Формы федеративного устройства

В ходе онлайн-семинаров по имиджу и этикету меня часто спрашивают, чему отдать предпочтение при формировании гардероба — моде или этикету? Ответ прост: вы должны чувствовать случай и знать свою аудиторию. Готовясь к выходу в консервативной среде лучше сверяться с правилами этикета; в авангардной — можно экспериментировать и поддаваться влиянию мод. Но сарториальный этикет — это как нотная грамота, как арифметика в математике, как колористика в живописи, это — правила искусства, которые следует изучить прежде, чем приступать к экспериментам с красками и гипсом. Не хотите играть Генделя — играйте Дебюсси, но знайте, что делать с нотами!

Фактор гендера

Абсолютное превосходство сарториального этикета над модой — в гендерном балансе: женщины выглядят женственно, а мужчины — мужественно. Ключ — в силуэте и аксессуарах — без претензий на андрогинность и посягательств на сексуальность.

Фактор формальности

Главный фокус науки о хорошем тоне в гардеробе — на уместности, которая измеряется формальностью случая. Black Tie — формальный дресс-код, не терпящий личных интерпретаций, но допускающий классические элементы персонализации. Cocktail — полуформальный, в нем приветствуется посыл “Я серьезный человек, но люблю повеселиться”. Smart Casual — повседневный, исключающий строгость цветов и линий, но предполагающий, что степень нарядности будет варьироваться от случая к случаю.

Кстати элементы спортивного дресс-кода никогда не проникают в гардероб, функции которого не относятся к спорту. В консервативном обществе (которое принято называть высшим) аллюзии в виде специфических элементов одежды активного досуга — вроде брюк-галифе и жокейского кепи, предназначенных для верховой езды, вызовут разве что улыбку на мероприятиях, где нет ни конюшен, ни коней, ни конюхов. Комментарии о модных пижамах, полагаю, излишни…

Фактор уместности цвета

Индустрия имиджмейкинга спекулирует на цветотипах, число которых в некоторых версиях достигает — о ужас — 12, благодаря чему эта наука кажется непостижимой. На самом деле непостижима она только потому, что бесконечно субъективна.
В реальности все проще — цветотипов всего 2 — теплый и холодный. И есть цвета, которые согласно этикету предназначены для определенной местности и времени суток. Например, сити не приемлет землянистых оттенков: хаки, бронзовый, коричный, охра — сколь бы они ни были родными тонами осеннего цветотипа — уместны только в загородном гардеробе. За городом в (если это не торжественный вечерний прием) главенствуют приглушенные тона, и совершенно безвластен столь казалось бы универсальный черный, а также яркие чистые цвета, бесконечно любимые гордыми обладательницами весеннего цветотипа.

Зато посмотрим Ее Величество Королеву Великобритании, — хроника палитры ее нарядов была сопоставлена с цветовым спектром Pantone! Значит секрет заметности вовсе не в подходящем лицу цвете, а в уверенной комплектации одежды и аксессуаров желаемой палитры. Королеву всегда видно не потому, что она носит цвета, которые ей идут, а потому, что нет цветов, которые бы не шли королеве! Но если в вашем арсенале только джинсы и свитер — убедитесь, что цвет свитера вам к лицу.

Фактор уместности ткани и силуэта

Выбор ткани согласно этикету также регулируется местом и временем, а вовсе не вашим психотипом, как утверждают стилисты-психотерапевты новой волны. Бархат, кружево и блестки в офисе — такое же faux pas, как букле, твид и хлопок на гала вечере, сколь бы точно они не соответствовали вашей тонкой душевной организации “шокера” или “гения”.

Люди, имеющие весьма опосредованное отношение к моде и тем более сарториальному этикету (назовем их случайными наблюдателями) не раз отмечали в моем присутствии, что издали принимали за стильных людей городских бездомных бродяг. Это ли не тревожный сигнал о смене парадигм в мире моды?! Если прежде мода учитывала требования этикета, потому что клиентами ее были представители высшего общества, то теперь она с ними сражается в неравной классовой войне.

Моя методика иная: в имидже я культивирую аристократизм — противоположность вызывающей расслабленности. Ключ к нему — вовсе не в дорогих брендах, а в корректной комплектации элементов одежды и аксессуаров, напрямую влияющих на главный критерий образа — целостный силуэт, будь это деловой костюм или домашний халат.

Фактор вечности

Собираетесь засветиться в светской хронике? Сфотографируйте себя перед выходом и посмотрите на это фото из недалекого будущего: выглядит ваш образ так же классно и нетленно, как перчатки 50-х или так же модно и смешно, как даллаские стрижки 80-х и бомберы 90-х. Как определить, какая вещь выдержит критику времени — брать то, что временем уже проверено. Аутлеты и винтажные магазины — хорошая тренировка — там видно невооруженным глазом, что получило скидку просто потому что было недооценено в трендовой лихорадке, а где кричащие “-70%” идентичны пометке “утиль”.

Если же вы становитесь революционером от моды, затеваете войну с этикет конвенцией, ваша задача — только победить, как это сделали Мария Антуанетта, маркиза Казати, Джекки Кеннеди и принцесса Диана. Их стиль победил время, прославив их дерзкие попытки перекраивать под себя протокол. Но если вы воюете против правил и проигрываете — вы знаете, что вас ждет. Только гениям не нужны правила, но даже таланту следовало бы время от времени с ними сверяться. Сверимся на онлайн-курсе #жизньдоипослеэтикета!

Федеративная форма государственного устройства

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно — союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т.е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участи центральной власти. Но во всяком случае субъекты федерации на ряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т.д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования и это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.

Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т.п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридической положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.

Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.

Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

  • · принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
  • · принцип совместной компетенции, т.е. установления одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;
  • · принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.

Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации.

В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации — разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР дала новые формы федеративной государственности.

Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т.п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные.

В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии.

В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Форма государственного устройства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

В настоящее время федерация существует в США, Канаде, Бразилии, Мексике, ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Пакистане.

Государства с федеративным устройством

Государства с федеративным устройством

Федера́ция (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  • В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.
  • Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  • Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

Современные федеративные государства

Современные федеративные государства на карте мира

Европа

  1. Австрийская Республика
  2. Босния и Герцеговина
  3. Королевство Бельгия
  4. Российская Федерация
  5. Федеративная Республика Германия
  6. Швейцарская Конфедерация

Азия

  1. Исламская Республика Пакистан
  2. Малайзия
  3. Объединённые Арабские Эмираты
  4. Непал
  5. Республика Индия
  6. Республика Ирак

Африка

  1. Республика Судан
  2. Союз Коморы
  3. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
  4. Федеративная Республика Нигерия
  5. Танзания

Америка

  1. Аргентинская Республика
  2. Боливарианская Республика Венесуэла
  3. Канада
  4. Мексиканские Соединённые Штаты
  5. Соединённые Штаты Америки
  6. Федеративная Республика Бразилия
  7. Федерация Сент-Кристофер и Невис

Австралия и Океания

  1. Австралийский Союз
  2. Федеративные Штаты Микронезии

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Европа

  1. Федеративная Республика Испания (1873—1874)
  2. Союз Советских Социалистических Республик (1922—1991)
  3. Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945—1992)
  4. Чехословацкая Социалистическая Республика (1968—1990), позднее — Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990—1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
  5. Союзная Республика Югославия (1992—2003)

Азия

  1. Федеративные Малайские Штаты (1896—1946)
  2. Малайский Союз (1946—1948)
  3. Федерация Малайзия (1948—1963)
  4. Соединённые Штаты Индонезии (1949—1950)
  5. Федерация Южной Аравии (1962—1967)
  6. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

Африка

  1. Французская Западная Африка (1904—1958)
  2. Французская Экваториальная Африка (1910—1960)
  3. Соединённое Королевство Ливия (1951—1963)
  4. Федерация Родезии и Ньясаленда (1953—1963)
  5. Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958—1971)
  6. Малийская Федерация (1959—1960)
  7. Федеративная Республика Камерун (1961—1972)
  8. Уганда (1962—1967)

Америка

  1. Империя Инков (1197—1572)
  2. Соединённые Провинции Центральной Америки (1823—1838)
  3. Конфедеративные Штаты Америки (1861—1865)
  4. Новая Гранада (1855—1886)
  5. Вест-Индская Федерация (1958—1962)

Смотри также

  • Унитарное государство
  • Конфедерация

Федеративное государство

У этого термина существуют и другие значения, см. Федерация (значения).

Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз), Союзное государство, Союзные государства — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Швейцария, Австрия.

Субъект федерации — политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:7 150 24 905 1 160 4 940 17 880
  • ✪ Федеративное устройство РФ 🎓 Обществознание без репетитора
  • ✪ Форма государственного устройства. Видеоурок по обществознанию 9 класс
  • ✪ 26. Федеративное устройство России
  • ✪ 4.15. Федеративное устройство России
  • ✪ 76 Федеративное устройство РФ

Субтитры

  • 1 Федерализм
  • 2 Факторы федерализации государства
  • 3 Федеративная трансформация
  • 4 Основные признаки федеративного государства
  • 5 Центр и субъекты в Конституциях федераций
  • 6 Парламент в федеративном государстве
  • 7 Виды федераций
  • 8 »Мягкая федерация»
  • 9 Современные федеративные государства
  • 10 Федеративные государства, существовавшие в прошлом
    • 10.1 Европа
    • 10.2 Азия
    • 10.3 Африка
    • 10.4 Америка
  • 11 Вымышленные федерации
  • 12 Примечания
  • 13 Литература