Европейская хартия

Европейская социальная хартия (далее Хартия) провозглашает права и свободы и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать соблюдение данных прав и свобод государствами-участ никами. Хартия, пересмотренная в 1996 году и вступившая в силу в 1999 году, постепенно заменяет собой первоначальную Хартию 1961 года.

Представленная ниже таблица показывает настоящее положение с подписанием и ратификацией Хартии.

Права, гарантируемые Хартией

Права, гарантируемые Хартией, затрагивают повседневную жизнь каждого:

Жилищные вопросы:

  • строительство жилья в соответствии с потребностями семьи;
  • сокращение числа бездомных;
  • доступ каждого к жилью, отвечающему санитарным нормам, по доступным ценам;
  • принцип равного доступа иностранных лиц к социальному жилью.

    Вопросы здpавоохранения:

  • доступное и эффективное медицинское обслуживание каждого;
  • политика, направленная на предупреждение заболеваний прежде всего путем защиты окружающей среды;
  • устранение рисков профессиональных заболеваний для того, чтобы гарантировать в законодательстве и на практике безопасные и здоровые условия труда.

    Вопросы образования:

  • запрещение работы лиц, не достигших 15 — летнего возраста ;
  • бесплатное начальное и среднее образование;
  • бесплатные службы профессиональной ориентации;
  • профессиональная подготовка и переподготовка;
  • доступ к высшему и университетскому образованию исключительно на основе личных способностей.

    Вопросы занятости:

  • социальная и экономическая политика, призванная гарантиро вать полную занятость;
  • право зарабатывать на жизнь свободно избранным трудом;
  • создание справедливых условий труда в плане продолжитель ности рабочего дня и размера вознаграждения ;
  • борьба против сексуальных домогательств и моральных унижений ;
  • запрет принудительного труда;
  • свобода создания профсоюзов и других организаций трудящихся для защиты своих экономических и социальных интересов; свобода каждого вступать или не вступать в такие организации;
  • поощрение совместных консультаций, коллективных переговоров, механизма примирения и добровольного арбитража;
  • право на забастовку.

    Вопросы социальной защиты:

  • право на социальное обеспечение, на социальную помощь и на социальные службы;
  • право на защиту от бедности и маргинализации;
  • принятие особых мер для защиты семьи и лиц пожилого возраста.

Вопросы свободы передвижения:

  • упрощение иммиграционного режима для европейских трудящихся;
  • право на воссоединение семьи;
  • право иностранцев-нерезидентов на получение экстренной помощи вплоть до их репатриации;
  • наличие процедурных гарантий в случае высылки из страны.

    Вопросы недискриминации:

  • право мужчин и женщин на равное обращение и равные возможности в области занятости;
  • гарантия недискриминации по признаку расы, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов, национальности, социального происхождения, состояния здоровья, принадлеж ности или непринадлежности к национальным меньшинствам в области всех прав, провозглашенных Хартией.

Европейский комитет по социальным правам

Европейский комитет по социальным правам (далее Комитет) следит за соблюдением взятых на себя государствами-участниками обязательств по Хартии. Его 12 независимых и беспристрастных членов избираются Комитетом министров Совета Европы сроком на 6 лет с правом продления полномочий еще на один срок. Комитет определяет с юридической точки зрения соответствует или не соответствует Хартии национальное положение в государстве-участнике (ст. 24 Хартии, дополненная Туринским Протоколом 1991 года).

Процедура контроля на базе национальных докладов

Ежегодно государства-участники представляют доклады , в которых они описывают исполнение принятых на себя обязательств по Хартии в законодательстве и на практике. Каждый доклад касается только принятых на себя государствами обязательств по Хартии.

Комитет анализирует доклады и решает вопрос соответствия или несоответствия национального положения Хартии. Данные решения называются «заключениями «. Они публикуются ежегодно.

В случае, если государство не предпринимает мер по устранению несоответствий Хартии, установленных Комитетом по социальным правам, Комитет министров Совета Европы направляет данному государству рекомендацию , в которой требует изменить положение в законодательстве или в законодательной практике. Работа Комитета министров подготавливается Правительственным комитетом , состоящим из представителей правительств государств-участников Хартии, которым помогают представители европейских социальных партнеров 1, наделенных статусом наблюдателей.

Справка по Европейской социальной хартии. Что такое Европейская социальная хартия

Европейская социальная хартия появилась по инициативе государств — членов Совета Европы и была подписана в Турине 18 октября 1961 года, а вступила в силу 26 февраля 1965 года. Она была пересмотрена (дополнена рядом положений) 3 мая 1996 года государствами-участниками.

Хартия является источником Европейского права.

Хартия содержит общие принципы, которыми должны руководствоваться государства-члены Совета Европы в своей социальной политике и предоставляет правовые гарантии экономических и социальных прав для лиц, находящихся под их юрисдикцией.

Порядок принятия Хартии государствами-участниками

Порядок подписания, ратификации, вступления ее в силу, территориального применения, отмены или изменения предусматривается 6 разделом самой Хартии, а также национальным законодательством.

Присоединение к Хартии не обязывает государство-участника обязательно выполнять все положения и позволяют выборочно подходить к определению социальных прав, имеющих для него обязательную юридическую силу.

Участник договора обязан согласиться минимум с шестью из девяти статей II части, а именно: право на труд (ст. 1), право на объединение (ст. 5), право на заключение коллективных договоров (ст. 6), право детей и подростков на защиту (ст. 7), право на социальное обеспечение (ст. 12), право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13), право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту (ст. 16), право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь (ст. 19) и право работников на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола (ст. 20). Кроме того, необходимо, чтобы общее число статей или пронумерованных пунктов II части, с которыми участник считает себя связанным, не могло быть меньше соответственно 16 (из 31) или 63 (из 83) 2.2

Некоторые страны при подписании и ратификации договора не включили в свои обязательства те его статьи и пункты, которые они сочли для себя невыполнимыми. В случае ратификации Хартии государство- участник имеет право ее денонсировать (расторгнуть) только в конце 5-летнего периода с момента вступления в Хартию с предварительным уведомлением Генерального секретаря Совета Европы.

Участие России в Хартии

Правительство России 14.09.2000 г. подписало Хартию. Однако, в соответствии с российским законом, для ее принятия Хартия должна быть ратифицирована Государственной Думой РФ.

Постановлением №150 от 24 февраля 2009 г. Правительство РФ одобрило Хартию и представило ее Президенту РФ, для того, чтобы он внес ее на ратификацию в Государственную думу РФ.

В случае ратификации Хартия как международный договор в соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и другими нормативными актами РФ будет иметь обязательное для России значение. Она станет составной частью правовой системы России и будет принята к исполнению властными и исполнительными органами, юридическими и физическими лицами. Хартия будет обязательна к применению российскими судами и как международный договор имеет преимущественное значение относительно национального законодательства.

Примечание. Россия является одной из 49 стран участниц в Совете Европы, однако в 2007 г. членство обошлось России в 25 миллионов евро из 180 миллионов общего бюджета СЕ, то есть Россия заплатила седьмую часть бюджета ЕС.

Кто и как будет контролировать исполнение Хартии

Хартия содержит действенный механизм контроля, согласно которому, каждые два года страна участник направляет в Совет Европы правительственный доклад о соблюдении ратифицированных положений Хартии. Кроме того, могут подаваться коллективные жалобы. Российская правовая система должна будет обеспечивать исполнение положений Хартии на территории России наряду с исполнением иного национального законодательства как путем применения действующего законодательства, так и путем изменения национального законодательства и приведение его в соответствие с положениями Хартии.

Какие последствия для России влечет ратификация Хартии

В законодательстве Российской Федерации имеется только часть правовых, социальных и экономических гарантий прав граждан, соответствующих требованиям Хартии.

Очевидно, что в настоящее время стандарты Европы не выполнимы, прежде всего в силу экономических причин, наиболее востребованные российским обществом социальные гарантии, касающиеся повышения уровня жизни граждан и условий труда и уровня его оплаты, требующие значительных финансовых вливаний.
Реализация некоторых статей и пунктов Хартии на территории России потребуют существенного изменения Российского законодательства, что повлечет значительные дополнительные расходы из федерального бюджета.

Часть положений Хартии, их содержание противоречат традиционной культуре народов России, религиозным установкам основных религиозных конфессий, не соответствуют Конституции Российской Федерации. Это касается, прежде всего, положений Хартии относительно социальных гарантий в области здоровья (ст. 11) и прав детей и молодежи на социальную, юридическую и экономическую защиту (ст. 17), которые затрагивают преимущественное право родителей на воспитание своих детей в избранной ими системе нравственных и религиозных ценностей путем введения обязательного сексуального просвещения в образовательных учреждениях (садах и школах) и реализацию в России системы ювенальной юстиции, которая направлена на ограничение прав родителей в отношении своих детей и ведет к распаду семьи.

Обязательное сексуальное просвещение

Так п. 2 статьи 11 Хартии предусматривает создание «консультативных и образовательных учреждений, имеющих целью содействовать укреплению здоровья населения и поощрению индивидуальной ответственности за свое здоровье». В рамках Европейских стандартов это означает обязательное сексуальное просвещение в школе и детском саду. Именно по этим положениям о состоянии сексуального просвещения в школе отчитываются перед Советом Европы все страны Восточной Европы, ратифицировавшие Хартию.

В России на сегодняшний день уже создана система сексуального просвещения в школе, однако она еще не повсеместна и не носит обязательного характера. Так, с 1996 по 2000 г. Министерством образования РФ при содействии ЮНЕСКО была реализована программа «Половое просвещение российских школьников», целью которой было внедрение элементов полового просвещения в базовые программы. На сегодняшний день элементы полового просвещения внедрены в предметы биология, Основы безопасности жизнедеятельности и ряд иных предметов и программ. Они не получили полной реализации в школе только в связи с активным противодействием данным программам Государственной Думой, принявшей в 1997 г. запрет на реализацию программ полового просвещения в школе и негативным отношением к подобным новациям Русской Православной Церкви и других основных конфессий.

Сексуальное просвещение в России в настоящее время реализуется не только через базовые школьные программы, но и через систему учреждений дополнительного образования и учреждений здравоохранения, такие как государственные службы планирования семьи, так и через дополнительные структуры, такие как клиники дружественные молодежи, консультативные центры,. Кроме того, в системе сексуального просвещения детей задействованы различные неправительственные организации, такие как РАПС, Российская сеть снижения вреда, Центры СПИДа, реализующие международные проекты типа «Глобус», «Холис» и др.

Данные учреждения, как правило, посещаются учащимися в массовом порядке без информированного согласия родителей, что сейчас еще обязательно для школы. Сами учреждения не допускают родителей к получению информации о реализуемых детям программах, их содержании и методах воздействия на детей. Это западные программы, мультфильмы, видеоролики, психологические тренинги по сексуальному просвещению, полученные из международных организаций или на основании двухсторонних соглашений, содержащие откровенно циничные физиологические сцены, сцены сексуального насилия, пропагандирующие беспорядочные половые отношений, под предлогом обучения детей «безопасному сексу». Кроме того, без учета индивидуальности ребенка, его здоровья и готовности к получению информации о половом развитии детям предлагаются контрацептивные средства, что подрывает репродуктивное здоровье девочек, развращает их сознание.

Родители многократно выражали протесты против насильственного сексуального просвещения, обращались в суды за защитой своих прав и прав детей. Однако так как указанные программы осуществляются скрытно от родителей, реально повлиять на их прекращение родители не в состоянии.

Ратификация Хартии придаст программам сексуального просвещения обязательный характер и лишит родителей возможности выбора системы воспитания, верующих родителей и детей лишит прав на свободу совести и вероисповедания. По существу, обязательное сексуальное просвещение лишает большую часть населения, не согласного с сексуальным просвещением в школе, возможности получения их детьми гарантированного бесплатного образования. Все изложенное ведет к социальной нестабильности, повлечет общественные протесты, раскол общества, отторжение его от власти.

Создание системы ювенальной юстиции

Европейские стандарты по социальной и юридической защите детей реализуются через систему ювенальной юстиции.

Реализация прав детей и молодежи на социальную, юридическую и экономическую защиту (ст. 17 Хартии) осуществляется согласно Хартии через сотрудничество с государственными и частными организациями в частности путем создания необходимых для этого служб». Система ювенальной юстиции, реализуемая в странах ЕС, противоречит российскому законодательству, а главное противоречит укреплению семейных устоев, укреплению детско-родительских отношений, ведет к расколу традиционной для России системы воспитания, основанной на авторитете родителей.

Так, одним из положений, реализуемых в ЕС, является принцип приоритета прав ребенка над иными правами человека. Так, реализуется к примеру, принцип запрета физических наказаний детей, который гарантируется применением санкций к родителям, нарушившим данный запрет, вплоть до лишения их родительских прав. Реализация санкций осуществляется специальными службами ювенальной юстиции, ювенальным судом. В настоящее время широко идет кампания, направленная на дискредитацию родителей в целом. В СМИ широко обсуждаются отдельные случае насилия родителей над детьми, которые представляются как широко внедренная в обществе система насилия над детьми, вызывающая необходимость жесткого контроля над родителями со стороны государства. Права детей, в свою очередь представляются как приоритетные над правами человека в целом, над правом родителей по своему усмотрению строить отношения в семье, в том числе, систему воспитания.

Ратификация Хартии приведет к нарушению конституционных права граждан России, разрушению традиционных нравственных устоев, вмешательство государства в дела семьи.

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

«Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)

  • Европейская социальная хартия
    • Преамбула
    • Часть I
    • Часть II
      • Статья 1. Право на труд
      • Статья 2. Право на справедливые условия труда
      • Статья 3. Право на охрану и гигиену труда
      • Статья 4. Право на справедливое вознаграждение за труд
      • Статья 5. Право на объединение
      • Статья 6. Право на коллективные переговоры
      • Статья 7. Право детей и молодежи на защиту
      • Статья 8. Право работающих женщин на охрану материнства
      • Статья 9. Право на профессиональную ориентацию
      • Статья 10. Право на профессиональную подготовку
      • Статья 11. Право на охрану здоровья
      • Статья 12. Право на социальное обеспечение
      • Статья 13. Право на социальную и медицинскую помощь
      • Статья 14. Право на социальное обслуживание
      • Статья 15. Право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества
      • Статья 16. Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту
      • Статья 17. Право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту
      • Статья 18. Право на занятие приносящей доход деятельностью на территории других Сторон
      • Статья 19. Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь
      • Статья 20. Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола
      • Статья 21. Право на информацию и консультации
      • Статья 22. Право на участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды
      • Статья 23. Право лиц пожилого возраста на социальную защиту
      • Статья 24. Право на защиту в случае увольнения
      • Статья 25. Право работников на защиту их претензий в случае неплатежеспособности работодателя
      • Статья 26. Право работника на защиту своего достоинства в период работы
      • Статья 27. Право работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение
      • Статья 28. Право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях
      • Статья 29. Право работников на информацию и консультации в случае массовых увольнений
      • Статья 30. Право на защиту от бедности и социального отторжения
      • Статья 31. Право на жилье
    • Часть III
      • Статья A. Обязательства
      • Статья B. Связи с Европейской социальной хартией и дополнительным Протоколом 1988 года
    • Часть IV
      • Статья C. Контроль за осуществлением обязательств, содержащихся в настоящей Хартии
      • Статья D. Коллективные жалобы
    • Часть V
      • Статья E. Запрет дискриминации
      • Статья F. Отступление от выполнения обязательств в случае войны или национальной угрозы
      • Статья G. Ограничения
      • Статья H. Отношения между Хартией и внутренним правом или международными соглашениями
      • Статья I. Выполнение взятых на себя обязательств
      • Статья J. Поправки
    • Часть VI
      • Статья K. Подписание, ратификация и вступление в силу
      • Статья L. Территориальное применение
      • Статья M. Денонсация
      • Статья N. Приложение
      • Статья O. Уведомления
  • Приложение. Сфера действия Европейской социальной хартии (пересмотренной) в отношении лиц, находящихся под ее защитой
    • Часть I, пункт 18 и часть II, статья 18, пункт 1
    • Часть II
      • Статья 1, пункт 2
      • Статья 2, пункт 6
      • Статья 3, пункт 4
      • Статья 4, пункт 4
      • Статья 4, пункт 5
      • Статья 6, пункт 4
      • Статья 7, пункт 2
      • Статья 7, пункт 8
      • Статья 8, пункт 2
      • Статья 12, пункт 4
      • Статья 13, пункт 4
      • Статья 16
      • Статья 17
      • Статья 19, пункт 6
      • Статья 20
      • Статьи 21 и 22
      • Статья 22
      • Статья 23, пункт 1
      • Статья 24
      • Статья 25
      • Статья 26
      • Статья 27
      • Статьи 28 и 29
    • Часть III
      • Статья A, пункт 1
      • Статья B, пункт 2
    • Часть V
      • Статья E
      • Статья F
      • Статья I
      • Статья J

Открыть полный текст документа

Европейская социальная хартия

(Резюме)

Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 года, которая вступила в силу 1 июля 1999 года, содержит в одном документе все права, гарантированные на основании Европейской социальной хартии 1961 года, Дополнительного протокола к ней от 1988 года, а также новые права и поправки, принятые Сторонами. Она постепенно заменяет первоначальный договор 1961 года.

Хартия гарантирует права и свободы, которые касаются всех людей в их повседневной жизни. Основные права, изложенные в Хартии, следующие:

Жилье:

  • доступ к нормальному и доступному жилью;
  • сокращение бездомности; жилищная политика, ориентированная на все категории лиц, находящихся в неблагоприятном положении;
  • процедуры по ограничению насильственного выселения;
  • равный доступ неграждан к социальному жилью и жилищным пособиям;
  • строительство жилья и жилищные пособия, связанные с потребностями семьи.

Здравоохранение

  • доступные, эффективные структуры охраны здоровья для всего населения;
  • политика предупреждения заболеваний, включая обеспечение здоровой окружающей среды;
  • искоренение рисков на рабочем месте для обеспечения того, чтобы здоровье и безопасность труда были предусмотрены законом и гарантированы на практике;
  • защита материнства.

Образование

  • бесплатное начальное и среднее образование;
  • бесплатные и эффективные службы консультирования в профессиональной сфере;
  • доступ к базовой подготовке (общее и профессиональное среднее образование), университетскому и неуниверситетскому высшему образованию, профессиональной подготовке, в том числе и к переподготовке;
  • специальные меры для иностранных граждан;
  • интеграция в школе для детей с инвалидностью;
  • доступ к образованию и профессиональной подготовке для лиц с инвалидностью.

Занятость

Свобода труда

  • запрет на насильственный труд;
  • запрет на найм детей в возрасте до 15 лет;
  • специальные условия труда для лиц в возрасте от 15 до 18 лет;
  • право на то, чтобы зарабатывать на жизнь благодаря свободно выбранной профессии.

Справедливые условия труда

  • экономическая и социальная политика, призванная обеспечивать полную занятость;
  • доступ к труду для лиц с ограниченными возможностями;
  • справедливые условия труда в отношении оплаты и продолжительности рабочего дня;
  • защита в случае увольнения;
  • защита от сексуальных и психологических преследований.

Коллективные права

  • свобода создавать профсоюзы и организации работодателей для защиты экономических и социальных интересов; индивидуальная свобода для принятия решений о том, присоединяться или не присоединяться к ним;
  • содействие совместным консультациям, коллективным договорам, примирению и добровольному арбитражу;
  • право на забастовки.

Юридическая и социальная защита

  • юридический статус ребенка;
  • обращение с молодыми правонарушителями;
  • защита от плохого обращения и домогательств;
  • запрет на любую форму эксплуатации (сексуальной или иной);
  • юридическая защита семьи (равенство супругов в семье и в отношении детей, защита детей в случае распада семьи);
  • право на социальное обеспечение, социальную помощь и социальные услуги;
  • право на защиту от бедности и социальной отчужденности;
  • защита детей;
  • специальные меры по уходу за пожилыми людьми.

Передвижение людей

  • право на воссоединение семьи;
  • право граждан покидать страну;
  • процессуальные гарантии в случае высылки из страны;
  • упрощение иммиграционных процедур.

Недискриминация

  • право женщин и мужчин на равное обращение и равные возможности в сфере занятости;
  • гарантия всем гражданам и иностранцам, законно проживающим и/или работающим в стране, что все права, изложенные в Хартии, применяются независимо от расовой принадлежности, пола, возраста, цвета кожи, языка, религии, взглядов, гражданства, социального происхождения, состояния здоровья или принадлежности к национальному меньшинству;
  • запрет на дискриминацию по признаку семейной ответственности;
  • право лиц с ограниченными возможностями на социальную интеграцию и участие в жизни общества.

У Хартии имеется контрольный механизм, основанный на презентации национальных докладов государствами-сторонами (Протокол 1991 года), а также система коллективных жалоб (Протокол 1995 года), который предусматривает, помимо прочего, возможность для профсоюзов и неправительственных организаций представлять коллективные жалобы.

Органом, несущим ответственность за мониторинг соблюдения государствами-сторонами Хартии, является Европейский комитет по социальным правам (ЕКСП).

Данный комитет состоит из 15 независимых, беспристрастных членов, которые избираются Комитетом министров Совета Европы на срок шесть лет, возобновляемый один раз.