Императивный метод регулирования

Два основных вида методов правового регулирования:

  • •Учебная дисциплина: Теория государства и права
  • •1.2 Соотношение теории государства и права с другими науками
  • •2. Объект, предмет4 и структура теории государства и права
  • •2.1. Объект теории государства и рпава
  • •2.2. Понятие предмета теории государств а и права
  • •2.3 Структура курса теории государства и права
  • •3. Методология и виды методов теории государства и права
  • •3.1 Понятие методологи1 теории государства и права
  • •3.2 Виды методов теории государства и права
  • •3) Логические приемы познания
  • •Частнонаучные (специальные, правовые, юридические) методы научного познания
  • •1) Специально неюридические методы:
  • •2) Специально юридические методы:
  • •Принципы6 научного познания
  • •Тема: Происхождение государства
  • •Характеристика первого периода развития первобытного общества
  • •Характеристика второго периода развития первобытного общества
  • •3) Общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.
  • •1) Согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;
  • •2) Рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;
  • •3) Обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.
  • •1) Новгородские славяне — у озера Ильмень и по Волхову;
  • •Кривичи
  • •Дреговичи
  • •Древляне
  • •2. Предпосылки происхождения государства
  • •3. Теории происхождения государства
  • •Тема: Понятие и признаки (свойства) государства
  • •1. Понятие государства
  • •2. Признаки (свойства) государства
  • •3.1. Понятие государства
  • •4) Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина 19 века);5
  • •2) «Машина для поддержания господства одного класса над другим» (Владимир Ильич Ульянов (Ленин);6
  • •3.2. Признаки (свойства) государства
  • •1) Силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные средства, техника и вооружение);
  • •1) Демократическая, правовая идеология, базирующаяся и de jure и de facto на признании силы авторитета, верховенства права, закона;
  • •2) Недемократическая, неправовая, базирующаяся на признании de jure демократических принципов, а de facto авторитета силы, беззакония, произвола.
  • •1) Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • •2) Разрешение на временное проживание;2
  • •3) Вид на жительство (ст. 10).3
  • •Тема № 4: Типология государства
  • •1. Понятие типологии государства
  • •2. Классификация типов государств
  • •1. Понятие типологии государства
  • •2. Классификация типов государств
  • •Тема № 5. Форма государства
  • •5.2. Политический (государственный) режим
  • •5.3. Форма правления государства
  • •1) Организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
  • •2) Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
  • •3) Компетенцию этих органов.1
  • •1) Вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу – монарху;
  • •2) Вся полнота государственной власти передается по наследству;
  • •3) Монарх пожизненно управляет страной, и нет правовых оснований его добровольного смещения;
  • •4) Отсутствует какая-либо ответственность монарха перед населением.
  • •1) Высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);
  • •5.4. Форма государственного (территориального) устройства
  • •1) Двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;
  • •6) В зависимости от статуса субъекта федерации –
  • •5.5. Формы межгосударственного устройства
  • •Виды форм межгосударственного устройства:
  • •Классификация мо по кругу участников
  • •1) Государства объединяются с определенными целями – экономическими, политическими, военными для решения международных задач и реализации своих интересов;
  • •2) Основой объединения государств является международный договор, заключаемый на добровольной основе;
  • •3) Для координации и решения общих задач могут создаваться соответствующие органы конфедерации;
  • •4) Государства имеют право свободного выхода из состава конфедерации.
  • •Тема № 6. Механизм (аппарат) государства
  • •1) Органы государственной власти и их компетенция;
  • •2) Ресурсы власти (правовые, экономические, информационные, силовые и др.);
  • •3) Функции государства.
  • •Представительные (законодательные) органы публичной власти
  • •Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  • •Комитеты и комиссии Совета федерации
  • •Временные комиссии
  • •Государственная Дума фс рф
  • •Аппарат Государственной Думы
  • •1) Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению;
  • •В Новосибирске представительный орган Совет депутатов. Его структура:
  • •Перечень структурных подразделений администрации новосибирской области
  • •2. Понятие и классификация государственных органов
  • •3. Государственная служба и государственные служащие
  • •1. Государственная гражданская служба подразделяется:
  • •Общие принципы служебного поведения государственных служащих
  • •Тема № 6: Функции государства
  • •8.2. Внутренние функции государства
  • •Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда
  • •Статья 39 Конституция рф
  • •3. Внешние функции государства
  • •4. Формы и методы осуществления функций государства
  • •Тема №8: Политическая система общества
  • •1) Институциональная (организационная) подсистема, включающая субъектов политических отношений;
  • •2) Нормативная или регулятивная подсистема, включающая –
  • •4) Коммуникативная подсистема, включает в себя формы взаимодействия между субъектами политического процесса.2
  • •9.2. Институциональная структура политической системы общества
  • •1. Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную власть в обществе.
  • •Основными целями политической партии являются:
  • •Общественное объединение обязано:
  • •9.3. Государство в политической системе общества
  • •Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
  • •1. Понятие и структура гражданского общества
  • •Структура гражданского общества
  • •2. Правовое государство и его принципы
  • •Тема №10: Происхождение права. Право древнего мира
  • •Источниками социальных норм первобытного общества были:
  • •1. Церемонии, ритуалы, обряды – это
  • •2. Мифы –
  • •3. Обычаи – это
  • •Религиозные обычаи – это
  • •Способы формирования источников права древнего государства:
  • •1. Древневосточное право,
  • •Источники индусского права:
  • •Структурными элементами Вед являются:
  • •Законы Ману
  • •Античное право.
  • •В нормах античного права закреплялись:
  • •Источники права Древнего Рима:
  • •Древнерусское право.
  • •В нормах древнерусского права закреплялись:
  • •Источники древнерусского права:
  • •Рецепция осуществлялась из следующих источников римского права:
  • •4. Княжеские церковные уставы:
  • •5. Русская Правда.
  • •1. Понятие и структура правовой системы
  • •2. Виды правовых семей
  • •§ 3. Правовые системы традиционного типа
  • •1. Теории правопонимания
  • •В Древней Греции
  • •В Древнем Риме
  • •2.4 Историческая школа права
  • •2.2 Учение о позитивном праве
  • •А. Классический позитивизм.
  • •Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
  • •В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
  • •А. Классический позитивизм.
  • •Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
  • •В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
  • •2.3 Соцологическая школа права
  • •2.7 Психологическая теория права
  • •2.8 Классовая ( экномическая) теория права
  • •3.1 Правопонимание в истории россии до 1917 года
  • •3.2 Правопонимание советского времени
  • •61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
  • •62. Современное правопонимание: основные концепции
  • •1. Право состоит из нормативных установок.
  • •2. Право выражает идеи справедливости и свободы.
  • •4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
  • •5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство.
  • •Понятие права, его свойства (признаки) и принципы
  • •Тема Источники (формы) права
  • •Виды источников (форм) права
  • •1. Правовой обычай– это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.
  • •Глава 34. Порядок обращения и производство
  • •Раздел II Конвенции именуется «Европейский Суд по правам человека» и включает статьи с 19 по 51.
  • •Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:
  • •3. Нормативный договор – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (международные договоры, федеративный договор)
  • •4. Нормативный правовой акт.
  • •2. Понятие и классификация нормативных правовых актов.
  • •Документ
  • •Решение
  • •Предписание
  • •Свойства нормативного правового акта
  • •3. Закон: понятие, виды.
  • •4. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды
  • •Процесс
  • •Процесс и деятельность
  • •Правотворческая деятельность:
  • •Правотворческий процесс:
  • •Принципы правотворчества — это
  • •Виды (формы) правотворчества:
  • •3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов органов муниципальных образований.
  • •Стадии законодательного процесса
  • •Стадии законотворческого процесса:
  • •2. Разработка текста и оформление законопроекта – это
  • •3. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти.
  • •4. Опубликование и вступление закона в юридическую силу — это издание закона в официальных источниках информации и его действие во времени, в пространстве и по субъектам права.
  • •Раздел III. Законодательная процедура
  • •Глава 12. Порядок внесения законопроектов в государственную думу и их предварительное рассмотрение
  • •Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов государственной думой
  • •Глава 14. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных советом федерации
  • •Глава 15. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных президентом российской федерации
  • •Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений конституции российской федерации
  • •Российская федерация федеральный закон
  • •О порядке опубликования и вступления в силу
  • •Федеральных конституционных законов, федеральных
  • •Законов, актов палат федерального собрания
  • •I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных
  • •II. Государственная регистрация нормативных правовых
  • •Новосибирская область устав новосибирской области
  • •Новосибирский областной совет депутатов четвертого созыва
  • •Документ опубликован не был. Спс «Консультант Плюс»
  • •Положение о порядке подготовки правовых актов главы администрации новосибирской области
  • •1. Общие положения
  • •2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
  • •3. Полномочия по изданию правовых актов
  • •4. Основные принципы разработки правовых актов
  • •5. Стадии подготовки правовых актов
  • •6. Подготовка проектов правовых актов
  • •7. Структура правового акта
  • •8. Содержание правового акта
  • •9. Согласование проектов правовых актов
  • •10. Экспертиза проектов правовых актов
  • •11. Подписание и регистрация правовых актов
  • •Тема №15: Нормы права
  • •Свойства (признаки) нормы права
  • •1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
  • •3. Норма права формально определена, то есть:
  • •4. Юридическая норма – правило поведения общего характера.
  • •5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие.
  • •6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения,невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения.
  • •Виды (классификация) норм права
  • •1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
  • •2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений):
  • •Диспозиция –
  • •Отсылочная диспозиция –
  • •Часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса рф (последствия неисполнения обязанности передать товар):
  • •Бланкетная диспозиция –
  • •Санкция –
  • •Альтернативная санкция –
  • •Структура системы права
  • •1. Юридическая норма –
  • •2. Институт права или правовой институт:
  • •Примеры институтов права или правовых институтов.
  • •4. Отрасль права:
  • •1) Профилирующие (фундаментальные) отрасли –
  • •2) Специальные отрасли –
  • •3) Комплексные отрасли –
  • •5. Объемные структурные образования системы права –
  • •Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения междуорганами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права.
  • •Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей.
  • •Система права в Российской Федерации включает в себя:
  • •2. Предмет и метод правового регулирования
  • •В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
  • •Метод правового регулирования
  • •К элементам метода правового регулирования
  • •Два основных вида методов правового регулирования:
  • •Императивный метод
  • •Диспозитивный метод
  • •Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
  • •1. Система законов:
  • •2. Система подзаконных нормативных правовых актов:
  • •2. Предметная (отраслевая) труктура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:
  • •Классификатор правовых актов
  • •3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя
  • •2. Систематизация нормативных актов
  • •Виды систематизации нормативных правовых актов:
  • •Кодификация — это
  • •Инкорпорация – это
  • •Инкорпорация — это
  • •Консолидация — это
  • •Консолидация — это
  • •3. Действие нормативных правовых актов:
  • •3.1. Действие нормативных правовых актов во времени определяется:
  • •1. Сроки вступления нормативного правового акта в юридическую силу:
  • •2. Условия утраты юридической силы нормативного правового акта:
  • •3. Условия обратной юридической силы нормативного правового акта
  • •Условия:
  • •Часть 2 статьи 10 Уголовного кодекса рф (обратная сила уголовного закона),
  • •3.2. Действие нормативных правовых актов в пространстве
  • •3.3. Действие нормативных правовых актов по субъектам права определяется:
  • •Вопросы:
  • •К признакам правовых отношений в.К. Бабаев относит то, что:
  • •Особенности правового отношения
  • •Классификация (виды) правовых отношений
  • •2. Структура правового отношения: субъекты, содержание и объекты правовых отношений На примере договора купли – продажи
  • •Понятие субъектов правовых отношений
  • •Виды субъектов правовых отношений
  • •Виды субъектов правовых отношений:
  • •Физическое лицо
  • •Состав правосубъектности физического лица:
  • •Правоспособность физического лица
  • •Виды правоспособности физического лица
  • •2) Отраслевая правоспособность – способность физического лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующие отношения определенного рода (вида)
  • •Права и обязанности сторон в земельном праве
  • •Земельный кодекс российской федерации
  • •Права и обязанности субъектов в лесном праве
  • •Лесной кодекс российской федерации
  • •Права и обязанности лиц в водном праве
  • •Водный кодекс российской федерации
  • •Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
  • •Права и обязанности сторон в воздушном праве
  • •Права и обязанности субъектов в жилищном праве
  • •Правила пользования жилыми помещениями
  • •Права и обязанности субъектов в административном праве
  • •Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
  • •Раздел I. Общие положения
  • •Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
  • •4) Ограниченная правоспособность – ограничение прав и обязанностей физического лица на основании требований закона
  • •1. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Правоспособность физических лиц может быть ограничена
  • •При этом не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями
  • •53 (Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц),
  • •Статья 56 Конституции рф
  • •2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  • •3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.
  • •Перечень
  • •Виды дееспособности физического лица
  • •2) Частичная (относительная) дееспособность физического лица (ст. 26 гк рф)
  • •3) Ограниченная дееспособность физического лица (ст. 22 гк рф)
  • •Понятие юридического лица
  • •§ 1. Основные положения
  • •Классификация (виды) юридических лиц:
  • •1) По цели создания юридического лица:
  • •2) По отношению к публичной власти:
  • •3) По организационной правовой форме своей деятельности:
  • •3) По организационной правовой форме своей деятельности:
  • •4) В зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
  • •Правовые свойства юридического лица
  • •Понятие и виды субъектов международного права
  • •Содержание субъективного юридического права
  • •Содержание субъективной юридической обязанности:
  • •Г) объекты правовых отношений
  • •Подраздел 3. Объекты гражданских прав
  • •Глава 7. Ценные бумаги
  • •Глава 8. Нематериальные блага и их защита
  • •Объекты, свободный товарооборот которых ограничен в правовых отношениях
  • •Указ президента российской федерации о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
  • •Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
  • •1. Введение
  • •2. Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации
  • •2.1.12. Предприятия по изготовлению государственных знаков.
  • •2.1.24. Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
  • •2.1.31. Объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны.
  • •2.1.35. Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.
  • •2.1.38. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание.
  • •2.1.42. Крематории и кладбища.
  • •2.1.44. Метрополитен.
  • •5. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации
  • •Юридические факты Понятие юридических фактов
  • •Виды юридических фактов
  • •По характеру наступающих юридических последствий:
  • •Правообразующие юридические факты
  • •Правоизменяющие юридические факты
  • •Правопрекращающие юридические факты
  • •По связи с волей участников правоотношений
  • •Действия
  • •Юридический акт
  • •Юридический поступок
  • •События
  • •Относительные события
  • •Абсолютные события
  • •Фактический (юридический) состав
  • •Тема №19: Реализация норм права
  • •1. Понятие и формы (способы) реализации норм права
  • •2. Применение норм права Понятие реализации норм права
  • •Формы (способы) реализации норм права
  • •Исполнение норм права –
  • •Использование норм права –
  • •Соблюдение норм права –
  • •2. Применение норм права
  • •Применение норм права необходимо
  • •Стадии (этапы) применения норм права:
  • •Б) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов.
  • •Требование относимости юридических фактов
  • •Требование допустимости юридических фактов
  • •Требование полноты юридических фактов
  • •Требование доказанности юридических фактов
  • •2) Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела
  • •3) Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление
  • •Акт применения норм права – это
  • •А) вводная часть
  • •Б) описательная часть (констатирующая часть)
  • •В) мотивировочная часть
  • •Г) резолютивная часть
  • •А) вводная часть решения суда по гражданскому делу должна содержать:
  • •Тема №20: Толкование норм права
  • •1. Понятие, необходимость и значение толкования норм права
  • •Структура процесса толкования норм права
  • •Необходимость толкования норм права обусловлена рядом причин:
  • •Значение толкования норм права:
  • •2. Способы толкования норм права
  • •Виды способов толкования норм права:
  • •1. Филологический способ толкования норм права – это совокупность
  • •2. Логически способ уяснения
  • •Выводы по аналогии нормы права
  • •Выводы от противного (основан на логическом законе противоречия)
  • •Логическое доведение смыслового содержания нормы права до абсурда
  • •2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
  • •4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.
  • •3. Систематический способ
  • •Правила систематического толкования:
  • •Б) если определение понятия термина содержится в нормах конкретного правового института, то он имеет такое же значение ко всем нормам этого института.
  • •4. Историко-политический способ толкования норм права – это
  • •Ограничительное толкование норм права
  • •4. Виды толкования норм права по субъектам
  • •Официальное толкование норм права – это
  • •Нормативное толкование –
  • •Нормативное толкование норм права подразделяется на:
  • •Неофициальное толкование норм права
  • •Виды (формы) социального сознания:
  • •3. Понятие, структура и виды правовой культуры.
  • •Социальная культура –
  • •Структура социальной культуры.
  • •Виды (формы) социальной культуры:
  • •Поведение человека – это
  • •Правомерное поведение – это:
  • •Виды правомерного поведения:
  • •2. Понятие и виды правонарушения.
  • •Свойства (признаки) правонарушения:
  • •Классификация (виды) правонарушений
  • •Виды проступков:
  • •1) Дисциплинарный проступок – это
  • •Дисциплинарные проступки можно подразделить на:
  • •1.1. Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) — это
  • •1.2. Служебные дисциплинарные проступки:
  • •1.3. Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – это
  • •2. Административное правонарушение – это
  • •Виды административных правонарушений:
  • •3. Гражданско-правовые проступки – это
  • •Виды гражданских правонарушений:
  • •4. Конституционные проступки – это
  • •Виды конституционных проступков:
  • •Преступление
  • •Классификация (виды) преступлений.
  • •3. Состав правонарушения.
  • •Структура состава правонарушения:
  • •Субъект правонарушения – это
  • •Объект правонарушения – это
  • •Объектами противоправных посягательств могут быть:
  • •Виды умысла:
  • •1) Нематериальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
  • •2) Материальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
  • •Формы конституционной ответственности
  • •Федеральный закон
  • •Дисциплинарная ответственность
  • •Дисциплинарный устав вооруженных сил российской федерации
  • •Трудовой кодекс
  • •Кодекс об административных правонарушениях
  • •Глава 14. Особенности уголовной ответственности
  • •2. Понятие и виды государственного принуждения.
  • •Глава 15. Принудительные меры медицинского характера
  • •Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • •Правовые основания освобождения от юридической ответственности
  • •Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности
  • •Глава 12. Освобождение от наказания
  • •Глава 13. Амнистия. Помилование. Судимость

5.3. Императивные прямые формы воздействий

К императивным прямым формам воздействия относятся приказы, требования, запрещения и принуждение.

Приказ, требование, запрет

Приказ — официальное распоряжение того, кто облечен властью.

Требование — это выраженная в решительной, категоричной форме просьба о том, что должно быть выполнено, на что требующий имеет право.

Запрет — форма воздействия, при которой человеку не позволяют что-либо делать, использовать.

Эти формы воздействия могут использоваться в случаях, когда один человек имеет право распоряжаться поведением другого (других). При этом надо учитывать, что эти формы воздействия психологически воспринимаются субъектом как проявление другим своей власти, как принуждение, и даже в ряде случаев — как насилие над своей личностью. Естественно, это приводит к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям и запретам, так как человек не хочет быть послушной игрушкой в руках другого. Он хочет, чтобы требования имели для него определенную значимость, отвечали бы имеющимся у него потребностям, установкам, моральным принципам.

Теория психологического реактивного сопротивления, суть которой заключается в том, что люди действительно ведут себя так, чтобы защитить собственное ощущение свободы, находит подтверждение в экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что попытки ограничить свободу индивида нередко заканчиваются антиконформным «эффектом бумеранга» (Brehm, Brehm, 1981; Nail et al., 2000)… Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то, по отношению к чему у вас нет четкой позиции. Пока вы размышляете, подходит еще один человек и говорит, что «следует запретить собирать подписи под такими воззваниями». Согласно теории реактивного сопротивления, подобная неприкрытая попытка ограничить вашу свободу лишь увеличит вероятность того, что вы поставите подпись. Именно это и наблюдала Мадлен Хейлман, когда проводила подобный эксперимент на улицах Нью-Йорка (Heilman, 1976).

Майерс Д., 2004, с. 280.

Снять эту негативную реакцию можно путем тщательной аргументации выдвигаемого требования. Это способствует осознанному, а не слепому выполнению требования, особенно когда удается придать ему смысл общественной и личной ценности. Тогда требование из внешнего побудителя становится внутренним.

Аргументация должна снять с требования окраску волевого воздействия старшего по должности или положению и придать ему характер общественных норм, принятых всеми членами общества. Чем основательнее аргументация, чем большее общественное значение она имеет, тем сильнее доверие субъектов к требованию и тем большее желание возникает его выполнить, особенно у детей. Аргументация взрослых типа «Дети должны нас слушаться, потому что они дети» последними не принимается.

Аргументации можно придать любой характер: гражданский, нравственный, эстетический, даже эгоистический. Каждое требование может быть аргументировано по-разному, в зависимости от обстоятельств. Однако при выдвижении аргументации, особенно в педагогической деятельности, следует учитывать ряд общих правил:

• аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали, назидание, наставление; превращенная лишь в прямое разъяснение, она изживает себя, при этом профанируется ее смысл;

• аргумент, хотя и может быть заготовлен, должен выглядеть экспромтом; в связи с этим нельзя повторять уже высказанную раз аргументацию в прежнем виде, надо для нее найти новую форму;

• строя аргументацию, необходимо учитывать возрастные, половые и личностные особенности субъекта;

• нельзя использовать аргументацию-угрозу — она не дает возможности увидеть в требовании социальный смысл; больше того, субъект начинает расценивать это как вседозволенность людей, занимающих более высокое административное положение, как проявление сущности общественной жизни.

…Существует возможность использовать начальную уступку как часть чрезвычайно эффективной методики получения согласия. Эту простую методику можно назвать методикой «отказ — затем отступление». Она также известна как методика «как открыть дверь, которую захлопнули перед твоим носом». Предположим, вы хотите заставить меня подчиниться определенному требованию. Ваши шансы могло бы повысить предъявление ко мне сначала более серьезного требования, которое я, вероятнее всего, отклонил бы. Затем, после того как я отказался, вы предъявляете менее серьезное требование, то самое, в выполнении которого мной вы были все время заинтересованы. Если вы умело структурировали свои требования, я буду рассматривать ваше второе требование как уступку по отношению ко мне и захочу ответить уступкой со своей стороны, причем единственная открытая для меня возможность сделать это немедленно — согласиться выполнить ваше второе требование.

Описанную методику часто используют люди, ведущие переговоры в сфере трудовых отношений. Эти люди начинают с выдвижения крайних требований, в выполнении которых они вовсе не заинтересованы. Затем они якобы отступают посредством серии кажущихся уступок и таким образом добиваются реальных уступок от противоположной стороны. Может показаться, что чем выше изначальное требование, тем эффективнее процедура, поскольку в этом случае больше возможностей для иллюзорных уступок. Однако это верно лишь до определенного предела. Исследование, проведенное в Бар-Иланском университете в Израиле, показало, что если первоначальные требования являются настолько трудновыполнимыми, что выглядят необоснованными, тактика оборачивается против тех, кто ею пользуется (Schwarzwald, Raz, Zvibel, 1979). В таких случаях тот, кто выдвигает слишком высокие требования, представляется нечестным. Любое последовательное отступление от совершенно нереалистичной изначальной позиции не имеет вида подлинной уступки и поэтому не приводит к ответной уступке.

Чалдини Р., 1999, с. 51–52.

Принуждение

Принуждение используется обычно в тех случаях, когда другие формы воздействия на мотивацию и поведение субъекта оказываются недейственными или когда нет времени, чтобы их использовать. Принуждение выражается в прямом требовании согласиться с предлагаемым мнением или решением, принять готовый эталон поведения и т. д. при несогласии субъекта с этим.

Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет более высокий социальный статус, чем принуждаемый. Авторитет первого облегчает выполнение распоряжения. Как постоянная форма воздействия на субъекта принуждение мало пригодно, но и полностью от него отказываться, особенно в воспитательном процессе, нецелесообразно.

Положительной стороной принуждения является то, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и выполнению субъектом необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить себя делать то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет», — писал К. Д. Ушинский (1974, с. 478).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Императивный метод правового регулирования

В теории фундаментальной юридической науки для разделения на отрасли используются такие категории, как предмет и метод правового регулирования. С их определения начинается знакомство с любой сферой общественных отношений. Какое место в этой системе занимает императивный метод? Что позволяет определить? Как и для чего используются императивные и диспозитивные методы регулирования? Об этом подробнее ниже.

Теоретические основания

Для получения более полной информации о том, что собой представляет какая-либо категория права, следует обратиться к фундаментальной дисциплине, содержащей ответы на подобного рода вопросы. Юриспруденция, раскрывая суть основополагающих понятий, характеризующих регулирование любой сферы социальных отношений, опирается на предмет и метод. Оба этих понятия призваны отделять одну отрасль права от другой.

Для понимания того, что собой представляет императивный метод регулирования, следует рассмотреть различные способы и средства, позволяющие реализовать его предписания.

Предмет правового регулирования

Эта категория отвечает на вопрос о том, что регулирует та или иная отрасль права? На каких отношениях сфокусировано её воздействие?

Его можно обобщенно представить как некую сумму практически однородных отношений в социуме, которые координирует какая-либо из норм права. Он охватывает те отношения, которые формируются в одной сфере. Если отобразить при помощи структуры нормы права, то это диспозиции, которые устанавливают соотвествующие права и обязанности.

Предмет отвечает на вопрос о том, что регулируется. И здесь можно в качестве примера привести гражданское право. Предметом регулирования этой отрасли являются вещественные и невещественные отношения.

Следует отметить, что предмет являет собой условное выделение некоторого ограниченного круга социальных отношений, которые имеют общие качественные характеристики. Именно на этой основе их обобщают и объединяют в такую нормативную общность, как отрасль. Каждая имеет свою относительно обобщённую сферу регулирования.

Метод правового регулирования

Эта категория также отвечает за выделение отраслей права. Но в этом случае разделение происходит на основе того, как, каким образом реализуется правовое воздействие.

Как известно, метод являет собой некую совокупность приёмов, способов и средств влияния права на отношения субъектов. Его основной нагрузкой является динамическая, то есть демонстрация эффекта права в действии.

Кроме обозначенного, метод может стать основанием для выделения в отрасли институтов, обозначения границ правового вмешательства, разделения прав и обязанностей субъектов в соответствии с принципом координации и субординации. И это далеко не все его возможности.

Предмет регулирования всегда объективен, а метод может формироваться как под влиянием объективных факторов, созданных определёнными общественными отношениями, так и субъективно — на основе выбора законодателя. Исходя из совокупности юридических инструментов, которые есть в арсенале метода, государство получает возможность корректировать и направлять развитие общественных отношений.

Система методов

Из курса теории известно, что есть императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Каждый характеризует отдельную отрасль или институт при помощи своих средств и способов влияния на правоотношения. Первый отличается присутствием таких рычагов воздействия, как запрет и обязывание.

Второй обеспечивает воздействие на основе дозволений, которые создаются на фундаменте координации, равенства. Такие правоотношения предоставляют субъекту самому выбирать модель своего правового поведения в рамках определенных законом норм.

Императивный метод

Он представляется как совокупность, содержащая приёмы и способы, объединенные на основе соподчинения их участников. Особенность этого метода состоит в том, что субъекты, выступающие как стороны правоотношений, не имеют возможности выбирать: подчиняться властному субъекту или нет. Императивный метод «принуждает» выполнять предписание. Последнее в этом случае может быть или обязывающим, или запрещающим что-либо. Но в любом случае субъект не имеет права выбора: делать или не делать.

В научной литературе императивный метод правового регулирования получил ещё несколько названий: директивный, централизованный и административный. Последнее название обусловлено той отраслью права, которой он обязан своим применением.

Диспозитивный метод

В этом случае у субъекта есть прекрасная возможность выбирать модель поведения. Такая характеристика, как диспозитивность, даёт сторонам право самим решать: вступать в отношения или нет. То есть императивный и диспозитивный метод отличаются между собой тем, что в первом случае субъект не имеет права выбора и обязан выполнять предписание в виде запрета или обязательства. А во втором стороны могут самостоятельно принимать решение.

Закон может устанавливать запрет на принуждение к вступлению в диспозитивные отношения. Например, в трудовом праве принудительный труд недопустим. Невозможным с точки зрения правовой природы диспозитивности является принуждение к заключению договора или к вступлению в брак.

Инструментарий, который используют императивный и диспозитивный методы

Позволяет глубже исследовать их юридическую природу. Из определения, которым оперирует юриспруденция, известно, что метод являет собой совокупность различных форм влияния на субъекты правоотношений. Сюда включают приёмы, способы и средства, применяемые государством для реализации надлежащего влияния.

Запрет и обязывание

Императивный метод правового регулирования имеет в своём инструментарии такие способы влияния, как запрет и обязывание. Оба они не оставляют субъекту выбора.

Что собой представляет запрет? Это обязанность, которая возлагается на субъекта. Следуя ей, он должен воздержаться от действий, обозначенных в предписании. То есть для реализации запрета субъект права бездействует.

Здесь отсутствует возможность иного поведения, и единственная его модель — бездействие. Как этот способ выражается в законе? При помощи таких слов, как “запрещено”, “недопустимо” и т. д. Иногда они не входят в нормы, в этом случае структура нормативного документа позволяет получить представление о запрещенной форме поведения.

Суть обязывания состоит в требовании к субъекту, который должен совершить определённое правовой нормой действие. В таких правоотношениях всегда присутствует сторона, которая обладает правом требовать выполнения указанной обязанности. Например, в трудовом праве такой стороной выступает работодатель, предписывающий начинать работу в определённое время. Невыполнение обязанности влечёт за собой привлечение к ответственности. И запрет, и обязывание связывает то, что они могут возникнуть без волевой составляющей субъекта, который может не желать их появления. Последние возникают на основе нормы закона и не зависят от интересов обязанного лица.

Рекомендации и поощрения

Диспозитивный метод использует другие способы, которые носят рекомендательный характер и могут выполняться или нет. Они могут сообщать субъекту права о том, как он может поступить, чтобы это поведение было правомерным.

Как здесь государство может влиять на граждан? Для этого используются такие способы влияния, как рекомендация и поощрение. При использовании первого способа государство пытается мотивировать граждан, стимулируя их правовую активность. Второй аналогичный, но здесь не предусмотрена награда. Государство стремится рекомендовать те или иные действия и указывает на это в правовых нормах: рекомендуется, желательно и другие. Успех такого воздействия определяется авторитетом власти.

Если сравнивать императивный и диспозитивный методы правового регулирования, становится ясно, что способы их реализации формируют две противоположности. На первый приходятся запрет и обязывание одной из сторон, на второй — рекомендация и поощрение. В первом случае у стороны нет возможности выбирать, как ей поступить. Исполнение нормы, каким видит его императивный метод права, является неукоснительным. Диспозитивный метод отличается от предыдущего своей свободой и рекомендательным характером. Здесь основными способами являются поощрение правомерного поведения и рекомендации.