Классы автобусов по вместимости

Пассажирские АТС в зависимости от назначения, конструкции и пассажировместимости подразделяются на легковые автомобили и автобусы.

Согласно международной классификации и ОН 025 270-66 по этому признаку автобусы делятся на 5 классов (с 22 по 62) : особо малый, малый, средний, большой, особо большой.

класс ТС

длина кузова,

м

2 первые цифры

индекса

особо малые

до 5,0

малые

6,0 — 7,5

средние

8,0 — 9,5

большие

10,5 — 12,0

особо большие

бол. 12

Экономически важное для СССР деление по габаритной длине кузова утратило свое значение и остается актуальным для междугородных и туристских автобусов.

Автобусы отличаются от легковых автомобилей большим (бол.8) числом мест для пассажиров.

Пассажировместимость для городских и пригородных автобусов рассчитывается как число мест для сидения и стояния, для других автобусов — для сидения пассажиров.

  • Номинальная вместимость – в межпиковое время: не мен. 0,315 м2 для сидящего, 0,2 м2 для стоящего пассажира,
  • Предельная вместимость – в часы пик: до 0,125 м2.

По пассажировместимости автобусы делятся на 5 классов:

  • особо малой (до 10 мест), малой (до 25), средней (40-50), большой (60-80), особо большой вместимости (100-120 мест).

Показатель в сумме с назначением диктует:

  • габариты и планировку: число и размещение мест для пассажиров, ручной клади, багажа и персонала,
  • оборудование салона, тягово — мощностные и экономические качества силовой установки автобуса,
  • более высокие требования к квалификации и опыту работы водителей (транспортных средств категории D).

Автобусы по назначению делятся на 5 групп, каждая из которых имеет конструктивные особенности, связанные с условиями эксплуатации:

  • городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения, междугородные, туристские, экскурсионные. специальные.

Городские автобусы эксплуатируются в качестве городского линейного общественного транспорта, что предполагает большое число пассажиров, интенсивный пассажирообмен, частые остановки и относительно небольшие расстояния. Пассажиры перевозятся сидя и стоя, в автобусах особо малой вместимости — только сидя. Условия эксплуатации диктуют характеристики городских автобусов:

  • минимум невысоких ступеней, поручни и накопительные площадки около дверей для ускорения выхода и входа большого числа пассажиров,
  • широкий центральный проход и несколько широких дверей, ровный и низкий пол,
  • расположение и удобство сидений,
  • место кондуктора у задней двери, .
  • большая площадь остекления, хорошее искусственное освещение, отопление и вентиляция.

Автоматические гидромеханические передачи современных автобусов облегчают труд водителя. К городским автобусам относятся автобусы ЛАЗ-695Н, ЛАЗ-695А, Икарус-260 и ЛиАЗ-677.

Междугородные автобусы предназначены для перевозок только сидящих пассажиров на дальние расстояния, что делает необходимым удобные мягкие кресла с регулируемой спинкой, 4-хрядное расположение кресел, большие багажные отделения с местами для ручной клади. Удобства салона и сидений обратно пропорциональны протяженности маршрутов. Спальные автобусы — это модификация оснащенных спальными местами междугородных автобусов.

Пригородные автобусы отличаются редкими остановками от городских и небольшим расстоянием перевозок от междугородних, поэтому в них обычно отсутствуют, накопительные площадки и поручни для пассажиров. На пригородных маршрутах используют городские автобусы и их модификации с четырехрядной планировкой салона и увеличенным числом мест для сидения, накопительными площадками меньшей емкости. Могут отличаться от городских меньшим числом дверей и их шириной.

Туристические автобусы относятся, как правило, к большому классу, двухэтажные с большим остеклением для обзорности. Автобусы дальнего следования используют на международных, в т.ч. туристических маршрутах большой протяженности. Эти автобусы часто по ряду элементов конструктивно близки к междугородным автобусам и отличаются повышенной комфортабельностью.

На базе стандартных автобусов выпускаются модификации, предназначенные для специальных перевозок:

  • Аэродромные или перронные автобусы: для доставки пассажиров к самолету вне дорог общего пользования.
  • Школьные: для перевозки детей, снабжены техническими средствами для обеспечения безопасности: ремни безопасности, специальные световые и звуковые сигналы, низкие подножки, поручни на небольшой высоте, полки для ручной клади.
  • Экскурсионные: для обслуживания экскурсий.
  • Вахтовые или экспедиционные: для перевозки рабочих на место ремонтных, строительных и других работ.
  • Вездеходы: для транспортировки людей в сложных дорожных условиях.
  • Грузопассажирские: для перевозки грузов и пассажиров.
  • Автобусы связи (почтовые): для почтовых перевозок. Междугородные автобусы могут иметь изолированный и пломбируемый отсек для почтовой корреспонденции.
  • Ритуальные автобусы: для обслуживания похоронных процессий.
  • Клубные автобусы: для служебных целей.
  • Подземные: обслуживают шахтные нужды.

Дополнительными признаками являются: используемое горючее, специальное исполнение, принятая конструктором компоновка, колесная формула.

Например: ЛАЗ-4202:

Классификация автобусных маршрутов

Автобусный маршрут представляет собой установленный и соответственно оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Перевозки пассажиров на маршруте осуществляются по утвержденным расписаниям движения.

Автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные, международные.

К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта).

Пригородные маршруты — автобусные маршруты, проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно, Междугородние маршруты — автобусные маршруты, проходящие за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Международные маршруты — автобусные маршруты, проходящие за пределы границ двух и более государств.

Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые и внутриреспубликанские, начинающиеся и оканчивающиеся в пределах области, края, автономной республики, межобластные, межкраевые (проходящие через территорию двух и более областей, краев и автономных республик), межреспубликанские — проходящие на территории двух и более союзных республик.

Среди пригородных и междугородных выделяют сельские автобусные маршруты, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями, два и более районных центра между собой в случае, если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри сельских населенных пунктов.

Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение автобусов на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных — в течение определенного периода времени (сезона).

Порядок организации автобусных маршрутов

Организация новых автобусных маршрутов производится в порядке, установленном в Уставе автомобильного транспорта:

Городских, пригородных — транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта) по согласованию с исполнительными комитетами городских, районных администраций города.

Междугородных:

— в пределах области, края, автономной республики — транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта) по согласованию с соответствующими Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов;

— между областями — Министерством автомобильного транспорта.

Межреспубликанских — Министерством автомобильного транспорта по согласованию с органами управления автомобильным транспортом других союзных республик.

Об открытии маршрутов министерство, транспортные управления (управления пассажирского автомобильного транспорта) издают приказы (указания).

Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо:

— определить потребность в перевозках пассажиров по этому маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток);

— выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия;

— составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

Новые маршруты открываются при наличии устойчивого пассажиропотока и условий, обеспечивающих безопасность движения.

При открытии маршрутов должны предусматриваться:

— расположение начальных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах;

— обеспечение транспортной связи для наибольшего числа пассажиров по кратчайшим направлениям между основными пунктами города;

— использование типа автобусов, соответствующего виду перевозок;

— средства контроля за регулярностью движения;

— обеспечение координированного движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта;

— применение на междугородных маршрутах эффективных систем организации движения.

Выбор трассы автобусного маршрута производится при обязательном соблюдении следующих требований:

— соответствия типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, ледовых и паромных переправ.

— соответствия общего веса автобуса с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты, расположенные на маршруте.

В случае, когда признано целесообразным открыть автобусный маршрут, службой эксплуатации составляется паспорт маршрута, разрабатывается расписание движения автобусов, которое утверждается в установленном порядке.

В паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут: наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги и др.

Если для улучшения обслуживания пассажиров необходимо дополнительно обустроить маршрут линейными сооружениями, одновременно с паспортом разрабатывается план мероприятий по обустройству маршрута с указанием сроков выполнения соответствующих работ, который утверждается одновременно с паспортом. По мере принятия в эксплуатацию новых линейных сооружений вносятся дополнения в паспорт маршрута.

В зависимости от величины пассажиропотока, дорожных условий, при обустройстве автобусного маршрута должно предусматриваться наличие:

· площадок для разворота и отстоя автобусов в начальных и конечных пунктах маршрута, автопавильонов, а в крупных пассажирообразующих пунктах — пассажирских автостанций;

· городских пассажирских автостанций на начальных или конечных пунктах маршрутов;

· посадочных площадок и автопавильонов на промежуточных остановочных пунктах маршрута;

· специальных площадок для заезда — «карманов», посадочных площадок, автопавильонов и в зависимости от размера пассажирооборота — автостанций и автовокзалов на остановочных пунктах пригородных и междугородных маршрутов.

В зависимости от величины и распределения пассажиропотоков на маршруте работу автобусов организуют с обычным, полуэкспрессным (скорым) или экспрессным режимом движения или с режимом движения по системе спаренных рейсов.

При обычном режиме движения остановка автобусов является обязательной на всех остановочных пунктах.

При полуэкспрессном режиме движения автобусы останавливаются лишь на отдельных установленных остановочных пунктах.

Автобусы-экспрессы на городских, пригородных маршрутах следуют от начального до конечного пункта без промежуточных остановок.

На маршрутах, остановочные пункты которых характеризуются большим пассажирообменом, движение автобусов организуется по системе спаренных рейсов. При этом движение каждой пары автобусов на маршруте осуществляется по единому графику (расписанию) и их подача на посадку и отправление от начального остановочного пункта производится одновременно, практически без интервалов. Режим движения по системе спаренных рейсов применяется, как правило, в часы «пик».

При наличии значительного и устойчивого пассажиропотока на какой-либо части маршрута в пределах указанной части маршрута организуются укороченные рейсы.

Экспрессные, полуэкспрессные и укороченные рейсы или маршруты могут быть постоянными или временными (по сезонам года или в течение определенных установленных часов дня, в часы «пик»).

Каждому автобусному маршруту транспортное управление присваивает определенный порядковый номер: городским — от N 1 до 99; пригородным — от N 100 до N 499; междугородным — от N 500 и выше.

Остановочные пункты городских автобусных маршрутов должны размещаться вблизи пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов: жилых массивов, предприятий, культурно-бытовых учреждений, торговых центров, мест массового отдыха, железнодорожных станций, речных и морских портов, аэропортов, станций метрополитена и т.д.

В зависимости от специфики пассажиропотока и его периодических изменений промежуточные остановочные пункты по времени работы подразделяются на постоянные, временные и «по требованию».

Постоянные остановочные пункты устанавливаются в местах с устойчивым и значительным пассажирооборотом, и остановка автобуса на них обязательна.

Временные остановочные пункты устанавливаются при неустойчивом пассажирообороте. В часы уменьшения пассажирооборота автобусы на них не останавливаются. Временные остановочные пункты устанавливаются также в случаях ремонта дорожного полотна на отдельных участках маршрута и в других подобных случаях.

Остановочные пункты по требованию пассажиров устанавливаются в местах с малым и неустойчивым пассажирооборотом.

Минимальное расстояние между остановочными пунктами на обычных городских маршрутах должно составлять 300 — 400 м, максимальное — не более 800 — 1000 м.

Перед открытием автобусного маршрута предприятия и организации создают по согласованию с администрацией города комиссию с участием представителей дорожных органов и ГИБДД. Комиссии обследуют условия организации перевозок на маршруте и составляют акт о готовности маршрута к началу автобусного движения.

При наличии недостатков комиссия определяет в акте меры по их устранению с указанием сроков и ответственных лиц. Маршрут открывается после устранения недостатков, отмеченных в акте.

Об открытии или изменении городских маршрутов население оповещается через местную печать, радио и специальными объявлениями в автобусах и на остановочных пунктах не позднее чем за три дня, а междугородных и пригородных — не позднее чем за пять дней.

После открытия маршрута автотранспортное предприятие организует систематический контроль за организацией перевозок и обслуживанием пассажиров на нем, уточняет направление маршрута, расположение остановочных пунктов, частоту движения, контролирует наполнение автобусов на отдельных участках и эффективность использования подвижного состава.

При организации нового автобусного маршрута или внесения изменения в схему движения действующего маршрута перевозчик представляет организатору следующие документы:

· заявление по форме, устанавливаемой организатором, с указанием маршрута и условий перевозки (вид перевозки, режим движения);

· копию документа о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

· копию лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров;

· схему движения автобусов на маршруте в виде графического условного изображения с указанием остановочных пунктов;

· схемы расположения конечных автобусных остановок, площадок для разворота и отстоя автобусов;

· проект маршрутного расписания, согласованный с владельцами автостанции, расположенной по маршруту следования;

· сведения о составе и квалификации водителей.

Срок рассмотрения заявления с прилагаемыми документами составляет не более 30 дней со дня поступления документов.

После оценки документов на соответствие их требованиям настоящих Правил организатор назначает обследование дорожных условий на автобусном маршруте. Маршрут может быть организован при наличии условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения, обустройства маршрута необходимыми дорожными коммуникациями, площадками для разворота и отстоя автобусов в начальных и конечных пунктах маршрута.

По окончании рассмотрения представленных документов организатором принимается одно из следующих решений:

а) об организации нового маршрута;

б) об изменении схемы движения действующего маршрута;

в) о внесении изменений в сводное маршрутное расписание движения автобусов на действующем маршруте;

г) мотивированный письменный отказ.

Отказ производится в случае невыполнения требований, установленных настоящими Правилами.

Решение об организации нового маршрута, об организации движения автобусов на действующем маршруте или внесении изменения в схему движения действующего маршрута оформляется распоряжением организатора.

На основании распоряжения перевозчик обязан в десятидневный срок составить и представить на утверждение организатору паспорт маршрута в двух экземплярах, согласованный с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и организацией осуществляющей содержание и эксплуатацию автомобильной дороги на данном маршруте, а также сводное маршрутное расписание движения автобусов.

Организатор проверяет правильность оформления паспорта маршрута и сводного маршрутного расписания движения автобусов.

В случае установления нарушений в оформлении названных документов перевозчик обязан в десятидневный срок устранить нарушения.

Передача утвержденного паспорта маршрута или расписания движения автобусов другому перевозчику не допускается.

Закрытие автобусных маршрутов или временное прекращение движения автобусов на маршруте производится организатором в случаях:

— несоответствия дорожных условий требованиям безопасности движения, установленным комиссией по обследованию автобусных маршрутов или органами государственной инспекции безопасности дорожного движения;

— мотивированного ходатайства органа местного самоуправления поселения;

— на основании заявления перевозчика, представляемого организатору не менее чем за 10 дней до предполагаемого срока закрытия маршрута, или на основании заявления о временном прекращении движения автобусов на маршруте на срок до трех месяцев;

— самовольного изменения перевозчиком утвержденной схемы движения автобусов на маршруте или изменения расписания движения автобусов.

Решение о закрытии автобусных маршрутов или временном прекращении движения автобусов на маршруте оформляется распоряжением организатора.

Возобновление движения автобусов на маршруте производится по решению организатора в случае устранения причин, послуживших основанием для временного прекращения движения. Закрытый автобусный маршрут может быть возобновлен в порядке, предусмотренном для организации новых маршрутов.

Утвержденные паспорт маршрута и расписание движения автобусов аннулируются организатором в случаях:

— аннулирования действия лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;

— невозобновления движения на маршруте в течение трехмесячного срока;

— приостановления действия лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров на срок более трех месяцев;

— передачи паспорта маршрута или расписания движения автобусов другому перевозчику;

— самовольного изменения перевозчиком утвержденной схемы движения автобусов на маршруте или изменения расписания движения автобусов;

— троекратное нарушение перевозчиком утвержденного расписания движения автобусов в течение квартала;

— аннулирование паспорта маршрута и расписания движения автобусов осуществляется путем издания распоряжения организатором.

Перевозчики обязаны извещать население о предстоящем открытии, закрытии или изменении маршрута не менее чем за 10 дней путем размещения информации в автобусах, на автобусных остановках, автостанциях, а также через средства массовой информации.

Нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок.

Нормирование скоростей проводят при открытии маршрута, а также (вне очереди) при изменении его трассы, замене подвижного состава и изменении условий движения.

На действующих маршрутах нормирование скоростей проводят в следующие сроки:

· городских и пригородных — не реже одного раза в два года. На маршрутах, проходящих в горной местности и по неусовершенствованным покрытиям, нормирование осуществляется на основании обследования и проведения пробного рейса на реже двух раз в год (в весенне-летний и осенне-зимний периоды);

· междугородных внутриобластных, межобластных и межреспубликанских — не реже одного раза в два года.

Расписание движения автобусов является основой организации работы пассажирского транспорта и обязательно для исполнения всеми участниками перевозочного процесса. Расписание движения автобусов составляется и утверждается:

· для городских маршрутов — мэриями городов;

· для пригородных, междугородных маршрутов внутриобластного и межобластного сообщения — уполномоченным государственным органом в сфере транспорта по согласованию с органами местного самоуправления;

· для маршрутов международного сообщения — уполномоченными государственными органами в сфере транспорта договаривающихся сторон государств.

Расписание движения автобусных маршрутов составляется обезличенно и на длительный период. Переутверждение действующего расписания движения может быть произведено в следующих случаях:

· при изменении пассажиропотока;

· при изменении дорожных условий маршрута;

· при изменении протяженности маршрута.

Для обслуживания пассажиров на маршрутах:

· проводится конкурс на определение автоперевозчика для обслуживания пассажиров на маршрутах в соответствии с Положением о проведении открытых конкурсов на определение автоперевозчика для обслуживания пассажиров на маршрутах;

· заключается контракт между перевозчиком — победителем конкурса и уполномоченным государственным органом в сфере транспорта на обслуживание пригородных и междугородных маршрутов внутриобластного и межобластного сообщений;

· также может проводиться закрепление автобусного маршрута за перевозчиками на временное обслуживание до проведения конкурса сроком до 3-х месяцев;

· издается соответствующее решение уполномоченного государственного органа в сфере транспорта по закреплению перевозчика за станционными сооружениями, с указанием графика и расписания движения автобусов;

· на основании решения о закреплении маршрута, уполномоченный государственный орган в сфере транспорта заключает контракт со станционными сооружениями в соответствии с приложениями 10 и 11 настоящих Правил.

Перевозчик в соответствии с заключенным контрактом на обслуживание маршрута с уполномоченным государственным органом в сфере транспорта, заключает договор со станционными сооружениями об оказании услуг на пассажирские перевозки автомобильным транспортом на маршрутах в соответствии с приложением 12 к настоящим Правилам.

В случае необслуживания закрепленного маршрута перевозчиком в течение одного месяца, уполномоченный государственный орган в сфере транспорта расторгает контракт на обслуживание маршрута, и данный маршрут передается другому перевозчику в соответствии на временное обслуживание до проведения конкурса.

Описание модели ЛиАЗ 5256 (5256)

Двигатель

Модель КамАЗ-7408.10 (7 комплектация)
Тип У-образный, дизельный,4-х тактный, восьмицилиндровый
Расположение заднее продольное
Гарантийная мощность при частоте вращения коленчатого вала 2200 мин-1, кВт (л.с.) 144 (195)
Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 1400-1500 мин-1),Н.и (кгс.м) 100 (70)
Рабочий объем, л 10,85
Степень сжатия 17
Топливо летом: дизельное марки Л-40 или Л-62;
зимой: дизельное марки ДЗ или 3;
3 минус 45°С: дизельное
Системе смазки двигателя смешанная
Применяемые пасла:
летом, выше +5 °C моторное масло М-10-Г2(К)
зимой, ниже +5 °С моторное масло М-8-Г2(К) заменитель всесезонное М-63/10В (ДВ-АСЗП-10В)
Система питания принудительная, воздушный фильтр типа КамАЗ
Система охлаждения жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающая жидкость Тосол А-40
Заправочный объем, л 80

Трансмиссия

Гидромеханическая коробка передач (ГМП)
Модель 192,17
Тип автоматическая, гидромеханическая передача «Львiв-3»
Передаточные числа механического редуктора:
на первой передаче 2,43
на второй 1,44
на прямой 0,98
на заднем ходу 1,97
Управление ГМП автоматическое с выбором режима работы контроллером
Рабочая жидкость масло для гидротрансформаторов и автомеханических коробок марки А
Система охлаждения масла двигателя и ГМП двухсекционный жидкостный масляный теплообменник Карданная передача один карданный вал типа МАЗ-500
Ведущий мост двухступенчатый с бортовыми редукторами производства Венгрии, типа 118.23.
Передаточное число 5,44

Ходовая часть

Передняя подвеска зависимая с регулятором положения кузова и телескопическими амортизаторами. Два упругих элемента типа 260-340

Задняя подвеска зависимая, пневматическая с четырехштанговым направляющим устройством, регуляторами положения кузова, четырьмя амортизаторами и четырьмя упругими элементами типа 260-340
Передний мост с неразрезной балкой Колеса дисковые, с неразборными ободами 8,25×22,5; крепление на шпильках
Шины бескамерные, низкопрофильные типа П/70Р 22,5 (280/70Р 572) модели Д-1Н

Механизмы управления

Рулевое управление рулевой механизм МАЗ-5336, с гидроусилителем ЦТ-70-280, передаточное число 23,6; насос типа КамАЗ-53212 Тормозная система
Рабочая тормозная система колодочный тормоз барабанного типа с клиновым механизмом на всех колесах с пневматический раздельным приводом.
Стояночная тормозная система тормозные механизмы заднего моста с приводом от тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами. Управление пневматическое.
Запасная тормозная система выполняет тормозная система
Вспомогательная тормозная система замедлитель гидродинамический установлен в ГМП.
Управление пневматическое с выбором режима торможения краном управления

Электрооборудование

Система электрооборудования постоянного тока, номинальное напряжение 24 в, однопроводная, отрицательная клемма соединена с кузовом автобуса. Управление дверями, указатели поворотов и нижние габаритные фонари подключены по двухпроводной схеме 65.3701
Генератор Г289-А переменного тока, трехфазный, мощностью 2400 Вт со встроенными выпрямителями. Регулятор напряжения типа Я 120A интегральный, встроенный в щеткодержатель генератора
Аккумуляторные батареи две, 6CT-190 ЭК емкостью 182 А
Стартер СТ-142Б последовательного возбуждения с электромагнитным тяговым реле

Кузов

Кузов цельнометаллический, закрытый, несущий, вагонной компоновки, трехдверный
Радиооборудование радиомикрофонная установка типа АГУ-10-4 и четыре динамических громкоговорителя установленных в салоне
Сиденье водителя мягкое с амортизатором, регулируемое по высоте, продольному направлению и углу наклона спинки

Вместимость заправочных емкостей (л )

Топливный бак 238
Система смазки двигателя (без масляного радиатора) 23
Система охлаждения с учетом системы отопления 72
Емкость масляной системы гидропередачи без учета системы охлаждения 24
Картер главной передачи 14
Колесные редукторы заднего моста 4 (на каждый)
Гидравлическая система и картер рулевого управления 8,5
Картер углового редуктора 0,85
Амортизатор сиденья водителя 0,75

Схемы расположения мест в автобусах дальнего следования

Экскурсионный туризм как будто специально предназначен для автобусных туров. Сегодня такой вид путешествий приобретает все большую популярность. Комфортабельные автобусы дальнего следования позволяют прямо во время путешествия насладиться удовольствием узнавания нового. Такой транспорт значительно отличается от городских автобусов.

Автобусы дальнего следования оборудованы специальными мягкими сидениями, с откидывающейся спинкой и подлокотникам. В них есть полость для перевозки грузов пассажиров, в том числе полки над сиденьями и большое пространство под полом салона автобуса. В самом салоне может быть не только химический туалет, но и диспенсер с холодной и горячей водой, мини-холодильник, телеэкран и другие приспособления для того, чтобы сделать поездку удобной.

При выборе автобуса для длительного экскурсионного тура необходимо учитывать все эти особенности и заранее поинтересоваться, насколько комфортно вам будет в дороге. Еще один важный момент — безопасное расположение в салоне АДС. При покупке билета места принадлежат пассажирам так же, как и в поезде, так что поменять их в дальнейшем не удастся. Схема мест в разных автобусах различается.

Расположение мест в автобусах

Автобусы дальнего следования — популярный вид транспорта, поэтому выпускается много различных модификаций таких автомобилей. Кроме того, перевозчик имеет право самостоятельно оборудовать салон АДС по собственному усмотрению. Поэтому даже автобусы, выпущенные на одном и том же заводе в одно и тоже время, могут отличаться как количеством мест, так и их расположением.

В частности, специальный туристический автобус МАН в типовой модели предназначен для размещения 59 кресел, а нумерация начинается с первого сиденья и с правого ряда. Однако модификация МАН Lion’s Coach R 08 имеет всего 49 посадочных мест, при этом номер первый имеет кресло во втором ряду справа. Первые сиденья от двери не нумеруются, вследствие чего последние получают номера 47 и 49.

Расположение сидений в автобусе MAN Lions Coach R 08 Расположение сидений в автобусе MAN

Такие различия можно встретить у автобусов всех марок. Например, маломерный Мерседес 22360С рассчитан на 20 кресел, а порядок нумерации спутан. Первые места 1 и2 расположены за водителем, а места рядом с ним имеют номера 19 и 20. Дальнейшие ряду нумеруются справа-налево. Другой автобус этого же производителя, Mersedes-Benz 0303, имеет нумерацию слева-направо и вмещает 45 сидячих пассажиров.

Расположение сидений в Расположение сидений в автобусе Mersedes-Benz 0303

автобусе Mersedes-22360C

Изменить расположение мест и оснащение автобуса может и перевозчик, например, убрать несколько кресел, добавить биотуалет, освободить место для служебного помещения. В зависимости от таких новшеств количество, а иногда и расположение пассажирских кресел изменятся. Поэтому покупая билет надо тщательно изучить реальную схему автобуса, попросив ее у перевозчика.

Где безопаснее всего сидеть в автобусе дальнего следования

Безопасность при движении не одинакова для пассажиров, занявших разные места в салоне автобуса. Точно также происходит и в легковых машинах, где наиболее безопасным считается место за спиной у водителя, а наиболее подверженным риску — рядом с ним. При покупке билетов на АДС стоит поискать билет на кресло, расположенное в максимально защищенной зоне автобуса.

Вот несколько принципов безопасности в автобусе:

  • Надежнее всего на месте сразу за водительским сиденьем. Считается, что при возникновении опасности водитель подсознательно постарается защитить себя, соответственно противоположная сторона попадает под удар быстрее всего.
  • Наиболее удобные и спокойные места с хорошим уровнем безопасности расположены в центре салона. Эта зона остается самой целой как при ударе в лоб, так и при наезде сзади. Даже в случае бокового наезда удар может попасть в заднюю часть, миновав середину.
  • Сиденья по правой стороне у прохода, а не у окна, считаются более безопасными, чем по левой.

Полезно также поинтересоваться информацией о безопасности самих пассажирских кресел. Правила безопасности в салоне самолета применимы и к автобусу: не ходить по салону во время движения, особенно во время маневров, при тряске или опасной ситуации надо наклониться вперед и спрятать голову на коленях.

Куда лучше не садиться в автобусе

Специальными научными исследования эта информация не подтверждена, но существует несколько видов кресел, куда пассажиры очень не любят садиться:

  • Дурной славой пользуется последний ряд сидений. Это предубеждении вполне логично, так как здесь сильнее пахнет гарью и выхлопными газами. Хвост салона сильнее смещается из стороны в сторону при движении и повороте, здесь больше укачивает. При резком торможении можно свалиться в проход.
  • Первый ряд от входа и сразу за водителем также не пользуется популярностью. При лобовом ударе эта часть салона страдает больше всего.

При выборе билета стоит поинтересоваться, откидываются ли сиденья. В салоне могут оказаться и такие места, у которых спинка не двигается. Добросовестный перевозчик не станет их продавать, но надеяться на это не стоит, лучше проверить заранее и хорошенько расспросить турагента. Чаще всего такие кресла установлены на нелюбимом последнем ряду или рядом с дверью в середине автобуса. Место рядом с входом обладает рядом особенностей. В частности, там холоднее всего зимой, зато легко выйти первым на любой остановке.

Важно

При покупке билетов не указываются особенности размещения в салоне. Узнать все подробности о конкретном автобусе можно и турагента, причем для беседы лучше лично приехать в офис компании. Там вам смогут показать точные схемы автобусов, планы расположения мест, рассказать о том, о чем предпочтут умолчать при оформлении заказа через интернет.