Государственные муниципальные учреждения

§ 6. Государственные и муниципальные предприятия

Государственные и муниципальные предприятия как особая разновидность коммерческих организаций. Специфика этих субъектов гражданского права состоит в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК). Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных и муниципальных предприятий являются решение собственника (как правило, его представителя в лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе. Так, государственное предприятие вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель – производство продукции, а не услуги по предоставлению вещей внаем.

Природа государственных и муниципальных предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций.

В отличие от других предпринимательских юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных предприятий, как правило, носят единоличный характер. Возглавляет предприятие руководитель (генеральный директор, директор), который назначается на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК).

В настоящее время правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ГК, а также рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК должен быть принят специальный закон, посвященный правовому статусу унитарных предприятий.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа (комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе:

а) принимать решение о его создании, реорганизации и ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);

в) назначать на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника.

До государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, его собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК).

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его уставный фонд. В случае снижения стоимости чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, т. е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков (ср.: п. 2 ст. 60 и п. 6 ст. 114 ГК).

Если же стоимость чистых активов унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Лишь применительно к унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия. Его не следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты дочернего предприятия таковы:

1. Единственным учредителем дочернего унитарного предприятия может быть только «материнское» унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия

принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему предприятию, так и его учредителю. В этом случае возникает некое вторичное право хозяйственного ведения на имущество, ранее закрепленное государством или муниципальными образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание такого права должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного ведения, которые установлены ГК и уставом учредителя, так и теми пределами осуществления вторичного права, которые будут заданы «материнским» унитарным предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен принцип «никто не может передать больше прав, чем имеет сам».

2. Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предприятия. Однако для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).

3. Учредитель назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

4. Ответственность учредителя по обязательствам дочернего предприятия аналогична ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего (п. 8 ст. 114 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение». Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК). При этом устав казенного предприятия является его учредительным документом и утверждается Правительством (п. 2 ст. 115 ГК). В постановлении Правительства от 12 августа 1994 г. № 908 было указано, что устав казенного завода утверждается федеральным органом исполнительной власти на основе Типового устава. Федеральные казенные заводы могут создаваться либо заново для решения конкретной задачи, либо в большинстве случаев на базе реорганизованного федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. В последнем случае запрещаются сокращение рабочих мест, отказ в приеме на работу работников реорганизованного предприятия и передача имущества другим лицам. Права казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК об оперативном управлении (ст. 297, 298): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Следовательно, согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом такого предприятия, как движимым, так и недвижимым. В Указе Президента России от 23 мая 1994 г. № 1003 установлено, что Правительство вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество (п. 9).

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются: 1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности; 2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия; 3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов. В уставе казенного предприятия определяются: – обязательная отчетность казенного предприятия по установленным формам;

– персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты хозяйственной деятельности;

– обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

– виды деятельности и порядок распределения прибыли. Кроме того, в уставе и других документах фиксируется фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на его казенный характер.

Руководство казенным предприятием осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом правительства, утвердившим его устав (п. 5.1–5.2 Типового устава казенного завода).

В силу прямого указания закона (п. 5 ст. 115 ГК) Российская федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Таким образом, государство принимает на себя риски, связанные с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются Правительством Российской Федерации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Муниципальное образование

Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения. Местное самоуправление осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания семи видов муниципальных образований. Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные образования одних видов входят в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации.

Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Виды муниципальных образований

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существовало 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
  • городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
  • муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование города федерального значения) — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований:

  • городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
  • внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы государственной власти путем принятия законов субъекта Российской Федерации имеют право перераспределять полномочия между округом и районом. В отличие от городских округов, представительный орган района может формироваться только одним способом – путем избирания на муниципальных выборах. Представительные же органы округов формируются как на муниципальных выборах, так и из состава представительных органов районов.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и её субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Количество муниципальных образований в России

Данные о количестве муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава муниципальных образований.

Динамика по России в целом

по
состоянию
на
муниципальные образования примечания
всего в том числе по типам
муниципальные
районы
городские округа внутри-
городские
районы
внутри-
городские
территории
городов
федераль-
ного
значения
поселения
всего в том числе с
внутригородским
делением
всего в том числе
городские сельские
1 января 2008 24151 1799 521 236 21595 1734 19861 по данным Росстата
1 января 2009 24161 1810 507 236 21608 1745 19863 по данным Росстата
1 января 2010 23907 1829 512 236 21330 1739 19591 по данным Росстата
1 января 2011 23304 1824 515 236 20729 1733 18996 по данным Росстата
1 января 2012 23118 1821 517 236 20544 1711 18833 по данным Росстата
1 января 2013 23001 1817 518 257 20409 1687 18722 по данным Росстата
1 января 2014 22777 1815 520 257 20185 1660 18525 по данным Росстата
1 января 2015 22923 1823 535 267 20298 1644 18654 по данным Росстата
1 января 2016 22406 1788 563 3 19 267 19769 1592 18177 по данным Росстата
1 января 2017 22327 1784 567 3 19 267 19690 1589 18101 по данным Росстата
1 января 2018 21945 1758 588 3 19 267 19310 1538 17772 по данным Росстата

По субъектам РФ

число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2018 года)
субъект РФ муниципальные образования
всего в том числе по типам
муниципальные
районы
городские округа внутри-
городские
районы
внутри-
городские
территории
городов
федераль-
ного
значения
поселения
всего в том числе с
внутри-
городским
делением
всего в том числе
городские сельские
Российская Федерация 21945 1758 588 3 19 267 19310 1538 17772
Центральный федеральный округ 4489 391 124 146 3828 427 3401
Белгородская область 312 19 3 290 25 265
Брянская область 289 27 6 256 30 226
Владимирская область 127 16 5 106 26 80
Воронежская область 479 31 3 445 28 417
Ивановская область 143 21 6 116 24 92
Калужская область 304 24 2 278 26 252
Костромская область 176 24 6 146 12 134
Курская область 355 28 5 322 27 295
Липецкая область 313 18 2 293 6 287
Московская область 227 16 51 160 66 94
Орловская область 267 24 3 240 17 223
Рязанская область 295 25 4 266 29 237
Смоленская область 257 25 2 230 23 207
Тамбовская область 274 23 7 244 13 231
Тверская область 322 34 9 279 42 237
Тульская область 103 19 7 77 23 54
Ярославская область 100 17 3 80 10 70
г. Москва 146 146
Северо-Западный федеральный округ 1419 146 53 111 1109 207 902
Республика Карелия 126 16 2 108 22 86
Республика Коми 181 14 6 161 14 147
Архангельская область 225 20 8 197 21 176
в т.ч. Ненецкий автономный округ 21 1 1 19 1 18
Архангельская область без АО 204 19 7 178 20 158
Вологодская область 209 26 2 181 22 159
Калининградская область 32 3 19 10 6 4
Ленинградская область 217 17 1 199 65 134
Мурманская область 40 5 12 23 13 10
Новгородская область 142 21 1 120 19 101
Псковская область 136 24 2 110 25 85
г. Санкт-Петербург 111 111
Южный федеральный округ 1983 157 41 10 1775 96 1679
Республика Адыгея 60 7 2 51 3 48
Республика Калмыкия 127 13 1 113 2 111
Республика Крым 279 14 11 254 4 250
Краснодарский край 426 37 7 382 30 352
Астраханская область 143 11 2 130 11 119
Волгоградская область 475 32 6 437 29 408
Ростовская область 463 43 12 408 17 391
г. Севастополь 10 10
Северо-Кавказский федеральный округ 1587 103 39 1 3 1441 29 1412
Республика Дагестан 760 40 9 1 3 707 7 700
Республика Ингушетия 45 4 5 36 36
Кабардино-Балкарская Республика 132 10 3 119 7 112
Карачаево-Черкесская Республика 100 10 2 88 5 83
Республика Северная Осетия-Алания 111 8 1 102 5 97
Чеченская Республика 238 15 2 221 3 218
Ставропольский край 201 16 17 168 2 166
Приволжский федеральный округ 5785 438 85 1 9 5252 333 4919
Республика Башкортостан 895 54 9 832 14 818
Республика Марий Эл 138 14 3 121 16 105
Республика Мордовия 377 22 1 354 16 338
Республика Татарстан 956 43 2 911 39 872
Удмуртская Республика 333 25 5 303 1 302
Чувашская Республика 317 21 5 291 7 284
Пермский край 337 40 8 289 29 260
Кировская область 364 39 6 319 52 267
Нижегородская область 380 38 14 328 53 275
Оренбургская область 489 29 13 447 447
Пензенская область 321 27 3 291 24 267
Самарская область 342 27 9 1 9 296 12 284
Саратовская область 369 38 4 327 39 288
Ульяновская область 167 21 3 143 31 112
Уральский федеральный округ 1348 93 109 1 7 1138 77 1061
Курганская область 458 24 2 432 13 419
Свердловская область 94 5 68 21 5 16
Тюменская область 477 37 24 416 32 384
в т.ч.: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 105 9 13 83 26 57
Ямало-Ненецкий автономный округ 55 7 6 42 6 36
Тюменская область без АО 317 21 5 291 291
Челябинская область 319 27 15 1 7 269 27 242
Сибирский федеральный округ 4058 318 77 3663 243 3420
Республика Алтай 102 10 1 91 91
Республика Бурятия 286 21 2 263 16 247
Республика Тыва 143 17 2 124 4 120
Республика Хакасия 100 8 5 87 4 83
Алтайский край 719 59 10 650 7 643
Забайкальский край 410 31 4 375 45 330
Красноярский край 575 44 17 514 27 487
Иркутская область 464 32 10 422 63 359
Кемеровская область 210 18 16 176 22 154
Новосибирская область 490 30 5 455 26 429
Омская область 424 32 1 391 26 365
Томская область 135 16 4 115 3 112
Дальневосточный федеральный округ 1276 112 60 1104 126 978
Республика Саха (Якутия) 445 34 2 409 47 362
Камчатский край 65 11 3 51 5 46
Приморский край 158 22 12 124 23 101
Хабаровский край 232 17 2 213 23 190
Амурская область 286 20 9 257 15 242
Магаданская область 9 9
Сахалинская область 18 18
Еврейская автономная область 33 5 1 27 10 17
Чукотский автономный округ 30 3 4 23 3 20

См. также

  • Список муниципальных районов и городских округов России
  • Реформа местного самоуправления в России (2003—2009)

Примечания

  1. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: ТК Велби, 2008. — 672 с.
  2. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. — 3-е изд.. — М.: Юрайт, 2011. — С. 136.
  3. 1 2 3 4 5 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136−ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  5. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации : монография / М. С. Шайхуллин. — Москва : Юрлитинформ, 2016.- 304 с. http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5025:2016-05-05-05-18-46&catid=344:-2016&Itemid=38 Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
  6. Росстат. База данных показателей муниципальных образований. Характеристика субъектов Российской Федерации по типам муниципальных образований и видам муниципальных учреждений на 1 января 2010 года.
  7. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2011 года.
  8. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2012 года.
  9. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2013 года.
  10. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2014 года.
  11. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2015 года.
  12. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2016 года.
  13. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2017 года.
  14. 1 2 Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2018 года.
  15. 1 2 Республика Крым и Севастополь расположены на территории, присоединение которой к России не получило международного признания.

Ссылки

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований
  • Ассоциация сельских поселений Российской Федерации

Государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, автономные, казенные, унитарные, госкорпорации): определение, цели создания, функции.

Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на три типа:

— казенные;

— бюджетные;

— автономные.

Согласно ст. 6 БК РФ, казенные учреждения — это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Законом № 83-ФЗ установлено, что статус казенных учреждений должны иметь:

— управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

— учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

— специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС (Федеральная миграционная служба), ФТС, ФСБ, СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

— психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, имеют ряд присущих именно им признаков:

1) цель создания — осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

2) учредитель такого учреждения — органы государственного управления и органы местного самоуправления;

3) закрепление имущества — на праве оперативного управления;

4) источники финансирования — средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

5) наличие бюджетной сметы, объем которой устанавливается учредителем, в том числе и на основе государственного задания;

6) высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

7) операции с бюджетными средствами проводятся через открытые им в казначейских органах лицевые счета;

8) отсутствие прав на предоставление и получение кредитов (займов), приобретение ценных бумаг;

9) зачисление в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ внебюджетных поступлений от приносящей доход деятельности за исключением учреждений системы исполнения наказаний, где такие доходы в полном объеме направляются на финансовое обеспечение их функций сверх бюджетных ассигнований;

10) закрепление в уставе позиции о субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения публично-правового образования в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

11) особый порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

По функциональному признаку все государственные и муниципальные учреждения подразделяются:

— на органы государственного управления и местного самоуправления. Например, это Администрация Президента РФ, Минфин России, федеральные агентства, администрация муниципального образования «Волховский район Ленинградской области» и т.п.;

— судебные органы, включающие, к примеру, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции и т.п.;

— военные, образовательные, медицинские и другие учреждения.

На примере сферы образования рассмотрим другой принцип группировки учреждений. В зависимости от реализуемой программы образовательные учреждения группируются в определенные типы учреждений, функционирующих в соответствии с утвержденными Правительством РФ типовыми положениями:

— дошкольные;

— общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

— дополнительного образования взрослых;

— дополнительного образования детей;

— специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

— для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

— другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В свою очередь, в составе типовой группы учреждений могут функционировать отдельные виды учреждений. Например, к общеобразовательным учреждениям относятся школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты, вечерние школы.

В отличие от образования для других отраслей бюджетного сектора типовые положения не утверждаются, а их деятельность регламентируется уставами. Так, например, уставы всех государственных музеев напрямую утверждаются Правительством РФ.

Организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Минздравсоцразвития России путем утверждения соответствующей номенклатуры учреждений и правил их лицензирования. В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока:

— лечебно-профилактические;

— государственной санитарно-эпидемиологической службы;

— аптечные.

В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, что свидетельствует о широко разветвленной структуре медицинских учреждений, название которых отражает специфику выполняемых ими функций. Например, к учреждениям охраны материнства и детства отнесены дома ребенка и родильные дома; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний или видах деятельности (кожно-венерологические, наркологические и т.п.).

Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения. К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Во многом признаки, права и обязанности бюджетных учреждений до 1 июля 2012 г. будут схожи с признаками, правами и обязанностями казенных учреждений. В частности, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях будет осуществляться в том же, что и для казенных учреждений, порядке.

Следующий организационно-правовой тип — автономные учреждения. В Законе об автономных учреждениях приведено следующее определение: автономное учреждение (АУ) — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Помимо Закона об автономных учреждениях вопросы правового и финансового характера их функционирования изложены в следующих законодательных актах:

— Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», где говорится, что при создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства;

— БК РФ, которым установлено, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

— НК РФ: при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в доходную часть не включаются субсидии автономным учреждениям (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет бюджета или предоставляются на платной основе.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат лицензированию: образовательная деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; медицинская и фармацевтическая деятельность и т.д.

Помимо лицензии потенциальные получатели бюджетных средств должны иметь и другие документы. Например, образовательные учреждения получают право выдавать документы государственного образца только после прохождения государственной аккредитации, которая проводится аккредитационным органом один раз в шесть лет в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и в научных организациях; один раз в двенадцать лет — в иных образовательных учреждениях.

Учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя учреждения, несмотря на то, что в отличие от руководителя казенного учреждения у руководителя бюджетного или автономного учреждения появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики оказания платных услуг.

В табл. 1.1.1 приведены основные различия между системами управления материальными и финансовыми ресурсами на уровне казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Таблица 1.1. Основные различия казенных, бюджетных и автономных учреждений

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? В российском законодательстве, в частности, в Гражданском кодексе, есть определение данного термина. В соответствии с ним, государственные и муниципальные унитарные предприятия – это организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Распоряжаться им имеет право лишь непосредственно учредитель. Унитарными они названы потому, что имущество не может быть разделено на доли, акции, вклады и иные части. В названии данного субъекта непременно должно присутствовать указание собственника.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия делятся на 2 вида. Первый – организации, базирующиеся на праве хозяйственного ведения. Следует отметить, что сюда относят такие унитарные предприятия, как муниципальные. Они создаются после принятия соответствующего решения уполномоченным государственным органом или муниципалитетом. Второй вид – организации, базирующиеся на праве оперативного управления. Могут быть основаны лишь по решению правительства страны. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в данном случае обладают довольно специфичным положением в правовом аспекте. Так, они создаются с целью оказания определенных услуг, выполнения работ или производства какой-либо продукции, что характерно для коммерческих организаций. В то же время, вся деятельность предприятия может быть основана на финансировании из средств бюджета.

В первую очередь, этот вид хозяйствующих субъектов имеет специальную правоспособность. То есть они созданы с целью выполнения определённых работ, оказания услуг или производства какой-то продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций. Тем не менее, государственные и муниципальные унитарные предприятия вовсе не ограничены в правах на совершение тех или иных сделок. Так, например, они могут сдавать свободные помещения в аренду (если иное не предусмотрено уставом и другими нормативными актами). Другая особенность состоит в том, что такие хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями. Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений. Помимо всего прочего, они могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Оно осуществляется для выполнения разнообразных программ. Преимущество отдается тем, которые имеют социальную направленность.

Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.

Здесь имеет место единоличный управленец, а не коллегиальный орган, как это бывает в иных случаях. Как правило, это директор. Человека на данную должность назначает собственник или специальный орган, обладающий соответствующими полномочиями.

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании — это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права — Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания — это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация — это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие — не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами — открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами — такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам — исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий — «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий — «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций — в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций — оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

  • «Внешэкономбанк»;
  • «Ростехнологии»;
  • «Роснано»;
  • АСВ;
  • «Росатом».

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций — Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, — государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация — OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, — в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, — в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Резюме

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие — не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

Управление государственными и муниципальными унитарными предприятиями

11.1.Основные понятия и признаки унитарных предприятий

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия не является делимым, и оно не может быть распределено между работниками предприятия по вкладам и долям.

Государственные унитарные предприятия обеспечивают потребности страны в наиболее значимой продукции, имеющей национальный и стратегический характер, и занимают прочное место в экономической структуре государства.

Унитарные предприятия создаются для удовлетворения социальных и государственных нужд. Государственными нуждами являются потребности РФ или субъектов РФ, определяемые в установленном законом порядке, обеспечиваемые за счёт средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Эти предприятия обслуживают социально значимые сферы деятельности, такие как, например, медицина, образование, сельское хозяйство. К унитарным предприятиям относятся в основном больницы, аптеки, поликлиники, столовые общественного питания, ритуальные услуги, ремонтно-строительные предприятия, оздоровительные комплексы, социальные службы, школы, детские сады.

Отрасли, в которых также используются государственные унитарные предприятия: промышленность; общественный транспорт; связь; жилищно-коммунальное хозяйство; строительство (в том числе дорожное); торговля; геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы.

Также они предоставляют следующие услуги: утилизация отходов, производство электроэнергии, водоотведение и водоснабжение, аэропорты, военные объекты и т.д.

Унитарные предприятия являются единст­венным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью.

Имущество унитарных предприятий принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Виды: прибыльные, неприбыльные и абсолютно неприбыльные.

Состояние унитарных предприятий является кризисным. В федеральной собственности числится 45189 государственных унитарных предприятий, но реально работают в13600. Остальные предприятия были созданы в виде подсобных, либо малых государственных предприятий – это «предприятия-невидимки». Можно добавить, что многим унитарным предприятиям присуща низкая экономическая эффективность. На деятельность унитарных предприятий оказывает отрицательное влияние отсутствие решения ряда теоретических и практических проблем.


Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161ф «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяют правовое положение госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий.

Унитарное предприятие может осуществлять некоторые виды деятельности, которые определяются ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», только на основании лицензии.

В уставе унитарных предприятий должны содержаться сведения об их наименовании, месте нахождения (место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации), порядке управления их деятельностью; о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования; а также о предмете и целях деятельности унитарного предприятия. Также они должно иметь почтовый адрес, по которому с ними осуществляется связь.

Унитарные предприятия могут иметь собственные эмблемы, бланки и штампы с их фирменным наименованием, также зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и иные средства индивидуализации.

Унитарные предприятия могут иметь гражданские права (только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы), со­ответствующие целям и предмету их деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Устав утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом МСУ.

Только государственные и муниципальные предприятия могут быть унитарными.

Имущество ГМУП находится в государственной или муниципальной собственности. Оно может принадлежать такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие на оправе хозяйственного ведения (в соответствии с пунктом 1 ст. 114 Гражданского Кодекса РФ) «создаётся по решению уполно­моченного на то государственного органа или органа местного самоуправления». Право хозяйственного ведения — одно из ограниченных вещных прав, субъектами которого могут быть только юридические лица в форме государственных или муниципальных предприятий.


Предприятие, которому имущество принадлежит на оправе хозяйственного введения, владеет, распоряжается и пользуется этим имуществом в пределах, установленных Гражданским Кодексом РФ. В соответствии с законом собственник имущества определяет предмет и цели деятельности предприятия, вопросы его создания, реорганизации и ликвидации; назначает руководителя, осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение доли прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, без согласия собственника; вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ; продавать, отдавать в залог, сдавать его в аренду. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом.

Существуют проблемы государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, связанные с их низкой бюджетной эффективностью и инвестиционной привлекательностью.

Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет минимальный размер и порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Орган, уполномоченный к созданию таких предприятий, обязан в установленном порядке произвести уменьшение уставного фонда, если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется менее размера уставного фонда. По решению суда предприятие могут ликвидировать, если стоимость чистых активов становится меньше размера, определённого законом.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить своих кредиторов. Они в свою очередь вправе потребовать возмещения убытков; досрочного исполнения или прекращения обязательства, должником по которому является это предприятие.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.

Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу предусмотрено то, что необходимо поэтапно отказываться от использования права хозяйственного ведения и оптимизировать количество унитарных предприятий.

Оперативное управление — ограниченное вещное право. Унитарные предприятия, основанные на таком праве, называются казёнными. Казённые предприятия создаются по решению Правительства РФ (п. 1 ст. 115 ГК).

Гражданские объекты и предприятия, которые должны находиться в ведении государства в целях безопасности, могут быть казёнными. К ним относятся атомные и крупные гидроэлектростанции, метрополитены, морские и речные порты, аэропорты и др. Казёнными также должны быть предприятия, составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, безопасность и надёжно функционирование которой гарантирует государство. Имеются в виду почтовая связь, железные дороги, гидрометеорологические и санитарно-эпидемиологические службы, водохозяйственные и мелиоративные системы и т. д. Государственный контроль для них объективно необходим, т.к. они решают задачи особой общественной важности.

Принципиальное отличие казённых предприятий от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного введения, заключается в том, что государство обязано нести субсидиарную ответственность по их обязательствам, и соответственно казённые предприятия не могут быть признаны несостоятельными.

Такое предприятие овладеет, распоряжается и пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом; в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества.

Основным условием создания и функционирования казённых предприятий являются необходимость поставки товаров, оказание услуг или выполнение работ для государственных нужд.

Как коммерческая организация казённое предприятие должно быть самофинансируемым. Порядок финансирования деятельности коммерческих структур, в том числе связанной с выполнением плана развития и плана-заказа, за счёт собственных доходов, определён Правительством. Это должно быть нормой в рыночной экономике.

Собственник имущества вправе: изъять лишнее, используемое не по назначению или неиспользуемое имущество, закреплённое им за казённым предприятием, либо приобретённое этим предприятием за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.

Наименование у унитарного предприятия на праве оперативного должно содержать указание на то, что такое предприятие является казённым.

Статьи п.296 и 297 Гражданского Кодекса и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержат права казённого предприятия на закреплённое за ним имущество.

Основанием для решения о ликвидации госпредприятия и создании казённого являются: отсутствие прибыли по итогам последних 2 лет; нецелевое израсходование федеральных средств; использование недвижимого имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения, с нарушением действующих правил. Таким образом, любое предприятие может быть ликвидировано в порядке наказания при наличии хотя бы одного из 3 перечисленных условий. Только на базе наказанных федеральных предприятий предполагается создание казённых заводов.

На основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований создание унитарных предприятий запрещено.

Создавать филиалы и открывать представительствах унитарное предприятие может при согласовании с собственником его имущества.

Одной из неразрешённых проблем, которая замедляет процесс развития российского общества, является научная юридическая оценка роли государственного участия унитарных предприятий в российской экономике.

Можно добавить, что личная выгода предпринимателей унитарных предприятий легко отождествляется с личной выгодой чиновника, возглавляющего это предприятие. Однако их деятельность может рассматриваться ещё и как деятельность производственная, которая даёт полезный продукт для общества. Унитарное предприятие производит не только товары и услуги, а главное, условия для обеспечения благополучия граждан и развития общества.

Кстати, своё определение государственные унитарные предприятия получили со вступлением в силу первой части Гражданского Кодекса РФ в 1994 г.

Примерный перечень случаев создания ГУПов и МУПов

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются при необходимости:

— осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);

— осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

— использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

— производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

— осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

— разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей ее безопасность;

Казённые предприятия создаются при необходимости:

— предназначения оказываемых услуг для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

— разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

— использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

— осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казённых предприятий; также по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

— производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

— осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

11.2. Проблемы функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий

Одной из проблем унитарных предприятий является отсутствие единого учёта и ведения реестра регионального и муниципального имущества, который необходим для улучшения управления ими. Несоответствие данных Росимущества, Счётной Палаты и Госкомстата РФ является подтверждением этого. Контроль за деятельностью предприятий не позволяет осуществлять отсутствие полного реестра унитарных предприятий, который содержит информацию об их основных результатах финансово-хозяйственной деятельности и об их активах.

Неэффективное управление является также проблемой унитарных предприятий. Руководитель берёт на себя обязательства по обеспечению прибыльной работы предприятия, по сохранности имущества, эффективному его использованию по целевому назначению и т.д. Но он не несёт никакой материальной ответственности за необеспечение выполнения взятых обязательств. Даже при банкротстве и полном провале деятельности ему сулит административное взыскание, или самое большое – увольнение.

Следующей проблемой является отсутствие надлежащего контроля над унитарными предприятиями. Это позволяет руководителю при проведении финансовой политики преследовать свои собственные интересы. Такая ситуация ведёт к негативным явлениям, таким как декапитализация, увод активов, неадекватная инвестиционная политика, из этого следует тяжёлое финансовое положение, низкая эффективность или банкротство предприятия.

Также существует ряд проблем с приватизацией унитарных предприятий: руководитель не исполняет законные требования по подготовке к приватизации; у предприятия отсутствуют денежные средства, которые необходимы для оформления правоустанавливающих документов на объекты имущества; предприятие не может быть приватизировано по причине незавершённого незавершённого судебного разбирательства по вопросу принадлежности имущества или по причине незавершённой реорганизации; балансовая стоимость активов предприятия имеет отрицательное значение.

Низкая ликвидность государственного имущества, отсутствие спроса на приватизируемое имущество, отсутствие правоустанавливающих документов, технических паспортов на объекты недвижимости и денежных средств на предприватизационные процедуры являются причинами невыполнения программ приватизации субъектами РФ.

Собственник обладает правом соб­ственности в отношении имущества унитарного предприятия. Это право предполагает содержание собственником своего имущества.

Единолично собственник определяет стратегию хозяйственного развития такого предприятия, со­гласовывает важнейшие действия, контролирует сохранность закреплённого за пред­приятием имущества и его це­левое использование, также у него есть иные важные правомочия.

Собственник имеет право только на часть прибыли.

Собственник в отношении унитарного предприятия: принимает решение о создании, реорганизации или ликвидации унитарного предприятия; определяет цели, предмет, виды его деятельности, а также даёт согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения; формирует густавный фонд предприятия; определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия.

Также собственник назначает руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовойг договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; согласовывает с руководителем приём на работу главного бухгалтера, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора; утверждает бухгалтерскую отчётность и отчёты унитарного предприятия.

Собственник даёт согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.

Собственник имущества унитарного предприятия даёт согласие на создание его филиалов и открытие представительств; на совершение крупных сделок; сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; даёт согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах; принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; имеет другие права и несёт другие обязанности, определённые законодательством РФ.

Собственник имущества казённого предприятия также вправе доводить до такого предприятия обязательные для исполнения заказы на оказание услуг, выполнение работ и поставки товаров для государственных или муниципальных нужд; утверждать смету его расходов и доходов.

Собственник вправе забрать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.

Правомочия собственника имущества федерального казённого предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казённого предприятия; утверждению устава и внесению в него изменений осуществляются Правительством РФ.

Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности РФ, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту РФ или муниципальному образованию.

В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества.

Также унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом по своим обязательствам и не несёт по обязательствам собственника его имущества ответственности.

Руководитель организует работу предприятия; является единоличным исполнительным органом (образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни Гражданским Кодексом РФ, ни Законом не предусмотрено, допускается только создание совещательных органов); руководит текущей деятельностью предприятия; действует от имени унитарного предприятия без доверенности; утверждает его структуру, осуществляет приём на работу работников; заключает, изменяет и прекращает с ними трудовые договоры.

Также руководитель представляет интересы унитарного предприятия, совершает сделки от имени унитарного предприятия в установленном порядке; утверждает штатное расписание предприятия; открывает в банках расчётные и иные счета; делегирует свои права заместителям, распределяет между ними обязанности; издаёт приказы, выдаёт доверенности в порядке, установленном законодательством.

Выполнение решений собственника имущества данного предприятия также организует он, и руководитель собственнику подотчётен полностью.

Руководитель такого предприятия не вправе быть участником или учредителем юридического лица; занимать должности или заниматься другой оплачиваемой деятельностью в коммерческих и некоммерческих организациях, государственных органах, органах МСУ; кроме научной, преподавательской и другой творческой деятельностью; заниматься предпринимательством, а ещё принимать участие в забастовках.

К директору унитарного предприятия предъявляются требования, характерные для государственных чиновников.

В порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия, руководитель должен проходить аттестацию; также в установленный срок в определённом порядке он должен отчитываться о деятельности предприятия.

У руководителя госпредприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, есть функция создания представительств и филиалов.

Что касается контроля за деятельностью унитарного предприятия, то его бухгалтерская отчётность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляют уполномоченные органы, например, такие как орган, осуществляющий полномочия собственника.

Унитарное предприятие по окончании отчётного периода представляет бухгалтерские отчёты и другие документы уполномоченным органам государственной власти РФ.

Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами РФ предусмотрен ряд случаев, когда унитарное предприятие обязано публиковать отчёт о своей деятельности.

Унитарным предприятиям необходимо иметь самостоятельный баланс. Самостоятельность бухгалтерского баланса отражает в динамике денежную стоимость всего имущества, которым владеет унитарные предприятия. Самостоятельный (всеобъемлющий, завершенный) баланс отражает все поступления, активы, пассивы и затраты.