Государственное предпринимательство

Содержание

Особенности частно-государственного предпринимательства

Частно-государственное предпринимательство в условиях рынка имеет ряд характерных признаков: во-первых, существует тесная зависимость финансов предприятий от государственных финансов, приоритетное размещение госзаказов и госзакупок среди государственных предприятий, предоставление льготных кредитов и субсидий, установление на их продукцию и услуги льготных цен.

Во-вторых, государство осуществляет патерналистский подход к принадлежащим ему предприятиям в области занятости и социального обеспечения, режима труда и отдыха, а также требований к предотвращению их несостоятельности и банкротства.

В-третьих, управление предприятием строится на принципе административного подчинения и строгой субординации, делегирования государством директорскому корпусу предприятия функции исполнения обязанности собственника-государства — быть уполномоченными государственными служащими.

В-четвертых, интересы предприятия продиктованы общественными интересами, частные выгоды подчинены общественным. Экономический расчет частных затрат и выгод носит неформальный характер и цены устанавливаются как расчетные или в режиме монопольного рынка.

К факторам, характеризующим высокую эффективность частно-государственного предпринимательства в банковском деле, относятся следующие:

1. Ясность цели. Предприниматели частно-государственного сектора способны лучшим образом добиться более высокой эффективности, поскольку важнейшие цели частно-государственного бизнеса более четко определены.

2. Управленческая автономия. Предприниматели частно-государственного сектора имеют больше свободы и властных полномочий для достижения своих целей.

3. Перманентная оценка предпринимательской деятельности. Финансовый рынок обеспечивает постоянный мониторинг частно-государственного бизнеса и устанавливает цели для предпринимателей.

4. Инициатива и вознаграждение. Заработная плата и социальные привилегии тесно увязаны с достижением целей и результатами деятельности банка.


5. Доступ к рынку ценных бумаг. С помощью финансового рынка открываются для частно-государственного предпринимательства большие инвестиционные возможности по сравнению с общественным сектором.

6. Конкурентная среда. Частно-государственный бизнес ведет свои дела в конкурентной обстановке, что содействует росту эффективности.

К особым направлениям деятельности частно-государственных предприятий следует отнести следующие:

1. Определение миссии частно-государственного предприятия (позиционирование частно-государственного предприятия), их цели, имиджа, узнаваемости.

2. Участие частно-государственного предприятия в реализации государственных и муниципальных программах (по видам программ, по партнерам, по статусу частно-государственного предприятия).

3. Участие частно-государственного предприятия в реализации Федерального закона «О принятии федерального бюджета на текущий год» (обслуживание расходных статей бюджетов).

4. Структурный анализ деятельности органов государственной власти (мониторинг и анализ государственных программ и государственных закупок).

5. Законотворческий процесс (анализ законодательных инициатив и участие в законотворческом процессе).

6. Благотворительнность/спонсорство (участие в реализации и разработке спонсорских программ).

7. Создание совместных рабочих групп (поддержка актуального объема и уровня контактов).

8. Информация о производимом продукте для органов государственной власти.

3. Организационно-правовые формы государственных предприятий

На протяжении XX столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В экономически развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от ‘/5 до ‘/3 валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и существует большой риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства заключается не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач.

К числу организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия, государственные коммерческие предприятия, акционерные общества со 100%-м государственным капиталом, а также акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет или «золотая акция».

Казенные предприятия

Казенными называются предприятия, имущество которых принадлежит государству, т.е. государственные предприятия. Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этих предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является то, что они управляются соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально. Вместе с тем в рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера. Поэтому необходимо заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием — «контракт-плана», в котором содержится программа его деятельности.

Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация груда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.

Акционерные общества с государственным капиталом

Чтобы обеспечить проведение государственной структурной и промышленной политики, органы государства должны обладать таким действенным инструментом влияния на управленческие решения акционерных обществ (АО), как закрепленный в государственной собственности пакет акций.

В отличие от казенных предприятий акционерные общества с государственным капиталом функционируют в условиях рынка. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы акционерных обществ: АО, в которых 100% капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или «золотая акция».

В случае создания акционерного общества со 100%-м государственным капиталом оно призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и высокой степенью самостоятельности для достижения коммерческих целей.

Государственное влияние на промышленную политику предприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления акционерным обществом, поскольку выпадает один из главных ее элементов — собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником-государством.

Совет директоров наделяется достаточно широкой компетенцией: он разрабатывает и принимает общие программы развития предприятия, бюджет и плановые расчеты, осуществляет займы, операции с недвижимостью, заключает контракты, назначает и увольняет генерального директора и других руководящих работников и т.п. Некоторые решения совета (например, назначение и увольнение генерального директора) утверждает государственный орган управления (министр, в некоторых случаях вице-премьер). Что касается внутреннего управления фирмой (собственно управления производством), то совет делегирует определенные функции генеральному директору, осуществляя над его деятельностью соответствующий контроль. Как и на казенных предприятиях, целесообразно разработать систему участия персонала в управлении производством. Акционерному обществу со 100%-м государственным капиталом в соответствии с законодательством может быть предоставлена возможность обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия.

Государство может влиять на деятельность акционерного общества, но не как управляющий директор, а как собственник-акционер. Отстранение государственных чиновников от прямого командования предприятием в области управления производством существенно меняет фактический статус хозяйственного руководителя. Конечно, обладая контрольным пакетом акций, представители государства могут провести на собрании любое устраивающее их решение, включая определение персонального состава совета директоров и генерального директора. Однако если государству принадлежит менее 100% акций, влияние на принятие решений могут оказывать и другие акционеры. В первую очередь это относится к трудовому коллективу, у которого оказывается какая-то часть акций, а также и другим инвесторам (от инвестиционных фондов до частных лиц).

Еще одну возможность влияния на управление акционерным предприятием дает «золотая акция». Она предоставляет своему владельцу право вето при принятии собранием акционеров решений по вопросам, входящим по общему правилу в его исключительную компетенцию, к числу которых можно отнести контроль за организационными преобразованиями акционерных обществ и заключению сделок на суммы, которые могут подорвать имущественную базу общества. Необходимо также отметить, что выпуск «золотой акции» дает возможность одновременно сохранить управляемость предприятием со стороны государства и продать частным инвесторам практически все акции акционерного общества (исключая одну, «золотую»).

Принципы работы государства, как субъекта предпринимательской деятельности

Государство, как субъект предпринимательской деятельности, может выполнять множество ролей. Они будут зависеть от обстановки, сложившейся в бизнес среде страны, результатов, которых пытается достигнуть государство, и поведения общества.

Роль государства в управлении рынком

Государственное управление имеет как положительные, так и отрицательные моменты:

  • в стране предпринимательство находится под запретом либо государство будет возводить искусственные барьеры на пути развития
  • государство выступает в роли стороннего зрителя (не помогать развитию бизнеса, но и не мешать ему)
  • страна выступает участником развития предпринимательской сферы (постоянно ведется работа по созданию благоприятных условий для предпринимателей, поиск экономических агентов и прочее)

Страна в сфере развития предпринимательства может выполнять роли, описанные в таблице 1.

Наименование роли

Описание

Образовательная

Выражается в подготовке и учебе граждан предпринимательской работе. Достичь успехов в этой среде в современном обществе можно при правильном использовании нескольких составляющих:

  • общеэкономических знаний
  • практики предпринимательской работы
  • умения планировать и рассчитывать свою работу, что выражается в осуществлении верных расчетов при заключении сделок и планировании деятельности

Оказание содействия в развитии

Означает формирование и применение мер по поддержке граждан, решивших стать предпринимателями либо только вступивших в данную сферу. Поддержка может выражаться в использовании льготного режима кредитования, предоставлении налоговых каникул и прочее.

Участие страны в деятельности субъектов, смотрите на видео:

Рынок и госпредпринимательство

Госпредпринимательство уместно там, где работа предпринимателя сопряжена с большими рисками либо требует значительных капиталовложений. Если основной целью работы рынка является получение прибыли, то госпредпринимательство нацелено на социальное и экономическое развитие общества. Это выражается в стремлении к увеличению темпов экономического роста, снижении безработицы, стимуляции научно-технических процессов, балансировке периодических колебаний и прочее.

Для обеспечения жизнедеятельности граждан страны от государства, как субъекта предпринимательской деятельности, требуется поддержка и развитие таких сфер экономики, которые обладают низкой рентабельностью, но в то же время являются социально значимыми.

Например, предприятия жилищно-коммунальной сферы, энергетическая отрасль, некоторые транспортные организации.

Госпредпринимательство выполняет следующие функции:

  • формирование и внедрение для граждан и юрлиц с госучастием системы льгот при оплате и использовании социальных услуг
  • поддержка капитало- и наукоемких отраслей народного хозяйства для стимулирования науки и техники, и улучшения позиций на международной арене
  • поддержка субъектов страны: открытие в депрессивных регионах производственных и промышленных предприятий, повышение уровня занятости, охрана окружающей среды (возведение очистных конструкций, использование безотходного метода производства)
  • производство товарной продукции
  • поддержка фундаментальных научных начинаний

Сферы деятельности между государством и бизнесом разделены. Госучастие осуществляется на тех предприятиях, которые не привлекательны для бизнеса из-за низкой прибыльности. Даже если госорганизация будет обладать широкими полномочиями, ей это не поможет добиться экономической самостоятельности, которой пользуется частный бизнес. Для госпредприятий характерно сочетание рыночного и нерыночного направления хозяйственной деятельности.

Госсектор экономики не может конкурировать с частным бизнесом. Госпредприятия используют систему преференций, предоставляемых властями страны: льготным налогообложением, получением дотаций, каналов сбыта продукции. Госпредприятия редко инициируют процедуру банкротства, акционеры, кроме государства, отсутствуют. Такие факторы отрицательным образом сказываются на развитии производства, оптимизации затрат, на ценообразовании и так далее.

Госразвитие предпринимательства

Госразвитие предпринимательства характеризуется следующими признаками:

  • наличием стабильных социальных выплат гражданам страны (заработные платы, пенсионное обеспечение, система льгот, пособия, премиальные и прочее)
  • поддержка жизненно важных отраслей экономики
  • создание промышленных и производственных предприятий
  • содействие занятости граждан
  • финансирование научно-технической сферы
  • внедрение природоохранных технологий
  • выпуск продукции, монополизированной государством

Задачи госпредпринимательства в РФ

Важнейшей задачей госрегулирования в экономической среде является работа, направленная на достижение поставленных целей, способствующих применению государственных функций в экономике.

При этом значение имеет развитие среды, благоприятной для роста экономических показателей и развития предпринимательства в сегодняшнем обществе.

Выполнению задачи способствует решение сопутствующих проблем:

  • стабилизация экономики
  • создание условий для стабильного экономического развития и обращения финансов
  • развитие конкуренции
  • обеспечение стабильности цен
  • увеличение трудовой занятости граждан
  • создание среды для развития социальных взаимоотношений и так далее

Формы госпредпринимательства

Государственная предпринимательская деятельность имеет множество форм:

  1. Акционерные организации, где 100% уставного капитала находится в собственности государства.
  2. Государственные организации (юрлица унитарной формы с правом хозяйственного ведения и оперативного управления).
  3. Юрлица со смешанной формой. Слияние частного и госкапитала в одной организации позволяет государству привлекать и использовать частный капитал в социально-экономических целях. Частный инвестор за счет влияния в предприятие с госучастием получает преференции в виде льготного кредитования, налогообложения и прочее. Такие юрлица формируются в случае, если государство приобретает акции юрлица частной формы собственности либо если частный бизнес закупает акции у государства.
  4. Государство может передать активы и госкапитал частному юрлицу либо физлицу. Например, передача активов в доверительное управление. Такой прием используется, если госсобственник не способен эффективно управлять и распоряжаться активами. При этом после их передачи у приемника не возникает право собственности. государство может определять принципы и правила распоряжения переданными объектами.

Бизнес-партнерство государственного и частного сектора позволяет добиться лучших результатов деятельности госучастнику и обрести устойчивое финансовое положение частному партнеру. Таким образом, сотрудничество государственного и частного бизнеса способствует улучшению экономической ситуации.

Видео о госзакупках:

Программа развития госсектора

Программа развития госсектора представляет собой составляющую плана экономического развития страны. Выполнение условий программы является обязательным для предприятий госсектора.

Госпредприятия осуществляют свою деятельность в соответствии со следующей документацией:

  • план-приказ
  • план развития организации

Эти акты утверждаются вышестоящими организациями. Также госпредприятия пользуются полномочиями на осуществление самостоятельной производственной деятельности в пределах, дозволенных вышестоящим органом.

Каждые 3 месяца госпредприятие предоставляет отчет о выполнении показателей планов, программ и за самостоятельную хоздеятельность.

То есть, со стороны государства осуществляется постоянный контроль над работой предприятий государственного сектора. Для совершения финансовых операций госпредприятия используют собственные средства от реализации производимой продукции, услуг. Если обязательства за счет собственных доходов не покрываются, то недостаток средств компенсируется бюджетными деньгами. Перед закрытием финансового года сэкономленные денежные средства подлежат возврату в бюджет.

Для усиления государственного присутствия в руководстве предприятий, относящихся к государственному сектору экономики, внедряются следующие программы:

  1. Для улучшения качества управления пакетами акций, принадлежащих государству, планируется создание подробного перечня государственного имущества. Возникла данная необходимость, в том числе, в связи с тем, что акции госорганизации «А» принадлежат юрлицу «Б» с госучастием. При этом предприятие «А» осуществляет деятельность, как частное юрлицо.
  2. При планировании экономического развития страны следует сформировать индиактивную программу совершенствования, основываясь на структуризации государственной отрасли.

Признаки госпредприятия

Важнейшими признаками предприятия государственной формы собственности являются:

  1. Осуществление государственного контроля над собственностью организации и ее финансово-хозяйственной деятельностью. Контролирующими органами могут выступать министерства, ведомства, объединения, обладающие безраздельными полномочиями по использованию имущества и принятию управленческих решений. Также в процессе управления может участвовать частный бизнес, но он полностью контролируется государством.
  2. Цели деятельности госпредприятий заключаются не только в получении наибольшей прибыли, но и в удовлетворении потребностей граждан страны. Этот факт не всегда совпадает с экономическими интересами юрлица с госучастием, но подтверждает его социальную направленность. При этом выполнение социальных функций может сопрягаться с возникновением убытков.

Общие черты государства, как субъекта предпринимательства в разных странах

На сегодняшний день выявляется единственный фактор, объединяющий процедуру госуправления во множестве стран. Он выражается в формировании министерств и ведомств, в чьи функциональные обязанности входит контроль и регулирование областей государственного сектора страны.

Таким образом, предпринимательская деятельность государства направлена на выполнение социально значимых задач для граждан страны. Получение прибыли является второстепенным, а ее недостаток покрывается за счет бюджетных средств.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Формы государственного предпринимательства в России

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием четырёх обстоятельств.

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных новыми русскими, наподобие описанной выше деятельности АО МММ.

В России в первой половине 1990-х годов ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:

торговля и общественное питание — 868,3

промышленность — 341,6

сельское хозяйство — 336,7

строительство — 289,1.

Почти 50% от общего числа хозяйствующих субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля — 81,7%, строительстве — 70,2%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70% валового национального продукта».

Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций.

Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся: 1

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

федеральные — транспорт, пути сообщения, связь, информация;

оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

деятельность в космосе;

федеральные банки;

денежная эмиссия.

Природопользование, общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.

Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются: 1

программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;

предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);

план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);

план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;

программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.

Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

Основу государственного сектора России составляют унитарные предприятия и учреждения. Экономическая функция унитарного предприятия заключается в непосредственном удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Государство на базе общественной собственности создает предприятия, которым передает имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление.

По отношению к государственным унитарным предприятиям органы государственной власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно выражается в утверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля над деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.

В уставе отражаются предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. В контракте с руководителем предприятия содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.

Основными общими признаками государственного предприятия в России являются:

Имущество предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Руководитель предприятия назначается собственником и ему подотчетен.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более самостоятельно в организации производства, имея ряд признаков, характерных для хозяйственных обществ. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по производительному использованию имущества предприятия на праве хозяйственного ведения. Размер уставного фонда предприятия не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда. При принятии решения об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия.

Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника. Они функционируют до их приватизации или ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут стать нецелевое расходование федеральных средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил.

На базе ограниченного круга государственных предприятий создаются казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Казенным может стать государственное предприятие в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, которое:

действует в рамках, определяемых законами исключительно для государственных предприятий;

преобладающую часть (более 50%) продукции поставляет государству;

не подлежит приватизации.

Кандидатами на получение статуса казенного предприятия прежде всего являются предприятия военно-промышленного комплекса, силовых министерств и ведомств; объекты, которые в интересах безопасности должны быть в ведении государства (порты, АЭС, ГЭС, метрополитены и др.) или представляют особую общественную важность (железные дороги, связь, мелиоративные системы и т.д.). В дореволюционной России все государственные предприятия были казенными.

Казенные предприятия являются коммерческими организациями (хотя не все нацелены на извлечение прибыли) и вступают в экономические отношения с другими предприятиями рыночной среды.

Статус казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд обычного государственного предприятия или приватизируется. Количество казенных предприятий определяется размером тех средств, которые могут быть направлены из федерального бюджета на поддержание их деятельности.

«Особенно эффективны казенные предприятия в оборонном комплексе благодаря возможности использования технологий двойного назначения. Государство определяет оборонному предприятию вид и количество продукции, выдает заказ, выделяет ресурсы под него, устанавливает нормативы. Одновременно предприятие может выпускать дополнительную продукцию, для этого оно самостоятельно ищет ресурсы, рынок сбыта, платит за труд и получает прибыль».

Особенности национального предпринимательства

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Формирование института предпринимательства

2. Проблемы и перспективы развития института предпринимательства в России

Заключение

Список литературы

Введение

Цель данного реферата состоит в рассмотрении экономических основ функционирования предпринимательства в рыночной экономике.

· рассмотрение типологии предпринимательства в зависимости от организационных форм, содержания и масштабов деятельности;

1. Формирование института предпринимательства

Предпринимательство — хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения прибыли . (Манжикова В.Э. Особенности развития предпринимательства в России// Общество и экономика — 2004-№7-с. 14-16).

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Современное определение предпринимательства опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства, в широком смысле, как специфический фактор общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику воспроизводственных процессов через создание новых более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.

Успех в бизнесе не только отожествляется с деньгами, но и рассматривается как последовательное осуществление достойного идеала.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое, страховое.

Формы предпринимательства по масштабу деятельности.

Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на малые, средние, крупномасштабные.

Малое предпринимательство. Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса появляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства: более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка; мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений; более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных; снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур; повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями; ускорить внедрение несложных научно-технических достижений; полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг; наладить выпуск продукции малыми сериями.

Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не могут существовать и конкурировать с монополиями.

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены, прежде всего, наличием крупномасштабного предпринимательства которое способствует процветанию и малого бизнеса.

Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд преимуществ. Прежде всего, они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продукции, повышая ее качество и завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие им высокий доход. Новая дорогостоящая техника, как правило, не доступна малому бизнесу из-за ее низкой рентабельности на малых предприятиях, обусловленной небольшими объемами производства, наращивать которое они не в силах.

Помимо того, у крупных предприятий и организаций за счет концентрации капитала имеется возможность проводить широкомасштабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.