Групповые санкции

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

Смотреть что такое «ГРУППОВЫЕ НОРМЫ» в других словарях:

  • Групповые нормы — (от лат. norma руководящее начало, образец) совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Групповые нормы — правила, образцы поведения, способы мышления и переживания, принятые в качестве норм в данной социальной группе, разделяемые и активно защищаемые большинством ее членом. * * * совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Групповые нормы — совокупность требований, предъявленных группой к своим членам с целью формирования деятельности (поведения) установленного типа (образца). Основное назначение Г. н.обеспечение сохранения и нормального функционирования группы как организованной… … Социологический справочник

  • НОРМЫ ГРУППОВЫЕ — НОРМЫ ГРУППОВЫЕ. См. групповые нормы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Нормы групповые — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Групповые санкции — принятые в группе Ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • нормы групповые — (от лат. norma руководящее начало, точное предписание, образец) совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их… … Большая психологическая энциклопедия

  • Нормы потребления при оказании муниципальных услуг — Нормы потребления отдельные или групповые материальные параметры потребностей, необходимые муниципальным учреждениям и иным муниципальным организациям (далее учреждения (организации) для оказания муниципальных услуг (работ), определенные в… … Официальная терминология

  • Нормы расхода топлива, тепловой и электрической энергии — классифицируются по следующим признакам: по степени агрегации – на индивидуальные и групповые; по составу расхода – на технологические и общепроизводственные; по периоду действия – на годовые и квартальные (на предприятиях могут устанавливаться… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • НОРМЫ ГРУППОВЫЕ — правила регуляции поведения членов группы на основе представления о должном, одобряемом, желательном. Вырабатываются в рез те совместной групповой деятельности и общения, связаны с групповыми ценностями и сформулированы на их основе. По своему… … Российская социологическая энциклопедия

Применение тестовой технологии на уроках обществознания и истории. Тематические контрольные работы (№1-№4) по обществознанию 6 класс тест по обществознанию (6 класс) по теме

Приложение №4-6-итог

Итоговая контрольная работа за курс обществознания.

6 класс

1 – вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Какой признак характеризует понятие «личность»:

1) биологические потребности 2) сознательные цели

3)физиологические особенности 4) природные задатки

А2. Ольга работает технологом в конструкторском бюро. Она является принципиальным и ответственным человеком. В свободное от работы время она посещает курсы по изучению английского языка. Всё это характеризует Ольгу как:

1) специалиста 2) гражданина 3) индивида 4) личность

А3. Верны ли суждения о выборе жизненного пути?

А. Выбирая свой жизненный путь, люди ищут смысл жизни.

Б. Каждый человек по-разному определяет свой жизненный путь.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Отличием труда человека от поведения животных является:

1) умение добывать пищу 2) умение делать запасы

3) умение использовать природные ресурсы 4) умение работать творчески

А5. Семья, в которой проживают родители и дети, называется:

1) однопоколенная 2) двухпоколенная

3) трёхпоколенная 4) многопоколенная

А6. К какому виду семейных ресурсов относится совместная уборка квартиры всей семьёй:

1) финансовые 2) трудовые

3) материальные 4) социальные (общественные)

А7. Девятиклассник Олег после уроков посещает в Доме детского творчества секцию авиамоделирования. Обучение в секции относится:

1) начальному профессиональному образованию

2) основному общему образованию

3) дополнительному образованию

4)среднему профессиональному образованию

А8. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?

1) Санкт-Петербург 2) Екатеринбург 3) Казань 4) Новосибирск

А9 . Верны ли следующие суждения об обязанностях граждан России?

А. Граждане России обязаны беречь памятники истории и культуры.

Б. Граждане обязаны участвовать в управлении страной.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А10. Правила доброго поведения:

1) закон 2) право 3) мораль 4) указ

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Школьник Иван готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) соблюдение определённых норм и правил;

2) создание воображаемой обстановки;

3) использование различных предметов;

4) целенаправленное получение знаний.

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

В2.Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

А) алкоголь, курение 1) биологические

Б) признание в обществе, общение 2) социальные

В) пища, одежда 3) духовные

Г) творчество, знания 4) ложные

Д) самореализация, самоутверждение

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В понятии «деятельность» и через деятельность выявляется в самой общей форме человеческое бытие. (Б) Человек воздействует на внешнюю и на свою собственную природу и, в свою очередь, испытывает все возрастающие последствия этих взаимодействий и изменений. (В) В этом состоит, по – видимому, один из главных признаков его родовой сущности, критерий его предназначений в мире.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В

Часть III.

Прочитайте текст и выполните задания С1, С2.

Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.

Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.

На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус.

Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.

(По П. Смелзеру)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации?

Приложение №4-6-итог

Итоговая контрольная работа за курс обществознания. 6 класс

2 – вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо:

1) духовное 2) социальное 3) биологическое 4) биосоциальное

А2. К духовной сфере жизни общества не относится:

1) искусство 2) наука 3) семья 4) мораль

А3. Верны ли суждения о слагаемых жизненного успеха?

А. Нельзя добиться жизненного успеха людям нетворческих профессий.

Б. Нельзя добиться жизненного успеха, не имея привычки трудиться.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Что из перечисленного отличает человека от животного?

1) способность к творчеству 2) забота о потомстве

3) жизнь в группе 4) биологические потребности

А5. Закон, регулирующий семейные отношения:

1) Уголовный кодекс РФ 2) Гражданский кодекс РФ

3) Административный кодекс РФ 4) Семейный кодекс РФ

А6. Старательный, усердный в исполнении дел человек, разумно бережливый -:

1) рачительный хозяин 2) бережливый хозяин

3) экономный хозяин 4) расточительный хозяин

А7. Назови ступень образования, на которой ты проходишь обучение:

1) основная 2) начальная

3) средняя(полная) 4) профессиональное

А8. Двуглавый орел появился на гербе России при:

1) Иване Калите 2) Иване III 3) Петре I 4) Екатерине II

А9. Верны ли следующие суждения о русской культуре?

А. Уникальной культуру народов России делает их изоляция друг от друга.

Б. Объединяет культуру разных народов возможность использования русского языка.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А10. Правило, которым нужно руководствоваться человеку:

1) жалость 2) упрямство 3) взаимность 4) сила

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В3)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.

Сравните две ступени образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) возможность выбора профиля обучения;

2) соблюдение правил поведения;

3) возможность поступления в вуз;

4) получение общего образования.

Ответ:

Черты сходства

Черты отличия

В2. Установите соответствие между примерами деятельности и её видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) решение математической задачи 1) игровая

Б) принятие закона 2) учебная

В) посадка дерева 3) трудовая

Г) создание модели конструктора

Д) выступление певца на сцене

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А

Б

В

Г

Д

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Животные, по сравнению с человеком, обладают более развитой мускулатурой. (Б) Человек физически слабее, чем многие представители животного мира. (В) Можно сказать, что характеристика физического развития подходит и к понятию «человек», и к понятию » животное».

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А

Б

В

Часть III.

Прочитайте текст и выполните задания С1, С2.

Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес… Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

(По Н. Смелзеру)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие факторы, по мнению автора, влияют на взаимодействие людей? Используя текст, укажите любые четыре фактора.

Приложение №4-6-итог

Итоговая контрольная работа за курс обществознания (6 класс).

КЛЮЧ

Часть I

1 – вариант

2 – вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

Часть II

В1

В2

В3

Часть III-итог-6класс

1 – вариант

2 – вариант

С1

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе;

2) социальные нормы и ожидания окружающих;

3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;

4) социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) факторы формирования личности;

2) СМИ и социализация;

3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь;

4) школа и формирование личности ребёнка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Часть I.

10 баллов

18 -16 баллов – «5»

15– 10 баллов — «4»

9 –6 баллов – «3»

менее 6 баллов – «2»

Часть II.

В1

В2

В3

4 балла

1 балла

2 балла

1 балл

Часть III.

С1

С2

4 балла

2 балл

2 балла

Функционирование и развитие группы невозможно без норм и правил внутреннего общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе взаимодействия и представляют систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит ее образование. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы является достаточно сложным и противоречивым. В ходе него происходит естественный отбор людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает.

Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов.

Чем сплоченнее группа, тем строже она контролирует исполнение норм и требований, и тем острее может быть конфликт в случае их нарушения. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе в целом, так и в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют жизненно важные для группы функции: •

обеспечивают единообразие поведения и способствуют координации деятельности; •

направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведение членов группы; •

выполняют функции интеграции, упорядочения и сохранения стабильности в группе. •

обеспечивают предсказуемость поведения членов группы; •

избавляют человека от тревоги и неопределенности;

•создают индивидуальное лицо каждой группы.

Групповые нормы являются не единственным регулятором внутригруппового общения. В ходе функционирования группа вырабатывает свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, особый язык внутригруппового общения. Все это представляет определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Особенности групповых норм

В любой группе вырабатываются и устанавливаются определенные, чаще всего неписаные, нормы поведения. Понятие «норма поведений» включает допустимые стандарты поведения, которые принимаются всеми членами группы не противоречат нормам общества. Например, нормально функционирующая группа крайне редко может проявлять со стороны своих участников прилюдную критику руководителя, что обусловлено не трусостью подчиненных или страхом мести со стороны начальника. Просто таким образом не принято поступать.

Групповые нормы диктуют должное и недопустимое поведение ее членов в определенных обстоятельствах. С точки зрения личности они формируют требования к ней в конкретных ситуациях. Когда нормы принимает группа, они начинают работать как средства влияния на поведение участников с минимальным внешним контролем. Для разных групп, объединений и сообществ характерны свои нормы, являющиеся их неотъемлемой частью.

Официальные, деловые нормы формулирует чаще руководств организации, определяя правила и процедуры, которые требуются к исполнению от сотрудников. Забегая вперед, отметим, что главенство норм в организациях не всегда может соответствовать правилам. Человеку не всегда кто-то нужен, например, чтобы указать, что длительная болтовня по телефону или игра на компьютере в рабочее время является неуместным поведением. Все знают, что при проведении беседы в ходе поступления на новую работу не всегда в ответе на вопрос о причинах неудовлетворенности предыдущим местом следует упоминать о некоторых проблемах (например, сложности в общении с коллегами или начальством). Здесь важнее и уместнее рассказать другие вещи, например, о сложном продвижении по службе или работе, которая не способствовала профессиональному росту.

Классификация групповых норм поведения

Нормы, предназначенные устанавливать порядок труда или работы в группе, уникальны. Исследователи выделяют несколько общих классов норм, которые признаны большинством рабочих групп:

  • нормы выполнения работы,
  • нормы внешнего вида,
  • нормы социальной организации,
  • нормы распределения ресурсов.

Самым общим классом норм являются нормы выполнения работы. Участники рабочей группы обычно получают точные указания на то, как усердно им трудиться, выполнять задания, как достичь уровня производительности, допустимое количество опозданий и др. Подобные нормы очень сильно влияют на работу персонала, способствуют коренным изменениям плана работы и отношения к выполнению задания.

Нормы внешнего вида и поведения включают нормы соответствия требованиям в одежде, негласные «предписания» демонстрации преданности компании. Они диктуют случаи, когда можно выглядеть занятым, а в каких случаях расслабиться и продемонстрировать это. Некоторые компании разрабатывают формальные требования к внешнему виду и одежде. Но даже при их отсутствии, сами нормы часто диктуют вид одежды для работы. Важной для работы любой организации является и демонстрация преданности. Так, для многих организаций, особенно для специалистов и административного персонала, характерно отсутствие одобрения к открытому поиску другой работы. Где-то можно наблюдать определенные ритуалы выражения преданности компании (например, возгласы восторга и удовлетворения по поводу увеличившихся показателей ежемесячных продаж).

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Нормы социальной организации берут начало от неформальных рабочих групп, главным образом, регулируя соц. взаимодействие внутри группы. Подобные нормы оказывают влияние на то, с кем участники группы обедают, дружат на работе и вне ее, вступают в общественное взаимодействие. Эти нормы могут запрещать или поощрять «служебные романы».

Последний класс норм имеет дело с нормативами распределения ресурсов. Такие нормы возникают в самих группах, так и в компаниях. Чаще всего нормы касаются вопросов заработной платы, надбавок за повышенную сложность работы, летнего времени предоставления отпуска, распределения нового инструмента и оборудования, предоставления более удобных рабочих мест и др. Часто «по традиции» преимущественное положение закрепляется за работниками с большим стажем работы или женщинами с маленькими детьми, наиболее квалифицированными специалистами и др.

Развитие норм в обществе

Развитие норм происходит постепенно, по мере того, как участники определенной группы осознают поведение, способствующее эффективному функционированию группы. Кризисные события, происходящие в группе, способны на какой-то период прервать этот процесс, но, даже если кризис внесет значительные изменения в состав и работу группы, формирование норм продолжится.

Ученый из Америки Роббинс отметил, что развитие большей части норм происходит в одном или нескольких из четырех направлений:

  1. Категорические утверждения, которые высказываются участником группы (часто руководителем или влиятельным членом). Групповой лидер вправе, например, запретить личные разговоры в рабочее время или установить перерывы для кофе не более 10 минут.
  2. Кризисные события в истории группы, устанавливающие важные прецеденты. (например, посторонний человек, стоявший очень близко к работающей в цехе машине, был ранен и, для избежания подобных случаев, участники рабочей группы напоминают новому оператору, чтобы он следил за этим).
  3. Первенство в виде самой первой модели поведения, которая возникает в группе. Именно она часто формирует групповые представления будущего (например, дружные студенческие группы бронируют места друг около друга в первый учебный день, они недовольны, когда новички занимают «их» места в ходе дальнейших занятий).
  4. Модели поведения из ситуаций в прошлом, когда участники группы привносят собственные представления из других групп, членами которых они были раньше. Это объясняет причину, по которой рабочие группы предпочитают набор новых сотрудников из тех, кто работал в похожих условиях и имеет похожий опыт. Это увеличивает вероятность совпадения привносимых новичками представлений с представлениями, уже усвоенными группой.

Тем не менее, группа не устанавливает и не проводит в жизнь нормы для каждого возможного случая. Норма, проводимая группой в жизнь, должна иметь важность для нее. Важность нормы Роббинс определил несколькими факторами:

  • Способствование последующему существованию группы. Группы не любят терпеть неудачи, стараясь внедрять нормы, которые увеличивают их шансы на успех. Это значит, что они всегда защищаются от вмешательства других групп или индивидов.
  • Рост возможности предсказания поведения участников группы. Нормы, способные увеличить предсказуемость, дают возможность участникам предвидеть действия друг друга, подготавливая подходящие ответные действия.
  • Уменьшение количества межличностных проблем у участников группы. Нормы могут стать важными при условии обеспечении удовлетворения сотрудников и предотвращении межличностного дискомфорта.
  • Выражение главных ценностей группы, определение того, что отражает ее идентичность. Подобные нормы способны укрепить и поддержать целостность группы.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система функций. Функции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения.

Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

В целом, возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

— сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

— вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

— демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

— свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе.

При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе – либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «мелкопоместных бунтарей». Как показывают исследования, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Коммуникации в группе напрямую связаны с динамикой групповых процессов. Любая группа имеет свои групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.

Система «групповых ожиданий» — является важной составляющей характеристики положения индивида в группе. Каждый член группы воспринимается и оценивается другими ее членами. От каждой позиции, каждой роли ожидается качественное выполнение ряда функций. Таким образом, группа контролирует деятельность своих членов через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли. В отдельных случаях может быть рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для определения системы ожиданий в группе существуют два очень важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы.

Все групповые нормы представляют собой набор правил, выработанных и принятых группой. Все они являются социальными нормами и поведение членов группы должно им подчиняться, чтобы была возможна их совместная деятельность. Таким образом, нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к этой деятельности.

Нормы группы напрямую связаны с ценностями группы, поскольку любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Принятие или отвержение групповых норм и правил характеризует взаимоотношения индивида с группой. Более точно эти взаимоотношения можно понять, если определить, какие нормы группы индивид принимает, какие отвергает, и почему он так поступает. Особенно важным это становится в ситуациях, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Актуальным также является вопрос границ принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы.

Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы.

Группа может воздействовать на своих членов в форме поощрения или закрепления желаемых форм поведения. Группа поощряет тех своих членов, которые соблюдают принятые в группе нормы и правила: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. При необходимости воспитательного влияния на членов группы, не выполняющих групповые нормы и правила, группа использует такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений для них важны, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

В целом возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:

1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);

4) свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.

Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной группе. При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе — либо в рядах «законопослушных», либо в рядах «козлов отпущения», «бунтарей».

Групповые санкции являются механизмом, при помощи которого группа заставляет своего члена следовать групповым нормам. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные (основанными на отношении с точки зрения позитива или негатива). Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить соблюдение групповых норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Как показывают исследования, вынужденное принятие человеком норм группы под угрозой санкций или своего устойчивого положения в ней является очень распространенным. Оно получило название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.

Обычно различают два вида конформизма:

1) внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;

2) внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы.

В свою очередь, внутренний конформизм предполагает две линии поведения:

1) некритическое принятие мнения большинства;

2) сознательное признание личностью норм и стандартов группы.

Конформизм проявляется, когда человек предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. Причем необходимо разделять конформизм (или социальное приспособленчество) и конформность (черта личности, склонность индивида разрешать конфликт в пользу группы, когда человек убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы).

Уровень конформности личности зависит:

— от значимости для него высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности);

— от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформность членов группы;

— от количества членов группы, высказывающих, поддерживающих ту или иную позицию, их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях;

— от возраста и пола человека. Так, женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые. Хотя, если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми.

Референтная группа — это реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет.

Группа членства — является антиподом референтной группы. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.

Таким образом, конформность является важным механизмом поддержания целостности группы, который служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы.

Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы.

Привлекательность — важный фактор человеческих взаимоотношений, который во многом определяет характер общения и успешность совместной деятельности.

Чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможно ни нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения.

Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность, и срабатываемостью, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.

Межличностная совместимость — сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей.

Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.

Структурная совместимость — это совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея — сходства и близости. Совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник — меланхолик, холерик — флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.).

Функционально-ролевая совместимость — это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.

Срабатываемость — это еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом.

Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация па интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты (о конфликтах мы подробно поговорим в следующем разделе нашего лекционного курса).

Сплочение группы — это процесс, сопровождающий группу на всех этапах ее развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые дают возможность формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть и эмоциональная притягательность, и взаимопривязанность членов группы, и стремление их к сохранению своего группового членства, и единство ценностей и целей участников группы.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.