Если опоздал на поезд

Шпаргалка для пассажира: денежные компенсации при опоздании

Практически все люди знают о том, как поступать, если вылет самолета задерживают. Но расписание поездов также может быть нарушено по каким-либо причинам. Попасть в ситуацию, когда поезд опаздывает очень неприятно, а порой подобное может влечь за собой более серьезные последствия, поэтому каждый пассажир обязан знать, какими правами он обладает.

Поезд опоздал: как получить компенсацию?

Несмотря на то, что погода практически не влияет на передвижение поездов, также случаются неприятности с их опозданием. Если ваш поезд не прибыл на вокзал вовремя, вы можете рассчитывать на стандартную компенсацию в размере 3% от стоимости проездного документа за каждый час опоздания.

Поскольку стоимость билетов в фирменных поездах выше, компенсация исчисляется по иным формулам. Пассажир может рассчитывать на компенсацию в таком размере:

  • 25% от цены билета при условии, что состав опоздал не более, чем на 60 минут;
  • 50% от стоимости, если поезд задержался на 1-2 часа;
  • 100% цены проездного документа, если отправление поезда не произошло в течение 2 часов.

Если ваш поезд опоздал, вы можете рассчитывать на денежную компенсацию, но при условии, что у вас на руках будет документальное подтверждение. По прибытию состава обязательно обратитесь к дежурному станции за справкой, когда поезд приехал, с точным указанием времени (поминутно). В течение 45 дней вы можете написать претензию с просьбой вернуть денежные средства, подкрепив свои слова справкой.

Если задержка рейса привела к материальным убыткам или дополнительным расходам, например, возникла необходимость переночевать в гостинице, вы имеете право компенсировать их. На выплаты не стоит рассчитывать, если причина задержки не зависит от РЖД. К таковым можно отнести:

  • стихийные бедствия;
  • террористические акты;
  • забастовки на рельсах;
  • технические неисправности, которые могут привести к гибели людей, и так далее.

В любых форс-мажорных ситуациях, то есть в ситуациях, которые невозможно предвидеть, компенсации за опоздание не выплачивают, поскольку в таком случае нет вины компании или машинистов.

Что делать, если опоздал на поезд?

Если вы приобрели билеты на поезд, но по каким-то причинам опоздали или передумали ехать, так же можете частично вернуть потраченные средства.

Если вы обратитесь с кассу с желанием вернуть проездной документ более чем за 15 часов до момента отправления поезда, вы можете рассчитывать на возврат средств полном объеме. С вас взыскают только сервисный сбор. Если планы изменились и поездка откладывается, не упустите возможность вернуть потраченные деньги.

Если вы будете возвращать билет в момент, когда до отправления состава будет оставаться от 4 до 15 часов, помимо сервисных сборов, вам придется заплатить половину стоимость плацкарты (обычно составляет около 30% от всей цены). Если до отправления поезда осталось менее 4 место, то стоимость плацкарты вам не вернут, но все же большая часть денег вернутся в кошелек.

Если вы опоздали на поезд, не спешите расстраиваться, поскольку вы и в этом ситуации можете вернуть стоимость билета, правда, без плацкарты (около 25-30%). Если опоздание на поезд вызвано серьезной причиной (от болезни до аварии), вы можете воспользоваться правом проезда в течение 3 суток. Важную причину опоздания нужно подкрепить документом (справкой, больничным и так далее).

Если вы вышли на станции и пропустили отправление поезда, сразу же отправьтесь к дежурному станции. Он свяжется с составом, и ваши вещи будут оставлены на следующей станции (при условии, что время остановки 10 или более минут). Продолжить путешествие к своим вещам, а после и к пункту назначению вы сможете на другом поезде, причем абсолютно бесплатно. Зная свои права, вы сможете вернуть финансовые средства, если поезд задержался или сами опоздали к моменту отправления.

Как быть, если вы опоздали на поезд?

В «Правилах перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» говорится следующее:

«Пассажир имеет право при проезде в поезде дальнего следования возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты* вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая, в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет)». (раздел III, ст. 42)

Те же права пассажира обозначены в Уставе железнодорожного транспорта (ст. 83), то есть, в случае возникновения спорных ситуаций ссылаться можно на два документа.

*Плацкарта в данном случае — это стоимость собственно занимаемого места (цена билета складывается из трех частей: стоимость билета, плацкарта, тарифная часть).

Отметим, что тут есть две большие группы обстоятельств, которые дают право на возобновление действия билета:

  1. Опоздание не более, чем на 12 часов. По истечению этого срока билет можно только сдать.
  2. Наличие форс-мажорных обстоятельств: болезнь, несчастный случай продлевают этот срок до 5 суток.

Возобновить действие билета можно только на тех основаниях, что пассажир поедет на таких же условиях, какие предполагал первоначальный билет (тип вагона и места, например), у того же перевозчика, у которого покупался оригинальный билет.

Как вернуть невозвратный билет на самолет?

Важно! Возобновить действие билета можно только на той станции,с которой должен отправляться поезд, на который у пассажира билет приобретен.

Опоздали на поезд? Не паникуйте!

На всё про все 12 часов

По закону возврат билета разрешен в течение 12 часов с момента отправления поезда. Это касается дальних маршрутов. Но практика показывает, что проще всего оформляется возврат, если еще не прошло 3 часов с момента отправления поезда, на который вы, по несчастливому стечению обстоятельств, не успели.

Для сдачи билета из документов потребуется собственно сам билет (или номер электронного билета) и удостоверение личности гостя.

По прошествии 3 часов с момента отправления поезда оформляется претензионный возврат. Суть его в следующем. Гость пишет заявлением с соответствующим текстом. Перевозчик рассматривает этот документ в течение 30 дней. После вынесения решения по нему в течение 7–30 дней часть стоимости билета перечисляется заявителю. Кстати, в претензионном порядке придется оформлять возврат и в том случае, если вы делаете его на станции, отличной от пункта отправления.

И еще один важный нюанс. Если вы опоздали на поезд, следующий за рубеж (например, в одну из стран СНГ), то на возврат у вас всего 60 минут после отправления состава. Электронные билеты на такие поезда вернуть невозможно.

Расширенные возможности возврата

Дополнительное время для возврата билетов предоставляется гостям, которые не сели в свой вагон по уважительной причине, например, в результате аварии, несчастного случая, внезапной болезни. Действующим законодательством закреплен пятидневный срок оформления возврата.

Что нужно, чтобы вернуть часть стоимости билета? Обратитесь в кассу вокзала с билетом и паспортом, с подтверждением уважительной причины опоздания на поезд. В качестве подтверждения может выступать протокол ГИБДД, справка из больницы и т.п.

Когда билет вернуть невозможно?

Действующим законодательством не предусмотрен возврат билетов на:

  • пригородные электрички

  • поезда в дальнее зарубежье (в Европу, например)

Учитывайте это при расчете времени на дорогу на вокзал. Опоздание из-за собственной нерасторопности в таком случае – гарантированная потеря денег!

Сколько вернут денег?

А теперь о главном. Сколько же можно получить денег при возврате билета? Согласно действующим правилам, из общей суммы, уплаченной пассажиром при покупке билета, вычитаются:

  • комиссия платежного сервиса, если билет приобретен на другом ресурсе (на сайте ТКС билеты в продаже без комиссии)

  • сбор за сдачу билета

  • оплата плацкарты

Последняя представляет собой оплату за место в вагоне. Размер плацкарты доходит иногда до 75% стоимости билета. В среднем гостю, опоздавшему на поезд и сдавшему билет, удается вернуть до половины его стоимости.

Как минимизировать риск опоздания? Здесь все довольно просто:

  • Рассчитывайте время на дорогу с запасом

  • Вызывайте заранее такси

  • Если едете на вокзал на своей машине, позаботьтесь заранее о заправке бака и соблюдайте ПДД во избежание проблем с постовыми

  • Если вы плохо ориентируетесь на вокзале, теряетесь, нервничаете, попросите кого-нибудь из родных или друзей проводить вас