Избирательный процесс РФ

Понятие избирательного процесса в РФ

Стадии и особенности избирательного процесса

Избирательное право — институт публичного права, совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, выборные органы местного самоуправления, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.

Избирательный процесс — это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Стадии избирательного процесса:

  • назначение выборов;
  • составление списков избирателей;
  • образование избирательных округов и избирательных участков;
  • создание избирательных комиссий;
  • выдвижение кандидатов и их регистрация;
  • предвыборная агитация;
  • голосование;
  • подсчет голосов и определение результатов выборов.

Каждая из этих стадий является обязательной и проходит согласно процедурам, определенным избирательным правом.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ — Федеральное Собрание, Государственной Думы — Президент РФ, представительного органа субъекта РФ — глава субъекта, высшего должностного лица — представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т.п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Этапы избирательного процесса в РФ

Схема демонстрирует названия и последовательность основных стадий избирательного процесса.

Выборы как демократический избирательный процесс имеют свою логику развития в пространстве и времени, представляя собой ряд последовательных стадий. Количество стадий зависит от основания деления. В их основу можно положить определенные по времени этапы движения к решению трех главных задач: определение круга участников выборов; предвыборная агитация; голосование, определение итогов голосования и результатов выборов. Соответственно, целесообразно вести речь о трех стадиях выборов как избирательного процесса.

Назначение и организация выборов

Первая стадия начинается с момента опубликования решения о назначении даты голосования и заканчивается истечением сроков регистрации кандидатов. В России день голосования на каждых выборах определяется решением компетентного органа (Президента РФ, Совета Федерации, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления) с таким расчетом, чтобы голосование происходило только в календарный выходной день, а избирательная кампания до дня голосования продолжалась бы в зависимости от уровня выборов в пределах 80-110 дней. Предусмотрены запасные механизмы и сроки назначения выборов избирательными комиссиями или судом на случаи бездействия уполномоченного на то органа.

На каждых выборах образуются избирательные участки и составляются списки избирателей, в которые включаются все лица, отвечающие требованиям всеобщности избирательного нрава. Избирательный участок — это территория, на которой проживает не более 3000 избирателей. Избирательные участки образуются главами муниципальных образований на основании данных о численности избирателей, которые уточняются два раза в год и при функционировании избирательного участка. Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории избирательного участка.

Организацию и проведение выборов всех уровней осуществляют избирательные комиссии.

Избирательная комиссия — коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, которые установлены избирательным законодательством, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

В зависимости от выполняемых функций они делятся на участковые, территориальные, муниципальные окружные избирательные комиссии, избирательные комиссии субъектов РФ и ЦИК РФ. По времени функционирования избирательные комиссии делятся на постоянные (действуют не только в период выборов, но и в другое время) и временные (действуют в период конкретных выборов).

ЦИК РФ назначается палатами Федерального Собрания РФ и Президентом РФ равными долями и состоит из 15 членов. Избирательные комиссии субъектов РФ и окружные избирательные комиссии на федеральных выборах формируются из субъектов РФ на паритетной основе представительными и исполнительными органами государственной власти. Иные избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления или вышестоящими комиссиями.

При формировании избирательных комиссий установлены пропорции и ограничения, связанные с вхождением в них государственных и муниципальных служащих, с учетом предложений политических партий, имеющих фракции в представительных органах государственной власти.

Избирательный округ — это образованная в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ территория, от которой гражданами РФ, непосредственно проживающими на данной территории, избирается один или несколько депутатов.

Рисунок ниже демонстрирует существующие в политической практике виды избирательных округов и общий порядок их образования.

Рис. Виды избирательных округов.

Избирательные округа делятся на одномандатные и многомандатные. Первые составляют территории, от которых должен быть избран один депутат, вторые — территории, от которых должно быть избрано два или более депутатов. Самый большой, 225-мандатный, избирательный округ создавался на выборах депутатов Государственной Думы. В других много мандатных округах число подлежащих распределению мандатов не может превышать пяти, но это правило не распространяется на местные выборы. Законодательство запрещает образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий, но допускает исключения из этого правила (для избирателей, находящихся за границей, труднодоступных территорий и др.).

В рамках рассматриваемой стадии выборов происходит определение круга кандидатов (списков кандидатов), включающее в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрацию. Кандидат определяется путем самовыдвижения или выдвигается политической партией. Регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется избирательной комиссией на основе представленных подписей избирателей либо избирательного залога, либо самого факта выдвижения кандидата (списка кандидатов) партией, имеющей фракцию в представительном органе государственной власти.

Предвыборная агитация

Вторая стадия — предвыборная агитация, которая в 1990-е гг. допускалась с момента регистрации, а ныне возможна с момента выдвижения кандидата (списка кандидатов) и должна быть прекращена за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или список кандидатов либо против всех кандидатов, списков кандидатов.

Право на агитацию имеют только участники избирательного процесса: избиратели, кандидаты, политические партии. Не могут участвовать в предвыборной агитации: иностранные граждане и лица без гражданства, члены избирательных комиссий, государственные и муниципальные органы, благотворительные и религиозные организации, лица, занимающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Предвыборная агитация может осуществляться через СМИ, путем проведения массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, дискуссий и т. д.), через агитационные печатные материалы, а также в иных формах, которые определяются самими кандидатами, политическими партиями.

Наиболее эффективное воздействие на выборах имеют электронные СМИ (телевидение, радио). Поэтому избирательное законодательство стремится урегулировать доступ к электронным СМИ с учетом равноправия кандидатов и свободы массовой информации. Устанавливается бесплатное эфирное время на федеральных выборах, одинаковое для всех кандидатов, политических партий, и возможность получения платного эфирного времени для целей предвыборной аттестации на условиях единого размера оплаты для всех кандидатов, политических партий в каждом СМИ.

Бесплатное эфирное время обязаны предоставить СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации либо которые финансируются за счет бюджетных средств.

Голосование и определение итогов

Заключительная, третья стадия выборов включает в себя голосование, определение его итогов и результатов, их опубликование.

Голосование должно проводиться в течение одного дня, за исключением установленных законом случаев досрочного голосования. Обычное время голосования — с 8 до 20 часов местного времени. Законодательство закрепляет личное голосование бумажными бюллетенями на всех выборах. Личное голосование означает, что только избиратель вправе получить избирательный бюллетень, удостоверив это подписью, заполнить бюллетень и опустить в ящик для голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (списку кандидатов), в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов»). Тем самым законодательство не допускает пассивного голосования, которое не требует заполнения избирательного бюллетеня, а незаполненный бюллетень признается недействительным голосом.

Законодатель стремится минимизировать досрочное голосование, а голосование вне помещения участковой избирательной комиссии возможно только в день голосования и только на основании письменного заявления (устного обращения, которое подтверждается письменным заявлением) избирателя. Современное избирательное законодательство идет по пути ужесточения требований к основаниям и процедурам досрочного голосования и голосования вне помещения участковой избирательной комиссии, чтобы уменьшить использование этих возможностей для манипулирования волеизъявлением избирателей.

Законодательство достаточно детально регулирует порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями, порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов в других избирательных комиссиях.

Для признания выборов состоявшимися и действительными обычно требуется участие в них не менее 20% избирателей и превышения числа голосов, отданных за наиболее удачливого кандидата (список кандидатов) по сравнению с числом голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов).

Участие в голосовании — право избирателя. Отказ от использования этого права в теории избирательного права именуется абсентеизмом. В настоящее время уровень абсентеизма в России довольно высок. В ряде случаев он превышает 80% избирательного корпуса, что влечет признание выборов несостоявщимися. Попытки повышения уровня явки избирателей для признания выборов состоявшимися до 40-50%, по мнению ряда авторов, приведут к активизации партий, кандидатов, избирателей. Однако реальной является опасность затягивания формирования выборного органа вследствие низкой явки избирателей. Думается, активность избирателей надо повышать за счет ликвидации причин абсентеизма. Среди них — отсутствие веры в возможность что-нибудь изменить с помощью выборов, в справедливость избирательного права и избирательной системы, в отсутствие нарушений принципов свободных демократических выборов и ошибок в организации выборов и др.

Избирательный процесс и избирательная система

Российское избирательное право включает в понятие «избирательная система» способы, методы определения результатов выборов. Разумеется, выбор той или иной избирательной системы влияет на всю организацию выборов, но суть избирательной системы составляют способы определения результатов выборов.

Теоретически обоснованы и практически применяются два основных вида избирательных систем: мажоритарные и пропорциональные, которые имеют, в свою очередь, много различных вариантов, в том числе и сочетаются друг с другом в виде смешанных избирательных систем.

В мажоритарных избирательных системах результаты выборов определяются на основе большинства действительных голосов. Наличие различных видов большинства (абсолютное, относительное, квалифицированное) влечет возможность конструирования и законодательного закрепления соответствующих мажоритарных избирательных систем абсолютного, относительного или квалифицированного большинства. В России до 1993 г. применялись только мажоритарные избирательные системы. Ныне на выборах депутатов представительных органов превалирует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах Президента РФ используется в первом туре мажоритарная избирательная система абсолютного большинства, во втором — мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В отличие от зарубежных стран, широко применяющих мажоритарную систему относительного большинства, которая обычно выявляет победителя, в российском избирательном праве применение этой системы было не всегда успешным, так как до 2006 г. применялась практически неизвестная другим странам возможность голосовать против всех кандидатов. Если число голосов, поданных за наиболее удачливого кандидата, будет меньше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, то такой кандидат не считался избранным. Ряд регионов, например, г. Москва, воспользовались правом отмены голосования против всех кандидатов. В декабре 2006 г. федеральный законодатель отказался от предоставления избирателю такой возможности.

Пропорциональные избирательные системы основаны на установлении прямой пропорции между числом голосов избирателей, поданных за список кандидатов, и числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий список кандидатов. Эти системы теоретически более демократичны по сравнению с мажоритарными избирательными системами. Однако они отрицательно влияют на работоспособность парламента, имеют и другие недостатки. Поэтому в России пропорциональные избирательные системы до 2005 г. не применялись при избрании всего состава представительного органа. С 2003 г. не менее половины состава регионального представительного органа избирается по пропорциональной избирательной системе, а с 2007 г. ряд региональных парламентов избирается с использованием только названной избирательной системы (г. Санкт-Петербург, Московская область и др.). В 2005 г. пропорциональная избирательная система применялась при формировании половины состава ряда местных представительных органов, а в г. Волжском Волгоградской области выборы всего состава городских депутатов прошли по пропорциональной избирательной системе.

В 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. выборы депутатов Государственной Думы прошли но мажоритарной избирательной системе относительного большинства при избрании 225 депутатов в одномандатных округах, другая половина депутатского корпуса была избрана с помощью пропорциональной избирательной системы в 225-мандатном общефедеральном избирательном округе, который составляла вся страна. При этом каждый избиратель имел два голоса.

Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2005 г. предусмотрел с декабря 2007 г. избрание всего состава палаты при помощи пропорциональной избирательной системы.

Финансирование выборов

Превращение выборов в легальную форму борьбы за завоевание государственной власти, введение состязательности кандидатов и партий, обращение их к услугам СМИ и рекламных агентств повлекло за собой необходимость правового регулирования финансирования выборов. Под финансированием выборов следует понимать все действия, направленные на прямое и косвенное финансовое и поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченные рамками избирательных кампаний.

Прямое финансирование выборов — перечисление, поступление, расходование, учет, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан, оказывающих влияние на волеизъявление избирателей на выборах.

Косвенное финансирование выборов связано с оказанием финансовой и материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов.

Центральные проблемы модели финансирования выборов связаны с отношением к государственному и негосударственному финансированию. Существуют два разных пути решения проблемы. Первый путь — это запрещение негосударственного финансирования в любой форме; второй — сочетание государственного и негосударственною финансирования выборов.

Второй путь представляется более приемлемым. Во-первых, Российское государство на него уже встало, и по этому пути идет большинство стран мира. Опыт зарубежных стран показывает, что государство так или иначе участвует в финансировании выборов, прямо или косвенно субсидирует партии, СМИ, политические фонды в связи с их участием в выборах. Во-вторых, этот путь позволяет использовать негосударственные средства, ослабляя тем самым нагрузку на бюджет. В-третьих, рассматриваемый путь дает возможность построения разных моделей финансирования выборов с учетом региональных особенностей. Он позволяет в зависимости от условий регулировать удельный вес государственного и негосударственного финансирования, ужесточать или ослаблять правила использования тех или иных средств.

Финансирование выборов согласно действующему законодательству осуществляется по двум направлениям:

  • финансирование избирательной кампании только из бюджетных средств, размер которых определяется при разработке и утверждении соответствующего бюджета;
  • финансирование избирательной кампании кандидатов, политических партий, которое происходит через избирательные фонды кандидатов, политических партий.

Избирательный фонд составляют денежные средства на специальном избирательном счете кандидата, зарегистрированного кандидата, политической партии, которые аккумулируются и расходуются в установленном законодательством порядке. Законодательство за короткое время прошло сложный путь от отрицания таких фондов, через их допущение посредством признания права на создание и управление со стороны кандидатов, политических партий до превращения названных фондов в обязательный атрибут почти всех выборов.

Правовой статус избирательных фондов в настоящее время определяется избирательным законодательством, инструкциями, издаваемыми ЦИК РФ и некоторыми другими избирательными комиссиями.

Избирательный фонд считается созданным со дня открытия специального избирательного счета, который может быть открыт только в Сберегательном банке РФ.

Существуют следующие четыре законных источника средств избирательных фондов:

  • собственные средства кандидата, политической партии;
  • средства, выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией;
  • добровольные пожертвования граждан;
  • добровольные пожертвования юридических лиц.

Средства избирательного фонда имеют строго целевое назначение и могут расходоваться в установленных законодательством пределах только на избирательную кампанию. Закреплена обязанность кандидатов, политических партий учитывать средства в фонде и отчитываться о поступлении и расходовании средств. Предусмотрена ответственность за нарушения законодательства о финансировании выборов.


Избирательный процесс – это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательный процесс состоит из следующих стадий:

1.Назначение выборов — производится уполномоченным органом или должностным лицом в соответствии с установленными сроками. Если выборы не назначены, то они проводятся избирательной комиссией. В случаях если уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, они назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

2. Составление списков (регистрация) избирателей.

Регистрации (учету) в качестве избирателей подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Основанием для регистрации является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения. Регистрация осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета). В списки включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающие на территории избирательного участка.

Сведения о зарегистрированных избирателях направляются в территориальные избирательные комиссии, которые составляют список отдельно по каждому избирательному участку. Список составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и секретарем территориальной комиссии и передается в участковую избирательную комиссию не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

Участковая комиссия уточняет список и представляет для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

3. Образование избирательных округов и избирательных участков.

Избирательные округа (одномандатные и многомандатные — но не более 5 мандатов) образуются для проведения выборов на основании данных о численности избирателей, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 80 дней до дня выборов. Схема затем утверждается соответствующим представительным органом. При образовании избирательных округов должны соблюдаться следующие требования:

а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей. Отклонение допускается не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15%. На определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей допускается до 30%;

б) избирательный округ составляет единую территорию — не допускается создание округа из не граничащих между собой территорий. При соблюдении этих требований учитываются административно-территориальное деление субъекта Российской Федерации, территория муниципальных образований.

Избирательные участки образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Они создаются из расчета не более 3 тыс. избирателей на каждом участке. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

4. Образование и статус избирательных комиссий.

Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют следующие комиссии:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии (при проведении референдумов они действуют в качестве комиссий референдума).

Центральная избирательная комиссия и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов: 5 членов назначаются Государственной Думой, 5 — Советом Федерации, 5 — Президентом Российской Федерации. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Срок полномочий ЦИК 4 года.

Центральная избирательная комиссия руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, по проведению референдума Российской Федерации. Совместно с избирательными комиссиями Центральная избирательная комиссия:

— осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

— организует государственную систему регистрации избирателей;

— разрабатывает нормативы технологического оборудования;

— осуществляет меры по организации системы финансирования выборов;

— подводит итоги голосования и определяет результаты выборов;

— распределяет финансовые средства, оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

— заслушивает сообщения органов исполнительной власти;

— рассматривает жалобы;

— осуществляет иные полномочия.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется его законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначаются законодательным (представительным) органом субъекта. Срок ее полномочий не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Окружная избирательная комиссия формируется законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти субъекта Российской Федерации; при этом половина членов назначается законодательным (представительным) органом, вторая половина — исполнительным органом. Срок полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти равен сроку полномочий этих органов.

Территориальная (районная, городская и др.) избирательная комиссия формируется выборным органом местного самоуправления. Если она действует на постоянной основе, то срок ее полномочий не может быть более пяти лет и менее срока полномочий представительного органа местного самоуправления.

Участковая избирательная комиссия формируется выборным органом местного самоуправления. Ее полномочия прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Избирательные комиссии осуществляют свою деятельность гласно и открыто, на основе коллегиальности, независимости от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения. Решения вышестоящей комиссии обязательны для нижестоящих. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в суд.

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа ее членов с правом решающего голоса. Заседание Центральной избирательной комиссии, комиссии субъекта Российской Федерации правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей членов комиссии.

Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосований или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии.

Решения по иным вопросам принимаются большинством от числа присутствующих членов избирательной комиссии.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям, блокам, избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Выдвижение кандидата возможно при условии представления им письменного заявления о согласии баллотироваться с указанием сведений биографического характера, сведений о не снятых и не погашенных судимостях, гражданстве, в том числе гражданстве иностранного государства и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Период выдвижения кандидатов при федеральных выборах должен составлять не менее 40 дней, при региональных выборах — не менее 30 дней, при муниципальных выборах — не менее 20 дней.

В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей, максимальное число подписей не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией. При наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей федеральным и региональным законами может быть предусмотрена необходимость представления в избирательную комиссию сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Законом может быть предусмотрено проведение регистрации не на основании представленных подписей, а на основании избирательного залога, который вносится в избирательную комиссию из средств избирательного фонда и не может составлять более 15% средств этого фонда.

В случае отказа в регистрации кандидату в течение суток выдается копия решения об этом. Основаниями отказа могут быть: существенное нарушение порядка сбора подписей; недостаточное количество достоверных подписей 9недостоверных подписей не должно быть более 25%); недостоверность представленных сведений; нарушение порядка создания избирательного фонда и расходование его средств, иные основания.

Избирательное объединение, блок в любое время, но не позднее чем за три дня до дня голосования, вправе отозвать список кандидатов либо исключить некоторых кандидатов из списка. Исключение может быть произведено и после регистрации, но не позднее чем за пять дней до дня голосования. Общее число таких кандидатов не должно превышать 25%, исключению не подлежат первые три кандидата.

Кандидат вправе снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования. Если ко дню голосования число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы откладываются на срок не более 6 месяцев. При наступлении таких обстоятельств законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, при этом кандидат считается избранным, если за него голосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Федеральный закон предусматривает гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов и обеспечение их равного статуса.

6. Предвыборная агитация.

Государство обеспечивает свободное проведение агитации. Граждане, общественные объединения, политические партии вправе вести агитацию за участие в выборах, за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Формы предвыборной агитации различны. Это публикации в средствах массовой информации, собрания и встречи с избирателями, публичные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия и т.д.

В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении своих обязанностей. Кандидатам и избирательным объединениям обеспечиваются равные возможности для изложения предвыборных программ. Федеральный закон определяет условия доступа кандидатов, избирательных объединений, блоков к средствам массовой информации, в том числе проведения агитации через электронные и печатные средства, посредством проведения массовых мероприятий, распространения агитационных печатных материалов.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

7. Финансирование выборов.

Финансовое обеспечение по подготовке и проведению выборов производится за счет бюджетных средств. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:

1) средств, выделенных избирательному объединению или кандидату соответствующей избирательной комиссией;

2) собственных средств избирательного объединения или кандидата;

3) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

4) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, иностранных юридических лиц, граждан, лиц без гражданства, международных организаций, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия превышает 30%, граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет, органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, юридических лиц, имеющих государственную или муниципальную долю в их уставном капитале, превышающую 30%, воинских частей, правоохранительных органов, благотворительных организаций, религиозных объединений, юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня голосования, а также анонимные пожертвования.

Предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды средств устанавливаются федеральным и региональным законодательством.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям. Эти средства имеют целевое назначение и могут использоваться на:

финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей;

на оплату труда лиц, привлекаемых для этого;

предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера, иных расходов, связанных с проведением избирательной кампании;

внесение избирательного залога.

8. Голосование и определение результатов выборов.

Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Продолжительность голосования не может быть меньше 10 часов. Каждый избиратель голосует лично. Участковая избирательная комиссия выдает избирательный бюллетень, который заполняется избирателем в специально оборудованных кабине или комнате.

В случае проведения голосования за кандидатов избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, биографические данные о кандидате.

В случае проведения голосования за списки кандидатов в избирательном бюллетене размещаются в порядке, определяемом жеребьевкой, наименования избирательных объединений, блоков, а в случаях, предусмотренных федеральными и региональными законами, также фамилия, имя, отчество кандидатов из списка и символ избирательных объединений, блоков.

При наличии у кандидата не снятой или не погашенной судимости, а также гражданства иностранного государства сведения об этом указываются в избирательном бюллетене.

Справа в бюллетене помещается пустой квадрат. В конце бюллетеня помещается строка »против всех кандидатов, списков кандидатов».

Федеральный закон предусматривается возможность получения открепительного удостоверения, определяет порядок досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования.

Подсчет голосов осуществляется членами участковой избирательной комиссии. Итоги голосования по участку заносятся в протоколы. На основании протоколов участковых и территориальных избирательных комиссий окружная комиссия устанавливает результаты выборов по округу, которые публикуются в течение месяца после окончания выборов.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

1) в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено законами;

2) число «голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов;

3) менее чем два списка кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;

4) за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей.

При проведении выборов по многомандатным избирательным округам кандидат считается не избранным в случае, если число голосов избирателей, поданных за кандидата, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В этом случае по оставшимся незамещенными депутатским мандатам назначаются дополнительные выборы.

Соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:

1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

2) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;

3) по решению суда.

Если выборы признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы.

Официальное опубликование (обнародование) общих результатов выборов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке и сроки, установленные законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Лица, нарушившие избирательные права граждан, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Конкретные виды ответственности установлены административным и уголовным законодательством. Например, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает различные меры административной ответственности за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан; ст. 141, 142 Уголовного кодекса РФ предусматривают за это меры уголовного наказания.

Кроме того, следует иметь в виду, что ФЗ от 6 декабря 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» установлены конкретные виды правонарушений и меры ответственности за них юридических лиц.

39. Референдум как форма прямого народовластия в России. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Референдум Российской Федерации

Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Статья 2. Принципы проведения референдума

1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также — гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

6. Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

Статья 5. Право на участие в референдуме

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории, обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права на участие в референдуме.

Статья 6. Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации;

7) о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

9) об амнистии и о помиловании.

6. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона.

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с международным договором Российской Федерации подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, международным договором Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, является обязательным.

Избирательный процесс в РФ: понятие и основные стадии.

Избирательный процесс — это урегулированная конституционны­ми и законодательными нормами деятельность органов и групп изби­рателей по подготовке и проведению выборов в государственные орга­ны и органы местного самоуправления.

Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последо­вательности элементов — стадий. В соотв. с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 г. можно выделить следующие стадии.

1. Назначение выборов (она заключается в установлении дня го­лосования, который может быть только календарным выходным днем).

2. Составление списков избирателей (это избирательные докумен­ты, определяющие круг граждан, обладающих активным избиратель­ным правом и проживающих на территории конкретного избиратель­ного участка).

3. Образование избирательных округов (это территории, которые образованы согласно соответствующему избирательному законодательству и от которых непосредственно гражданами избираются депу­таты представительных органов и выборные должностные лица).

4. Образование избирательных участков (эти территориальные еди­ницы объединяют избирателей общим местом голосования).

5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные ор­ганы, на которые возлагается организационное руководство подготов­кой и проведением выборов).

6. Выдвижение кандидатов (здесь определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, Президент).

7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или про­тив любого кандидата или избирательного объединения).

8. Голосование (это самая главная стадия избирательного процес­са, так как именно в результате ее реализации происходит народное волеизъявление).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюл­летени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).

Назначение выборов

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного липа) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа (очередные частичные выборы).

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (кандидаты – по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица;

4) в случае выбытия всех кандидатов.

Повторные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные соответствующим федеральным законом.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Субъектами такого права в РФ являются:

1) Президент РФ – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации – назначает выборы Президента РФ;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ – назначают собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектовРФ, избранного по одномандатному округу;

4) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы муниципальных образований – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы, а также выборы представительных органов вновь образованных муниципальных образований;

8) суды – в случаях не назначения выборов уполномоченным субъектом или в последствии – соответствующей избирательной комиссией.

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. ФЗ «Об основных гарантиях…» закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами. Так, решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

К примеру, в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» указом Президента РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования назначаются выборы депутатов Государственной Думы нового созыва.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях…»).

38. Образование избирательных округов и избирательных участков; равный вес избирательного голоса.

Избирательные округа представляют собой территориальные единицы, образованные для организации и проведения муни­ципальных выборов, и от которых непосредственно граждана­ми РФ избираются депутаты представительных органов местно­го самоуправления и главы муниципальных образований.

Российское избирательное законодательство устанавливает три вида избирательных округов:

1)единый, включающий в себя всю территорию муници­пального образования (он предназначен для выборов руководи­телей муниципальных образований, а также депутатов предста­вительных органов местного самоуправления, избираемых по пропорциональной системе)2;

2) одномандатный, в котором избирается один депутат;

3) многомандатный, предназначенный для избрания не­скольких депутатов, в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально (согласно п. 8 ст. 18 названного Закона число депутатских мандатов, подлежащих распределению в многомандатном округе, не может превышать пяти; данное правило не применяется, если на выборах в органы местного самоуправления избирательный округ образован в границах из­бирательного участка).

Одномандатные и многомандатные округа образуют на вы­борах представительные муниципальные органы, проводимые по мажоритарной системе.

Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей. Избирательная комиссия, органи­зующая выборы в муниципальные органы, не позднее, чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначе­ны выборы, определяет схему одномандатных или многоман­датных округов. Схема округов — документ, утверждаемый ме­стным представительным органом. Она должна содержать:- гра­ницы округов; перечень населенных пунктов, муниципальных образований, входящих в состав избирательного округа; номе­ра избирательных округов; место нахождения окружной или иной комиссии, на которую возложены полномочия окружкома; число избирателей в каждом округе. Представительный орган местного самоуправления публикует схему избирательных округов не только в соответствии с указанными данными, но и ее графическое изображение. При отсутствии органа предста­вительной власти право утверждения схемы округов переходит к избирательной комиссии, организующей выборы.

Избирательные участки — это территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов. Они образуются главами муниципальных образований по со­гласованию с избирательными комиссиями муниципальных об­разований, территориальными избиркомами не позднее, чем за 45 дней до выборов. Исключение составляют участки, находя­щиеся в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и от­даленных районах, которые могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования. Списки участков с указа­нием их границ, номеров и адресов участковых комиссий пуб­ликуются в местной печати за 40 дней до дня голосования.

К организации участков предъявляются специальные требо­вания. Участки образуются из расчета не более 3 тыс. избирате­лей. Их границы не должны пересекать границы избирательных округов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вместе с тем допускается создание участков непо­средственно в местах дислокации воинских частей. В этом слу­чае участки образуются командирами воинских частей.

4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации

  • Назначение даты выборов

Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.

  • Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа.

Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

  • Формирование избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии:

— Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ

— избирательные комиссии субъектов РФ

— территориальные (районные, городские и др.) комиссии

— избирательные комиссии муниципальных образований

— участковые избирательные комиссии

Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

  • Составление списков избирателей

Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

  • Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.

Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

  • Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.

Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

  • Голосование и установление результатов голосования

Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.

  • Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели

Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.