Экологическое воспитание населения

  • Авторы
  • Файлы

Андреев М.Д.4 KB

Сейчас много говорят о глобальных проблемах человечества, о разуме, о цивилизациях. Однако чтобы действительно что-то понять, нужно спуститься с выдуманных высот на родную землю и посмотреть, во что превратило ее живое существо, называемое человеком. Посмотреть и понять, можно ли еще что-то сделать и как.

В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов, вызванный резким ухудшением состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы. При этом стоит обратить внимание на то, что, несмотря на идейные противоречия, научное сообщество и мировая общественность сейчас единодушны в признании взаимозависимости Человека и Природы. Эти взаимоотношения в системе «Человек — Природа» основаны на двух противоречивых тенденциях. С одной стороны, Человек ослабляет свою зависимость от стихийных сил Природы, как бы создавая «вторую природу». С другой стороны, в сферу человеческой деятельности вовлекается все больше природных веществ и явлений, имеющих значение для него самого. Таким образом, человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром природы .

Осознать эти связи, на уровне сознания, и призвано экологическое воспитание и просвещение. Изменения в сознании людей, как известно, прежде всего, зависят от усилий в области воспитания и просвещения.

Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) — это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое просвещение и воспитание — важнейшая из основ процесса гармонизации взаимодействия общества и природой.

Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.

«Надо возделывать наш сад» сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека. Экологическое просвещение, прежде всего, должно быть направлено на:

— наглядное отражение основных этапов эволюции Земли;

— отражение современных особенностей биологической эволюции, а также взаимодействия человека и природной среды;

— изучение уникальности экосистем земного шара;

— общечеловеческие, научные и эстетические ценности природных объектов.

Как известно, прогресс любой науки сопровождается ростом объема публикуемой научной ин формации. Сегодня издаются разнообразные эко логические научные отчеты, материалы, экологические бюллетени, обзоры, рефераты, справочники, пособия и учебники экологической направленности. Чтобы справиться с возрастающим потоком информации, позволяющей быть в курсе послед них достижений экологической науки, необходимо обладать широким кругозором. Дело в том, что каждый день в мире принимаются решения, влияющие на жизнь миллионов людей, но при этом совершенно не учитываются научные экологические факты в силу того, что ими не располагают ни те, кто принимает решения (в той форме, в какой эти факты могут быть применимы на практике). Ни те, кого они непосредственно касаются (в той форме, в какой они могут их понять). Сей час в «компьютерный век» оказалось, что для ознакомления со всей суммой знаний, накопленных человечеством по той или иной конкретной проблеме, достаточно нажать всего на несколько клавиш компьютера. Отпала необходимость тратить часы, месяцы или годы на кропотливое изучение гор печатной продукции. Но вот здесь — то и кро­ется некая ошибка. Не возможно получить «компьютерные» знания об эмоционально- ценностном отношении к миру и деятельности, не затронув внутреннюю сущность происходящего. Усвоение опыта творческой деятельности обеспечивается развитием социальной культуры общества. А опыт — это чувственно-эмпирическое познание действительности, основанное на практической деятельности. Деятельность — специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру. Содержание деятельности, как таковой, составляет целесообразные изменения и пре образования, которые происходят в окружающей среде. Опыт эмоционально — ценностного отношения к миру и природе, к деятельности — очень сложный и многоплановый компонент содержания просвещения. Он определяет избирательное отношение к окружающему миру, стимулирует его активность, способствует более эффективному усвоению разнообразных компонентов. Эти компоненты содержания выражаются как проявление эмоционально-деятельных отношений. Из разных видов эмоций в процессе экологического просвещения наиболее важны познавательные, эстетические и социальные. Эмоционально- ценностное отношение миру, к природе представляет собой совокупность таких ценностей: как социальная активность, доброжелательность, стремление со хранить природу и умение видеть её красоту, принятие общечеловеческих нравственных гумани­стических норм в общение с Природой. Важно и то, что экологическое просвещение проявляется во всех видах производственной деятельности, обеспечивая сохранение и улучшение окружаю щей природной среды .

На современном этапе развития экологического просвещения, изучение экологических проблем следует строить с позиции гуманизации. Гу манизация выражается через идеи формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, имеющего установку на приоритетность задач сохранения жизни на Земле, спасения человечества от экологических катастроф. Экологизация просвещения заключается не столько в расширении экологической информации, сколько в формировании экологического мышления и как следствие принятия экологического императива.

Экологический императив — это совокупности запретов, нарушение которых приведет к ухудшению и даже разрушению благоприятных для жизни свойств окружающей среды. Идеи экологического императива должны занять ведущее место в экологическом просвещении. Обычно их

(запреты) рассматривают в контексте глобальных экологических проблем. Но при этом в сознании они носят абстрактный, обобщенный характер. Осознание экологического императива должно определять нормы поведения каждого, служить основой формирования его экологической нравственности в период экологического кризиса .

Экологический кризис, в состоянии которого находится сейчас наша планета, является следствием не только роста населения, но и кризисом сознания. Человечество на долгом пути своего развития не только не достигло счастья, но и потеряло возможность жить ладу с природой и с самим собой. Если большая часть времени ХХ в. прошла под флагом эйфории от технологических успехов, то теперь человек понял, что он дитя природы, а не ее хозяин и властелин; сама возможность жизни человека на планете обеспечивается сложившейся в биосфере за тысячелетия скоординированной жизнедеятельностью всех биологических видов. В настоящий момент, для преодоления экологического кризиса и успешного практического решения возникших эко логических проблем необходим переход к новой доктрине экологизации всего образовательного процесса на любом уровне, т. е. к экологически ориентированной цивилизации. А для этого нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе. Экологическое просвещение должно стать неотъемлемой приоритетной частью подготовки любого специалиста в области управления, экономики, техники, медицины, естественных и гуманитарных наук . В практическом плане важно рекомендовать ряд шагов к » сохранению» или восстановлению» окружающей среды и, прежде всего:

— больше внимания уделять разработке методов рационального использования, охраны и воспроизводства экологических ресурсов, которые деградировали под влиянием человека;

— расширять изучение вопросов изменения взаимосвязей экономических процессов и экологических систем;

— активнее применять современные сложные методы оценки факторов риска для обеспечения необходимой информацией руководящих работни ков, занимающихся вопросами капиталовложений и использования ресурсов;

— создать экспертные системы, способные обеспечить должностным лицам оперативный доступ к специальной информации, базирующийся на огромном объеме уже накопленных данных экологических исследований и т. д. .

В заключение, уместно привести слова Председателя Центра экологической политики России, члена-корреспондента Российской академии наук А.В. Яблокова, сказавшего что:

«Настоящая гражданская экологическая позиция не может не начинаться с получения экологических знаний, формирования глобального миро ощущения, связывающего планетарные проблемы с местными проблемами, позволяющего понять место человека в окружающей их среде. Естественнонаучный подход просто необходим для людей всех специальностей и профессий, направлений и возрастов» . Здесь также следует вспомнить один из афоризмов, обязанный своим появлением эпохи научно-технической революции, который утверждает, что в выигрыше может оказаться не та страна, где сделано открытие, а та, что его применила первой. Условно, это можно отнести и к экологическому воспитанию и просвещению сегодняшней России. В соответствии с современной экологической доктриной РФ экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны. И именно экологическое воспитание и просвещение, должно помочь всем молодым людям, а завтрашним специалистам осознать глобальное значение экологических проблем и активнее внедрять в жизнь по лученные экологические знания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимова Т. А., Хаскин В.В. Экология — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Бернд фон Дрост Устойчивое развитие // Курьер ЮНЕСКО» ноябрь 1987 — С. 4-7.

3. Боголюбов С. А. Экология. — М.: Знание, 1997.

4. Макар С.В. Основы экономики природопользования. — М.: 1998.

5. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование — М.: Дрофа, 2003.

6. Степановских А.С.Охрана окружающей среды — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Библиографическая ссылка

Андреев М.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 7. – С. 76-78;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2174 (дата обращения: 10.06.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Экологическое просвещение населения как важная составляющая экологической политики Югры

Экологическое просвещение населения

как важная составляющая экологической политики Югры

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа (Природнадзор Югры). Исп.: Круглова Лариса Витальевна (начальник отдела формирования экологической культуры), тел.:(3467)315-491

Экологическая политика Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направлена на сохранение окружающей среды, улучшение экологической безопасности и устойчивое развитие региона.

Надежным гарантом устойчивого развития общества является высокий уровень экологической культуры населения, который обеспечивается за счет целенаправленного процесса обучения, воспитания и развития личности и включает не только приобретение знаний, умений и навыков, но и достижения нового уровня взаимоотношения человека с природой.

Формирование экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется через систему непрерывного экологического образования и просвещения, экологическую пропаганду и включает учреждения образования, спорта, культуры, средства массовой информации, общественные организации и объединения, особо охраняемые природные территории, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Для координации их деятельности в Югре еще в 2002 году создана Межведомственная комиссия по экологическому образованию и просвещению населения автономного округа, определены основные направления деятельности комиссии:

— Обеспечение реализации программных мероприятий в области общего и профессионального образования, экологического просвещения в автономном округе;

— Организация методической помощи образовательным организациям и общественным объединениям в области экологического образования в автономном округе;

— Развитие системы информационного обеспечения экологического образования и распространения экологических знаний среди населения с целью формирования экологически мотивированных культурных навыков;

— Поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

— Осуществление международного и межрегионального сотрудничества в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры.

— Формирование системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности педагогов, специалистов, руководителей.

На рассмотрения заседаний комиссии выносятся актуальные вопросы в сфере экообразования и просвещения. Ежегодно утверждается план деятельности Комиссии и план мероприятий в рамках межведомственного взаимодействия, который формируется по предложениям членов Комиссии: Всероссийская конференция молодых ученых, Межрегиональный педагогический форум, Студенческая научная конференция им. Г.И. Назина, сетевая имитационно-ролевая игра «Глобальный вопрос», семинары для педагогов и руководителей экологических объединений автономного округа, выставки, экскурсии, а также конкурсы (региональные этапы Всероссийских конкурсов для детей, подростков, молодежи; окружные конкурсы для муниципальных образований автономного округа, общедоступных библиотек, средств массовой информации автономного округа, фотоконкурсы).

С целью вовлечения детей, подростков и молодежи в научную, исследовательскую, проектную, творческую, природоохранную социально-значимую деятельность и развития экологического движения в автономном округе были созданы и продолжают свою деятельность 5 окружных площадок на базе общественных объединений-лидеров экологического движения, по организации и проведению окружных, региональных этапов российских и международных конкурсов:

· Международный экологический конкурс-выставка детского творчества «Красная книга глазами детей» — музей «Отражение», гп. Талинка, Октябрьский район;

· Российский национальный конкурс водных проектов старшеклассников — экологическое объединение «Росток», Центр детского творчества, г. Нижневартовск;

· Региональный этап Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» — Детское общественное экологическое объединение «Союз охраны окружающей среды», д. Сайгатина, Сургуктский район;

· Окружной конкурс «Эколог Югры» — образовательное учреждение «Логос» г. Нижневартовск;

· Региональный этап Всероссийского конкурса школьных проектов по энергоэффективности «Энергия и среда обитания» — Региональное молодежное общественное экологическое движение «Третья планета от Солнца» (г. Покачи);

Самым многочисленным по результатам (4534 участника из 66 субъектов РФ и 6 стран СНГ, лауреатов 767 человек) является конкурс «Красная книга глазами детей», который проводится под эгидой ЮНЕСКО и международной организации северных регионов «Северный форум».

Проекты участников, представленные на всероссийские этапы конкурсов, получают высокую оценку экспертов. Так, по итогам Всероссийского молодежного конкурса по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО», в котором принимали участие победители окружного конкурса социально-значимых экологических проектов автономного округа — представители детских экологических объединений Югры (г. Лангепас, г. Советский и п. Высокий, г. Мегион), получили 2 диплома первой степени и Орден за Победу из 87 проектов, представленных от 38 субъектов РФ. Призовые места югорские школьники — победители окружных конкурсов получили и на национальном конкурсе водных проектов старшеклассников (специальный приз), на всероссийском конкурсе школьных проектов по энергоэкологии и изменению климата «Энергия-среда обитания» (специальный приз).

По итогам X Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» 2014-2015 г. (поступило 620 проектов из 54 субъектов Российской Федерации и 3 стран СНГ) представители автономного округа получили 43 награды: дипломы «Хранители Земли» 7-й (высшей) ступени — 5 проектов; дипломы «Хранители Земли» 6-й ступени и 5-й ступени — 24 проекта; 14 педагогов – руководителей лучших проектов также награждены дипломом «Хранители Земли» высших ступеней.

Общее количество экологических конкурсов, проведенных в Югре- 21, количество участников-5800, победителей-1158 человек.

Активными участниками всех программных мероприятий являются дети, подростки и молодежь, в том числе ребята из более 144 школьных лесничеств и общественных экологических организаций, объединений, кружков и клубов автономного округа. Для координации деятельности детских экологических организаций продолжает свою деятельность Центр развития экологического движения Югры на базе Регионального молодежного общественного экологического движения «Третья планета от солнца» — клуба ЮНЕСКО. Представители молодежных организаций Югры являются активными участниками Международного молодежного экологического форума «Одна планета — одно будущее!», слета школьных лесничеств, имитационно-ролевой игре «Глобальный вопрос», окружных акций, марафонов, выставок.

Руководители детских и молодежных экологических организаций, педагоги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, специалисты учреждений природоохранного значения из 11 муниципалитетов стали участниками семинара «Проектный подход в деятельности экологических объединений Югры», который прошел с целью оказания содействия в развитии проектного подхода в деятельности экологических объединений, способствующего решению локальных и региональных экологических проблем. Модераторами семинара выступили специалисты органов исполнительной и законодательной власти Югры и Авдонина А.М., заведующая лабораторией устойчивого развития Владимирского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (по рекомендации Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО). 22 участника по итогам семинара получили удостоверения и комплекты методической литературы экологической направленности от Природнадзора Югры. Педагоги активно участвуют в конкурсе на звание «Эколог Югры», победители получают награды на тожественной церемонии закрытия Международной экологической акции «Спасти и сохранить». Лучшие педагоги по результатам экологической деятельности награждены Почетными дипломами Совета Ассоциации «Росэкопресс» и Правления Российского экологического союза в номинации «За развитие экологического образования в РФ» (Мамонова Т.П., п. Пойковский; Стыцюк О.П., п. Талинка; Верменко Г.Е., г. Лангепас; Кельбас Р.В., г. Нижневартовск).

Для подготовки и повышения квалификации в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в автономном округе сформирована система проведения курсов, обучающих семинаров и круглых столов для педагогов, специалистов в сфере охраны окружающей среды, студентов, руководителей детских и молодежных экологических объединений автономного округа. Повысить свою квалификацию смогли более 250 человек из всех муниципальных образований автономного округа.

Особую роль в экологическом просвещении населения автономного округа играют особо охраняемые природные территории (ООПТ), которые становятся не только центрами распространения экологических знаний, но и являются методическими, организационными центрами развития экологической культуры населения. За последние годы эколого-просветительская работа приобрела целенаправленный и масштабный характер. Участники учатся видеть экологические проблемы, перспективы их решения и участвуют в природоохранной деятельности. Ежегодно жители муниципальных образований являются участниками международной акции «Марш парков», которая проводится на территориях ООПТ для привлечения внимания властей, средств массовой информации, бизнеса и всего общества к проблемам особо охраняемых природных территорий, оказание им реальной практической помощи, пробуждение в сознании соотечественников чувства гордости за наше природное и культурное достояние. В эти дни школьники, студенты, представители общественных экологических организаций и школьных лесничеств, сотрудники ООПТ выступают организаторами субботников, экологических праздников, молодежных флешмобов выставок, круглых столов, встреч с работниками природных парков и заказников и других мероприятий экологической направленности.

Библиотеки как центры экологического просвещения, располагая информационными возможностями, играют важную роль в формировании экологической культуры населения автономного округа.Все мероприятия, проводимые в библиотеках, строятся на интересном материале с привлечением художественных средств: поэзии, музыки, изобразительного искусства.Большинство библиотек представляют свою деятельность эколого-просветительской деятельности на окружном конкурсе общедоступных библиотек по экологическому просвещению населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В 2015 году впервые смотр-конкурс проводился среди общедоступных библиотек автономного округа, работающих с сельским населением (входящих в состав централизованных библиотечных систем). Проведено 14 смотр-конкурсов, постоянными участниками которых являются более 20 библиотек автономного округа, получая достойную оценку экспертов.

Огромную роль в экологическом просвещении населения играет информационное обеспечение населения через все средства массовой иформации о состоянии окружающей среды, результатах реализации экологической политики в области экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в автономном округе, итогах проведения эколого-просветительских и природоохранных мероприятий. Материалы размещалась на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти (www.prirodnadzor.admhmao.ru, www.ugrales.ru, www.dzhmao.ru, www.cmphmao.ru), на сайте общественных экологических объединений Югры (www.югра-эко.рф); в печатных СМИ: журналах («Югра», молодежный журнал «Регион здоровья», «Образование Югории», «Экологическое образование»), газетах («Новости Югры», «Лесные вести», «Лесные вести. Регион Югра», «АиФ Югра», «Здравоохранение Югры»); в электронных изданиях («Природно-ресурсные ведомости», «Зеленый мир»), а так же в теле и радио — выпусках и программах («Эковзгляд», «С 7 до 9», детские и молодежные программы в муниципальных образованиях).

С целью формирования экологической культуры населения, в Югре уже 13 лет успешно реализуется эколого-просветительский проект «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить». Эколого-просветительская и природоохранная деятельность осуществлялась на территории всех муниципальных образований автономного округа, в рамках межмуниципального, окружного, межрегионального и международного сотрудничества.

Проведено мероприятий:

— природоохранных — 2 213 (28% от общего количества);

— эколого-просветительских — 5 755 (72% от общего количества).

Общее количество участников программных мероприятий Акции более 500 тыс. человек — представителей всех муниципалитетов автономного округа, субъектов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Количество эколого-просветительских мероприятий в Югре увеличилось до 72%, что объясняется большим включением детей, подростков и молодежи в мероприятия, организованные Департаментами культуры и образования и молодежной политики и муниципальными органами в сфере образования:

— единые уроки и внеклассные мероприятия по теме «Вода для жизни(100тыс.),

— экологический марафон «Моя Югра-моя планета» (90 тыс);

-киноакция «Зеленое кино» (свыше 4000 тыс),

— окружной фестиваль «Музейная арт-маевка» (около 1 тыс.)

— традиционный праздник кондинских манси «Праздник трясогузки» (свыше 320 чел),

-окружные конкурсы, проведенные в рамках межведомственного взаимодействия (около 5 тыс.)

Школьники были активны и в природоохранных мероприятиях, таких как Марш парков (29 тыс.), Экологический трудовой десант школьников (более 30 тыс).Ребята вместе со взрослыми приняли участие в акциях и субботниках: «Чистый лес», «Весенние дни древонасаждений», «Аллея выпускников», «Мой чистый дом -Югра» (около 60тыс ).

Акция в МО

На территориях Югры в мероприятиях Акции приняли участие органы местного самоуправления, организации и учреждения культуры, спорта, образования, общественные организации, лесничества, в том числе и школьные, особо охраняемые природные территории, СМИ, территориальные управления и отделы Природнадзора Югры. Представители муниципалитетов стали победителями конкурсов экологической направленности:

— средств массовой информации «Экологическое Эхо Югры», (г. Покачи, г. Нижневартовск)

— на звание «Эколог Югры — 2015» (г. Ханты-Мансийск. Октябрьский р-н, г. Нижневартовск г. Сургут Нефтеюганский р-н, пгт. Пойковский),

— на звание «Лучшее муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды» (г.Урай, Сургутский район).

По вовлечению населения в программные мероприятия Акции и ее результатам лидерами среди муниципалитетов стали:

— среди городов:

Нижневартовск, Мегион, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Югорск, Лангепас

— среди районов:

Сургутский, Нефтеюганский , Ханты-Мансийский и Советский районы.

По количеству проведенных мероприятий в период Акции лучшими признаны г.г. Сургут, Нефтеюганск, Мегион, Сургутский и Ханты-Мансийский районы.

Активностью и результатам в уборке, благоустройстве и озеленению территорий отличились города: Сургут, Мегион, Покачи, Нижневартовск, Сургутский, Ханты-Мансийский, Советский районы.

Организаторы Сургута, Нефтеюганска, Мегиона, Сургутского и Ханты-Мансийского районов использовали в работе по экологическому воспитанию и просвещению новые, нетрадиционные, самые разные формы проведения мероприятий.

В муниципальные образования автономного округа для образовательных организаций, детских и молодежных экологических объединений, школьных лесничеств, особо охраняемых природных территорий и других учреждений культуры, спорта, здравоохранения в течение года предоставлялась методическая литература экологической направленности, сборники по итогам проведения международных и всероссийских мероприятий, экологических конкурсов; направлялись журналы «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы», где был представлен опыт работы в сфере экологического образования и просвещения в Югре.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проводится большая работа всеми участниками межведомственного взаимодействия, которая направлена на развитие мышления человека, ориентированного на будущее, экологическую грамотность и просвещение населения.

-Экологическое просвещение

Смотреть что такое «-Экологическое просвещение» в других словарях:

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… … Философская энциклопедия

  • Просвещение (распространение знаний) — У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение. Просвещение передача знаний, распространение знаний и культуры . Так же под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в… … Википедия

  • Просвещение (эпоха) — Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в Англии,… … Большая советская энциклопедия

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение) — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 17 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума (см. РАЗУМ) и науки (см. НАУКА (сфера деятельности)) в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество,… … Энциклопедический словарь

  • Просвещение (старое издательство) — Просвещение … Википедия

  • Просвещение (телевизионный канал) — Просвещение Страна Россия Зона вещания … Википедия

  • Просвещение — 1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный … Литературная энциклопедия

  • просвещение — См … Словарь синонимов

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… … Толковый словарь Ушакова

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ, ФРАНЦУЗСКОЕ — (Enlightenment, French) Так называется французский вариант наиболее важного идейного течения XVIII в. (Другие варианты характерны в основном для Англии, Шотландии и Соединенных Штатов.) Были также отдельные признанные последователи этого течения… … Политология. Словарь.

  • Просвещение (журнал) — «Просвещение», большевистский легальный ежемесячный общественно политический и литературный журнал; издавался в Петербурге с декабря 1911 по июнь 1914. Вышло 27 номеров. Тираж отдельных номеров до 5 тыс. экз. Создан по инициативе В. И. Ленина… … Большая советская энциклопедия