Компоненты окружающей среды

17. Окружающая человека среда и ее компоненты

В среде, которая окружает человека, выделяют четыре компонента.

1. Непосредственно природная среда («первая природа», Н. Ф. Реймерс), или слабо измененная человеком, или видоизмененная в такой степени, что она еще не потеряла основных свойств – самовосстановления, саморегулирования). Непосредственно природная среда очень близка с той, которую называют «экологическим пространством». Сейчас такое пространство составляет примерно 1/3 часть от суши. Однако это главным образом мало пригодные для жизни человека территории с суровыми условиями (заболоченные местности севера, высокогорные районы, ледники, и т. д.), которые расположены в Антарктиде, Северной Америке (Канада), России, Австралии и Океании и некоторых других районах.

2. Преобразованная людьми природная среда («вторая природа»), иначе среда квазиприродная (от лат. quasi – «как будто»). Она неспособна к самоподдержанию в течение продолжительного времени. Это различного вида «культурные ландшафты» (пастбища, сады пахотные земли, виноградники, парки и т. д.).

3. Созданная человеком среда («третья природа»), артеприродная среда (от лат. arte – «искусственный»). К ней относят жилые помещения, промышленные комплексы, городские застройки и т. п. Эта среда может существовать только при постоянном поддержании ее человеком. В противном случае она неизбежно обречена на разрушение. В ее границах резко нарушены круговороты веществ. Для такой среды характерны накопления отходов и загрязнения.

4. Социальная среда. Она оказывает большое влияние на человека. Эта среда включает в себя взаимоотношения между людьми, степень материальной обеспеченности, психологический климат, здравоохранение, общекультурные ценности и т. п. «Загрязнение» социальной среды, с которой человек находится в непрерывном контакте, также опасно для людей, даже более, чем загрязнение среды природной. Социальная среда может действовать как лимитирующий фактор, не давая проявиться другим. Однако следует учитывать, что социальная среда опосредуется иными средами, и наоборот.

По мере развития цивилизации человек все больше изолирует себя от естественной природной среды. Требуются большие затраты на сохранение непосредственно природной среды, а также на поддержание второй, третьей сред, которые не способны к саморегулированию. Малоотходное производство, замкнутые циклы, очистные сооружения и прочее не смогут решить проблему оптимизации отношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, которые относятся к охране первой природы и усовершенствованию социальной среды

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды. В среде, которая окружает человека, выделяют четыре компонента.

    1. Компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также
    2. озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Все эти компоненты испытывают все возрастающее воздействие и поэтому являются объектами эколого-геохимических исследований. Природная среда очень близка с той, которую называют «экологическим пространством». Сейчас такое пространство составляет примерно 1/3 часть от суши. Однако это главным образом малопригодные для жизни человека территории с суровыми условиями (заболоченные местности севера, высокогорные районы, ледники, и т. д.), которые расположены в Антарктиде, Северной Америке (Канада), России, Австралии и Океании и некоторых других районах.

Природный ландшафт – это территория, преобразованная людьми. Она неспособна к самоподдержанию в течение продолжительного времени. Это пастбища, сады пахотные земли, виноградники, парки и т. д.

3. Урбанизированные ландшафты – территории, основные особенности строения и свойства которых определяются наличием в их пределах человеческих поселений и прежде всего городов. Они включают в себя как собственно город, жители которого не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, так и его обрамление (санитарную зону). К ней относят жилые помещения, промышленные комплексы, городские застройки и т. п. Эта среда может существовать только при постоянном поддержании ее человеком. В противном случае она неизбежно обречена на разрушение. В ее границах резко нарушены круговороты веществ. Для такой среды характерны накопления отходов и загрязнения.

4. Социальная среда. Она оказывает большое влияние на человека. Эта среда включает в себя взаимоотношения между людьми, степень материальной обеспеченности, психологический климат, здравоохранение, общекультурные ценности и т. п. «Загрязнение» социальной среды, с которой человек находится в непрерывном контакте, также опасно для людей, даже более, чем загрязнение среды природной. Социальная среда может действовать как лимитирующий фактор, не давая проявиться другим. Однако следует учитывать, что социальная среда опосредуется иными средами, и наоборот.

По мере развития цивилизации человек все больше изолирует себя от естественной природной среды. Требуются большие затраты на сохранение непосредственно природной среды, а также на поддержание природного ландшафта, урбанизированного ландшафта, которые не способны к саморегулированию. Малоотходное производство, замкнутые циклы, очистные сооружения и прочее не смогут решить проблему оптимизации отношений человека и среды обитания, если не будет решаться комплекс вопросов, которые относятся к охране природной среды и усовершенствованию социальной среды.

ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА обитания человека охватывает возникшую и существующую независимо от его сознания природу. В естественной среде источниками жизненных средств являются дикие растения, животные и др. и естественные богатства, являющиеся предметом труда (уголь, руда, нефть, энергия воды и ветра). На первых этапах развития человека особую роль играли естественные источники жизненных средств, а в дальнейшем более значительную роль стали играть естественные богатства.

ИСКУССТВЕННАЯ СРЕДА обитания человека появляется в результате материальной и духовной деятельности человека. Она включает в себя: несуществующие в дикой природе, т. е созданные человеком, неодушевленные вещи, процессы; выведенные им породы растений и животных; сложившиеся социальные общности и отношения внутри их.

Понятие окружающей природной среды. Общая характеристика

Стр 1 из 42

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО: КУРС ЛЕКЦИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Нижний Новгород

А.С. Галанов, А.Р. Лаврентьев, С.В. Тищенко

Экологическое право: курс лекций.

Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Экологическое право». В нем кратко изложено содержание основных тем курса, для более глубокого усвоения данной учебной дисциплины при любой форме обучения и выработке навыков практического применения полученных знаний. Используя данный курс лекций, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и упорядочить знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины; сосредоточить свое внимание на наиболее значимых проблемах природопользования и охраны окружающей среды.

Учебное пособие по учебной дисциплине: «Экологическое право» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат).

© Галанов А.С., Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В. 2014

Введение……………………………………………………………………………………… 5

Общая часть……………………………………………………………………….………… 7

Лекция 1. Понятие, предмет и система экологического права……………………….. 7

1.1. Понятие окружающей природной среды.

1.2. Общая характеристика.

1.3. Понятие и предмет экологического права.

1.4. Метод нормы экологического права.

1.5. Принципы и система экологического права.

Лекция 2. Источники экологического права…………………………………………… 18

2.1. Понятие и особенности источников экологического права.

2.2. Система источников экологического права.

2.3. Экологическое законодательство субъектов РФ как источники

экологического права.

2.4. Нормативно-правовые акты местного самоуправления

регулирующие экологические правоотношения.


Лекция 3. Объекты и субъекты экологического права………………………………. 35

3.1. Понятие и функции объектов экологического права.

3.2. Вид и правовой статус объектов окружающей среды.

3.3. Субъекты экологического права.

Лекция 4. Экологические правоотношения……………………………………………. 44

4.1. Экологические правоотношения, понятие и виды.

4.2. Субъекты и объекты экологических правоотношений.

4.3. Содержание экологических правоотношений.

4.4. Основания прекращения экологических правоотношений.

Лекция 5. Право собственности на природные ресурсы……….…………………….. 49

5.1. Понятие и содержание прав собственности на природные ресурсы.

5.2. Формы собственности на природные ресурсы.

5.3. Понятие и содержание природопользования.

Лекция 6. Правовой механизм охраны окружающей природной среды…………… 60

6.1. Понятие механизма природопользования и охраны окружающей

природной среды.

6.2. Структура механизма природопользования и охраны окружающей

природной среды.

6.3. Управление в сфере регулирования экологических правоотношений.

Лекция 7. Правовые основы управления природопользованием и охраной

окружающей среды……………………………………………………………… 66

7.1. Понятия управления природопользованием и охраной окружающей среды.

7.2. Функции и методы природопользования и охраной окружающей среды.

7.3. Полномочия и система органов государственной власти в сфере природопользования и охраной окружающей среды.

Лекция 8. Организационно-правовые формы экологического контроля…………. 75

8.1. Понятие, формы, виды и система экологического контроля.

8.2. Функции организационно-правового механизма охраны окружающей среды.

8.3. Экологические права и обязанности граждан.

Лекция 9. Юридическая ответственность за экологические правонарушения…… 98

9.1. Понятие, содержание и элементы экологического правонарушения.

9.2. Понятие и виды юридической ответственности.

9.3. Понятие и виды экологического вреда.

9.4. Способы возмещения.

Особенная часть………………………………………………………..…………………. 108

Лекция 10. Правовое регулирование и охрана земель….…..……………….………. 108

10.1 Понятие, цели, признаки и содержание правового режима земель.

10.2 Формы собственности на землю.

10.3 Возникновение права частной собственности на землю из сделки.

Лекция 11. Правовое регулирование и охрана недр………………………………… 115

11.1 Понятие, виды и права собственности на недра.

11.2 Основание возникновения и прекращение прав пользования недрами.

Лекция 12. Правовое регулирование и охрана вод..…………………………………. 121

12.1 Понятие, цели и классификация водных объектов.

12.2 Право собственности на водные объекты.

12.3 Государственное управление в сфере использования и охраны вод.

Лекция 13. Правовое регулирование и охрана лесов…………………………….….. 128

13.1 Понятие, виды, цели и объекты права лесопользования.

13.2 Право собственности на лесной фонд и его леса.

Лекция 14. Правовая охрана атмосферного воздуха…………………………………. 138

14.1 Понятие, задачи и система правовых мер по охране атмосферного воздуха

14.2 Государственный контроль, за охраной атмосферного воздуха.

Лекция 15.Международно-правовая охрана окружающей среды……………..…… 143

15.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды.

15.2 Основные принципы международного сотрудничества в области

охраны окружающей среды.

15.3 Международные организации по охране окружающей среды.

ВВЕДЕНИЕ.

Экологическое право как учебная дисциплина сформировалось относительно недавно — в начале 60-х гг. XX века. Сегодня экологическое право – самостоятельная дисциплина российского права, предусмотренная государственными образовательными стандартами для изучения в юридических вузах России по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».

В настоящее время охрана окружающей природной среды приобрела в современном мире глобальный характер. Развитие научно-технического прогресса, усиление антропогенного давления на природную среду обостряют экологическую ситуацию. Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные обоснования, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества

Поэтому получение экологических знаний, умение применять их на практике, повышение экологической культуры необходимы не только для каждого специалиста, но и любого гражданина Российской Федерации.

Экологическое право – сложная для изучения комплексная дисциплина. Здесь требуется знание норм международного, конституционного, гражданского, административного, уголовного, трудового, природоохранительного, природоресурсового и иных отраслей российского права, большого количества федеральных законов и законов субъектов федерации, подзаконных нормативных актов.

Экологическое законодательство во многих случаях применяется в сфере трудовой деятельности человека независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Это обязывает правовую службу, руководителей различного звена и иных работников предприятий и учреждений хорошо ориентироваться в нем. Однако процесс законотворчества в этой сфере является в значительной степени стихийным. Решение о разработке того или иного нормативного акта принимаются волевым порядком, без всестороннего учета экологической ситуации в России, потребностей субъектов экологических правоотношений и научных представлений о системе экологического законодательства.

Существенные коррективы в систему экологического права как науки, отрасли права и учебной дисциплины внесли изменения социально-экономической и политической системы России, и ее государственности начиная с 1991 г. по настоящее время в отношении земли и других природных ресурсов, реформа правовой сферы регулирования общественных отношений, изменение иерархии охраняемых законом социальных ценностей. Приоритет в охране получили социальные блага личности: жизнь, здоровье, право на существование в благоприятных природных условиях.

Учреждение института частной собственности на землю способствует установлению водораздела в отношении к природе как объекту экологических интересов (биологической основе существования человека и вообще жизни на Земле) и экономических интересов (как источнику сырьевых запасов и удовлетворения материальных потребностей общества). Введением различных правовых, организационных и экономико-правовых механизмов регулирования отношений в сфере экологии делается попытка разрешить проблему противостояния экономики и экологии.

Изучая экологическое право как отрасль права, он должен четко представлять, что в общеправовой классификации нет отрасли «экологическое право». Речь должна идти о консолидации понятия экологического права, в рамках которого будут находиться земельное, водное, лесное и иные отрасли права законодательства, хотя в настоящее время эта концепция выглядит нереально. В этой связи необходимо нацеливать слушателей, на то, что в будущем возможна разработка Экологического кодекса Российской Федерации, который будет регулировать складывающиеся в рассматриваемой области отношения.

Вторая немаловажная проблема в изучении экологического права — это уяснение вопроса собственности. Государственная собственность Российской Федерации разграничивается на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такое распределение собственности может привести к непредсказуемым последствиям, политическим конфликтам. Оно может разрушить сложившееся экономическое и экологическое пространство в стране, если не будут отрегулированы вопросы компетенции субъектов Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Сама дисциплина представляет определенную специфику в ее изучении, как с точки зрения науки, так и методической. С научной точки зрения в литературе до сих пор не определены критерии отграничения предмета экологического права от предмета природоресурсового и природоохранительного права, земельного, водного и т.д. С методической — трудно усваивается в связи с отсутствием сборников нормативных и правовых актов по экологическому праву и комментариев к основным экологическим законам.

При этом успешное усвоение программного материала имеет свое целевое назначение, позволяющее студентам успешно адаптироваться и решать конкретные практические ситуации, возникающие в повседневной деятельности, помочь студентам более эффективно выбрать правильное решение и действовать эффективно в случае возникновения наиболее распространенных ситуаций в сфере охраны окружающей среды.

В настоящее время, когда учебные источники быстро устаревают, значение лекций возрастает. Кроме этого любая лекция носитвоспитательный характер. Велико ее значение и в этом направлении. Лекция также направляет, организует, стимулирует самостоятельную работу студентов, помогает в подборе и изучении литературы. На лекции подробно рассматриваться вопросы изучения данного курса и проблемы, которые необходимо разрешить, в процессе изучения дисциплины «Экологическое право».

Представленный курс лекций вызывает интерес и к «Охране окружающей среды», формирует познавательные стимулы для самостоятельной работы, развивает творческое мышление у студентов. В то же время прочтение лекций — одно из самых действенных средств формирования прочных убеждений у студентов.

Целевое назначение курса лекций – подготовить студентов юридического профиля и дать им комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Предлагаемый курс лекций предназначен, прежде всего, для реализации указанных целей. В него вошли основные вопросы, предусмотренные учебной программой. Однако рассматриваются они не в полном объеме, а упрощенно. В этой связи для более глубокого и всестороннего изучения дисциплины экологическое право, необходимо дополнительное изучение учебной и научной литературы, природоохранительного и иного законодательства.

Убедительность и доказательность лекционного материала по рассматриваемому специальному курсу во многом зависит так же и от умелого подбора и правильногоиспользования фактического материала.

Учебное пособие может быть использовано в различных формах учебных занятий и на различных этапах обучения.

Предлагаемый курс лекций призван оказать помощь в освоении сложной многоаспектной учебной дисциплины, каковой является экологическое право Российской Федерации. С этой целью он может быть использован как студентами юридических вузов и факультетов, так и государственными и муниципальными служащими, а также всеми, кто интересуется современными проблемами правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.

§ 26. Экологическое право (окончание)

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений

Словарь

Вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения.

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.

Практические выводы

1. Современный человек не может игнорировать экологические императивы (требования) эпохи. Стратегическая цель государства и общества по сохранению и восстановлению окружающей среды — это и ваша личная цель. Потому что вы, как и каждый, нуждаетесь в улучшении качества жизни и сохранении здоровья.

2. Полезно научиться разбираться в экологической ситуации, сложившейся в вашем городе, районе и т. д. Важно понять, откуда исходят угрозы окружающей среде и существует ли возможность беспрепятственно получать достоверную информацию о её состоянии. И конечно же, нужно овладевать правовыми нормами, с помощью которых можно добиваться достоверной информации, а также противостоять этим угрозам.

3. Любой здравомыслящий человек вполне осознаёт, что следует научиться критически оценивать своё собственное отношение к окружающей среде. Необходимо честно проанализировать своё поведение с точки зрения своих экологических обязанностей и, если потребуется, найти в себе мужество что-то в нём изменить, от чего-то отказаться. В первую очередь от равнодушия, от грубого потребительства.

4. Нужно хорошо понять, почему окружающей среде требуется ваша защита. В сущности, речь идёт о вашем естественном праве на здоровую окружающую среду и об обязанности её сохранять, бережно относиться к природным богатствам. Но надо научиться и защищать своё право, и исполнять необходимые обязанности. Какими способами? Ищите. И найдёте.

Документ

Из Экологической доктрины Российской Федерации (одобрена Правительством РФ в 2002 г.).

Стратегической целью государственной политики в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы:

    сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

    обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

    обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Вопросы и задания к документу

1. Как вы понимаете слово «доктрина»? 2. В чём смысл государственной политики в области экологии? 3. Объясните, как вы лично понимаете формулировку «экологическая безопасность страны». 4. Что необходимо сделать для достижения экологической цели государства? 5. Каков смысл фразы «равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей»? Как вы думаете, почему эта позиция доктрины стала главным условием достижения стратегической цели государства?

Вопросы для самопроверки

1. В чём состоит специфика экологических отношений? 2. Каковы составные части окружающей среды? 3. Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей? 4. Охарактеризуйте основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. 5. Назовите основные способы защиты экологических прав граждан. Почему важно использовать различные способы экологической защиты? 6. В чём особенности экологического правонарушения? 7. Какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство?

Задания

1. В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Человек — царь природы», «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё — наша задача». И сегодня многие в этом уверены и ведут себя соответственно. А какова ваша позиция? Приведите аргументы в её защиту. Может быть, вы готовы предложить другие лозунги? Какие именно? Объясните.

2. Гоголевский герой Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где-нибудь поставь какой- нибудь памятник или просто забор, чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.)». Нет ли у вас впечатления, что подобные традиции живучи? Аргументируйте своё мнение. Почему подобное поведение граждан можно считать экологическим правонарушением?

3. Гражданин К. взял у сельхозобъединения в аренду землю. Хозяйствовал активно. Землю использовал по-разному: стал выращивать зерновые, срубил кустарник и заложил сад, вырыл пруд и пустил уток. Арендную плату выплачивал исправно. На основе какой отрасли права регулируются отношения между К. и сельхозобъединением? Есть ли основание говорить о возникновении экологических отношений? Приведите аргументы.

4. В статье 1 закона об ООС найдите понятие «экологическая безопасность» и внимательно изучите его. В чём смысл понятия «экологическая безопасность», что оно означает? Каким путём достигается состояние защищённости природы и человека от негативного воздействия хозяйственной деятельности?

Мысли мудрых

«Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».

И. В. Гёте (1749—1832), немецкий поэт, мыслитель

Следующий параграф >>>