Философия мировоззрения

Тесты по философии для студентов обучающихся по гуманитарным так и техническим специальностям по теме «Что есть философия». В тесте необходимо выбрать правильный ответ. Правильный ответы указаны значком «+»

Метафизикой в XVI веке называли …

-: целостное, предельно широкое знание

-: учение, противоположное диалектике

+: учение о наивысших, предельных началах бытия

-: спекулятивно-рационалистическую философию

К специфическим особенностям философии относится …

+: объединение научно- теоретического и духовно-практического способа жизнедеятельности

-: научное знание

-: эмпирический опыт

-: мистический экстаз

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает …

-: аксиология

-: гносеология

-: логика

+: онтология

Функция философии, которая выражается в обобщении окружающей действительности, создании мыслительно-логической схемы, системы окружающего мира, называется …

-: гносеологической

-: воспитательно-гуманитарной

+: мыслительно-теоретической

-: прогностической

Философской концепцией, признающей существование множества независимых друг от друга начал мира, является …

-: идеализм

-: материализм

+: плюрализм

-: дуализм

Предметом философии является(-ются) …

+: всеобщее в системе «мир – человек «

-: физическая реальность

-: доводы разума, исходящие из интуиции

-: положение Священного писания

Раздел философского знания, анализирующий мораль и нравственность, называется …

-: антропологией

-: эпистемология

-: эстетикой

+: этикой

К методологическим функциям философии относится …

-: культурно-воспитательная

+: координирующая

-: объяснительно-информационная

-: социально-аксиологическая

Первым мыслителем, поставившим вопрос о различии между философией и другими областями знаний, был …

-: Пифагор

-: Гераклит

-: Платон

+: Аристотель

Назовите раздел философского знания, возникший позже всех других.

-: гносеология

-: этика

+: философия техники

-: логика

По мнению древнегреческого философа Сократа , главной целью философии является …

-: религиозное знание

-: познание Вселенной как единой органической целостности

+: познание человеком самого себя

-: позитивное знание

К разделам философии не относится …

-: гносеология

+: история

-: логика

-: эстетика

Характерной чертой мифологической картины мира является …

-: стремление экспериментально подтвердить представления о происхождении мира и человека

+: синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности

-: рассмотрение предельно общих, начальных оснований бытия

-: вера в единого бога

Раздел философии, изучающий отношение материального и духовного, называется …

-: гносеология

+: онтология

-: аксиология

-: антропология

Наиболее значительную роль натурфилософия играла в философии …

-: Средневековья

-: Нового времени

+: Античности

-: марксизма

В высказывании Б. Рассела «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена ___ функция философии.

-: прогностическая

-: мировоззренческая

-: гносеологическая

+: социальная

Характерной особенностью картины мира, предложенной И. Ньютоном, является то, что …

+: мир состоит из атомов

-: мир – результат творения Бога

-: материя и ум – параллельные субстанции

-: пространство не трехмерно, а время не линейно

Философом, рассматривающим в качестве сверхчеловеческого духовного начала мировую волю, является …

-: Дж. Беркли

+: А. Шопенгауэр

-: Платон

-: Демокрит

Философом, разделившим философию на естественную теологию, естественную философию и метафизику, является …

-: Г. Гегель

+: Ф. Бэкон

-: Аристотель

-: О. Конт

Мировоззренческая функция философии …

-: обобщает и передает от поколения к поколению важнейшие достижения духовной культуры

-: определяет тенденции в развитии познания реального мира

+: способствует формированию целостного представления о мире

-: обосновывает ценность человеческой личности, ее права и свободы

Профанная и сакральная области бытия характерны для ___ картины мира.

+: религиозной

-: материалистической философской

-: механистической научной

-: современной научной

Природа и сущность человека является предметом изучения …

-: социальной философии

-: этики

-: аксиологии

+: философской антропологии

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется …

+: методологической

-: критической

-: аксиологической

-: прогностической

Разделом философии, занимающийся исследованием сферы прекрасного и искусства, является …

-: экономика

-: эпистемология

-: этика

+: эстетика

Раздел философии, изучающий научное знание, называется …

+: эпистемологией

-: логикой

-: гносеологией

-: историей науки

Для христианской картины мира характерно …

+: высоко оценивать назначение человека

-: отрицание греховности человека

-: отрицание свободы воли у человека

-: отрицание достижений естествознания

К проявлению трансцендирующего характера философии относится …

-: выражение философских взглядов в художественных произведениях

-: выработка знаний, отражающих интересы определенных групп людей

+: возможность выйти за пределы человеческого познания

-: рациональность знания

Изучением научного познания в современной философии занимается …

+: эпистемология

-: онтология

-: социология

-: гносеология

Общей для философии и религии функцией является …

+: экзистенциальная

-: эвристическая

-: методологическая

-: критическая

Общей характеристикой научного и философского мировоззрения является …

-: наука и философия плюралистичны

+: наука и философия относятся к истине как к высшей ценности

-: наука и философия постигают мир в его универсальной целостности

-: наука и философия доказывают или опровергают свои положения, экспериментальным, опытным путем

Философским учением о ценностях является …

-: социобиология

-: эстетика

-: социальная философия

+: аксиология

Функция философии, способствующая формированию у человека представлений об основных ценностях, называется …

-: эвристической

-: методологической

+: аксиологической

-: прогностической

К философским идеям и принципам можно отнести …

-: идею мирового господства

+: идеалы гуманизма, свободы и справедливости

-: продолжение рода

-: идеал материального благосостояния

Устойчивая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе называется …

+: мировоззрением

-: наукой

-: методологией

-: мифологией

Предметом изучения социальной философии является …

-: бытие, формы и способы бытия мира

+: сущность общества, специфика его бытия

-: познание, источники и формы познания

-: сущность и природа человека, специфика его бытия

Особенностью философского знания является ____ характер.

-: естественнонаучный

-: идеологический

-: гуманитарный

+: интегративный

Философское учение о том, что Бог и мир тождественны, называется …

-: дуализмом

-: объективным идеализмом

-: материализмом

+: пантеизмом

-: этика

-: экономика

-: эпистемология

+: эстетика

Сущностью критической функции философии является …

-: ориентация человека на определенные ценности

-: разработка принципов и методов познания

+: осмысление достижений культуры, анализ ошибок, иллюзий

-: выработка знаний о мире как единой целостности

Общей для науки и философии чертой, является …

-: личностный характер

-: вера в сверхъестественное

+: рациональный характер

-: человеческое понимание мира

-: Пифагор

+: Аристотель

-: Гераклит

-: Платон

Характерной чертой мифологической картины мира является …

-: стремление экспериментально подтвердить представления о происхождении мира и человека

-: вера в единого бога

+: синкретизм знаний и верований, фантазии и реальности

-: рассмотрение предельно общих, начальных оснований бытия

-: гносеология

-: аксиология

+: онтология

-: логика

+: мыслительно-теоретической

-: воспитательно-гуманитарной

-: прогностической

-: гносеологической

-: онтология

+: эпистемология

-: социология

-: гносеология

-: современной научной

-: механистической научной

-: материалистической философской

+: религиозной

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется…

+: методологической

-: критической

-: аксиологической

-: прогностической

+: объединение научно-теоретического и духовно-практического способа жизнедеятельности

-: эмпирический опыт

-: научное знание

-: мистический экстаз

-: прогностической

+: аксиологической

-: методологической

-: эвристической

+: мир состоит из атомов, связанных законом тяготения

-: мир – результат творения Бога

-: материя и ум – параллельные субстанции

-: пространство не трехмерно, а время не линейно

Наиболее значительную роль натурфилософия играла в философии …

-: Нового времени

+: Античности

-: марксизма

-: Средневековья

-: Платон

-: Демокрит

-: Дж. Беркли

+: А. Шопенгауэр

Вопрос об отношении мышления к бытию как основной вопрос философии был сформулирован …

-: К. Ясперсом

-: А. Швейцером

+: Ф. Энгельсом

-: И. Кантом

Назовите раздел философского знания, возникший позже всех остальных.

-: этика

-: логика

+: философия техники

-: гносеология

-: отрицание свободы воли у человека

-: отрицание достижений естествознания

-: отрицание греховности человека

+: высоко оценивать назначение человека

Особенностью философского знания является ___ характер.

+: интегративный

-: гуманитарный

-: идеологический

-: естественнонаучный

К характерным особенностям научной картины мира относится …

-: идея сотворения мира высшим существом

-: целостное понимание мира

+: систематизация объективных знаний о мире

-: описание мира в образах

+: Ф. Бэкон

-: Аристотель

-: О. Конт

-: Г. В. Г. Гегель

В высказывании Б. Рассела «…Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства» отражена___ функция философии.

-: мировоззренческая

-: гносеологическая

+: социальная

-: прогностическая

-: гносеология

-: эстетика

+: история

-: логика

Представлениям современной научной картины мира соответствует следующее положение:

+: Пространство и время представляют собой единый континуум.

-: Пространство и время есть самостоятельные субстанции, независимые друг от друга.

-: Пространство и время есть понятия, которым ничто не соответствует в объективной реальности.

-: Время циклично.

Предметом философии является (-ются)

-: положения Священного писания

+: всеобщее в системе «мир – человек»

-: доводы разума, исходящие из интуиции

-: физическая реальность

-: бытие, формы и способы бытия мира

-: познание, источники и формы знания

+: сущность общества, специфика его бытия

-: cущность и природа человека, специфика его бытия

Прогностическая функция философии выражается в следующем …

-: помочь человеку осознать смысл жизни

-: выявлять существенные элементы объекта

+: предсказывать будущий ход событий

-: ничего не принимать на веру

+: мировоззрением

-: наукой

-: методологией

-: мифологией

По мнению древнегреческого философа Сократа, главной целью философии является …

-: позитивное знание

-: познание Вселенной как единой органической целостности

-: религиозное знание

+: познание человеком самого себя

+: идеалы гуманизма, свободы и справедливости

-: идею мирового господства

-: продолжение рода

-: идеал материального благосостояния

-: гносеология

-: аксиология

+: онтология

-: логика

-: аксиологии

-: социальной философии

+: философской антропологии

-: этики

+: плюрализм

-: материализм

-: идеализм

-: дуализм

-: эстетикой

+: этикой

-: эпистемология

-: антропологией

-: объяснительно-информационная

+: координирующая

-: социально-аксиологическая

-: культурно-воспитательная

Философское мировоззрение отличается от мифологического, религиозного четкой системой взглядов, использования категорий и понятий для анализа предложенной темы, задействованием логики. В отличии от обыденного мировоззрения человека, как общих установок и мировосприятия, философское мышление построено на объективных принципах, которые задает тон дальнейшему изучению.

Особенности мировоззрения

В понятие «мировоззрение» входит система взглядов, которые отражают отношения человек к миру, другим людям, явлениям. На обыденном уровне человеческого бытия, мировоззрение формируется под воздействием социокультурной ситуации, способа жизни индивида, его расовых, этичных, национальных и религиозных особенностей. Мировоззрение человека – это ответ на внешние проявления и культурный диалог, который имеет место быть в конкретном окружении.

Отличие философского мировоззрения

Мировоззрение в научной среде делится на мифологическое, религиозное и философское. Мифологическое находится на первой ступени формирования восприятия мира человеком и характеризуется чувственными оценками, основанными на эмоциях и страстях. Религиозное мировоззрение включило чувственную основу предыдущего уровня и дополнило его догматическими представлениями, не позволяющим разуму «разойтись» — не существует гибкости взглядов. Философское мировоззрение, напротив, имеет научно-теоретическую основу.

Философское мировоззрение обязано проникать в проблему, задействую методы познания и мышления. Оно объективно, значит не руководствуется индивидуальными предпочтениями, а выдвигает результат научных исследований и критичность во взглядах.

Какие признаки обязательны философского мировоззрения?

Философское мировоззрение основано на субъект-объектном взаимодействии, рассмотрение противоположных концепций, поиска похожих аспектов в них.

Философское мировоззрение обязано быть:

  • Критичным;
  • Систематичным;
  • Научно обоснованным;
  • Не иметь логических противоречий;
  • Давать оценочный характер явления/ проблемы;

Оригинальность философского мировоззрения – главный аспект прогресса научных взглядов. Она проявляется при изменении подходов в познании доступных теорий. Логичность изложения уберегает от ошибок, системность позволяет сформировать общую картину явления, показывает соотношения проблемного поля с другими областями знаний, критичность обеспечивает объективность в подходе к изучению проблемы.

Философское мировоззрение, благодаря научному обоснованию, ссылается в описании проблемы на первоисточники мыслителей, ранее изучавших проблемный вопрос. Как и мировоззрение в общем, философское также имеет динамичную систему, то есть ту, которая способна меняться в процессе изучения вопроса, благодаря вводу новых данных.

Природа философского мировоззрения

Философское мировоззрение рассматривает больше поле вопросов: социум, человеческая природа, межкультурные связи, этнические вопросы, национальные проблемы, религия и религиозные отношения, культурно-исторические вопросы и пр.

Выводы

Мифологическое и религиозное мировоззрение поспособствовали развитию философских предпосылок к теоретизированию, однако именно в последнем отразился высший тип мышления человека, который позволяет осмыслить мир в его единстве. Философское мировоззрение универсально. Оно имеет рациональную основу, исключая обыденно-чувственное восприятие и субъективные оценки. Поле исследования философского мировоззрения — широкое и охватывает внутренние и внешние понятия, которые взаимодействую между собой.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

Античная философия (стр. 1 из 3)

Введение

1. Характер, особенности античной философии

2. Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит

3. Эпикуреизм, стоицизм и проблема поиска мудрой жизни

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Исторически первый тип мировоззрения — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных и т.д. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы схожи с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства.

Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.

Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д. Отличие философского мировоззрения от натуралистской формы, тоже входящей в науку как сферу культуры, опирающейся в решении мировоззренческих проблем на понятия и принципы какой — либо частной науки, — в широком базисе, включающем не только весь комплекс частных (естественных, общественных и гуманитарных наук), но и опыт художественного освоения действительности, повседневный опыт людей, вообще весь исторический опыт человечества. Философия обобщает эту информацию во всеобщих категориях.

Философия есть вид науки, а также вид идеологии, род художественного знания (искусства), а также род трансцендирующего знания с его медитацией и верой, наконец, философия есть и разновидность обыденного знания с его здравым смыслом и мудростью. Все эти аспекты философского знания взаимосвязаны между собой в философии как форме общественного сознания и духовной культуры. Однако в конкретных системах они во взаимосвязанном виде редко когда представлены; чаще всего в них превалирует то идеологическая, то научная, то художественная или какая — либо иная сторона.

Цель нашей работы — раскрыть сущность античной философии.

Исходя из данной цели, ставим следующие задачи:

1. показать характер, особенности античной философии;

2. рассмотреть взгляды Фалеса, Гераклита, Демокрита;

3. показать идеи эпикуреизма, стоицизма и решение данными школами проблемы поиска мудрой жизни.

1. Характер, особенности античной философии

Философия Древней Греции формировалась в условиях, когда свободный гражданин полиса являлся основной фигурой общества. Поэтому греки, отражая универсальные интересы, занимались, прежде всего, проблемами космического и логико-гносеологического характера. Вместе с тем постепенно формировалась этическая проблематика, которая стала доминировать на более позднем этапе — греко-римском.

Философия с момента ее зарождения не только претендовала на роль наставницы жизни, но и стремилась к научной строгости, хотя практически никогда этого не добивалась. Как отмечал И. Кант, можно учить философствовать, но не философии, ибо философия не имеет фундамента в виде эмпирической базы. Она есть воздушный замок, живущий лишь до следующего философа.

Античная философия охватывает почти тысячелетний период истории. Она возникла в Древней Греции так же, как и восточная философия, в середине I тысячелетия до н.э. и уступила свое место другой — средневековой философии уже после распада Римской империи — к VI в. н.э.

Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых античных философов приобрел стройную логическую форму и характеризуется рациональным постижением мира. Этим античная философия существенно отличается от восточной мудрости.

Четкие рациональные мотивировки античных философов выделяют их среди других древних мыслителей. Появление первых философских школ в городах Малой Азии не было случайным, так как именно там восточная культура и мудрость оказали непосредственное влияние на мировоззрение греческих мудрецов. Это влияние можно обнаружить, например, в научно-практических знаниях (астрономических, геометрических, математических), которые трансформировались у греков в общую систему чисел и геометрических фигур.

Отличительной чертой первых школ античной философии является ее космоцентризм, направленность на осмысление «космоса», «природы». Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего, как неотъемлемая часть природы.

В развитии античной философии можно выделить следующие этапы:

1) становление древнегреческой философии (VI — V вв. до н. э) — в центре внимания стояли проблемы космоса, природы;

2) классическая греческая философия — учения Сократа, Платона и Аристотеля (V — IV вв. до н. э) — главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным возможностям;

3) греко-римский, или эллинистический, этап (конец IV в. до н.э. — IV в. н. э), связанный с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов (городов-государств) в столицу формировавшейся Римской империи.

Таким образом, отличительной чертой античной философии является формирование нового способа духовного самовыражения. Четкие рациональные мотивировки античных философов выделяют их среди других древних мыслителей. Отличительной чертой первых школ античной философии является ее космоцентризм, направленность на осмысление «космоса», «природы». Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего, как неотъемлемая часть природы.

Античная философия развивалась под влиянием мифологии и достигла своего предела в этом типе мировоззрения. С исчерпанием возможностей мифологии как основы мировоззрения исчерпала себя и античная философия; она уступила свое место новому типу мировоззрения — христианству и выросшей на его основе религиозной философии.

2. Античная натурфилософия: Фалес, Гераклит, Демокрит

Милетская школа — первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Представители Милетской школы:

Фалес (считал, что все сущее происходит из воды),

Анаксимандр (апейрон — вещественное начало, лишенное границ, основа всего сущего, превращается в различные земные стихии — землю, воду, воздух, огонь, которые переходят друг в друга),

Анаксимен (началом всего сущего считал воздух).

Фалес

Фалес был гражданином Милета, происходившим от беотиских кадмейцев, современником Солона и Креза. Аполлодор (по свидетельству Диогена Лаэрция, I, 37) относит его рождение к 1-му году 35 Олимпиады, т.е. к 640/39 г. до Р.Х., его смерть — к 546/5 до Р. Х.; причем при исчислении года рождения решающей датой было, по-видимому, солнечное затмение 585 г. По свидетельствам Геродота и Диогена, Фалес приобрел славу своей практической рассудительностью и государственной мудростью. Наряду с этим восхваляют его математические и астрономические знания, которые он приобрел в Финикии и Египте — быть может, во время торговых путешествий — и перенес в Грецию; самым знаменитым из приписываемых ему свидетельств этих знаний является то, что он предсказал год солнечного затмения, происшедшего 28 мая 585 г. до Р.Х. Очевидно, с этими математическими изысканиями и с пробужденным ими научным духом связана его попытка найти иной, немифологический ответ на вопрос о последних основах вещей; и с другой стороны, элементарному характеру древнейшей греческой математики соответствует то, что физика Фалеса не вышла из зачаточного состояния. А именно, он признал воду веществом, из которого все возникло и все состоит, и он говорил также, что Земля плавает, подобно куску дерева, на воде, и этим объяснял ее устойчивое пребывание в центре мира. Об основаниях этой гипотезы уже Аристотель высказывает лишь догадку, ибо он не имел перед собой сочинения Фалеса, и такового, без сомнения, вообще не существовало (предположение Аристотеля в «Метафизике» состоит в том, что наблюдения над влажностью всякой пищи и животного семени заставили Фалеса признать воду, как источник влажности, за первоначало); сочинения, упоминаемые позднейшими писателями, как и сообщаемые ими учения Фалеса, должны считаться подложными. Фалес, по-видимому, не объяснял точнее, каким способом вещи возникают из воды; по всей вероятности, он представлял себе, что с веществом непосредственно связана действующая сила, и саму эту силу мыслил, в духе древней религии природы, как нечто аналогичное человеческой душе; на это указывают также его изречения, что все полно богов и что магнит имеет душу (т.е. жизнь), так как он притягивает железо. Таким образом, он представлял себе вещество живым и одушевленным, — воззрение, которое встречается и у его последователей и которое метко названо «гилозоизмом» (от греческих слов материя и жизнь) или также «гилопсихизмом» (Деринг). Мнение, что он решительно отличал мирообразующую силу, в качестве божества или духа, или мировой души, от вещества, — не может быть допущено. Но сколь бы скудным нам ни казалось это первое начало физической теории, — важно все же было то, что эта теория вообще положила начало научному объяснению мира.