Эпидемиологический надзор

newinspire

Понятие и содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Понятие государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя:

— контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

— меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

— контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

— проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

— разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

— статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

С категорией государственного санитарно-эпидемиологического надзора тесно связано государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, основной задачей которого является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:

— гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;

— оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;

— максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в России государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, являющейся единой федеральной централизованной системой органов и учреждений, осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы и их должностные лица, перечисленные в ст. 23.13 КоАП РФ, наделены правом привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.3-6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 14.4 КоАП РФ.

Санэпидстанция — уничтожение клопов, тараканов, грызунов и других вредителей

Санэпидстанция — уничтожение клопов, тараканов, грызунов и других вредителей

Сэс – специализированное предприятие, чья деятельность ведется в области дезинсекции, дезинфекции, и дератизации помещений и участков открытой местности с применением профессиональных средств борьбы с насекомыми и грызунами, а также современных технологий, таких как дезинсекция «холодным туманом», «горячим туманом» и дератизация ультразвуковыми отпугивателями и высокоэффективными ядами.

К сожалению, вредные насекомые и грызуны не редкость в наших городах, учитывая, что они являются разносчиками вредных и крайне опасных заболеваний, таких как тиф, чума и пр., мы вынуждены бороться с непрошенными гостями всеми доступными средствами. Приходится констатировать, что попытки самостоятельной борьбы с насекомыми или грызунами, редко увенчивается успехом, вредители очень быстро приспосабливаются к среде обитания и к средствам борьбы с ними.

Профессиональная дезстанция по уничтожению насекомых и грызунов использует в своей работе исключительно сертифицированные препараты и оборудование, обладает техническими возможностями и навыками для работы на объектах любой сложности.

УНИЧТОЖЕНИЕ ПОСТЕЛЬНЫХ КЛОПОВ

Уничтожение клопов одно из основных направлений деятельности дезстанции. Мы умеем уничтожать постельных клопов быстро и навсегда. Наши специалисты обладают современными средствами борьбы с клопами которые либо совсем без запаха, либо имеют слабый запах, который выветривается в течении первых суток после обработки помещения, при этом все используемые нами препараты безопасны для человека и домашних животных, также стоит отметить, что все используемые нами средства от клопов обладают барьерной защитой, что помогает с большой степенью вероятности избежать повторного проникновения насекомых в ваше жилище из смежных помещений. Уничтожение домашних клопов туманом уместно при сложных, запущенных случаях, или высокой плотности предметов в помещении, ветхом состоянии жилья, при наличии деревянных обшивок и декоративных панелей, под которыми могут прятаться насекомые, в прочих случаях достаточно делать обычную обработку от клопов распылением или аэрозолью.

УНИЧТОЖЕНИЕ ТАРАКАНОВ

Уничтожение тараканов производится препаратами без запаха и красителей, т.е. при обработке помещений вы не рискуете испортить новый ремонт или дорогостоящие вещи. Эффективность уничтожения тараканов и других насекомых зависит не только от того какие препараты вы используете, но и от того насколько правильно и тщательно вы подготовили помещение к обработке и насколько верно вы соблюдаете рекомендации по эксплуатации помещения после обработки. На данные факты нужно обратить внимание при самостоятельном уничтожении тараканов или клопов.

УНИЧТОЖЕНИЕ ГРЫЗУНОВ

Борьба с крысами и мышами это вообще отдельная история, многие думают, что если «что-нибудь» посыпать или «куда-нибудь» поставить, то это решит все проблемы. Во первых, яды от грызунов очень опасны для человека и домашних животных, прежде чем их применять нужно иметь понимание о технике безопасности использования данных материалов и неукоснительно ее исполнять. Во вторых, грызуны крайне умные и хитрые создания, они распознают приманки и ловушки и никогда больше не подойдут к такого рода предметам и запахам, уничтожение крыс и мышей это целая наука, если вы не знаете ее, вы не сможете убрать проблему, а вот навредить себе и домашним животным наверняка. Уничтожение грызунов лучше доверить профессионалам.

ГАРАНТИИ

Санэпидемстанция проводя работы на вашем объекте или участке гарантирует:

  • результат;
  • конфиденциальность нашего присутствия и работ;
  • безопасность для людей и домашних животных;
  • оперативность;
  • особый подход к каждому объекту;
  • информационную профессиональную поддержку.

дезинсекция дератизация дезинфекция цены на услуги гарантия

продажа препаратов в розницу

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА — одна из основных служб советского здравоохранения, обеспечивающая разработку, проведение и координацию санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья населения от влияния вредных факторов окружающей среды, улучшение санитарно-гигиенических условий труда, быта, обучения, санитарную охрану территории.

С.-э. с. в нашей стране впервые была создана после Великой Октябрьской социалистической революции. Экономическая слабость царской России, господство помещиков и капиталистов, отсталость системы здравоохранения исключали эффективное решение вопросов охраны здоровья населения. До 90-х гг. 19 в. санитарные и противоэпидемические мероприятия проводились в ограниченном объеме, преимущественно при возникновении эпидемий. Если при этом создавались учреждения санитарно-эпидемиологического профиля, то по ликвидации эпидемии их обычно расформировывали. С конца 19 — начала 20 вв. постепенно стали вводиться должности санитарных врачей (см. Санитарный врач), появляются губернские и уездные земские санитарные бюро (см. Земская медицина). К 1913 г. сан. служба насчитывала номинально немногим более 230 сан. врачей в 21 губернии из 40, в которых имелись земства. Незначительное развитие получила сан. служба и в городах, где мед. обслуживание населения находилось в ведении городских самоуправлений. Так, по состоянию на 1914 г., из 224 городов в 138 не было сан. организаций; только в 53 городах имелись химико-бактериологические лаборатории.

После Великой Октябрьской социалистической революции сразу же начинает создаваться С.-э. с. 11 июля 1918 г. был создан Народный Комиссариат здравоохранения РСФСР (см. Министерство здравоохранения), в системе к-рого была организована санитарно-эпидемиологическая секция. Охране здоровья народа уделяется большое место в программе РКП(б), принятой VIII съездом в марте 1919 г. В ней сказано, что основой своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП(б) считает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний (см. Здравоохранение). В соответствии с этим РКП(б) в интересах трудящихся ставила своей ближайшей задачей решительное проведение широких сан. мероприятий, слагающихся из оздоровления населенных мест (охрана почвы, воды, воздуха), организации общественного питания на научно-гигиенических началах, проведения мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней, создания санитарного законодательства.

В 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «О санитарной охране жилищ». В 1922 г. декретом СНК РСФСР «О санитарных органах республики» была установлена структура сан. организации, узаконена система сан. надзора в стране, определены права и обязанности сан. врачей. В 1927 г. СНК РСФСР принял постановление «О санитарных органах республики». Этим положением на сан. организацию возлагались: сан. охрана воды, воздуха и почвы, населенных мест, жилищ и мест общественного пользования, пищевых продуктов и т. д.; предупреждение заразных болезней и борьба с ними, организация противоэпидемических мероприятий; борьба с социальными болезнями и с профессиональной заболеваемостью и смертностью; охрана здоровья детей и подростков; сан. охрана и содействие развитию физической культуры; проведение мероприятий по сан. просвещению; участие в сан. охране труда.

Важным этапом в развитии С.-э. с. явились постановление ЦИК и СНК СССР от 23 декабря 1933 г. «Об организации Государственной санитарной инспекции» в союзных республиках, постановление СНК СССР от 26 июля 1935 г. о Всесоюзной государственной санитарной инспекции, способствовавшие совершенствованию санитарно-гигиенического и эпидемиологического обслуживания населения (см. Санитарная инспекция), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) и «О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения» (1982), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», являющиеся основой дальнейшего последовательного укрепления и развития С.-э. с.

В условиях социалистического государственного устройства охрана народного здоровья является не только ведомственной функцией органов здравоохранения, но обеспечивается всей системой социально-экономических мероприятий об-ва. Выполнению этой важнейшей задачи способствует санитарное законодательство (см.), гарантирующее независимость санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении государственного санитарного надзора (см.).

С.-э. с. проводит предупредительный и текущий сан. надзор на обслуживаемой ею территории, организует санитарно-профилактические мероприятия (см.) и противоэпидемические мероприятия (см.), направленные на профилактику конкретных инф. заболеваний и ликвидацию возникших эпидемических очагов (см.), контролирует выполнение мер по оздоровлению условий труда и быта населения, охране воды, воздуха и почвы от загрязнения, обеспечению нормальных условий развития детей и подростков, рационального питания населения (см. Сбалансированное питание), организует и ведет пропаганду мед. и гиг. знаний среди населения (см. Санитарное просвещение).

Для повышения действенности и эффективности государственного сан. надзора С.-э. с. использует разработанные профильными научно-исследовательскими ин-тами сан. нормы и правила, утвержденные органами государственной власти. В рамках предупредительного и текущего сан. надзора при контроле за состоянием воздушной среды населенных мест, открытых водоемов, а также гиг. норм питания используется более 700 гиг. нормативов, определяющих предельно допустимые концентрации вредных веществ (см. Нормативы гигиенические, Предельно допустимые концентрации). В связи с развитием промышленности, базирующейся на атомном энергообеспечении, разработана научно обоснованная система гиг. норм и сан. правил, гарантирующая безопасность лицам, работающим с источниками ионизирующих излучений (см.).

При участии С.-э. с. на основе достижений отечественной и мировой гиг. науки созданы сан. нормы и правила проектирования, строительства и эксплуатации промышленных предприятий и жилых строений. В связи с этим постоянно контролируется состояние отопления (см.), вентиляции (см.) и кондиционирования воздуха (см.), естественного и искусственного освещения (см.), водоснабжения (см.) и канализации (см.). Работники С.-э. с. осуществляют постоянный надзор за тем, чтобы уровень шума (см.), вибрации (см.), ионизирующего излучения не превышал предельно допустимого, следят за микроклиматом (см.) производственных помещений и т. п.

В результате соблюдения перечисленных и ряда других норм и правил, несмотря на рост промышленного производства и увеличение числа людей, занятых в различных его сферах, за 5 лет (с 1970 по 1975 г.) уровень профессиональной заболеваемости снизился на 24 % .

Многочисленные сан.-гиг. нормы и правила, соблюдение к-рых в процессе обучения, трудовой деятельности и в быту обеспечивает сохранение здоровья населению страны, оформляются в виде государственных стандартов. Они разрабатываются на основе научных исследований, проводимых в научно-исследовательских ин-тах и на кафедрах гиг. профиля мед. ин-тов в рамках проблемы союзного значения «Научные основы гигиены окружающей среды».

Одним из важных направлений в работе С.-э. с. являются также вопросы гигиены питания (см.). В число этих вопросов, наряду с контролем доброкачественности пищевых продуктов, входит организация рационального, сбалансированного в качественно-количественном отношении питания населения. Широкая химизация сельского хозяйства обусловила необходимость создания научно обоснованных нормативов, препятствующих загрязнению пищевых продуктов химикатами.

Успехи, достигнутые советским здравоохранением в борьбе с инф. заболеваемостью населения, позволили использовать накопленный опыт профилактической и противоэпидемической работы в программе ВОЗ по ликвидации оспы в мире, а в 70—80-е гг.— в разработке и реализации расширенной программы иммунизации.

Руководит деятельностью С.-э. с. страны главный государственный санитарный врач СССР — заместитель министра здравоохранения СССР, а в союзных и автономных республиках, областях, краях, городах, р-нах соответственно — главные государственные санитарные врачи министерств здравоохранения союзных республик, АССР, областей (краев), р-нов (см. Главный государственный санитарный врач).

См. также Охрана окружающей среды, Продовольственная программа, Санитарная охрана атмосферного воздуха, Санитарная охрана водоемов, Санитарная охрана почвы.

П. Н. Бургасов, А. А. Сумароков.

Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства

За соблюдением санитарного законодательства осуществляются следующие виды надзора и контроля:

• государственный;

• ведомственный;

• общественный.

Государственный надзор и контроль осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, а именно:

• Департамент санитарно-эпидемиологического надзора в составе Минздрава России (Госсанэпиднадзор). Положение о Санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено по­станов-лением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554. Госсанэпид­надзор России осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением сани-тарного законодательства предприятиями, должностными лицами и гражданами. Разрабатывает и утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. Госсанэпиднадзор России проводит также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию новых иммуно-биологических препаратов и дезинфекционных средств. Службу возглавляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ — главный государствен-ный санитарный врач РФ. Начальник Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ и его заместители являются заместителями главного государственного санитар-ного врача РФ.

• Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социаль­ного развития РФ. Положение о Федеральной инспекции труда утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. №78. Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Деятельностью федеральной инспекции труда руково­дит заместитель Министра труда и социального развития РФ — главный государственный инспектор труда РФ. В соответствии с Постановлени­ем Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 при Министерстве труда и социального развития РФ создан Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, руководитель которого является заместителем главного государ­ственного инспектора РФ.

• Государственная экспертиза условий труда. Положение о Государ­ственной экспертизе условий труда утверждено постановлением Со­вета Министров РСФСР от 3 декабря 1990 г. №557. На Госэкспертизу условий тру-да возложено осуществление государственного контроля за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и рабо-ту с вредными или опасными условиями труда. Подготовка предложений об отнесении отраслей к классу профессионального риска. Функции Всероссий-ской государственной экспертизы условий труда возложены на Минтруд России.

• Госстандарт осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ.

• Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности России (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президента РФ от 16 сентября 1993 г. № 636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, устанавливает критерии, правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности. Госатомнадзор России осуществляет надзор за обеспечением гарантий нераспространения ядерных технологий, материалов и их физической защиты.

• Правовые и технические инспекции труда центральных комитетов и советов профсоюзов со своей стороны осуществляют контроль за соблюдением санитарного законодательства.

• Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему органы прокуратуры.

Министерства и ведомства осуществляют ведомственный контроль на подчиненных им предприятиях. К ведомственному контролю отно­сится контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия.

Общественный контроль осуществляют профсоюзы или уполно­моченные общественные санитарные инспекторы на предприятиях, в учреждениях, организациях.