Компетенция суда

Компетенция районного суда

Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

По первой инстанции в районном суде разрешается значительная часть гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции. Среди них дела:

  • – связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений;
  • – особого производства;
  • – одной из сторон которых является гражданин (например, дела о расторжении брака при наличии между супругами спора о детях, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска более 50 тыс. руб.;
  • – об оспаривании отцовства (материнства);
  • – о восстановлении на работе;
  • – возникающие из отношений по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах;
  • – связанные с защитой авторского права и смежных прав; по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, в том числе о компенсации морального вреда при причинении вреда жизни или здоровью гражданина.

Районный суд не вправе рассматривать по первой инстанции гражданские дела, отнесенные к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ст. 24 ГПК РФ).

Районный суд рассматривает и разрешает по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных на территории соответствующего административно-территориального образования, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. Такое расследование назначается при совершении административного правонарушения в области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, законодательства в области налогов и сборов и в некоторых других случаях. Кроме того, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Районный суд на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ст. 34 Закона о судах общей юрисдикции).

К компетенции районного суда относится рассмотрение в апелляционном порядке апелляционных жалоб и представлений па решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (п. 1 ст. 320.1 ГПК РФ).

Районный суд осуществляет различные формы судебного контроля за действиями и решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.

На основании Закона об обжаловании каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в районный суд на неправомерные решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы, либо создающих препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконного возложения на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к ответственности. По усмотрению гражданина жалоба подается в районный суд по месту его жительства либо нахождения органа или лица, действия которого обжалуются. Такие жалобы районный суд рассматривает по правилам гражданского судопроизводства (ст. 254– 258 ГПК РФ).

Районный суд осуществляет судебный контроль за соблюдением законов органами, производящими предварительное расследование преступлений. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затрудняют доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования (ст. 125 УПК РФ).

В компетенцию районного суда входит рассмотрение ходатайств следователей и дознавателей об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого в качестве меры пресечения залога, домашнего ареста и заключения под стражу (ст. 106–108 УПК РФ). Кроме того, районный суд, но ходатайству следователя или дознавателя, может продлить срок содержания иод стражей обвиняемого до 12 месяцев (ч. 2 ст. 109 УПК РФ).

Районный суд уполномочен давать разрешение органам предварительного расследования па производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан. В частности, только на основании судебного решения производится осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и (или) выемка в жилище, личный обыск, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров и некоторые другие действия (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Районный суд разрешает процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговоров и решений: обращает приговоры, вступившие в законную силу, к исполнению; рассматривает ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; об освобождении от наказания по болезни; об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам; досрочное снятие судимости и ряд других вопросов (ст. 396–397 УПК РФ).

В компетенцию районного суда входит рассмотрение заключения прокурора о необходимости возобновления производства но уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора и постановления мирового судьи (ст. 417 УПК РФ), а также пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений, вступивших в законную силу (ст. 393 ГПК РФ).

Районные суды рассматривают дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим запрещенные УК РФ деяния в состоянии невменяемости, или к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Эти же суды рассматривают вопросы о прекращении, изменении или продлении применения принудительных мер медицинского характера (гл. 51 5’ПК РФ).

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3170.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации»

Федеральный закон от 23.06.2014 № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Учебная литература:

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. 5-е изд., исправ. и доп.– М.: Эксмо, 2010.

Правоохранительные и судебные органы. Учебник. / Под ред. Н.А.Петухова и А.С. Мамыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо. 2010.

Суд и правоохранительные органы : учебник для вузов / под общ. ред В.В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2013.

Четвериков В.С. Правоохранительные органы: Учебник / В.С. Четвериков. — 3-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 378 с.

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» /Под. ред. В. И. Радченко. — М., 2001.

Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т. Г. Морщаковой. — М.: Юристъ, 2003.

Районный суд, его состав и полномочия.

Согласно ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Районные суды – это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и является её основным звеном. Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел, является второй (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и осуществляет другие процессуальный функции судебной власти.

Деятельность районного суда регламентируется ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

Федеральный закон от 23.06.2014 N 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Районные суды наиболее доступны для населения. По последним данным на территории РФ действуют – 2239 (+ 24 районных (городских) суда РКрым и 4 районных суда г. Сев.: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский, Нахимовский). Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает смежные границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, Джанкойский районный суд охватывает г. Джанкой и Джанкойский район).

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Предложение о создании или об упразднении районных судов вносит в ВС РФ Судебный департамент. Эти предложения и проект закона обсуждаются на Пленуме ВС РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

Компетенция районного суда:

1) Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2) в случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3) вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

4) вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

5) вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

6) жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

7) принимаются в ходе досудебного производства решения:

— об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

— о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

— о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

— о возмещении имущественного вреда;

— о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

— о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

— о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

— о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

— о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

— о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

— о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

— о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

— о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;

— о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

— о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

8) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

9) рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

10) в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Состав районного суда:

— председатель районного суда,

— его заместителя (заместителей)

— судьи районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В зависимости от числа судей, районные суды подразделяются на малосоставные (до 3-х судей) и многосоставные. На 1.01.2012 – действовало 557 малосоставных судов.

Структура суда зависит от его состава (малосоставной или многосоставной суд). Структура и штатное расписание каждого районного суда разрабатывается в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утв. Приказом Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ от 02.04.2011 №61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда – это организационное постороение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.

Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок.

Структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от 7 единиц), судей, помощников судей, отделы (общий – делопроизводство, материально-техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства (м.б. по гражданским делам, по уголовным делам). Администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения , но в штат суда не включен.

Структура районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц также включает отдел информационно-правового обеспечения и кадров (консультанты суда, отдел кадров, завхоз).

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (ч. 2 ст. 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»).

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Количественный состав судей районного суда определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Полномочия председателя районного суда делятся на судейские и организационные.

Организационные полномочия:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

3. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратом соответствующего суда.

Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции можно разделить на две группы:

— федеральные государственные гражданские служащие

— работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

К первой группе относятся:

Начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист 1, 2 категории, специалист 1 категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Права и обязанности, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, иные работники. Их права и обязанности устанавливаются трудовым законодательством.

Перечень должностей сотрудников аппарата суда указан в УП РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Полномочия помощника председателя суда (судьи) определяются должностными инструкциями и Типовыми должностными регламентами помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 06.1.2010 №272.

Должности федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи» учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности «председатель федерального суда» и «судья федерального суда».

Должности «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда соответствуют классные чины юстиции «советник юстиции 2 класса» («советник юстиции 3 класса»).

Назначение лица на должность «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда, а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя федерального суда общей юрисдикции.

Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

Лица, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

Помощник председателя суда (судьи) должен уметь:

— эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;

— обобщать и анализировать поступающую информацию;

— работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

— разрабатывать план конкретных действий;

— оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

— адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

— взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

— правильно распределять рабочее время;

— владеть приемами межличностных отношений;

— владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности;

— пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

3.2. Помощник председателя суда (судьи) должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также:

— оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

— оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес председателя суда (судьи), в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

— готовить информацию по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

— осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности председателя суда (судьи);

— готовить материалы для обобщений, докладов, выступлений председателя суда (судьи);

— соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

— выполнять иные поручения председателя суда (судьи), связанные с профессиональной деятельностью.

Помощник районного судьи:

5.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи осуществляет помощник судьи:

— оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

— оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

— участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

— вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

— готовит в устной (письменной) форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

— вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

— подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

— составляет проекты процессуальных документов;

— выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Назначается на должность и и освобождается начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его поручения. Администратор суда обеспечивает организацию деятельности районного суда. Он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений суда.

Секретари судебных заседаний:

— ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства;

— обеспечивают техническую подготовку судебного заседания;

— осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц;

— проверяют их явку в суд;

— выполняют иные поручения судьи.

Консультант суда ведет прием граждан, осуществляет справочную информацию по законодательству и судебной практике, следит за изменениями, доводит их до судей, участвует в повышении квалификации сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией организует делопроизводство в суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии, оформляет служебную переписку суда с другими судами и правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений.

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, ведет журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела, обеспечивает хранение вещественных доказательств, иные полномочия.

Обеспечением установленного порядка деятельности суда занимаются судебные приставы, которые входят в ФССП (находится в ведении Минюста).

Судебные приставы:

— обеспечивают безопасность судей, участников судебного процесса, свидетелей;

— обеспечивают охрану зданий суда, совещательных комнат, судебных помещений в рабочее время;

— поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

— во время судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания;

— исполняют решения суда о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения (привод лиц, задержание правонарушителей с последующей передачей органам полиции).

Какие есть инстанции судов?

Инстанции судов – структурные подразделения судов или специальные суды, которые выполняют функции рассмотрения дел по существу и пересмотра судебных решений нижестоящих инстанций.

Российская судебная система представлена 4 инстанциями:

  1. Первая инстанция – рассмотрение дела и принятие решения по существу.
  2. Вторая инстанция – апелляционная, пересматривающая не вступившие в силу судебные акты.
  3. Третья инстанция – кассационная, пересматривающая судебные акты, вступившие в силу.
  4. Четвертая инстанция – надзорная, пересматривающая судебные акты, принятые судами первой, апелляционной и (или) кассационной инстанции при наличии исключительных для этого оснований.

Некоторые специалисты в качестве отдельной инстанции выделяют также суды, уполномоченные рассматривать дела по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам. Но такие суды не образуют какую-либо специальную категорию и не представлены особыми структурными подразделениями. Дела по вновь открывшимся обстоятельствам пересматривает тот же самый суд, который принял или изменил подлежащий пересмотру судебный акт. То есть, в данном случае дело, по сути, рассматривается заново прежним судом.

Вышеперечисленные виды судебных инстанций есть практически во всех видах судопроизводств: гражданском (ГПК), арбитражном (АПК), административном (КАС) и уголовном (УПК). Исключение – рассмотрение дел об административных правонарушениях (КоАП) и обращений в Конституционный суд РФ (КС РФ). В первом случае обжалование и пересмотр решений также возможны, но здесь не выделяется как таковых апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. В случае с Конституционным судом все объясняется особым статусом и специальным судопроизводством – решения КС РФ являются окончательными и не подлежат обжалованию.

Суды первой инстанции

Любое судебное разбирательство начинается с обращения в суд первой инстанции. Именно этот суд первично рассматривает дело и принимает решение по существу поступившего обращения. Этот уровень – основной.

Подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных дел в первой инстанции – это дела, рассматриваемые на уровне мировых судей и районных судов. В системе арбитражного судопроизводства им соответствуют суды субъектов федерации – на местном уровне арбитражных судов нет. Вместе с тем, процессуальное законодательство предусматривает и такие ситуации, когда первой инстанцией являются суды более высокого уровня.

Подсудность гражданских дел, рассматриваемых в первой инстанции, определяется по правилам Главы 3 ГПК РФ:

  • мировые судьи – ст. 23 ГПК;
  • районные суды – ст. 24 ГПК;
  • военные суды – ст. 25 ГПК;
  • суд субъекта федерации – ст. 26 ГПК;
  • Верховный суд – ст. 27 ГПК.

Подсудность уголовных дел, рассматриваемых в первой инстанции, определяется ст. 31 УПК РФ. Мировые судьи, как правило, осуществляют судопроизводство по преступлениям небольшой тяжести. Районные суды считаются основным уровнем рассмотрения уголовных дел. На уровне судов субъектов федерации ведется разбирательство по особо тяжким преступлениям, по делам, связанным с гостайной, а также в связи с уголовным преследованием лиц, обладающих особым статусом (депутат Госдумы, член Совфеда, судья). Для рассмотрения дел о военных преступлениях и преступлениях, совершенных военнослужащими, предусмотрена своя специальная система военных судов.

Подсудность по административным делам, которые рассматриваются в соответствии с КАС РФ (публичные правоотношения), определяется Главой 2 КАС РФ:

По иным административным делам – всем, что рассматриваются по правилам КоАП РФ, – устанавливается, во-первых, подведомственность (далеко не все дела разбираются в судах) и, во-вторых, подсудность. Кто именно уполномочен рассматривать то или иное административное дело, определяется в соответствии с положениями Глав 22-23 КоАП РФ. Подсудность дел установлена ст. 23.1 КоАП РФ. В этой статье перечисляются все правонарушения, которые рассматриваются судьями, а также определяется подсудность дел по таким правонарушениям – мировые судьи, районные, военные, арбитражные суды.

Итогом судебного разбирательства в суде первой инстанция становится определенное решение, которое ставит в деле точку. Если участники разбирательства (его стороны) или иные заинтересованные лица не согласны с вынесенным решением, они вправе его обжаловать. Вот здесь и появляется необходимость обращения в апелляционную инстанцию, а затем, возможно, и кассационную.

Вторая судебная инстанция

Вторая (апелляционная) инстанция – это суд или структурное подразделение суда, которые в судебной иерархии стоят выше, чем суд (структурное подразделение), решение которого необходимо обжаловать.

Свои апелляционные инстанции предусмотрены для пересмотра решений:

  • по уголовным делам (процедура установлена УПК РФ);
  • по гражданским делам (ГПК РФ);
  • по арбитражным делам (АПК РФ);
  • административным делам, вытекающим из публичных правоотношений (КАС РФ).

Для рассмотрения дел в апелляционном порядке в зависимости от процесса предусмотрены либо специальные суды (в системе арбитражных судов), либо специальные структурные подразделения судов, которые уполномочены, среди прочего, рассматривать апелляционные жалобы (во всех остальных судах).

Куда подается апелляционная жалоба (представление):

  1. В системе арбитражного судопроизводства действуют специальные апелляционные суды, работающие по окружному (территориальному) принципу – ст. 33.1 ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  2. По гражданским делам суд апелляционной инстанции определяется в соответствии со ст. 320.1 ГПК РФ.
  3. По уголовным делам инстанция для подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) устанавливается по правилам, предусмотренным ст. 389.3 УПК РФ.
  4. Суды, рассматривающие апелляционные жалобы или представления по административным делам, вытекающим из публичных правоотношений, определяются согласно ст. 296 КАС РФ.

По делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, апелляционной и кассационной инстанций нет. Однако возможность обжалования все-таки предусмотрена. В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, жалоба на постановление суда подается в вышестоящий суд: на решение мирового судьи – в районный суд, на решение районного суда – в суд субъекта федерации, на решение арбитражного суда – в окружной суд.

В апелляционной инстанции обжалуются судебные акты, которые не вступили в законную силу. Если апелляция не дала нужного результата либо привела к негативному результату, далее возможно кассационное обжалование.

Кассационная инстанция

В кассационном порядке обжалуются судебные акты, которые уже вступили в силу. Как правило, обращение в кассационную инстанцию возможно только при условии, что уже был пройден апелляционный этап.

Суд кассационной инстанции – это вышестоящий суд или вышестоящее структурное подразделение суда по отношению к суду, решение которого обжалуется, в том числе по отношению к суду апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции определяется:

  1. По арбитражным делам – в соответствии со ст. 274 АПК РФ и ст. 24 ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
  2. По гражданским делам – в соответствии со ст. 377 ГПК РФ.
  3. По уголовным делам – в соответствии со ст. 401.3 УПК РФ.
  4. По административным делам, вытекающим из публичных правоотношений – в соответствии со ст. 319 КАС РФ.

В арбитражном судопроизводстве действуют специальные кассационные суды. В судах общей юрисдикции кассационная инстанция – суд уровня субъекта федерации (первая кассация) и судебные коллегии Верховного суда (вторая кассация).

2018-2019 гг. – период реформирования институтов апелляции и кассации в системе судов общей юрисдикции. Здесь планируется создание апелляционных и кассационных судов наподобие системы, действующей в арбитражных судах.

Надзор

Четвертая (надзорная) инстанция – Верховный суд РФ (Президиум). Здесь могут пересматриваться решения нижестоящих судов только при наличии исключительных оснований, в частности, при нарушении публичных интересов, прав человека и гражданина, закрепленных международными нормами и (или) Конституцией РФ, либо нарушения единообразия применения и толкования норм права.

Районный (городской) суд:

1) рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, а также в качестве суда первой инстанции уголовные дела и дела об административных правонарушениях;

2) рассматривает материалы об исполнении судебных постановлений;

3) изучает и обобщает судебную практику, ведет судебную статистику;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Как видно, районные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел.

Председатель районного (городского) суда

Председатели районного (городского) суда назначаются Президентом РБ по совместному представлению Министра юстиции РБ и Председателя Верховного Суда РБ сроком на 5 лет. Председатели районного (городского) суда являются судьями соответствующего суда:

а) председательствуют в судебных заседаниях, распределяют иные обязанности между судьями;

б) организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики;

в) руководят работой аппарата суда, назначают на должности и освобождают от должностей работников аппарата суда;

г) ведут личный прием граждан, организуют работу суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

д) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

В случае отсутствия председателя районного (городского) суда или при невозможности исполнения им своих обязанностей и при отсутствии в суде должности заместителя председателя суда полномочия председателя суда осуществляет один из судей соответствующего.

Аппарат районного городского суда.

К работникам аппарата относятся :

Заведующей канцелярией;

Делопроизводитель;

Секретарь судебного заседания;

Судебный исполнитель;

Архивариус;

Консультант

Организацию работы суда, судей, и работников суда ведет Председатель суда.