Естественных монополий

Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм. Функция издержек для случая подобной технологии характеризуется свойством субаддитивности: TC(∑Qi) < ∑TC(Qi), издержки производства данного объема меньше, когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими.

Причинами возникновения естественной монополии могут быть:

• особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска (экономию от масштаба);

• экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;

• недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Многопродуктовые фирмы — естественные монополии существуют в таких отраслях, как электроэнергетика, железнодорожные перевозки, телефонные услуги. Помимо собственно производства различных продуктов и предоставления разных услуг, фирмы могут считаться многопродуктовыми (и в особенности это касается телефонных компаний) благодаря тому, что предоставляемые в разное время услуги могут рассматриваться в качестве продуктов-несовершенных заменителей.

Для многопродуктовой фирмы различают два вида средних издержек:

• средние издержки производства товарного набора

где k — число товаров в наборе; Qi — объем выпуска 1-го товара;

• средние издержки производства товара

где q — объем производства всех остальных товаров.

Для многопродуктовой фирмы могут быть характерны два вида экономии:

· экономия на масштабе производства всего товарного набора или экономия на разнообразии (при увеличении числа товаров в наборе совокупные издержки товарного набора увеличиваются в меньшей пропорции), что ведет к снижению средних издержек производства товарного набора. Экономия на разнообразии порождается положительными внешними эффектами одновременного использования ресурсов при производстве различных товаров;

· экономия на масштабе производства каждого конкретного товара благодаря положительной отдаче от масштаба.

Однако даже если единственная фирма способна производить выпуск, удовлетворяющий весь рыночный спрос, более эффективно (с более низким уровнем средних издержек), это не означает, что она всегда в состоянии одновременно предотвратить вход потенциальных конкурентов, удовлетворить всех платежеспособных покупателей и покрыть свои затраты. Барьер входа, возникающий благодаря относительному преимуществу в издержках, обеспечивает устойчивость естественной монополии только в том случае, если необратимые издержки входа достаточно высоки, а время, необходимое потенциальному конкуренту для проникновения на рынок, продолжительно. Такая естественная монополия называется устойчивой.На устойчивость и неустойчивость естественной монополии оказывает существенное воздействие государственное регулирование.

Annashtoltz’s Blog

Тест № 5

1. Примером естественной монополии является:

А) ОПЕК — международный нефтяной картель.

Б) Корпорация IBM.

B) Московский банк “Гермес”

Г) Издательство “Известия”.

Д) Городской метрополитен.

А) Повысить цену и увеличить объем выпуска.

Б) Повысить цену и уменьшить объем выпуска.

В) Повысить цену и сохранить прежний объем выпуска.

Г) Снизить цену и увеличить объем выпуска.

Д) Снизить цену и уменьшить объем выпуска.

3. Ценовая дискриминация- это:

А) Продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям.

Б) Различие в оплате труда по национальности или полу.

В) Эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары.

Г) Повышение цены на товар более высокого качества.

Д) Все предыдущие ответы неверны.

4. В 1992г. отрасль А функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 1993 г. фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате все участники отраслевого картеля получили в 1993г. экономическую прибыль на 10 млн. больше, чем в 1992г. Экономическая прибыль картеля в 1993 г. составляла:

А) 0 Г)Более 10 млн.

Б) Менее 10 млн. Д)Для ответа недостаточно информации.

В)10 млн.

5. На долгосрочном временном интервале:

А) Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль.

Б) Фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль.

В) Высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли.

Г) Олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль.

Д) Все предыдущие утверждения верны.

6. Олигополия-это рыночная структура, где оперируют:

А) Большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.

Б) Большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.

В) Небольшое количество конкурирующих фирм.

Г) Только одна крупная фирма.

Д) Только один крупный покупатель.

7. Используя информацию, представленную на рисунке, ответьте на следующие вопросы:

А) Какой тип фирмы адекватно представлен на рисунке?

Б) Если эта фирма не подлежит государственному регулированию, то какую цену и объем запуска она выберет, чтоб получить максимальную прибыль?

В) Если правительство законодательно устанавливает цену для фирмы, равную предельным издержкам, то какие значения цены и объема соответствуют этой ситуации? Какие убытки будет нести при этом фирма?

Г) Если правительство законодательно устанавливает цену для фирмы, равную средним издержкам, то какие значения цены и объема соответствуют этой ситуации?

whattaktak

Монополия (от греческого «моно» — один и «полео» — продаю) — ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец, предлагающий свою продукцию. Потребители вынуждены либо приобретать продукцию у монополиста, либо обходиться без нее.
Безусловно, такая ситуация выгодна продавцу, поскольку отсутствие конкурентов позволяет ему строить свое поведение на рынке, ориентируясь только на спрос. Такое единоначалие позволяет монополисту осуществлять ценовой диктат. Однако это не означает, что фирма-монополист назначает на свою продукцию максимально высокую цену. Наибольшая цена в соответствии с законом спроса связана с наименьшим объемом, а монополист исходит из оптимального для себя соотношения цены и объема.

Для существования монополии необходимо, чтобы другие продавцы не могли появиться на этом рынке. То есть должны быть серьезные барьеры, препятствующие появлению на рынке конкурентов.
Кроме того, продукция монополиста не должна иметь близких заменителей. Уникальность продукта вынуждает покупателей обращаться к монополисту.
Примеров монополии в современной экономике множество. Существуют мировые монополии, например знаменитая компания «Де Бирс», обеспечивающая почти все предложение алмазов на мировом рынке. Существуют монополии в масштабах государства, например «Газпром» или РАО ЕС — известные российские монополии. Существуют монополии и еще меньшего масштаба, скажем, в пределах города — городская телефонная сеть, городской муниципальный транспорт. В небольшом населенном пункте единственный магазин или ателье также представляют собой монополии.
Различают монополии естественные и создаваемые за счет искусственных барьеров. Так, московский метрополитен — пример естественной городской монополии. Даже если кому-нибудь пришло бы в голову создать для альтернативы второй метрополитен, это оказалось бы технически неосуществимо. А, к примеру, «Мосгортранс» — искусственная монополия. Создать конкурирующую транспортную компанию вполне возможно, но государственным структурам удобнее, чтобы услуги по перевозке городских пассажиров предоставлялись одним предприятием. Так легче регулировать маршруты и ценовую политику.
Наконец, существуют временные или открытые монополии. Такими монополиями можно считать фирмы, выступившие на рынке с принципиально новым товаром. До тех пор пока другие производители не начали выпускать такой же товар, фирма-лидер является монополистом. Как только подобный товар начинает производить кто-то еще, лидер теряет свое монопольное положение.
Например, изобретатель растворимых супов Юлиус Магги был монополистом на рынке до тех пор, пока другие производители по его примеру не начали производить похожие супы.
Итак, продавцу выгодно быть монополистом. Но такая ситуация совсем не выгодна покупателям. Практика показывает, что на монопольном рынке устанавливается наиболее высокая по сравнению с другими моделями рынка цена товара. Власть монополиста над ценой слишком высока, а у покупателей нет возможности выбора. Поэтому в большинстве развитых стран действует антимонопольное законодательство, в соответствии с которым государство определяет те сферы деятельности, где возможны монополии. А во всех остальных отраслях проводится политика, препятствующая возникновению монополий. Как только становится ясно, что какая-либо отрасль экономики приближается к состоянию монополии, государство предпринимает шаги, препятствующие монополизации. Это может быть запрет на слияние предприятий или специальное создание предприятий-конкурентов.
К примеру, до конца Второй мировой войны все производство алюминия США было сосредоточено на предприятиях одной фирмы. Для разрушения монопольной ситуации государство выделило из бюджета субсидии на создание двух конкурирующих фирм.
Говоря о монопольном рынке, нельзя не сказать и об обратной ситуации. Помимо власти одного продавца, на рынке может существовать власть одного покупателя. Рынок, на котором присутствует только один покупатель, называется монопсонией. Такая рыночная ситуация встречается достаточно редко и, как правило, на рынках товаров, удовлетворяющих производственные потребности. Монопсонист, как и монополист, будучи единственным на рынке, может диктовать цену, только уже не покупателям, а продавцам.
Скажем, единственный в области целлюлозо-бумажный комбинат приобретает древесину. Лесозаготовительные организации могут продать древесину только этому комбинату и, соответственно, зависят от того, по какой цене комбинат станет ее приобретать. А единственный в городе крупный завод диктует цену на труд специалистов, поскольку он является единоличным покупателем рабочей силы определенной квалификации. Значит, эти специалисты будут вынуждены продавать свой труд за ту цену, которую назначит завод.Tags: монопсонист

Монополия на рынке

Под термином «монополия на рынке» понимают ситуацию, при которой все предложение услуг или товаров сосредоточено в руках единственного производителя/продавца. Новым фирмам при такой структуре рынка из-за наличия барьеров, созданных законодательным или искусственным путем, практически невозможно войти в определенную отрасль.

Причины возникновения монополии на рынке:

  • барьеры законодательного характера для осуществления деятельности (сертификация, лицензирование);

  • слияние/поглощение компаний (крупная компания приобретает мелкую фирму, таким образом, устраняя конкуренцию);

  • внешнеэкономическая политика государства, которое действует в интересах отечественного производителя, защищая последнего от иностранной конкуренции на рынке;

  • желание предприятий получить высокий доход.

Чистая монополия — что это?

Данный тип структуры рынка — достаточно редкое для хозяйственной практики явление. Такая монополия предполагает, что покупатели вынуждены покупать определенные товары у конкретного предприятия-монополиста, поскольку оно производит продукцию, которая не имеет аналогов.

Чистая монополия представлена отраслями коммунального хозяйства (водо-, тепло-, электро- и газоснабжение).

Монополия на рынке: основные виды

Монополия на рынке классифицируется на следующие разновидности:

    • Монополия закрытого типа (государственная) — наиболее устойчивая форма монопольной власти, поскольку надежно защищена от конкуренции юридическими правилами. Прибыль предприятия-монополиста в такой ситуации обычно невысока, так как чаще всего предоставление исключительных прав сопровождается определенными ограничениями как в плане установления стоимости на товар, так и в отношении к норме дохода.

    • Монополия открытого типа — тип структуры рынка, при котором обладание монопольной властью является, прежде всего, результатом достижений самой компании (установлены авторские права на новый продукт или технологию). Именно при таком типе рыночной структуры, которая носит в основном временный характер, компания-монополист может рассчитывать на самую высокую прибыль, поскольку обладает отличной возможностью полностью реализовать свою монополистическую власть в условиях полного отсутствия конкуренции.

    • Монополия естественная — тип структуры рынка, при котором только одно предприятие обеспечивает весь рыночный спрос при наименьших издержках. Такой монопольной властью в основном обладают компании, которые имеют в своем распоряжении не воспроизводимые свободно, редкие элементы производства (земельные участки особого типа под виноградники, редкие металлы и др.). Государство заинтересовано в развитии такой рыночной структуры, поэтому может всячески поддерживать ее.

    • Монополия двухстороннего типа — ситуация на рынке, при которой монопольная власть производителя/продавца внезапно сталкивается с монопольной силой фирмы-покупателя. Поскольку обе стороны имеют определенную рыночную власть, то договорная стоимость и количество товара будут всегда находиться между предложением фирмы-покупателя и продавца. Итог сделки в таком случае будет напрямую зависит от способности вести переговоры каждой из сторон. Данная модель монопольной власти чаще всего встречается на рынке вооружений.

    • Монополия искусственного типа — ситуация на рынке, при которой несколько предприятий объединяются с целью получения монополистических выгод. Данную модель монополии образуют такие формы, как картель, концерн, синдикат, трест, финансовая группа. Монополия искусственного типа чаще всего отличается недобросовестной конкуренцией. Монополисты для устранения неугодных фирм-конкурентов прибегают к хозяйственным бойкотам (отказ от любых связей с фирмой-аутсайдером), осуществлению демпинговых мер, маневрированию ценами (реализуют продукты мелким предприятиям по завышенной цене, а самым крупным — делают тайные скидки), спекуляции ценными бумагами на торговой площадке (то есть используют финансовые средства в борьбе), диверсификации, промышленному шпионажу.

Экономические последствия присутствия монополии на рынке

Распространение данной рыночной структуры может привести к следующим негативным последствиям:

  • нерациональному использованию ресурсов общества;

  • производственной неэффективности (фирме-монополисту намного выгодней реализовать меньший объем товара, но по более высокой стоимости, чего не сделал бы ни при каких условиях конкурирующий производитель);

  • неравенству в распределении прибыли (компания-монополист наживается за счет остальных слоев общества, поскольку имеет возможность согласно своему усмотрению назначать цены на товар);

  • высокому уровню производственных издержек;
  • отсутствию стимула к использованию наиболее эффективных технологий в процессе производства;
  • уничтожению конкуренции.