Формальные санкции

Тест по Банку заданий ЕГЭ обществознание «Социальные отношения» ФИПИ

Тест по банку заданий ЕГЭ Обществознание раздел «Социальные отношения» ФИПИ

(ответы на задания в конце текста)

01. Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена – воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа? 1) К. — гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники. 2) К. — владелец фирмы по продаже цветов. 3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа. 4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

02. Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение. 1) И мужчины, и женщины считают главной причиной снижения воспитательного потенциала семьи увеличение количества неполных семей. 2) Меньшая доля мужчин, по сравнению с женщинами, указывают в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи отсутствие у родителей необходимых знаний. 3) Одинаковая доля опрошенных мужчин и женщин рассматривают вмешательство родственников в воспитание детей как причину снижения воспитательного потенциала семьи. 4) Женщины в большей степени, чем мужчины, связывают снижение воспитательного потенциала семьи с плохими отношениями между родителями.

03. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах. Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

04. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». 1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

05. Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью? 1) беспрекословное подчинение младших старшим. 2) ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства. 3) добровольное распределение обязанностей между членами семьи 4) совместное проживание нескольких поколений родственников

06. Верны ли следующие суждения о социализации? А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей. Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

07. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.

08. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности. Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

09. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) добровольность 5) производство 6) механизм 7) инициатива 8) самоконтроль 9) нормативный акт

10. Ивану 15 лет, он девятиклассник. Он помогает родителям по хозяйству, в его обязанности входит гулять с младшим братом во дворе. В этом проявляется(-ются) 1) социальная роль личности 2) личный авторитет 3) индивидуально-психологические особенности 4) этническая принадлежность человека

11. В стране Z в ходе социологических опросов (2002 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Позволяет ли Вам Ваш семейный бюджет при необходимости воспользоваться платными медицинскими услугами?». Полученные результаты представлены в таблице.

Варианты ответа

% от числа опрошенных

2002 г.

2012 г.

Да / скорее да

25

23

Нет / скорее нет

73

75

Затрудняюсь ответить

2

2

В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) соответствует информации, содержащейся в диаграмме? 1) В стране Z серьёзное внимание уделяется развитию социальной сферы.. 2) Большинство опрошенных предпочитает обращаться в медицинские учреждения. 3) В стране Z хорошо развита сеть медицинских учреждений. 4) Большинство опрошенных можно отнести к малообеспеченным слоям населения.

12. Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем? А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах. Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

13. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ САНКЦИЙ

А) понижение в должности

1) формальные санкции

Б) государственная награда

2) неформальные санкции

В) аплодисменты

Г) отказ пожать руку

Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е) комплимент

14. Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы, – это социальные 1) санкции 2) правила 3) ценности 4) традиции

15. В ходе социологического опроса девушкам и юношам был задан вопрос о необходимости заключения брака. Варианты ответов приведены в таблице (в % от числа отвечавших).

Варианты ответа

Насколько необходимо заключение брака?

Юноши

Девушки

Очень важно

71,9

66,4

Не очень важно

25,8

29,4

Неважно

3,2

4,2

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы? 1) Юноши и девушки одинаково легкомысленно относятся к заключению брака. 2) Больше половины юношей и девушек считают не очень важным вопрос о заключении брака. 3) Большинство юношей и девушек безразлично относятся к заключению брака. 4) Юноши в большей степени, чем девушки, убеждены в необходимости заключения брака.

16. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве? А. Социальное неравенство существует во всех странах с рыночной экономической системой. Б. Социальное неравенство может стимулировать социальную мобильность личности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

17. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков. 2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке. 3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами 4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора. 5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности. 6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

18. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане? 1) социально-классовый 2) этнический 3) демографический 4) территориальный

19. Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.

Какой вывод можно сделать на основе гистограммы? 1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения. 2) Среди тех, кто считает, что необходимо научиться понимать друг друга, больше жителей страны Z, чем страны Y. 3) Большинство опрошенных в стране Z считают, что прежде всего необходимо уважать права и свободы. 4) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Y больше, чем в стране Z.

20. Верны ли следующие суждения о семье? А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер. Б. Семья может складываться на основе брака и кровного родства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

21. Какой критерий может использоваться для выделения социальных групп? 1) принадлежность к определённой профессии. 2) индивидуально-психологические особенности 3) тип темперамента 4) тип нервной системы

22. Социализация личности – это 1) особенности поведения человека 2) наследование индивидуальных признаков 3) усвоение социального опыта, накопленного человечеством 4) изменение биологических особенностей человека как индивида

24. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Социальная мобильность предполагает изменение индивидом, группой или классом своей позиции в социальной структуре. Б. Учёные выделяют два вида социальной мобильности: прогрессивную (движение вверх или вниз в системе социальных позиций) и регрессивную (передвижение индивида на одном и том же социальном уровне). 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

25. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Б. Социальная мобильность может быть связана с получением образования, овладением новой профессией. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

26. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К функциям социальных норм относят интегрирование индивидов в систему общественных отношений. 2) Социальные нормы позволяют контролировать, регулировать и оценивать поведение людей. 3) К видам социальных норм относятся социальные санкции. 4) Видами социальных норм являются обычаи и традиции. 5) Соблюдение социальных норм всегда достигается мерами государственного принуждения.

27. Демократическая (партнёрская) семья, в отличие от традиционной (патриархальной), характеризуется 1) экономической зависимостью женщины от мужчины 2) чётким разделением мужских и женских обязанностей 3) совместным проживанием нескольких поколений 4) принятием важных для всех членов семьи решений на семейном совете

28. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) статус 2) группа 3) критерий 4) стратификация 5) социализация 6) профессия 7) престиж 8) авторитет 9) мобильность

29. Что представляет собой социальная стратификация? 1) деление общества на группы по определённым критериям 2) активное приспособление человека к новой социальной среде 3) любые изменения в положении индивида 4) усвоение и воспроизводство социального опыта

30. Верны ли следующие суждения об агентах социализации? А. Агенты социализации – это конкретные люди и организации, передающие социокультурный опыт. Б. Агенты первичной социализации действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

31. Семью отличает от других социальных институтов 1) общественная активность женщины 2) осуществление социального контроля 3) социализация подрастающего поколения 4) выполнение репродуктивной функции

32. Запишите слово, пропущенное в таблице. Семья и её роль в жизни общества

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Психологическая

Создание благоприятного семейного климата, поддержка членов семьи

……….

Продолжение рода

33. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации? А. Социальная стратификация предполагает деление общества на иерархически расположенные социальные слои и группы. Б. Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

34. Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья любого типа характеризуется совместным принятием решений всеми членами семьи, общим обсуждением расходов семейного бюджета. Б. Семья выполняет эмоционально-психологическую функцию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

35. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации? А. Понятие «социальная стратификация» обозначает систему социального расслоения общества. Б. К критериям социальной стратификации относят размер доходов, объём власти, уровень образования. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

36. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации называется социальная мобильность. (Б) Быстрая смена социальных позиций отдельными людьми и классами не всегда благоприятно сказывается на развитии общества. (В) Преобразования первых лет советской власти привели к ликвидации целых классов и крупных социальных групп. (Г) Сегодня мы сталкиваемся с тем, что люди нередко меняют место работы, регион проживания. (Д) Вне всякого сомнения, позитивным последствием высокого уровня социальной мобильности является наличие более широкого спектра возможностей для личностного и профессионального роста. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

37. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Респонденты в возрасте 18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью. 2) Наибольшая доля респондентов в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – создать семью. 3) Равные доли респондентов в возрасте 25– 39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру. 4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25– 39 лет. 5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие.

38. Установите соответствие между примерами и видами социальной мобильности, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

1) горизонтальная

Б) Инженер Семён был назначен начальником отдела.

2) вертикальная

В) Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего к той же социальной страте, что и она.

Г) Предприниматель Иван разорился.

Д) Екатерина вступила в общество охраны природы.

39. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) изменение статуса; 2) карьерный рост; 3) социальная мобильность; 4) понижение по службе; 5) смена элит.

40. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гуманистическая национальная политика». 1) сближение наций; 2) пропаганда этнической исключительности; 3) культурная самобытность; 4) сохранение родного языка; 5) привилегии отдельным этническим группам; 6) толерантность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

41. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны 1) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения. 2) Деление общества на страты допускает наличие привилегий у представителей некоторых страт. 3) К критериям социальной стратификации относят объём власти. 4) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуальные психологические черты человека. 5) Учёные выделяют два вида социальной стратификации: прогрессивную и регрессивную.

42. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Социализация индивида всегда происходит стихийно. 2) Социализация представляет собой усвоение индивидом социальных ценностей, норм и образцов поведения. 3) Агентами первичной социализации индивида выступает его ближайшее окружение: семья, друзья, ровесники. 4) Агенты социализации всегда несут ответственность за усвоение индивидом норм и ценностей, выработанных коллективным сознанием. 5) В результате социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе.

43. Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика форм духовной культуры

ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Религия

Взгляды и представления людей, основан­ные на вере в сверхъестественное

………….

Отражение окружающей действительности
в художественных образах

44. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) игра; 2) общение; 3) деятельность; 4) труд; 5) познание.

45. Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника. 1) бережно относиться к имуществу работодателя, 2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме, 3) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, 4) добросовестно исполнять свои трудовые функции, 5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда, 6) заключать трудовой договор.

Выберите два пункта, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

46. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Межпоколенная мобильность – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений. 2) Организованной мобильностью называют управляемые государством перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали: с согласия самих людей, или без их согласия. 3) К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания. 4) К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой. 5) Социальная мобильность – это разделение общества на группы, занимающие разное положение

47. Старшеклассники проводили опрос обучающихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Ответы на вопрос

% опрошенных

Помощь людям, оказавшимся в беде

10

Дела, сделанные от души

10

Заботу о пожилых людях

35

Любую бескорыстную помощь

25

Заботу о детях

15

Борьбу за мир

5

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде. 2) Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях. 3) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, больше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях. 4) Среди опрошенных тех, кто считает добрыми дела, сделанные от души, больше, чем тех, кто отмечает борьбу за мир. 5) Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и дела, сделанные от души.

48. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Прогрессивной можно считать национальную политику, ведущую к уменьшению социальных различий в жизни различных этносов. (Б) Национальная политика – система государственных мер, направленных на учёт и реализацию интересов отдельных этносов, общества в целом
и государства. (В) Национальная политика, несомненно, играет ведущую роль, определяя характер развития всего общества. (Г) Вопросы национальной политики освещаются в российских СМИ. (Д) В ряде случаев публикации в СМИ провоцировали рост напряжённости в межэтнических отношениях.

Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений

49. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) человечество 2) измерение 3) издержки 4) бартер 5) обмен 6) система 7) прибыль 8) предметы 9) инфляция

50. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Задачи правоохранительных органов РФ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ЗАДАЧИ

……

Охрана законности и общественного порядка, пресечение и предупреждение преступлений и др.

Прокуратура

Надзор за соблюдением Конституции РФ
и исполнением законов

Полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 9-х классах и ответы к ним можно найти на сайте http://presentation-history.ru/

Всего по разделам тестовых заданий с ответами:

  1. Человек и общество — 583 задания
  2. Сфера духовной культуры — 283
  3. Экономика — 512
  4. Социальная сфера — 401
  5. Сфера политики и социального управления — 449
  6. Право — 565

Также на сайте полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 11-х классах и ответы к ним

Всего по разделам тестовых заданий с ответами:

  1. Человек и общество — 826 заданий
  2. Экономика — 562
  3. Социальные отношения — 417
  4. Политика — 471
  5. Право — 431

Ответы есть на ВСЕ тестовые задания ВСЕХ разделов!

Кроме этого на сайте выложены ВСЕ возможные темы эссе (из банка заданий ФИПИ) и все задания с открытыми ответами.

На сайте также размещены:

— Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами); а также карты по истории России; карты по зарубежной истории; и многое другое.

Неформальные социальные нормы

Такие нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Обряды – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих коллективные чувства.

Обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе. Это неписаные правила поведения, они влияют на формирование нравов или способов поведения в типичных жизненных ситуациях.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; они являются необходимым условием жизнедеятельности социальных систем.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека. Несоблюдение таких норм вызывает неодобрение, осуждение, бойкот, остракизм и т.д.

Формальные социальные нормы

Эти нормы (нормы права, корпоративные нормы) представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Примером таких норм являются правила внутреннего распорядка для студентов университета. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции: или вознаграждение за соблюдение норм (одобрение, награду, премию, почет, славу и т.д.), или наказание за несоблюдение (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, лишение свободы на определенный срок и т.д.).

Задача социологического исследования культуры в современном научном знании – это установление того, как производятся ценности культуры, каковы каналы и средства ее распространения, оценка влияния идей на соответствующие социальные действия, а также на формирование или распад групп или движений.

Цивилизация

С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации. Само слово «цивилизация» происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.

Одни ученые связывают это понятие с религией – говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях.

Другие – с географическим регионом, скажем, европейская цивилизация.

Третьи предполагают, что цивилизация – это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация).

Наконец, еще в одном значении слово «цивилизация» используется как синоним культуры.

Объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация – это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации, особенно если брать не разные исторические эпохи, а современные цивилизации, – это духовная культура. Если материальные элементы современных обществ (например, китайского и французского) во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. Это и дает социологам право давно и тщательно сопоставлять две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации – восточную и западную.

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития.

Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

Историческая судьба сложилась удачней у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-амери- канскую. Основные ее элементы творчески восприняты Южной Кореей, Таиландом и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Сегодня эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких как рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие, равная ответственность всех граждан перед законами общества и др.

сформулировать ситуацию отклоняющегося негативного поведения. привести три примера неформальных негативных санкций

ошений 3) это социум во всех его проявлениях 4) это экономическая основа жизни общества 2.Какую сферу общества представляют партии, общественные движения, государство? 1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную 3.Какие из названных групп относятся к этническим группам? 1) мужчины и женщины 2) дети и старики 3) малые народы 4) интеллигенты 4.В какой из приведенных ситуаций речь идет о политической власти? 1) нижняя палата парламента пригласила на пленарное заседание главу правительства 2) гражданин М. запретил своему сыну посещать ночной клуб 3) руководитель полетов истребителей не допустил к полетам младшего лейтенанта 4) владелец фирмы уволил генерального директора, который допустил управленческий промах 5.Маргиналы – это: 1) люди, оказавшиеся на социальном дне 2) люди , занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе 3) малообеспеченные граждане 4) люди без определенного места жительства 6. К признакам любого государства относится 1) верховенство закона 2) наличие парламента 3) унитарное устройство 4) наличие публичной власти 7.Высшим исполнительным органом власти в РФ является 1) Конституционный Суд РФ 2) Федеральное Собрание РФ 3) Государственная Дума РФ 4) Правительство РФ 8.В состав политической системы не входит 1) политическая культура 2) общественные организации 3) производство товаров и услуг 4) политико-правовые нормы 9.Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия социальная 1) адаптация 2) стабильность 3) стратификация 4) мобильность 10.Обязательным условием существования демократии является 1) наличие республиканской формы правления 2) активная деятельность силовых структур 3) наличие двухпартийной политической системы 4) участие народа в управлении государством 11.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются элементами политической системы. 1) политические партии, 2) банки, 3)государство, 4) производство, 5) общественные организации. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Социальное поведение, соответствующее определенным в обществе нормам и ценностям обозначается как конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Основной задачей социального контроля является воспроизводство конформистского типа поведения.

Для контроля за соблюдением норм и ценностей применяются социальные санкции. Санкция— это реакция группы на поведение социального субъекта. С помощью санкций осуществляется нормативное регулирование социальной системы и ее подсистем.

Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они способствуют соблюдению социальных норм и таким образом социальные нормы защищены с двух сторон, со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции представляют собой разветвленную систему вознаграждений за выполнение социальных норм, то есть за конформизм, согласие с ними и систему наказаний за отклонение от них, то есть девиантность.

Негативные санкции связаны с социально неодобряемыми нарушениями норм, в зависимости от степени жесткости норм они могут подразделяться на наказания и порицания:

формы наказаний — административные взыскания, ограничение доступа к социально ценным ресурсам, преследования по суду и т.п.

формы порицания — выражение общественного неодобрения, отказ от сотрудничества, разрыв отношений и т.п.

Применение позитивных санкций связывается не просто с соблюдением норм, а с выполнением ряда социально значимых услуг, направленных на сохранение ценностей и норм. Формами позитивных санкций могут быть награды, денежные вознаграждения, привилегии, одобрение и т.п.

Наряду с негативными и позитивными выделяются формальные и неформальные санкции, которые различаются в зависимости от институтов их применяющих и характера их действия:

формальные санкции осуществляются официальными институтами, санкционируемыми обществом — органами охраны правопорядка, судами, налоговыми службами, пенитенциарной системой.

неформальные применяются неформальными институтами (товарищи, семья, соседи).

Выделяются четыре типа санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

ф+ ф_
н+ н_

(Ф+) Формальные позитивные санкции. Это публичное одобрение со стороны официальных организаций. Такое одобрение может выражаться в правительственных наградах, государственных премиях и стипендиях, пожалованных титулов, сооружении памятников, вручении почетных грамот или допуске к высоким должностям и почетным функциям (например: избрание председателем правления).

(Н+) неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, исходящее не от официальных организаций, может выражаться в дружеской похвале, комплементе, почете, в лестных отзывах или признании лидерских или экспертных качеств. (просто улыбка) (Ф)-)формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями и распоряжениями могут выражаться в аресте, тюремном заключении, увольнении, лишении гражданских прав, конфискации имущества, штрафе, разжаловании, отлучении от церкви, смертной казни.

(Н-) неформальные негативные санкции – наказание непредусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, пренебрежение, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, неодобрительньй отзыв, жалоба, разоблачительная статья в прессе.

Четыре группы санкций помогают определить, какое поведение индивида можно считать полезным для группы:

— правовые — система наказаний за действия предусмотренные законом.

— этические — система порицаний, замечаний, вытекающих из моральных принципов,

— сатирические — насмешки, пренебрежения, ухмылки и т.д.,

— религиозные санкции.

Французский социолог Р. Лапьер выделяет три разновидности санкций:

— физические, с помощью которых осуществляется наказание за нарушение социальных норм;

— экономические, блокирующие удовлетворение актуальных потребностей (штрафы, пени, ограничения в использовании ресурсов, увольнения); административные (понижение социального статуса, предупреждения, взыскания, отстранение от занимаемой должности).

Таким образом, санкции вместе с ценностями и нормами составляют механизм социального контроля. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм. Соблюдение норм, как и выполнение санкций, делает поведение людей предсказуемым,

Таким образом, нормы и санкции соединяются в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать поведение и становится просто лозунгом или призывом, а не элементом социального контроля.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других — нет (тюремное заключение требует серьезного судебного разбирательства, на основании которого выносится приговор). Присвоение ученой степени предполагает не менее сложный процесс защиты диссертации и решения ученого совета. Если применение санкции совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля называют самоконтролем. Самоконтроль — внутренний контроль.

Индивиды самостоятельно контролируют свое поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушившие их испытывают чувство вины. Приблизительно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу необходимо прибегать к внешнему контролю, и, наоборот, чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан, тормозят развитие самосознания и приглушают волевые усилия личности, в результате возникает диктатура.

Часто диктатуру устанавливают на время во благо граждан, с целью навести порядок, но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивают внутренний контроль, постепенно они деградируют как социальные существа, как личности, способные брать на себя ответственность и обходиться без внешнего принуждения, то есть диктатуры, таким образом степень развития самоконтроля характеризует преобладающий в обществе тип людей и складывающуюся форму государства. При развитом самоконтроле велика вероятность установления демократии, при неразвитом — диктатуры.