Экономическое исследование

Отметьте правильные утверждения об ИНИОН

Научное исследование начинается

1. с выбора темы

2. с литературного обзора

3. с определения методов исследования

Как соотносятся объект и предмет исследования

1. не связаны друг с другом

2. объект содержит в себе предмет исследования

3. объект входит в состав предмета исследования

Выбор темы исследования определяется

  1. актуальностью
  2. отражением темы в литературе
  3. интересами исследователя

Формулировка цели исследования отвечает на вопрос

1. что исследуется?

2. для чего исследуется?

3. кем исследуется?

Задачи представляют собой этапы работы

1. по достижению поставленной цели

2. дополняющие цель

3. для дальнейших изысканий

Методы исследования бывают

1. теоретические

2. эмпирические

3. конструктивные

Какие из предложенных методов относятся к теоретическим

1. анализ и синтез

2. абстрагирование и конкретизация

3. наблюдение

Наиболее часто встречаются в экономических исследованиях методы

1. факторного анализа

2. анкетирование

3. метод графических изображений

Государственная система научно-технической информации содержит в своем составе

1. всероссийские органы НТИ

2. библиотеки

3. архивы

Основными функциями органов НТИ являются

1. сбор и хранение информации

2. образовательная деятельность

3. переработка информации и выпуск изданий

Основными органами НТИ гуманитарного профиля являются

1. ИНИОН

2. ВИНИТИ

3. Книжная палата

Отметьте правильные утверждения об ИНИОН

1. монотематичный орган НТИ

2. всероссийский орган НТИ

3. орган-депозитарий

  1. ИНИОН издает

1. вторичные издания

2. книги

3. журналы

  1. В фонде ИНИОНа имеются

1. отечественные и зарубежные журналы, книги,

2. авторефераты диссертаций и депонированные рукописи

3. алгоритмы и программы

  1. Фонд ИНИОН содержит

1. только опубликованные источники

2. только неопубликованные источники

3. опубликованные и неопубликованные источники

  1. ВНТИЦентр

1. политематичный орган НТИ

2. низовой орган НТИ

3. хранилище неопубликованных источников НТИ

  1. ВНТИЦентр располагает фондом

1. диссертаций и научных отчетов

2. переводов иностранных статей

3. опубликованных статей

  1. ВИНИТИ
  1. региональный орган НТИ
  2. орган НТИ с фондом информации по естественным, точным наукам и технике
  3. орган-депозитарий
  1. ВИНИТИ издает
  1. Реферативные журналы и обзоры «Итоги науки и техники»
  2. Библиографический указатель «Депонированные научные работы»
  3. Энциклопедии и справочники
  1. ВИНИТИ располагает фондом

1. отечественных и зарубежных книг и журналов

2. диссертаций и переводов иностранных статей

3. депонированных рукописей

  1. К опубликованным источникам информации относятся

1. книги и брошюры

2. периодические издания (журналы и газеты)

3. диссертации

  1. К неопубликованным источникам информации относятся

1. диссертации и научные отчеты

2. переводы иностранных статей и депонированные рукописи

3. брошюры

  1. Ко вторичным изданиям относятся

1. реферативные журналы

2. библиографические указатели

3. справочники

  1. Депонированные рукописи

1. приравниваются к публикациям, но нигде не опубликованы

2. рассчитаны на узкий круг профессионалов

3. запрещены для публикации

  1. Оперативному поиску научно-технической информации помогают
  1. каталоги и картотеки
  2. тематические списки литературы
  3. милиционеры
  1. На титульном листе необходимо указать

1. название вида работы (реферат, курсовая, дипломная работа)

2. заголовок работы

3. количество страниц в работе

  1. По середине титульного листа не печатаются

1. гриф «Допустить к защите»

2. исполнитель

3. место написания (город) и год

  1. Номер страницы проставляется на листе

1. арабскими цифрами сверху посередине

2. арабскими цифрами сверху справа

3. римскими цифрами снизу посередине

  1. В содержании работы указываются

1. названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием страницы, с которой они начинаются

2. названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием интервала страниц от и до

3. названия заголовков только разделов с указанием интервала страниц от и до

  1. Во введении необходимо отразить

1. актуальность темы

2. полученные результаты

3. источники, по которым написана работа

  1. Для научного текста характерна

1. эмоциональная окрашенность

2. логичность, достоверность, объективность

3. четкость формулировок

  1. Стиль научного текста предполагает только

1. прямой порядок слов

2. усиление информационной роли слова к концу предложения

3. выражение личных чувств и использование средств образного письма

  1. Особенности научного текста заключаются

1. в использовании научно-технической терминологии

2. в изложении текста от 1 лица единственного числа

3. в использовании простых предложений

  1. Научный текст необходимо

1. представить в виде разделов, подразделов, пунктов

2. привести без деления одним сплошным текстом

3. составить таким образом, чтобы каждая новая мысль начиналась с абзаца

  1. Составные части научного текста обозначаются

1. арабскими цифрами с точкой

2. без слов «глава», «часть»

3. римскими цифрами

Формулы в тексте

1. выделяются в отдельную строку

2. приводятся в сплошном тексте

3. нумеруются

Выводы содержат

1. только конечные результаты без доказательств

2. результаты с обоснованием и аргументацией

3. кратко повторяют весь ход работы

Список использованной литературы

1. оформляется с новой страницы

2. имеет самостоятельную нумерацию страниц

3. составляется таким образом, что отечественные источники — в начале списка, а иностранные – в конце

В приложениях

1. нумерация страниц сквозная

2. на листе справа сверху напечатано «Приложение»

3. на листе справа напечатано «ПРИЛОЖЕНИЕ»

Таблица

1. может иметь заголовок и номер

2. помещается в тексте сразу после первого упоминания о ней

3. приводится только в приложении

41. Числительные в научных текстах приводятся

1. только цифрами

2. только словами

3. в некоторых случаях словами, в некоторых цифрами

  1. Однозначные количественные числительные в научных текстах приводятся

1. словами

2. цифрами

3. и цифрами и словами

  1. Многозначные количественные числительные в научных текстах приводятся

1. только цифрами

2. только словами

3. В начале предложения — словами

  1. Порядковые числительные в научных текстах приводятся

1. с падежными окончаниями

2. только римскими цифрами

3. только арабскими цифрами

  1. Сокращения в научных текстах

1. допускаются в виде сложных слов и аббревиатур

2. допускаются до одной буквы с точкой

3. не допускаются

  1. Сокращения «и др.», «и т.д.» допустимы

1. только в конце предложений

2. только в середине предложения

3. в любом месте предложения

  1. Иллюстрации в научных текстах

1. могут иметь заголовок и номер

2. оформляются в цвете

3. помещаются в тексте после первого упоминания о них

  1. Цитирование в научных текстах возможно только

1. с указанием автора и названия источника

2. из опубликованных источников

3. с разрешения автора

  1. Цитирование без разрешения автора или его преемников возможно

1. в учебных целях

2. в качестве иллюстрации

3. невозможно ни при каких случаях

  1. При библиографическом описании опубликованных источников

1. используются знаки препинания «точка», /, //

2. не используются «кавычки»

3. не используется «двоеточие»

Методы исследования экономической науки

Любая наука, в том числе эк., имеет свою Методологию – это учение о методах, принципах построения, формах и способах научного познания. Если предмет науки раскрывает что познается, то метод показывает как познается. Метод не мб производным, он должен соответствовать особенностям предмета науки. В эк. исп. самые различные методы, формы и способы научного познания.

1-Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод, основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким философом Гегелем в научную систему. Диалектика – это наука об общих законах развития как внешнего мира, так и эк. мышления. Согласно диалектике, процессы и явления в эк. жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном развитии.

2-Эк. явления нельзя положить под микроскоп, взвесить на весах, просветить рентгеновским лучом. Для проникновения в сущность эк. процессов и явлений используется метод научной абстракции (от лат. – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. На основе абстрагирования от всего случайного, не соответствующего природе изучаемого явления, возникают такие общие понятия, как “товар”, “деньги”, “цена”, “производство”, “потребление”, “распределение”, “обмен” и другие. Это так называемые эк. категории– логические понятия, отражающие в обобщенном виде реальные условия эк. жизни общества. Категории составляют “скелет” эк. теории. Каждая из категорий занимает свое место, находясь во взаимосвязи с другими категориями.

3-Анализ– метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется для выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах экономики.

4-Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Принято различать позитивный и нормативный анализ (или поз. и норм. экономику).Позитивная экономика– часть эк. теории, которая изучает и объясняет наблюдаемые эк. факторы, события, процессы; устанавливает связь между ними. Позитивные суждения — это суждения о том, что есть. То есть, они подкреплены фактами. На основе реальных фактов она объясняет, что есть или что может быть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях. В этом выражении нет никаких оценочных суждений, а есть только констатация факта. Выражение “при прочих равных условиях” означает, что мы хотим выяснить влияние на спрос только одного фактора – цены товара; другие факторы, которые тоже могут влиять на спрос (доходы потребителей, ожидание инфляции в будущем, цены на товары-заменители и др.), нами не учитываются, т.е. считаются неизменными. Этот принцип широко используется в экономике. Нормативная экономика– часть эк. теории, которая предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой. Следовательно, она опирается на оценочные суждения, субъективные мнения о том, что как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждения “Неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо” или “Уровень инфляции в стране недопустимо высок” – типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, гос. деятелям при разработке экономической политики.

5- Широко используются также методы:Индукция (наведение) – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. На его основе обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

6—Дедукция (выведение) – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному. Он делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

7- Используя исторический метод, эк. теория исследует хоз. процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой метод позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных эк. систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

8- Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Его использование помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике.

9- Метод экономико-математического моделирования. Эк. модель– это формализованное описание эк. процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Построение модели связано с потерей части информации. Это дает возможность абстрагироваться от второстепенных элементов и сконцентрироваться на главных элементах системы, их взаимосвязях. Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называются экзогенными переменными. Величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными переменными. Цель модели – выяснить, как экзогенные переменные влияют на эндогенные. Работа над построением модели обычно начинается с тщательного изучения данных и построения на их основе, и в соответствии с ними, одной или нескольких моделей. Продолжением работы является проверка решения модели на основе данных. Эта операция или подтверждает правильность выбора, или указывает на необходимость улучшения модели (создании совершенно новой). Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, являясь его условным абстрактным воспроизведением (в графической или математической форме), а с другой — служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями. Т.о.,экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. Мир моделей многообразен. Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (микро- и макроэкономические), характеру действия (статические и динамические), характеру взаимодействия элементов (линейные и нелинейные) и т.д.

Рис. Виды моделей

10- Эк. эксперимент – это искусственное воспроизведение эк. явления или процесса в целях его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения.

Какими бы методами не пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, эк. действительность являются критерием верности их выводов и положений теории. Если можно сказать: “Это верно в теории, но не на практике”, – значит, данное теоретическое положение ошибочно.

Ошибки анализа.

Обоснование экономических явлений может наталкиваться на два различного вида препятствия – «волчьи ямы» (pitfalls) анализа.

1. Бывает трудно различить причины и следствия явлений.

Предположим, что событию А (причина) всегда следует событие Б (следствие).

Например, снижению цен – рост спроса, если другие факторы остаются неизменными. В действительности события А и Б хотя и происходят одновременно, причинной связи между ними может и не быть. Например, оба события вызваны событием С (дым, свет и огонь).

Например, в 1988 г. были созданы кооперативы, которые дали 1.5 % товарооборота страны (А). Одновременно возник товарный дефицит и выросли цены (Б). В этом обвинялись кооператоры. Реальные причины – рост дефицита госбюджета и заработной платы (В).

Ошибки от неправильного понимания причин и следствий называют ошибками ложного довода (софизм).

Например, определить взаимосвязь между событиями А, Б, В, где А – низкая зарплата, Б -низкий уровень жизни, В – низкая производительность труда.

Возможные варианты: А-Б-В или В-А-Б.

Предлагается учащимся определить более существенную связь.

2. Находясь в горящем помещении, каждый человек стремиться его немедленно покинуть. И это правильно. Иное дело со зрительным залом, который полон народу. Здесь такое поведение может закончиться трагедией.

Ошибка составления (композиции) состоит в неправильном суждении, что все то, что является правильным для части целого, имеет место и для целого.

С другой стороны, представление, что все, что правильно для целого, относиться и его частям, называется ошибкой деления.

Например, является правильным суждение, что высоко конкурентный рынок- благо для всего общества. Но фирма со слабым управлением обанкротится на этом рынке.

Выводы правильные на уровне микроэкономического анализа, могут таковыми и не быть на макроуровне и наоборот.

Примеры:

Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.

Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.

Зрители смотрят фильм. Ошибка происходит, когда кто-то встает, чтобы лучше видеть. Этого не произойдет, если встанут все.

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику.

Так микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д. Таким образом, микроэкономический подход близок к методу анализа.

В отличие от вышерассмотренного метода макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом.

Образно говоря, если микро экономика изучает деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес

Различия микро- и макроэкономики:

Микроэкономика стремиться к стабильности, равновесию; макроэкономика – к динамике и росту.

Микроэкономика подчиняется принципу рыночной целесообразности, тогда как макроэкономика – к принципу социального эффекта.

В микроэкономике – только два субъекта (фирма и домохозяйство), а в макроэкономике к ним полноправно присоединяется и государство.

В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделять. Многие вопросы и темы экономической теории входят в обе сферы.

Методы экономического исследования

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов, которые используют и другие общественные и естественные науки

Основные методы экономических исследований:

  • Наблюдение и сбор фактов

  • Эксперимент

  • Моделирование

  • Метод научных абстракций

  • Анализ и синтез

  • Системный подход

  • Индукция и дедукция

  • Исторический и логический

  • Графический

Эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели)

Метод научных абстракций (абстрагирование) – используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий. Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения

Исторический и логический методы рассматривают в единстве, они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими объединениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы

Графический метод основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря этим инструментам обеспечивается компактность и наглядность изображений теоретического материала

Основные этапы развития экономической теории

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла значительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма

Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической науки

Теоретическая шкала

Основной период развития

Основные цели

Меркантилизм

Представители:

16-18 вв.

  • Главное богатство общества – деньги (золото, серебро)

  • Источник этого богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот)

  • Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению обществ

Классическая политэкономия

а) школа Физиократов

18 в.

  • Источник богатства общества – производство, а не обращение

  • Производство, прежде всего с/х

  • Промышленность – «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукты природы и земледелия

б) рыночная школа

17- 19 вв.

  • Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная конкурентная рыночная экономика без вмешательства в нее государства

Марксистская (пролетарская)

сер. 19 в.

  • Капиталистическое производство – трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм с его частной собственностью, эксплуатацией и кризисами. Они должны построить социализм с общей собственностью и государственным руководством экономикой во благо всего общества. Преимущества: медицина, образование бесплатное, транспорт. Недостатки: дублирование отраслей (скрытая безработица)

Линия «Экономикс» (1896 г. — новая экономическая теория)

а) общий ?

конец 19 в.

  • Уход от конфронтации классово-политических оценок и различных рекомендаций

  • Исследование чистой экономики без политики

б) неоклассическое направление

конец 19 в.

  • Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию, государство должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования

в) кейнсианское

30-е гг. XXвека

  • Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно регулировать экономическую и социальную сферу

Институционально-социалистическое направление

сер. XXв.

  • Человек ставится во главу экономики, влияние на экономику различных институтов

Методы изучения экономики

Стр 1 из 20

Предмет экономической науки

Экономисты изучают: почему цены на товары повышаются и снижаются; почему одних товаров на рынке больше, чем существующая в них потребность, а других — недостаточно; почему одни отрасли экономики развиваются быстрыми темпами, а другие — деградируют; почему кризиса в экономике меняются ее подъемом; почему существуют безработица и инфляция, который между ними взаимосвязь; динамику изменений в ценах и объемах производства. Они пытаются установить причины этих явлений, определить факторы, влияющие на процессы ценообразования и производственные процессы.

Предметом исследования экономистов является также размещение и использование ресурсов (полезные ископаемые, земля, труд людей и их знания, оборудование и оборудование).

Экономическая наука занимается исследованием экономического поведения людей в условиях ограниченных ресурсов. Изучив возможности ресурсного обеспечения страны, определенного региона, города, области (подробнее об этом речь пойдет далее), экономисты предлагают варианты размещения производств для наилучшего использования ресурсов.

Экономисты изучают также хозяйственные связи между странами и народами: почему страны импортируют одни товары, а экспортируют другие; какие факторы способствуют внешнеэкономическим связям, а какие — сдерживают их развитие; природе и причинах богатства, как на разных этапах развития человеческого общества изменялось отношение к самого понятия «богатство» и источников его роста.

Макроэкономика изучает функционирование экономики в целом. Объектами ее анализа является национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, безработица. Она выясняет, сколько должно быть денег в каналах обращения страны, чем отдельные страны находятся в кризисном состоянии, а другие — динамично развиваются.

Микроэкономика исследует поведение отдельных субъектов экономики, деятельность фирм и механизм мотивации труда, анализирует цены на отдельные товары, расходы на изготовление определенного товара.

Методы изучения экономики

Любая наука в процессе познания фактической действительности использует комплекс различных методов. Одним из основных методов является диалектический, когда все явления рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости, в непрерывном развитии.

Другим методом, используемым учеными, является метод научной абстракции. Абстрагирование помогает перейти от случайных, единичных, кратковременных явлений к наиболее общим характеристикам, выражающим сущность рассматриваемых процессов. То есть, при абстрагировании формулируются научные категории, гипотезы и объективные экономические законы. Чтобы перейти от общих понятий к частным явлениям, используется метод перехода от абстрактного к конкретному. При использовании указанных методов исследования одновременно могут применяться такие методы как индукцияи дедукция.

Метод индукции представляет собой процесс систематизации и обобщения фактов и выдвижения на их основе с помощью логики и интуиции каких-то гипотез. Обратный процесс обоснования имеющихся фактов на основе выдвинутых гипотез называется дедукцией.

С течением времени экономическая среда постоянно меняется. Новое состояние экономики сравнивается с предыдущим развитием, изучается происхождение тех или иных явлений, этапы и тенденции их развития. В этом случае используется метод единства исторического и логического.

Многие зависимости между экономическими явлениями можно выразить с помощью математических формул. Метод математического моделированияпозволяет разрабатывать модели экономической деятельности на основе использования математического аппарата. Математические модели дают возможность определить числовые параметры развития экономики в настоящее время и в будущем.

В последние годы стал использоваться сценарный методисследования экономических явлений. Этот метод представляет собой разработку сценария развития экономических процессов и прогнозирование последствий этого развития.

Соответствие выдвинутых гипотез, моделей, сценариев реальной действительности можно проверить с помощью эксперимента. Этот метод исследования широко применяется естественными науками (физикой, химией, биологией и т.д.). Но при использовании экспериментов в общественной жизни следует помнить, что, во-первых, они могут привести к неизвестным заранее негативным результатам, которые скажутся на жизни людей, и вызвать общественные взрывы. Во-вторых, люди постоянно находятся во взаимодействии друг с другом и очень трудно ограничить эксперимент рамками определенной социальной группы. Поэтому проведение экспериментов при изучении экономики или невозможно, или должно быть ограничено небольшими социальными группами: бригадами, цехами, предприятиями.

Чтобы обеспечить рамки исследования экономических процессов экономическая теория использует метод «при прочих равных условиях».Этот метод означает, что все прочие экономические явления, кроме рассматриваемых, находятся без изменения.

Наряду с другими методами экономисты широко используют графический метод. Графики служат средством выражения, иллюстрацией теорий и моделей.