Экономический спор

Тема: Экономические споры

Экономические споры — это неурегулированные разногласия между субъектами экономических (хозяйственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

Выделяют следующие виды экономических споров:

1) договорные, т.е. споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора. Эта самая большая группа экономических споров – ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений возникает именно из договоров;

2) преддоговорные, т.е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как одним из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;

3) внедоговорные, т.е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т.п.

Подведомственность – это предметная компетенция юрисдикционных органов, т.е. круг дел, которые они уполномочены рассматривать и разрешать.

В отличие от подведомственности, подсудность – это компетенция судов того или иного уровня одной судебной системы, (например, системы арбитражных судов или судов общей юрисдикции) или конкретного суда этой системы.

Пример. Экономические споры между юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Это означает, что такие споры могут рассматриваться и разрешаться только арбитражными судами (а не другими органами, например судами общей юрисдикции). Но в какой именно арбитражный суд и какого уровня необходимо обратиться спорящей стороне за защитой своего права: ВАС РФ, в областной арбитражный суд, и если в областной, то по месту своего нахождения или по месту нахождения ответчика? Ответ на эти вопросы дают нормы о подсудности дел арбитражным судам.

Общее правило территориальной подсудности дел, как арбитражным судам, так и судам общей юрисдикции таково: иск предъявляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Из этого правила существует ряд исключений, когда территориальная подсудность определяется по выбору истца (например, если ответчиков несколько и они проживают на территории различных субъектов РФ), сторонами в договоре (договорная подсудность) или императивно законом (исключительная подсудность). Исключительная подсудность установлена, например, для споров о правах на недвижимое имущество: такие споры рассматриваются судом по месту нахождения такого имущества.

Экономический характер спора

Экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон – спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности, что соответствует ст. 2 АПК. На такое понимание данного вопроса ориентирует и п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 12/12 от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», в котором подчеркивается необходимость исходить из существа взаимоотношений спорящих сторон. В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

Поэтому первые два критерия подведомственности употребляются в системе с третьим – субъектный состав сторон и третьих лиц, участвующих в деле, что позволяет более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие:

Во-первых, юридические лица, т.е. организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 49 ГК). Правосубъектность юридического лица возникает с момента государственной регистрации, поскольку оно считается созданным с момента такой регистрации. Поэтому, для того чтобы убедиться в наличии правосубъектности юридического лица, необходимо проверить его учредительные документы.


Следует иметь в виду, что не все споры между организациями подведомственны арбитражному суду. Например, спор некоммерческой организации с государственным органом об отказе в регистрации изменений в ее учредительных документах не является экономическим по своему характеру и, следовательно, подведомствен суду общей юрисдикции. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции. Вместе с тем согласно ст. 23 указанного Закона религиозные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, в связи с чем возникающие при этом экономические споры с другими организациями подведомственны арбитражному суду.

Во-вторых, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 23 ГК граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для подведомственности экономического спора арбитражному суду необходимо, чтобы спор возник между гражданами-предпринимателями либо между организацией и гражданином-предпринимателем. Правило о подведомственности спора арбитражному суду сохраняется до тех пор, пока гражданин не утратит статус индивидуального предпринимателя.

Ряд положений о подведомственности споров с участием граждан-предпринимателей разъяснен в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Здесь подчеркнуто, что споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. В таком же порядке рассматриваются споры с участием глав крестьянского (фермерского) хозяйства. При разрешении указанных споров арбитражным судам следует руководствоваться нормами АПК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иного правового акта или существа правоотношений (п. 3 ст. 23 ГК).

Учитывая, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, не приобретает в связи с занятием этой деятельностью правового статуса предпринимателя, споры с участием таких лиц, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 25 ГПК подведомственны суду общей юрисдикции. При разрешении данных споров могут быть применены положения ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК). С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных обстоятельств.

В отдельных случаях некоторые виды хозяйственной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения или лицензии. Поэтому, как разъяснено в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», судам общей юрисдикции подведомственны споры об обжаловании отказа в выдаче разрешения, если за разрешением обращался гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, а арбитражным судам – если требование о выдаче разрешения заявлялось организацией либо гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Спор об отмене разрешения на хозяйственную деятельность, выданного организации или гражданину, имеющему статус индивидуального предпринимателя, подлежит разрешению в арбитражном суде. Если же гражданин, получивший разрешение на хозяйственную деятельность, еще не зарегистрирован как предприниматель, такой спор разрешается в суде общей юрисдикции.

Таким образом, важно анализировать все критерии подведомственности арбитражному суду споров с участием граждан-предпринимателей. Если такой гражданин является стороной договора как потребитель в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», то такой спор не носит экономического характера и подведомствен суду общей юрисдикции. В случае если между гражданином-предпринимателем и организацией заключен какой-либо гражданско-правовой договор, связанный с деятельностью гражданина как предпринимателя, например на оказание каких-либо услуг и выполнение работ для организации, то такой спор подведомствен арбитражному суду.

В ст. 22 АПК подведомственность дел арбитражному суду по критерию субъектного состава связывается с правовым положением сторон спора. Между тем возможны ситуации в арбитражном процессе, когда в качестве лиц, участвующих в деле, привлекаются соответчики – граждане, не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей, либо в арбитражный процесс вступают либо должны быть привлечены в качестве третьих лиц граждане, также не имеющие такого же статуса.

Например, в арбитражный процесс в связи с оспариванием решений акционерного общества, начатый по инициативе акционера – юридического лица, – может в качестве соистца вступить акционер – гражданин, который присоединяется к требованиям первоначального истца, либо в связи с тем, что решением по делу затрагиваются интересы акционеров – физических лиц, и одна из сторон настаивает на их привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований. В процессе рассмотрения иска юридического лица к органу печати о защите деловой репутации может возникнуть необходимость привлечь в качестве соответчика автора публикации – гражданина. Предусмотреть такие ситуации арбитражному суду в процессе возбуждения дела сложно, поэтому в подобных случаях в результате появления таких соистцов, соответчиков, а также третьих лиц, которые не относятся в соответствии со ст. 22 АПК (так как не являются юридическими лицами и не имеют статуса индивидуального предпринимателя) к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе, подведомственность изменяется и дело относится к ведению суда общей юрисдикции.

При разграничении подведомственности между судом общей юрисдикции и арбитражным судом следует исходить не только из буквального содержания ст. 22 АПК, но и иметь в виду невозможность участия в арбитражном процессе в качестве третьих лиц граждан как лиц участвующих в деле.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного СудаРФ от 28 октября 1997 г. № 4502/97 было прекращено производство по делу по спору между ТОО «ЛогоВАЗ Санкт-Петербург» и государственным предприятием данного обслуживания «Комарово» (ГПДО «Комарово») о понуждении исполнить в натуре обязательство, предусмотренное договором по передаче в аренду дачи. Из материалов дела следовало, что дача по другому договору была передана ГПДО «Комарово» в аренду гражданину П., который фактически проживает в спорном помещении постоянно. П. предъявил иск к Комитету по управлению городским имуществом об обязанности включить договор на выкуп арендуемого имущества. Поскольку спор, возникший между ТОО «JIoгоВАЗ Санкт-Петербург» и ГПДО «Koмapoво», затрагивает интересы упомянутого лица, которое к участию и деле не может быть привлечено в соответствии со ст. 22 АПК, то производство по делу на основании п. 1 ст. 85 АПК было прекращено.

Споры с участием нотариусов арбитражным судам не подведомственны, поскольку в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Если в арбитражном суде ставится вопрос об оспаривании действительности сделки в связи с нарушением правил нотариального производства, т.е. оспариваются действия нотариуса, такое дело подведомственно суду общей юрисдикции в порядке гл. 32 ГПК.

Каждый раз необходим анализ субъектного состава лиц, участвующих в деле, поскольку дела однотипного характера только по критерию правового статуса стороны и третьих лиц подведомственны различным судам. Например, в соответствии с п. 5 ст. 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционер, владеющий в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к членам совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно к управляющей организации или управляющему о возмещении убытков, причиненных обществу их виновными действиями. Подведомственность по указанным косвенным искам определяется сугубо по субъектному составу. Если ответчиком являются члены совета директоров и других органов общества, состоящих из физических лиц, то косвенный иск должен предъявляться в суд общей юрисдикции. Если истцом будет акционер – юридическое лицо, а ответчиком – управляющая компания, то дело будет рассматриваться арбитражным судом.

Кроме организаций и граждан-предпринимателей,в качестве субъектов экономических споров в соответствии со ст. 22 АПК могут выступать и другие организации и лица.

В-третьих, в случаях, установленных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В качестве примера участия в арбитражном процессе образования, не являющегося юридическим лицом, можно привести обжалование в арбитражном суде постановления комиссии но контролю за использованием и охраной земель Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству РФ.

Граждане вправе обратиться в арбитражный суд с иском на решение об отказе в государственной регистрации коммерческой организации, создаваемой гражданами. Кроме того, в соответствии со ст.6, 11 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» граждане имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств, если они признаются в соответствии с данным законом в качестве конкурсных кредиторов, т.е. кредиторов по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица – по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В-четвертых, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК).

В-пятых, государственные органы (например, Министерство государственных имуществ и его территориальные органы в субъектахРФ), органы местного самоуправления, прокуроры, когда им предоставлено право участвовать в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов.

В-шестых, иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность (ч. 6 ст. 22 АПК), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Помимо указанных критериев – характера спорного правоотношения, экономического содержания спора и субъектного состава, в процессуальном законодательстве используются и иные дополнительные критерии подведомственности – спорность или бесспорность права, наличие договора между сторонами спора, а также нормативный либо ненормативный характер правового акта.

1. Понятие и виды экономических споров.

Экономический спор – это разногласия между предпринимателями (предприятиями и частными предпринимателями), а также между ними и органами государственной власти, которые связаны с предпринимательством.

Виды экономических споров:

1. Преддоговорные споры – возникают во время заключения гражданских договоров (как правило, между предприятиями-монополистами) об условиях гражданского договора. (При условии, что есть письменная договорённость о том, что такие споры будут решаться в арбитражном суде)

2. Договорные споры – вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, а также о расторжении или изменении условий договора.

3. Спор о нарушениях права собственности (или законного владельца) – виндикационные и негаторные иски.

4. Споры, связанные с причинением убытков.

5. Споры с государственными органами – о признании недействительными актов государственных органов, касающихся предпринимательской деятельности организации (например, отказ в регистрации предприятия, споры с налоговыми и контрольными органами (пожарные, санитарные органы и т.д.).

6. Споры о деловой репутации, товарных знаках.

Существуют следующие варианты решения споров:

1) претензионное урегулирование;

2) решение споров в арбитражном суде.

2. Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров.

Претензия – это письменное требование о добровольном устранении нарушенных прав (этот порядок разрешения споров допустим только в случае, если спор вытекает из договора или этот спор связан с причинением вреда).

В претензию включается:

1. Наименование лица, направившего претензию.

2. Наименование лица, кому претензия адресована.

3. Изложение сути дела.

4. Сумма требований с расчётом.

5. Предупреждение о последующем обращении в арбитражный суд.

3. Рассмотрение экономических споров в арбитражном суде.

У Вас возник какой-либо спор с другим субъектом. Нужно определить прежде всего, какой суд будет его рассматривать. Для этого остановимся кратко на судебной системе в РФ:

Судебная система – это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Согласно Конституции РФ можно выделить:

Конституционный Суд РФ – он решает дела о соответствии Конституции других нормативно-правовых актов.

Верховный суд РФ, Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге, районные (городские) суды – иначе они называются судами общей юрисдикции – они решают уголовные, гражданские, административные дела.

Высший Арбитражный суд РФ и подчинённые ему суды – они решают экономические споры между предпринимателями

Основными законами, которые регламентирую решение экономических споров, являются Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК), закон РФ «Об арбитражных судах в РФ».

В систему арбитражных судов РФ входят:

Первое звено – федеральные арбитражные суды субъектов РФ (республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) – они рассматривают дела в первой инстанции и пересматривают дела по апелляции.

Второе звено – арбитражный апелляционный суд РФ (мы находимся на территории восемнадцатого арбитражного суда, который обслуживает Челябинскую, Оренбургскую, Курганскую область и республику Башкоротостан)

Третье звено – 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых является кассационной инстанцией по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ, мы находимся на территории Уральского округа, федеральный арбитражный суд Уральского округа находится в Екатеринбурге

Четвёртое звено – Высший Арбитражный суд – высший судебный орган по решению экономических споров, осуществляющих судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

Кроме судов, споры между гражданами может решать и другие государственные и муниципальные органы (администрация города, милиция и т.д.).

Как определить, куда именно обращться, в какой суд или орган власти? Для этого существует такое понятие, как подведомственность.

Подведомственность – это отнесения спора о чём-либо к компетенции какого-либо органа власти.

Существует и другое понятие – подсудность.

Подсудность – это полномочия того или иного суда на рассмотрения определённых споров, в настоящее время абсолютное большинство гражданских дел разрешается районными (городскими) судами, за исключением дел, подсудных судам субъектов федерации и Верховному суду РФ, оно рассматривается тем судом, на территории подсудности которого находится ответчик.

Лицами, участвующими в судебном разбирательстве, являются:

1. Судьи и судебные исполнители.

2. Лица, участвующие в деле, а именно:

— истец – то лицо (физическое или юридическое), которое обратилось в суд за защитой нарушенного права;

— ответчик – это лицо (физическое или юридическое), которое по заявлению истца является нарушителем его прав;

— третьи лица – лица, заинтересованные в исходе дела в процессе спора между истцом и ответчиком.

3. Участники процесса, содействующие нормальному прохождению правосудия (свидетели, эксперты и т.д.)

Арбитражный процесс – это порядок деятельности арбитражных судов по решению экономических споров.

Он делится на следующие стадии:

I стадия: производство в первой инстанции – это рассмотрение вновь поступившего дела, для этого заинтересованная сторона подаёт исковое заявление.

Она делится на этапы:

I этап – возбуждение производства по делу

Исковое заявление – это требование к арбитражному суду о защите нарушенного права.

Этот правовой документ состоит из двух элементов:

Предмет иска – конкретное требование истца к ответчику, по поводу которого арбитражный суд должен вынести решение.

Основание, которое делится на две составляющие:

Фактическое основание – описание конкретных жизненных обстоятельств, приведших к подаче иска (не выполнение договора или описание фактически полученных убытков от нанесения ущерба).

Юридическое основание – ссылка на конкретную норму права, которая нарушена ответчиком.

Понятие и виды хозяйственных споров

Субъекты хозяйствования в процессе осуществления хозяйственной деятельности должны руководствоваться обязательными для них положениями как закрепленными в нормативных правовых актах, так и содержащимися в заключенных ими гражданско-правовых договорах. В случаях, если фактическое поведение участников гражданского оборота не соответствует указанным положениям, а также, если у них имеются разногласия по вопросу о подобном соответствии, между данными лицами возникает хозяйственный (экономический)спор.

Таким образом, хозяйственные (экономические) споры- это споры субъектов хозяйственной деятельности по поводу реализации ими прав и исполнения ими обязанностей, имеющихся у них как у участников гражданского оборота.

Виды хозяйственных споров достаточно многочисленны. Хозяйственные споры могут возникать абсолютно в любой сфере хозяйственной деятельности. Так, хозяйственный спор может возникнуть при заключении государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, например, если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключения государственного контракта (п. 5 ст. 498 ГК). Хозяйственный

спор возникает, если одна из сторон обязательства не исполняет либо ненадлежащим образом исполняет данное обязательство, например, когда покупатель в договоре поставки не оплачивает в установленный срок, предусмотренный названным договором, товар (п. 2 ст. 486 ГК).

Примерный перечень хозяйственных споров содержится в части второй ст. 27 ХПК Республики Беларусь. Это споры:

о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законодательством, или о разногласиях, передача которых на разрешение хозяйственного суда согласована сторонами договора;

об изменении условий или расторжении договора;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

о признании права собственности;

об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;

о возмещении убытков;

о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

о защите деловой репутации;

об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя, и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством Республики Беларусь;

о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено взыскание этих сумм в бесспорном порядке;

о возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

о ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

об экономической несостоятельности (банкротстве);

об отказе в выдаче (продлении) лицензии.

Данный перечень хозяйственных споров не является
исчерпывающим. Хозяйственный спор может возникнуть
по поводу реализации иных прав и исполнения иных обя-
занностей участников гражданского оборота.

Органами рассмотрения хозяйственных споров являются так называемые юрисдикционные органы, т.е. органы, основная функция которых состоит именно в разрешении правовых споров. В Республике Беларусь в систему данных органов входят хозяйственные суды, международные арбитражные (третейские) суды, а также иные органы, на которые законодательством возложено разрешение хозяйственных споров. Таким органом может быть, в частности, общий суд, который согласно части первой ст. 359 ГПК Республики Беларусь вправе рассматривать жалобы лиц, не согласных с решением Апелляционного совета патентной экспертизы при патентном органе. Например, субъект хозяйствования вправе принести жалобу в Верховный Суд Республики Беларусь на решение Апелляционного совета,

которым оставлено в силе решение патентной экспертизы об отказе в выдаче патента на изобретение.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1998 г. «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» систему хозяйственных судов в Республике Беларусь составляют Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, а также хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска. Кроме того, Президентом Республики Беларусь при необходимости могут быть образованы специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные). Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Основными задачами хозяйственных судов являются обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия, обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Система хозяйственных судов Республики Беларусь включает два звена, высшим из которых является Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, а низшим — хозяйственные суды областей (создаются в каждом областном центре, включая г. Минск) и хозяйственный суд г. Минска. Высший Хозяйственный Суд возглавляет систему хозяйст-

венных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Высший Хозяйственный Суд является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Основной функцией хозяйственных судов областей и хозяйственного суда г. Минска является разрешение хозяйственных (экономических) споров.

Международные арбитражные (третейские) суды являются негосударственными судами, основной функцией которых является правильное и своевременное разрешение споров, отнесенных к их компетенции. Международные арбитражные (третейские) суды могут быть двух видов — постоянно действующие (в Республике Беларусь в настоящее время создан один подобный суд — Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате) и специально образуемые по соглашению сторон спора для рассмотрения отдельного возникшего между ними спора (так называемые суды ad hoc). Решения международных арбитражных (третейских) судов, как и акты хозяйственных судов, исполняются в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь .

По общему правилу хозяйственный спор может быть сразу же после его возникновения по инициативе заинтересованного лица разрешен в судебном порядке. Однако в случаях, предусмотренных законодательством либо соглашением сторон, условием обращения заинтересованной стороны в хозяйственный суд может быть совершение с ее участием ряда действий.

Так, в части первой ст. 14 Закона Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г. «О государственной налоговой ин-

спекции Республики Беларусь» указано, что «жалобы на действия должностных лиц и решения государственной налоговой инспекции, кроме жалоб на административные взыскания, подаются в месячный срок в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее месячного срока с момента поступления жалобы. Указанные решения могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящую государственную налоговую инспекцию или в соответствующий суд». Согласно п. 1 ст. 751 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством.

Кроме того, в соглашениях сторон (как правило, в хозяйственных договорах) нередко содержатся условия о возможности сторон обратиться в суд в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) положений соответствующих договоров лишь при условии соблюдения сторонами определенных примирительных процедур (в частности, проведения переговоров по спорным вопросам).

При несоблюдении истцом установленного законодательством либо соглашением сторон досудебного порядка урегулирования спора хозяйственный суд возвращает исковое заявление (п. 5 части первой ст. 126 ХПК), что не препятствует вторичному обращению с указанным исковым заявлением в хозяйственный суд в общем порядке после устранения допущенных нарушений (часть пятая ст. 126 ХПК).

Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 3034;

Тема 1.4 Экономические споры

1.4.1 Понятие и виды экономических споров

1.4.2 Формы разрешения экономических споров

1.4.3 Арбитражный процесс

1.4.4 Составление иска

1.4.5 Исковая давность

Понятие и виды экономических споров

Экономические споры — это неурегулированные разногласия между субъектами экономических (хозяйственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

Выделяют следующие виды экономических споров:

1) договорные, т.е. споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора. Эта самая большая группа экономических споров – ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений возникает именно из договоров;

2) преддоговорные, т.е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как одним из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;

3) внедоговорные, т.е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т.п.

Формы разрешения экономических споров

В соответствии с Конституцией РФ — каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).

В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров. Поиск альтернатив государственным судам для разрешения споров обусловлен рядом факторов, которые дифференцируются в зависимости от развития конкретного общества, государства, культуры, законодательства, устройства судебной системы, эффективности ее работы, степени развития и сложности экономических и иных отношений и других обстоятельств. Этому способствует недостаточная эффективность работы судебной системы при рассмотрении отдельных категорий дел, которая может заключаться в перегруженности судов, длительности судебного разбирательства, неквалифицированном рассмотрении дел, а также других недостатках, присущих судебной системе того или иного государства.

Часто можно слышать о том, что по этой причине граждане и юридические лица просто не хотят обращаться в суд соответствующей юрисдикции.

Формы защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности можно подразделить на юрисдикционные и неюрисдикционные.

Юрисдикция — круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций.

К юрисдикционным формам защиты можно отнести судебный порядок урегулирования спора, административный и иной порядок, при условии его установления на уровне федеральных законов. К неюрисдикционной форме можно отнести самозащиту, третейское разбирательство, разбирательство дел международными коммерческими арбитражами, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров сторонами, посредничество, иные виды разрешения споров.