Как выбрать мотор для лодки?

Владельцы надувных шлюпок из поливинилхлорида, которым надоело пользоваться веслами для передвижения по водоему, часто приходят к мысли приобрести надежный мотор для резиновой лодки. Широкий ассортимент предлагаемых двигателей часто затрудняет выбор подходящей модели. Что лучше купить – мотор Yamaha, двигатель Mercury или остановить выбор на продукции брендов Suzuki и Tohatsu. А может быть лучше сэкономить и изготовить самодельный мотор? Каковы главные критерии подбора двигателя, на что обратить внимание при покупке, и сколько лошадиных сил должен развивать мотор?

Перечень вопросов по функциональным возможностям двигателей, конструктивным отличиям и техническим характеристикам настолько большой, что хозяин лодки не всегда может самостоятельно определиться с выбором подходящего двигателя и брендом изготовителя. Многих владельцев лодок из ПВХ недостаток финансовых средств заставляет также искать альтернативные решения, предусматривающие использование двигателей различных бытовых устройств. Постараемся разобраться и дать ответы на вопросы по критериям выбора и целесообразности покупки лодочного двигателя. Часто затрудняет выбор подходящей модели широкий ассортимент предлагаемых двигателей

Целесообразность установки мотора

Вряд ли кто-либо станет оспаривать мнение, что лодочный мотор для резиновой лодки необходим. Согласитесь, передвижение с помощью весел является нелегким делом, особенно если двигаться против течения, а также иметь на борту несколько пассажиров и снаряжение. Если использовать мотор для резиновой лодки, для рыбалки останется намного больше физических сил.

Подвесной лодочный двигатель внесет приятный элемент драйва в водные прогулки и позволит быстро добраться к отдаленным участкам водоема.

Общие рекомендации: на что обратить внимание при выборе и покупке

При выборе подвесного мотора следует учитывать габаритные размеры и вместительность плавательного средства, а также особенности эксплуатации. Нет необходимости в мощном и скоростном двигателе, если водоем небольшой, а место рыбалки расположено недалеко от береговой черты. Любителям скоростных прогулок подойдут мощные и оборотистые двигатели. Планируя приобрести мотор, следует обращать внимание на ряд важных характеристик. Рассмотрим их далее.

Размеры дейдвуда

При выборе мотора следует ориентироваться на величину расстояния от мотора до винта, которое называется длиной дейдвуда. Данный параметр определяется высотой транцевого крепления резиновой лодки. Для каждого типа плавательного средства в инструкции указана рекомендуемая длина дейдвуда. Установка двигателя с коротким дейдвудом или, как говорят, с короткой ногой не позволит гребному винту погрузиться в воду. Это вызовет потерю мощности. Использование мотора с увеличенной длиной колена затруднит управление лодкой из-за повышенного сопротивления воды. Габаритные размеры следует учитывать при выборе подвесного мотора

Тип агрегата

Подвесные моторы резиновых лодок классифицируются по ряду признаков:

  • особенности силового агрегата. Применяются подвесные электродвигатели с питанием от аккумулятора, а также бензиновые моторы двухтактного или четырехтактного типа;
  • особенности движителя. Движение резиновой лодки может осуществляться за счет вращения гребного винта или напора струи, подаваемой водометной установкой.

Каждая разновидность двигателя имеет свои особенности, на которых остановимся в последующих разделах.

Система управления

Лодочные моторы на лодки ПВХ могут иметь различную схему управления:

  • румпельную. Она позволяет осуществлять набор скорости путем вращения румпельной рукоятки и поворот лодки за счет изменения углового положения ручки двигателя. Достоинства системы – надежность и простота;
  • дистанционную. Удаленный вариант управления удобен для длинных плавательных средств, имеющих руль в передней части кокпита. Такая конструкция более сложная и дорогая по сравнению с румпельной системой управления.

Для резиновых лодок в основном используют первый вариант.

Режим глиссирования и скорость лодки

Желая достичь определенной скорости лодки и подбирая для этого двигатель, необходимо иметь информацию о точных размерах судна, количестве членов экипажа и массе перевозимого груза. Изготовители плавательных средств обычно регламентируют величину мощности двигателя и возможную скорость, которую способна развить лодка с мотором определенной мощности. Если производитель лодки допускает вывод ее в режим глиссирования, потребуется более мощный двигатель. Недостаток мощности существенно снизит скорость. Различную схему управления могут иметь лодочные моторы на лодки ПВХ

Грузоподъемность

Суммарный вес пассажиров и масса перевозимого снаряжения определяются водоизмещением лодки, нижняя часть которой при нагрузке значительно погружается в воду. Для плавательных средств, имеющих повышенную грузоподъемность и увеличенное водоизмещение, потребуется мощный подвесной двигатель, способный обеспечить прирост скорости. Маломощный мотор не сможет разогнать загруженную лодку и вывести ее на глиссер.

Цена

Объем денежных средств, который владелец резиновой лодки готов потратить на покупку приводного двигателя, определяется его финансовыми возможностями. Однако, даже при недостатке финансовых ресурсов, не стоит покупать дешевый мотор, характеристики которого не соответствуют параметрам плавательного средства. Не стоит экономить на приобретении подвесного двигателя, отдавая предпочтение продукции сомнительных изготовителей. Стоит купить более дорогой приводной агрегат, выпускаемый известной компанией.

Какую мощность должен иметь мотор надувной лодки ПВХ?

Мощность приводного агрегата является одним из наиболее важных параметров. Величина мощности зависит от:

  • размеров шлюпки;
  • конструкции лодки;
  • количества пассажиров.

При подборе мощности следует руководствоваться тем, что для каждого пассажира потребуется мощность примерно 5-6 л. с.

Одним из наиболее важных параметров является мощность приводного агрегата

Для одноместной резиновой лодки

Одноместное плавательное средство можно укомплектовать 5-сильным мотором, отличительными чертами которого являются бесшумность и экономичность. Если конструкция лодки позволяет, можно установить более мощный мотор, позволяющий преодолевать сильный ветер или волнение с одним пассажиром на борту и дополнительным снаряжением.

Для двухместной лодки ПВХ

Мотор для двухместной резиновой лодки, которая имеет длину 6-7 м, может иметь мощность 10-12 лошадиных сил. Дополнительный запас мощности позволит взять на борт емкость с горючим, необходимое снаряжение и быстро вывести плавательное средство с двумя пассажирами в режим глиссирования.

Классификация двигателей

Каждый тип двигателя имеет свои достоинства и слабые места, которые следует учитывать при выборе. Рассмотрим особенности моторов в соответствии с их классификацией.

Бензиновый

Для работы такого мотора необходимо установить на лодке топливный бак и предварительно подготовить смесь бензина с маслом. Подвесной двигатель бензинового типа способен быстро разогнать лодку. Работа мотора сопровождается образованием выхлопных газов и является достаточно шумной. И хотя такой мотор нельзя назвать экологически чистым, однако он достаточно популярен. Свои достоинства и слабые места имеет каждый тип двигателя

Электрический

Функционирование лодочных электромоторов осуществляется от аккумулятора. Такие двигатели не нуждаются в масле и бензине, не загрязняют окружающую среду, имеют меньший, по сравнению с бензиновыми, вес и более компактны. С экономической точки зрения эксплуатация подвесного электромотора намного дешевле, чем бензинового.

2-х тактные моторы

Двухтактники имеют высокие стартовые характеристики, уменьшенный по сравнению с четырехтактным двигателем вес и более доступную цену. Мотор легко привести в рабочее состояние после погружения, слив воду из бензинового насоса и карбюратора. После этого двухтактный двигатель легко заводится. Главные недостатки – увеличенный расход топлива и повышенный шум.

4-х тактные моторы

По сравнению с двухтактными подвесными двигателями, четырехтактные моторы имеют увеличенный ресурс эксплуатации, достигающей более 5 тысяч моточасов. Четырехтактники потребляют меньше топлива, чем двухтактные двигатели и создают меньший уровень шума. Отработанные газы, благодаря более совершенной системе подачи топлива, имеют меньшую токсичность. Недостаток четырехтактных моторов – дорогая цена и увеличенная масса.

Какую роль играет масса мотора?

Планируя покупку подвесного лодочного мотора, следует учитывать его массу, влияющую на удобство транспортировки и скорость монтажа. Кроме того, тяжелый двигатель сложнее поднимать и перемещать при регулировке. Вес небольших бензиновых двигателей мощностью до 5 лошадиных сил не превышает 15-20 кг. Самостоятельно легко справиться с погрузкой и выгрузкой мотора из автомобиля и установкой на транец лодки. Для крепления более мощных моторов, вес которых превышает 30-40 кг, возникнет необходимость в услугах помощника. Следует учитывать массу, планируя покупку подвесного лодочного мотора

Мотор для резиновой лодки – лучшие модели и рейтинг фирм производителей

Размышляя, какой мотор лучше для резиновых лодок использовать, следует ориентироваться на рейтинг моторов лодок ПВХ. Лидирующую позицию среди продукции различных изготовителей занимают моторы японского производства. Они имеют достаточно высокую стоимость. Однако это цена за отличное качество, повышенную надежность и продолжительный ресурс эксплуатации. Среди популярных брендов продукция фирмы Honda, лодочные агрегаты производства Tohatsu, а также двигатели Suzuki и Yamaha. Не отстает по качеству американская корпорация Mercury, выпускающая моторы уже более 80 лет.

Самостоятельное изготовление и установка мотора

Можно попытаться изготовить мотор для резиновой лодки своими руками, если нет возможности купить готовый двигатель. Естественно, он будет уступать покупному по всем параметрам, но вместе с тем позволит передвигаться на резиновой лодке по небольшому водоему.

Из чего можно сделать мотор для лодки ПВХ?

Для самостоятельного изготовления лодочного двигателя можно использовать различные технические устройства и инструменты, имеющие рабочий мотор. Имея слесарные навыки и немного фантазии, несложно превратить шуруповерт, электродрель, мотоблок, триммер, бензокосилку и даже мотор стеклоомывателя в лодочный двигатель. Остановимся на этом детальнее.

Электромотор из дрели

Этот инструмент всегда имеется в арсенале домашнего мастера. Удобнее использовать аккумуляторный инструмент, имеющий кнопку регулировки частоты вращения выходного вала. Следует продумать вопросы герметизации двигателя, закрепить все части приводной станции на общей основе и с помощью имеющихся средств обеспечить передачу крутящего момента к гребному винту. Остается выполнить сборку устройства и провести рабочие испытания. Различные технические устройства можно использовать для самостоятельного изготовления лодочного двигателя

Использование двигателя стеклоомывателя

Любители экспериментировать применяют различные виды электрических моторов для изготовления лодочных двигателей. Не является исключением двигатель стеклоомывателя, питающийся от сети двенадцативольтового аккумулятора. Конечно, лодка с таким мотором не сможет соперничать с другими плавательными средствами, но с задачей передачи вращения от вала двигателя на винт он справится.

Мотор на базе бензокосилки

Высокая цена импортных лодочных моторов заставляет владельцев лодок заниматься интересными экспериментами по изготовлению подвесных двигателей. В поисках бюджетного решения некоторые используют двигатель от газонокосилки, характеристики которого позволяют длительно работать под нагрузкой. Мощности такого мотора достаточно для двухместной резиновой лодки.

Пошаговая технология

Для изготовления самодельного двигателя из дрели вначале следует разработать эскиз устройства, а затем приступать к работе, придерживаясь пошаговой технологии.

Необходимые инструменты и материалы

Для сборки подвесного мотора следует подготовить электрическую дрель, подобрать редуктор привода винта, а также запастись материалами для изготовления струбцин фиксации мотора, приводного вала, винта и других необходимых деталей. Потребуются также ножницы для резки металла, электросварка и болгарка.

Механизм подъема для крыльчатки

Устройство для подъема винта можно сделать, закрепив двигатель струбцинами к жесткой основе и соединив вал дрели с крыльчаткой. Осуществляя поворот всей конструкции, можно поднять приводную станцию.

Подбор редуктора и изготовление гребного винта

Редуктор необходим для передачи крутящего момента от вала дрели на винт. Передаточное отношение 1:5 обеспечит нормальную частоту вращения крыльчатки. Для изготовления пропеллера следует сделать разметку на стальном листе, вырезать заготовки и приварить их к предварительно подготовленной основе винта.

Испытание конструкции до установки на лодку

Для предварительных испытаний следует убедиться в нормальной передаче крутящего момента, используя в домашних условиях любую емкость с водой. При отсутствии вибраций и нормальном давлении струи воды можно приступать к проверке работоспособности в условиях водоема.

Как бы качественно не был изготовлен самодельный лодочный мотор, он не сможет конкурировать с покупным двигателем. Вместе с тем, для любителей самодельных конструкций имеются широкие возможности для творчества.

Оценить статью!

Эксперт и автор статей на сайте.

Кандидат в мастера спорта, принимал участие в международных гонках на надувных лодках с подвесными моторами.

Охотник и рыбак с 8-летним стажем. Призер чемпионатов России, призер Кубка России и Росохотрыболовсоюза по ловле спиннингом с лодки и на блесну.
Член Ассоциации Росохотрыболовсоюз и Военно-Охотничьего Общества.

Выбор мотора для надувной лодки

Время рыбалки не входит в срок жизни. Избитая фраза подчеркивает качество и пользу этой формы времяпровождения. Обычно рыбачить привыкают с раннего детства. Поначалу это ближайшая речка или пруд, поплавочная удочка. Постепенно затягивают более отдаленные водоемы с обширной акваторией, приобретается надувная лодка с мотором. Все нравится и устраивает до тех пор, пока не понадобится взять с собой товарища или старшего сына.
Мотор не тянет лодку с увеличившейся нагрузкой, и до нужного места доплыть не получается. Это означает, что приобретенный наугад мотор мал по мощности для двух человек в лодке. Для рыбалки с напарниками необходимо приобретение более мощного двигателя. Итак, как выбрать мотор к лодке?
Моторы GOLFSTREAM фирмы Suzhou Parsun Power Marine (г. Сужоу, КНР) специально адаптированы под российские условия, учитывают специфику нашего моторного топлива.
Изделия официально спроектированы на основе разработок компаний Yamaha, Tohatsu и Mercury.

Способы движения лодки

Надувная лодка, движимая мотором, может удерживаться на воде и передвигаться двумя способами:
• водоизмещение – когда лодка подчиняется закону Архимеда (на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме этого тела). Движение лодки под действием мотора происходит так же, как при весельной гребле – дно лодки по всей длине погружено в воду, гребец или мотор передвигают лодку, преодолевая силу трения.
• глиссирование – движение за счет скоростного водного потока от мотора. Лодка идет с приподнятым носом, скользя по поверхности воды. В воду погружена только кормовая часть судна. По сравнению с первым способом расход топлива снижается, скорость же возрастает более чем в два раза.
Конечно, для рыбалки с небольшими передвижениями для смены мест ужения либо при троллинге (по-старому – ловля на дорожку, то есть на движущуюся блесну или другую приманку) хватит и первого способа передвижения. Но перемещение по крупному озеру или водохранилищу требует большей скорости, достигаемой только в режиме глиссирования.

Характеристики лодочных моторов

• мощность – важнейший, решающий параметр лодочного мотора; его необходимо рассчитывать в первоочередном порядке. Рассчитать мощность можно в первом приближении, используя выведенное из практики соотношение о необходимости 1 лошадиной силы (л. с.) мощности для перемещения 30 кг нагрузки.
Например, для глиссирования лодки длиной 3300 мм с двумя рыболовами нужен мотор мощностью порядка 8 л. с. (в расчете принят вес пассажиров по 80 кг и лодки с грузом – тоже 80 кг). Такие моторы GOLFSTREAM выпускаются в двухтактном и четырехтактном варианте.
Если необходимости глиссирования нет – мотора достаточно в диапазоне от 2 до 6 л. с., а скорость передвижения лодки составит соответственно от 9 до 15 км/ч. Мощность моторов GOLFSTREAM начинается с 2,6 л. с. (двухтактный) и 4 л. с. (четырехтактный).
Мощность двигателя закономерно влияет на скорость передвижения лодки. Для одиночной рыбалки вполне достаточно мотора на 5 л. с. (имеются в линейке моторов GOLFSTREAM в обоих вариантах тактов). Скорость при режиме глиссирования будет достигать 25 км/ч. Двигателя же с мощностью 4 л. с. для перехода к глиссированию может не хватить.
Когда рыболовов двое да еще и приличный груз, нужен мотор уже в 9 – 10 л. с. Скорость глиссирования в таком случае будет составлять 30 – 35 км/ч. Моторы GOLFSTREAM выпускаются: двухтактные и четырехтактные мощностью 9,8 и 9,9 л. с.
Более мощный двигатель в 15 л. с. приобретать не имеет смысла – скорость вырастет только на 2 км/ч, а расход топлива возрастет достаточно ощутимо.

• массу двигателя при его выборе также необходимо принимать во внимание. Тяжелый мотор переносить, особенно в одиночку, нелегко; в некоторых случаях это невозможно. Например, мотор в 8 л. с. имеет вес почти 35 кг – груз солидный; устройство мощностью 2 л. с. весит 15 кг – и одному рыбаку по силам.
• влияет на характеристики мотора и количество тактов. Лодочные моторы с двумя тактами легче четырехтактных на 10 – 20 кг. Шума от четырехтактных намного меньше, что во многом определяет успех ловли дорожкой (или троллингом), так как шум не отпугивает рыбу.
При этом у четырехтактных моторов свое преимущество – меньший расход топлива; полезная их особенность заключается в отсутствии необходимости смешивания топлива с маслом.
Характер места рыбалки, степень заболоченности берегов и трудность подхода к воде также необходимо принимать во внимание. Для трудных мест больше подходит легкий малогабаритный двухтактный мотор. Когда подход к воде свободный – подходит и четырехтактный.

Длина лодки и мощность мотора

Эти параметры судна и его двигателя тесно связаны. В общем случае более длинная лодка требует более мощного мотора. Но отдельные частности в этом вопросе нуждаются в более подробном рассмотрении.

  1. К лодке длиной 3 метра подойдут моторы и в 2,5, и в 5 л. с. Нюанс в том, что при выражении в киловаттах важно, больше величина мощности, чем 3,68 Квт или меньше. Это пороговая величина для необходимости получать права на управление моторной лодкой.
  2. Мотор к лодке длиной 3,5 метра. Большинство рыболовов уверены в достаточности для таких судов двигателя примерно в 6 или 7 л. с. Практические испытания показали необходимость мощности не меньше 10 л. с., иначе не получить режима глиссирования. Количество тактов двигателя также немаловажно, прежде всего касательно стоимости предстоящей покупки и веса мотора – оба эти параметры для двухтактного в 1,5 раза меньше, чем у четырехтактного. Моторы GOLFSTREAM имеют близкие к необходимым величины мощности в обеих категориях.
  3. Лодки повышенной длины – 3,5 метра требуют установки мотора повышенной мощности (18 – 20 л. с.). расход топлива для развития такой мощности будет значительно ниже у четырехтактного мотора, нежели у двухтактного, что немаловажно для пользователя. Моторы GOLFSTREAM в 20 л. с. выпускаются и двух, и четырехтактными.

Советы специалистов

  1. Возможность установки мотора определенной мощности зависит от толщины кормового транца. Это определяющая деталь надувной лодки в этом плане. До 15 л. с. достаточно толщины 2.5 см. более мощные моторы устанавливаются на транцы толщиной не меньше 3.5 см.
  2. Не рекомендуется размещаться в надувной моторной лодке более чем двум рыболовам. Иначе сомнительна возможность вывода судна на режим глиссирования.
  3. Топливо смешивать с маслом нужно не ранее чем за 2 дня до выезда на рыбалку во избежание снижения октанового числа. Это может произойти вследствие прекращения действия присадок, повышающих этот параметр.

Подбор мотора для конкретной надувной лодки – ответственная часть экипировки судна. Ассортиментный перечень моторов GOLFSTREAM обеспечит подбор двигателя необходимой мощности для лодки любого типа, любых параметров. Кроме традиционных моделей, производятся и новые разновидности моторов.
Самая миниатюрная и недорогая модель Т2 характерна небольшим весом и простотой эксплуатации. Такой выбор могут сделать рыболовы, не нуждающиеся в преодолении значительных расстояний с использованием глиссирования.
Правильный выбор обеспечит комфортное плавание и успех рыбалки.

Лодочный мотор — муки выбора. Как купить хороший ПЛМ?

Выбор лодочного мотора задача очень непростая. Ведь от его правильной и стабильной работы зависит не только хорошее настроение на рыбалке, улов, но и безопасность на воде.

Какой лодочный мотор выбрать?

К выбору ПЛМ (подвесного лодочного мотора) нужно относиться очень ответственно. Хорошенько взвесить все за и против. Посоветоваться с более опытными водномоторниками, которые имели реальный опыт ремонта и обслуживания и двухтактного и четырехтактного двигателя.

Любой рыбак, сталкиваясь с выбором мотора, решает для себя несколько непростых вопросов.

Какой мотор купить:

  • Двухтактный.
  • Четырехтактный.
  • Новый японский.
  • Б/У японский.
  • Новый китайский.

Казалось бы, выбор очевиден, идем в магазин и покупаем себе новый японский мотор на гарантии и все проблемы решены! Эх, если было все так просто, то и эта заметка не появилась бы тут.

Не всегда наши желания совпадают с возможностями, и из-за этого подчас возникает множество проблем.

Двухтактный или четырехтактный мотор?

Для начала нужно четко понимать и разобраться в достоинствах и недостатках обоих типов устройств.

Плюсы двухтактных моторов

  • Цена

Первое и самое главное достоинство этих моторов в том, что они дешевле своих собратьев в 4 тактном исполнении.

  • Простота конструкции, неубиваемость.

Даже если вы купили не новый мотор, и в нем что-то вышло из строя, вы потратите на ремонт гораздо меньше денег и сил, чем при ремонте 4 тактного агрегата. Дубликаты запчастей на двухтактник сейчас можно подобрать от новых «копий» выпускаемых в Китае.

  • Требовательность к качеству бензина и масла.

Большинство 2 тактных моторов — карбюраторные (если мы не говорим о таких моторах как Еvinrude, Jonson и некоторых моделях Tohatsu), устроены достаточно просто. Способны лучше переваривать некачественный бензин. Это преимущество обычно играет роль в удаленный уголках, тайге. Там, где бывают проблемы с качественным топливом и его разводят не пойми чем. В большом мегаполисе это нивелируется стабильным качеством топлива на заправках.

  • Вес мотора.

Ввиду простоты конструкции весят такие моторы меньше, чем свои более сложные собратья. Это может иметь решающую роль, когда вы выбираете мотор для ПВХ-лодки, мобильного комплекта, и вам придется его таскать на себе. К тому же, общий вес судна всегда лучше облегчить — это тоже влияет на расход топлива.

  • Тяга на старте.

2 тактный мотор более оборотист со старта и лучше подхватывает, выводит лодку в глиссирующее положение.

На этом, пожалуй, плюсы и заканчиваются.

Минусы двухтактных моторов

  • Большой расход топлива и масла.

2 тактные моторы жрут больше бензина, чем 4 тактные, и в дополнении к этому требуют смешивания бензина с маслом для смазывания цилиндров, что приводит к дополнительным затратами. Масло не самое дешёвое. Это два самых главных и существенных недостатка этих агрегатов.

Таблица расхода топлива двухтактных моторов

  • Экология.

2 тактные моторы куда больше загрязняют окружающую среду, поэтому в развитых странах на них распространяются высокие налоги, или они вообще запрещены к эксплуатации.

  • Шумно, жестко работает, особенно на низких оборотах.

2 тактники обычно издают больше шума, чем их 4 тактные братья. Если вы ловите троллингом или перемещаетесь постоянно на низких скоростях, лучше вам отказаться от такого приобретения.

Здесь стоит отметить, что 3 цилиндровые моторы работают мягче и менее шумно, чем их 2 цилиндровые 2 тактные собратья. Двухтактные моторы бывают как с одним карбюратором, двумя и тремя. С системой автоматического смешивания масла (аutomix) и чаще без нее, что также усложняет конструкцию. Появляются дополнительные элементы для поломки и ремонта. Обращайте внимание на простоту и неприхотливостью конструкции при покупке, если вы хотите раскрыть этот плюс двухтактного мотора в деле.

Разрез двухтактного мотора.

Плюсы четырехтактного мотора

  • Расход топлива.

Основной и самый весомый аргумент в пользу выбора 4 тактного мотора — это его низкий расход топлива. Но нужно учесть во внимание, инжекторный это мотор или карбюраторный. Старые карбюраторные моторы ненамного экономичнее своих двухтактных друзей. Лично я не вижу смысла в покупке старого карбюраторного 4 тактного мотора. Мне не нужна сложная, тяжелая конструкция, при сомнительной экономии топлива. Если уж покупать 4 тактный мотор, то он должен быть с инжекторным впрыском, чтобы раскрыть полноценно все достоинства этого класса двигателей. Но вы можете поспорить со мной в комментариях и попробовать доказать обратное 😉

Конкретные цифры проводить не буду, они разные для разных моторов, производителей и режимов эксплуатации, но экономия достаточно существенна. Особенно это играет решающую роль, если вы постоянно на воде и наматываете очень много моточасов.

Сравнение расхода топлива двух и четырехтактных ПЛМ Yamaha

  • Менее шумные в эксплуатации. Лучше справляются с работой на низких оборотах.

Любителям троллинга и тишины рекомендуется.

  • Меньше вредят экологии.

Об этом мало кто у нас задумывается, но это так.

Минусы четырехтактных моторов.

  • Цена — главный недостаток.

Ввиду сложности конструкции, 4 тактные моторы стоят дороже.

Устройство ПЛМ Yamaha

  • Сложность конструкции и дорогой ремонт.

Запасные части на 4 тактный мотор стоят дороже, в общем и целом, и найти их в наличии сложнее, чем от двухтактных моторов.

Перед покупкой откройте каталоги, прайс-листы, посмотрите цены на расходные материалы, фильтра, насосы, инжекторы и прочее. Возможно цены вас неприятно удивят. Сравните их с расходниками на двухтактные моторы. Еще раз пересчитайте амортизацию и прикиньте стоимость ремонта, если что-то пойдет не так с вашим ПЛМ.

  • Требовательность к качеству бензина и октановому числу.

Считайте выгоду

При покупке вы должны оценить, сколько вы накатываете в сезон моточасов. Переведите на расход топлива. Сравните, возможно, на разницу в цене моторов, вы можете купить под тысячу галлонов бензина, которого вам хватит на несколько сезонов, тем самым вы нивелируете завышенный расход двухтактного агрегата. Для примера, допустим, 100 000 рублей разницы в цене мотора, это почти 2 500 литров топлива. На сколько вам хватит такого количества бензина, и когда вы начнете выигрывать на экономии 4 тактного двигателя? Но не забывайте посчитать и стоимость масла для двухтактника из расчета 1 л масла на 50 л бензина. Четырехтактный мотор тоже требует замены масла в картер раз в сезон, и разумеется, он может его подъедать, особенно Б/У, так что это тоже нужно учитывать.

Устройство ПЛМ Honda

Общие выводы и советы

В целом, не вдаваясь в подробности, общие советы таковы. Если вы не согласны с моими выводами — напишите свои комментарии, обсудим, дополним статью вместе 😉

  • Покупку 4 тактного мотора целесообразно совершать, если вы много проводите время на воде, выкатываете много моточасов. Тогда расход топлива со временем отобьёт и его цену, и амортизацию.
  • Выгода от покупки 4 тактного мотора будет ощутима, когда разговор идет о мощных моторах, начиная от 50-60 л.с, тут вы заметите разницу в расходе топлива, и экономия может быть уже существенна, если вы часто выезжаете на лодке.
  • Если вы выбираете мотор для ПВХ-лодки в пределах 8-20 л.с., или какой-то мобильный комплект алюминиевой/пластиковой лодки. Я лично не вижу смысл покупать 4 тактный двигатель, хотя бы по тому, что он весит больше своего аналогичного по мощности «брата». Зачем мне таскать на себе лишний вес? И разница в расходе топлива на таких мощностях не настолько существенна, чтобы вы ощутили серьезную выгоду и отбили разницу в цене между 2 тактной и 4 тактной конструкцией при покупке. Если только вы не любитель ловить троллингом.
  • Если вас не поджимают финансы, вам нужен мощный мотор 50+ л.с., и вы можете себе позволить покупку нового мотора — берите 4 тактник на гарантии и наслаждайтесь его работой многие годы. Ухаживайте, вовремя проводите ТО, берегите его, и он прослужит вам долго. А в случае каких-либо проблем, они вылезут, скорее всего, в первый сезон вашей дружбы и вы сможете исправить их по гарантии, не сильно попав на «бабки».

  • Если вы скованны в финансах и выбираете Б/У мотор, как минимум очень серьёзно задумайтесь, стоит ли вам брать 4 тактный двигатель в непонятном состоянии и на последние деньги. Очень многие покупаю такие моторы, и потом еще вкладывают половину стоимости (не считая нервов, времени и сил пока приведут его в рабочий вид). Если вы уверены в истории и работоспособности такого агрегата, знаете продавца, это может иметь смысл. Но покупая у незнакомого человека, и не дай Бог из Владивостока по Интернету соленый мотор, вы практически наверняка обречены на проблемы. Запомните одно простое правило – «хорошие моторы — дёшево не продаются». Поэтому если вы не готовы вкладывать свои силы и деньги в ремонт 4 тактного двигателя, рассмотрите лучше двухтатный агрегат. Его проще привести в достойное состояние и это обойдется вам дешевле. А на разницу вложенных средств вы можете купить себе много бензина и масла, чтобы нивелировать расход. Покататься пару сезонов, подкопить денег и купить свежий 4 тактный инжекторный двигатель.

  • Ищите Б/У дилерский мотор, который куплен у вас в регионе и не видел соли. Таких моторов мало и их живые конструкции разбирают сразу как горячие пирожки, чаще всего между знакомыми и друзьями. Если такой мотор долго не продаётся и попал в объявления, к нему нужно отнестись с особым вниманием.
  • Если вы покупаете мотор для ПВХ-лодки или другой небольшой лодки, на которой вы будете выезжать несколько раз за сезон по выходным, то лично я не вижу никакого криминала в приобретении нового китайского агрегата. Имею положительный опыт общения с такими моторами. И именно для небольших пробегов вполне могу рекомендовать китайские аналоги (здесь должна была быть реклама :). Сейчас они идут вполне достойного качеств и имеют много положительных отзывов на форуме. Возможно, они и имеют немного меньший ресурс и качество металла, но зато новые и на гарантии, а если вы эксплуатируете их не часто – навряд ли вы выработаете весь их моторесурс.

Со временем сложилось очень много стереотипов касательно правильного выбора мотора. Многие думают, что выбор всегда только за 4 тактными двигателями, другие полагают, что китайские моторы вообще не имеют право на жизнь… Обычно столь резкие заявления, плод суждения диванных капитанов 😉 Выбор всегда очень сложный и неоднозначный, все имеет свою цену, которую приходится платить, и порой очень немалую.

Как выбрать лодочный мотор?

  • Электромоторы и бензиновые ПЛМ.
  • 2-тактные и 4-такные моторы — плюсы и минусы.
  • Моторы малой, средней и высокой мощности.
  • Регистрация в ГИМС и налог.
  • Одно- и многоцилиндровые моторы — в чем разница.
  • Габаритные размеры и масса.
  • Длина дейдвуда и последствия неправильного выбора.
  • Способы запуска и управления.
  • Ведущие производители и моторы китайских брендов.
  • Покупка и проверка б/у лодочного мотора.

Моторно-гребные лодки с вклеенным или навесным транцем допускают два способа передвижения. Вопрос выбора ПЛМ встает, когда нет желания ходить на веслах, хочется скорости для быстрых дальних переходов, брызг за бортом и ветра в лицо.

Характеристики будущего мотора связаны не только с лодкой — её размерами, формой корпуса, грузоподъемностью и вместимостью, высотой транца. Значение имеют и личные предпочтения — готовность смешивать бензин и масло, возить с собой канистры с запасом топлива, довольствоваться ручным запуском и управлением.

Чтобы найти «золотую середину» и удачно выбрать лодочный мотор нужно исходить из всех параметров:

  • Тип двигателя.
  • Тактность двигателя.
  • Мощность двигателя.
  • Количество цилиндров.
  • Габаритные размеры и сухой вес.
  • Длина дейдвуда или «ноги» мотора.

Отдельного внимания заслуживают способ запуска и управления, марка и гарантии производителя как факторы, обуславливающие комфорт использования и надежность эксплуатации.

Краткие рекомендации по выбору можно получить из видеообзора.

Тип двигателя лодочного мотора

На рынке представлены подвесные лодочные моторы с ДВС и электродвигателем. Наиболее популярен первый вариант. ПЛМ работают от бензина АИ-92 или АИ-95, позволяют развивать большую скорость и требуют от владельца только запаса топлива, который можно брать с собой. Некоторые производители, например Suzuki, выпускают модели, которые разрешают использование керосина.

Электромоторы тихи, экологически безопасны и актуальны для охраняемых природных зон. Они подходят для спокойных прогулок, нуждаются в подзарядке и не могут использоваться при дальних переходах. АКБ имеет большой вес. Комплект ПЛМ и АКБ с мощностью, аналогичной мощности ДВС, дороже бензинового мотора.

Тактность двигателя ПЛМ

Ключевые отличия 2-тактных и 4-тактных лодочных моторов обусловлены разной конструкцией.

Четырехтактные модели имеют впускные/выпускные клапаны, которые открываются поочередно и управляются распредвалом.

Плюсы:

  • Экономичность за счет точной дозировки и полного сгорания топлива, малошумность, плавная работа на холостых и малых оборотах. Система смазки «мокрый» картер избавляет от необходимости готовить топливо-масляную смесь.

Минусы — цена, вес и дорогой ремонт.

Двухтактные модели имеют впускные/выпускные окна в цилиндре, которые открываются и закрываются за счет хода поршня. Мотор работает на смеси бензина и масла. Фазы частично перекрываются, при этом часть топлива выбрасывается с выхлопными газами.

  • Простота конструкции и обслуживания за счет отсутствия клапанной группы и распредвала, лучшая динамика разгона, малый вес и низкая стоимость.

Минусы — увеличенное потребление бензина и масла, необходимость готовить смесь.

По мнению большинства водномоторников на форумах выбор 4-тактного ПЛМ оправдан при мощности свыше 40 л/с. Исключение составляют маломощные модели, которые используются в качестве дополнительного мотора.

Мощность подвесного лодочного мотора

Критериев выбора три. Это рекомендации производителя лодки, цели приобретения — неспешная рыбалка, длинные переходы с выходом на глиссирование, и наличие желания регистрировать мотор в ГИМС.

Общие рекомендации:

  • До 3,5 л.с. Портативные моторы для одноместных лодок с навесным транцем и плоским дном, которые оптимальны при требованиях «только бы не грести» и хода в водоизмещающем режиме.
  • От 5 до 15 л.с. Моторы для «комплектов эгоиста» и лодок длиной до 330 см, рассчитанных на 4 человек. Модели мощностью 5 л.с. способны вывести на глиссирование лодку с одним рулевым и позволяют развить скорость до 20 км/ч.
  • От 15 до 30 л.с. Моторы для лодок повышенной мореходности длиной до 4,5 м и высокой грузоподъемности, рыбалки в компании и с большим количеством «шмурдяка».
  • От 40 л.с. Моторы для лодок с жестким корпусом, РИБов, катеров, длительных переходов и коммерческого использования.

Для приблизительного расчета и покупки «с запасом» нужно знать, что для выхода в режим глиссирования необходимо иметь 1 л.с. на 30 кг веса.

Не стоит превышать разрешенную производителем лодки мощность. Плавсредство не зарегистрируют в ГИМС. Вес мотора увеличивается пропорционально мощности, следовательно, возрастает нагрузка на лодку, ухудшается управляемость и снижается безопасность.

Регистрация и налоговая ставка

Лодки с моторами до 10 л.с. не требуют регистрации, поэтому у водномоторников особенно востребованы ПЛМ на 9,8-9,9 л.с. — Tohatsu, Yamaha, Mercury, Suzuki. Многие выбирают их с целью дальнейшего «раздушивания», но нужно учитывать стоимость деталей и риск лишиться гарантии.

Налоговая ставка зависит от мощности.

  • На лодки с моторами до 100 кубов — 10 рублей за 1 л.с.
  • На лодки с моторами свыше 100 кубов — 20 рублей за 1 л.с.

Количество цилиндров двигателя

Лодочные моторы отличаются количеством цилиндров, число которых варьируется от одного до шести. Конфигурация двигателя во многом определяет его мощность и сбалансированность.

Маломощные двигатели имеют от одного до трех цилиндров, уступают в плавности хода. Мощные рядные четырех- или шестицилиндровые моторы хорошо сбалансированы, демонстрируют низкий уровень шума и вибраций.

Размеры и вес подвесного мотора

Масса и габариты мотора подбираются, исходя из грузоподъемности лодки и личных требований. Легкие модели оптимальны для небольших надувных и алюминиевых лодок. Они компактны и удобны при транспортировке, особенно при наличии рукоятки для переноски, перевозятся в багажнике, пикапе или фургоне.

Тяжелые моторы сложны в перемещении. Их рационально приобретать для стационарной установки и круглогодичной эксплуатации без консервации на зиму, или хранения вблизи причала.

Двух- и четырехтактные модели малой мощности 2,5-15 л.с. весят от 13 до 46 кг. Среднекубатурные моторы на 30-60 л.с. имеют сухой вес от 50 до 100 кг.

Длина дейдвуда ПЛМ

Длина «ноги» должна соответствовать высоте транца. Это важно для ходовых качеств лодки и длительной беспроблемной эксплуатации ПЛМ.

Моторы могут иметь четыре варианта дейдвуда:

  • S — 381 мм
  • L — 508 мм
  • X — 635 мм
  • XX или U — 762 мм

Если установить мотор слишком высоко, он будет бить гребным винтом воздух. Это приводит к перегреву и повреждениям. Низкая установка приводит к увеличению сопротивления в воде, из-за чего лодка теряет в скорости.

Запуск и управление лодочным мотором

Системы запуска и управления определяют комфорт использования и стоимость. Наиболее простые маломощные моторы имеют тросовый стартер и румпельную рукоятку. Пуск двигателя и управления выполняются только в ручном режиме.

Второй по сложности вариант — наличие электростартера и/или вынесенного пульта. Моторы отличаются легким пуском без усилий и удобным управлением за счет дистанционного переключения передач.

ПЛМ от известных производителей, например Honda, оснащаются многофункциональным румпелем. На его рукоятке расположены все кнопки и рычаги для переключения передач, подъема/опускания и панель с сигнализаторами.

Ведущие бренды и китайские моторы

Если при покупке лодочного мотора на первое место выходит стоимость, то приходится выбирать между известными производителями и китайскими брендами.

Самые популярные движки на лодки — японские и американские Mercury, Suzuki, Honda, Yamaha мощностью до 15 л.с. Они надежны, практически не теряют в мощности даже после 5 лет интенсивной эксплуатации. Ведущие компании не экономят на качестве комплектующих, поэтому предоставляют гарантию до 3 лет. Десятки сервисных центров исключают проблемы с обслуживанием и запчастями.

Из хорошего Китая выделяются Hidea, Parsun и HDX, которые чаще приобретаются начинающими как первый мотор при переходе с весел. Они собираются в заводских условиях на основе снятых с производства японских моделей, отличаются неплохим качеством сборки и комплектующих. Мелкие недочеты нивелируются низкой стоимостью. Гарантийный срок у китайских моторов в пределах 1-2 лет, при ремонте можно использоваться японские запчасти.

Покупать ли лодочные моторы б/у

Приобретение бывшего в эксплуатации мотора — лотерея. С одной стороны она дает возможность купить модель высокого уровня дешевле, чем в магазине. С другой стороны — истинной причиной продажи может быть неудовлетворительные состояние и работа.

Основное правило — диагностика в сервисном центре. Если это невозможно, то мотор обязательно заводится при покупке или проверяются зажигание, компрессия, полости цилиндров, герметичность редуктора и гребной вал.

Правильно выбранный ПЛМ позволяет развивать нужную скорость с полной нагрузкой и удобен в использовании. После определения требований к мощности, тактности, весу и цене остается проверить наличие поблизости сервисного центра, от которого будут зависеть сроки обслуживания и поставки запчастей.