Fca, что это?

Условия FCA по Инкотермс 2010: основная ответственность на покупателе

Перейти на список всех условий Инкотермс

В сфере международной торговли действуют Правила Инкотермс в редакции 2010 года – правила исполнения обязательств сторонами договора. До 1 января 2011 года при составлении соглашения о купле-продаже участники процесса ВЭД руководствовались Правилами Инкотермс 2000 года. В новой редакции появились два новых понятия: DAT и DAP, которые заменили практиковавшиеся до 2011 года термины DAF, DES, DEQ и DDU. Следовательно, в Инкотермс 2010 стало меньше правил: 11 вместо 13. Это – EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP, применяющиеся независимо от вида транспорта для перевозки, и FAS, FOB, CFR и CIF применительно к морским перевозкам и транспортировке грузов на внутреннем водном транспорте.

В данной статье мы рассмотрим термин FCA – Франко перевозчик.

Что означает FCA: расшифровка

Термин FCA используется при перевозке и расшифровывается как Free Carrier. Данное словосочетание дословно можно перевезти как «бесплатный» или «свободный» «перевозчик». При составлении договора применяется словосочетание «Франко перевозчик» (… название места). Если выразить простыми словами, термин означает, что обязательства продавца по отношению к товару сохраняются только до передачи им товара перевозчику, выбранному покупателем. Свобода в выборе покупателем логистической компании ничем не ограничена.

Франко – это место, где ответственность за сохранность и транспортировку товара полностью перекладывается на плечи покупателя.

Под словом «Перевозчик» можно понимать лицо, которое согласно договору поставки продукции обеспечит транспортировку груза на определенном контрактом виде транспортного средства или его комбинации.

В условиях и порядке поставки товара указывается, что «поставка товара по контракту осуществляется на условиях FCA – Free carrier/Франко перевозчик – «Инкотермс 2010». Также указывается пункт передачи товара, например, ООО «ЧИСТО» при экспорте моющих средств для кофемашин в Китай могло бы обозначить: «FCA д. 31, ул. Бестужева, г. Владивосток, Приморский край, Российская Федерация, Инкотермс 2010».

Дополнительная терминология для FCA

Обозначенное в контракте место поставки разграничивает обязательства продавца и покупателя по погрузке и разгрузке товара. Так, при поставке на территории, принадлежащей поставщику, ответственность за погрузочно-разгрузочные работы ложится на продавца, если в ином месте, то на покупателя. Разграничение обязанностей происходит с использованием дополнительных терминов. Так, когда нужно перевезти груз, объем которого полностью занимает все пространство вагона, машины, баржи, иного транспортного средства, то в договоре указывается:

  • FOT (free on truck) (при перевозке авто).
  • FIW (free in wagon) (ж/д перевозка).
  • FIB (free into barge) (перевозка на барже).

Когда требуется консолидация груза, то можно согласовать с продавцом организацию доставки товара до терминала, склада, порта, который указывается продавцом. И тогда применяется следующая терминология:

  • FT (free terminal) (терминал).
  • FOR (free on rail) (станция отправления).
  • FFB (free ferry berth) (паромный причал).

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Базис и условия поставки FCA

Базисные условия FCA по Инкотермс 2010 создают существенные условия покупателю для возможности выбора транспортного средства для доставки груза, построения логистической цепочки.

Перевозчиком может стать транспортная компания или любое доверенное лицо покупателя, с кем заключен контракт на оказание логистических услуг.

Покупатель может выбрать мультимодальную доставку, автомобильную, ж/д, на воздушном судне, поездом и т.д.

Если отгрузка происходит непосредственно на складе продавца, то последний несет все расходы по погрузке. Когда в качестве франко-места определены терминал или иное место, не принадлежащее на праве собственности или аренды поставщику, то расходы на погрузку должен оплатить покупатель.

В обязанность продавца вменена очистка груза от экспортных пошлин: условия FCA предполагают сдачу товара с приложением подтверждающего документа. После передачи груза ответственность за товар несет покупатель.

Таможенные расходы (на импорт) в стране получения также осуществляет покупатель.

Распределение рисков и обязанностей

Обязанности продавца и покупателя по правилам FCA четко разграничены.

Обязанности и риски продавца (поставщика)

В обязанность продавца вменено предоставление покупателю товара, счета-фактуры, иной документации, наличие которых обговорено в контракте.

Получить лицензию для экспорта продукции, иное свидетельство, выполнить таможенные формальности при вывозе, все это – задачи продавца.

Отсутствуют обязательства по страхованию и фрахту груза. Продавцу необходимо только предоставить товар компании-перевозчику в указанном в договоре месте, в установленные сроки и время. Поставку можно считать выполненной, если соблюден ряд условий:

  • Товар загружен в транспорт компании-перевозчика в помещении, принадлежащем продавцу.
  • Товар в транспортном средстве продавца готов к отгрузке в транспорт перевозчика, если франко-место расположено за территорией, собственником которой является продавец.

Продавец несет расходы, связанные с товаром до его поставки покупателю, а также оплачивает экспортные пошлины, налоги, иные сборы.

О поставке товара продавец должен известить покупателя должным образом.

Доказательствами поставки являются транспортные документы, в том числе в электронном виде, если стороны договора пришли к соглашению об использовании средств электронной связи.

Расходы на упаковку ложатся на продавца. Она должна быть надлежаще маркирована.

Продавец может оказать содействие покупателю в получении иных документов, которые нужны для импорта товара. Но только за счет последнего.

Обязанности и риски покупателя

Основная обязанность покупателя – в оплате полной стоимости товара согласно договору купли-продажи.

Кроме этого, будут следующие денежные расходы:

  • На покупку импортной лицензии, свидетельства, возмещение затрат на таможенные формальности при импорте.
  • Транспортировку груза от франко-места до места назначения.
  • Расходы, связанные с товаром, после его поставки на франко-место.
  • На транзитную перевозку через третьи государства.
  • На предпогрузочный осмотр груза.
  • Возмещение расходов продавца, если он помогал оформить договор перевозки.

Покупатель обязан принять поставку товара, если она выполнена согласно договору.

Покупатель извещает должным образом продавца о наименовании перевозчика, способе транспортировки, дате и сроках поставки товара для передачи перевозчику.

Кроме этого, покупателю за 10 дней до поставки товара нужно будет предоставить перевозчику следующие данные:

  • Наименование товара, его объем;
  • Полное и краткое наименование компании-грузоотправителя;
  • Дата и время загрузки, точный адрес места загрузки, например, склад продавца;
  • Полное наименование компании-грузополучателя и краткое;
  • Точный адрес грузополучателя. При отсутствии номера квартиры об этом должна быть соответствующая пометка;
  • Коды грузополучателя;
  • Коды железнодорожных станций при доставке ж/д путем;
  • Иные сведения, которые позволят перевозчику уложиться по срокам доставки.

Переход права собственности и рисков

Моментом перехода права собственности и исполнения обязательств продавцом считается завершение загрузки товара в транспортное средство перевозчика, если франко-место – склад поставщика, например. В ином случае права собственности на товар переходят покупателю при доставке до места загрузки на транспорт перевозчика, которое не принадлежит продавцу.

До этого момента все риски за товар несет продавец, после – покупатель.

В случае, когда покупатель не смог вовремя вывезти товар, то и переход рисков осуществляется с даты, когда он должен был организовать перевозку груза.

Кто оформляет CMR?

При перевозке товара по Европе нужно оформлять международную накладную CMR. В ней содержится информация о продавце, покупателе груза, виде товара, его весе и объеме.

Накладная заполняется отправителем груза, то есть продавцом. Инструкции и указания должна предоставить компания-перевозчик. За достоверность заполнения CRM продавец и перевозчик несут солидарную ответственность.

Что такое франко-перевозчик?

Термин «франко-перевозчик» в толковании Инкотермс 2010 означает доставку продавцом товара, прошедшего таможенную очистку, до франко-места и его передачу перевозчику, нанятому покупателем. В контракте данное понятие употребляется с указанием точного адреса загрузки товара.

Допустим, завод-производитель ООО «Элитный паркет» заключил контракт с покупателем из США. В условиях поставки место «франко-перевозчика» указывается так: «Пунктом передачи является склад ООО «Элитный паркет» по адресу: д. 10, стр. 3, ул. Сыромятническая Ниж., Москва, Российская Федерация», если это – территория продавца. Но можно указать и терминал в Домодедово, если покупатель определил по условиям fca эту территорию для передачи груза перевозчику. Тогда нужно оформить следующим образом: «Пунктом передачи является грузовой терминал аэропорта Домодедово по адресу: с. 7/1, Домодедово аэропорт, Московская обл., Российская Федерация».

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Договор поставки на условиях FCA

Предлагаем вашему вниманию готовый вариант международного договора поставки по условиям FCA. Образец составлен с учетом основных положений терминологии Инкотермс 2010 и в полной мере содержит обязательства и покупателя, и продавца. Если вам нужны консультации по представленному документу, мы готовы вам помочь. Образец контракта можно скачать без регистрации и бесплатно.

Цена на условиях FCA

При подписании двустороннего договора на поставку товара в цену на условиях FCA продавец включает следующие расходы:

  • Стоимость товара по факту;
  • Расходы на экспортные пошлины на таможне;
  • Расходы на доставку груза до места передачи перевозчику.

Когда заключается контракт международной купли-продажи товара, обе стороны внешнеэкономической деятельности должны как можно четче и детальнее прописать условия поставки. Указание свойств товара, обозначение типа транспортного средства, объема груза и другие данные позволят избежать задержек на таможне и дополнительных расходов на экспортные и импортные пошлины и сборы.

Функционально-стоимостный анализ

ФСА (функционально-стоимостный анализ) — метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами (качество функций) и затратами на достижения этих свойств. Метод разработал конструктор Пермского телефонного завода Ю. М. Соболев, но как самостоятельный метод ФСА был введен в широкую практику Л. Д. Майлзом (США). Относится к эвристическим методам.

Используется как методология непрерывного совершенствования продукции, услуг, производственных технологий, организационных структур. Применяется к уже известным объектам — подлежащим улучшению технической системе, технологическому процессу и т. д.

Метод ФСА

Суть метода — поэлементная отработка конструкции. Ю. М. Соболев предложил рассматривать каждый элемент конструкции в отдельности, разделив элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные. Из анализа становилось ясно, где «спрятаны» излишние затраты. Соболев применил свой метод на узле крепления микротелефона и ему удалось сократить перечень применяемых деталей на 70 %.

Задачей ФСА является достижение наивысших потребительских свойств продукции при одновременном снижении всех видов производственных затрат. Классический ФСА имеет три англоязычных названия-синонима — Value Engineering, Value Management, Value Analysis. Не следует путать метод ФСА, как это имеет место у некоторых авторов, с методом ABC (Activity Based Costing).

Сегодня в экономически развитых странах практически каждое предприятие или компания используют методологию функционально-стоимостного анализа как практическую часть системы менеджмента качества, наиболее полно удовлетворяющую принципам стандартов серии ИСО 9000.

Основоположники идеи ФСА

Лоуренс Д. Майлс, (США)

  • 1947 г. — организация в компании «Дженерал электрик» группы по созданию нового метода.
  • 1949 г. — первая публикация о методе.

Соболев, Юрий Михайлович, (СССР)

  • 1948 г. — первый успех в применении метода поэлементного анализа на Пермском телефонном заводе.
  • 1949 г. — первая заявка на изобретение, в основе которого лежал новый метод.

Основные идеи ФСА

  • Потребителя интересует не продукция как таковая, а польза, которую он получит от её использования.
  • Потребитель стремится сократить свои затраты.
  • Интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, а, следовательно, с различной эффективностью и затратами.
  • Среди возможных альтернатив реализации функций существуют такие, в которых соотношение качества и цены является оптимальным для потребителя.

Развитие ФСА в ТРИЗ

В процессе работ по созданию так называемой «Теории решения изобретательских задач», в ФСА был введен последовательный ряд специфических процедур, направленных как на более полное и глубокое изучение взаимосвязей между объектами и операциями в технической системе (ТС) или технологическом процессе, так и на сужение поля поиска элементов, изменение которых даст наибольший технико-экономический эффект. Существенно новым этапом, введенным в методику в период её широкого апробирования, стал учет и минимизация факторов расплаты, связанных с «улучшаемой» ТС социально-технических системах.

Термины и определения ФСА

Функция — проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии (воздействия или взаимодействии) на изменение состояния других материальных объектов.
Носитель функции — материальный объект, реализующий рассматриваемую функцию.
Объект функции — материальный объект, на который направлено действие рассматриваемой функции.
Полезная функция — функция, обусловливающая потребительские свойства объекта.
Вредная функция — функция, отрицательно влияющая на потребительские свойства объекта.
Нейтральная функция — функция, не влияющая на изменение потребительских свойств объекта.
Главная функция — полезная функция, отражающая назначение объекта (цель его создания).
Дополнительная функция — полезная функция, обеспечивающая совместно с главной функцией проявление потребительских свойств объекта.
Основная функция — функция, обеспечивающая выполнение главной.
Вспомогательная функция первого ранга — функция, обеспечивающая выполнение основной.
Вспомогательная функция второго ранга — функция, обеспечивающая выполнение вспомогательной функции первого ранга. Вспомогательные функции третьего и других более низких рангов — функции, подчиненные по отношению к функциям предыдущего ранга.
Ранг функции — значимость функции, определяющая её место в иерархии функций, обеспечивающих выполнение главной функции.
Уровень выполнения функции — качество её реализации, характеризующееся значением параметров носителя функции.
Требуемые параметры — параметры, соответствующие реальным условиям функционирования объекта.
Фактические параметры — параметры, присущие анализируемому объекту (существующему или проектируемому).
Адекватный уровень выполнения функции — соответствие фактических параметров требуемым.
Избыточный уровень выполнения функции — превышение фактических параметров над требуемыми.
Недостаточный уровень выполнения функции — превышение требуемых параметров над фактическими.
Модель объекта ФСА — условное представление объекта в графической или словесной (вербальной) форме, отражающее его существенные характеристики.
Компонентная модель — модель, отражающая состав объекта и иерархию (соподчиненность) его элементов.
Структурная модель — модель, отражающая взаимосвязи между элементами объекта.
Функциональная модель — модель, отражающая комплекс функций объекта анализа и его элементов.
Функционально-идеальная модель — функциональная модель, отражающая комплекс функций объекта, реализуемых минимальным числом материальных элементов.
Нежелательный эффект — свойства.
Техническое противоречие — недопустимое ухудшение в анализируемом объекте одного из параметров при улучшении другого.

Этапы выполнения метода

ФСА, основываясь на выявлении всех функций исследуемого объекта и соотнесении их с его элементами (деталями, узлами, сборочными единицами), нацелен на минимизацию полной стоимости выполнения этих функций. Для этого необходимо знать функциональную структуру объекта, стоимость отдельных функций и их значимость.

Стоимость функций включает затраты на материалы, изготовление, сборку, транспортировку и последующие обслуживание и утилизацию и т.п. (этот круг определяется целями задачи и жизненным циклом). Эффективны действия, направленные на совмещение выполнения одной частью изделия нескольких функций и на максимальную реализацию принципа ИКР (функция выполняется, а её носителя нет). На практике этому соответствует то, если стоимость нового объекта, совмещающего ряд функций, будет меньше суммарной стоимости объектов, выполнявших эти функции поврозь. Стоит отметить, что важнее искать ненужные и неэффективно работающие части изделия и отказываться от них, а не снижать их стоимость.

Для проведения анализа необходимо знание не только стоимости функций, выполняемых исследуемым изделием, но и стоимость выполнения аналогичных функций другими доступными деталями или узлами. Возможно назначение стоимости в виде сравнительных оценок – отталкиваться от стоимости исходной функции, принимаемой за единицу.

В первую очередь минимизируют стоимость выполнения главных функций. При этом качество функционирования изделия стремятся сохранить на прежнем уровне. Однако не следует упускать из внимания и вспомогательные функции, часто решающим образом определяющие спрос на выпускаемое изделие (например, внешняя привлекательность, удобство эксплуатации и т.п.). Это указывает на важность знания не только стоимости каждой функции, но и её ценности (значимости).

На стоимость функции влияют:

  • стоимость реализации принципа действия: энергетические затраты, доступность и стоимость материалов, последствия от побочных эффектов и т.д.;
  • структурные признаки: простота (технологичность) форм деталей, их взаимное расположение и количество (разнообразие) и т.д.;
  • параметрические характеристики: материалоемкость деталей, их размеры и качество поверхностей, точность изготовления и сборки и т.д.

Следует помнить, решение задачи методом ФСА конкретно и зависит от условий производства и применения исследуемого изделия. Например, на стоимость изделия влияют отличия в цене на электроэнергию в разных районах, имеющееся на данном заводе оборудование.

ФСА можно вести бессистемно с целью решения какой-то частной задачи. Например, рассматривается шероховатость некоторой поверхности. Почему здесь нужно такое качество поверхности? Нельзя ли его понизить (а, следовательно, заменить, допустим, шлифование точением) и что для этого нужно сделать или изменить?

Эффективное проведение ФСА включает выполнение следующих этапов:

  1. Планирование и подготовка: уточняется объект и цели (минимизация стоимости или повышение качества выполнения функции при сохранении прежней стоимости), формируется рабочая группа.
  2. Информационный: сбор сведений по условиям применения и изготовления изделия, требованиям к его качеству, возможным проектным решениям, недостаткам.
  3. Аналитический: составление функциональной структуры, определение стоимости и ценности отдельных функций, выбор направления работы.
  4. Поисковый: улучшение решения на основе привлечения эвристических, математических и экспериментальных методов, выбор лучших вариантов.
  5. Рекомендательный: оформление протоколов и рекомендаций по реализации предложений.

ФСА широко применяется для повышения конкурентоспособности выпускаемых изделий, «вылизывания конструкций», т.е. такого снижения стоимости изделия и улучшения его конструкции, чтобы не допустить (сделать экономически нецелесообразным) выпуск подобного по функциям и их качеству изделия конкурирующими фирмами. Так, в Японии 100% экспортируемых промышленных изделий подвергается ФСА.

Обычно на несовершенство конструкции и неосознанное применение ФСА указывают подаваемые в процессе выпуска продукции рацпредложения.

См. также

  • Теория решения изобретательских задач
  • Структура и функции ТРИЗ
  • Методы проектирования
  • Модель
  • Эвристика

Ссылки

  • ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ (ФСА)
  • НУЖНАЯ ИДЕЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ И В НУЖНОЕ ВРЕМЯ

Инкотермс 2010 условия поставки: FCA, DAP, EX-WORKS, CIF, FOB

C-ИНКОТЕРМС 2010

CFR (стоимость и фрахт)

CFR означает, что продавец должен оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный пункт назначения и риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы в связи с событиями, произошедшими после того, как товар был доставлен на борт судна, передается от продавца покупателю, когда товар переходит через поручни судна в порту судовладельцев.

Термин CFR требует, чтобы продавец проверил товары для экспорта. Этот термин может использоваться только для морского и внутреннего водного транспорта.

CIF (стоимость, страхование и фрахт)

CIF означает, что продавец доставляет товар на борт судна или приобретает уже доставленный товар.

Риск потери или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец должен заключить договор и оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения.

Продавец также заключает договор на страховое покрытие от риска потери или повреждения товара во время перевозки. Покупатель должен отметить, что в соответствии с CIF продавец обязан получить страховку только при минимальном покрытии. Если покупатель желает получить дополнительную страховую защиту, ему необходимо либо четко договориться с продавцом, либо заключить собственные дополнительные договоренности о страховании.

РАЗНИЦА МЕЖДУ CIF И CFR

Разница между этими двумя Инкотермс заключается в том, что в соответствии с термином CIF продавец должен застраховать товар, тогда как в соответствии с Инкотермс CFR покупатель несет эту ответственность. CFR используется, когда покупатель предпочитает полагаться на собственную страховую компанию, а не на продавцов.

РАЗНИЦА МЕЖДУ CIF, CFR И FOB (франко-судно)

В соответствии с соглашениями CIF / CFR продавец несет более широкую ответственность, поскольку он должен организовать и оплатить перевозку товара в удаленное место; вместо этого на условиях FOB продавец несет ответственность за доставку товаров, очищенных для экспорта, в порт отправления (как правило, в своей стране).

CIP (перевозка и страхование оплачены до)

В соответствии с CIP, «Перевозка и страхование оплачены до…», продавец доставляет товар перевозчику по своему выбору и оплачивает перевозку в указанное место назначения, согласованное между сторонами и государством в Инкотермс, тогда как покупатель несет все риски и расходы, возникающие после доставки товара перевозчику.

Когда CIP является согласованной Инкотермс, продавец должен организовать и оплатить страховку за транспортировку (потеря или повреждение товара). Такая страховка должна покрывать минимальную стоимость товаров (в отличие от других договоренностей, таких как CIF, где стоимость страхования обычно превышает стоимость товаров).

Покупатель, а не продавец, приобретает страховку для покрытия суммы, превышающей такую ​​минимальную стоимость.

Слово «перевозчик», упомянутое в настоящей Инкотермс, означает любую компанию и / или лицо, которое в соответствии с договором перевозки берет на себя обязательство оказывать или приобретать транспортные услуги по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным или мультимодальным перевозкам. Если для перевозки товара до места назначения используется более одного перевозчика, то риск переходит от продавца к покупателю, поскольку товары были доставлены первому перевозчику.

CPT (перевозка оплачена до)

В соответствии с Инкотермс CPT, «Перевозка оплачена до…», продавец должен доставить товар перевозчику и несет расходы и риски по доставке товара в названный пункт назначения, согласованный с покупателем и упомянутый в самом термине ( Например: «Перевозка оплачена в Мадрид, Испания»).

Риск повреждения или потери товара переходит от продавца к покупателю, как только товар доставлен перевозчику. С другой стороны, покупатель несет расходы по доставке для перемещения товара из согласованного пункта назначения в конечный пункт прибытия, если таковой имеется. По условиям CPT продавец несет ответственность за очистку товара для экспорта.

Эта Инкотермс может использоваться независимо от вида транспорта, включая мультимодальные.

РАЗНИЦА МЕЖДУ CIP И CPT ИНКОТЕРМС

CIP — это то же самое, что и CPT, за исключением того, что продавец также должен предоставить и оплатить страховку от риска потери или повреждения товара покупателем во время перевозки в указанное место назначения. Что касается CPT, термин CIP может использоваться для любого вида транспорта.

Д-ИНКОТЕРМС 2010

DAP (ДОСТАВКА НА МЕСТО)

В соответствии с Инкотермс DAP, что означает «Доставка на место», продавец несет ответственность за транспортировку товара из пункта отправления (его местонахождение, склад или субпоставщик) в назначенное место назначения, готовое для выгрузки. Место назначения должно быть определено как можно более четко, чтобы предотвратить судебные разбирательства при доставке.

С условиями DAP продавец несет все риски и расходы до тех пор, пока товары не будут доставлены в указанное место (и несет ответственность за организацию физической перевозки товара до этой точки). Продавец, а не покупатель, также несет расходы по разгрузке товара в месте назначения, и такие расходы не могут быть возмещены покупателю.

В соответствии с DAT продавец также организует и оплачивает экспортно-клиринговые операции, тогда как покупатель должен организовать и оплатить импортные таможенные операции, а также соответствующие налоги и сборы, если это применимо. Инкотермс «Доставка на место» может быть согласован между экспортером и импортером для любого вида транспорта, такого как наземный, морской, воздушный и железнодорожный транспорт.

Обязательства покупателя и продавца по условиям DAP:

Обязательства продавца Обязательства покупателя
Обеспечение товарами Продавец должен доставить товар, предоставить коммерческий счет или эквивалентный электронный документ, предоставить подтверждение соответствия или подтверждение доставки Оплата Покупатель должен оплатить цену товара, согласованную в договоре купли-продажи.
Лицензии, разрешения и формальности Продавец должен предоставить экспортные лицензии или местные разрешения на экспорт товаров. Лицензии, разрешения и формальности Покупатель должен получить экспортную лицензию и разрешение на импорт для экспорта товаров.
Договоры перевозки и страхования Договор перевозки за счет продавцов по обычному маршруту до согласованного пункта доставки Договоры перевозки и договоры страхования перевозки без обязательств. Договор страхования без обязательств
Доставка Продавец должен доставить товар не выгруженным в оговоренный момент и время. Прием доставки Принять доставку товара в согласованном месте назначения
Передача рисков. Продавец несет ответственность за наличие товара по договоренности. Перенос рисков. Покупатель должен нести все риски потери или повреждения с момента предоставления товара в согласованном месте поставки.
Расходы Продавец должен оплатить: любые расходы на основную перевозку, погрузку в месте происхождения, экспортную очистку в месте происхождения Расходы Покупатель оплачивает все расходы, связанные с наличием товаров, ввозных таможенных пошлин и налогов, разгрузки в месте назначения.
Уведомление покупателя Продавец должен уведомить покупателя о том, что товар был доставлен Уведомление продавцу Покупатель должен указать время отгрузки и порт назначения
Подтверждение доставки, транспортный документ или эквивалентное электронное сообщение. Документ, позволяющий покупателю забрать товар за свой счет Подтверждение доставки, транспортный документ или эквивалентное электронное сообщение. Документ, позволяющий покупателю забрать товар за свой счет
Проверка — упаковка — маркировка Продавец должен нести расходы по проверке, контролю качества, измерению, взвешиванию, подсчету, упаковке товара и маркировке. Если требуется специальный пакет, покупатель должен сообщить об этом продавцу и договориться о дополнительных расходах. Проверка Если это не обязательно в пункте отправления, оплатите любую инспекцию перед отправкой
Другая помощь в получении дополнительной информации, требуемой продавцом Другая помощь в получении дополнительной информации, требуемой продавцом

DAT («ДОСТАВКА В ТЕРМИНАЛ»)

В соответствии с Инкотерм DAT, что означает «Доставка в Терминал», продавец очищает товары для экспорта и несет ответственность за всю логистическую деятельность вплоть до назначенного Терминала прибытия. Таким терминалом может быть набережная, склад, контейнерная площадка или любая железнодорожная, воздушная или автомобильная дорога (например, аэропорт).

Продавец должен предоставить товар покупателю или агенту покупателя, выгруженному на названном терминале, имя которого должно быть указано надлежащим образом (например, «DAT Kuwait Airport», а не «DAT Kuwait»). Инкотерм DAT может использоваться для любого вида транспорта, наземного, воздушного, морского, железнодорожного транспорта — если конкретный терминал может быть определен в договоре.

Несмотря на широкий спектр потенциальных применений, Инкотерм DAT был специально разработан для доставки в аэропорт и терминалы морского порта.

Продавец организует и оплачивает перевозку товара от отправления до терминала аэропорта или контейнерной площадки в порту прибытия, тогда как покупатель должен забрать товар в названном терминале, организовать и оплатить действия по таможенному оформлению, применимые налоги и пошлины и переместить товары из терминала в конечную точку получения (например, проектная площадка).

DDP («ПОСТАВКА С ОПЛАТОЙ ПОШЛИНЫ»)

В соответствии с Инкотермс DDU, что означает «Оплата пошлины за доставку», поставщик организует и оплачивает перевозку, таможенную очистку при экспорте / импорте, применимые налоги, пошлины и сборы, применяемые при экспорте / импорте от места отправления до пункта назначения, указанного в договор, и несет общую ответственность за предоставление товара покупателю в указанном месте назначения.

В связи с широким кругом обязанностей, которые DDP устанавливает для продавца, данная Инкотермс, безусловно, является наиболее рискованным условием для экспортеров и должна быть тщательно разобрана перед принятием. Доставка с оплатой пошлины Инкотермс может быть использована для любого вида транспорта.

Таким же образом DAP, термин DDP должен, таким образом, указывать точное местоположение (пример: «DDP Houston, Harbour Street 12 — США»).

DDU («ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ПОШЛИНЫ»)

Еще в 2010 году в 8-ой публикации Международной торговой палаты была введена Инкотермс DAP, которая заменила, в основном, термин «Поставка без оплаты пошлины» (DDU). Даже если Инкотермс DDU все еще можно обнаружить в некоторых старых контрактах, покупателям и продавцам предлагается заменить их на DAP в новых. ICC ( Международная торговая палата) полностью отказалась от DDU с 2013 года.

В соответствии с Инкотермс DDU продавец был обязан доставить товар, неочищенный для импорта, и не выгруженный в названном месте назначения, согласованном сторонами.

Продавец должен был нести расходы и риски, связанные с доставкой товара в такое место назначения, исключая любые пошлины и налоги, применимые в стране назначения. В соответствии с доставкой и неоплаченной пошлиной Инкотермс продавец не несет ответственность за выполнение таможенных формальностей.

Любые расходы, риски и пошлины, связанные с импортом товаров в стране назначения, должен нести покупатель (который также взял на себя риски за задержки в операциях по импорту и связанные с этим расходы).

DDU использовался независимо от вида транспорта, но для доставки в порт назначения на борту судна или бывшей набережной предпочтение отдавалось Инкотермс DES или DEQ.

DAP против DDP

Если продавец должен произвести очистку товара и оплатить применимые налоги и сборы на импорт, то вместо DAP будет использоваться термин DDP.

DDP против EXW

В соответствии с Инкотерм DDP продавец несет все риски и расходы по доставке товара до конечного пункта назначения. Вместо этого в рамках EXW такие обязанности и расходы несет покупатель (а не продавец).

Таким образом, два условия устанавливают совершенно противоположные обязанности для продавцов (минимум для EXW, максимум для DDP).

Термин DAP, который заменил старый Инкотермс DDU, должен, как правило, быть предпочтительным для продавцов, чтобы гарантировать, что импортные риски и издержки передаются (и управляются) покупателем.

Фактически, не во всех случаях продавцы могут легко управлять действиями, необходимыми для легального ввоза товаров в другую страну.

DDT и налог на добавленную стоимость (VAT)

Если стороны хотят исключить из обязательств продавца уплату налога на добавленную стоимость в импортирующей стране (VAT), такая договоренность должна быть четко изложена в договорном заявлении Инкотермс (пример: DDP Houston, Harbour Street 12 — США, НДС не оплачен).

DAF («ПОСТАВЛЯЕТСЯ К ГРАНИЦЕ»)

Доставленный к границе Инкотермс, «DAF», обычно используется для товаров, перевозимых наземным транспортом (даже если он теоретически может применяться для любого другого вида транспорта, например, морским, железнодорожным и воздушным транспортом).

В соответствии с DAF продавец выполняет свои обязательства по доставке, когда товары передаются в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве (как правило, на грузовике), не выгруженном, очищенном для экспорта, не очищенном для импорта в названном пункте и в назначенном месте, но до таможенной границы следующей страны, которую необходимо пересечь (может применяться любая граница, даже граница экспортера).

Точное название границы должно следовать за аббревиатурой «DAF», чтобы сделать соглашение ясным и действительным (пример: «DAF Como Brogeda Frontier, Италия»).

Однако, если стороны желают, чтобы продавец был ответственным за разгрузку товара и нести связанные с этим расходы и риски, добавив четкую формулировку на этот счет в договор купли-продажи (пример: «DAF Como Borgeda Frontier, Италия — выгружена «).

Для товаров, которые должны перевозиться морем, а доставка должна осуществляться в порт назначения, на судно или на причал (причал), тогда вместо DAF следует использовать Инкотермс DES или DEQ.

DES («ПОСТАВКА НА БОРТ СУДНА»)

DES (поставка на судно) означает, что продавец выполнил свои обязательства по доставке, когда товары переданы в распоряжение покупателя на борту судна в порту прибытия, неочищенного для импорта.

Грузоотправитель должен нести все расходы и риски по транспортировке товара до согласованного сторонами порта назначения и не несет ответственности за выгрузку товара с судна.

DES используется, когда товары должны быть доставлены морским путем или по внутренним водным путям (или в случае мультимодальных перевозок, предусматривающих навигацию в морской порт).

DEQ («ДОСТАВКА НА ПРИСТАНЬ»)

Инкотермс DEQ аналогичен DES, но с одним отличием: в соответствии с DEQ продавец (а не покупатель) отвечает за разгрузку товара с судна в порту прибытия (и несет расходы и риски, связанные с такой деятельностью).

Э-ИНКОТЕРМС 2010

«ВЫВОЗ С ЗАВОДА» (EXW)

Если в контракте купли-продажи оговорены условия вывоза с завода, продавец должен доставить товар на место (собственный или сторонний склад), а покупатель должен организовать сбор и транспортировку до конечного пункта назначения, перевозя все риски и затраты на логистические операции после доставки.

EXW выгоден продавцу и менее выгоден покупателю, так как покупатель берет на себя бремя и связанные с ним риски, связанные с доставкой товара до конечного пункта назначения — и продавец освобождается от любой ответственности после доставки товара покупателю.

После того, как товар изготовлен и упакован, продавец отправляет покупателю «извещение о готовности». После получения такого извещения покупатель должен спланировать, организовать и выполнить любую последующую логистическую деятельность по доставке товара до места назначения (например, погрузка на грузовик или железную дорогу, перевозка товара автомобильным, железнодорожным, морским или воздушным транспортом, очищать товары при экспорте и импорте, хранить товары в любой промежуточной точке, выгружать товары по прибытии и т. д.).

Продавец может, конечно, помочь покупателю в операциях по погрузке, однако, если товар поврежден во время этой деятельности, покупатель, а не продавец, несет какую-либо финансовую ответственность.

Покупатель принимает EXW только тогда, когда он уверен, что сможет управлять всеми действиями по перемещению товаров из страны-экспортера в страну-импортер, включая действия по таможенному оформлению при экспорте и импорте (что может быть непросто в некоторых странах).

Действительно, даже если продавец имеет общее обязательство поддерживать покупателя в таких действиях, покупатель несет главную ответственность в соответствии с настоящим Соглашением. Если покупатель и продавец находятся в одной и той же стране, то принятие доставки EXW менее рискованно и хлопотно.

РАЗНИЦА МЕЖДУ EXW И FOB

Термин FOB представляет собой вариант соглашения о заводе, используемого для поставок, которые происходят в определенной точке отправления, а не в помещении продавца. В соответствии с этим условием продавец берет на себя расходы и риски, связанные с передачей товара в транспортный терминал и очисткой товара при экспорте, чтобы сделать его свободно доступным на борту судна.

Однако при доставке на условиях ФОБ покупатель несет ответственность за организацию и оплату отгрузки товара от пункта отправления до пункта назначения и за очистку товара при импорте. В соответствии с FOB покупатель также несет ответственность за организацию и оплату страховых расходов на товары.

F-ИНКОТЕРМС 2010

FCA (И ОТЛИЧИЕ FCA ОТ EXW)

Инкотермс FCA (франко-перевозчик) иногда путают с термином EXW, однако они подразумевают разные обязанности для покупателей и продавцов. В соответствии с FCA Продавец должен доставить товары, очищенные для экспорта, назначенному покупателю перевозчику в названном месте (пример: «FCA Geodis Оптовая торговля, Лиссабон — Португалия»).

Основные различия между EXW и FCA можно суммировать следующим образом:

Экспортная таможенная очистка

  • EXW: экспортер не обязан очищать товары для экспорта. Импортер должен организовать и оплатить операции по оформлению экспорта;

  • FCA: экспортер должен очистить товары для экспорта (покупатель несет ответственность за импортные операции).

Доставка

  • EXW: экспортер не обязан загружать товар на транспорт покупателя;

  • FCA: экспортер должен погрузить товар на грузовой автомобиль (-и) покупателя, если назначенное место соответствует месту работы продавца. Однако, если доставка должна осуществляться в другое место, продавец не несет ответственности за разгрузку и погрузку товара.

Заявка

  • EXW: типично для внутренних продаж или продаж в зонах свободной торговли (например, в Европейском союзе);

  • FCA: типично для международных торговых операций, где экспортная очистка обязательна.

FAS (свободно вдоль борта судна)

FAS — это Инкотермс, используемый только для морских или внутренних водных перевозок. По условиям FAS продавец выполнил поставку, когда товары размещены рядом с судном в названном порту отгрузки, согласованном с покупателями и указанном в сроке. Как следствие, покупатель должен взять на себя любые расходы и риски (потери или повреждения), связанные с товарами, начиная с этого момента.

Как правило, продавец должен очистить товары для экспорта в соответствии с соглашениями FAS (это отменяет предыдущую версию Инкотермс, где такая ответственность была на стороне покупателя).

Тем не менее, если стороны по-прежнему хотят, чтобы покупатель отвечал за таможенную очистку товара (экспорт), они могут добавить четкую формулировку об этом в договоре купли-продажи.

FOB (франко-борт судна)

В соответствии с этим Инкотермс продавец несет ответственность (и берет на себя расходы) по доставке очищенных товаров на судно в названном порту отправления (например, «Роттердам»). Любые другие транспортные расходы и риски, начиная с этого момента, должны нести покупатель.

В рамках Инкотермс FOB риск товаров переходит от продавца к покупателю, поскольку они загружаются на судно в порту отправления. В соответствии с FOB, покупатель несет ответственность, а не продавец, в случае, если товар утерян, поврежден или уничтожен во время транспортировки. Этот Инкотермс очень популярен среди китайских поставщиков труб и фитингов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОКУПАТЕЛЯ И ПРОДАВЦА ПО ВИДУ ИНКОТЕРМС 2010

В таблице показано распределение ответственности и затрат между покупателями и поставщиками в соответствии с выбранным инкотермсом (источник: Incoterms 2010).

Тип Инкотерм Перевозка грузов Риски Расходы
EXW Перевозка будет организована покупателем Передача рисков продавца покупателю, когда товар находится в распоряжении покупателя Передача стоимости от продавца покупателю, когда товар находится в распоряжении покупателя
FCA Перевозка осуществляется покупателем или продавцом от имени покупателя Передача рисков продавца покупателю, когда товар доставлен перевозчику в названном месте Перечисление расходов от продавца покупателю, когда товар доставлен перевозчику в названном месте
CPT Перевозка должна быть организована продавцом Передача рисков продавца покупателю, когда товар доставлен перевозчику Перечисление расходов в порту назначения, покупатель оплачивает такие расходы, которые не относятся к счету продавца по договору перевозки
CIP Перевозка и страхование будет организовано продавцом Передача рисков продавца покупателю, когда товар доставлен перевозчику Перечисление расходов в порту назначения, покупатель оплачивает такие расходы, которые не относятся к счету продавца по договору перевозки
DAT Перевозка должна быть организована продавцом Передача рисков продавца покупателю при доставке и выгрузке товара в терминале Передача расходов продавца покупателю при доставке и выгрузке товара в терминале
DAP Перевозка должна быть организована продавцом Передача рисков продавца покупателю при доставке товара в указанное место, готовое к выгрузке Передача расходов продавца покупателю при доставке товара в указанное место, готовое к разгрузке
DDP Перевозка должна быть организована продавцом Передача рисков продавца покупателю, когда товар передан в распоряжение покупателя Передача расходов продавца покупателю, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя
FAS Перевозка должна быть организована продавцом Передача рисков продавца покупателю, когда товар был размещен рядом с судном Передача расходов продавца покупателю, когда товар был размещен рядом с судном
FOB Перевозка должна быть организована продавцом Передача рисков продавца покупателю, когда товар переходит через поручни судна Передача расходов продавца покупателю, когда товар переходит через поручни судна
CFR Перевозка должна быть организована продавцом Передача риска от продавца покупателю, когда товар переходит через поручни судна Перечисление расходов в порту назначения, покупатель оплачивает такие расходы, которые не относятся к счету продавца по договору перевозки
CIF Перевозка и страхование должны быть организованы продавцом Передача риска от продавца покупателю, когда товар переходит через поручни судна Перечисление расходов в порту назначения, покупатель оплачивает такие расходы, которые не относятся к счету продавца по договору перевозки

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПАЛАТА (ICC)

Международная торговая палата является важным учреждением для поддержки торговых операций, осуществляющих свою деятельность по всему миру. В нее входят тысячи компаний-членов в более чем 130 странах и широкий спектр деловых интересов. ICC была основана во Франции в 1919 году, а Международный арбитражный суд основан в 1923 году.

В Палате также работает большое количество комитетов и экспертов, охватывающих все отрасли, и она работает в тесном сотрудничестве с другими важными политическими и деловыми ассоциациями, такими как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация (ВТО) и другие правительственные органы, занимающиеся финансовыми и экономическими вопросами.

РОЛЬ ICC

Роль ICC — поддерживать международную торговлю между странами-членами и компаниями и продвигать открытый рынок товаров, услуг и капитала. ICC отвечает за:

  • Установить правила и руководящие принципы международной торговли (одним из примеров является Incoterms 2010);
  • Разрешать споры между членами и государствами;
  • Отстаивать торговую политику;
  • Борьба с коммерческой преступностью и коррупцией для содействия экономическому росту

Хотя ICC не является нормативным органом, тысячи бизнес-операций происходят ежедневно в соответствии с политикой, установленной этой организацией.