Коммуникативная функция общения

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияЮридическая психологиявопросы1-15

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 151-152
1. Актуально-ситуативные действия преступника часто вызываются:
• неправомерными, неосмотрительными или легкомысленными поступками потерпевших
2. Анализ рукописных документов преступной деятельности принято называть:
• психографологической экспертизой
3. Аналитическая и прогностическая работа, а также разработка и внедрение рекомендаций юридической психологии относятся к:
• задачам юридической психологии
4. Антисоциальное преступное поведение может быть обусловлено …
• рассудочным отношением и неосознаваемыми компонентами психики
5. Большая часть убийств, как свидетельствует криминалистическая статистика, совершается в:
• состоянии алкогольного опьянения
6. В зависимости от коммуникативной ситуации, складывающейся в ходе допроса, в нем (допросе) различают:
• конфликтную ситуацию
7. В качестве психологических предпосылок преступного поведения субъекта могут выступать феномены:
• отчуждения и тревожности
8. В отечественной превентивной психологии активно идут исследования типологии патогенной психосоциальной и социальной дезадаптации …
• детей и подростков
9. В отношении правильного восприятия внутреннего содержания событий со стороны свидетеля суд должен учитывать действие специфического механизма восприятия — приписывания ответственности, который называется:
• феномен атрибуции
10. В практике психолого-юридических исследований получили распространение эксперименты двух типов:
• лабораторные и естественные
11. В преступлениях против личности механизм их совершения часто базируется на:
• эмоционально-аффективных реакциях преступника
12. В процессе превентивной психодиагностики и психокоррекции обычно реализуется определенный:
• процедурный алгоритм
13. В процессуально-содержательном плане различают три типа судебно-психологической экспертизы:
• по месту проведения
• по процессуальному положению подэкспертного
• по формально-процессуальному аспекту
14. В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников (ОРД) ведущая роль принадлежит следующим структурам:
• коммуникативной
• познавательно-поисковой
15. В случае добровольного, инициативного совершения действий, способствующих укреплению законности и правопорядка, можно говорить о:
• позитивной социально-правовой активности

5. Понятие и структура коммуникации

Вопросы к экзамену

1. Информатизация социальной сферы

Информатизация общества — организованный социально — экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Целями информатизации следует считать:

. развитие единого информационного пространства России, формирование и эффективное использование информационных ресурсов для реализации права каждого на доступ к информации

. ликвидация компьютерной неграмотности

. формирование культуры использования новых информационных технологий

. создание информационного общества

. улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.

Объекты и субъекты информатизации.

Объектами информатизации являются:

. Документированная информация;

. Информационные ресурсы;

. Информационные технологии;

. Комплексы программно-технических средств;

. Информационные системы и сети.

Субъектами могут выступать государства, юридические и физические лица.

Главной социальной задачей информатизации является создание информационного общества.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей.

Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:

. Наличие компьютеров;

. Уровень развития компьютерных сетей

. Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека. 2. Этические и социальные проблемы информатизации.

Вместе с тем современные информационные технологии, все глубже проникая во все сферы общественной жизни, генерируют не только новые возможности в решении различных накопившихся проблем, но и принципиально новые угрозы и проблемы, одними из наиболее актуальных и заметных являются этические. К ним можно отнести:

— наметившийся цифровой разрыв между странами и в рамках отдельного государства,

— соблюдение свободы слова,

— защита интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения,

— сохранение национального языка и культурного наследия в новых условиях,

— противостояние культурной экспансии других стран,

— охрана интеллектуальной собственности,

— проблемы семьи,

— вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях.

Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. В условиях развертывания информатизации общества необходим точный учет специфики физического начала каждой личности — лишь в этом случае новая информационная среда в принципе может снять проблему отклонения отдельно взятого человека от так называемого «стандарта».

Социально-психологические проблемы информатизации. У людей, как известно, различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих в современных условиях потоков информации.

Проблема языковой коммуникации в условиях информатизации. Языковая коммуникация составляет ядро информатизации, поэтому ее электронные средства должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, наличие позитивного общественного мнения о нормальности подобной ситуации — тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Проблема информационной безопасности личности, общества, государства. 3. Основы теории информации и информационной технологии

Под информационной технологией обычно понимают совокупность технологических элементов (устройств и/или методов) и процессов, используемых людьми для обработки информации.

На становление современных информационных технологий существенное влияние оказали три фактора:

) широчайшее внедрение персональных компьютеров;

) появление и развитие высокоскоростных компьютерных сетей;

) становление мощной программной индустрии.

Информационная технологи охватывает всю вычислительную технику и технику связи и отчасти — бытовую электронику, телевизионное и радиовещание. Она находит применение в промышленности, управлении, торговле, образовании, медицине, науке и военной сфере.

В последнее время довольно популярным стало понятие новая информационная технология.

Под новыми информационными технологиями понимают совокупность внедряемых («встраиваемых») в системы организационного управления принципиально новых методов, способов и средств обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание обработки, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается эта информационная технология.

Так называемую «новизну» информационной технологии придает использование принципиально новых методов и средств преобразования информации. Основными признаками НИТ на современном этапе являются: использование вычислительной техники, микроэлектроники, методов искусственного интеллекта, а также средств локальных и глобальных (территориальных) сетей.

Принципиальное значение современной информационной технологии состоит в замене машинно-бумажного процесса обработки данных на безбумажный, в котором не только не используются промежуточные носители данных, но и снижается объем фиксации данных на обычных документах.

Объективность и субъективность информации. Понятие объективности является относительным, так как методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент.

Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать.

Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» – всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой.

Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важное значение здесь имеют:· правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

· обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

«Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира» 4. Понятия “информация” и “информационные ресурсы”

Информационные ресурсы — в широком смысле — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы — по законодательству РФ — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информСпецифика информационных ресурсов:

неисчерпаемость, в отличие от материальных;

по мере потребления объем ИР не уменьшается;

основная функция данного вида ресурсов складывается в обеспечения наиболее рациональных и эффективных способов соединения других видов ресурсов;

эффективное использование ИР возможно только при наличии развитой коммуникационной системы в масштабе всего общества.

Информационные ресурсы могут существовать в двух формах — пассивной и активной, что отображает разную степень их участия во время получений новых знаний. К пассивной формы относятся книги, статьи, патенты, банки данных; зафиксированная в их информация статичная и только косвенно может использоваться для получения новой информации. Напротив, алгоритмы, программы, модели, базы знаний служат активным инструментом расширения знаний и преобразования информации в реально действенную силу. ационных систем.

Коммуникация – процесс передачи (обмена) инфо, эмоций и др. Продуктов психической деятельности от человека к человеку. Примеры: общение между двумя людьми, общение студентов в аудитории в ожидании преподавателя, выступление оратора на митинге, трансляция программы новостей на территории РФ. Отечественный исследователь А. Б. Зверинцев даёт определение понятия «Коммуникация». 1) Путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений, то она прекратит своё существование, — считает автор Понятие коммуникации включает в себя: 1.Средства связи любых объектов материального или духовного мира; 2.Общение, передачу информации от человека к человеку; 3.Общение и обмен информацией в обществе. Значения: • Универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; • Техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации; • Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Теория коммуникации обращается именно к последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации – специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку при помощи языка и других знаковых систем. • По субъектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная. • По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная. • По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая. • По вектору движения: горизонтальная, вертикальная • По используемому коду: вербальная, невербальная. • По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная. Можно назвать несколько каналов коммуникации и распространения информации: • личный канал распространения информации; • визуальный канал распространения информации; • распространение информации через предмет; • СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет.

http://nebovoblakah.narod.ru/media.html#5 6. История развития и понятие информационных технологий

Под термином информационные технологии понимается совокупность программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретных предметных областях.

1-й этап (до второй половины XIX в.) – “ручная” информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) – “механическая” технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-60-е гг. ХХ в.) – “электрическая” технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 7-х гг.) – “электронная” технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) – “компьютерная” (“новая”) технология основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. НА этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Уровни общения: ритуальный или социально-ролевой; деловой или манипулятивный; интимно-личностный.

1. Ритуальный, или социально-ролевой уровень. Целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, безличный характер (по смыслу), независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.

2. Деловой, или манипулятивный, уровень. Целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнёры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстранённым – доминирует т.н. «Я–Вы» контакт.

3. Интимно-личностный уровень. Цель общения – удовлетворение потребностёй в понимании, сочувствии, сопереживании, принятии. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует т.н. «Я–Ты» контакт.

Функции общения рассматриваются в социально-психологическом ракурсе трёх проанализированных выше аспектах общения и взаимодействия людей: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Выделяются такие функции общения как: контактная; информационная; побудительная; координационная; понимания; эмотивная; отношений; влияния.

1. Контактная функция – это установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче информационных сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.

2. Информационная функция – это информативный обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.

3. Побудительная функция – это некая социально-психологическая стимуляция и/или межличностное мотивирование активности партнёра по общению, с целью выполнения им определённых действий, принятия им определённых решений.

4. Координационная функция – это взаимное содержательное ориентирование, имеющее деятельностное значение для партнёров по общению, и смысловое согласование действий при организации совместной деятельности.

5. Функция понимания – это, в идеале, адекватное восприятие и понимание смысла информационных сообщений, и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний друг друга партнёрами по общению и взаимодействию.

6. Эмотивная функция – создание у коммуникативного партнёра нужных для данного конкретного субъекта общения эмоциональных переживаний, а так же изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

7. Функция установления отношений – осознание субъектом взаимодействия и фиксация им, в ракурсе взаимодействия с различными субъектами общения, своего социально-профессионального места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих взаимосвязей общества (сообщества), в котором осуществляется общение.

8. Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнёра по общению, осуществляющееся путём применения разнообразных психосоциальных приёмов воздействия на него.

коммуникативная информация

Смотреть что такое «коммуникативная информация» в других словарях:

  • Информация коммуникативная — Коммуникативная информация: информация, предназначенная для осуществления оператором в процессе интеллектуализированного человекоинформационного взаимодействия функций жизнедеятельности, межличностного общения… Источник: ГОСТ Р 43.0.4 2009.… … Официальная терминология

  • Коммуникативная функция подсознания — Источником исходящей от каждого из партнеров по О. информации может быть как сфера их сознания, так и сфера их подсознания (сфера бессознательного). Так называемые «невербальные» сигналы лишь малая часть той информации, к рая исходит из… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • информация — (лат. informatio разъяснение; просвещение) 1) Осведомление; сообщение, сведения о ч. л.; 2) обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; 3) мера организации системы; теория И. – теория… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • информация — Знание о мире. Выделяются различные виды информации: 1) логическая и эстетическая (А. Моль); 2) языковая, коммуникативная, идейная, эстетическая (В.А. Кухаренко); 3) содержательно фактуальная, содержательно подтекстовая, содержательно… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

  • коммуникативная цель — и (коммуникативное намерение, я). В теориях речевой коммуникации и культуры речи: одна из составляющих коммуникативного компонента культуры речи, один из стилеобразующих факторов, влияющий на отбор и организацию языковых средств, одна из… … Учебный словарь стилистических терминов

  • ГОСТ Р 43.0.4-2009: Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Информация в технической деятельности. Общие положения — Терминология ГОСТ Р 43.0.4 2009: Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Информация в технической деятельности. Общие положения оригинал документа: 3.1 абстрагированная информация: Информация, обеспечивающая представление… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Информационно-коммуникативная подструктура управления — Чтобы действовать с какими то шансами на успех, надо обладать информацией о системе управления и среде, в которой она функционирует. Управлять успешно может только тот, кто владеет информацией. Организация управления должна непременно… … Энциклопедия современной юридической психологии

  • Коммуникация (социальные науки) — У этого термина существуют и другие значения, см. Коммуникация (значения). Коммуникация от лат. «communicatio» что означает сообщение, передача и от «communicare» делать общим, беседовать, связывать, сообщать,… … Википедия

  • Российский ежегодник теории права (СПбГУ) — Разуваев Н.В., Харитонов Л.А., Черноков А.Э. Российский ежегодник теории права. № 1. 2008 / Под ред. А.В. Полякова. СПб., 2009. – 872 с. Рецензия. Представляется, что максимальную сложность для юридической науки сегодня составляет, как ни… … Википедия

  • Вейк, Карл — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вейк. Карл Вейк Karl E. Weick … Википедия

Фатическая функция языка

Смотреть что такое «Фатическая функция языка» в других словарях:

  • фатическая функция языка — См.: контактоустанавливающая функция языка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • контактоустанавливающая функция языка (фатическая функция языка) — Предназначение языка быть средством завязывания контактов между индивидами … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Контактоустанавливающая функция языка — (Фатическая функция языка) Производная от коммуникативной предназначение языка быть средством завязывания контактов между индивидами. Эта функция очень показательно реализуется в английском вопросе How are you? Он вовсе не предполагает… … Словарь социолингвистических терминов

  • Контактоустанавливающая функция языка — (фатическая функция языка) Предназначение языка быть средством завязывания контактов между индивидами … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • Функция (в языкознании) — Функция в языкознании, способность языковой формы к выполнению того или иного назначения (нередко синоним терминам «значение» и «назначение» языковой формы); зависимость или отношения между единицами языка, обнаруживаемые на всех уровнях его… … Большая советская энциклопедия

  • Функция — I Функция (от лат. functio совершение, исполнение) (философская), отношение двух (группы) объектов, в котором изменение одного из них ведёт к изменению другого. Ф. может рассматриваться с точки зрения следствий (благоприятных,… … Большая советская энциклопедия

  • фатическая (контактоустанавливающая) функция — Использование языка для установления психологического контакта собеседников … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Функции языка — Функции языка 1) роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе; 2) детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного множества единицам другого множества; второе значение чаще применяется к единицам языка (например,… … Лингвистический энциклопедический словарь

  • функции языка — Функции, выполняемые языком в обществе. Язык не просто отражение действительности в сознании человека, это прежде всего важнейшее средство общения людей. Отсюда все его функции: это язык человека и, следовательно, он органически связан с… … Учебный словарь стилистических терминов

  • Язык (речь) — Язык знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Различают: человеческие языки (предмет изучения лингвистики): естественные человеческие языки, искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),… … Википедия