Компетенции органов местного самоуправления

Один из ключевых вопросов конституционно-правового регулирования местного самоуправления – определение его компетенций и полномочий. Никакие меры по совершенствованию структур местного самоуправления не дадут результатов, если муниципальному образованию не будет предоставлен обширный перечень прав, реализация которых может существенно влиять на положение дел соответствующей территории.

Под компетенцией местного самоуправления понимается круг его предметов ведения, выделенных и удостоверенных федеральными законами, правовыми актами субъектов РФ и местного самоуправления, а также права и обязанности органов местного самоуправления.

Под предметом ведения следует понимать те сферы (области) жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция. Причем в данном случае речь идет именно о различных областях местной жизни, вопросах местного значения. Если определение предметов ведения органа дает ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

Полномочия местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Компетенция местного самоуправления. Как известно, в Российской Федерации существуют и функционируют три уровня власти, имеющие свою компетенцию:

— власть федеральная, обеспечивающая единство конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, гарантии прав человека и гражданина;

— государственная власть субъектов РФ, обладающих вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения всей полнотой государственной власти;

— власть местного самоуправления, задачей которой является реализация совместных интересов жителей в различных муниципальных образованиях.

Компетенции органов местного самоуправления, которые устанавливаются законодательными актами, в частности Конституцией РФ, федеральным законом о самоуправлении, должны обеспечивать возможность самостоятельно решать все вопросы местного значения, затрагивающие интересы жителей муниципального образования и влияющие на повседневную жизнь, а также отдельные государственные вопросы, которые могут возлагаться на органы местного самоуправления. Из компетенции органов местного самоуправления выпадают лишь те сферы деятельности, которые государство в соответствии с Конституцией РФ специально оставило за собой (например, вопросы войны и мира, обороны и безопасности; внешняя политика и международные отношения; судоустройство, прокуратура; финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование и др.).

Согласно федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения отнесены практически все сферы (области) непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования:

1) организация местного самоуправления в муниципальных образованиях, его правовое закрепление в уставе муниципального образования;

2) правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления;

3) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, взаимоотношения с предприятиями, учреждениями и организациями других форм собственности;

4) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов и др.;

5) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки территорий, формирование программ развития местного сообщества;

6) землеустройство, использование природных ресурсов, охрана природы;

7) организация, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства, торговое и бытовое обслуживание населения;

8) организация, содержание и развитие социально-культурного обслуживания населения;

9) социальная поддержка и содействие занятости населения;

10) обеспечение законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан и др.;

11) контроль за соблюдением правовых аспектов муниципального образования, участие в контроле за соблюдением законодательства территории муниципального образования.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Для реализации вопросов местного значения необходимы три условия:

1. Органы местного самоуправления должны обладать в рамках законов полной свободой действий при осуществлении своей деятельности по любым вопросам, которые не исключены из их компетенции или добровольно ими не переданы какому-либо другому органу власти.

2. Органы местного самоуправления должны иметь финансовые и материальные средства для решения вопросов, входящих в их компетенцию.

3. Контроль за деятельностью, органов местного самоуправления со стороны государственных структур, государственных административных органов должен быть строго ограничен.

Полномочия местного самоуправления. Объем компетенций местного самоуправления порождает совокупность полномочий (прав и обязанностей), закрепленных за населением, выборными и иными органами местного самоуправления и необходимых для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований. Полномочия местного самоуправления реализуются, во-первых, непосредственно населением муниципальных образований, во-вторых, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

К исключительным полномочиям представительных органов власти в соответствии с федеральным законом относятся:

1) принятие актов нормативного характера, устанавливающих общие нормы, обязывающих и регулирующих действия определенного круга граждан (физических лиц) и юридических лиц по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) назначение местных референдумов, выборов, других актов прямого волеизъявления населения;

3) принятие планов (в том числе и градостроительных) и программ социально- экономического развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

5) установление местных налогов и сборов;

6) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

7) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Конкретные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет представительные, распорядительные и организационные полномочия.

Вопрос 3. Структура и компетенция органов местного самоуправления

Население осуществляет право на местное самоуп­равление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы. Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:

· структура и компетенция этих органов определяют­ся населением самостоятельно;

· обладают полномочиями на решение вопросов мест­ного значения;

· в пределах своей компетенции издают правовые акты;

· являются юридическими лицами;

· не входят в систему органов государственной влас­ти. При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ выделяются выборные органы, наличие которых при­знается обязательным.

Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные (например, депутаты Земс­кого собрания), исполнительно-распорядительные (ад­министрация города) и контрольные органы.

Представительный орган состоит из депутатов и имеет высокий правовой и социальный статус.

С учетом национальных, исторических, культурных традиций установлены различные названия этих орга­нов: в городах — городские думы, в районах, волостях, сельсоветах — собрания представителей, со­брания депутатов, хуралы, курултаи, советы депутатов, комитеты самоуправления, муниципальные, земские собрания, волостные управления.

Представительный орган муниципального образова­ния обладает правами юридического лица.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и вне­сение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его ис­полнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципаль­ного образования, утверждение отчетов об их испол­нении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной соб­ственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных пред­приятий и учреждений, а также об установлении та­рифов на услуги муниципальных предприятий и уч­реждений;

7) определение порядка участия муниципального обра­зования в организациях межмуниципального сотруд­ничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного само­управления и должностными лицами местного са­моуправления полномочий по решению вопросов ме­стного значения.

Глава муниципального образования в пределах пол­номочий:

1) представляет муниципальное образование в отноше­ниях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государствен­ной власти, гражданами и организациями, без дове­ренности действует от имени муниципального обра­зования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным орга­ном муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образо­вания.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу му­ниципального образования. Полномочия главы муници­пального образования прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности;

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обви­нительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на посто­янное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспо­собности по состоянию здоровья осуществлять пол­номочия главы муниципального образования;

11) досрочного прекращения полномочий представитель­ного органа муниципального образования, если гла­ва муниципального образования был избран из со­става данного органа.

Местная администрация (исполнительно-распоряди­тельный орган муниципального образования) наделяет­ся уставом муниципального образования полномочия­ми по решению вопросов местного значения и полномо­чиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправ­ления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой ме­стной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность гла­вы местной администрации по контракту, заключаемо­му по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Местная администрация обладает правами юридичес­кого лица. Структура местной администрации утвержда­ется представительным органом муниципального обра­зования по представлению главы местной администра­ции. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные орга­ны местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой де­ятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного поряд­ка подготовки и рассмотрения проекта местного бюд­жета, отчета о его исполнении, а также в целях контро­ля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муници­пальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или предста­вительным органом муниципального образования в со­ответствии с уставом муниципального образования.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность его главы. Он избирается как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава, наделяется собственной компетенцией.

Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референду­мов, сходов граждан занимаются исполнительные орга­ны, формируемые в соответствии с уставом муниципаль­ного образования и законами субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют (в пределах, предусмотренных законодательством) соб­ственное правовое регулирование по вопросам экономи­ки, социального развития, охраны природной среды, общественного порядка и общественной безопасности.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и его должностных лиц (принятые в пределах их полномо­чий) обязательны для всех расположенных на террито­рии муниципального образования предприятий, учреж­дений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также органов местного самоуправления и граждан. Эти решения могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо призна­ны недействительными по решению суда.

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязан­ности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица ме­стного самоуправления в соответствии с уставом муни­ципального образования.

Компетенция местного самоуправления

Компетенция местного самоуправления – это совокупность предметов ведения и полномочий субъектов местного самоуправления, установленная Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

Как видно из определения, компетенция местного самоуправления является сложной правовой категорией, которая складывается из двух элементов: предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Первым составным элементом компетенции местного самоуправления являются предметы ведения. Рассмотрим, что же собой представляют «предметы ведения».

Предметы ведения местного самоуправления – это сферы местной жизни, в пределах которых вправе действовать субъекты местного самоуправления (прежде всего, население муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления).

Необходимо отметить, что законодательство не дает четкого определения, что же собой представляют «предметы ведения местного самоуправления».

Например, ст.6 Закона 1995 г., называется «Предметы ведения местного самоуправления», но в самом ее тексте нет определения «предметов ведения». Дословно, ст.6 говорит, что к ведению местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Вместе с этим, в круг предметов ведения местного самоуправления ст.6 включает и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Вообще, нужно отметить, что Закон 1995 г. не смог исчерпывающим образом определить вопросы местного значения и полномочия по их реализации, соотнести их с полномочиями государственных органов, в результате чего они часто дублировались.

Широкое распространение получила практика передачи полномочий органов государственной власти местным органам без обеспечения их финансовыми средствами и материальными ресурсами. Естественно, что это затрудняло решение собственных задач местного самоуправления, порождало ситуацию безответственности.

Все это послужило одной из причин разработки и принятия нового закона о местном самоуправлении.

Закон 2003 г. вообще не использует термин «предметы ведения местного самоуправления». Вместо него, Закон использует понятие «вопросы местного значения» — т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросам местного значения посвящена глава 3 указанного Закона.

В отличие от Закона 1995 г., который устанавливает единый перечень вопросов местного значения для всех муниципальных образований (районных, городских и т.д.), Закон 2003 г. предусматривает необходимость решения различных вопросов в зависимости от вида муниципальных образований. Согласно этому Закону, муниципальное образование каждого типа — поселение, муниципальный район, городской округ — решает свой круг вопросов местного значения.

Если прежде предметы ведения муниципальных образований различных уровней должны были разграничиваться законами субъектов Федерации (чего на практике почти не было), то теперь исчерпывающие перечни вопросов местного значения закреплены Законом 2003 г. Исключение сделано только в отношении внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (здесь перечень вопросов местного значения определяется законами Санкт-Петербурга и Москвы, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства).

В соответствии с Законом 2003 г., в ведение муниципальных образований разных уровней включены те вопросы, которые на данном уровне могут решаться наиболее эффективно. Это нововведение призвано исправить существующую ситуацию, когда миллионное муниципальное образование и муниципальное образование с населением в несколько сотен человек решают одинаковые вопросы, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических ресурсов.

Итак, коль скоро в законодательстве нет четкого определения термина «предметы ведения местного самоуправления», мы обратимся к теории, и возьмем за основу определение, которое предлагает известный теоретик муниципального права Фадеев В.И. Это определение было озвучено в начале лекции.

Далее. Исходя из содержания Конституции, федеральных законов о местном самоуправлении, можно выделить следующие предметы ведения местного самоуправления.

К ведению местного самоуправления, в частности, относятся:

1) комплексное социально-экономическое развитие территории муниципального образования;

2) муниципальная собственность, приватизация объектов муниципальной собственности, местный бюджет; местные налоги и сборы;

3) жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории;

4) транспортные перевозки местного значения;

5) торговое и бытовое обслуживание населения;

6) муниципальное здравоохранение;

7) муниципальное образование

8) охрана общественного порядка;

9) охрана окружающей среды;

10) развитие физкультуры и спорта;

и т.п.

Необходимо отметить, что перечень предметов ведения местного самоуправления указанный в Законах, не является исчерпывающим.

Так, согласно Закону 2003 г. органы местного самоуправления вправе решать и иные вопросы при соблюдении 3-х условий:

1) эти вопросы не должны относиться к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления других муниципальных образований

2) на решение этих вопросов не установлен прямой запрет федеральными законами и законами субъектов Федерации

3) решение данных вопросов возможно только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

Вторым составным элементом компетенции местного самоуправления выступают полномочия местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления – совокупность прав и обязанностей субъектов местного самоуправления (населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления), необходимых для решения задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Реализуются полномочия местного самоуправления в рамках предметов ведения местного самоуправления. Таким образом, полномочия, закрепляемые за муниципальными образованиями, не могут выходить за круг, очерченный предметами ведения.

Полномочия субъектов местного самоуправления закрепляются в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Основным субъектом полномочий местного самоуправления выступает население муниципального образования. Именно за населением Конституция РФ в ст. 130 признает право на осуществление местного самоуправления.

Так, населению принадлежит исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления (ст.23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), исключительное право выражать свою волю на местном референдуме, решая вопросы местного значения (ст.22 Закона), а также право определять структуру органов местного самоуправления (ч.1. ст.131 Конституции РФ). Населению принадлежит право выступать с инициативой изменения границ муниципального образования и преобразования муниципального образования (ч.1 ст. 12 и ч.2 ст.13 Закона). Кроме того, население, в соответствие с уставом муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (ст.24 Закона).

Таким образом, население муниципальных образований играет исключительно важную роль в реализации полномочий местного самоуправления.

Тем не менее, большинство полномочий местного самоуправления реализуется органами и должностными лицами местного самоуправления (например, принятие устава муниципального образования, принятие местного бюджета и т.д.).

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на 3 группы:

1) собственные полномочия местного самоуправления — т.е. те права и обязанности, которые признает за муниципальным образованием государство, и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

По вопросам собственных полномочий органы местного самоуправления вправе действовать по своему усмотрению, но в рамках, определенных законом.

Все полномочия, вытекающие из круга вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В то же время, Закон 2003 г. предусматривает, что решение некоторых вопросов местного значения может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации.

В частности, согласно Бюджетному Кодексу, совместно финансируются за счет федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов следующие виды расходов:

— обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности

— обеспечение социальной защиты населения

— обеспечение охраны окружающей природной среды

— обеспечение получения общего образования

— и некоторые другие виды расходов, которые находятся в совместном ведении РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований.

2) полномочия, переданные органам местного самоуправления на договорной основе органами местного самоуправления других муниципальных образований

Например, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче этим органам части своих полномочий. Вместе с полномочиями из бюджетов поселений в бюджет муниципального района предоставляются субвенции.

3) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Отдельные государственные полномочия – совокупность прав и обязанностей органов местного самоуправления, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным Законом к вопросам местного значения.

До сих пор на федеральном уровне вопрос о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями практически не регулировался. В этом смысле глава 4 Закона 2003 г., устанавливающая порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, является новой.

На практике при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в соответствующих нормативно-правовых актах обычно не указывается, что эти полномочия являются государственными, а следовательно, возникают споры по поводу их финансирования.

Теперь при определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственным или нет, необходимо руководствоваться ст.ст. 14-16 Закона 2003 г. Если указанное полномочие направлено на реализацию указанных в этих статьях вопросов местного значения, то оно является муниципальным, а в противном случае — государственным и требует отдельного финансирования.

В теории муниципального права долгое время разрабатывалась идея о существовании двух форм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: передачи полномочий и делегировании полномочий.

Под передачей понимался способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при котором какое-либо полномочие органа государственной власти на неопределенный срок исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления.

Под делегированием предлагалось понимать предоставление органом государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно.

На практике, однако, такого разделения не существовало и термины «наделение», «передача» и «делегирование» обычно использовались в законодательстве бессистемно. Закон 2003 г. также не различает формы наделения полномочиями; по смыслу Закона понятия «наделение» и «передача» понимаются как синонимы.

Согласно Закону 2003 г., отдельными государственными полномочиями, как правило, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов. Вместе с тем, и органы местного самоуправления поселений могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Необходимо подчеркнуть, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только законом (федеральным или законом субъекта Федерации). На практике многие полномочия передавались органам местного самоуправления скрыто, без указания на то, что они являются государственными, путем принятия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Закон 2003 г. прямо запрещает такой способ наделения полномочиями.

К сожалению, Закон не предусматривает необходимости получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без их согласия не будет способствовать повышению эффективности их выполнения.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями либо на неограниченный срок, либо на срок действия таких полномочий.

Например:

— Закон Ленинградской области от 29.12.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В соответствии с этим Законом органы местного самоуправления указанных в Законе муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по формированию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно Закону, органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями на неограниченный срок.

— Закон Ленинградской области от 8.12.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния».

В соответствии с этим Законом администрации муниципальных районов и городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния: о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, об усыновлении, об установлении отцовства, о перемени имени, о смерти и некоторыми другими. Таким образом, поскольку на указанных территориях отсутствуют органы записи актов гражданского состояния (органы ЗАГС), их полномочия передаются соответствующим органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления, указанные в Законе, наделяются этими отдельными государственными полномочиями впредь до формирования федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Далее. Согласно ч.2 ст.132 Конституции, вместе с отдельными государственными полномочиями органам местного самоуправления передаются и необходимые материальные и финансовые средства. Если полномочие передается федеральным законом, то его финансирование осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, если законом субъекта РФ, то финансирование осуществляется за счет субвенций из бюджета субъекта. Порядок предоставления таких субвенций установлен ст. 63 Закона 2003 г., а также Бюджетным кодексом РФ.

Необходимо отметить, что органам местного самоуправления не могут передаваться полномочия, отнесенные к исключительному ведению конкретных органов государственной власти и государственных должностных лиц.

Важно отметить, что органы государственной власти и после передачи отдельных государственных полномочий, относящихся к их компетенции, сохраняют возможность влиять на их исполнение. С этой целью они имеют право издавать по указанным вопросам обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

В качестве форм и способов такого контроля можно назвать следующие:

1) дают указания органам местного самоуправления по вопросам реализации переданных полномочий;

2) согласуют решения по вопросам осуществления соответствующих полномочий;

3) проводят проверки и правовые экспертизы актов органов местного самоуправления, принимаемые в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий;

4) заслушивают отчеты органов местного самоуправления;

Основания для прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Эти основания обязательно должны содержаться в федеральном законе или законе субъекта Федерации, которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями.

Чаще всего указываются следующие основания:

1) истечение срока, на который были переданы указанные полномочия;

2) признание органами государственной власти нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий органами местного самоуправления, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) невозможность обеспечения ранее переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;

4) систематическое нарушение законодательства органами местного самоуправления при реализации переданных государственных полномочий;

5) принятие федерального нормативного акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере.

Согласно Закону 2003 г. федеральный закон, закон субъекта Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями.

Такое требование объясняется тем, что даже в рамках одного субъекта Федерации муниципальные образования могут существенно отличаться друг от друга по демографическому, экономическому, социальному и другим потенциалам.

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий

3) способ расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации для осуществления соответствующих полномочий

4) перечень подлежащих передаче в пользование либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Отсутствие данных положений влечет признание федерального закона либо закона субъекта Федерации недействительными и является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Однако, как показывает практика, большинство законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями всех требуемых сведений не содержат. Чаще всего передача полномочий заключается в простой констатации факта, что данное полномочие возлагается на органы местного самоуправления. Как, например, это сделано в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.