Глобализация

Глобализация в культуре. Её плюсы и минусы

Размещено на http://www.allbest.ru/

4

Министерство образования Республики Беларусь

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Юридический факультет

Реферат

«Глобализация в культуре. Её плюсы и минусы»

Студентки 1 курса

дневной формы обучения

Степанюк Наталии

Гродно 2013

Введение 3

1. Культурная глобализация 5

2. Анализ унификации культур 7

Литература 11

Введение

На определенном уровне развития проблемы начинают пересекать границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах, они образуют глобальную проблему. Аурелио Печчеи «Человеческие качества».

Глобализация! Вряд ли найдется сегодня какой-либо другой феномен, который вызывал бы такие бурные дискуссии и ожесточенные споры. И это естественно. Во-первых, он, так или иначе, пусть и в разной степени, влияет на жизнь подавляющего числа людей, живущих на нашей планете. Во-вторых, он настолько многосложен и противоречив, что не поддается какому-то простому объяснению.

Глобализация затрагивает практически все стороны и аспекты жизни современного человека. Главное в ней — это все более расширяющийся поверх всех государственных и национально культурных барьеров обмен информацией научного, экономического, политического, личностно-бытового, социокультурного и иного характера. Чтобы рассмотреть все эти аспекты, не хватит и монографии. Поэтому попытаемся представить суть проблемы, сосредоточив внимание на глобализации культурного пространства.

Несколько лет назад британская исследовательница традиционных этнических культур, оказавшись в отдаленной африканской деревне, в первый же вечер была приглашена в гости к одному из ее обитателей. Она отправилась к нему в предвкушении долгожданного знакомства с традиционными для жителей африканской глубинки формами досуга. Увы, наступило горькое разочарование. Она оказалась свидетельницей коллективного просмотра на видео нового голливудского фильма, который к тому времени еще не успел выйти даже на экраны лондонских кинотеатров. Так она столкнулась лицом к лицу с од ним из типичных проявлений глобализации культуры.

А вот еще один любопытный пример: несколько лет назад туареги, крупнейшее племя кочевников в Сахаре, на десять дней позже начали свою традиционную ежегодную миграцию только потому, что им было важно досмотреть американский телесериал «Даллас». И такие примеры можно множить: ведь и в нижнебаварской деревне точно так же смотрят телесериал о жизни в Далласе, носят джинсы и курят сигареты «Мальборо», как и в Калькутте, Сингапуре или в «бидонвилях» под Рио де Жанейро. Жители многих стран сегодня смотрят по телевидению и на видео фильмы западного производства, рекламу, потребляют «пищу быстрого приготовления», покупают товары, изготовленные за границей, а также получают средства для существования, обслуживая поток иностранных туристов. Глобальная экономика поглощает, интегрирует местную, а традиционная культура испытывает все более мощные инокультурные влияния.

Сейчас мы легко и привычно перемещаемся из одной страны в другую. Достаточно провести в самолете три часа, и ты уже в другой части света. Мобильные телефоны, спутниковое телевидение, компьютеры, интернет обеспечивают информацией о событиях и культуре различных стран и континентов. Все это означает, что в последние десятилетия человечество вступило в принципиально новый этап своего развития. Речь идет о формировании планетарной цивилизации на началах, с одной стороны, органического единства мирового сообщества, а с другой, — плюралистического сосуществования культур и религий народов мира.

1. Культурная глобализация

Если культуру рассматривать, прежде всего, как жизненный уклад или порядок, в рамках которого люди конструируют значение посредством практик символической репрезентации, то под культурной глобализацией следует понимать, прежде всего, изменения контекста конструирования значения, изменения идентичности, ощущения места и самости по отношению к данному месту, общих представлений, ценностей, устремлений, мифов, надежд и опасений.

Конституирующая роль культуры в процессе глобализации обусловливается потенциально-глобальными последствиями культурно-насыщенных «локальных» действий. Иными словами, речь идет о рефлексивности (способность, которой обладает объяснение (теория), когда обращается к самому себе, например, социология познания, социология социологии; особенность рефлексивных социальных объяснений и теорий всех типов заключается в том, что они могут также действовать в направлении воспроизведения или преобразования тех социальных ситуаций, к которым обращаются) характера социальной активности: местные обычаи и стили жизни на современном этапе имеют глобальные последствия, при этом происходит также интервенция локального в глобальные процессы. Однако важнее то, что контроль консьюмеризма (организованное движение граждан или/и государственных организаций за расширение прав и усиление воздействия покупателей на продавцов и производителей товаров) над идеями в контексте глобализации поистине тотален. Глобальный капитализм стремится подчинить своему господству, коммерциализировать и коммодифицировать все идеи и материальные продукты, в которых идеи заключены — телевидение, рекламу, газеты, книги, фильмы и т.п. Соответственно, важным фактором-катализатором процессов заимствования и последующей институционализации культурных практик является их коммерческий потенциал — все, что может приносить прибыль, в условиях рыночной экономики обречено на коммерциализацию. Сегодня можно констатировать, что в мире, в том числе и в России, существует спрос и мода на новые, глобализованные культурные практики. Глобализация в сфере культуры ведет к интенсификации процессов, лежащих в основе формирования широкого спектра явлений современной культуры — «культуры избытка» (термин Ж. Бодрийяра), которая характеризуется перенасыщенностью значений и нехваткой оценочных суждений, перекаталогизацией, транскодированием, переписыванием всех знакомых вещей в новых терминах. Хотя результатом глобализационных процессов и не может быть культурная гомогенизация (создание единой структуры) или уменьшение культурного разнообразия в мире, глобализация вполне способна привести к росту униформности различных культур, не в последнюю очередь при помощи механизмов консьюмеризма. Культурная глобализация может происходить на основе западных ценностей — Реформации, Просвещения и Возрождения — ценностей, по существу породивших сегодняшние кризисные явления в мире, либо она может привести к выработке новой системы ценностей в результате новой духовной революции, и тогда она будет осуществляться на основе этой новой системы ценностей.

Представляется, что такие предпосылки, несомненно, формируются, и косвенным подтверждением тому является растущее многообразие новых культурных практик, активно рефлексируемых общественным сознанием, в том числе методами социокультурного анализа, предполагающими рассмотрение смыслового мира значений в социально-историческом контексте».

общество культура глобализация

2. Анализ унификации культур

Таким образом, прочитав статью, мы понимаем, что унификация культур все более становится глобальной проблемой, таящей в себе серьезные угрозы. Мир, в котором нам предстоит жить, становится не таким ярким и все в меньшей степени окрашенным местным колоритом. Многие обычаи, церемонии, ритуалы, формы поведения, которые в прошлом придавали человечеству его фольклорное и этнографическое разнообразие, постепенно исчезают по мере того, как основная часть общества усваивает новые стандартные формы жизни. Могут ли в условиях такой глобализации существовать традиционные культуры народов? Удастся ли народам сохранить свое культурное своеобразие, не исчезнут ли необратимо, подвергаясь эрозии в условиях нарастающей стандартизации образа жизни, многие особенности национальных культур? Ведь в отличие от адаптации продуктов — кока-колы, жевательной резинки и джинсов — инокультурное влияние, например, в сфере музыки и литературы, кино и телевидения, — явление отнюдь небезобидное, поскольку оно способно затрагивать жизненно важные фрагменты картины мира. Художественные образы проникают через границы и таможни в область ядра национальной культуры, постепенно подвергая ее непредсказуемым изменениям. Исторически сложившиеся культуры представляют собой главный источник, из которого личность черпает жизненные смыслы, выстраивающие иерархию ее ценностей. Человеку, утратившему свои культурные корни, грозит психологическая дезориентация, утрата внутренних правил, регулирующих и упорядочивающих его стремления и цели.

Но глобализация культуры, ведущая к ее унификации, несет в себе риски не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Дело в том, что этнокультурное разнообразие в современном мире выполняет много жизненно важных функций. Так, социальная история свидетельствует, что разные этносы ориентируются на различные подходы к решению возникающих перед ними проблем. Так, в одной культуре может доминировать страсть к деньгам, в другой — технические знания, в третьей — политические идеалы, в четвертой — вера в бессмертие. Никто не может предсказать ход истории, никто не знает, какие способности и качества понадобятся человечеству для выживания в будущем — близком и отдаленном. Следовательно, оно должно иметь в запасе богатый арсенал свойств, каждое из которых может потребоваться для адекватного ответа на вызовы истории — социальной и естественной. Вот почему нужно заботиться о том, чтобы культурное взаимодействие не приводило к усреднению, т.е. к разрушению специфической этнической картины мира.

Очевидно, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал. «Культурный империализм» неизбежно вызывает ответную реакцию — повышенную потребность в самоутверждении, сохранении основных элементов своей национальной картины мира и образа жизни. Это стремление нередко принимает агрессивную форму категорического непринятия глобальных культурных изменений. Всеобщему процессу разрушения границ противопоставляется культурная замкнутость и гипертрофированная гордость своей самобытностью. Отсюда проистекают многочисленные этнорелигиозные конфликты, появление националистических тенденций в политике, нарастание региональных фундаменталистских движений. Например, в культуре многих стран исламского мира начались процессы религиозной радикализации. Это относится также и к традиционным культурам Кавказа, Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии. В последнее время отмечается подъем религиозного фундаментализма также и в рамках христианской традиции. Возрастает уровень насилия на этнической и национальной почве: палестинцы и курды, сикхи и тамилы, ирландские католики и валлийцы, армяне и азербайджанцы никак не хотят согласиться с глобализацией культуры, грозящей им ассимиляцией. А потому на повестке дня остаются и терроризм, и национально-освободительные войны. Все это можно трактовать как форму специфической реакции на глобализацию.

Естественно, что проблема глобализации культуры становится наиболее актуальной для развивающихся стран. Но вместе с тем она встает и перед развитыми странами, например, Францией, Канадой, малыми европейскими государствами, испытывающими экспансию массовой — и, прежде всего американской — культуры. В течение последних десятилетий правительства и международные институты, например, объединенной Европы, пытаются бороться с «культурным империализмом». В большинстве европейских стран ныне действуют законы, защищающие культурное своеобразие, существуют особые системы субсидирования, направленные на поддержку национальной культуры. Делаются даже попытки контролировать моральные и культурные аспекты содержания художественной продукции.

«Почему все так жестоко ошиблись? — восклицает профессор Дж. Комарофф. — Почему, в то время как, по всем расчетам, она должна была тихо умереть, политика культурного самоосознания вдруг с шумом возродилась во всемирном масштабе? И возрождение ли это? Может статься, это совершенно новый социальный феномен?»

Складывается парадоксальная ситуация — чем теснее и интенсивнее становятся связи между странами и народами, чем большее значение и масштабы приобретают глобальные процессы и проблемы, тем многообразнее в цивилизационном и культурном отношении и более «мозаичным» становится мир. Для обозначения этого парадокса ученые придумали специальный термин — «глокализация». То есть одновременно и глобализация и «локализация» — защита своеобразия традиционных культур.

Недовольство глобализацией вылилось в массовое межнациональное движение протеста, получившее название «антиглобалистского». Его составили студенты, церковные общины, экологи, деятели профсоюзов, неправительственные организации, левые, пацифисты, анархисты. Сначала, после громкой и шумной волны акций протеста в Сиэтле, Праге и Генуе, их воспринимали в основном как смутьянов, дебоширов, не знающих, что предложить взамен проводимой «семеркой» развитых стран политики глобализации. Но после Первого, а затем и Второго социального форума (2001 и 2002 гг.) стало ясно, что антиглобализм уже перерос рамки чисто «протестного» движения и явно не сводится к отрицанию самой идеи всемирной интеграции.

«Антиглобалистов» часто обвиняют в том, что они сами не знают, чего хотят. На это они отвечают: «Мы хотим настоящего глобального мира, где граждане всех государств являются гражданами, а не просто потребителями. Мира, где стремление граждан защитить свой уклад жизни и среду обитания не перечеркивается соглашениями о торговле и инвестициях». Речь идет о таких общезначимых ориентирах, как социальная справедливость, глобальная демократия, базирующаяся на правах человека, устойчивое развитие. «Антиглобалистское» движение сегодня стало фактором большой политики, с которым вынуждены считаться правительства, международные организации и корпорации. На стороне «антиглобалистов» сочувствие значительной части западной общественности, всерьез обеспокоенной негативными сторонами глобализации.

Глобализация — не автоматический процесс, который завершится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть весьма значимыми. Но люди не являются пассивными наблюдателями, они не столько зрители, сколько творцы собственной истории. Поэтому у них есть возможность скорректировать нынешнюю глобализацию — от этих процессов должны вы игрывать все народы и все культуры. Стало быть, глобализация может привести не к унификации культур по американскому образцу «общества потребления», а к «мультикультурализму». Иначе говоря, в результате становления общемировой системы каждая национальная культура займет равноправное положение в ряду других культур. Или, говоря еще проще, глобальная цивилизация не должна привести к единой усредненной глобальной культуре.

Литература

2. Гринин Л.Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005.- с. 6-31.

3. Дергачев В.А. Глобалистика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. ISBN 5-238-00957-7.

4. Аттали Ж., Карл Маркс. Мировой дух. М., 2008, с.192.

5. Herlihy D. The Economy of Traditional Europe. Journal of Economic History, 1971, Vol. 31, No. 1, p. 160 (http://www.shpl.ru).

Заключение

Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковой. Глобализация международных отношений — это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

Глобализация- это объективный естественный процесс интеграции человечества в единое целое. Глобализация как процесс интеграции человечества в единое целое происходит одновременно во многих сферах жизнедеятельности общества. Выделяется глобализация культуры, экономической сферы, политических процессов, языка, миграционных процессов и др. Все эти процессы составляют современный процесс глобализации.

Главной задачей, стоящей перед властными структурами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности, ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно, и неравномерно распределяются ее издержки. Необходимо осознание того, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь посредством широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии.

Можно выделить следующие плюсы и минусы глобализации.

Положительные стороны глобализации:

— бурный технологический рост;

— рост количества и качества потребляемой продукции;

— появление новых рабочих мест;

— свободный доступ к информации;

— улучшение и повышение уровня жизни;

— улучшение взаимопонимания между различными культурами.

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики, политики, культуры и прочих сфер жизни создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.

Отрицательные стороны глобализации:

— нестабильность развития экономик многих стран;

— увеличение разрыва в социально-экономическом развитии между странами;

— расслоение общества;

— рост влияния ТНК;

— возросшие масштабы миграции;

— обострение глобальных проблем;

— внедрение массовой культуры, потеря самобытности стран.

В целом возникшая система межгосударственных структур отстает от потребностей, диктуемых бурнопротекающей глобализацией экономики. Это не позволяет эффективно использовать ее положительные результаты и противостоять ее негативным социально-экономическим последствиям. Речь идет прежде всего о необходимости создать действенные механизмы борьбы с бедностью, о сокращении разрыва в уровне жизни населения отдельных стран и регионов мира, об оптимизации демографических процессов и сохранении окружающей среды, о предупреждении экологических и техногенных катастроф и преодолении их последствий.

глобализация мировой экономика политика

Что такое глобализация — плюсы и минусы глобализации и ее последствия

Данный процесс начался еще в эпоху античности, когда Римской империей была утверждена своя гегемония над Средиземноморьем. Остановить его не удалось даже двум Мировым войнам, а его окончание, заключающееся в объединении всех стран в единое целое, предсказал еще древнегреческий мыслитель Диоген. Что такое глобализация – в этой статье.

Глобализация – что это?

Источник данного процесса заключается в развитии экономики. Любое отдельно взятое государство уже не является замкнутой системой: наблюдается свободная торговля, движение капиталов, снижение налогов и пошлин. На этой базе формируется единая сетевая рыночная экономика, разрушающая национальный суверенитет государств. В результате происходит мировая интеграция стран с объединением экономической, политической и культурной сфер. Понятие глобализации связано с постепенным разрушением всех барьеров и границ и созданием единого общества.

Кто такие глобалисты и чего они хотят?

Так как процесс этот прежде всего экономический, то за идею единого общества борются представители крупнейших мировых компаний и глобальных монополий. Они хотят упростить трудовое законодательство, аргументируя это необходимостью более гибкого рынка труда. Кроме того, они выступают за снижение контроля за ними государства и даже сами стремятся контролировать власть. Сущность глобализации в том, чтобы создать общий рынок без барьеров, единое мировое тоталитарное правительство – центр, откуда сильные мира сего будут всем управлять.

Причины глобализации

Они тесно связаны с формированием рыночных – капиталистических отношений. С развитием европейской торговли и европейской мировой экономики начинается устойчивый экономический рост. Процесс глобализации продолжается с колонизацией Америки, ростом торговли с развивающимися странами, а развитие технического прогресса и появление интернета только ускорили его. Появилась масса влиятельных международных организаций типа ООН, ВТО, Европейский союз, вот что такое глобализация и как она изменила мир.

С делегированием этим организациям полномочий их политическое влияние резко возросло. На фоне миграции людей и свободного перемещения капиталов власть государства, распространяемая на своих граждан, снизилась. В результате проблемы глобальной политики стали решать как открытые клубы типа Большой восьмерки, так и закрытые тайные общества – масоны и другие.

Признаки глобализации

Данный процесс затронул все стороны жизнедеятельности человека. Основные факторы глобализации:

  1. Ослабление национальных государств.
  2. Появление всемирных организаций типа НАТО, ООН и повышение их власти.
  3. Тем, кто интересуется, что такое глобализация, стоит ответить, что ее признаком является и формирование свободной торговли, перемещение капитала, снижение налогов.
  4. Развитие рекламы.
  5. Повышение объема экспорта и импорта.
  6. Увеличение оборота фондовых бирж.
  7. Слияние предприятий, находящихся на разных континентах.
  8. Слияние культур, появление международного языка.
  9. Развитие международного туризма.

Плюсы и минусы глобализации

О роли этого процесса в жизни людей спорят политики и ученые по всему миру. Но при этом нельзя отрицать положительные и отрицательные стороны глобализации. Да, она породила международную конкуренцию, а это заставляет компании повышать качество производимой продукции, внедрять современные технологии, что ускоряет технический прогресс. Но при этом транснациональные компании давят на государство, заставляя поступаться интересами своих граждан ради получения максимальной прибыли, но вся она оседает в руках олигархов, а простые граждане лишь еще больше беднеют.

Плюсы глобализации

К достоинствам превращения мира в единую систему относят:

  1. Развитие научно-технического прогресса, повышение качества производимых товаров.
  2. Последствия глобализации связаны с экономией производственных масштабов. Уменьшились скачки в экономике, а следствием этого стало снижение цен.
  3. В международной торговле заинтересованы все субъекты рыночных отношений, а это только ускоряет процесс глобализации.
  4. Внедряемые современные технологии повышают производительность труда.
  5. У стран третьего мира есть возможность догнать передовые государства, улучшив свое экономическое положение.

Минусы глобализации

Всеобщая интеграция и унификация, раскрывающие понятие, что такое глобализация, привели и к нежелательным последствиям, среди которых:

  1. Разрушение промышленности, рост безработицы, нищеты. А все потому, что глобализация распределяется неравномерно и пока сильные компании получают огромную выгоду, менее конкурентоспособные теряют рынок, становятся ненужными.
  2. Негативное проявление глобализации заключается и в снижении рождаемости.
  3. Деиндустриализация экономики приводит к необходимости переквалификации. В результате человек за свою жизнь может сменить 5 и более профессий.
  4. Отрицательные последствия глобализации кроются и в ухудшении экологии. Мир находится на грани катастрофы: вымирают редкие животные, теплеет климат, засоряется воздух и т.д.
  5. Глобализация и ее последствия затронули трудовое законодательство. Все большее количество рабочих трудится неофициально. Их права никем не защищаются.
  6. Рост спекулятивной экономики, монополизация производства.
  7. Увеличение разрыва между развитыми и развивающимися государствами.

Виды глобализации

В данный процесс вовлекается все большее количество стран. Все сферы жизни мирового социума претерпевают изменение. Формы глобализации определяются главенствующими сторонами жизни людей и первой выступает экономическая, которая заключается в расширении торгово-экономических и финансовых связей. Негативные последствия финансового кризиса ощутили на себе практически все страны мира. В политической сфере формируются устойчивые связи между государствами и отдельными институтами власти. Кроме того, наблюдается слияние деловых культур разных народов.

Экономическая глобализация

Это главная закономерность мирового развития. С учетом мировой конъюнктуры определяются отраслевая структура, место размещения производительных сил, конвертирование технологиями и информацией в большом экономическом пространстве. Глобализация экономики заключается в росте международной торговли, опережающей рост ВВП. Круглосуточно работают мировые финансовые рынки, а капиталы перемещаются так быстро, что создает предпосылки к разрушению устойчивых экономических систем, вот что это такое — глобализация. Этот процесс закрепляет периферийную модель экономики.

Политическая глобализация

Ее главным последствием является централизация субъектов управления. Ослабляются национальные государства, изменяется и сокращается их суверенитет. Глобализация в политике приводит к увеличению роли крупных транснациональных корпораций, а вместе с этим регионы все больше влияют на внутренние дела государства. Одним из наглядных примеров является Европейский союз, определяющий значение регионов и их роль в ЕС.

Культурная глобализация

Этот процесс носит вторичный характер, но не замечать, как люди постепенно отказываются от национальных традиций, переходят к общемировым стереотипам и культурным ценностям, нельзя. Глобализация культуры затронула все сферы, начиная со школьного образования и заканчивая областью развлечений и моды. Во всем мире стали одеваться примерно одинаково, похожим образом проводить досуг и полюбили блюда, пришедшие из кухонь других народов. Книги переводят на несколько языков, а фильмы идут в прокате многих стран.

Большое распространение получил каучсёрфинг. Чтобы увидеть мир, познакомиться с обычаями и культурой других народов, люди приглашают желающих к себе домой и также отправляются в гости к совершенно незнакомым людям в любую другую точку планеты. Этому немало способствует сеть интернет, благодаря которой люди получили возможность общаться с представителями других народностей, обмениваться опытом и знаниями.

Глобализация в современном мире

Сторонники этого процесса утверждают, что управлять им нельзя и он имеет естественный характер, но уменьшить негативные последствия и усилить достоинства можно, если вести разумную протекционистскую политику, провести реформу валютной системы. Необходимо сформировать национальные или региональные «зоны свободной торговли», защищенные от негативного воздействия глобальной экономики.

Глобализация современного мира популяризирует отдельные виды национальной культуры по всему миру, но специалисты считают, что в некоторых странах национальные ценности не только не утрачиваются, но и возрождаются. Даже всемирная сеть McDonald´s, распространенная по всему миру, учитывает пищевые привычки местного населения и предлагает блюда с учетом местных обычаев и предпочтений.

Примеры проявления глобализации во всех сферах общества: можете привести?

Примеры проявления глобализации:

1) В экономике:

  • открытие рынков для внешней торговли и инвестиций во второй половине прошлого века способствовали росту прямых денежных вливаний, развитию рынков свободной торговли и, как следствие, оздоровлению экономик государств-участнико­в.
  • перенос производств в менее развитые страны как способ многократного увеличения прибыли: поскольку уровень жизни в таких странах намного ниже, намного ниже и сопутствующие расходы — арендная плата, заработки рабочих.

2) В политике: увеличение разного рода представительств, консульств, участие в международных заседаниях способствует установлению престижа страны и ее влияния на международной арене. Проводится совместная работа по решению серьезных проблем, стоящих перед миром, таких как увеличение числа единиц атомного оружия, изменение климата и т.д.

3) В социальной сфере: туризм, миграция населения: постоянная и временная смена места жительства.

4) В духовной сфере: трансграничное перемещение культур, развитие интернета и открытость средств массовой информации привели взаимному культурному обогащению и предоставили доступ к множественным информационным и культурным ресурсам.