Классификация прямых налогов

Слово налог в современном мире знакомо практически каждому. Но сочетание «прямые и косвенные налоги» уже вызывает заминку, и лишь особо сведущие в бизнесе могут внятно объяснить, чем прямые отличаются от косвенных, зачем нужны, и другие нюансы этого понятия.

Само понятие означает обязательный платеж в казну государства (платежи бывают разные, они зависят от объекта налогообложения и плательщика – того, кто платит). С этим все понятно. Теперь разберемся, как и почему платежи делятся на разные виды, в чем различие, приведем примеры и разберемся в самих определениях.

Характеристики прямых налогов и косвенных, их отличия друг от друга

Разница между прямыми налогами и косвенными заключается в нескольких основных пунктах. Здесь учитывается сам момент уплаты и связь между налогоплательщиком и предметом налогообложения.

Прямыми налогами являются те, налогоплательщиком которых является тот же субъект, которому принадлежит налогооблагаемый объект. Примером для начисления прямого налога может быть фирма (субъект), получившая прибыль (объект) и заплатившая с нее определенный процент государству или владелец недвижимости, платящий процент государству с кадастровой стоимости владения.

Косвенные налоги тоже платит налогоплательщик, но отличие в том, что ему платит, в свою очередь, другое лицо. К примеру: фирма (субъект) продает продукцию или услугу (объект) покупателю, платит с этого НДС, уже включенный в цену продаваемой продукции или услуги. По сути, налогоплательщик является промежуточным звеном. Здесь платит за все покупатель (даже не подозревая об этом), но не напрямую, а через посредника. Таковы общие отличия. Но есть еще нюансы, которые стоит рассмотреть подробнее.

Прямые налоги

С чего может взиматься прямой налог:

  • С общей прибыли налогоплательщика;
  • С имущества налогоплательщика в момент приобретения или за какой-то определенный период.

Объектом налогообложения могут быть:

  • Сумма налогооблагаемого дохода плательщика – сюда входят, например, зарплаты сотрудникам, прибыль юридического лица, т.е. проценты от различных операций;
  • Общая стоимость имущества – участки земли, движимые и недвижимые объекты, ценные бумаги.

Иными словами обложению прямыми налогами подлежит все, что имеется у налогоплательщика, и прямые налоги являются обязательными платежами.

Перечень таких уплат для физических и юридических лиц различен. Например, для физических лиц предметом для начисления прямых налогов могут являться:

  1. Полученная прибыль;
  2. Имущество;
  3. Автотранспорт;
  4. Участки земли;
  5. Водные ресурсы.

А если рассмотреть все более подробно, то получится:

  1. Подоходный налог физическое лицо уплачивает в местный или региональный бюджет. Расчет суммы происходит по специальной формуле, по которой величина выплат государству составляет 15-35% от полученного дохода;
  2. На имущество — начисляется исходя из стоимости объектов недвижимости и относится к местным налогам;
  3. Транспортный — удерживается со счастливых обладателей автотранспорта и уплачивается в местный бюджет;
  4. Земельный взимается, если вы являетесь обладателем какой-либо собственности в виде надела земли, а сумма отчислений зависит от стоимости объекта в кадастре и уплачивается в местный бюджет;
  5. Налог на водные объекты платит пользователь акватории и водозабора, деньги идут в федеральный бюджет.

Прямые налоги для юридических лиц

Перечень прямых налогов юридических лиц немного обширнее. У юридических лиц (фирм, предприятий) они взимаются с:

  1. Прибыли;
  2. Имущества;
  3. Транспорта;
  4. Земли;
  5. Игорного бизнеса;
  6. Водных ресурсов;
  7. Добычи полезных ископаемых;
  8. Доходов работников.

Здесь также можно подробнее рассмотреть механизм исчисления каждого из этих видов отчислений:

  1. Налог на прибыль составляет 20% от итоговой финансовой деятельности и зависит от соотношения доходов и расходов за определенное время. Действует он в отношении всех юридических лиц: и местных, и иностранных, ведущих деятельность с применением классической налоговой системы;
  2. Имущественный — начисляется от среднегодовой стоимости всего движимого и недвижимого имущества, которое числится на балансе юридического лица (для расчетов применяется стоимость объектов по кадастру). Этот налог относится к региональным;
  3. Автотранспортный — удерживается с организаций – владельцев автотранспорта. Деньги перечисляются в местный бюджет;
  4. Земельный — начисляется при наличии на балансе организации земляных наделов. Размер отчислений зависит от кадастровой стоимости надела. Деньги перечисляются в местный бюджет;
  5. Налог на игорный бизнес относится только к владельцам казино, букмекерским конторам, тотализаторам, залам с игровыми автоматами. Этот налог относится к региональным;
  6. Налог на водные ресурсы должен платить в федеральный бюджет пользователь акватории или водозабора;
  7. Налог на добычу полезных ископаемых считают на основе их стоимостного показателя. Деньги платятся в федеральный бюджет;
  8. Удержание с доходов физических лиц происходит с сумм, получаемых работниками. Деньги поступают в местные и региональные бюджеты. Ставка зависит от характера дохода (от 15 до 35%).

Налог с полученного дохода и с предполагаемого

Прямые налоги подразделяются еще на две большие группы:

  1. С полученного дохода;
  2. С предполагаемого.

В первом случаем объектом для начисления выступает полученный доход, тот, который уже получили. Примером могут служить:

  • Налогооблагаемая сумма прибыли налогоплательщика;
  • Налогооблагаемая стоимость имущества.

Во втором случае не все так однозначно. Здесь взимается оплата за предполагаемую прибыль, т.е. получить прибыль предполагается, но не означает, что она будет получена. Сюда можно отнести такие категории налогов:

  • На недвижимость;
  • На автотранспорт;
  • На добычу полезных ископаемых.

Из-за сомнительности получения прибыли (которую еще нужно рассчитать) при обязательных уплатах, этот раздел налогообложения вызывает часто бурю негодований.

Особенностью прямых налогов является то, что бремя их выплат полностью ложится на налогоплательщика. Желание платить меньшую сумму часто заставляет, нечистых на руку, людей искать всевозможные «лазейки» для сокрытия прибыли, декларировать меньшие суммы, скрывать наличие имущества или оценивать его дешевле, чем фактическая стоимость. Из-за этого прибыль государству по прямым налогам, как правило, меньше.

Косвенные налоги

К косвенным относятся всевозможные надбавки (акциз, пошлины, НДС) к цене товара или услуги, которые фактически платит потребитель, используя налогоплательщика, как посредника. Получается, что потребитель оплачивает стоимость товара (услуги) продавцу, а продавец уже осуществляет плату налога в казну государства. Налоговая нагрузка здесь целиком ложится на конечного потребителя (покупателя), но в бюджет налоги попадают непосредственно от продавца (поставщика услуг или товара), как посредника. Это значит, что покупатель, сам оплачивает налог, не подозревая даже об этом.

Этот налог делится на 4 группы:

  1. Универсальные;
  2. Индивидуальные;
  3. Фискальные;
  4. Таможенная пошлина.

Стоит подробнее рассмотреть, какие виды косвенных налогов бывают, чтобы понять, для чего и за что мы, потребители, платим.

  1. Универсальные. Что подразумевается под ними? Сюда входят все надбавки, которые уже есть в составе цены на товары и услуги. НДС (налог на добавленную стоимость), уплачиваемый потребителем продавцу, яркий тому пример. Универсальные налоги считаются основным источником финансирования бюджета и составляют почти четверть всех поступающих начислений. В некоторых странах это единственный пример такого налога;
  2. Индивидуальные. Сюда можно отнести те начисления, которыми облагаются определенные категории товаров или услуг. Например, так называемый, акцизный сбор за товары определенных видов (табак, спирт, топливо), налог на покупку или продажу недвижимости и т.д.
  3. Фискальные. Сюда входят платежи в государственную казну за получение документов, выдача которых разрешена только государственными учреждениями. К примеру, к таким платежам относят плату за лицензии.
  4. Таможенные пошлины. В эту группу входят таможенные сборы, которые уплачивают импортеры и экспортеры продукции за ее ввоз и вывоз. По сути, сумма таможенных пошлин также включается в стоимость товара при продаже.

Про эти виды налогов можно сказать, что они являются основной частью государственного бюджета. Но большую часть косвенного налога составляют акцизы и НДС. Эти выплаты труднее избежать, поэтому они поступают в казну государства в полном объеме.

Преимущества и недостатки

К достоинствам косвенного налогообложения можно отнести его закрытость для тех, кто фактически несет данное бремя.

К недостаткам — потерю части прибыли налогоплательщика. Это происходит вследствие того, что при повышении акциза или таможенного сбора повышается розничная цена, из-за чего падает спрос на товар, а продавец вынужден снизить цену продажи, теряя часть запланированной прибыли. Еще в один минус можно записать и то, что налоговая нагрузка распределена неравномерно между разными слоями населения с различным уровнем жизни.

Например, рост цен на сумму косвенного налога людьми с невысокими доходами ощущается больше, чем для класса с более высоким уровнем. Конечно, правильнее было бы применять более низкие ставки на товары, рассчитанные для менее зажиточных слоев населения, и наоборот, товары, рассчитанные на более обеспеченные слои, можно было бы облагать завышенной ставкой. Также отрицательным моментом можно считать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране.

Важность прямых и косвенных налогов

Соотношение размеров прямых налогов и косвенных очень важно для функционирования налоговой системы страны. Например, в России сейчас идет тенденция к изменению долевого участия их в бюджете. Правильное распределение налоговой нагрузки позволит избежать влияния одной из разновидностей таких начислений на формирование государственного бюджета.

Сейчас, например, прямые налоги, поступающие от организаций, преобладают над теми, которые платят физические лица. В то же время, процент выплат по косвенным в несколько раз выше, чем по прямым налогам. Такие картины наблюдаются обычно в развивающихся странах. Развитые страны (к чему и нам надо стремиться) делают упор на прямое налогообложение.

CATBACK.RU

Все темы: Налогообложение

Налог. Классификация налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

  • императивно-обязательный характер;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма;
  • публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц;
  • смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

  • имущественные налоги;
  • ресурсные налоги (рентные платежи);
  • налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  • налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

  • налоги, относимые на индивидуальный доход;
  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

  • собственные (закрепленные) налоги;
  • регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

  • периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
  • срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Существуют три способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Источник — Т.А. Фролова Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Все теоретические статьи

Понятие налога и сбора. Установление, введение и отмена налогов и сборов. Функции налогов. Элементы налога. Виды налогов. Федеральные, региональные и местные налоги. Прямые и косвенные налоги. Общие и целевые налоги. Источники уплаты налогов.-Методы взимания налогов.  

Общие и целевые налоги  
В зависимости от целей их использования налоги подразделяются на общие и целевые.  
Все налоги по их использованию подразделяются на общие и целевые. Общие налоги поступают в бюджеты государства и местных органов власти для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго определенное назначение так, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.  
В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования. ,  
Кроме того, различают такие критерии классификации налогов, как место поступления (закрепленные и регулирующие), уровень управления (федеральные, региональные и местные), цели использования (общие и целевые), сроки оплаты (регулярные и разовые).  
Налоги в зависимости от взимающего органа подразделяются на государственные и местные по использованию — на общие и целевые. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов целевые налоги имеют целевое назначение (отчисления в пенсионный фонд, дорожные фонды, на социальное страхование).  
По критерию использования налоговых поступлений налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета.  
Существование большого числа налогов неоправданно с экономической точки зрения, так как количество объектов налогообложения весьма ограничено (доход, добавленная стоимость, стоимость имущества, производство определенных видов продукции, совершение определенных видов операций), а установление целевых налогов и сборов противоречит общим принципам налогообложения.  
Относительно оборотных финансовых активов известно, что их увеличение на 43103,4 тыс. руб. произошло за счет поступившего целевого финансирования (7695,7 тыс. руб.), реализации продукции (5420,6 тыс. руб.), предоплат (19632,7 тыс. руб.) и полученного кредита (3630,0 тыс. руб.), а также внереализационных доходов (423,1 тыс. руб.). При этом расходы и платежи в отчетном периоде были направлены на погашение кредита (3538,0 тыс. руб.), кредиторской задолженности (21701,5 тыс. руб.), а также выплату заработной платы и отчисление, налогов и неналоговых платежей в бюджет и социальные фонды, на перечисление процентов по кредиту и других обязательств (11009,6 тыс. руб.). Общий прирост ОФА поэтому находится на уровне 553,0 тыс. руб.  
Движение заемного капитала внутреннего (см. табл. 4.8), отражаемое по разделу 13, происходит в результате начисления всех доходов к выплатам. В состав начислений включаются оплата труда (4404,0 тыс. руб.), отчисления в социальные фонды, налоги, сборы, пошлины и штрафы (2591,6 тыс. руб.), проценты за кредит (1410,8 тыс. руб.), которые относятся на удорожание продукции (общая сумма 8406,4 тыс. руб.) налоги в бюджет (1246,8 тыс. руб.), источником которых выступает балансовая и чистая прибыль НДС по расчету как сумма от НДС с выручки (4119,9 тыс. руб.) за вычетом НДС оплаченного (3501,2 тыс. руб.), а также НДС с авансов полученных (3272,8 тыс. руб.) и целевого финансирования (1282,6 тыс. руб.) за вычетом НДС со сторнированных сумм (соответственно 3176,3 и 240,0 тыс. руб.).  
Такие взносы по своему характеру следует отнести к категории целевых налогов. Расходы на выплаты государственных пенсий и других социальных пособий могут финансироваться и за счет иных источников, например общих налоговых поступлений. Использование формы целевых налогов в данном случае представляется оправданным с социально-политической точки зрения.  
Равным называют метод налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога Это — подушное налогообложение, самый древний и простой вид налогообложения. Данный метод не учитывает имущественного положения налогоплательщика и поэтому применяется лишь в исключительных случаях. Примером могут служить некоторые целевые налоги. Использование метода равного налогообложения объясняется тем, что данные налоги ориентированы не на способность плательщика к уплате налога, а на удовлетворение какой-либо конкретной потребности налогоплательщика как члена общества. Общая потребность удовлетворяется общими равными усилиями налогоплательщиков.  
Общие налоги представляют собой наиболее многочисленный вид налогов, взимаемых в бюджеты различных уровней и расходуемых на реализацию различных функций государства..Целевые налоги взимаются в специальные фонды и расходуются на реализацию определенных программ (например конъюнктурный налог в ФРГ, социальные налоги в государствах—членах ЕС).  
По их использованию налоги подразделяются на общие и специальные (целевые).  
Взносы застрахованных представляют прямой вычет из их дохода и по существу являются прямым целевым налогом. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Действуют страховые ставки для застрахованных и предпринимателей. В одних странах (ФРГ) они одинаковые для двух групп плательщиков, в других (Великобритания, Франция) — разные. В большинстве стран ставки для застрахованных устанавливаются в процентах к доходу, а для предпринимателей — в процентах не к общему фонду заработной платы, а к заранее определенной максимальной валовой заработной плате, т. е. сумма, превышающая этот максимум, не учитывается. Поэтому чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений производят они в социальные фонды. Крупные компании платят относительно меньше в социальные фонды. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары. В странах действует либо один взнос по всем видам страхования (Великобритания), либо несколько (ФРГ), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг.  
Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России — это Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в общий котел госбюджета, а расходовались строго по назначению — на строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.д. В России в 1998 г. на долю целевых бюджетных фондов приходилось около 5% расходной части консолидированного бюджета. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль для бюджета.  
Выделяются также налоги общие и налоги целевые. За счёт поступлений общих налогов формируется доходная часть бюджета, и эти средства могут быть в дальнейшем направлены на любые цели, предусмотренные в бюджете. В отличие от общих, поступления от целевых налогов могут быть направлены только на специально оговорённые в законодательстве цели. Так, поступления от подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др. могут быть направлены на любые предусмотренные бюджетом цели, в то время как поступления от сбора на нужды образовательных учреждений — только на финансирование расходов на образование.  
Отдельно могут взиматься целевые налога и сборы для финансирования системы социального страхования, на какие-либо научные, экономические и др. цели. Собранные от них средства аккумулируются в закрытых доверительных фондах и расходуются (в отличие от поступлений за счёт других, общих налогов и сборов) только на определённые цели, отражённые обычно в наименовании фонда. Часто такие фонды выводятся за бюджет и становятся внебюджетными, хотя, как правило, остаются при этом под общим контролем государства. Объём таких фондов в недавнем прошлом был незначительным, однако в последние десятилетия быстро увеличивался в связи с тем, что развитые государства осознали роль социальной защиты в обеспечении экономического потенциала нации, её способности производить современные высококачественные и конкурентоспособные товары и услуги, не создавая в стране социальной напряжённости.  
Дебет счета 20 Основное производство и других счетов затрат (23, 25, 25) на общую сумму отчислений кроме того, к начисленной сумме оплаты труда по всем основаниям производится отчисление 1% транспортного налога как целевого налога, при этом делается проводка  
Вопрос об объединении изъятий из прибылей госпредприятий, которые носили общий (не целевой) характер, был поднят еще в 1928 г, В 1928/29 г. Наркомфин СССР разработал проект замены подоходного налога с госпредприятий, отчислений от прибылей в доходы государственного и местных бюджетов н отчислений иа нужды профессионально-технического образования единым отчислением от прибылей. Налоговая реформа 1930 г. пошла в этом отношении значительно дальше, как зто видно из приведенных ниже данных о распределении прибылей госпредприятий до и после реформы (в % к итогу).  
В зависимости от цели использования налоги делятся на общие и специальные (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд. Специальные налоги имеют строго целевое назначение.  
В соответствии с вышеназванным указом с 1 января 1997 г. сокращено число налогов (обязательных платежей) за счет их укрепления и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений облегчено налоговое бремя производителей продукции (работ, услуг) ликвидировано двойное налогообложение путем четкого определения налогооблагаемой базы сокращены льготы и исключения из общего режима налогообложения увеличена роль экологических налогов и штрафов а также в целях развития налогового федерализма будут установлены минимальные значения долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений (табл. 9).  

В центре круговой формы этого хозяйства, как показывает его схема, находится государство, обеспечивающее общий правопорядок и организованность рыночных связей посредством создания определенных институциональных органов (товарные биржи, монетные дворы и т.д.) Наряду с этим государство, как показано, взимает с домашних хозяйств и бизнеса налоги и формирует за их счет бюджетный и другие внебюджетные фонды. Из них оно затем обратно направляет в виде трансфертов и целевых дотаций часть средств субъектам экономических отношений. Кроме этого, государственные органы на деньги фондов закупают на обоих рынках товары для армии, больниц, школ, вузов и т.д. Такова эмпирически конкретная самая общая форма экономики К. Теперь согласно формально-логическому общенаучному методу необходимо выявить ее самую глубинную сущность в характерном для нее абстрактном содержании А.  
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ РФ — налоги, устанавливаемые в федеративном государстве федеральными органами законодательной власти и поступающие в федеральный бюджет (включая целевые бюджетные фонды) и (или) распределяемые между различными уровнями бюджетной системы. Статус Ф.н. означает, что налоговая база, налоговая ставка и общий порядок уплаты налога в бюджет определяются федеральным законодательством.  
В зависимости от направления использования налоги бывают общие и специфические. ОБЩИЕ налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).  
По порядку использования необходимо различать ОБЩИЕ налоги, которые поступают в единую кассу государства, и ЦЕЛЕВЫЕ, или специальные, имеющие определенное назначение (например, сборы с владельцев собак, за парковку автомобилей).  
В зависимости от назначения налоги в налоговой системе Российской Федерации подразделяются на общие (обезличенные) и целевые (специальные). Отличительной особенностью общих налогов является то, что доходы от них после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются, так как поступают в общую бюджетную копилку и расходуются на любые цели, определенные в соответствующем бюджете.  
В отличие от них специальные налоги, имея строгое целевое назначение, закреплены за определенными видами бюджетов. В Российской Федерации примером специального налога может служить единый социальный налог (ЕСН), поступления от которого зачисляются в федеральный бюджет (за минусом взноса по обязательному пенсионному страхованию) и во внебюджетные государственные социальные фонды. При этом ставка ЕСН, учитывая его целевой характер, предусматривает его распределение по каждому фонду — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Суммы ЕСН, зачисляемые в федеральный бюджет, расходуются на выплату базовой части пенсии, т. е. тоже имеет целевое назначение. К числу целевых относится транспортный налог, в определенной доле поступления по налогу на добычу полезных ископаемых (на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Использование доходов от взимания целевых налогов подвергается более жесткому администрированию, чем использование доходов от реализации общих налогов.  
Рассматривая зарубежный опыт поддержания конкурентоспособности химической продукции, следует отметить, что, несмотря на либерализацию общих условий экономической деятельности, в развитых странах разработана действенная система государственной защиты национальных интересов на внешнем и на внутреннем рынке, основанная на использовании как инструментов финансового характера—финансирование экспорта через целевые фонды, государственные гарантии и страхование предоставляемых иностранным покупателям фирменных или банковских кредитов, так и прямого административного вмешательства — квотирование экспорта в случае дефицита товара внутри страны или высоких таможенных тарифов и импортных налогов во избежание его перепроизводства.  
Социальный налог — группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Общее между этими платежами то, что они рассчитываются на единой базе. С 1 января 2001 года страховые взносы, существующие в настоящее время и уплачиваемые в  
Решающее значение имеет также определение термина бюджет . В некоторых странах данным термином обозначаются только сметы, связанные с годовыми ассигнованиями средств законодательным органом. Однако такая концепция может охватывать лишь незначительную часть совокупных фискальных операций. Проведение различных видов операций может определяться вне процесса установления годовых ассигнований, поэтому они называются внебюджетными, и некоторые внебюджетные фонды (например, фонды социального обеспечения) отделены от общего фонда средств органов государственного управления. Бюджетные средства часто переводятся во внебюджетные фонды, и бюджет подвергается риску, если поступления в такой фонд оказываются ниже или расходование средств фонда выше, чем предполагалось. В некоторых странах созданы внебюджетные фонды и в них перечисляются целевые налоги. Несмотря на то что могут существовать веские причины для создания некоторых фондов за рамками бюджета, а также для выделения средств целевым назначением, чрезмерное использование подобных механизмов может снизить степень прозрачности (а также ослабить контроль за налогово-бюджетной политикой и уменьшить ее гибкость)20. Поэтому важно, чтобы деятельность внебюджетных фондов подчинялась той же дисциплине, которая действует в отношении бюджетных ассигнований. Кроме того, должны действовать правила и положения в отношении подотчетности руководства внебюджетных фондов, а также учета и аудита внебюджетных фондов.  
П по разделу Прибыль и фонды в виде прибыли от всех видов деятельности (1262,2 тыс. руб.) и дохода от внереализационных операций (423,1 тыс. руб.), а также пополнения фондов за счет целевого финансирования (1440,0 тыс. руб.). Из общей суммы поступлений на налоги в бюджет и внебюджетные фонды, штрафы, выплату дивидендов, страховые и прочие платежи было направлено 1246,8 тыс. руб. Оставшаяся часть прибыли связана с внутренним перемещением в размере 2817,0 тыс. руб.  
По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).  
В соответствии со ст. 19—21 Закона Об основах налоговой системы Российской Федерации к федеральным налогам были отнесены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования проводимых государством мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения.  
Президент фирмы, недовольный высоким уровнем постоянных затрат, считает, что необходимо изменить организационную структуру фирмы. Он хотел бы поставить руководителя отдела сбыта во главе продуктовой группы 3, руководителя производства — во главе продуктовой группы 2, а руководителя отдела закупок — во главе продуктовой группы 1. Производственные мощности должны выделяться продуктовым группам в соответствии с потребностью в них. Руководителям продуктовых групп должен быть задан норматив прямых постоянных затрат. Однако, по мнению президента, и административные постоянные затраты должны быть распределены по продуктовым группам. Бюджет не должен быть утвержден до тех пор, пока каждый руководитель продуктовой группы не возьмет на себя обязательство покрыть свою долю этих затрат. Только после этого президент готов признать руководителей продуктовых групп настоящими шефами центров прибыли. В общем же он считает, что бюджет должен обеспечивать целевую прибыль в размере 15% (до уплаты налогов) на инвестированный капитал. Однако, поскольку президент не очень любит цифры, ему было бы приятно получить от контроллера как от продавца планов графическое представление нового бюджета.  
В итоговой графе (см. таблицу на рис. 31) из суммы покрытия Ш вычитаются общие постоянные затраты, а также величина целевого дохода с капитала, которая, как уже было показано в гл. 1, определяется с помощью целевой величины рентабельности капитала до выплаты налога на прибыль. Поэтому отрицательный стандартизованный результат, названный так по причине частичного включения в фактические данные стандартизованных и бюджетных величин, будет означать, что менеджеры не справились с достижением цели по доходности капитала.  
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на закрепленные (непосредственно и целиком поступающие в конкретный бюджет или внебюджетный фонд) и регулирующие (разноуровневые) — поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству. По характеру использования налогового платежа выделяют общие налоги (покрывают различные расходы бюджета) и целевые (платеж идет по строго определенному назначению,  
Поступления на премирование за выполнение важных заданий и на оказание единовременной помощи из фонда министра путей сообщения. Полученные средства дорога записывает в кредит счёта финансирования и целевых поступлений. Этот счёт дебитуют на сумму выданных премий и единовременных пособий. Премии подлежат обложению налогом в общем порядке отчислений на социальное страхование с премий не производят. С сумм единовременной помощи на-  

Что такое косвенный налог

Что относится к прямым сборам

Прямые налоги разделяются по категориям для физических и юридических лиц. Так, для первой категории граждан налогами облагаются:
недвижимое имущество (земельные участки, квартиры, частные дома, иные постройки);

  • движимое имущество (легковой и грузовой транспорт);
  • водные ресурсы (озера и пруды, являющееся частной собственностью);
  • источники прибыли (заработная плата, премии, торговля на рынке ценных бумаг и иные источники доходов).

Юридические лица вынуждены платить прямые налоги за недвижимость, имущество, транспорт, полезные ископаемые, а также еще за две группы денежных поступлений:

  • доходы предприятия (налог взимается со всех юридических лиц, ведущих прибыльный бизнес);
  • игорный бизнес (любые букмекерские конторы, казино, тотализаторы и иные игорные заведения подлежат обязательному налогообложению, при этом размер отчислений зависит от размера прибыли).

Косвенные отчисления в бюджет

Косвенные налоги – это обязательные отчисления, взимаемые с прибыли от продажи товаров и услуг. Главная особенность непрямого налога (который также может именоваться добавочным) заключается в том, что он изначально включается в итоговую стоимость. Таким образом, приобретая товар или услугу, покупатель оплачивает, в том числе, и сумму отчислений, которые будут направлены продавцом в бюджет государства.

ВАЖНО! По мнению многих экспертов, прямые налоги приносят в казну страны гораздо меньший доход по сравнению с косвенными отчислениями. Поэтому добавочные налоги являются важной составляющей национальной экономики.

В итоге на вопрос «что значит косвенный налог простыми словами?» можно ответить, что это дополнительная наценка на товар, устанавливаемая продавцом с целью дальнейшего отчисления в государственный бюджет.

Важные особенности добавочных сборов

Итак, мы определили, что значит косвенный налог. Но есть ли у него свои особенности, отличающие его от прямых финансовых обязательств перед государством? К числу таких характеристик можно отнести:

  • оперативность перечисления в государственный бюджет (сумма налога оказывается на счете ФНС в максимально короткие сроки после реализации товара или услуги);
  • высокая доходность для бюджета, так как косвенными налогами облагается большинство товаров и услуг в Российской Федерации;
  • простой расчет, базирующийся на нескольких основных формулах;
  • закрытые выплаты (большинство потребителей даже не задумываются о том, что при покупке товаров они вносят определенный доход в государственную казну);
  • участие посредника при передаче налога (таким связующим звеном между покупателем и государством является продавец товара).

Виды косвенных налогов

Многих россиян интересует, что относится к косвенным налогам. На сегодняшний день принято выделять несколько основных видов непрямых отчислений в бюджет:

  • НДС;
  • акцизы;
  • государственные и таможенные пошлины.

НДС

Самый распространенный косвенный налог на товары и услуги в России – это НДС (налог на добавленную стоимость). Данное налоговое обязательство устанавливается практически на все виды товаров, услуг или работ, реализуемых на территории Российской Федерации. Также НДС применяется в случае ввоза товаров из-за рубежа.

Налог на добавленную стоимость является одним из самых важных и играет особую роль в формировании государственной казны. Согласно данным статистики, доходы от НДС составляют до 40% поступлений в бюджет страны.

ВАЖНО! Платить НДС должен каждый субъект российского бизнеса, реализующий товары или услуги с добавленной стоимостью.

В зависимости от того, сколько стадий пройдет товар на пути к потребителю, столько раз при его приобретении будет взиматься налог на добавленную стоимость. Например, владелец оптового склада — ИП Сергеев – закупает постельное белье у производителя – ИП Васильева. После этого Сергеев перепродает комплекты белья ИП Кузнецову, имеющему свой розничный магазин. И только в данном магазине товар попадает в руки к конечному потребителю. При этом каждый из предпринимателей должен оплатить НДС, сумма которого будет включена в стоимость товара, продаваемого следующему участнику данной цепочки с определенной денежной надбавкой.

Налогом на добавленную стоимость облагаются практически все товары и услуги. Однако, согласно статье 149 НК РФ, данный налог не взимается со следующих товаров и услуг:

  • отдельных товаров медицинского назначения, услуг по медицинскому уходу за нетрудоспособными гражданами;
  • при предоставлении помещений в аренду иностранным организациям;
  • услуг, предоставляемых организациями по дошкольному воспитанию детей;
  • городских пассажирских перевозок;
  • ритуальных услуг.

ВАЖНО! Полный перечень товаров и услуг, которые не облагаются НДС, представлены в подпунктах 1-34 п.2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для всех остальных категорий на сегодняшний день могут быть установлены три значения НДС:

  • 0% — для льготных категорий, к числу которых относятся экспортные операции, международные перевозки, транспортировка нефти и газа, космическая отрасль;
  • 10% — для определенного рода продукции (в том числе, продуктов питания, товаров для детей, медикаментов, периодической печати, авиаперевозок);
  • 20% — для всех остальных товаров и услуг.

Отметим, что до 1 января 2019 года базовая ставка налога на добавленную стоимость составляла 18%, но затем была повышена на 2%. Таким образом, большинство продукции в России облагается налогом в размере 20% от стоимости.

Акцизы

Еще одним косвенным налогом является акциз, который распространяется на ограниченные наименования продукции. Так, акцизы входят в цену:

  • автомобильного топлива (бензина и дизеля);
  • природного газа;
  • алкогольной продукции;
  • табачных изделий;
  • этилового спирта;
  • спиртосодержащей продукции;
  • легковых автомобилей;
  • мотоциклов.

В России на данный момент не существует единой ставки по акцизам, значение данного налога во всех случаях устанавливается индивидуально для каждой группы продукции.

ВАЖНО! Значения акциз утверждаются на текущий календарный год, а также еще на 24 последующих месяца.

Таможенные сборы

При ответе на вопрос «какой налог является косвенным?», нельзя забывать и про таможенные сборы. Данный вид налогообложения предусмотрен для индивидуальных предпринимателей и компаний, ввозящих товары на территорию России из зарубежных стран. Для таможенных сборов не существует единой тарифной ставки: объем платежей в бюджет страны в данном случае зависит от условий действующих международных соглашений, заключенных между Российской Федерацией и другими странами. Основанием для вычета налога становятся декларации, заполненные импортерами.

ВАЖНО! При ввозе товара из-за рубежа предприниматель обязан подать налоговую декларацию в течение 15 дней с того момента, когда продукция была перевезена через границу.

Государственные пошлины

Государственные пошлины – еще один ответ на вопрос «что такое косвенный налог?». Данный вид сборов также относится к непрямым отчислениям в бюджет страны. Госпошлины взимаются за оказание определенных юридических услуг, предоставляемых государственными органами. Данные платежи используются только в тот момент, когда потребителю нужно воспользоваться услугами, предоставляемыми государством. Например, оформить паспорт, поставить машину на учет в ГИБДД, официально зарегистрировать брачный союз и т.д. Поэтому отнести такой вид сборов к прямым налогам не получится.

Непрямые налоги являются лишь частью доходов государственной казны. В целом же бюджет формируют все виды обязательных отчислений со стороны граждан. Разные возможности сочетания прямых и косвенных налогов позволяют формировать несколько моделей налогообложения, которые существуют в разных странах мира:

  • Англосаксонская модель. Для данной системы характерен небольшой объем косвенных налогов. В первую очередь модель направлена на прямое налогообложение физических лиц. Так, например, в США 44% поступлений в национальный бюджет составляют подоходные налоги. Такая же система характерна для Австралии, Великобритании, Канады и многих других стран мира.
  • Евроконтинентальная модель отличается высоким размером отчислений на нужды социального страхования. Также для данной системы характерен высокий уровень поступлений от уплаты непрямых налогов.
  • Латиноамериканская модель ориентируется на большой процент бюджетных доходов от непрямых налогов. Налоговые отчисления возрастают по мере роста цен, связанного с инфляцией, что позволяет в определенной мере защитить государственный бюджет.
  • Модели смешанного типа характерны для многих государств. Такие схемы применяются для диверсификации структуры доходов, нивелируя влияние отдельных типов налогообложения. Главная задача данной модели заключается в том, чтобы сделать прямые налоги основными источниками поступлений, но с преобладанием доли сборов со стороны бизнеса, а не от подоходного налога.

Эксперты в области экономики считают, что налоговая система, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, является наиболее близкой к латиноамериканской модели. Также в российской схеме присутствуют элементы евроконтинентальной модели налогообложения.

Поступления налогов со стороны бизнеса и предпринимателей на сегодняшний день в России составляют порядка 70%.

Заключение

Косвенные налоги составляют существенную часть государственного бюджета Российской Федерации. При этом большинство реальных плательщиков данных сборов даже не задумываются, что практически каждый день они вносят определенную сумму в бюджет страны. Все дело в том, что косвенные налоги включаются продавцом в конечную стоимость товаров или услуг, поэтому налог становится незаметным для покупателя, но крайне важным для российской

Существующие критерии классификации налогов на прямые и косвенные. Основные признаки косвенного налога.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 14

Классификация налогов предусматривает их разделение на прямые и косвенные. Существует несколько критериев деления налогов на прямые и косвенные:

1) По способу обложения и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги имеют постоянное основание для их взимания. Это налоги непосредственно на доходы или имущество налогоплательщиков. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно, другими словами, у прямого налога субъект и носитель налога — одно лицо и прямо пропорциональны платежеспособности. Прямое налогообложение по сравнению с косвенным более точно учитывает доходы налогоплательщиков, при этом, возможно, адресное применение льгот.

2) В зависимости от принципов исчисления прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные — это прямые налоги, которыми облагаются отдельные имущественные объекты. Они не учитывают фактический доход от имущества, состояние этого имущества, положение налогоплательщика. Первоначально возникли такие реальные налоги как поземельный, подушный, подомовой и т. д. Для современных налоговых систем характерно преобладание прямых личных налогов. Личными налогами называются налоги, объектом обложения которых является не имущество, а учтенный доход или часть дохода налогоплательщика. Личный налог отличается от реального тем, что при его исчислении учитываются индивидуальные характеристики налогоплательщика: размер семьи, наличие иждивенцев, социальный статус, фактический размер дохода и др.

Между реальными и личными налогами существуют определенные различия.

1. Реальные налоги взимаются, как правило, в пропорциональных ставках, а личные в прогрессивных.

2. Реальные налоги взимаются по доходу, исчисленному по внешнему признаку, а личные — по фактическому доходу.

Косвенные налоги отражают изменчивость обстоятельств. Это налоги на определенные товары и услуги (например, акцизы, налог на добавленную стоимость). Косвенные налоги являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости. Практика показала, что косвенные налоги являются наиболее перелагаемыми и они наиболее обременительны для потребителей товаров, работ и услуг. Косвенные налоги не учитывают доходы граждан, их социальное положение, а потому способствуют поляризации общества. При косвенном налогообложении происходит многократное обложение одного и того же объекта, и в силу этого служат мощным фактором инфляционных процессов.

Исходя из названных критериев различия между прямыми и косвенными налогами можно свести к подоходно-расходному принципу. Налоги, падающие непосредственно на налогоплательщика и которые не могут быть переложены в сфере обращения рассматриваются как прямые налоги.

3) По способу оценки платежеспособности налогоплательщика. Прямые налоги взимаются при непосредственном, а косвенные — при опосредованном установлении платежеспособности.

Основные признаки косвенного налога:

1. Исполнитель налогового обязательства — конечный потребитель, который приобретает товары или пользуется услугами физических и юридических лиц;

2. Экономические отношения с государством — налоги начисляются в казну через посредника в виде владельца организации или производителя;

3. Объект налогообложения — товары и услуги, которые реализуются, выполненные работы;

4. Факторы определения величины налога — ценовая категория товара и услуг, тарифы и т. д.;

5. Зависимость налогов от финансовой деятельности — зависимости нет;

6. Расчет — простой, базируется на нескольких формулах;

7. Участие в образовании цены — влияет на повышение или понижение цены на товар и услуги;

8. Степень открытости — закрытые выплаты, за счет чего многие потребители не осознают размер налогов, которые они выплачивают государству.