Как создать политическую партию?

Статья 11. Способы создания политической партии

1. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

2. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно — ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

3. Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно — пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией свидетельства о государственной регистрации.

4. В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно — ревизионных органов политической партии.

5. При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 12. Организационный комитет

1. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек.

2. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию политических партий (далее — федеральный регистрирующий орган), о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются:

а) сведения не менее чем о десяти членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны);

б) протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско — правовые договоры для обеспечения его деятельности (далее — уполномоченное лицо организационного комитета) (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

3. Федеральный регистрирующий орган или территориальный орган федерального регистрирующего органа (далее — территориальный регистрирующий орган) в день получения уведомления и иных документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление.

4. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему документа, указанного в пункте 3 настоящей статьи, публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный регистрирующий орган соответствующих документов.

Статья 13. Деятельность организационного комитета

1. Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий организационный комитет проводит учредительный съезд политической партии. В этих целях организационный комитет:

осуществляет организационную и информационно — пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Российской Федерации региональных отделений создаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонников создаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съезд политической партии;

открывает через уполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной из кредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральный регистрирующий орган.

2. Средства организационного комитета формируются из пожертвований политическим партиям, сбор которых осуществляется в соответствии с требованиями статьи 30 настоящего Федерального закона.

3. После проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационного комитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываются источники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии.

4. В случае, если организационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, по истечении этого срока организационный комитет прекращает свою деятельность. При этом оставшиеся денежные средства организационного комитета передаются жертвователям пропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается жертвователям. В случае невозможности возврата оставшиеся денежные средства и иное имущество организационного комитета обращаются в доход Российской Федерации.

Статья 14.

Учредительный съезд политической партии либо съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемый для их преобразования в политическую партию

1. Сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, организационный комитет либо общероссийская общественная организация или общероссийское общественное движение публикует в «Российской газете» или иных общероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуются не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию.

«Российская газета» обязана на безвозмездной основе опубликовать сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию, в течение двух недель со дня представления в издание данных сведений.

2. Учредительный съезд политической партии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие более чем половину субъектов Российской Федерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливается организационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектов Российской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами. Решения учредительного съезда политической партии, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, принимаются большинством голосов делегатов учредительного съезда политической партии.

3. Решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию и иные решения принимаются съездом общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в соответствии с их уставами. Съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения считается правомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющие находящиеся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерации региональные отделения общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации. Норма представительства делегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждого из указанных региональных отделений. Создание организационного комитета в случае преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию не требуется.

4. После проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования. «Российская газета» обязана в течение месяца после представления указанных положений на безвозмездной основе опубликовать основные положения программы политической партии в объеме не менее двухсот газетных строк.

Что такое политическая партия: типы и признаки, политические партии России

Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти
Лев Троцкий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению политических целей. Политическими целями могут быть завоевание государственной власти или участие в осуществлении власти.

В зависимости от количества партий, принимающих участие в управлении страной, партийная система может быть однопартийной, двухпартийной и многопартийной.

Признаки политической партии

Чтобы называться политической партией, у объединения граждан должны быть следующие признаки:

  • Определенная идеология.

  • Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

  • Политическая программа — документ, где сформулированы цели и задачи партии.

  • Партийная организация: руководящие органы, центральные и местные; разветвленная сеть на местах; членство в партии; устав, регулирующий нормы внутрипартийной жизни.

  • Агитационно-пропагандистская деятельность с целью привлечения сторонников.

Функции политических партий

  1. Борьба за власть в государстве и влияние на политику государства

  2. Участие в осуществлении власти. Работа в парламенте

  3. Участие в формировании власти. Выдвижение кандидатов на выборах

  4. Выражение интересов социальных групп

  5. Политическое воспитание граждан

  6. Формирование общественного мнения

  7. Подготовка кадров политиков

Классификация: виды и типы партий

В мире существует великое множество партий, поэтому классифицировать их можно по разным признакам.

По правовому статусу партии делятся на легальные, полулегальные и нелегальные (подпольные).

По способу действия и отношению к общественному строю партии можно разделить на реформистские и революционные. Реформисты стремятся к постепенным преобразованиям, а революционеры — к кардинальному изменению основ общества.

По отношению к действующей власти партии делят на правящие, оппозиционные и маргинальные.

Кадровые и массовые партии

Французский ученый Морис Дюверже предложил критерии, по которым партии можно делить по составу на кадровые и массовые.

  • Кадровые партии — это немногочисленные партии со свободным членством. Они опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту. Все члены голосуют за данную партию на выборах. Основная деятельность таких партий сосредоточена вокруг выборов.
    Примеры кадровых партий: Республиканская и Демократическая партия США.

  • Массовые партии — это многочисленные партии, в которых преобладает воспитательная функция, тесная связь между членами. Подобные партии могут насчитывать миллионы членов, множество первичных организаций на местах. Массовые партии поддерживают жесткую дисциплину. Действует сложный порядок вступления и выхода из партии. Массовые партии ведут деятельность систематически.

Примеры массовых партий: Коммунистическая партия Советского Союза, Компартия Китая.

Торжественное мероприятие в честь юбилея Компартии Китая. Фото: Reuters

Партийная идеология

Политическая идеология — это система идей и взглядов на политику, представлений о политическом идеале и способах его достижения.

По идеологии партии можно делить на множество видов:

  • Консервативные и либеральные партии выступают за разгосударствление экономики, минимизацию участия государства в жизни общества, отстаивают право на «естественное неравенство». Консерваторы при этом ориентированы на сохранение существующего порядка и традиционные ценности (семья, государство, церковь), а либералы — на реформы и индивидуальные свободы.

  • Коммунистические партии стремятся к тотальному равенству, централизованной экономике, распределению материальных благ, к абсолютному госконтролю в социальной сфере — в образовании, здравоохранении и т.п.

  • Социалистические партии выступают за социальное равенство, активную поддержку государством социально незащищенных слоев населения, усиление госконтроля в экономике.

  • Социал-демократические партии выступают за социальную справедливость, активное участие государства в жизни общества и управлении экономикой при сохранении основных свобод и развитии демократии.

  • Клерикальные партии придерживаются религиозной идеологии, выступают за ведущую роль церкви в общественной, политической и культурной жизни.

  • Националистические партии провозглашают приоритет интересов своей нации, считают нацию главной составляющей государства.

  • Монархические партии выступают за власть монарха — царя, короля, императора.

Левые, правые и центристские партии

Традиционно представителей различных идеологий делят по политическому спектру — на левых, правых и центристов. В сегодняшней политике правыми называют тех, кто выступает за «естественное неравенство», капитализм и рыночную экономику. Левыми называют сторонников социального равенства, сторонников активного государственного вмешательства в экономику.

Левые партии выступают за активное вмешательство властей в экономику, за социальную защиту, равенство. Они призывают к радикальным реформам или революционным методам. К левым относят коммунистов, социалистов и анархистов.

Правые партии выступают за сильное государство, стабильность, охрану частной собственности. Правыми могут быть и либеральные, и консервативные партии. К правым обычно относят сторонников капитализма, монархистов, а также националистов. Правые отрицательно относятся к революционным методам, выступают за постепенные изменения.

Центристские партии занимают промежуточные позиции между правыми и левыми. Они ориентируются на компромисс и сотрудничество. Например, центристами могут быть социал-демократы — сторонники бо́льшего социального равенства при сохранении демократических свобод.

В России существовала определенная путаница с понятиями «правые» и «левые». В позднем СССР левыми называли сторонников рыночных реформ, либералов, которые противопоставляли себя социалистическому государству и выступали против плановой экономики. Сторонников социализма при этом именовали правыми. Однако в 1990-е, когда государство взяло курс на построение рыночной экономики, они поменялись местами: либералов-рыночников стали называть правыми, а коммунистов и социалистов — левыми, как это принято во всем мире.

Политические партии России

В Конституции РФ провозглашается идеологическая свобода, политический плюрализм, многопартийность:

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Конституция РФ. Статья 13

Деятельность партий в России регулируется федеральным законом №95 «О политических партиях». Там говорится, что «государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач».

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральный закон «О политических партиях»

По состоянию на апрель 2019 года в России была официально зарегистрирована 61 политическая партия. Тогда же председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова заявила, что лишь треть партий соответствует критериям закона, а еще треть к концу года может быть ликвидирована.

Партийное законодательство в России меняется регулярно. Например, число политических партий заметно выросло после того, как в 2012 году были резко снижены требования к численности партий. В настоящее время партия должна иметь отделения по меньшей мере в половине регионов РФ и насчитывать не менее 500 членов (до 2012 года требовалось 40 000 членов партии — в 80 раз больше).

Политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы.

В Государственной думе VII созыва по итогам выборов-2016 представлено шесть партий. Четыре из них имеют свои фракции: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и «Справедливая Россия». Две партии — «Родина» и «Гражданская платформа» — имеют по одному депутату.

Партийная система РФ: есть ли в России многопартийность?

Официально в России существует многопартийная система. Однако с 2003 года большинство в федеральном парламенте и местных законодательных собраниях принадлежит партии «Единая Россия». Представители «Единой России» контролируют исполнительную власть на федеральном уровне и почти во всех регионах. Таким образом, фактически в России сложилась система с одной доминирующей партией.

Кроме того, постоянное изменение закона о партиях может свидетельствовать о манипуляциях в пользу правящей партии, говорится в решении Европейского суда по правам человека по делу Республиканской партии России от 2011 года.

Дмитрий Медведев выступает на съезде партии «Единая Россия». Фото: ReutersЧитайте также: Что такое партийная система. Однопартийная, двухпартийная, многопартийная система

Политические партии. Задания ЕГЭ с ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать определение политической партии, уметь перечислить их признаки и функции. Также необходимо различать типы партий: оппозиционные и правящие, легальные и нелегальные, кадровые и массовые. Важно понимать различия между различными политическими идеологиями. Для примера разберем ряд заданий из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Найдите в приведенном ниже спис­ке функции по­ли­ти­че­ских партий в де­мо­кра­ти­че­ском обществе и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) разработка и при­ня­тие законов
2) выдвижение по­ли­ти­че­ских лидеров
3) оппонирование правительству
4) контроль над де­неж­ной системой
5) формирование пра­во­охра­ни­тель­ных органов
6) представление определенных групп общества
Правильный ответ: 236

Задание 2
Политическая партия находится в меньшинстве в законодательном собрании и критикует деятельность властей. Она не имеет широкого круга членов, предпочитая создавать на местах небольшие, но компетентные и профессиональные штабы. Партия отстаивает идеи социальной справедливости, введения прогрессивной шкалы налогообложения. Выберите из перечня понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данной партии.
1) социалистическая
2) массовая
3) оппозиционная
4) нелегальная
5) кадровая
Правильный ответ: 135

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между ти­па­ми по­ли­ти­че­ских пар­тий и прин­ци­па­ми их классификации. К каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ТИПЫ ПАРТИЙ

ПРИНЦИП КЛАС­СИ­ФИ­КА­ЦИИ ПАРТИЙ

А) оп­по­зи­ци­он­ная

Б) ли­бе­раль­ная

В) кадровая

Г) социал-демократическая

Д) мас­со­вая

1) по от­но­ше­нию к вла­сти

2) по по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии

3) по со­ста­ву

Правильный ответ: 12323

Задание 4
В государстве Z была зарегистрирована новая политическая партия. Она имеет центральные органы управления и региональные отделения. Партия провозглашает своими базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, а также приоритет интересов государства, нации, общества над интересами индивида. Политическая партия во время выборов набрала необходимое количество голосов и получила места в парламенте.
Определите тип политической партии в зависимости от ее идеологической принадлежности. Приведите факт, который позволил Вам сделать такой вывод.
Назовите любые два других типа партий, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте один любой из них.

Правильный ответ:
Это консервативная партия. Партия провозглашает базовыми принципами традиционализм, стабильность, порядок, приоритет интересов государства над интересами индивида.
Другие виды партий — либеральная и коммунистическая.
— Либеральные партии отстаивают идею индивидуальной свободы, минимального вмешательства государства в экономику.
— Коммунистические партии выступают за всеобщее равенство, государственный контроль в экономической и социальной сфере.

Задание 5
Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
В правильном ответе могут быть названы следующие признаки:
1. Наличие определенной идеологии, си­сте­мы общих ценностей. Например, на II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям, консерватизму.
2. Стремление к вла­сти. Например, партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний.
3. Нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определенных со­ци­аль­ных групп. Например, партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей.

Порядок создания политической партии

Политические партии могут быть созданы двумя способами:

  • 1) путем учреждения вновь образующейся партии;
  • 2) путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Первый способ предусматривает:

  • 1) создание организационного комитета для подготовки и проведения учредительного съезда политической партии, в течение одного года с момента извещения Министерства юстиции Российской Федерации о намерении создания партии и предоставления сведений о предполагаемом названии партии, примерного проекта устава и основных положений программы создаваемой партии. Проект закона предусматривает регистрацию организационного комитета, который будет наделен правом открытия расчетного счета в кредитном учреждении, поскольку проведение учредительного съезда потребует финансовых затрат;
  • 2) проведение учредительного съезда (с числом делегатов не менее двухсот человек);
  • 3) направление всех необходимых документов: устава партии, решения съезда партии о ее создании, об избрании руководящих и контролирующих органов, о создании не менее сорока пяти региональных отделений в Министерство юстиции Российской Федерации;
  • 4) получение временного свидетельства о регистрации со сроком действия шесть месяцев;
  • 5) прием в члены партии в региональных отделениях не менее ста человек в каждом, общей численностью не менее десяти тысяч человек;
  • 6) регистрация региональных отделений с необходимым количеством членов партии в региональных органах юстиции субъектов Российской Федерации;
  • 7) представление в Министерство юстиции Российской Федерации документов, свидетельствующих о наличии не менее сорока пяти зарегистрированных региональных отделений с общей численностью не менее десяти тысяч членов (свидетельство о регистрации регионального отделения, копия протокола собрания (конференции) регионального отделения с решением о принятии в члены партии необходимого числа граждан);
  • 8) включение в единый государственный реестр юридических лиц, выдача соответствующего свидетельства политической партии.

Второй способ создания политических партий предполагает:

  • 1) принятие высшим руководящим органом общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения решения о преобразовании в политическую партию, о порядке проведения процедуры преобразования, в том числе о сроках;
  • 2) представление в Министерство юстиции РФ следующих документов: решения о преобразовании в политическую партию, Устава и программы партии, решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, решения о правопреемстве, передаточного акта и решения о преобразовании региональных структурных подразделений в региональные отделения партии, документы, подтверждающие регистрацию не менее сорока пяти региональных отделений партии с численностью не менее ста человек в каждом и общей численностью не менее десяти тысяч человек (свидетельства о регистрации, копии протоколов);
  • 3) внесение в единый государственный реестр юридических лиц как политической партии, исключение как общественного объединения иной организационно-правовой формы (при этом создание Организационного комитета не требуется, а также нет стадии выдачи временного свидетельства о регистрации).

Аналогичным образом предполагается проведение преобразования в политические партии ныне существующих общероссийских политических объединений в срок, установленный законом, для введения в действие нормы, исключающей из закона «Об общественных объединениях» понятие «политического общественного объединения» (примерно 2 года).

До истечения указанного срока существующие политические объединения в полной мере могут использовать право участия в выборах, однако в случае непреобразования в установленный срок они утратят статус политических, равно как и право участия в выборах.

На политические партии, созданные путем преобразования из политических объединений, не распространяется годичный срок, в течение которого вновь образованные объединения не вправе участвовать в выборах.

Одной из основных целей создания политической партии является участие в выборах. Политическая партия — единственный вид общественных объединений, имеющий право выдвигать кандидатов всех уровней (кандидата на должность Президента РФ, кандидатов, списки кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, кандидатов на выборные должности органов местного самоуправления, кандидатов на должности главы исполнительного органа государственной власти (высшего должностного лица) субъекта Российской Федерации и других.

Право выдвигать указанных выше кандидатов наряду с партиями имеют граждане Российской Федерации путем самовыдвижения или выдвижения инициативной группой. Никакие другие общественные объединения — общественные организации (профсоюзы, благотворительные, религиозные, любительские организации), общественные движения, фонды, учреждения и прочие не вправе выдвигать кандидатов.

Политическая партия считается участвующей в выборах, если она выдвинула федеральный список кандидатов по общефедеральному округу, либо кандидатов по одномандатным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо кандидата в Президенты Российской Федерации. При этом выдвинутые списки кандидатов, кандидаты должны быть внесены в соответствующие избирательные бюллетени. Партия, не принимавшая участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации два раза подряд, теряет статус политической партии и подлежит ликвидации.

В России зарегистрировано очень много политических партий, общественно-политических движений и избирательных блоков. Однако практически политические партии не стали стабильными и сильными участниками политического процесса. В 1993, 1996 и 1999 гг. в России проходили многопартийные выборы в парламент. В результате выборов 1993 г. по партийным спискам в парламент прошли 8 партий и избирательных блоков (ЛДПР, «Выбор России», КПРФ, Аграрная партия, «Женщины России», Яблоко, ПРЕС, ДПР), в 1995 году в парламент прошло всего 4 избирательных блока (КПРФ, ЛДПР, движение «Наш Дом — Россия» и блок ЯБЛоко). Однако в 1999 г. тенденция к увеличению количества политических партий снова возобладала. В парламент последнего созыва по партийным спискам прошло шесть объединений (ЛДПР, КПРФ, ЯБЛоко, СПС, «Единство» и ОВР). Это говорит о трудностях партогенеза, о том, что в России партии быстро появляются и также быстро исчезают, раскалываются, образуют коалиции и снова раскалываются. Причины слабого развития партий и общественно-политических организаций следует искать по нескольким направлениям.

Во-первых, следует отметить исторически-культурную особенность нашей страны, связанную с 70-летним периодом доминирования одной партии Негативное восприятие Коммунистической партии автоматически переносится на все партии без исключения. Кроме этого, из истории дореволюционной России нельзя почерпнуть положительный опыт продолжительной деятельности политических партии.

Во-вторых, необходимо выделить группу социально-экономических причин, которые указывают на слабую социальную базу политических партий современной России. Партии обычно формируются на основе интересов определенных стабильных социальных групп и классов, но современное российское общество переживает процессы резкой трансформации социальной структуры, высокой вертикальной и горизонтальной мобильности населения (с преобладанием нисходящей социальной мобильности для большинства категорий общества), поэтому интересы большой части населения просто не успевают оформиться и получить адекватное выражение в виде политических партий.

В-третьих, следует выделить и такую особенность российского партогенеза, как формирование партий вокруг лидера или идеологии, а не вокруг интересов. В связи с конкуренцией между лидерами и идеологических тонкостей множество движений переживало расколы и размежевания, не имеющие под собой принципиальных оснований. Особенно эта тенденция присуща демократическому движению.

И, наконец, можно отметить еще одну причину слабости политических партий. Она связана с существующей в России избирательной системой, благоприятствующей формированию слабых партий и многопартийной системы, которая, при определенном стечении обстоятельств, может приобрести черты «поляризованной» многопартийной системы.