинтересованных сторон в процедуре оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая стратегическую экологическую оценку, при разработке и утверждении проектов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду и здоровье населения;
  • — обеспечение открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях;
  • — обеспечение публичности информации, содержащейся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
  • — повышение информационной открытости промышленных предприятий в части их негативного воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению такого воздействия, а также развитие добровольных механизмов экологической ответственности организаций с участием государства и переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами. Указанная отчетность подлежит аудиту независимыми третьими сторонами и заверяется ими.

При решении задачи развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды используются следующие механизмы:

  • — реализация мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, направленных на более эффективное отстаивание и защиту интересов Российской Федерации при участии в международных договорах природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением;
  • — развитие международного информационного обмена и участие в международных проектах по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, защиты природной среды, в том числе в Арктике;
  • — внедрение международных экологических стандартов, систем подтверждения соответствия экологическим требованиям, приведение их в соответствие с международными системами;
  • — гармонизация законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды с международным экологическим правом.

Несмотря на предпринимаемые усилия в области охраны окружающей среды, экологическая ситуация в России в целом пока остается сложной. Опросы общественного мнения, проведенные в 2011 г., показывают, что сегодня 78% россиян обеспокоены состоянием экологии, 80% считают, что необходимо усилить внимание к решению экологических проблем, 74% респондентов полагают необходимым принятие строгого экологического кодекса, 84% уверены, что гражданское общество должно быть более активным при решении экологических проблем.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

  • III Международная конференция «Реки Сибири»
    • Часть 1 УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
      • SOCial Innovation Definition and Discussion общественное новаторство — определение и обсуждение
      • ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ БАССЕЙНА ОБИ
      • КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОБЬ-ИРТЫШСКОГО БАССЕЙНА
      • О СОЗДАНИИ ПРОГРАММЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И ОХРАНЕ ВОДНЫ1Х РЕСУРСОВ В БАССЕЙНЕ РЕКИ ОБИ
      • ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
      • ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СИБИРИ
      • РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
      • С.В. Толчин, М.А. Блинов. Разработка методологии формирования и реализации программы «Обеспечение населения региона чистой питьевой водой», на примере Пермской области
      • ТРАНСПОРТНЫЙ комплекс в стратегии экономического развития сибири
      • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛУБИННОГО ТЕХНОГЕНЕЗА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
      • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • Часть 2 Бассейновые подходы
      • Аральское море, проблемы легенды, решения
      • Бассейновый совет — механизм консолидации власти и общественности
      • ОПЫТ РАБОТЫ БАССЕЙНОВЫХ СОВЕТОВ В ВЕРХНЕЙ ОБИ
      • ОПЫТ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ «ЧИСТАЯ ВОДА ПРИИРТЫШЬЯ»
      • ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ БАССЕЙНОВЫХ СОВЕТОВ В СИБИРИ
      • ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ РЫНКА ВОДЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСГРАНИЧНОСТИ РЕК
      • ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД БАССЕЙНА НИЖНЕЙ ОБИ
      • РОЛЬ ВОДНОГО ПАРТНЕРСТВА КАЗАХСТАНА В РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ИУВР И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ В КАЗАХСТАНЕ»
      • ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ… (ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПРИРОДНЫХ ВОД В БАССЕЙНЕ ОБИ)
    • Часть 3 ГЭС НА РЕКЕ КАТУНЬ
      • ВОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ВОДОХРАНИЛИЩА АЛТАЙСКОЙ ГЭС
      • ГЭС НА РЕКЕ КАТУНИ: ФАКТЫ И АРГУМЕНТЫ
      • НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АЛТАЙСКОЙ ГЭС
      • ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬСТВА КАТУНСКОЙ (АЛТАЙСКОЙ) ГЭС ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ УСТЬ- КОКСИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
    • Часть 4 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ПРОБЛЕМ
      • БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ (GASTROPODA) ВЕРХНЕЙ ОБИ И ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ, ИХ РОЛЬ В БИОИНДИКАЦИИ ВОД
      • ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ — ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА В СФЕРЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ СИСТЕМ
      • НАДЕЖНОСТЬ РАБОТЫ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ — ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА В СФЕРЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
      • ОПЫТ МОБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И СМИ В ПОДДЕРЖКУ МОРАТОРИЯ НА ВЕСЕННЮЮ ОХОТУ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (НСО) И СОСЕДНИХ РЕГИОНАХ В 2000­-2004 гг.
      • ОСОБЕННОСТИ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В БИОГИДРОЦЕНОЗЕ НИЖНЕЙ ТОМИ
      • ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПОСВЯЩЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ «ХУДОЖНИКИ ЗА ЭКОЛОГИЮ»
      • РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ СБРОСА СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ
      • РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ «ЧИСТУЮ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ — ЖИТЕЛЯМ ТОМСКОГО ПРИОБЬЯ»
      • РЕКИ НОВОСИБИРСКОИ ОБЛАСТИ ГЛАЗАМИ ИХТИОЛОГА
      • РЕЧНОЙ МОНИТОРИНГ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)
      • РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
      • СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИХТИОФАУНЫ НОВОСИБИРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКИ ИЗДРЕВАЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЙОНА ОЗЕРА ДАНИЛОВО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧОЙСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
    • Часть 5 НАУЧНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗАБОТКИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
      • БЕСПЛОТИННЫЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
      • КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ СИБИРИ
      • ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЕТРОЭНЕРГЕТИКИ
      • ПРИМЕНЕНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
      • ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
    • БЛАГОДАРНОСТИ
    • ПРЕДИСЛОВИЕ
    • Резолюция 3-ей международной конференции «Реки Сибири»
  • V Международная конференция «Реки Сибири»
    • Реки Сибири: Материалы V Международной конференции
    • ESTIMATION OF DAMAGE CAUSED TO ENVIRONMENT BY EXPLOITATION OF SMALL HYDRO POWER PLANTS (SHPP)
    • PUBLIC PARTICIPATION IN WATER PROTECTION — FROM ENVIRONMENTAL EDUCATION TO ACTION
    • БАССЕЙН РЕКИ ОБЬ КАК МЕСТО ОБИТАНИЯ РЫБ ЦЕННЫХ ВИДОВ
    • БИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ BIYA: PROBLEMS AND DECISIONS
    • ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КУЗБАССА THE HYDROENERGY RESURSES KUZBASS
    • ЗАГРЯЗНЕНИЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ TRANSBOARDER RIVERS POLLUTION IN CENTRAL ASIA
    • ИЗМЕНЕНИЯ ВОДНОГО СТОКА НА ТЕРРИТОРИЯХ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО КОМЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНО-ТАЕЖНОЙ ПОДЗОНЫ БАССЕЙНА СРЕДНЕЙ ОБИ) THE WATER FLOWING CHANGES ON THE INTENSE OIL-AND-GAS PRODUCTION DEVELOPED TERRITORIES (AS AN EXAMPLE, THE SOU
    • ИРТЫШ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ IRTYSH RIVER: OPPORTUNITIES AND THREATS
    • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТАНОВОК ОЧИСТКИ ВОДЫ В ЦЕЛЯХ ДООЧИСТКИ ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫХ СТОКОВ MOBILE WATER CLEANING PLANTS USING FOR POSTTREATMENT OF HOUSEHOLD SEWAGE
    • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ УЧАСТКОВ ГАЗОПРОВОДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ, НА ПРИМЕРЕ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК» USE OF MODERN ECOLOGICAL TECHNOLOGIES AT RECONSTRUCTION AND RESTORATION OF GAZ PIPELINE AN
    • КАЧЕСТВО ПРИРОДНЫХ И ПИТЬЕВОЙ ВОД КАК ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕКИ ИЗДРЕВАЯ
    • НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ СИБИРИ SOME METHODOLOGICAL PROBLEMS OF STATE REGULATION OF USE AND PROTECTION OF WATER RESOURCES OF SIBERIA
    • НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ УНИКАЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ РЕКИ СЕВЕРНАЯ СОСЬВА ПРИ КРУПНОМАСШТАБНОМ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННОМ И ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ ПРИПОЛЯРНОГО УРАЛА NEED AND METHODS FOR DEVELOPING
    • НОВЫЙ ПОДХОД К ВЫДЕЛЕНИЮ ВОДООХРАННЫХ ЗОН МАЛЫХ РЕК В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕКИ УШАЙКИ)1 NEW APPROACH FOR THE EXTRACTING OF SMALL RIVERS WATER PROTECTION ZONE INTO LIMITS OF URBAN AREAS (AT AN EXAMPLE OF USHAIKA RIVER)
    • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ НА СИБИРСКИХ РЕКАХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
    • ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОЕКТАХ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛОТИННЫХ ГЭС
    • ОТ ПРОЕКТА СЛОЖНОГО И СПОРНОГО — К КАТАСТРОФИЧЕСКОМУ FROM A DIFFICULT AND DEBATABLE PROJECT TO A CATASTROPHIC ONE
    • ОЧИСТКА ВОДЫ ОТ ВЗВЕШЕННЫХ ВЕЩЕСТВ WATER CLEANING FROM SUSPENDED SOLIDS
    • ПОДХОДЫ К СЦЕНАРНОЙ ОЦЕНКЕ СОВОКУПНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА БАССЕЙН РЕКИ. АМУРСКИЙ ПРИМЕР FRAMEWORK FOR ASSESSMENT OF HYDROPOWER DEVELOPMENT SCENARIOS IN RIVER BASINS. AMUR RIVER CASE-STUDY
    • ПРАКТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ГОРОДСКИМ РЕКАМ ЧИСТЫЕ БЕРЕГА!»
    • ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ К ВОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ БАССЕЙНА ОБИ ЧЕРЕЗ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЧИСТАЯ ОБЬ И ЕЕ ПРИТОКИ» ATTRACTION OF ATTENTION TO WATER-ENVIRONMENTAL PROBLEMS OB RIVER BASIN THROUGH INTER-REGIONAL ECOLOGICAL PROJECT «PURE О
    • ПРОБЛЕМА МНОГОЛЕТНИХ КОЛЕБАНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ СЕЗОННОГО СТОКА РЕК ОБЬ-ИРТЫШСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ PROBLEM OF LONG-TERM FLUCTUATIONS AND CHANGES OF THE SEASONAL DRAIN OF RIVERS OF OB-IRTYSH BASIN
    • ПРОБЛЕМА НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КРАСНОГОРСКОГО ГИДРОУЗЛА НА РЕКЕ ИРТЫШ
    • ПРОБЛЕМЫ ОВОС ГИДРОПРОЕКТОВ АНГАРО-БАЙКАЛЬСКОГО БАССЕЙНА: БОГУЧАНСКАЯ И МОТЫГИНСКАЯ ГЭС НА Р. АНГАРА PROBLEMS OF THE ENVIROMENTAL IMPACT ASSESSMENT FOR HYDROELECTRIC PROJECTS OF THE ANGARA-BAIKAL BASIN: BOGUCHANY HYDROELECTRIC POWER STATION AND MOTYGINO H
    • ПРОЕКТ «БЕЛАЯ КНИГА. ПЛОТИНЫ И РАЗВИТИЕ» ХОД ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ПО ПРОБЛЕМАМ БОЛЬШИХ ПЛОТИН
    • РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ С УЧАСТИЕМ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ REALIZATION OF COMPLEX APPROACH TO STUDYING OF TECHNOGENIC ECOSYSTEM IN PARTICIPATION WITH STUDENTS AND UNDERGRADUATES
    • РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИЕМНЫХ, ОТКРЫТЫХ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС БОГУЧАНСКОЙ ГЭС
    • РЕЗЮМЕ МНЕНИЙ ВЫСКАЗАННЫХ НА СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ ТЕМАТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ПО ПРОБЛЕМАМ БОЛЬШИХ ПЛОТИН И НАУЧНОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПО КОМПЛЕКСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЕ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ ФГУ «МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ИХТИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИ
    • РЕКА ЛЕНА, СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН — ПЛАНОВЫЕ НЕФТЯНЫЕ РАЗЛИВЫ, ВЗАИМОСВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КЛИМАТА THE RIVER LENA, THE ARCTIC OCEAN — PLANNED OIL SPILLS, THE RELATIONSHIP OF CLIMATE CHANGE
    • РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБСУЖДЕНИИ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ТАЙМЫРА
    • СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОНГОЛИИ, СВЯЗАННЫЕ С ДОБЫЧЕЙ ЗОЛОТА НА РЕКАХ — ПРИТОКАХ РЕКИ СЕЛЕНГА SOCIAL-ECOLOGICAL PROBLEMS OF MONGOLIA, CONNECTED WITH GOLD MINING ON THE RIVERS — TRIBUTARIES OF SELENGA, WHICH FLOWS INTO THE LAKE BAIKAL
    • ТРАДИЦИОННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО СОХРАНЕНИЮ РОДНИКОВ АРЖАН СУУ
    • ТРАНСГРАНИЧНЫЙ АМУРСКИЙ БАССЕЙН: ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ТRANSBOUNDARY AMUR RIVER BASIN: WATER MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL POLICIES
    • ЭВЕНКИЙСКАЯ ГЭС И ЕЕ УГРОЗЫ EVENKIISKAYA HYDRO DAM PROJECT AND ITS THREATS
    • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА В ТРАНСГРАНИЧНОМ АМУРСКОМ БАССЕЙНЕ. КАКОВА РОЛЬ ЗЕЛЕНЫХ? ENVIRONMENTAL POLICIES IN TRANSBOUNDARY AMUR RIVER BASIN. WHAT IS ROLE THE ROLE OF GREEN ORGANIZATIONS?
    • ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГИБЕЛИ МАЛЫХ РЕК (НА ПРИМЕРЕ РЕКИ ГОСОМКА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ, РОССИЯ) ENVIRONMENTAL ISSUES FOR THE DESTRUCTION OF SMALL RIVERS (ON THE EXAMPLE R. GOSOMKA BRYANSK REGION, RUSSIA)
    • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ВОДОЙ И ПРИРОДНЫМИ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ECOLOGICAL EDUCATION IN SPHERE OF THE REFERENCE WITH WATER AND NATURAL WATER OBJECTS
  • VI международная конференция «Реки Сибири»
    • 6-я МЕЖДУНАРОДНО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РЕКИ СИБИРИ»
    • Раздел I. КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РЕЧНЫМИ БАССЕЙНАМИ
      • ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ: ОДНА БОЛЬШАЯ ИЛИ МНОГО МАЛЕНЬКИХ?
      • Водные проблемы Центральной Азии
      • Возможности и ограничения развития Нижнего Приангарья с позиций экологического императива
      • Законодательная основа управления антропогенной нагрузкой в бассейнах Енисея и Ангары
      • Общественныи экологическим контроль на сибирских реках томской области
      • Состояние водной среды — ключевой индикатор экологической безопасности Сибири
    • Раздел II. ГЭС и ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
      • В защиту реки Мульты
      • Влияние гидроэлектростанции на экосистему среднего Иртыша в пределах Казахстана
      • Влияние строительства ГЭС на гидроледотермический режим рек
      • Восстановление миграционных путей проходных рыб ненасильственными технологиями их перевода через плотины как основа устойчивого развития бассейна
      • Динамика животного населения в условиях развития гидроэнергетики Приамурья
      • Загрязнение трансграничных рек и сотрудничество российских и монгольских нго в решении экологических проблем трансграничных рек1
      • Изменение гидрологических свойств водотоков бассейна р. Енисея в результате гидростроительства
      • Новая парадигма энергоснабжения и технологические сдвиги в промышленности
      • Организация экологического мониторинга в пресных водоемах Камчатки
      • Особенности проведения работ по лесосводке и лесоочистке в ложах водохранилищ строящихся ГЭС
      • Оценка гидрологических характерискик в створе проектируемой мотыгинской ГЭС
      • Оценка изменения водного режима р. Ангары, связанного со строительством Мотыгинской ГЭС
      • Участие общественности и органов местного самоуправления в предоставлении недр в пользование на примере Красночикойского района Забайкальского края
      • ЭКОЛОГИЧЕСКИМ МОНИТОРИНГ ВЕРХНЕЕНИСЕИСКИХ (САЯНО-ШУШЕНСКОЕ, КРАСНОЯРСКОЕ) ВОДОХРАНИЛИЩ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
      • Экологические риски трансграничного водопользования в Даурии в условиях климатических колебаний
      • проблемы российского биомониторинга пресных вод и пути их решения: сибирь и дальний восток как модельные регионы для адаптации и внедрения современной системы пресноводного биоассессмента
    • Раздел III. ЗА ЧИСТУЮ ВОДУ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕК
      • Cибирские реки и урбанизация
      • Загрязнение воды — дискриминация по географическому признаку
      • Качество воды поверхностных водных объектов на территории Красноярского края
      • Ландшафтно-экологический подход к изучению бассейнов малых рек
      • Нормативно-правовое регулирование использования водных ресурсов на основе теории струйных процессов в водотоках
      • Правовое и экономическое регулирование использования поверхностных водных объектов на территории Томской области
      • Проблемы токсикогенетического контроля состояния проточных водоемов
      • России необходим технический регламент по безопасности объектов промышленной гидротехники
      • Экологические и социальные последствия аварии на хвостохранилище Карамкенского ГМК в 2009 г.
      • Эколого-энергоресурсосберегающее устройство по утилизации низкопотенциального тепла ТЭЦ для таяния снега с целью решения экологических проблем реки Енисей
      • Проблемы Российского биомониторинга пресных вод
    • Раздел IV. УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СОХРАНЕНИИ РЕК
      • Cоединяя берега и судьбы, сохраняем природу
      • Богучанская ГЭС: взгляд из Кодинска
      • Вовлечение граждан в активную рекоохранную деятельность
      • Водные ресурсы и устойчивое развитие Пекина
      • Выработка стратегии общественных кампаний при промышленном освоении водоохранных зон
      • Комплексный подход к решению экологических проблем реки Издревая
      • Местные активисты оказывают давление на предприятия-загрязнители
      • Роль детского эколого-краеведческого движения «мы — дети Волги» в формировании культуры безопасности личности
      • Творческий конкурс как средство экологического воспитания и просвещения
      • Ускорение гидростроительства в ходе 12-й пятилетки: позиция эко-НПО
      • Участие общественности в сохранении рек
      • Хранители воды
      • Экологическая роль рек бассейна р. Оби в контексте историко-культурного развития региона
      • Эффективность общественного экологического патрулирования берегов
  • VII международная научно-практическая конференция «Реки Сибири и Дальнего Востока»
    • Раздел 1. Социально-экологические проблемы планирования, строительства и эксплуатации ГЭС
      • Малая гидроэнергетика Республики Алтай: в поисках смысла
      • Методика оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития
      • Проблемы сохранения пресноводных экосистем рек Сибири и Дальнего Востока и пути их решения
      • Река Тимптон, приток Алдана и Канкунская ГЭС (Южная Якутия)
      • Транссибирская ГЭС на Шилке – новая угроза Амуру
      • Учет климатических факторов для проектируемых и существующих плотинных ГЭС
    • Раздел 2. Проблемы воздействия горнорудн ых и других предприятий на речные экосистемы и пути их решения
      • Алмазы и реки Якутии
      • Воздействие освоения горно-таежных территорий на состояние малых водотоков Северного Сихотэ-Алиня
      • Золото или река? (В защиту Залесовского заказника)
      • Китайская дилемма: золото или развитие? Прекращение добычи россыпного золота в КНР на примере провинции Хейлунцзян
      • Масштаб экологических последствий добычи россыпного золота в бассейне р. Амур
      • Монголия: краткая история закона с длинным именем
      • Нефтепроводы и малые реки (на примере реки Балта в Новосибирской области)
      • Оценка воздействия Красноярского алюминиевого завода на качество воды р. Черемушка
    • Раздел 3. Вопросы нормативно-правового регулирования использования водных ресурсов.Использование трансграничных водных ресурсов.Участие общественности в решении проблем использования речных систем
      • Вовлечение общественности в управление трансграничным речным бассейном – дело самой общественности (пример сообщества НПО бассейна Днестра)
      • Возможные варианты оценки эффективности работы государственных органов по охране рыбных ресурсов
      • Межрегиональное и международное сотрудничество Забайкальского края в контексте комплексного управления трансграничными речными бассейнами
      • Ответ России миру. Бассейновое устойчивое развитие – зеленая глобализация
      • Разработка российско-китайского механизма оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном аспекте
      • Результаты работ по Амурской программе
      • Российский Дальний Восток в АТР: водные ресурсы и проблемы водопользования
      • Российско-китайское сотрудничество по гидрологии и при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера
      • Трансграничное сотрудничество по проблемам воды и здоровья в бассейне реки Днестр
      • Туризм как фактор антропогенной нагрузки на водные объекты
      • Экологическое движение и задачи устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока
    • Хабаровские «Реки Сибири»
    • Экологическое движение и задачи устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока
    • VII Международная конференция «Реки Сибири и Дальнего Востока» (отзывы участников и фото)
    • Раздел 4. Экологическое состояние речных экосистем
      • Влияние крупных притоков на качество воды в реке Амур
      • Гидрохимическая оценка вод реки Уссури
      • Динамика содержания минеральных форм азота в воде Среднего Амура в зимнюю межень
      • Итоги совместного российско-китайского мониторинга р. Амур и р. Уссури за 2011 г.
      • К проблеме сохранения реки Амур
      • Климатические флуктуации стока рек Приморья
      • О загрязнении вод Амура железом
      • Особенности альгологического и химического состава воды реки Енисей в районе водозаборов г. Красноярска
      • Особенности гидрохимического режима реки Нижняя Тунгуска
      • Современные климатические изменения в южных районах нижнего Приамурья
      • Современные предпосылки будущего реки Амур
      • Экологические последствия осушительной мелиорации для поверхностных водотоков (на примере территории Еврейской автономной области)
      • Эколого-геологические аспекты районирования реки Амур (российская часть)

Природоохранная деятельность на макро- и микроуровнях. Виды и направления природоохранной деятельности

Цель лекции: ознакомиться с основными направлениями природоохранной деятельности.

Сохранение природной среды в приемлемом для жизни людей качестве требует экологизации экономики. Исчерпание природного капитала, как и любого другого, должно компенсироваться инвестициями. Восстановление искусственного капитала осуществляется за счет капитальных вложений, восстановление человеческого капитала – за счет инвестиций в социальную сферу, восстановление природного капитала – путем природоохранной деятельности.

Природоохранная деятельность – это совокупность мер, направленных на сохранение природной среды. Природоохранная деятельность основывается на ряде принципов:

  1. Принцип тщательного изучения всех процессов, протекающих в природной среде и отдельных ее элементах.
  2. Принцип наименьшего из возможных вмешательства в природные процессы.
  3. Принцип учета затрат природного капитала в любых экономических расчетах.

Необходимость природоохранной деятельности давно признана на государственном уровне. Основным документом, определяющим государственную политику в области экологии, является Экологическая доктрина РФ . В Экологической доктрине выделяются основные направления природоохранной деятельности на макроуровне:

  1. Обеспечение устойчивого природопользования.
  2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
  3. Сохранение и восстановление природной среды.

Обеспечение устойчивого природопользования предполагает рациональное расходование природных ресурсов. Для этого требуется структурная перестройка экономики в пользу высокотехнологичных отраслей, сокращение природоемких производств. В качестве отдельной задачи в рамках устойчивого природопользования выделяется сохранение биологического разнообразия (животных, растений и всех видов живых существ).

Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение требуют внедрения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий производства, вывода из эксплуатации старых основных фондов, экономии потребления энергии и воды в промышленном производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, развития экологически безопасных видов транспорта, использования вторичного сырья.

Сохранение и восстановление природной среды включает в себя сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, создание заповедников, сохранение целостности природных систем и ландшафтов.

Природоохранная деятельность на макроуровне, то есть на уровне всей страны, прежде всего связана с мерами, не имеющими явной экологической цели, но ведущими к изменению всей системы народного хозяйства таким образом, чтобы в итоге снизилась природоемкость и улучшились экологические показатели. К таким мерам относится :

  1. Структурная перестройка экономики.
  2. Государственное регулирование цен на природные ресурсы.
  3. Изменение экспортной политики.

Структурная перестройка экономики подразумевает переход от индустриальной (природоэксплуатирующей) структуры народного хозяйства к постиндустриальной. Это означает стабилизацию объемов производства природоэксплуатирующих отраслей на уровне необходимого минимума одновременно с интенсивным развитием верхних структурных слоев экономики, производящих сложные товары и услуги (в частности, интеллектуальные продукты) и основанных не на изъятии как можно большего количества ресурсов из экосистемы, а на использовании передовых научно-технических достижений и высококвалифицированного труда.

Развитие отрасли может носить экстенсивный или интенсивный характер. Экстенсивный путь развития экономики предполагает рост объемов производства за счет вовлечения в хозяйственный оборот большего количества природных ресурсов. Интенсивное развитие, ориентированное на ресурсосбережение, осуществляется посредством внедрения в производство передовых технологий и научно-технических достижений, повышения эффективности использования ресурсов. Неотъемлемой составляющей перехода от техногенного типа развития к устойчивому является переход от экстенсивных к интенсивным способам хозяйствования. Выбор экстенсивного либо интенсивного пути развития экономики влияет и на выбор одного из механизмов природопользования. Решающая роль в осуществлении этого выбора принадлежит государству, имеющему в своем распоряжении административные и рыночные инструменты регулирования. Например, развитие топливно-энергетического комплекса может быть ориентировано либо на увеличение производства энергии (экстенсивный путь), либо на энергосбережение (интенсивный путь). Низкая плата за недропользование и занижение стоимости земель, отдаваемых в разработку, приведут к выбору производителями экстенсивного пути развития. Напротив, введение существенных ограничений на разработку месторождений, высокая плата за использование недр, система строгой ответственности за нарушение стандартов разработки месторождений и за загрязнение окружающей природной среды будут содействовать переходу к интенсивному пути развития топливно-энергетического комплекса. Подобная ситуация наблюдается в агропромышленном, лесном и других комплексах.

Переход к постиндустриальной структуре экономики потребует значительного перераспределения капитала между отраслями народного хозяйства. В настоящее время значительная доля искусственного, человеческого, финансового капитала задействована в добывающей промышленности. Структурная перестройка экономик потребует перемещения капитала в инновационные, передовые производства. Необходимым инструментом структурной перестройки экономики является налоговая политика. Налоги должны быть выше для природоэксплуатирующих отраслей и ниже для высокотехнологичных производств.

Государственное регулирование цен на природные ресурсы должно осуществляться в двух направлениях:

  1. Приближение цены природных ресурсов к их ценности.
  2. Снижение цен на относительно менее природоемкую продукцию с целью увеличения ее привлекательности для потребителя.

Государство может посредством макроэкономических мер вмешиваться в процесс ценообразования. Государственное регулирование цен на природные ресурсы может выражаться в установлении нижнего предела цены, в установлении фиксированной цены.

Изменение экспортной политики также является необходимой мерой для снижения затрат природного капитала. Большую долю экспорта составляют невозобновимые природные ресурсы (нефть, природный газ, металлы, алмазы, другие полезные ископаемые). По данным , природные ресурсы составляют до 80% всего объема экспорта. Для снижения природоемкости экономики на макроуровне необходима переориентация экспортной политики: увеличение экспорта продукции обрабатывающих производств и значительное снижение экспорта природных ресурсов, особенно невозобновимых.

Природоохранная деятельность осуществляется не только на уровне народного хозяйства (макроуровень), но и на уровне отдельных предприятий (микроуровень). Можно выделить два основных направления природоохранной деятельности предприятия – техническое и организационное. Техническое направление природоохранной деятельности предприятия включает в себя следующие природоохранные мероприятия:

  1. Установка очистных сооружений для очистки вредных выбросов в водоемы и атмосферу.
  2. Утилизация отходов производства, в том числе загрязняющих веществ, уловленных в процессе очистки выбросов, и использование вторичного сырья.
  3. Внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий производства.
  4. Оценка экологических последствий реализуемых инвестиционных проектов.

К организационному направлению природоохранной деятельности предприятия относятся следующие природоохранные мероприятия:

  1. Экологический аудит.
  2. Разработка экологической политики предприятия.
  3. Внедрение и поддержание системы экологического менеджмента.
  4. Экологический учет.
  5. Ведение экологической документации.
  6. Проведение корпоративных мероприятий, направленных на формирование экологоориентированного мировоззрения у сотрудников.
  7. Формирование стандартов корпоративной культуры в соответствии с принципами охраны природы.

Установка очистных сооружений – это одно из наиболее развитых в настоящий момент направлений природоохранной деятельности предприятия. На многих предприятиях созданы природоохранные комплексы, включающие в себя газопылеулавливающие установки для очистки выбросов в атмосферу, сооружения для водоотведения и очистки водостока, установки по переработке твердых отходов, санитарно-промышленные лаборатории. Численность сотрудников природоохранного комплекса обычно составляет 3-5% от общей численности работников предприятия. Качество очистки сточных вод и атмосферы контролируется санитарными лабораториями предприятия.

Утилизация отходов производства включает в себя их сбор и дальнейшую переработку во вторичное сырье либо уничтожение или захоронение с соблюдением всех требований безопасности. Вторичное сырье – это отходы, которые возможно и целесообразно использовать в хозяйственной деятельности после дополнительной обработки. В качестве вторичного сырья используется макулатура, стекло, металлолом, нефтепродукты, аккумуляторы, провода, ртутные лампы, пластмассы, древесина, сточные воды. Загрязняющие вещества, уловленные в процессе очистки выбросов, также могут быть использованы в качестве вторичного сырья для производства строительных и других материалов.

Ресурсосберегающие технологии позволяют снизить природоемкость продукции. Энергосберегающие технологии снижают расход топливно-энергетических ресурсов, водосберегающие уменьшают объем промышленного водопотребления, экологосберегающие – приводят к снижению экологоемкости (загрязнения на единицу продукции). Внедрение ресурсосберегающей технологии представляет собой инвестиционный проект, который должен быть эффективным для предприятия. Для этого необходимо ведение экологического учета, подсчет затрат предприятия, связанных с перерасходом ресурсов без использования новой технологии и загрязнением природной среды.

Пример. Предприятие рассматривает возможность установки водоочистного сооружения и газопылеулавливающей установки. Стоимость приобретения и монтажа водоочистного сооружения – 25 млн. руб., газопылеулавливающей установки – 34 млн. руб. Ежегодные затраты на эксплуатацию водоочистного сооружения – 8 млн. руб., газопылеулавливающей установки – 9 млн. руб. Срок службы обоих очистных сооружений – 10 лет. Без очистных сооружений предприятие выплачивает штрафы за загрязнение водоема, в который сбрасываются сточные воды, и атмосферы. Сумма штрафов составляет 50 млн. руб. в год. Оценить эффективность проекта при норме дисконта 15% годовых.

Решение. Оформим решение в табличной форме (таблица 7.1):

Таблица 7.1. эффективности природоохранного мероприятия

Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год 9 год 10 год
1. Инвестиции, млн. руб. 59 0 0 0 0 0 0 0 0 0
2. Эксплуатационные затраты, млн. руб./год 17 17 17 17 17 17 17 17 17 17
3. Всего затрат, млн. руб. 76 17 17 17 17 17 17 17 17 17
4. Результат, млн. руб. 50 50 50 50 50 50 50 50 50 50
5. Эффект, млн. руб. -26 33 33 33 33 33 33 33 33 33
6. Коэффициент дисконтирования 0,870 0,756 0,658 0,572 0,497 0,432 0,376 0,327 0,284 0,247
7. Дисконтированный эффект, млн. руб. -23 25 22 19 16 14 12 11 9 8
8. Дисконтированный эффект нарастающим итогом, млн. руб. -23 2 24 43 59 74 86 97 106 114

Пояснения к таблице:

  1. Инвестиции взяли из исходных данных, сложив стоимость приобретения и монтажа водоочистного сооружения и газопылеулавливающей установки: 25+34=59 (млн. руб.). Инвестиции осуществляются один раз, поэтому 59 млн. руб. записываем только в первый год, в остальные годы – нули.
  2. Эксплуатационные затраты берем из исходных данных.
  3. Всего затрат: суммируем инвестиции и эксплуатационные затраты в каждый год.
  4. Результат – это в данной задаче экономия на штрафах за загрязнение. Штрафы составляют 50 млн. руб. в год – эту сумму предприятие будет экономить ежегодно, если установит очистные сооружения.
  5. Эффект – это разница между результатом и затратами, то есть из строки «результат» вычитаем строку «всего затрат».
  6. Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:

    α=1/(1+E)t

    ,где

    α – коэффициент дисконтирования;

    Е – норма дисконта;

    t – шаг расчета (в данном случае год). В первый год t=1, во второй год t=2 и т.д.

    Коэффициент дисконтирования используется для приведения будущих денежных потоков к текущему моменту времени.

  7. Дисконтированный эффект получаем путем умножения эффекта на коэффициент дисконтирования.
  8. Дисконтированный эффект нарастающим итогом – это накопленный за годы реализации проекта дисконтированный эффект. Определяется суммированием дисконтированного эффекта в текущий год и дисконтированных эффектов за все прошлые годы. В первый год показатели «дисконтированный эффект» и «дисконтированный эффект нарастающим итогом» равны, во второй год показатель «дисконтированный эффект нарастающим итогом» равен сумме значений показателя «дисконтированный эффект» за первый и второй годы и т.д.

Проект считается эффективным, если дисконтированный эффект нарастающим итогом в последний год реализации проекта имеет положительное значение (больше нуля). В рассматриваемом примере дисконтированный эффект нарастающим итогом в последний год реализации проекта равен 114 млн. руб., значит, проект эффективен. Предприятию выгодно установить очистные сооружения.

Ответ: установка очистных сооружений выгодна предприятию.

При реализации инвестиционного проекта предприятие должно учитывать экологические последствия этого проекта. Для этого проводится экологическая экспертиза проекта и составляется раздел «Охрана окружающей среды» в проектной документации. В этом разделе определяются негативные экологические последствия реализации проекта, и предлагаются меры по их предупреждению или ликвидации. Решение о целесообразности реализации проекта принимается с учетом как экологического, так и социального фактора.

Предприятие, нацеленное на сбережение природного капитала и снижение природоемкости своей продукции, может использовать в экологический аудит в качестве одного из инструментов экологизации своей деятельности. Экологический аудит – это анализ деятельности предприятия с целью определения степени соответствия его деятельности экологическим стандартам. Экологический аудит может быть обязательным и добровольным. Обязательный экологический аудит проводится по предписанию государственных органов или по требованию населения близлежащих районов. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе руководства предприятия. Экологический аудит может проводиться специальной организацией или одним сертифицированным специалистом. Цель экологического аудита – это оценка воздействия предприятия на природную среду. Процесс проведения экологического аудита включает в себя ряд проверок экологических показателей, организации производственного процесса и охраны окружающей среды на предприятии, экологической отчетности. Объектами проверки могут быть сырье, сточные воды, выбросы в атмосферу, отходы, технологические процессы. Проведение экологического аудита базируется на следующих принципах:

  1. Объективность. Аудитор должен быть полностью независим от руководства предприятия.
  2. Компетентность. Аудитор должен быть профессиональным экологом.
  3. Ответственность. Аудитор несет ответственность за достоверность результатов экологического аудита.
  4. Достоверность. Предприятие должно предоставить полную и достоверную информацию о своем воздействии на природную среду и о своей природоохранной деятельности.
  5. Комплексность. При проведении экологического аудита учитывается весь комплекс эколого-экономических взаимодействий, имеющих место на предприятии.
  6. Конфиденциальность. Аудитор не разглашает результаты проведения экологического аудита (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

Результатом экологического аудита является экологическое аудиторское заключение. Кроме того, аудитор дает рекомендации по повышению эффективности природоохранной деятельности предприятия с помощью инженерно-технических и организационных мер.

На предприятии, стремящемся к снижению природоемкости, должна быть сформулирована корпоративная экологическая политика. Корпоративная экологическая политика – это заявление высшего руководства предприятия о намерении сохранять природный капитал, беречь природную среду и минимизировать негативное воздействие предприятия на природу. Утверждая корпоративную экологическую политику, предприятие берет на себя обязательства по защите природной среды. Основные положения корпоративной экологической политики должны быть четко сформулированными и понятными всем заинтересованным лицам. Экологическая политика устанавливает цели и задачи предприятия в области охраны окружающей среды, например:

  1. Снижение природоемкости производства.
  2. Принятие и выполнение экологических обязательств предприятия.
  3. Мониторинг экологических и эколого-экономических показателей.
  4. Охрана здоровья работников предприятия.
  5. Поддержка научных исследований в области охраны окружающей среды.
  6. Формирование экологоориентированного мировоззрения у работников предприятия.
  7. Проведение регулярного экологического аудита на добровольной основе.

Экологическая политика является основой формирования плановых и целевых значений эколого-экономических показателей. Для достижения целевых значений эколого-экономических показателей разрабатывается система конкретных мероприятий, привлекаются ресурсы, создается система ответственности, утверждается внутренняя отчетность. Экологическая политика пересматривается и уточняется через определенные интервалы времени (обычно раз в несколько лет).

Для реализации корпоративной экологической политики необходимо внедрение на предприятии системы экологического менеджмента. Экологический менеджмент является частью общей системы управления предприятием. Система экологического менеджмента основана на реализации функций управления в сфере природоохранной деятельности. Перечислим эти функции:

  1. Анализ экологического статуса предприятия.
  2. Планирование природоохранной деятельности.
  3. Организация природоохранных мероприятий.
  4. Контроль выполнения природоохранных мероприятий.
  5. Постоянный мониторинг эколого-экономических показателей.

Структура экологического менеджмента включает в себя следующие элементы:

  1. Цели и задачи в области природоохранной деятельности, утвержденные в экологической политике предприятия.
  2. Персонал, занимающийся вопросами природоохранной деятельности.
  3. Документооборот в сфере природоохранной деятельности.
  4. Управление бизнес-процессами, включающими в себя эколого-экономические взаимодействия.
  5. Контроль за соблюдением экологического законодательства, стандартов и нормативов. Экологический мониторинг.

Внедрение системы экологического менеджмента позволяет снизить нагрузку на окружающую среду и вследствие этого принести предприятию ряд экономических выгод, связанных с формированием благоприятного имиджа предприятия, повышением конкурентоспособности продукции и инвестиционной привлекательности предприятия, укрепление позиций предприятия на международном рынке.

Для обеспечения эффективной работы системы экологического менеджмента на предприятии должен вестись экологический учет. Основная цель экологического учета – формирование полной, точной и достоверной информационной базы, касающейся экологических аспектов деятельности предприятия. Экологический учет должен быть элементом учетной политики предприятия. В экологическом учете должны находить отражение все затраты предприятия, связанные с природопользованием: стоимость природоохранных мероприятий и затраты на ликвидацию последствий загрязнения. Данные экологического учета и экологической отчетности являются первичными документами, на основе которых формируется информационно-статистическая база в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Природоохранное законодательство требует от предприятия ведения документации в сфере охраны окружающей среды. Документацию ведет штатный эколог или экологическая служба предприятия. Примерная структура необходимой документации :

  1. Организационные документы:
    • Приказы руководителя предприятия о создании на предприятии экологической службы, назначении ее руководителя.
    • Должностные инструкции штатных экологов и документы, подтверждающие их квалификацию.
    • Внутренние инструкции предприятия по экологической, пожарной, производственной безопасности.
    • Утвержденные планы природоохранных мероприятий и отчеты об их выполнении.
  2. Документы по результатам проверок контролирующих органов:
    • Журнал учета проверок.
    • Акты, предписания, протоколы, выданные по результатам проверок.
    • Приказы по предприятию, направленные на устранение нарушений.
    • Отчеты о принятых мерах по устранению нарушений.
  3. Документы по использованию водоемов:
    • Разрешения на использование водоема.
    • Учет объема водопотребления и сброса сточных вод.
    • Копии отчетов об использовании водного объекта, предоставленных контролирующим органам.
  4. Документы по охране атмосферного воздуха:
    • Разрешения на выбросы в атмосферу.
    • Документы по установкам для очистки выбросов в атмосферу (технические паспорта, должностные инструкции для персонала, обслуживающего установки и т. п.).
    • Нормативы предельно допустимого выброса для каждого источника.
    • Журналы учета различных показателей, связанных с загрязнением атмосферы (источников загрязнения, мероприятий по снижению загрязнения, использования автотранспортных средств и др.).
  5. Документы по обращению с отходами:
    • Перечень отходов, образующихся на предприятии, с указанием класса их опасности. Паспорта опасных отходов.
    • Приказы о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами, и документы, подтверждающие их квалификацию.
    • Договоры с предприятиями, производящими утилизацию отходов.
    • Документы по транспортным средствам, осуществляющим транспортировку отходов, и оборудованию по переработке отходов.
    • Планы мероприятий по снижению образования отходов.
  6. Документы государственной статистической отчетности (формы 2-ТП «водхоз», «воздух», «отходы»).
  7. Документы по платежам за загрязнение (расчеты платежей, копии квитанций с отметкой банка).
  8. Документы по обеспечению экологической безопасности:
    • Журнал учета метеорологических предупреждений.
    • План мероприятий по предупреждению аварий.
    • План мероприятий по ликвидации последствий аварии.

Если предприятие заинтересовано в снижении своей природоемкости, то охрана природы должна стать частью его корпоративной культуры. Сбережение природного капитала должно быть официально задекларированной целью, известной каждому сотруднику предприятия. Средством для достижения этого может стать, например, обеспечение сотрудников канцелярскими принадлежностями с изображениями, символизирующими бережное отношение предприятия к природе. Необходимо проведение как теоретических мероприятий по экологическому просвещению (семинаров, встреч, конференций), так и практических (например, озеленение территории, посадка деревьев). Следует отметить, что для достижения положительного результата эти мероприятия должны проводиться в рабочее время, а не за счет выходных дней сотрудников. Если корпоративные мероприятия по формированию экологоориентированного мировоззрения проводятся с нарушением прав сотрудников, результат будет прямо противоположным.

Ключевые термины:природоохранная деятельность.

Краткие итоги:

  1. Восстановление природного капитала осуществляется путем природоохранной деятельности.
  2. Природоохранная деятельность на макроуровне включает в себя структурную перестройку экономики, государственное регулирование цен на природные ресурсы, изменение экспортной политики.
  3. Природоохранная деятельность на микроуровне имеет два направления: техническое и организационное.
  4. Техническое направление природоохранной деятельности включает в себя установку очистных сооружений, утилизацию отходов, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и учет экологических последствий реализации инвестиционных проектов.
  5. Организационное направление природоохранной деятельности включает в себя утверждение экологической политики предприятия, внедрение систем экологического менеджмента и экологического учета, проведение экологического аудита, ведение документации в сфере охраны окружающей среды, внедрение экологических ценностей в корпоративную культуру.

Экологическая муниципальная политика.

В настоящее время основы экологической политики России закреплены в Конституции РФ 1993 года, Федеральных законах «Об охране окружающей среды» 2002 года, «Об экологической экспертизе» 1995 года, Указах Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» 1994 года, Экологической доктрине РФ.

Конституция РФ 1993 года закрепила право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическим правонарушением. Правовое регулирование природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обозначено как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» 2002 года были определены основные принципы охраны окружающей среды. Среди них названы следующие:

• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека;

• ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

• обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

• сохранение биологического разнообразия;

• запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды;

• соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

• организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

• участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

• международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Экологическая политика в России осуществляется на законодательном, исполнительном и судебном уровнях, а реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственного управления.

Законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды осуществляют Совет Федерации и Государственная дума. В Совете Федерации за охрану окружающей среды отвечает Комитет РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. В состав Государственной думы входят Комитет по экологии и Комитет по природным ресурсам.

Исполнительная ветвь власти в области охраны окружающей природной среды представлена Министерством природных ресурсов РФ, ответственным за осуществление государственной политики в области охраны окружающей

среды; Министерством здравоохранения РФ, в состав которого входит ведомство, занимающееся санитарно-эпидемиологическим надзором; Гидрометеорологическая служба РФ, осуществляющая мониторинг состояния окружающей среды; Минатом РФ, занимающийся атомным надзором и устанавливающий порядок обращения с радиоактивными и опасными отходами; Министерство внутренних дел, в том числе занимающееся борьбой с экологическими правонарушениями; Федеральное агентство по образованию, реализующее государственный проект экологизации образования; Министерст-во сельского хозяйства, Министерство рыбного хозяйства.

Данные органы государственной власти РФ занимаются координацией и реализацией мероприятий по охране окружающей среды; устанавливают порядок осуществления государственного мониторинга окружающей среды, подготавливают и распространяют ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей среды; проводят государственную экологическую экспертизу.

Задачами государственного управления и контроля в области природопользования занимаются государственные органы общей и специальной компетенции (см. рис. 1.3). К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы.

Рис. 1.3.Структура государственного управления природоохранной деятельностью в России.

Государственные органы специальной компетенции выполняют
только природоохранные функции; в свою очередь, они подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Система государственного управления охраной ОС в Российской Федерации включает в себя три уровня:

— федеральный. Государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны ОС – Минприроды Российской Федерациии другие федеральные органы исполнительной власти.

— отраслевой. Управление охраной окружающей среды в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ;

— уровень субъекта Российской Федерации. Государственное управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

В настоящее время основные функции государственного регулирования природопользования в РФ осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.В его структуру входят: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство по недропользованию.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользованию. Подведомственная ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) «является уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды».

Однако существует ряд полномочий в природоохранной и природоресурсной сфере, которые до сих пор не определены и не поделены с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), руководство которой осуществляет Правительство РФ.

За экологические правонарушения устанавливается гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. В целом, нормативно-правовая база экологической политики РФ не уступает общемировым стандартам, хотя и ей присущи серьезные недостатки. Так, остались несколько важных областей, не охваченных необходимыми законодательными актами, в том числе о разграничении прав собственности на природные ресурсы, о статусе зон экологического неблагополучия; об экологической безопасности; об охоте и охотничьем хозяйстве; о рыболовстве и охране водных биоресурсов; об экологических фондах и другие.

Экологическая оценка включает в себя экологическую экспертизу и оценку воздействия на окружающую природную среду (ОВОС).

Основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды определены законом РФ «Об охране окружающей среды». К ним относятся:

• определение основных направлений охраны окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации, учитывающих географические, природные, социально-экономические и иные особенности субъекта Российской Федерации;

• реализация федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях субъектов РФ;

• разработка, совершенствование и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

• разработка и утверждение нормативных и иных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих требования соответствующих федеральных нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

• организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации государственного мониторинга окружающей среды;

• организация и проведение экологического страхования на территориях субъектов Российской Федерации;

• формирование и использование средств целевых бюджетных экологических фондов субъектов Российской Федерации;

• организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территориях субъектов Российской Федерации;

• обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации и т. д. (см. ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среды». – 2002).

Существующая система управления природоохранной деятельнос­тью представлена многочисленными органами управления, которые дифференци­руются не только по признаку принадлежности, но и по уровню иерархии управления на региональные, областные, районные и муниципальные; осуще­ствляют, в основном, покомпонентное управле­ние природоохранной деятель­ностью и контроль использования какого-либо вида природного ресурса.

В числе главных причин, способствующих «антиэкологическому» раз­витию, можно выделить:

• действовавший длительное время «затратный» хозяйственный меха­низм, реально не стимулировавший ресурсосбережение, предусматривавший использование природных ресурсов практически на безвозмездной основе и финансирование природоохранной дея­тельности по остаточному принципу;

• монопольное положение ресурсоэксплуатирующих ведомств и производ­ства (в ос­нове хозяйственной практики последних десятилетий, по сути дела, был экологический во­люнтаризм, обусловленный консервативной и технократической позицией большинства руководящих кадров в бюрократиче­ской системе власти);

• несовершенное правовое регулирование (экологическое законодатель­ство до сих пор построено преимущественно по предметному признаку, отли­чается рыхлостью и дек­ларативностью, не использует такие категории, как «персонифицируемая экологическая ответственность», «экологическое престу­пление»; слабо задействован механизм надзора за соблюдением экологического законодательства);

• неразвитость экологического сознания и, как следствие, эколого-эко­номического мышления и поведения.

В успешной реализации экологического регулирования на муни­ципаль­ном уровне, ведущую роль играет формирование хозяйственно­го механизма рационального природопользования в единстве его ад­министративно-правовой и экономической составляющих. Очевидно, что такой механизм выступает со­ставным звеном механизма хозяйст­вования и призван обеспечить увязку инте­ресов различных природопользователей, а также интеграцию основного и при­родоохранного видов деятельности, расположенных в границах муниципаль­ного об­разования предприятий и организаций.

Здесь можно предложить следующий методологический подход к вы­бору эколого-хозяйственных приоритетов в муниципальных образо­ваниях. Для решения данной задачи представляется целесообразным использовать алго­ритм, направленный на принятие адекватных действи­тельности управленче­ских решений:

• выявление (инвентаризация) проблемных эколого-хозяйственных ситуа­ций;

• соотнесение проблемных эколого-хозяйственных ситуаций с ком­петен­цией местных органов управления;

• выработка принципов выбора и ранжирования эколого-хозяйст­венных приоритетов по степени актуальности;

• выявление ресурсных возможностей для решения конкретных эко­лого-хозяйственных проблем.