Gr менеджер

GR-менеджер (менеджер по взаимодействию с органами власти)

Обзоры зарплат | 18 августа 2008 года Исследовательский центр портала Superjob.ru
В последнее время во многих крупных и динамично развивающихся российских компаниях появилась должность GR-менеджера. Сокращение GR возникло от англ. «Government relations», дословно «связь с государственной системой управления», т.е. GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию.
Исследовательский центр портала SuperJob.ru в августе 2008 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по взаимодействию с органами власти» в Москве и Санкт-Петербурге.
GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений.
Московские GR-менеджеры зарабатывают в среднем 85000 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге средняя зарплата подобных специалистов составляет 65000 руб. Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.
Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности. Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления. Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмах лоббирования ее интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли соискатель коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать лишь соискатели, имеющие опыт работы в государственных структурах, общественных организациях или Pr от 1 года. В столице заработная плата подобных специалистов составляет 35000-60000 руб., в городе на Неве – 27000-45000 руб.

На более высокое жалование могут рассчитывать соискатели с опытом руководящей деятельности в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах, имеющие опыт работы GR-менеджером свыше 2 лет. Помимо этого претенденты должны свободно общаться на английском языке, а также иметь отличные переговорные и коммуникативные навыки. Работодатели крайне заинтересованы в кандидатах, имеющих личные связи в государственных органах власти. Зарплата специалистов такого уровня достигает в Москве 100000 руб., в северной столице – 80000 руб.
Своеобразным «пропуском» в следующий зарплатный диапазон является опыт работы в государственных структурах, политических партиях или GR-подразделениях крупных компаний не менее 3-5 лет. В Москве такие специалисты зарабатывают до 300000 руб., в Санкт-Петербурге – до 200000 руб.
Исследование рынка труда показало, что наиболее типичным представителем GR-менеджера является образованный мужчина средних лет. Джентльмены составляют 80% от общего числа соискателей этой должности. Около 50% претендентов составляют граждане в возрасте 30-40 лет. 95% GR-менеджеров имеют высшее образование, 64% менеджеров по взаимодействию с органами власти владеют английским языком на разговорном и на свободном уровнях. Развитый бюрократический аппарат нашего государства принуждает таких специалистов к повышенной мобильности, поэтому 73% из них имеют водительские права категории «В».
Регионы исследования: гг. Москва, Санкт-Петербург.
Время проведения исследования: август 2008 г.
Единица измерения: российский рубль.
Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «GR-менеджер».
Типичный функционал:
— Организация взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями;
— Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
— Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
— Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
— Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.
Требования к позиции: тип занятости — полный рабочий день.
Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, переченем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.
Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)

Регион Минимальный Максимальный Мода Медиана Нижний квартиль Верхний квартиль Среднее арифметическое Индекс востребованности
(резюме/вакансии)
Москва 35 000 300 000 100 000 85 000 60 000 100 000 101 750 1
Санкт-Петербург 27 000 200 000 80 000 65 000 45 000 80 000 79 390 1

Пояснения к таблице «
Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.

Регион Диапазон I Диапазон II Диапазон III
Москва до 60 000 60 000 — 100 000 свыше 100 000
Санкт-Петербург до 45 000 45 000 — 80 000 свыше 80 000

Пояснения к таблице «
Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.

Зарплатный диапазон Требования и пожелания к профессиональные навыкам
1 I — Образование высшее (преимущественно экономическое / юридическое / государственное управление);
— ПК – уверенный пользователь (MS Office, Power Point, Internet);
— Дополнительное образование в области внешних связей и связей с общественностью приветствуется;
— Представление о механизмах лоббирования интересов компании в органах государственной власти / международных компаниях;
— Аналитическое мышление, коммуникативные навыки, организаторские способности;
— Знание отраслевой специфики компании, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов;
— Знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними;
— Опыт ведения деловой переписки и документооборота;
— Опыт работы в государственных структурах / общественных организациях или PR-/GR-менеджером от 1 года
2 II — Знание английского языка на разговорном или свободном уровне;
— Наличие личных связей в государственных органах власти;
— Отличные переговорные и коммуникативные навыки;
— Опыт руководящей деятельности;
— Опыт работы в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах;
— Опыт работы GR-менеджером от 2-х лет.
3 III — Опыт работы в государственных структурах / политических партиях / GR-подразделениях крупных компаний 3-5 лет.

Статистические данные:

  • Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров 25-55 лет; GR-менеджер в возрасте до 30 лет составляют около 30% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет – около 50%, в возрасте от 40 до 50 – около 14%;
  • 80% GR-менеджеров – мужчины;
  • 30% GR-менеджер владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы, на разговорном и на свободном уровнях – около 64%;
  • 95% GR-менеджеров имеют высшее образование;
  • 50% GR-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;
  • 73% GR-менеджеров имеют водительские права категории «В».

Сравнить с результатами исследования, проведённого в июле 2007 года
Искать вакансии GR-менеджеров портале SuperJob
Искать резюме GR-менеджеров портале SuperJob
Код для вставки в блог
Не нашли нужного Вам обзора на сайте? «Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!
Другие статьи
Подписка на результаты новых исследованийПрайс-лист на аналитические исследования

Виды пиар (PR)

Принято различать виды PR

В последнее время среди PR-услуг особой популярностью пользуется PR в Интернете, Интернет-коммуникации и SMM (social media marketing), то есть маркетинг в социальных сетях. Развитие Интернета, активное перемещение каналов коммуникации в on-line, развитие интернет-сообществ и торговли во всемирной сети привели к бурному росту количества сайтов и Интернет-каналов коммуникаций. Вместе с возможностями выросли и трудности. Сегодня технологии в этом направлении идут невероятными темпами и компании не всегда могут за ними уследить. Это приводит к типичным ошибкам как при создании сайтов, когда из-за неправильного структурирования сайта клиент уходит с ресурса, не получив необходимой помощи, так и при работе в интерактивном режиме с аудиторией, когда неправильные и непрофессиональные действия приводят к ухудшению имиджа компании и заставляют включать «кризисные коммуникации».

Не случайно, PR в Интернете — выбор не только средних и малых компаний, но и один из важнейших маркетинговых инструментов современной крупной компании.

Media Relations (медиа-рилейшнз) — построение связей с представителями СМИ. Включает в себя ответы на запросы журналистов, написание комментариев, организация интервью, встреч, подготовку кратких справок, обзоров для представителей прессы; подготовку фото и видео-материалов, организацию мероприятий для прессы (пресс-конференции; пресс-завтраки; пресс-туры), работа по повышению лояльности представителей СМИ.

Политический PR — особый вид PR-деятельности, направленный на создание благоприятного образа политика, политической партии или имеющий целью достижение конкретных результатов по итогам политической или избирательной кампании.

Government Relations (GR, джиар) — выстраивание положительных отношений с органами власти. С помощью специально выстроенной GR-стратегии и привлечения лоббистов можно не только добиться принятия того или иного выгодного политического решения и выиграть конкурентную борьбу, но и значительно сократить финансовые и временные затраты для реализации планов. Джиар, как правило, подразумевает поиск и выстраивание взаимовыгодных отношений с лидерами мнений на уровне властных структур (исполнительная и законодательная власти) для разъяснения политики компании, принятия выгодных решений, привлечения внимания лидеров мнения, получения публичной положительной оценки деятельности компании или организации, экспертной поддержки.

Investment Relations (IR)- выстраивание связей с инвесторами. Это направление используется для повышения уровня информированности о компании, позиционирования компании как привлекательного объекта для инвестирования, повышения прозрачности деятельности, повышения оценки активов.

Scientific Relations (SR) — выстраивание отношений бизнес-структур с научным сообществом в рамках реализации совместных проектов посредством вовлечения отраслевых экспертов и авторитетных научных деятелей в коммуникационные и PR-кампании.

Персональный PR или PR руководителя позволяет создать определенный уровень паблисити одного человека (топ-менеджера, генерального директора, государственного деятеля, ученого и др.), сформировать желаемую «публичную» репутацию, историю успеха, что повышает уровень профессионального и социального развития личности в его собственных глазах, так и в глазах общественности. PR первых лиц традиционно является частью политики продвижения организации, компании или административной структуры.

Внутрикорпоративный PR — формирование четкого имиджа компании в глазах сотрудников, донесение до них целей, миссии, ценностей и другой важной информации о компании или организации, выстраивание системы внутренних коммуникаций, движения информационных потоков, обмена информацией, подготовка и распространение корпоративных новостей, информационных материалов, корпоративных изданий, информационных площадок (Интранет) внутри компании.

Regional Relations (региональные отношения или продвижение компании/товара/услуги в регионах) — относительно новая, но чрезвычайно востребованная PR услуга. В частности, она используется при необходимости выхода на региональный рынок, информирования аудитории, проведения исследований и формирования имиджа компании. Как правило, при реализации этого направления требуется использование комплекса инструментов для продвижения из сфер маркетинга, рекламы, коммуникаций.

Специализированные PR услуги

В самом начале появления понятия PR в нашей стране PR деятельность была окутана тайнами и мифами. Одним из мифических направлений, приписываемых пиару общественностью, был черный PR. Возможно, на этапе становления отдельные PR-специалисты и использовали некоторые «недобросовестные» PR-технологии, в современной же PR деятельности, как правило, инструменты черного ПР не используются. Однако в рамках PR появляются специализированные направления, что обусловлено воздействием внешних условий. Так, сложные времена конца 90-х годов, породили распространение услуги антикризисный PR. Сегодня средним и малым компаниям все чаще нужна помощь в маркетинговых коммуникациях, например, PR-сопровождение выставочной деятельности, освещение деловых и корпоративных мероприятий и др. Крупные финансовые компании все чаще прибегают к помощи услуги PR-поддержка выхода на IPO. Все большее развитие сегодня получает направление информационное сопровождение социальной деятельности компании.

Со стороны кажется, что GR (взаимоотношения или связи с органами власти) действуют в России в вялотекущем режиме. Более того, многие специалисты, имеющие прямое или косвенное отношение к пиару, не могут дать однозначную характеристику GR. Это лоббирование чьих-то интересов? Персональный брендинг чиновников? А какие услуги в сфере GR наиболее востребованы именно в нашей стране? Это вопросы мы адресовали авторитетным GR-экспертам.

Вадим ГоржанкинГенеральный директор PR-агентства «Красное Слово» (входит в Коммуникационную группу «Красное Слово»)

Связи с органами власти в России сегодня по большей части находятся на любительском уровне. Чаще всего такой GR выглядит следующим образом: находится какой-нибудь бывший депутат или «свадебный генерал», который самонадеянно обещает решить любой вопрос в кратчайшие сроки. Все это сопровождается презентацией своих безграничных возможностей с упоминанием самых авторитетных фамилий, должностей, министерств, ведомств. Как показывает практика, чаще всего это обычный «развод на деньги», которым промышляют авантюристы, нередко бывшие чиновники, административная карьера которых прервалась не лучшим образом. Есть, конечно, люди, которые действительно решают серьезные вопросы, как правило, речь идет о лоббировании законопроектов и крупных контрактов, но таких немного по сравнению с массой джиарщиков-самозванцев.

Если говорить о построении связей с органами власти на профессиональном уровне, который чаще всего подразумевает разработку долгосрочной стратегии, помноженную на масштабную работу с общественным мнением, то таких проектов очень мало. К сожалению, российские представители среднего и крупного бизнеса в массе своей еще не дозрели и до хорошего классического PR, не говоря о GR. Вероятнее всего, они не хотят рисковать, так как тот или иной GR-проект в какой-то степени непредсказуем, как и любой политический проект. В то же время, если GR-проект затрагивает серьезные интересы целых отраслей бизнеса и их лидеров, то он априори не может быть дешевым. В общем, негарантированный результат накладывается на гарантированный и немаленький бюджет, что, разумеется, нравится далеко не всем.

Но не все так плохо. Медленно, но верно рынок GR-услуг развивается и становится более цивилизованным. Наше агентство за два последних года реализовало пару GR-проектов. Кстати, второй касался как раз запрета ПЭТ-тары, о котором сегодня так много разговоров. Все чаще информационное пространство сотрясают заявления представителей органов власти по тому или иному поводу или ангажированные аналитические исследования, которые явно продвигают интересы определенных лиц и деловых кругов под управлением GR-специалистов.

Светлана ЛеоноваГенеральный директор «Академии ДжиАр», руководитель Комиссии НИС ВПП «Единая Россия» по инновациям, телекоммуникациям в отраслях экономики РФ

GR в России считается ругательным словом. Порядка 20 % знают или слышали этот термин; 10 % знают, что это такое, остальные фантазируют на тему джиара или не догадываются о существовании такового вообще. GR-департаменты существуют в иностранных корпорациях или крупных российских компаниях. Средний бизнес также заинтересован в развитии этого направления, но в основном в рамках аутсорсинга или работы по проекту.

Сейчас мы наблюдаем некоторую стагнацию развития культуры government relations. В то же время активно развиваются тематические и отраслевые течения GR. Считаю, что будущее как раз за так называемыми клубами по интересам, но с четкой привязкой к административному ресурсу. Например, межведомственными рабочими группами, общественными институтами и комиссиями, где решения по изменению законодательства или предложения по формированию дорожных карт диктует не отдельно взятая компания, а авторитетная группа лиц. При правильной работе такой группы и происходят нужные изменения, процесс которых называется джиаром.

В России, повторю еще раз, института GR нет, поскольку крайне мало специалистов и практически нет рынка. Вообще, GR-стратегия – это основополагающая часть стратегии всей компании. Те российские компании, которые понимают это, весьма неплохо себя чувствуют даже в сегодняшний кризисный период.

Сегодня руководителю предприятия интересно, чтобы у компании были различные преференции. Интересно быть «в тусовке». Тогда – и заказы, и имидж, и статус. И задача GR как раз дать все это предприятию. Сегодня 90 % – это решение сбыта через использование GR-инструментов. Те, кто скажет иначе, – теоретики. Остальные 10 % – это работа над ошибками и имиджевыми задачами. Заказчиками «Академии ДжиАр» являются средний и крупный бизнес из различных отраслей: ТЭК, АПК, здравоохранение, ИТ, оборонка; администрации регионов России. Поскольку год предвыборный, конечно, это и отдельные личности (кандидаты в депутаты).

Роман МасленниковГенеральный директор PR-агентства «ПРОСТОР: PR & Консалтинг», управляющий партнер «Московской лиги лоббистов»

Джиар и лоббирование – схожие, но не равнозначные понятия. Я рассматриваю джиар как инструмент продвижения интересов бизнеса в органах власти. То есть при помощи определенных гуманитарных технологий можно реально менять законодательство. Мы работаем в этом направлении относительно недавно, не более 10 лет. Не могу ответить по истории вопроса, но когда мне надо углубиться, я использую для этого портал Лоббинг.ру. Его создал замечательный пропагандист этой сферы Павел Толстых.

Спрашиваете, какие задачи решает GR в России? Джиар сам по себе не может решать задач, это инструмент. Молоток бьет или автомат стреляет туда, куда они направлены. Обычно связей и коммуникаций больше от бизнеса к власти, меньше – наоборот. Задачи бизнеса могут быть разными – отменить какие-то несправедливые квоты, ограничения, запреты или сделать так, чтобы работать было проще и прозрачнее. Что касается наиболее востребованных услуг в рамках GR, то это изменение законодательства на разных уровнях. Чтобы власть принимала нужные решения. Упаси бог тут подумать о взятках, это не джиар, сразу говорю. Мы этим не занимаемся. Наши заказчики – средний бизнес, у которого интересы не только в России, но и за рубежом.

Сергей СушинскийУправляющий партнер «Московской лиги лоббистов», президент Фонда «Защита нации», msk-gr.ru

GR – government relations. Это довольно широкое понятие, объединяющее широкий спектр взаимоотношений с властью. Сами взаимоотношения существуют столько, сколько существует власть, то есть десятки тысяч лет. Но, разумеется, оформление в виде данного термина произошло в последние десятилетия. Джиаром занимаются все, кто хоть сколько-нибудь встречается с чиновником, депутатом. Но называем мы джиарщиком того, кто занимается этой деятельностью профессионально, то есть, во-первых, вырабатывает эффективные технологии, а во-вторых – немаловажно, хотя и не всегда строго обязательно – зарабатывает этим на жизнь. Почему не всегда? Представьте, инженеры на заводе. Они профессионалы, но им уже полгода не выплачивают зарплату. Что? они от этого потеряли профессионализм? Как инженеры – конечно нет. Как субъекты гражданского общества – в какой-то степени да. Все люди готовят пищу, но не все повара. Многие люди ездят на автомобиле, но не все гонщики. Далее я буду говорить больше о джиар в контексте законодательной власти, хотя он охватывает и власть исполнительную. И порой лоббирование и джиар именно по такому признаку и разделяют, мол, джиар – это общение с исполнительной властью, а лоббирование – с законодательной. Но исполнительную власть мы пока до времени отодвинем в сторону (это совершенно отдельная удивительная история) и в рамках данного разговора примем, что джиар – это общение с законодательной властью.

GR в России, как и везде в мире, это целый огромный спектр разных задач. GR и лоббирование востребованы как государством, так и обществом, как НКО, так и бизнесом. От выгодополучателя во многом зависят технологии взаимодействия с властью. Но есть некие общие лекала – это научная ориентированность: нужно основываться на научных исследованиях и принимать научно обоснованные меры и законы. Второе – это поиск союзников. Если речь о бизнесе, то это СРО, промышленные или бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты. Если тема некоммерческая, то это общественные палаты, АНО, фонды и другие НКО, союзы, региональные и прочие общественные организации. Третье – выход на СМИ. Нужно заинтересовать, показать эксклюзив, быть вежливым и интересным. А еще «ловить волну», а если волны нет, то ее создавать. Четвертое – если всё сделано правильно, то выходить на власть, и власть вас услышит. Это по технологиям. Задач в целом может быть много. Всё что касается защиты интересов какой-то отрасли или социальной группы, охраны здоровья или образования. Нет такой сферы в государстве, которую бы обошел GR.

У каждого заказчика свое уникальное видение – какие ему нужны услуги. И не всегда заказчик обращается вовремя. Один ждет и терпит, пока законопроект не будет принят в первом чтении, чтобы потом отдать любые деньги (миллионы рублей, а порой и десятки миллионов), чтобы только закон отклонили. Другой платит каждый месяц небольшую (по сравнению с первым) сумму, чтобы человек отслеживал и сигнализировал, если что-то пойдет не так, ну и в рамках договоренностей, может быть, оказывал бы знаки внимания ключевым лицам. Весьма востребованы поддерживающие акции, вроде митинга, а также организация письменной работы с гражданами-интересантами. Это сложная и творческая работа, поскольку большинство вопросов (если не все) так или иначе касается какой-то категории людей. И важно проявить их интерес или озабоченность. Обычная услуга – это разработка и подача законопроекта, а также действия с целью блокирования какого-то вредоносного законопроекта.

Текст: Подготовила Анжела Микоян Источник: Медиастанция Поделиться материалом: Подписаться на наш канал в Telegram: https://t.me/Mediastancia Стать автором

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ GR

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • • организационную структуру;
  • • функции подразделения по связям с органами государственной власти и консалтингового агентства, представляющих собой два разных вида технологических субъектов GR;

уметь

  • • выявлять роль и место консалтингового агентства в диалоге бизнеса и власти;
  • • определять особенности GR-консультирования;

владеть

• основными правилами поведения такого важного звена в отрасли отношений с органами государственной власти как GR-консалтинговое агентство.

Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Об этом подробно говорится в первой главе данного учебника. Инициаторы GR являются базисными, а исполнители – технологическими субъектами GR. В свою очередь, среди технологических субъектов GR следует выделять GR-департаменты и профессиональные GR-компании (консалтинговые или GR-агентства). В работе этих двух видов технологических субъектов имеются свои особенности, которые и будут рассмотрены ниже.

GR-департамент. Организационная структура и функции

В современной России, по оценкам Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (сентябрь 2012 г.), существует около 200 компаний, где созданы подразделения но работе с органами власти (первые такие подразделения начали появляться в России в начале 2000-х гг.)• Типовой департамент по GR в России состоит из пяти человек, а средний заработный фонд в пересчете на одного человека/месяц – 7000 долл. США.

Размер и тип организации влияют на объем функций, роль и структуру GR-подразделения в каждом конкретном случае. Небольшие по размерам фирмы, в отличие от крупных компаний, действуют на незначительной территории, номенклатура их товаров и услуг ограничена, пресса и власть не проявляет к ним особого интереса. Следовательно, потребность в GR-деятельности незначительна, нет надобности привлекать GR-спсциалистов к выработке стратегических решений. Крупные компании обязательно имеют специальные подразделения по связям с органами государственной власти. Крупнейшие корпорации, как правило, прибегают к услугам специализированных фирм и GR-агентств.

По данным современных исследований хорошо развиты GR-департа- менты в отраслях с преобладанием иностранных инвесторов и повышенной государственной регуляторикой, таких как табачная, пивная, автомобилестроительная, фармацевтическая, нефтегазовая, металлургическая и телекоммуникационная отрасли. Востребованы в компаниях, зависящих от контролирующих и разрешающих органов, в частности когда требуются регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, сертификатов в компаниях, желающих получать ресурсы (разрешения) государства (на площадки под застройку, вывоз ресурсов, контролируемых государством, и т.д.), а также в компаниях, которые:

  • • являются градообразующими;
  • • хотят быть поставщиком для государства и государственных органов;
  • • считаются наиболее богатыми в регионах;
  • • владеют долей государственной собственности;
  • • являются участниками рынка, чья деятельность связана с получением международных квот.

Примеры из практики (из опыта Северо-Запада)

В частности, в Санкт-Петербурге, но мнению экспертов, наиболее развиты отношения с органами управления в строительной, медицинской, автомобилестроительной, алкогольной, табачной, транспортной, фармацевтической, телекоммуникационной и машиностроительной отраслях. Однако следует отметить принципиально различную степень открытости GR и лоббизма в этих сферах. Так, предельно закрытым образом выстраиваются связи с органами власти в строительной сфере.

Автомобилестроительная отрасль в Санкт-Петербурге, напротив, отличается высокой степенью прозрачности и профессионализации GR. Автомобильный кластер представлен пятью заводами, и во всех GR составляет функционал специально выделенного сотрудника: ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», ООО «Дженерал Моторз Авто» (руководитель направления по связям с органами государственной власти), ООО «Ниссан Мануфэкчуринг РУС» (директор по взаимодействию с правительством и государственными органами), ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (директор по внешним связям), ООО «Скания – Питер» (GR-директор).

GR-специалисты отрасли взаимодействуют с государственными органами по широкому спектру вопросов, связанных с деятельностью заводов: строительства, проектирования, энергетики, дорожной инфраструктуры, занимаются и проблемами государственного финансирования. Кроме того, направлениями регулярной работы является участие в проверках, инспекциях, протокольных мероприятиях. При этом применяется большой арсенал инструментов: звонки, письма, совещания, рабочие группы, конференции, создание коалиций и мобилизация общественного мнения, участие в общественных организациях (Санкт-Петербургской торговой палате, Американской торговой палате, Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации). Помимо непосредственного взаимодействия с государством в обязанности GR-специалистов компаний автомобильной отрасли входят разработка стратегии, аналитика и, конечно, мониторинг нормативных правовых актов и разработка их проектов.

Несколько иная ситуация в другой сфере-лидере GR – табачной отрасли. С одной стороны, ситуация в отрасли определяется иностранными игроками: Philip Morris (ЗАО «Филип Моррис Ижора», Ленинградская область), British American Tobacco (ЗАО «Бритиш Американ Тобакко-СПб»), Japan Tobacco Inc. (ООО «Петро», ООО «Крес-Нева»). И лишь одна компания имеет «российскую прописку» – ЗАО «Нево Табак». С другой стороны, регулирование данной отрасли происходит в основном на федеральном уровне. Поэтому GR-департаменты находятся в Москве, а в Петербурге взаимодействие с местной властью в двух из трех зарубежных фирм передано отделам по корпоративным отношениям. Лишь JTI имеет специального управляющего по правительственным отношениям в Северо-Западном регионе РФ.

Подразделение (отдел, департамент) по связям с органами государственной власти GR является чаще всего структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department), который включает в себя также и другие подразделения (рис. 2.1):

  • • отдел по связям с общественностью (PR);
  • • отдел внутренних коммуникаций (IС);
  • • отдел по связям с инвесторами (IR);
  • • отдел по корпоративной социальной ответственности (CSR).

Рис. 2.1. Структура департамента по корпоративным отношениям

К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти относятся:

  • • определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании;
  • • отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию;
  • • координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом признается координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти;
  • • воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие;
  • • обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.

Более подробно организационная структура и функции департамента по связям с органами государственной власти представлены в материалах российского профессионального портала о лоббизме и GR, в учебном пособии под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой.

Мнение специалиста

В работе GR-департаментов компаний в условиях глобализации рынков появляются новые вызовы.

Мы живем в период эпохальных сдвигов в экономическом и политическом ус тройстве мира. Мировая экономика становится более глобальной и интегрированной. Технологический прогресс в логистике, коммуникациях, глобальных компьютерных системах за последние два десятилетия достиг небывалых высот и позволил многим транснациональным компаниям нарастить свои обороты на всех континентах, а также создал условия для выхода на мировые рынке небольших компаний из разных стран мира.

Обороты и прибыльность некоторых корпораций превосходит ВВП многих стран. Особенно бурно происходит рост глобальных компаний в фармацевтической, автомобильной, табачной, нефтегазовой отраслях, ИТ-индустрии, авиастроении и ряде других отраслей. Однако дальнейшее развитие корпораций сдерживается рядом факторов.

Во-первых, после мирового финансового кризиса 2008 г. и замедления темпов экономического роста многие правительства столкнулись с большим дефицитом бюджета и подняли вопрос о месте уплаты налогов крупными местными и транснациональными компаниями. Существующее налоговое законодательство позволяет оптимизировать налоговую нагрузку компаний, работающих на разных рынках. В вопросе налогов интересы государства и компании расходятся. Цель компании – заработать как можно больше денежных средств, цель государства – собрать больше налогов.

В 2012 г. представители Бюджетного комитета парламента Великобритании обвинили американские компании Amazon, Google и Starbucks в том, что те на формально законных основаниях уклоняются от выплаты налогов в британский бюджет. По подсчетам члена парламента Великобритании от Консервативной партии Чарли Элфика, транснациональные компании недоплачивают в британскую казну миллиарды долларов. Один только Google в 2011 г. заработал в Британии 2,5 млрд фунтов стерлингов, а налогов за тот же год заплатил лишь на 3,4 млн фунтов, что составляет примерно 0,4% полученного дохода. При этом среднемировая ставка налога для Google составляет примерно 21%.

«Мы не обвиняем вас в нарушении законов. Мы обвиняем вас в безнравственности», – заявила председатель Бюджетного комитета Маргарет Ходж.

Волна расследований прокатилась по многим европейским странам. На уровне стран Большой двадцатки ведутся переговоры о том, как создать эффективные механизмы налогообложения, которые бы способствовали собираемости налогов и блокировали возможность ухода от налогов, но в то же время не тормозили развитие бизнеса.

Другая сложность, с которой сталкиваются компании, – отсталость существующего законодательства, как локального, так и глобального, сдерживающее инновационное развитие. Например, если посмотреть на телекоммуникационную сферу, то в настоящий момент она регулируется Регламентом международной электросвязи (РМЭ) с 1988 г., который является обязательным международным договором глобального уровня. Незначительное обновление было сделано только в конце 2012 г. Выходом из подобного тупика мог бы стать постоянный диалог бизнеса и правительств, а также межправительственные консультации на международном уровне с участием отраслевых ассоциаций для выработки оптимальных законодательных актов. Роль экспертов отрасли очень важна, именно они понимают, как будет развиваться отрасль, какое регулирование стоит выработать для успешного роста, а какие законодательные нормы просто невозможно претворить в жизнь.

Несмотря на глобализацию мировой экономики, очень остро стоит вопрос национальной безопасности, принятие единых мировых регуляторных стандартов снижает конкурентоспособность национальных продуктов, так как исчезают заградительные барьеры, а продукция транснациональных компаний становится более дешевой из-за больших объемов производства. После вхождения Крыма в марте 2014 г. в состав Российской Федерации страны ЕС, США, Каната и ряд других стран ввели экономические санкции против России. Фармацевтическая отрасль является одной из стратегически наиболее важных отраслей, если будут введены секторальные санкции и Россия не сможет закупать лекарственные средства за рубежом, то это может катастрофически сказаться на состоянии страны. Задача фармацевтических компаний и государства в России – создать такую регуляторную среду, которая бы содействовала и обеспечению национальной безопасности, и поддерживала отечественного производителя, и давала возможность честно конкурировать транснациональным компаниям, потому что отсутствие конкуренции пагубно сказывается на развитии экономики.

Регулирование табачной отрасли в мире представляет собой пример транслирования норм глобального законотворчества в локальные акты. Рамочная конвенция

Всемирной организации здравоохранения но борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) была ратифицирована более, чем в 170 странах с 2003 г. Она носит рекомендательный характер и предлагает модель регулирования табачной отрасли. Россия была одной из последних стран, которая ратифицировала Конвенцию и приняла соответствующие законы. С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите населения от последствий потребления табака», один из самых жестких мировых законов, резко ограничивающий права курильщиков. Казалось бы, мотивы, побудившие принять такое регулирование, весьма благородны, но не слишком ли далеко заходит государство в управление жизнью своих граждан? Может быть, более правильным ответом была бы профилактика и популяризация здорового образа жизни, информирование населения о рисках, связанных со здоровьем, чтобы потребитель мог самостоятельно сделать свой выбор.

Как уже говорилось, государство должно отказаться от желания самостоятельно и всеобъемлюще регулировать все сферы экономической жизнедеятельности. В современном мире в основе развития отраслей должны находиться:

  • – современные законодательные нормативы, выработанные совместно бизнесом и властью при публичном обсуждении;
  • – технологические решения, профилактические механизмы;
  • – саморегулирование индустрии;
  • – возможность альтернативного выбора для потребителя.

Бизнесу необходимо проактивно выходить с инициативными предложениями к правительствам и регуляторам, развивать деловые и индустриальные объединения и ассоциации для выработки консолидированных индустриальных позиций, а также продвигать свои интересы как на национальных, так и мировых рынках. Внутри компаний данные функции возложены на Департамент по работе с государственными органами. Начиная с середины 2000-х гг. такие департаменты созданы или создаются практически во всех транснациональных и крупных национальных компаниях. Модель выстраивания новых взаимоотношений между государством и бизнесом находится на начальной стадии и будет бурно развиваться в ближайшее время.

Мария Кулахметова – руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО «Майкрософт Рус».

Далее в главе будут представлены основные мотивы и правила поведения другого важного технологического субъекта GR – консалтингового агентства. Рассмотрим особенности GR-консультирования, типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга.

  • На основе анализа практического опыта работы О. Г. Румянцева. В 1990-е гг. автор третьего и четвертого параграфов сначала получил бесценный опыт как депутат федерального парламента в Верховном Совете РФ и Конституционной комиссии РФ; позже как государственный служащий аппарата комитета Государственной Думы ФС РФ и ответственный руководитель аппарата международной организации Союз Белоруссии и России; в 2000-е гг. – как участник топ-менеджмента ведущих компаний (ООО «Марс», «Шелл Эксплорейшн & Продакшн», ТНК-ВР). Это позволило с 2009 г. применять полученный опыт в работе своего GR-агентства. В период же с 1998 г. но настоящее время довелось принять участие в ряде бизнес-ассоциаций – от Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и РСПП до AmCham и отраслевых ассоциаций (Ассоциации производителей кормов для домашних животных, Ассоциации кондитеров России, Российском газовом обществе, Ассоциации Интернет-видео и ряде др.).
  • См.: Толстых П. А. Экономическая теория лоббизма. URL: lobbying.ru/Dokuments/economy theory lobbying by tolstych.pdf
  • Профессиональный словарь лоббистской деятельности.
  • URL: lobbying.ru/
  • GR-связи с государством. С. 231–246.
  • Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Профессия — GR-менеджер

В последнее время во многих крупных и динамично развивающихся российских компаниях появилась должность GR-менеджера. Сокращение GR возникло от англ. «Government relations», дословно «связь с государственной системой управления», т.е. GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию.

Функциональные обязанности:

    • Организация взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями;
    • Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
    • Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
    • Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
    • Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.

GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений..

Образование, требования к соискателям

Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности.
Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления.
Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмах лоббирования ее интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли соискатель коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением.
Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать лишь соискатели, имеющие опыт работы в государственных структурах, общественных организациях или PR от 1 года.

Оплата труда

Московские GR-менеджеры зарабатывают в среднем 85000 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге средняя зарплата подобных специалистов составляет 65000 руб. Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.

В столице заработная плата специалистов на начальных позициях в сфере GR-менеджмента составляет 35000-60000 руб., в городе на Неве – 27000-45000 руб.

На более высокое жалование могут рассчитывать соискатели с опытом руководящей деятельности в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах, имеющие опыт работы GR-менеджером свыше 2 лет. Помимо этого претенденты должны свободно общаться на английском языке, а также иметь отличные переговорные и коммуникативные навыки. Работодатели крайне заинтересованы в кандидатах, имеющих личные связи в государственных органах власти. Зарплата специалистов такого уровня достигает в Москве 100 000 руб., в северной столице – 80 000 руб.

Своеобразным «пропуском» в следующий зарплатный диапазон является опыт работы в государственных структурах, политических партиях или GR-подразделениях крупных компаний не менее 3-5 лет. В Москве такие специалисты зарабатывают до 300 000 руб., в Санкт-Петербурге – до 200 000 руб.