Финансирование

V1: Финансовая деятельность государства и правовое регулирование

F1 Финансовое право

F2 на первую рейтинговую точку

F3 Татуев А.А.

V2: Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля

V3: Правовое регулирование аудиторской деятельности

V4: Бюджетное право

V5: Бюджетное устройство

  1. Предметом финансового права являются:

-: — общественные отношения по поводу оборота денежных средств;

+:-общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

-: — научные представления по вопросам экономической деятельности.

— общественные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство

  1. Финансовые правоотношения характеризуются:

+:- тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

-: — Общественными отношениями властного имущественного характера в сфере экономики;

-: -Общественными отношениями, регулирующими личные имущественные и неимущественные отношения.

— общественными отношениями, которые возникают в сфере коммерческой деятельности

  1. Под финансами следует понимать:

-: — Совокупность наличных денег на территории государства;

-: — Совокупность финансовых институтов;

+:-Отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, в целях достижения задач и функций государства.

— сосредоточение крупных инвестиций

  1. Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

+:-Совокупность финансовых институтов и финансовых учреждений;

-: — Совокупность общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства;

-: — Совокупность наличных и безналичных денег на территории государства.

— совокупность наличные и безналичных денежных средств как физических, так и юридических лиц

  1. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это###

-: — Деятельность по взиманию налогов и сборов;

-: — Деятельность по финансированию и кредитованию за счет средств бюджета;

+:- Деятельность по собиранию, распределению и использованию фондов денежных средств для достижения задач и функций государства и муниципальных образований.

  1. Финансам присущи следующие функции:

-: — аккумулирующая, фискальная, контрольная;

+:-распределительная, контрольная, регулирующая, стимулирующая;

-: — стимулирующая и дестимулирующая.

— воспитательная и надзорная

  1. Финансы и финансовые отношения – это ###

-: — все имущественные отношения;

-: — все неимущественные отношения;

-: — денежные, имущественные и неимущественные отношения;

+:-только денежные отношения.

  1. Финансовое право – это###

-: — Совокупность нормативных актов, регулирующих финансовые отношения в области финансовой деятельности государства;

+:-Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

-: — Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования централизованных фондов денежных средств;

-: — Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования децентрализованных фондов денежных средств.

  1. Финансовое право Российской Федерации в настоящее врем – это ###

+:-Общественная отрасль российского публичного права;

-: — Комплексное межотраслевое образование;

-: — Общепризнанная отрасль российского права.

— особый институт гражданского права

  1. Финансирование, как метод распределения бюджетных средств – это ###

+:-безвозмездная и безвозвратная выдача денежных средств;

-: — целевое выделение средств из бюджетов;

-: — возмездное выделение средств из бюджета физическим и юридическим лицам.

— способ объединения всех денежных актив государства

  1. Основные положения, регулирующие финансовую деятельность государства и муниципальных образований, закреплены в:

+:-Конституции РФ, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ;

-: — Финансовом кодексе РФ;

-:-Конституции РФ и Федеральном законе «Об основных принципах организации местного самоуправлении».

— Финансовом кодексе

  1. Отличительной чертой метода финансового права является:

-: — Возможность вступать в договорные отношения;

+:-Юридическое неравенство субъектов финансовых правоотношений;

-: — Возможность выбора варианта поведения из нескольких предложенных государством.

— равенство всех субъектов

  1. Основной метод финансово-правового регулирования- это метод:

+:- властных предписаний;

-: — согласований;

-: — рекомендаций;

-: — сочетания императивного и диспозитивного методов приблизительно в равных пропорциях.

  1. Какой из актов может являться нормативно-правовым источником финансового права:

-: — судебный акт суда общей юрисдикции;

-: — судебный акт арбитражного суда;

-: — постановление прокурора;

+:-инструкция Министерства финансов РФ;

-: — инструкция Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

  1. В каких финансовых правоотношениях участвует Центральный банк РФ:

-: — по поводу установления налогов и сборов;

-: — по поводу принятия бюджета;

-: — по поводу исполнения бюджета;

+:-по поводу денежной эмиссии;

-: — по поводу государственного займа.

  1. Санкция финансово-правовой нормы – это###

-: — Обязанность субъекта финансово-правового отношения;

+:-мера государственного принуждения;

-: — объем правоспособности участника отношения;

-: — полномочия участника финансового правоотношения.

  1. В чем выражается властный характер финансово правовых норм:

+:-в том, что требование выражено в категоричной форме, установлено государством в одностороннем порядке и не может меняться по желанию подчиненной стороны;

-: — в том, что нормы допускают возможность широкого применения соглашения сторон по поводу их прав и обязанностей.

-: — в том, что нормы содержат в основном запрет на совершение тех или иных действий и государству предоставлено право карать за нарушение таких запретов.

— в применении норм уголовного законодательства

  1. Особенностью финансово-правовой санкции можно назвать то, что:

+:-она носит материальный, денежный характер;

-: — ее применение не освобождает виновного от привлечения его к административной или уголовной ответственности;

-: — она призвана оказать на нарушителя исключительно моральное, а не материальное воздействие.

— она имеет обратную силу

  1. Диспозитивный метод регулирования финансово-правовых отношений может использоваться:

-: — при уплате налогов;

+:-при предоставлении налогового кредита;

-: — при предоставление государственного кредита;

-: — при обязательном государственном страховании;

-: — при формировании бюджета.

  1. В финансовом праве преобладают нормы:

-: — запрещающие;

-: — уполномочивающие;

+:-обязывающие.

— дозволяющие

  1. Какие общественные отношения лежат в основе категории «финансы»###

+:-экономические (денежные);

-: — личные неимущественные;

-: — договорные.

— общественные

  1. Материальный аспект финансов состоит в том, что это ###

+:-централизованные и децентрализованные фонды денежных средств государства и муниципальных образований;

-: — денежные средства коммерческих организаций и населений;

-: — основные и оборотные средства предприятий.

— это всегда денежные отношения

  1. Основное звено в финансовой системе Российской Федерации – это###

-: — Налоги;

-: — Средства страховых и банковских организаций;

-: — Финансы предприятий;

+:-Бюджет.

  1. Какие из перечисленных нормативно-правовых актов относятся к источникам финансового права:

+:-Бюджетный кодекс РФ;

-: — акт налоговой проверки;

-: — требование об уплате налога;

-: — расчетный документ о бесспорном описании денежных средств со счета;

  1. К методам распределения финансовых средств относятся:

-: — государственный и банковский кредит;

-: — страхование;

+:-кредитование;

— предупреждение

  1. Внутрихозяйственный финансовый контроль на предприятии, учреждении, организации осуществляет:

-: — налоговая инспекция при проведении камеральных проверок;

+:-бухгалтерия;

-: — ревизионная комиссия.

— аудитором

  1. Общая цель деятельности Счетной палаты РФ:

+:-осуществление государственного финансового контроля за федеральным бюджетом;

-: — проведение ревизий на государственных унитарных предприятиях;

-: — противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

— надзор за исполнением органами государственной власти норм бюджетного законодательства

  1. Целью аудита является:

-: — проверка основных средств предприятия;

-: — проверка прибыльности и доходности производства:

+:-выражение мнения о достоверности финансовой отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

— выявление нарушения локальных нормативно-правовых актов

  1. Основной метод финансового контроля – это ###

-: — проверка;

-: — инвентаризация;

+:-ревизия;

-: — финансово-экономический анализ.

  1. Федеральное казначейство находится в ведении:

-: — Государственной Думы РФ;

-: — Центрального банка РФ;

+:-Министерства финансов РФ;

-: — Правительства РФ.

  1. Для осуществления государственного финансового контроля за федеральным бюджетом Федеральное собрание формирует:

-: — Комитет Государственной Думы РФ по бюджету;

-: — Федеральное казначейство;

+:-Счетную палату.

— Комитет Государственной Думы по контролю за расходованием бюджетных средств

  1. В компетенцию органов Федерального казначейства в области государственного финансового контроля входит:

-: — Лишение аудиторских и страховых организаций лицензий;

+:-право на приостановление операций по счетам в банках;

-: — предоставление налоговых кредитов;

-: — отстранение от работы нарушителей.

  1. Налоговый контроль осуществляют:

+ таможенные органы;

-: — органы государственных внебюджетных органов;

— налоговые органы, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел;

+ финансовые органы.

— административные органы

— правоохранительные органы

  1. Обязательная аудиторская проверка проводится:

-: — По решению самого хозяйствующего субъекта;

-: — По инициативе аудиторских фирм;

+:-В случаях, предусмотренных в законе;

-: — По решению финансовых органов;

-: — По решению налоговых органов.

  1. В случаях выявления нарушений аудиторы:

-: — вправе налагать штрафы;

-: — вправе приостановить операции по счетам хозяйствующего субъекта в банке;

-: — вправе направить предписание об устранении выявленных нарушений

+:-не могут применять финансовые санкции.

  1. Министерство финансов Российской Федерации:

-: — Проводит аудиторские и налоговые проверки;

-: — Утверждает и исполняет бюджет государства;

+:-Обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

— Принимает Бюджет РФ

  1. Возвратная и возмездная плановая выдача денежных средств на определенные цели – это:

+Кредитование

  1. Возвратная и безвозмездная выдача государственных денежных средств из бюджета в соответствии с установленным планом и на определенные цели именуется:

+ Финансированием

  1. Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов называется :

+ Бюджетной системой

  1. Текущий финансовый контроль – это:

+ контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций

  • контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций

  • контроль, который проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

  • Контроль, осуществляемый в экстренном порядке

  1. Финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами, а также посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации называется

+ Инициативным

  1. Контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях по распоряжению их руководителей соответствующими структурными подразделениями данной организации называется …….. финансовым контролем

+ внутрихозяйственным

  1. Одной из основных задач государства в сфере финансов является:

  • Привлечение иностранных инвестиций

+ Распределительная

  • Надзорная

  • Выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере экономики

  1. К способам аккумуляции денежных средств не относится:

  • Налогообложение

  • Страхование имущества

  • Взносы во внебюджетные фонды, уплаченные организациями, предприятиями, учреждениями

+ Мониторинг земель

  1. К способам распределения и использования денежных средств не относятся:

  • Финансирование

+ Инвестирование

  • Кредитование

  • Выплата страховых возмещений, пенсий и пособий

  1. Систему финансового права образуют следующие институты:

  • Государственные финансы, международные инвестиции, страхование

+ Государственные финансы, кредитование, страхование, финансы юридических лиц

  • Финансы физических и юридических лиц, финансы иностранных организаций

  • Только государственные финансы и иностранные денежные инвестиции

  1. К источникам финансового права не относится:

  • Налоговый кодекс РФ

  • Конституция РФ

+ Семейный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  1. В зависимости от времени проведения финансовый контроль может быть:

+ Предварительным

  • Государственным

  • Аудиторским

  • Президентским

  1. К методам финансового контроля не относятся:

  • Проверка

  • Ревизия

  • Наблюдение

+ разведка

  1. Различают ревизии:

+ Документальные, фактические

  • Внутренние и внешние

  • Первоочередные и второстепенные

  • Временные и постоянные

  1. Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства:

+ Федерального бюджета

  • Юридических лиц

  • Физических лиц

  • Инвестиции иностранных граждан

  1. Президентский контроль осуществляется:

  • Администрацией президента РФ

  • Президентом РФ лично

  • Председателем правительства

+ Контрольным управление президента РФ

  1. Федеральная служба страхового надзора осуществляет функцию по контролю и надзору в сфере:

  • Налогообложения

+ Страховой деятельности

  • Инвестиционного права

  • Банковской деятельности

  1. К органам, осуществляющим финансовый контроль не относятся:

  • Федеральная Налоговая служба

  • Счетная палата РФ

  • Федеральная таможенная служба

+ Федеральная служба по здравоохранению

  1. Результатом аудиторской деятельности является:

+ Аудиторское заключение

  • Отчет о проделанной работе

  • Устный доклад аудитора

  • Акт применения права

  1. Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований называют …….

+ финансовым правом

  1. Общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления именуются

+ финансовыми правоотношениями

  1. Целью аудита является выражение мнения о:

  • достоверности бухгалтерской и статистической отчетности аудируемых лиц

+достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

  • достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц

  • соответствий порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ

  1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

  • национальные и отраслевые

  • общие и специальные

+федеральные и внутренние

  1. Такого правила (стандарта) аудиторской деятельности не существует:

  • «Существенность в аудите»

  • «Аудиторские доказательства»

+ «Планирование обязательного аудита»

  • «Существенности в аудите»

  1. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются:

  • федеральным законом

+постановлением Правительства РФ

  • указом Президента РФ

  • постановлением Министерства финансов РФ

  1. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением:

  • общества с ограниченной ответственностью

  • закрытого акционерного общества

  • товарищества на вере

+открытого акционерного общества

  1. Лицензирование деятельности аудиторской организации является:

+обязательным условием

  • необходимым условием, если организация создана в форме закрытого акционерного общества

  • обязательным условием для организаций, осуще­ствляющих обязательный аудит

  1. Граждане РФ, постоянно проживающие на территории России, должны составлять не менее:

  • 25% кадрового состава аудиторской организации

  • 35% кадрового состава аудиторской организации

+50% кадрового состава аудиторской организации

  • 75% кадрового состава аудиторской организации

  1. Если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то граждане РФ, постоянно проживающие на территории России, должны составлять не менее:

  • 50% кадрового состава аудиторской организации

+75% кадрового состава аудиторской организации

  • 90% кадрового состава аудиторской организации

  • 95% кадрового состава аудиторской организации

  1. Обязательный аудит проводится:

  • Ежемесячно

  • Ежеквартально

  • каждые полгода

+ежегодно

  1. Обязательный аудит осуществляется, если организация имеет организационно-правовую форму:

+открытого акционерного общества

  • полного товарищества

  • общества с ограниченной ответственностью

  • закрытого акционерного общества

  1. Обязательный аудит осуществляется, если объем выручки организации (индивидуального предпринимателя) от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает:

  • 100 тыс. МРОТ

  • 250 тыс. МРОТ

+500 тыс. МРОТ

  • 750 тыс. МРОТ

  1. Заключение договора оказания аудиторских услуг осуществляется по итогам проведения открытого конкурса, если обязательный аудит проводится в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее:

  • 15%

+25%

  • 45%

  • 51%

  1. Обязательный аудит проводится:

  • аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами

  • индивидуальными аудиторами

  • двумя независимыми аудиторскими организациями

+аудиторскими организациями

  1. Аудит может осуществляться:

  • аудиторами, являющимися учредителями аудируемых лиц

  • аудиторами, состоящими с учредителями аудируемых лиц в близком родстве

+аудиторами, оказывавшими в течение двух лет, непосредственно предшествующих проведению проверки, услуги по налоговому консультированию аудируемых лиц

  1. Срок действия квалификационного аттестата аудитора:

  • 3 года

  • 5 лет

  • 10 лет

+не ограничен

  1. Необходимый стаж работы по экономической или юридической специальности, установленный законодательством для претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора, составляет:

  • не менее 1 года

  • не менее 2 лет

+не менее 3 лет

  • не менее 5 лет

  1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется, если установлен факт, что аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность в течение:

  • 1 года подряд

+2 лет подряд

  • 3 лет подряд

  • 5 лет подряд

  1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, — это:

  • Правительство РФ

  • Министерство экономического развития и торговли РФ

  • Министерство юстиции РФ

+Министерство финансов РФ

  1. Разглашение аудитором сведений, полученных при осуществлении аудиторской деятельности:

+разрешено при письменном согласии проверяемой организации

  • разрешено, если это не причинит убытков проверяемой организации

  • запрещено во всех случаях

  1. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым:

  • по решению Министерства финансов РФ

  • по решению совета по аудиторской деятельности

  • по решению Правительства РФ

+по решению суда

  1. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован из-за установления факта систематического нарушения в ходе аудита требований законодательства РФ, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата:

  • в течение 1 года со дня принятия решения об аннулировании аттестата

+в течение 3 лет со дня принятия решения об аннулировании аттестата

  • в течение 5 лет со дня принятия решения об аннулировании аттестата

  • никогда

  1. Размер денежного вознаграждения аудитора определяется:

+договором между аудитором и аудируемым лицом

  • федеральным законом

  • постановлением Правительства РФ

  • приказом Министерства финансов РФ

  1. Денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, в Бюджетном кодексе определяется как:

–:расходы бюджета;

–:бюджетные ассигнования;

–:субвенция;

+:доходы бюджета.

  1. Денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, в Бюджетном кодексе определяется как:

–:бюджетные ассигнования;

+:расходы бюджета;

–:субвенция;

–:профицит бюджета.

  1. Какой орган власти принимает решение о введении чрезвычайного бюджета?

+:Президент Российской Федерации;

–:Правительство Российской Федерации;

–:Федеральное Собрание.

— Государственная Дума

  1. По Бюджетному кодексу РФ бюджетная система Российской Федерации — это совокупность:

–:бюджетов всех уровней;

+:федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

–:бюджетных и внебюджетных государственных и местных денежных фондов;

–:государственных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

  1. В зависимости от юридической формы денежных поступлений государственные доходы можно классифицировать как:

+:налоговые и неналоговые;

–:собственные и заемные.

–:федеральные и местные;

–:централизованные и децентрализованные;

  1. В бюджетном законодательстве начисление пени является:

+:мерой ответственности;

–:мерой принуждения;

–:карательной мерой;

–:способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

  1. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории в Бюджетном кодексе Российской Федерации определяется как:

–:бюджет;

+:консолидированный бюджет;

–:закон о бюджете;

–:доходы бюджета.

  1. Превышение расходов бюджета над его доходами в Бюджетном кодексе определяется как:

–:расходы бюджета;

–:бюджетные ассигнования;

–:профицит бюджета;

+:дефицит бюджета.

  1. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, определяется как:

–:дотация;

–:бюджетные ассигнования:

–:субвенция

+:субсидия.

  1. Бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года, в Бюджетном кодексе определяется как:

–:бюджетный кредит;

–:бюджетные ассигнования;

+:бюджетная ссуда;

–:субсидия.

  1. Передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа, в Бюджетном кодексе определяется как:

–:государственный или муниципальный долг;

–:внутренний долг;

–:внешний долг:

+:государственный или муниципальный заем (заимствование).

  1. Форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах, в Бюджетном кодексе определяется как:

+:бюджетный кредит;

–:бюджетные ассигнования;

–:бюджетная ссуда;

–:субсидия.

  1. Государственный бюджет определяется как форма … и … денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти:

+:Образования, расходования.

  1. Процессуальные нормы бюджетного права:

–:Устанавливают содержание бюджета;

–:Определяют порядок функционирования бюджетной системы;

+:Устанавливают содержание бюджета и определяют порядок функционирования бюджетной системы;

–:Составляют существенную часть расходов бюджета;

–:Составляют существенную часть доходов бюджета.

  1. Превышение доходов бюджета над расходами называется:

–:секвестр расходов;

+:профицит бюджета;

–:дефицит бюджета;

–: завершение бюджета

  1. Бюджетный год в РФ равен:

+: календарному году;

–: бюджетному периоду;

–: сельскохозяйственному году.

— юридическому году

  1. Государственный кредит бывает:

+:Внутренним и внешним;

–: Юридическим и физическим;

–: Федеральным и местным;

–: Прямым и косвенным;

–: Прямым и обратным.

  1. Форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации называют ####

+: государственным внебюджетным фондом.

  1. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих финансовые отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации называется ….

+ бюджетным правом РФ

  1. Под ……………… понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

+ бюджетным устройством

  1. ………. представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта.

+ Резервный фонд

  1. Структура нормы бюджетного права включает:

  • Статью

+ Гипотезу, санкцию, диспозицию

  • Отдельные институты

  • Пункты статьи

  1. Предмет бюджетного права представляет собой :

+ Отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования фондов бюджетной системы РФ

  • Отношения по формированию и использованию денежных средств

  • Бюджетный процесс

  • Ничего из выше перечисленного

  1. К субъектам бюджетного права относятся:

+ Органы государственной власти

  • Иностранные граждане

  • Зарубежные государства

  • Международные организации

  1. Источниками бюджетного права выступает:

+ Бюджетный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • Семейное право

  • Водный кодекс

  1. Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, это:

  • основной финансовый план страны;

  • форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства;

  • материальный фонд денежных средств;

+форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения государства и местного самоуправления.

  1. Бюджетное право — это:

+подотрасль особенной части финансового права;

  • комплексный межотраслевой институт российского права;

  • институт общей части финансового права;

  • институт налогового права.

  1. К субъектам бюджетного права относятся:

  • юридические лица и частные предприниматели;

+государство и его территориальные подразделения;

  • физические лица;

  • иностранные граждане;

  1. Бюджетная классификация — это:

+группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам;

  • группировка доходов бюджетов всех уровней по однородным признакам;

  • группировка доходов и расходов федерального бюджета.

  • группировка расходов по всех уровней по однородным признакам

  1. Под сбалансированностью бюджета понимается:

  • отсутствие дефицита бюджета;

  • непревышение запланированного дефицита бюджета;

+соответствие расходов бюджета объему поступающих доходов;

  • соответствие расходов и доходов бюджета показателям, запланированным в начале бюджетного года.

  1. Расходы бюджета — это:

  • денежные средства, направляемые на финансирование государственных организаций и учреждений;

+ денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;

  • денежные средства, выделяемые из федерального бюджета.

  • Денежные средства, выделяемые из региональных бюджетов

  1. Заемным источником бюджета является:

+государственный кредит;

  • налог;

  • доходы от использования государственной собственности;

  • штрафы;

  • конфискованное имущество;

  • государственная пошлина.

  1. Признак нецелевого характера использования свойствен безвозмездным перечислениям в виде:

  • субвенций и дотаций;

  • субвенций и субсидий;

  • субсидий и дотаций;

+дотаций.

  1. Денежные средства государственных внебюджетных фондов находятся в собственности:

  • самих фондов;

+Российской Федерации;

  • субъектов РФ и муниципальных образований;

  • организаций и физических лиц, вносящих взносы в эти фонды.

F1: Финансовое право

F2: тесты на вторую рейтинговую точку

F3: Татуев А.А.

Фискальная политика –изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного общественного продукта.

Сам термин «фискальная политика» восходит к понятию «фиск», что означает «казна, государственное хранилище денег». Впрочем, оба слова – иностранные, хотя и используются в России давно.

При Петре I фискалом назывался чиновник, наблюдавший за законностью действий учреждений и лиц, главным образом в области финансовой и судебной. Впоследствии, в разговорной речи так стали называть ябедников, доносчиков. Возможно, поэтому определение «фискальная» применительно к политике государства нередко заменяется определением «финансовая» или «финансово-бюджетная». Однако здесь могут возникнуть определенные затруднения, связанные с неоднозначностью толкования понятия «финансы».

В обиходе и даже в хозяйственной практике под финансами зачастую понимают просто деньги или отношения, в которых участвуют деньги (например, в поговорке «Финансы поют романсы»). С этимологической точки зрения это оправдано, т.к. латинское слово «financia» в дословном переводе означает «наличность, доход». А в экономической науке под финансами было принято понимать не все денежные отношения, а только их часть.

Финансы – экономическая категория, выражающая отношения между людьми по поводу формирования и использования фондов денежных средств.

Что это за фонды и где они создаются? Финансовых фондов очень много. Одни из них формируются на общегосударственном уровне, другие – на уровне регионов, третьи – на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.

В связи с этим, финансовые отношения можно подразделить на две большие группы:

— государственные (централизованные) финансы, включающие отношения по поводу образования и использования государственных фондов денежных средств;

— финансы предприятий и отраслей народного хозяйства (децентрализованные финансы), включающие отношения по поводу формирования и использования денежных фондов на уровне отдельных предприятий.

Сегодня к этим двум группам нередко добавляют и третью – личные финансы, формируемые на уровне отдельного домохозяйства.

Следует отметить, что по поводу выделения в составе финансов группы отношений, не связанных с участием государства, в советский период отечественной истории долгое время шла дискуссия. Дело в том, что само существование финансовых отношений выводилось из двух основных предпосылок – существования развитых товарно-денежных отношений, а также развития государства и его потребностей.

На базе этого теоретического постулата возникли две концепции:

1) условно-правовая теория финансов, согласно которой финансы трактовались как денежные отношения, организуемые государством, обязательно имеющие властный (императивный) характер;

2) экономическая теория финансов, согласно которой в экономике существуют и такие денежные фонды, к которым государство не имеет непосредственного отношения, однако отношения по поводу распределения и использования средств этих фондов являются по своему экономическому содержанию финансовыми. Эта точка зрения получила в итоге наибольшее распространение.

Таким образом, понятие «финансы» носит более общий характер, чем понятие «фиск», свою финансовую политику могут осуществлять не только государство, но и отдельные хозяйствующие субъекты. Чтобы исключить такое двойное толкование, мы в дальнейшем применительно к государству будем пользоваться понятием «фискальная политика».

Фискальная политика государства, безусловно, оказывает влияние на финансы предприятий, но главная сфера ее развертывания – государственные финансы, или финансово-бюджетная система страны.

Финансово-бюджетная система – сложившаяся в обществе система отношений по формированию, распределению и использованию государственных фондов денежных средств.

Государственные фонды денежных средств:

— государственный бюджет;

— внебюджетные фонды.

Государственный бюджет – основной централизованный фонд денежных ресурсов, используемых для осуществления государством его функций и задач. Это главный финансовый фонд любого государства.

Внешне же государственный бюджет выступает в виде сметы (баланса) доходов и расходов государства. Впервые в таком виде он появился в Англии (в последней трети XVII в.), затем во Франции (в конце XVIII в.), а в XIX в. практика составления бюджета распространилась на все развитые страны.

Следует отметить, что в финансовой сфере Россия шла в ногу с Европой. Первые сведения о смете государственных доходов и расходов и о сметах отдельных городов относятся к 1645 г. Однако определенных правил для составления смет, так же как и баланса доходов и расходов, тогда не существовало.

В 1722 г. Камер-коллегия составила роспись государственных доходов и расходов на 1723 г.

С 1802 г. Министерство финансов стало ежегодно составлять подробные росписи государственных доходов и расходов, но лишь с 1811 г. начинается составление ежегодных бюджетов по единообразной форме с группировкой расходов по разделам.

В настоящее время через государственный бюджет перераспределяется более 2/3 национального дохода Российской Федерации. Средства, аккумулируемые в нем, направляются на удовлетворение важнейших государственных потребностей.

Что это за потребности и кто их определяет? Чтобы ответить на этот вопрос, надо уточнить, кто срывается под общим понятием «государство». Кого считать государством – Правительство РФ, областную или районную администрацию? Очевидно, и тех, и других, и третьих; все это – государственные органы управления. Однако очевидно и то, что определять направления использования бюджетных средств они будут по-разному: на федеральном уровне приоритетом может быть развитие аэрокосмического комплекса, а на районном – озеленение улиц. Поэтому государственный бюджет представляет собой не один общегосударственный фонд, а множество бюджетов разных видов и уровней.

Структура государственного бюджета, или бюджетное устройство, зависит от типа государства и может состоять из двух или трех уровней.

В унитарных (единых) государствах бюджетное устройство включает два уровня: центральный бюджет и местные (муниципальные) бюджеты.

В федеративных государствах к этим двум уровням добавляется еще один промежуточный уровень – бюджеты членов федерации (в США – штатов, в ФРГ – земель, в Швейцарии – кантонов, в России – республик, краев, областей).

Такое дезагрегирование государственного бюджета на множество бюджетов, с одной стороны, позволяет более эффективно распоряжаться имеющимися денежными средствами, но, с другой стороны, порождает противоречия в процессе аккумулирования этих средств. В некоторых случаях это может приводить даже к «войне бюджетов».

Несмотря на различия и противоречия, все бюджеты являются элементами единого консолидированного бюджета страны, составляемого в форме баланса доходов и расходов центральных и местных органов управления, утверждаемого в законодательных органах власти и принимающего силу закона.

Итак, по своей форме государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов государства.

Основными статьями доходов государственного бюджетаявляются:

— поступления от бизнеса (налоги на бизнес);

— поступления от домохозяйств (личные налоги).

Основными статьями расходов государственного бюджетаявляются:

Расходы госбюджета:

— расходы на народное хозяйство;

— расходы на социальную сферу (культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение);

— расходы на оборону;

— расходы на государственное управление.

Помимо государственного бюджета, в финансово бюджетную систему страны входят различные внебюджетные фонды. В России к ним относятся:

— Пенсионный фонд РФ;

— Фонд социального страхования;

— Государственный фонд занятости населения;

— Фонд обязательного медицинского страхования и др.

Функционирование внебюджетных фондов мало чем отличается от формирования и использования средств государственного бюджета, поэтому отдельно мы их рассматривать не будем, а остановимся на том, как государство воздействует на экономику через государственный бюджет.

Суть бюджетного финансирования

Суть бюджетного финансирования сводится к тому, что с его помощью осуществляются определенные денежные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования всех форм собственности относительно направления денежных средств бюджетов.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.

Полнота и своевременность финансирования существенно зависят от уровня наполняемости денежными средствами бюджета.

В Российской Федерации государственные средства направляются в разном порядке и на различные цели. Основная же сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.

Благодаря бюджетному финансированию средства предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Осуществляется бюджетное финансирование на основе принципов безвозвратности, целевого использования средств (например, заработная плата, командировка, стипендии, текущие расходы предприятия или учреждения), финансирования по мере выполнения работ, услуг и соблюдения финансовой дисциплины (как условие правильного и законного расходования денежных средств).

В Российской Федерации бюджетное финансирование проявляется в двух формах: финансирование государственных бюджетных учреждений и финансирование государственных объединений и организаций, имеющих некоторую экономическую и финансовую самостоятельность. Каждая форма имеет свои отличительные особенности в экономических вопросах, а также в правовом поле.

Бюджетная сфера относится к непроизводственной сфере (то есть в создании материальных ценностей эти предприятия и организации непосредственно не участвуют, а значит национального дохода не создают). Основное назначение бюджетных организаций — это удовлетворение общественно-социальных потребностей населения. К ним относятся, например, органы государственного управления и обороны страны, социально-культурные учреждения и другие.

Действующим законодательством Российской Федерации разрешена предпринимательская деятельность всем бюджетным организациям (но только та деятельность, которая предусмотрена уставом этой организации), что приносит им дополнительные доходы.

Формы бюджетного финансирования

Осуществляется бюджетное финансирование в таких формах:

  • финансирование на основе финансовых планов (или смет расходов);
  • предоставление субвенций;
  • государственное финансирование инвестиций;
  • предоставление субсидий;
  • предоставление дотаций.

Сметное финансирование — это самая распространенная форма бюджетного финансирования. Выделение денежных средств из бюджетов разных уровней происходит на основе планового документа – сметы доходов и расходов предприятия (учреждения). Смета – это главный плановый документ, подтверждающий право на получение доходов и осуществления расходов. Смета определяет объем и направление средств для достижения поставленных целей.

Субвенция – это выделение средств местным органам власти со стороны государства. Субвенция, в отличие от дотаций, направляется на финансирование определенных программ, мероприятий, проектов и осуществляется при наличии доли собственных источников финансирования из местных (городских, например) бюджетов. В использовании субвенции есть одна особенность – она подлежит возврату в случае ее нецелевого использования.

Государственное финансирование инвестиций – это предоставление государством необходимых денежных средств из бюджетов всех уровней для инновационной и инвестиционной деятельности. Это финансирование осуществляется в согласии с бюджетной классификацией расходов на основные объекты социального развития государства, а также экономического.

Субсидии – это текущие выплаты (безвозмездные ) организациям, предприятиям, которые не предусматривают компенсации в форме специально оговоренных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, которые связаны с возмещением убытков государственных предприятий.

Государственные дотации – это такая форма бюджетного финансирования, которая используется для выделения денежных средств из государственного и местных бюджетов планово-убыточным предприятиям и организациям для эффективного сбалансирования их финансовых планов. Также дотации могут предоставляться из высшего бюджета ниже соответствующих условий (в случае превышения расходов над доходами) для соответствующего обеспечения деятельности.

Методы осуществления бюджетного финансирования

Для осуществления бюджетного финансирования применяются два метода:

  1. метод перечисления средств бюджетов. Осуществляется путем перечисления денежных средств с текущих счетов местных бюджетов на счета главных распорядителей бюджетных средств;
  2. метод единого казначейского счета (ЕКС – является основным счетом государства и используется для проведения финансовых операций и эффективного управления средствами Государственного и местных бюджетов.).

Бюджетное финансирование также может сочетается с кредитованием за счет бюджетных средств. Действующим законодательством государства определяется предоставления кредитов органам управления других уровней, включая государственные внебюджетные фонды, предоставление кредитов предприятиям, учреждениям, организациям.

Мы коротко рассмотрели бюджетное финансирование.

Финансирование (financing) — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества. Финансирование осуществляется за счет средств предприятий, бюджетов различных уровней, внебюджетных фондов, частных инвесторов, других источников. Объем финансирования определяется на основе запланированных расходов и источников их обеспечения. На коммерческих предприятиях финансовые ресурсы и финансовые взаимоотношения отражаются в бизнес-плане предприятия (раздел бизнес-плана «Финансовый план коммерческого предприятия»). Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учреждений и организаций, состоящих на сметном финансировании, осуществляются в основном за счет средств государственного или местных бюджетов.

В зависимости от предметно-целевого назначения денежных средств организаций различают виды финансирования:

  • заработной платы;
  • приобретения предметов длительного пользования;
  • аренды;
  • транспортных расходов;
  • капитального ремонта;
  • капитального строительства;
  • прочих текущих расходов.

Финансирование организуется на принципах:

  • плановости;
  • целевой направленности средств;
  • безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней;
  • расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организации;
  • соблюдения режима экономии.

Принцип плановости означает, что финансовые ресурсы предусматриваются в соответствующих бюджетах, внебюджетных фондах, бизнес-планах коммерческих предприятий, сметах бюджета организаций, финансовых планах общественных организаций и других хозяйственных структур.

Принцип целевой направленности предполагает использование денежных средств на предусмотренные планом конкретные цели и объекты.

Принцип безвозвратности означает, что предоставляемые регионам, предприятиям, организациям финансовые ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, в чем состоит отличие бюджетного финансирования от кредитования, основанного на возврате полученного заемщиком на определенный срок средств с уплатой процентов за пользование кредитом.

Принцип расходования средств в соответствии с бизнес-планом предприятия или сметой организаций предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при освоении ранее полученных сумм.

Принцип соблюдения режима экономии означает правильное и рациональное расходование денежных средств, строгое соблюдение финансовой дисциплины, установленных норм и нормативов.

Для рыночной экономики характерна множественность источников финансового обеспечения производственных затрат и мероприятий по развитию производства. В целом они подразделяются на 3 группы:

  1. собственные средства предприятий;
  2. кредиты коммерческих банков;
  3. ассигнования из бюджетов.

Структура источников финансирования нестабильна. Она изменяется в процессе развития экономики, финансирования и денежно-кредитной политики государства. В условиях развития рыночных отношений и перехода на коммерческий расчет и самофинансирование основным источником финансирования являются собственные средства предприятий. За последние годы возросла роль коммерческого кредита, снизилась доля бюджетных ассигнований в источниках финансирования текущих и капитальных затрат.

Финансирование — обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление, развитие чего-либо. Например, финансирование проекта, технического перевооружения, плана мероприятий, комплексной программы, бюджета и бюджетных затрат и т.д.

В Плане счетов бухгалтерского учета выделен раздел «Кредиты и финансирование». Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии средств, полученных извне на финансирование деятельности предприятия:

  • полученные от банка кредиты;
  • полученные от других заимодавцев кредиты;
  • иные средства финансирования целевых мероприятий.

Финансирование учитывается по кредиту счетов: «Краткосрочные кредиты банков»; «Долгосрочные кредиты банков»; «Долгосрочные займы»; «Целевые финансирование и поступления».

Выделяют следующие основные источники финансирования:

  • продажа доли финансовому инвестору;
  • продажа доли стратегическому инвестору;
  • венчурное финансирование;
  • публичное предложение ценных бумаг (IPO);
  • закрытое (частное) размещение ценных бумаг;
  • выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки);
  • банковские кредиты, кредитные линии, ссуды;
  • коммерческий (товарный) кредит;
  • государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит);
  • облигационный заем;
  • проектное финансирование;
  • страхование экспортных операций;
  • лизинг;
  • франчайзинг;
  • факторинг;
  • форфейтинг;
  • гранты и благотворительные взносы;
  • соглашение об исследованиях и разработках;
  • государственное финансирование;
  • выпуск векселя;
  • взаимозачет;
  • бартер;
  • другие источники финансирования.

Также финансирование может различаться по следующим признакам:

  • инвестиционное финансирование — выступает инструментом для привлечения дополнительных материальных ресурсов и направления их на увеличение рентабельности и/или прибыльности организации;
  • торговое финансирование — поддержка оборотного капитала организации.