Функции в обществе

ЕГЭ. Общество. Тема 2. Функции общества

Общество — это сложная социальная структура, выполняющая ряд функций, то есть направлений деятельности, развития. Каковы основные из них?

Функции общества.

  • Производственная – создание благ, необходимых для жизнедеятельности, систематизация производства с этой целью.
  • Управленческая – управление обществом, наличие системы органов власти, создание структуры политической системы, позволяющей осуществлять власть и руководство обществом.
  • Репродуктивная – воспроизводство (то есть рождение новых членов общества).
  • Социализирующая – формирование личности.
  • Распределительная – распределение результатов труда, которое зависит от того, какое общество, насколько демократично, цивилизованно оно.
  • Идеологическая – формирование идеологии, выражающей сущность общественных отношений.Так, при Николае I — это теория «официальной народности» ( » самодержавие, православие , народность»); она подчёркивала незыблемость самодержавной власти, единство царя и народа на основе этой власти и православия.
  • Культурно-транслирующая – передача духовных ценностей, культуры из поколения в поколение.

ГИА по обществознанию

Общество — сложное и многозначное понятие

В широком смысле слова

  • Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

В узком смысле слова

  • Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание),
  • Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество),
  • Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество). 1

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты, социальные группы, общности, социальные нормы др. 2

Функции общества

  • Производство материальных благ и услуг
  • Распределение продуктов труда (деятельности)
  • Регламентация и управление деятельностью и поведением
  • Воспроизводство и социализация человека
  • Духовное производство и регулирование активности людей

Общественные отношения:

Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Материальные отношения — возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.

Это:

  • Производственные отношения
  • Экологические отношения

Духовные (идеальные) отношения — формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями.

Это:

  • Моральные отношения
  • Политические отношения
  • Правовые отношения
  • Художественные отношения
  • Философские отношения
  • Религиозные отношения

Общество как динамическая саморазвивающаяся система

Система — комплекс элементов и связей между ними. 3

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими признаками:

  • Целостность — способность обеспечивать единство всех своих элементов.
  • Социальность — взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности.
  • Устойчивость — сохранение достигнутого состояния.
  • Автономность и самодостаточность — создание необходимых условий для развития и удовлетворения потребностей без влияния извне.
  • Способность к саморегуляции — через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь. 4

Основные сферы жизни общества

У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества.

Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.

  • Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.
  • Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.
  • Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.
  • Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.

Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.

Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.

Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».

Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).

Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики. 5

Структура и функции общества

Общество как социальная система

Понятие общества

Категория общества (обобщённое понятие, культура, личность, прогресс, социальный конфликт, структура) – понятие общества (современное общество, информационные конфликты и т.д.) – термин общества (узкое понятие) – слово.

Общество – понятие категориальное, потому что мы живём в обществе.

Эпоха перемен – время, когда разрушаются и меняются ценности, то, к чему человек привык.

Понятия общества:

1) Общество – это люди, группы людей, которые объединенные и действуют вместе.

2) Общество – это исторический результат естественно складывающихся отношений людей.

3) Общество (в узком смысле) – это некая социальная организация жизнедеятельности населения, нации, народности, этноса.

4) Общество (Аристотель) – это совокупность индивидов, которые объединились на почве взаимодействия.

5) Общество – люди объединились для контроля друг над другом.

6) Общество (конвенциальная теория) – люди объединились в общество по договору.

7) Общество (формационная теория Карла Маркса) – общество развивается за счёт смены экономических формаций друг за другом.

Общество – это обособленная от природы и тесно связанная с ней часть материального мира, которую отражают формы объединения и взаимодействия людей и которая является единым социальным организмом.

Условия объединения конгломерата людей в общество:

1) Наличие территории.

2) Увеличение общества за счёт рождения, а не миграции.

3) Развитая экономика, соответствующая этапам общества. С экономической точки зрения общество способно себя прокормить.

4) Развитая культура, соответствующая этапам развития.

5) Признание того, что существуют разные культуры общество.

6) Политическая независимость. Не быть в составе другой более крупной системы.

Важно, чтобы общество осознавало свою социальность (мы – россияне).

Обществу присуща своя территория, своё управление на этой территории, отличное от другого управления, общество образуется, если срок его существования больше срока жизни одного человека.


Чтобы появилось общество, необходимо соблюдение всех условий.

Общество –это социальная система.

Система (категориальное понятие, О.Конт) – совокупность элементов тесно связанных и взаимодействующих друг с другом.

В систему входит семья, образование, другие социальные институты.

Любая система должна отвечать следующим признакам:

1) Целостность. Система как единый организм.

2) Устойчивость. Стабильная смена элементов.

3) Динамизм. Развивается динамически.

4) Открытость. Система самоуправляема.

5) Саморазвитие. Механизмы, которые позволяют обществу развиваться.

6) Пространственно-временные способы социального бытия. Люди в обществе объединены целью и другими факторами.

Три аспекта общества:

1) Строение или структура общества (индивиды, группы индивидов, социальные общности). Именно это позволяет рассматривать общество как социальную структуру.

2) Совокупность ролей и функций, которые выполняют индивиды в рамках социальных институтов.

3) Существование совокупности социальных норм и ценностей. Общество управляется культурой общества (нормы и ценности). Существуют традиционные и нетрадиционные (формальные) нормы.

Структура и функции общества

Структура – строение, как устроено общество.

Структура общества:

1) Индивид.

2) Группы.

3) Большие общности: классы, этносы.

4) Четыре основные сферы:

· экономическая;

· политическая;

· культурная;

· социальная (отношения, которые складываются между членами общества по поводу экономики, политики, культуры).

Функции общества:

1) Адаптация. Приспособление людей к изменяющимся условиям среды. Выполняют институты экономики.

2) Целеполагание. Выдвижение основных целей и мобилизация ресурсов для удовлетворения потребностей. Выолняют политические институты.

3) Воспроизводства и закрепления общественных отношений. Культура как совокупность норм и ценностей.

4) Регулятивная. Механизм контроля на основе принятых норм.

5) Интегративная. Объединение людей, взаимозависимость, взаимоответственность.

6) Транслирующая. Передача социального опыта поколениям.

7) Коммуникативная. Распространение информации для управления и контроля различных институтов.

8) Стабилизирующая. Поддержание образца, модели поведения, ценностей.

Малые группы общества (до 25 человек):

1) Первичные группы.

2) Вторичные группы – несколько групп объединены в одну группу.

Типы общностей:

1) Социально-территориальные общности (город и деревня, субъекты федерации).

3) Социально-демографические общности – по признаку пола и возраста. От 0 до 12 – дети, от 12 до 16 – подростки, от 16 до 18 – юношеский возраст, от 18 до 25 – молодёжный возраст.

4) Социально-профессиональные группы (общности) – люди объединяются по профессии. Существует приблизительно 26тыс. профессий.

5) Социально-экономические общности. Также есть общности по занятости:

· Занятое население – участвует в общественном разделении труда (сюда относятся также работающие пенсионеры, студенты, незанятые люди в поиске работы, домохозяйки).

· Незанятое население труда (инвалиды, пенсионеры, связанные с криминалом лица).

В историческом плане – это сословия, слои и классы. Класс – это большие группы людей, которые характеризуются включённостью в экономические отношения, связаны отношениями собственности, имеют определённое место в системе разделения труда и характеристики распределения доходов:

· Высший класс – высший слой, средний слой, низший слой высшего класса.

· Средний класс – верхний слой, средний класс, низший слой среднего класса.

· Низший класс – высший слой, низший слой низшего класса.

Люди, не входящие в эти класс – не имеют места жительства, нет средств существования, не участвуют в общественном разделении труда.

Социально-религиозные общности:

1) Религии.

2) Секты.

Типология общества

Первобытные общества:

1) Общество охотников и собирателей.

2) Возделыватели.

3) Плодоводческие (Греция, Египет и т.д.).

4) Аграрное общество.

Современные общества:

1) Индустриальное общество.

2) Постиндустриальное общество.

3) Постпостиндустриальное общество.

Современное деление общества:

1) Традиционное.

2) Современное.

Общество как общественно-экономические формации (К.Маркс):

1) Первобытное.

2) Рабовладельческое.

3) Феодальное.

4) Коммунистическое.

5) Капиталистическое.