Элементы таможенного правоотношения

Понятие и виды таможенных отношений

Понятие и виды таможенных отношений

Таможенными называют ряд отношений, которые контролируются таможенным правом. Объектом выступают отношения, относящиеся к транспортировке продукции через госграницы.

Субъектами в данном случае являются лица и управленческие органы, которые занимаются транспортировкой грузов через границу. Содержание таможенных отношений образуют полномочия и функции, которые выполняются субъектами этих правоотношений.

Виды таможенных правоотношений

Для начала уточним, что правовые отношения возникают всегда между двумя сторонами. Каждая из сторон обладает и правами, и обязанностями. Таким образом, лицо, которое намеревается перевезти через границу товар, вправе обратиться для этого в таможенные органы. Те, в свою очередь, обязаны рассмотреть эту просьбу. Для этого они вправе потребовать пакет документов и сам груз, чтобы осуществить таможенный контроль. И в этом случае возникает обязанность перевозчика предоставить все необходимое таможенным органам.

Вот эта взаимосвязь прав и обязанностей обоих сторон правоотношений присутствует все время, пока не закончится прохождение таможенных процедур. Когда возникают отношения таможенного типа (с примером):

  • до пересечения границы транспортными средствами и грузами. Например, когда у определенных лиц есть намерения провести международную сделку, и оно нуждается в получении информации и консультации;
  • в момент пересечения пограничной линии. Например, во время прохождения таможенного контроля, уплаты пошлины, оформления;
  • через некоторое время после факта пересечения границы. Например, когда в результате экспорта продукции в государство поступает валюта за проведенную операцию.

Теперь рассмотрим, какими бывают виды таможенных правоотношений:

  1. Материальные и процессуальные (регулируются материальными и процессуальными нормами таможенного права соответственно).
  2. Первичные (которые напрямую связаны с перемещением грузов через погранпункт типа проверки документов) и вторичные (возникающие как следствие первичных отношений, например, если в ходе проверки документов были выявлены нарушения).
  3. Те, что возникают вследствие правомерных и неправомерных фактов.
  4. Те, что возникают до, после и во время пересечения границы.
  5. Прочие виды (длительные и временные, общие и конкретные, регулирующие и охраняющие).

Единственным основанием для трансформации или прекращения таможенных отношений является юридический факт. Имеется ввиду действие или событие, правомерного или неправомерного характера. За последние устанавливаются санкции на законном основании.

Таможенные правоотношения — это отношения его участников, урегулированные нормами таможенного права.

Специфика таможенных правоотношений выражается в следующем:

Объектрегулирования таможенных правоотношений — общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные правоотношения индивидуализированы — в них вступают две или более стороны, каждая из которых является конкретным субъектом, наделенным юридическими правами и обязанностями.

Таможенные правоотношения имеют публичный характер. Возникно­вение таможенных правоотношений связано с волеизъявлением одной из сторон. Одним из участников таможенных правоотношений является таможенный орган — специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют должностные лица таможенных органов.

Таможенные правоотношения охраняются от нарушений принуди­тельной силой государства (административными и судебными органами).

Структура таможенного правоотношения состоит из объекта, субъектов и содержания.

Объект таможенных правоотношений — порядок перемещения товаров через таможенную границу.

Субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники — таможенные органы и лица, перемещающие товары через таможенную границу, либо осуществляющие деятельность, связанную с таким перемещением.

Предусмотренные таможенным законодательством права и юридичес­кие обязанности участников составляют содержание таможенного право­отношения.

Виды таможенных правоотношений

 Регулятивныетаможенные правоотношения выражаются в правомер­ном поведении участников.

 Охранительные- возникают при нарушении субъектом таможенного законодательства.

· Прямые таможенные правоотношения складываются при непосред­ственном перемещении товаров через таможенную границу.

· Косвенные — при осуществлении деятельности в связи или по поводу перемещения товаров через таможенную границу.

· Простые таможенные правоотношения возникают между двумя субъектами.

· Сложные — между тремя и более

Административному способу обеспечения конституционных гарантий прав и свобод граждан в сфере таможенных отношений принадлежит важнейшая роль. Это связано с тем, что вся деятельность государственных органов в сфере принятия властных решений, выражающаяся, в частности, в действиях либо бездействии должностных лиц, затрагивает права и законные интересы физических или юридических лиц. Поэтому закон предоставляет право на их обжалование.

Основанием обжалования может служить дефектность принятого решения вследствие некомпетентности или недостаточной компетентности должностного лица, принимавшего решение или совершившего то или иное действие либо бездействие; противоправная деятельность должностного лица вопреки интересам государственной службы; неправильное применение закона (например, не того, который следовало применить) вследствие небрежности или преднамеренных действий. В этих случаях право на обжалование, т.е. требование пересмотра противоправного решения (с точки зрения заявителя), действия (бездействия), является одной из форм защиты прав и интересов гражданина.

Обжалование осуществляется путем подачи жалобы, т.е. обращения в соответствующие государственные органы или к их должностному лицу по поводу нарушенного права, либо заявления, представляющего собой обращение в связи с реализацией права.

Сказанное в полной мере относится к деятельности таможенных органов, которые наделены, в рамках своей компетенции, правом принимать решения, а также совершать действия, связанные с реализацией прав и законных интересов российских граждан. Необходимо иметь в виду, что контроль за возникновением, развитием и прекращением таможенных правоотношений, а также рассмотрение обращений, заявлений и жалоб граждан происходит в первую очередь в системе самих таможенных органов. В Таможенном кодексе Российской Федерации имеется отдельная глава (гл. 7), посвященная порядку обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

Институт обжалования должен служить гарантией соблюдения, восстановления и поддержания законности в процессе осуществления таможенного дела. Общее право, общий порядок административного обжалования регламентированы ст. 45 — 47 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ними любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В Таможенном кодексе РФ право подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица предусмотрено на альтернативной основе: как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд или арбитражный суд. Это означает, что подача жалобы собственно в таможенный орган не препятствует одновременной или последующей подаче жалобы аналогичного содержания в судебные органы. Данное положение должно обеспечить большие гарантии соблюдения прав и законных интересов российских граждан как участников таможенных правоотношений.

Надо иметь в виду, что вышеназванный порядок не распространяется на процедуру обжалования постановлений по делам о нарушении таможенных правил. Защита правоотношений, возникающих из таможенных правонарушений, ведется по правилам административного производства. В случае обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа жалоба подается в таможенный орган, в котором проходит службу или замещает государственную должность данное лицо. Понятно, что жалоба на решение самого начальника таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

Таможенный кодекс регламентирует обязанность таможенного органа при получении жалобы, которую он не правомочен рассматривать, направлять такую жалобу в трехдневный срок в уполномоченный таможенный орган с уведомлением заинтересованного лица. В соответствии с положениями ТК РФ жалобу можно направить и в таможенный орган, который (или начальник которого) непосредственно принимал обжалуемое решение или совершал действия (бездействие), нарушающие, по мнению подателя, его права, свободы и законные интересы. В данном случае Таможенный кодекс обязывает таможенный орган в пятидневный срок направить жалобу со всеми подтверждающими документами в вышестоящий таможенный орган.

Таможенным законодательством регламентированы сроки подачи жалобы, порядок восстановления пропущенного срока, жестко закреплены формальные основания для отказа в рассмотрении жалобы по существу, сроки рассмотрения жалобы, виды принимаемых по жалобе решений. Предусмотрено, что при обнаружении в ходе рассмотрения жалобы признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей должны быть приняты меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

Из сказанного вытекает, что в обеспечении прав и законных интересов граждан в сфере таможенных отношений важную роль играет четко налаженный ведомственный контроль в самих таможенных органах. Суть ведомственного контроля состоит в проверке органами отраслевой компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, организациями, учреждениями, предприятиями. Вышестоящий орган принимает предусмотренные законом меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих органов или нижестоящих должностных лиц, гарантируя тем самым правовую защиту от различных проявлений административного произвола.

В соответствии с таможенным законодательством (ст. 412 ТК РФ) вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Наиболее распространенными предметами обжалования являются вопросы, связанные с уплатой таможенных платежей, определением таможенной стоимости товаров, предоставлением льгот по таможенному оформлению, а также действия должностных лиц таможенных органов при производстве таможенного оформления и таможенного контроля. Второй способ защиты российскими гражданами своих прав в сфере таможенных правоотношений заключается в обжаловании незаконных (с их точки зрения) постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (таможенных правонарушениях)

Вообще понятие таможенного правонарушения дано в ст. 1 Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.). Согласно данной Конвенции термин «таможенное правонарушение» означает любое нарушение таможенного законодательства или попытку такого нарушения <2>. Производство по делам о таможенных правонарушениях — это деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов России, судов общей юрисдикции по применению административных наказаний в установленной Кодексом об административных правонарушениях форме. Это один из важнейших видов правоохранительной деятельности российской таможни.

Основным процессуальным документом, который свидетельствует о совершении административного правонарушения в таможенной сфере, является протокол об административном правонарушении. Его составляют уполномоченные должностные лица таможенных органов, перечень которых устанавливает руководитель Федеральной таможенной службы своим приказом в соответствии с положениями ст. 28.3 КоАП РФ

Производство по делу о нарушении таможенных правил должно основываться на юрисдикционных принципах, закрепленных в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и других нормативных актах, таких, как: принцип законности, презумпции невиновности, общеправовой принцип охраны прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип индивидуализации, которые характерны как для процедуры назначения административного наказания, так и для всего процесса привлечения к административной ответственности в целом <5>.

Итогом рассмотрения дела о нарушении таможенных правил является вынесение постановления по делу. На стадии обжалования такое постановление может быть пересмотрено, причем порядок обжалования зависит от субъекта ответственности. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, каковым и является нарушение таможенных правил, закреплено ст. 30.1 КоАП РФ и принадлежит лицам, участвующим в производстве по делу. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, их законный представитель и адвокат. В соответствии с административным законодательством постановление по делу может быть обжаловано: вынесенное должностным лицом таможенного органа — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу о нарушении таможенных правил может быть вынесено одно из предусмотренных ст. 30.7 КоАП РФ решений.

Важной гарантией обеспечения прав граждан в сфере таможенных правоотношений является возможность неоднократного пересмотра решений, вынесенных по жалобам на постановление по делам об административных правонарушениях. Так, постановление по делу о нарушении таможенных правил, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Так, можно привести пример из практики Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа <6>. Общество с ограниченной ответственностью «Камчатка-Восток» обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением к Камчатской таможне о признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении от 18 февраля 2005 г. N 10705000-03/2005, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 12 658,74 руб. Решением суда от 9 августа 2005 г. постановление таможни признано незаконным и отменено. Суд, признав факт совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выразившегося в незаявлении сведений о товарах, подлежащих декларированию, а также вину общества в его совершении, применил положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободил общество от административной ответственности в связи с малозначительностью.

Однако предпочтительным вариантом таможенных правоотношений является такой, когда разбирательство по делу об административном правонарушении не доводится до суда, а справедливо и на законных основаниях разрешается вышестоящим таможенным органом. В этой связи важна роль структурных подразделений самих таможенных органов, осуществляющих надзор за соблюдением законности по делам о нарушении таможенных правил.

Анализ жалоб, поступающих в таможенные органы, позволяет выявить основные причины отмены постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Среди них на первом месте находятся многочисленные нарушения процессуальных прав участников таможенных правоотношений, привлекаемых к административной ответственности. В частности, при составлении протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к ответственности, не разъясняются его права и обязанности (ст. 28.2 КоАП РФ); лицо, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении таможенных правил, с определением о назначении экспертизы не ознакамливается (п. 4 ст. 26.4 КоАП РФ); лица, привлекаемые к ответственности, надлежащим образом не уведомляются о времени и месте рассмотрения дела, в результате нередко дела об административных правонарушениях рассматриваются в отсутствие этих лиц (пп. 4 ст. 29.7 КоАП РФ); при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в нем не указываются все обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, не описываются собранные по делу доказательства; нет ссылок на нормативные правовые акты, требования которых лицом, привлекаемым к ответственности, нарушены (ст. 29.10 КоАП РФ); в постановлении не указывается, в чем выражена вина лица, привлекаемого к ответственности. Как известно, недоказанность вины свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения, что является основанием для прекращения дела об административном правонарушении в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ; в адрес лица, привлекаемого к ответственности, несвоевременно направляется постановление по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ); в ходе административного расследования и рассмотрения дела не всегда дается правовая оценка доводам лица, привлекаемого к ответственности.

55. Понятие таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ТК РФ территорию РФ составляет единая таможенная территория РФ.

Под таможенной территорией понимают государственную территорию, в которую входят сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ). Единая таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 ТК РФ). Также на таможенной территории РФ в законном порядке могут создаваться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся за пределами таможенной зоны РФ, за исключением некоторых случаев, предусмотренных ТК РФ и иными законодательными актами в таможенной сфере.

На таможенной территории государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 2003 г. № 5003-Й «О таможенном тарифе»). Это значит, что на таможенной территории, как и на государственной территории, в правовом регулировании преобладающим является государственный суверенитет.

Из статьи 74 Конституции РФ можно выделить еле-дующее: на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Понятие «таможенная территория» и понятие «государственная территория» не совпадают в связи с тем, что в некоторых случаях отдельные части, находящиеся вне пределов государственной территории, возможно включить в состав таможенной территории и аналогично вывести из ее состава.

Пределы таможенной территории РФ наряду с территориями свободных таможенных зон называются таможенной границей.

Таможенная граница — это условная линия, которая ограничивает таможенную территорию РФ. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий экономической зоны РФ, континентального шельфа и особых экономических зон РФ (п. 4 ст. 2 ТК РФ). Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия «таможенная граница» и «государственная граница» никогда совпадать не могут, так как государственная граница представляет собой настоящую линию, проходящую через местность и обусловленную специальными обозначениями, устанавливающую предел действия суверенитета государства, в то время как таможенная граница обусловливается линией воображаемой, т. е. условной, ограничивающей действие лишь экономического суверенитета государства.

Понятие и элементы таможенных правоотношений.

Чтобы дать характеристику таможенным правоотношениям и выделить их особенности, следует охарактеризовать элементы, составляющие структуру любого правового отношения, а именно субъекты, объекты, субъективные права и юридические обязанности участников таможенных правоотношений.

Основаниями возникновения таможенных правовых отношений являются действия лиц, направленные на реализацию права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Содержание таможенных правоотношений раскрывается через механизм субъективных прав и юридических обязанностей. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг с другом в рамках определённого правоотношения, образуют его юридическое содержание. На практике каждая из сторон в таможенном правоотношении обладает и субъективными правами, и юридическими обязанностями одновременно. Так, право любого лица на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу корреспондирует с обязанностью этого лица переместить их в порядке, предусмотренном таможенным законодательством. Что касается таможенных органов и их должностных лиц, то их деятельность составляют одновременно и их обязанности, и их права. Они образуют компетенцию таможенных органов и должностных лиц.

Участниками (субъектами) правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Непосредственно субъектами таможенных правоотношений выступают таможенные органы РФ, объединённые в единую федеральную централизованную систему.

В состав системы таможенных органов РФ входят:

1) Федеральная таможенная служба РФ;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Подробнее статус каждого таможенного органа будет рассмотрен в теме № 3 данного учебного издания.

К субъектам таможенных правоотношений, непосредственно реализующим своё право на перемещение товаров через таможенную границу, относятся субъекты права (физические и юридические лица), совершающие действия по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров и средств любым способом. При этом таможенное законодательство не делает различия между гражданами государств-участников Таможенного союза и иностранными гражданами и организациями. Отличительной особенностью субъектов таможенных правоотношений, не относящихся к таможенным органам, является то, что участниками данных правоотношений становятся любые лица (в том числе иностранные лица, лица без гражданства), которые перемещают товары через таможенную границу, а также иные лица, которые через договорные отношения с владельцами товаров выступают в качестве представителей таких лиц или осуществляют посреднические действия между ними и таможенными органами.

Непосредственным объектом таможенных правоотношений являются общественные отношения, складывающиеся по поводу пересечения границы этими товарами и транспортными средствами.

Предметом таможенных правоотношений являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенные правоотношения обладают всеми основными признаками административно-правовых отношений, за исключением следующих основных моментов.

1). Таможенные правоотношения возникают только в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

2). В основе возникновения таможенных правоотношений лежит фискальный интерес государства.

3). Субъектов, непосредственно осуществляющим властные полномочия, утверждённые таможенным законодательством в сфере таможенных правоотношений, являются таможенные органы.

4). Подавляющее число подвластных субъектов таможенных правоотношений – участники ВЭД, предприниматели в сфере таможенного дела (владельцы СВХ, МБТ, таможенные представители и др.).

5). Порядок возникновения и прекращения таможенных правоотношений, права и обязанности их субъектов регулируются таможенных законодательством таможенного союза.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что таможенные правоотношения являются видом публичных правоотношений и представляют собой регулируемые нормами таможенного права общественные отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами и таможенным органом в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2425;

Субъекты таможенных правоотношений



В данной статье будут рассмотрены субъекты таможенных правоотношений, и выделены их особенности. Данный вопрос является важным при исследовании таможенных отношений, поскольку их участники обладают особенным статусом.

Ключевые слова: таможенные правоотношения, субъекты, таможенное право, таможенное регулирование

Keywords: customs legal relations, subjects, customs law, customs regulation

На сегодняшний день, понятие и виды субъектов таможенных правоотношений на законодательном уровне не закреплены, в действующем Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) данный термин не используется.

Исходя из сущности таможенных правоотношений, следует, что данные отношения складываются между участниками единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.

Из смысла данного понятия можно сказать, что субъектами таможенных правоотношений являются те лица, которые участвуют в любых таможенных операциях.

К их числу относятся не только сотрудники таможенных органов, но и также физические и юридические лица, осуществляемые перемещение через таможенную границу.

Обязательным участником таможенных правоотношений являются таможенные органы. Данное мнение разделяют и зарубежные специалисты. «Ввоз и вывоз товаров с таможенной территории в связи с появлением отношений между административными органами таможни (активный субъект) и обладателем товаров (пассивный субъект) — т. е. лицом, подающим таможенную декларацию от своего имени, или лицом, на чье имя оформляется таможенная декларация, — определяет (в доктрине) таможенные правоотношения, из которых вытекает серия запретов и обязанностей, определенных в законе и налагаемых на пассивного субъекта», — отмечается в одном из исследований .

Таможенные правоотношения могут образовывать широкий спектр правовых последствий и складываются из взаимных обязанностей и прав, возникающих у государства и частных лиц по поводу ввоза или вывоза товаров из страны. Эти отношения порождают, с одной стороны, право таможенных органов требовать уплаты таможенных пошлин, сборов и других выплат и, с другой стороны, обязанность (таможенный долг) экономического субъекта (обязательство заплатить).

Следует подчеркнуть и то, что взаимные права и обязанности субъектов таможенных правоотношений могут возникать только в правовом поле Российской Федерации и регулироваться, таким образом, нормами, источниками которых являются не только международные правовые акты, но и нормативные акты, относящиеся к национальному праву. На это уже не раз обращалось внимание в научной литературе .

Субъекты таможенного права — это участники таможенных правоотношений, наделенные правами и обязанностями в таможенной сфере. Именно их поведение регулируется нормами таможенного права, отношения между ними входят в состав предмета этой отрасли.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что субъектов таможенного правоотношения следует классифицировать на два вида:

Во-первых, это общие субъекты. К данной группе относятся физические и юридические лица, которые связаны с международными коммерческими отношениями, и принимают в них непосредственное участие. В таможенных отношениях такие субъекты не наделены специальным правовым статусом.

Во-вторых, специальные субъекты. К числу данных субъектов относятся таможенные органы и лица4, связанные с перемещением товаров.

Основная особенность специальных субъектов таможенных правоотношений заключается в том, что в силу своего процессуального положения они наделяются особым статусом.

Специальные субъекты выполняют различные властные полномочия, которые определяются их компетенцией, а также в соответствии с должностными функциональными обязанностями, с применением к таким субъектам специальных правил.

На наш взгляд, на сегодняшний день, в ТК ЕАЭС следует внести изменения, в статью 2, включив в нее пункт, раскрывающий понятие и виды субъектов таможенных правоотношений.

Данное изменение будет способствовать конкретики правового положения субъектов таможенных правоотношений.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант плюс.
  2. Сидоров В. Н., Сидорова Е. В. Теоретико-правовые основания обособления таможенного права в системе права // Современное право. 2015. № 8. С. 22–25.
  3. Чермянинов Д. В. Таможенное регулирование и таможенные правоотношения в правовой системе Российской Федерации // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2018. № 2 (104). С. 80–85.
  4. Паулов П. А О квалификационных званиях сотрудников таможенных органов российской федерации // Современное общество. Образование. Наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 2015. –№ 16 — С. 141–143.

♦Во-1-х, эти правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках. Отношения, не урегулированные нормами права, не имеют правового характера.

♦Во-2-х, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, т.к. в них вступают конкретные субъекты носители юридических прав и обязанностей. При этом участниками правоотношений являются две и более стороны.

♦В-3-х, указанные правоотношения возникают на основе перемещения товаров и транс. средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением. Т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, т.к. предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств.

♦В-4-х, таможенные правоотношения носят публичный характер. Для их возникновения достаточно волеизъявления одной из сторон. В большинстве случаев стороной в правоотношениях такого рода являются таможенные органы, которые в своей деятельности применяют императивный метод: взимают таможенные платежи, производят таможенный досмотр, привлекают к ответственности виновных лиц.

♦В-5-х, таможенные правоотношения охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов (напр., органов административной юрисдикции). Участник правоотношений, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы. Согласно ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Итак, таможенные правоотношения характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные, охраняемые от нарушений принудительной силой государства.

Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение имеет свою структуру:

объект правоотношения субъектов правоотношения содержание правоотношения.

1)С общефилософской т.зр. объект – это нечто, противостоящее субъекту и заставляющее его активно действовать, вступать в конкретные правовые связи с другими лицами.

В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами — то, ради чего возникает само правоотношение. Итак,

ОБЪЕКТ ТАМОЖЕННОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ- порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транс. средств.

2) Субъекты правоотношений — это их конкретные участники. Чтобы вступить в правоотношение, субъект должен обладать правосубъектностью, т.е. праводееспособностью. Именно она является необходимой юридической предпосылкой правоотношения.

СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ – таможенные органы, выступающие от имени РФ, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу.

Следует отличатьсубъектов таможенного права от субъектов таможенных правоотношений. Субъекты права — потенциальные (возможные) участники правоотношений, а субъекты правоотношений – их конкретные участники, поэтому понятие субъекта таможенного права более широкое по сравнению с субъектами таможенного правоотношения.

Напр., государство как субъект таможенного права может выражать свою волю через таможенные органы как субъектов таможенных правоотношений. Или другой пример: в качестве субъектов таможенного права выступают недееспособные лица, тогда как они не могут быть субъектами таможенных правоотношения.

3) Каждый субъект правоотношения наделяется субъективными правами и юридическими обязанностями, что составляет содержание правоотношения. Права и обязанности субъектов таможенного правоотношения соотносятся как мера возможного и должного поведения этих субъектов. Иными словами, каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства.

Содержание таможенного правоотношенияимеет две стороны:

♦юридическое содержание таможенного правоотношения — права и обязанности его субъектов.

♦материальное содержание -это реальное поведение субъектов данного правоотношения, т.е. их активные или пассивные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей.